владыка определение по истории

Значение слова «владыка»

владыка определение по истории. android bar znachenije. владыка определение по истории фото. владыка определение по истории-android bar znachenije. картинка владыка определение по истории. картинка android bar znachenije. 1. Высок. Повелитель, властелин. И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Пушкин, Анчар. Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Брюсов, Ассаргадон. Мы путь земле укажем новый, Владыкой мира будет труд! Песня «Красное знамя».

1. Высок. Повелитель, властелин. И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Пушкин, Анчар. Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Брюсов, Ассаргадон. Мы путь земле укажем новый, Владыкой мира будет труд! Песня «Красное знамя».

2. Почтительное именование архиерея, митрополита. Приехал владыка в монастырь, все осмотрел, все благословил, остался очень доволен порядком. Куприн, С улицы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

неофициальное титулование архиереев (епископов, архиепископов, митрополитов; патриархов называют «Святейший владыка») в русском, сербском, македонском и болгарском православии. При обращении используется звательный падеж (также, как при обращении к владетельным особам) «владыко», иногда с добавлением личного имени архиерея, а официально с добавлением титула;

низший дворянский титул в средневековой Чехии, принадлежавший представителям владыцкого сословия — низшего из трёх дворянских сословий Чехии;

титул черногорских правителей из династии Петровичей, объединивших светскую (княжескую) и церковную (митрополичью) власть.

Высший чин в православии (владыка всея Руси)

ВЛАДЫ’КА, и, м. 1. Повелитель, обладающий всем, властелин (книжн.). Владыкой мира будет труд. «Интернационал». 2. Архиерей (церк.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

влады́ка

1. книжн. повелитель, обладающий всем, властелин ◆ Владыкой мира будет труд. «Интернационал» ◆ В Петербурге нет времени ни для науки, ни для чтения, а владыка — язык французский. А. А. Бестужев-Марлинский, «Фрегат «Надежда»», 1833 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Такими простыми мерами, какие мною описаны, княгиня без фраз достигла того, что действительно вошла в народ, или, как нынче говорят: «слилась с ним» в одном русле и стояла посреди своих людей именно как владыка, как настоящая народная княгиня и госпожа… Н. С. Лесков, «Захудалый род», 1874 г.

2. церк. архиерей обычно с оттенком почтительности ◆ Мне было двадцать лет, и уже преосвященнейший владыка нашей епархии назначал меня ставленником в диаконы; из милости к отцу моему и ко мне ожидал только хорошей ваканции, т.е. чтобы поставить меня диаконом в сытное место, где бы мне можно было со временем быть и священником. О. М. Сомов, «Сватовство», 1831 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я это наверное знаю, потому что наш владыка был здесь в Петербурге, и его регент, который с ним тоже был здесь, все это мне самой рассказывал. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г. ◆ Однажды, по какому-то, чуть ли не официальному случаю, владыка должен был обедать у губернатора. В. В. Крестовский, «Панургово стадо», 1869 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Значение слова владыка

Словарь Ушакова

влад ы ка, владыки, муж.

1. Повелитель, обладающий всем, властелин (книж.). Владыкой мира будет труд. «Интернационал».

Политическая наука: Словарь-справочник

в России обращение к архиерею.

Словарь антонимов русского языка

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: властелин (кн.), властитель (кн.), повелитель, господин, правитель

Энциклопедический словарь

в России обращение к архиерею.

Словарь Ожегова

ВЛАДЫКА, и, м.

2. Титулование архиерея.

Своя рука владыка посл. о возможности самому всем распоряжаться.

| ж. владычица, ы (к 1 знач.).

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— господин, обладатель, верховный правитель, государь. В. небесный — Господь. В русской православной церкви почетный титул духовных особ. На богослужебном языке В. именуется каждый священнодействующий иерей, но в общежитии титул В. дается исключительно архиереям. Старинное название сел и деревень: «владычные», «владыкины» — указывает на принадлежность их архиерейским кафедрам. Святым владыкой назывался до 1852 года духовно-военный глава или государь (в то же время и митрополит) Черногории. С 1852 года светская власть над Черногорией находится в руках князя и совершенно отделена от власти духовной.

Источник

Араты — рядовые монголы-скотоводы.

Баскак – представитель ордынцев, специальный чиновник для сбора дани и учета населения на русских землях.

Гильдия купцов – основная форма организации людей, занятых торговлей (в нем.- цех, уния); гильдии защищали своих членов и подчиняли их деятельность определенным правилам.

Житьи люди – в Новгородской республике меньшие землевладельцы с меньшим капиталом, не занимавшие высших должностей.

Золотая Орда – государство, основанное в 40-х годах XIII века Бату-ханом, или Батыем (внуком Чингисхана, сыном Джучи) в низовьях Волги, на территории Северного Кавказа, части Средней Азии. Русские земли формально не входили в Золотую Орду, но находились под ее протекторатом. Государство просуществовало два века.

Изорники— зависимые крестьяне, платили феодалу оброк (четверть, иногда половину урожая) и выполняли е его пользу некоторые работы.

Кочетники – крестьяне-рыболовы.

«Крестовый поход» — название похода Владимира Мономаха против половцев в 1111 г.

Купец –человек, занятый торговлей, куплей-продажей; в XVIII-начале XX века – cпециальное сословие.

Курултай – в монгольской державе съезд монгольской знати во главе с членами правящей династии.

Ливонский орден — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Восточной Прибалтике на латышских и эстонских землях в 1237—1561 гг. Орден вел захватнические войны против Литвы и Руси.

Монгольская держава– государство от Тихого океана до Дуная и от Ледовитого океана до Закавказья, империя, сложившаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников в начале 13 века. Распалась в конце 14 века.

Наместник – должностное лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление. До сер. XVI в. назначался царем и Боярской думой.

Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.

Ордынский дань – дань, собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды в 13 – 15 вв.

Совет господ – в Новгородской республике – это своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили: архиепископ (владыка), посадник, тысяцкий, кончанские старосты (избирались в каждом «конце» города), сотские старосты, тысяцкие и др.

Соха— единица податного обложения в России XIII XVII вв. Первоначально измерялась количеством рабочей силы, затем количеством пахотной земли

Ордынское иго –система властвования Золотой Орды над Русью, включавшей управление завоеванными территориями, а также политику в отношении различных слоев и социальных групп населения.

Политическая раздробленность — процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в.

Посад — тор­го­во-ре­мес­лен­ная часть го­ро­да.

Посадник — глава Новгорода, ведавший управлением и судом, контролировавший деятельность князя; выс­шая долж­ность в Нов­го­род­ской и Псков­ской рес­пуб­ли­ках, из­би­рал­ся на вече на один-два года и ру­ко­во­дил де­я­тель­но­стью всех долж­ност­ных лиц, вме­сте с кня­зем ведал во­про­са­ми управ­ле­ния и суда.

Своеземцы – были только в Новгородской и Псковской республиках: не бояре, но люди, которые имели свою землю и сами её обрабатывали (отсюда и название).

Сло­бо­да — часть го­ро­да, на­се­лен­ная ре­мес­лен­ни­ка­ми одной спе­ци­аль­но­сти.

Сто­ро­на — часть го­ро­да в Древ­нем Нов­го­ро­де, от­гра­ни­чен­ная рекой Вол­хов (Вол­хов делил Нов­го­род на 2 сто­ро­ны).

Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.

Тысяцкий — начальник новгородского ополчения.

Уделы — совокупность земель, удельных имуществ и доходов.

Улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю.

Ушкуйники – новгородские пираты.

Хан (тюркский и монгольский титул в Средние века и Новое время) — вождь племени, государь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Митрополит

владыка определение по истории. russia 3178907 960 720. владыка определение по истории фото. владыка определение по истории-russia 3178907 960 720. картинка владыка определение по истории. картинка russia 3178907 960 720. 1. Высок. Повелитель, властелин. И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Пушкин, Анчар. Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Брюсов, Ассаргадон. Мы путь земле укажем новый, Владыкой мира будет труд! Песня «Красное знамя».

Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

Кто такой митрополит

Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

владыка определение по истории. rite 3419163 960 720. владыка определение по истории фото. владыка определение по истории-rite 3419163 960 720. картинка владыка определение по истории. картинка rite 3419163 960 720. 1. Высок. Повелитель, властелин. И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Пушкин, Анчар. Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Брюсов, Ассаргадон. Мы путь земле укажем новый, Владыкой мира будет труд! Песня «Красное знамя».

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Первый митрополит на Руси

Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

владыка определение по истории. moscow 3345211 960 720. владыка определение по истории фото. владыка определение по истории-moscow 3345211 960 720. картинка владыка определение по истории. картинка moscow 3345211 960 720. 1. Высок. Повелитель, властелин. И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Пушкин, Анчар. Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Брюсов, Ассаргадон. Мы путь земле укажем новый, Владыкой мира будет труд! Песня «Красное знамя».

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

Митрополит в католической Церкви

Сначала права митрополита и на Западе и на Востоке оставались абсолютно равными. Но появление новых германских государств изменило положение митрополита, потому что сами митрополии потеряли свое прежнее значение. Постепенно епископы стали независимы от митрополитов и только в Англии митрополиты долго еще обладали прежними правами.

Сейчас в католической Церкви сразу несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Поскольку центр митрополии должен совпадать с центром архиепархии, митрополит в Католической церкви является еще и архиепископом. В ряде стран, таких как Италия, США и др. митрополии объединили в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Смотрите также интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым)

Источник

Митрополит

Митрополи́т – (греч. μητροπολίτης (от греч. μητρόπολις – сто­лич­ный город, матерь горо­дов) – архи­ерей област­ного города) – пра­ви­тель­ствен­ная сте­пень епи­скопа; 2) епи­скоп — обла­да­тель этой пра­ви­тель­ствен­ной сте­пени.

Мит­ро­по­лит – титул епи­скопа глав­ного города, обла­сти или про­вин­ции. Титул мит­ро­по­лита возник потому, что неко­то­рые епи­скопы (глав­ных горо­дов, то есть мет­ро­по­лий) имели под своим нача­лом несколь­ких под­чи­нен­ных им епи­ско­пов, управ­ля­ю­щих епар­хи­ями. Кафедра мит­ро­по­лита нахо­ди­лась в глав­ном городе (мет­ро­по­лии) про­вин­ции Рим­ской Импе­рии. Впо­след­ствии мит­ро­по­ли­тами стали назы­ваться епи­скопы, управ­ля­ю­щие круп­ными епар­хи­ями. В насто­я­щее время в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви титул «мит­ро­по­лит» явля­ется почет­ным зва­нием, сле­ду­ю­щим после титула «архи­епи­скоп». Отли­чи­тель­ной частью обла­че­ния мит­ро­по­лита явля­ется белый клобук.

«Мит­ро­по­лит и его округ»

Через своего епи­скопа каждая част­ная Цер­ковь под­дер­жи­вала един­ство с про­чими частями Единой Все­лен­ской Церкви и всту­пала с ними в связь. По при­меру апо­столь­ского Собора, епи­скопы несколь­ких сосед­них епар­хий соби­ра­лись для вза­им­ных сове­тов и состав­ляли общие опре­де­ле­ния по цер­ков­ным делам. Посред­ством таких собра­ний из несколь­ких епи­скоп­ских обла­стей обра­зо­ва­лись особые круп­ные части Церкви, как бы округа. Цен­трами этих окру­гов и местами Собо­ров были глав­ные города в раз­лич­ных частях импе­рии, кото­рые не только в поли­ти­че­ском, но и в цер­ков­ном отно­ше­нии имели боль­шее зна­че­ние, как матери для других горо­дов при рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства, или мит­ро­по­лии. Епи­скопы этих горо­дов – мит­ро­по­лий поль­зо­ва­лись боль­шим ува­же­нием перед осталь­ными епи­ско­пами менее важных горо­дов одного и того же округа, были среди них пер­выми, или архи­епи­ско­пами, и пред­се­да­тель­ство­вали на Собо­рах. С IV-го века в восточ­ных Церк­вах им было при­сво­ено наиме­но­ва­ние мит­ро­по­ли­тов. В неко­то­рых стра­нах епи­скопы, имев­шие зна­че­ние мит­ро­по­ли­тов, назы­ва­лись при­ма­сами.

К авто­ри­тету, кото­рым поль­зо­ва­лись мит­ро­по­литы по зна­че­нию своих горо­дов, Цер­ковь при­со­еди­няла и власть, чтобы упро­чить союз отдель­ных Церк­вей и укре­пить един­ство цер­ков­ного управ­ле­ния. Так, мит­ро­по­ли­там было предо­став­лено право не только созыва област­ных Собо­ров и пред­се­да­тель­ства на них, но и выс­шего над­зора за цер­ков­ными делами их окру­гов; епар­хи­аль­ные епи­скопы должны были счи­тать своего мит­ро­по­лита своим главой и не имели права пред­при­ни­мать без него ничего важ­ного, пре­вы­ша­ю­щего их власть. (Апост. 34; Ант. 9). Он забо­тился о заме­ще­нии вакант­ных епи­скоп­ских мест (IV всел. 25); утвер­ждал избра­ние епи­ско­пов (I всел. 4; Лаод. 12) и ставил их на долж­ность с епи­ско­пами своего округа (IV всел. 28); постав­лен­ный в епи­скопы без раз­ре­ше­ния мит­ро­по­лита не должен был оста­ваться епи­ско­пом (I всел. 6). С его раз­ре­ше­ния и с его гра­мо­той епи­скоп мог отправ­ляться в путе­ше­ствие вне пре­де­лов мит­ро­по­лии (Карф. 32). Мит­ро­по­лит при­ни­мал апел­ля­ции на суд епи­скопа от его клира (Карф. 37 и 139) и обви­не­ния на него (Карф. 28). Окруж­ные епи­скопы обя­заны были поми­нать при свя­щен­но­слу­же­ниях имя своего мит­ро­по­лита, в знак их обще­ния с ним (Двукр. 14). Но власть мит­ро­по­лита была огра­ни­чена мест­ным Собо­ром его округа (Апост. 34; Ант 9). До учре­жде­ния пат­ри­ар­ше­ства, мит­ро­по­лит ста­вился Собо­ром епи­ско­пов округа (Сард. 6) и мог быть судим таким же Собо­ром вместе с сосед­ству­ю­щими мит­ро­по­ли­тами (III всел. 1).

Неко­то­рым епи­ско­пам давался иногда титул мит­ро­по­лита без власти. Поль­зу­ясь правом чести, они должны были в порядке цер­ков­ного управ­ле­ния под­чи­няться тому мит­ро­по­литу, к округу кото­рого при­над­ле­жали их епар­хии; напр., епи­скоп иеру­са­лим­ский, до воз­ве­де­ния своего в пат­ри­ар­ше­ское досто­ин­ство, был в зави­си­мо­сти от кеса­рий­ского мит­ро­по­лита (I всел. 7)».
про­то­и­е­рей В.Г. Певцов. Лекции по цер­ков­ному праву.

«Исто­ри­че­ски первым епи­скоп­ским титу­лом являлся титул мит­ро­по­ли­тов. Мит­ро­по­литы были епи­ско­пами пер­вен­ству­ю­щих горо­дов про­вин­ций; под их пред­се­да­тель­ством про­хо­дили епи­скоп­ские соборы. В 34‑м Апо­столь­ском пра­виле о них гово­рится так: «Епи­ско­пам вся­каго народа подо­бает знати пер­ваго в них и при­зна­вати его яко главу…». Зонара в тол­ко­ва­нии на этот канон назы­вает пер­вен­ству­ю­щих епи­ско­пов «архи­ере­ями мит­ро­по­лии», а мит­ро­по­ли­ями на адми­ни­стра­тив­ном языке Рим­ской импе­рии име­но­ва­лись центры про­вин­ций (по-гре­че­ски – епар­хий). Поскольку на тер­ри­то­рии такой «епар­хии» нахо­ди­лось несколько епи­ско­пий (епар­хий – в нашем пони­ма­нии), то зна­че­ние гре­че­ского слова «епар­хия» (т.е. латин­ская «про­вин­ция») соот­вет­ствует, когда речь идет о цер­ковно-тер­ри­то­ри­аль­ном деле­нии, нашему мит­ро­по­ли­чьему округу (ныне такие округа суще­ствуют в одной только Румын­ской Церкви).
Термин «мит­ро­по­лит» впер­вые упо­ми­на­ется в кано­нах I Никей­ского Собора. В конце 4‑го пра­вила ска­зано: «Утвер­ждати же тако­выя дей­ствия в каждой обла­сти подо­бает ея мит­ро­по­литу». Свое­об­ра­зие устрой­ства Афри­кан­ской Церкви заклю­ча­лось в том, что там только епи­скоп самого Кар­фа­гена был пер­во­и­е­рар­хом всей помест­ной Церкви, а в мит­ро­по­ли­чьих окру­гах первым был не епи­скоп цен­траль­ного города про­вин­ции, а ста­рей­ший по хиро­то­нии».
про­то­и­е­рей Вла­ди­слав Цыпин. Цер­ков­ное право

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *