владыка определение по истории
Значение слова «владыка»
1. Высок. Повелитель, властелин. И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Пушкин, Анчар. Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Брюсов, Ассаргадон. Мы путь земле укажем новый, Владыкой мира будет труд! Песня «Красное знамя».
2. Почтительное именование архиерея, митрополита. Приехал владыка в монастырь, все осмотрел, все благословил, остался очень доволен порядком. Куприн, С улицы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
неофициальное титулование архиереев (епископов, архиепископов, митрополитов; патриархов называют «Святейший владыка») в русском, сербском, македонском и болгарском православии. При обращении используется звательный падеж (также, как при обращении к владетельным особам) «владыко», иногда с добавлением личного имени архиерея, а официально с добавлением титула;
низший дворянский титул в средневековой Чехии, принадлежавший представителям владыцкого сословия — низшего из трёх дворянских сословий Чехии;
титул черногорских правителей из династии Петровичей, объединивших светскую (княжескую) и церковную (митрополичью) власть.
Высший чин в православии (владыка всея Руси)
ВЛАДЫ’КА, и, м. 1. Повелитель, обладающий всем, властелин (книжн.). Владыкой мира будет труд. «Интернационал». 2. Архиерей (церк.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
влады́ка
1. книжн. повелитель, обладающий всем, властелин ◆ Владыкой мира будет труд. «Интернационал» ◆ В Петербурге нет времени ни для науки, ни для чтения, а владыка — язык французский. А. А. Бестужев-Марлинский, «Фрегат «Надежда»», 1833 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Такими простыми мерами, какие мною описаны, княгиня без фраз достигла того, что действительно вошла в народ, или, как нынче говорят: «слилась с ним» в одном русле и стояла посреди своих людей именно как владыка, как настоящая народная княгиня и госпожа… Н. С. Лесков, «Захудалый род», 1874 г.
2. церк. архиерей обычно с оттенком почтительности ◆ Мне было двадцать лет, и уже преосвященнейший владыка нашей епархии назначал меня ставленником в диаконы; из милости к отцу моему и ко мне ожидал только хорошей ваканции, т.е. чтобы поставить меня диаконом в сытное место, где бы мне можно было со временем быть и священником. О. М. Сомов, «Сватовство», 1831 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я это наверное знаю, потому что наш владыка был здесь в Петербурге, и его регент, который с ним тоже был здесь, все это мне самой рассказывал. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г. ◆ Однажды, по какому-то, чуть ли не официальному случаю, владыка должен был обедать у губернатора. В. В. Крестовский, «Панургово стадо», 1869 г. (цитата из НКРЯ)
Значение слова владыка
Словарь Ушакова
влад ы ка, владыки, муж.
1. Повелитель, обладающий всем, властелин (книж.). Владыкой мира будет труд. «Интернационал».
Политическая наука: Словарь-справочник
в России обращение к архиерею.
Словарь антонимов русского языка
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: властелин (кн.), властитель (кн.), повелитель, господин, правитель
Энциклопедический словарь
в России обращение к архиерею.
Словарь Ожегова
ВЛАДЫКА, и, м.
2. Титулование архиерея.
• Своя рука владыка посл. о возможности самому всем распоряжаться.
| ж. владычица, ы (к 1 знач.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— господин, обладатель, верховный правитель, государь. В. небесный — Господь. В русской православной церкви почетный титул духовных особ. На богослужебном языке В. именуется каждый священнодействующий иерей, но в общежитии титул В. дается исключительно архиереям. Старинное название сел и деревень: «владычные», «владыкины» — указывает на принадлежность их архиерейским кафедрам. Святым владыкой назывался до 1852 года духовно-военный глава или государь (в то же время и митрополит) Черногории. С 1852 года светская власть над Черногорией находится в руках князя и совершенно отделена от власти духовной.
Араты — рядовые монголы-скотоводы.
Баскак – представитель ордынцев, специальный чиновник для сбора дани и учета населения на русских землях.
Гильдия купцов – основная форма организации людей, занятых торговлей (в нем.- цех, уния); гильдии защищали своих членов и подчиняли их деятельность определенным правилам.
Житьи люди – в Новгородской республике меньшие землевладельцы с меньшим капиталом, не занимавшие высших должностей.
Золотая Орда – государство, основанное в 40-х годах XIII века Бату-ханом, или Батыем (внуком Чингисхана, сыном Джучи) в низовьях Волги, на территории Северного Кавказа, части Средней Азии. Русские земли формально не входили в Золотую Орду, но находились под ее протекторатом. Государство просуществовало два века.
Изорники— зависимые крестьяне, платили феодалу оброк (четверть, иногда половину урожая) и выполняли е его пользу некоторые работы.
Кочетники – крестьяне-рыболовы.
«Крестовый поход» — название похода Владимира Мономаха против половцев в 1111 г.
Купец –человек, занятый торговлей, куплей-продажей; в XVIII-начале XX века – cпециальное сословие.
Курултай – в монгольской державе съезд монгольской знати во главе с членами правящей династии.
Ливонский орден — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Восточной Прибалтике на латышских и эстонских землях в 1237—1561 гг. Орден вел захватнические войны против Литвы и Руси.
Монгольская держава– государство от Тихого океана до Дуная и от Ледовитого океана до Закавказья, империя, сложившаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников в начале 13 века. Распалась в конце 14 века.
Наместник – должностное лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление. До сер. XVI в. назначался царем и Боярской думой.
Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.
Ордынский дань – дань, собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды в 13 – 15 вв.
Совет господ – в Новгородской республике – это своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили: архиепископ (владыка), посадник, тысяцкий, кончанские старосты (избирались в каждом «конце» города), сотские старосты, тысяцкие и др.
Соха— единица податного обложения в России XIII XVII вв. Первоначально измерялась количеством рабочей силы, затем количеством пахотной земли
Ордынское иго –система властвования Золотой Орды над Русью, включавшей управление завоеванными территориями, а также политику в отношении различных слоев и социальных групп населения.
Политическая раздробленность — процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в.
Посад — торгово-ремесленная часть города.
Посадник — глава Новгорода, ведавший управлением и судом, контролировавший деятельность князя; высшая должность в Новгородской и Псковской республиках, избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда.
Своеземцы – были только в Новгородской и Псковской республиках: не бояре, но люди, которые имели свою землю и сами её обрабатывали (отсюда и название).
Слобода — часть города, населенная ремесленниками одной специальности.
Сторона — часть города в Древнем Новгороде, отграниченная рекой Волхов (Волхов делил Новгород на 2 стороны).
Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.
Тысяцкий — начальник новгородского ополчения.
Уделы — совокупность земель, удельных имуществ и доходов.
Улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю.
Ушкуйники – новгородские пираты.
Хан (тюркский и монгольский титул в Средние века и Новое время) — вождь племени, государь.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Митрополит
Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?
Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.
Кто такой митрополит
Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».
Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.
Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.
Церковная иерархия
Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.
В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.
Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.
Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:
Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.
Первый митрополит на Руси
Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.
Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.
Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».
Митрополиты сегодня
Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.
Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.
Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».
Митрополит в католической Церкви
Сначала права митрополита и на Западе и на Востоке оставались абсолютно равными. Но появление новых германских государств изменило положение митрополита, потому что сами митрополии потеряли свое прежнее значение. Постепенно епископы стали независимы от митрополитов и только в Англии митрополиты долго еще обладали прежними правами.
Сейчас в католической Церкви сразу несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Поскольку центр митрополии должен совпадать с центром архиепархии, митрополит в Католической церкви является еще и архиепископом. В ряде стран, таких как Италия, США и др. митрополии объединили в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.
Смотрите также интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Митрополит
Митрополи́т – (греч. μητροπολίτης (от греч. μητρόπολις – столичный город, матерь городов) – архиерей областного города) – правительственная степень епископа; 2) епископ — обладатель этой правительственной степени.
Митрополит – титул епископа главного города, области или провинции. Титул митрополита возник потому, что некоторые епископы (главных городов, то есть метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных им епископов, управляющих епархиями. Кафедра митрополита находилась в главном городе (метрополии) провинции Римской Империи. Впоследствии митрополитами стали называться епископы, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ». Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.
«Митрополит и его округ»
Через своего епископа каждая частная Церковь поддерживала единство с прочими частями Единой Вселенской Церкви и вступала с ними в связь. По примеру апостольского Собора, епископы нескольких соседних епархий собирались для взаимных советов и составляли общие определения по церковным делам. Посредством таких собраний из нескольких епископских областей образовались особые крупные части Церкви, как бы округа. Центрами этих округов и местами Соборов были главные города в различных частях империи, которые не только в политическом, но и в церковном отношении имели большее значение, как матери для других городов при распространении христианства, или митрополии. Епископы этих городов – митрополий пользовались большим уважением перед остальными епископами менее важных городов одного и того же округа, были среди них первыми, или архиепископами, и председательствовали на Соборах. С IV-го века в восточных Церквах им было присвоено наименование митрополитов. В некоторых странах епископы, имевшие значение митрополитов, назывались примасами.
К авторитету, которым пользовались митрополиты по значению своих городов, Церковь присоединяла и власть, чтобы упрочить союз отдельных Церквей и укрепить единство церковного управления. Так, митрополитам было предоставлено право не только созыва областных Соборов и председательства на них, но и высшего надзора за церковными делами их округов; епархиальные епископы должны были считать своего митрополита своим главой и не имели права предпринимать без него ничего важного, превышающего их власть. (Апост. 34; Ант. 9). Он заботился о замещении вакантных епископских мест (IV всел. 25); утверждал избрание епископов (I всел. 4; Лаод. 12) и ставил их на должность с епископами своего округа (IV всел. 28); поставленный в епископы без разрешения митрополита не должен был оставаться епископом (I всел. 6). С его разрешения и с его грамотой епископ мог отправляться в путешествие вне пределов митрополии (Карф. 32). Митрополит принимал апелляции на суд епископа от его клира (Карф. 37 и 139) и обвинения на него (Карф. 28). Окружные епископы обязаны были поминать при священнослужениях имя своего митрополита, в знак их общения с ним (Двукр. 14). Но власть митрополита была ограничена местным Собором его округа (Апост. 34; Ант 9). До учреждения патриаршества, митрополит ставился Собором епископов округа (Сард. 6) и мог быть судим таким же Собором вместе с соседствующими митрополитами (III всел. 1).
Некоторым епископам давался иногда титул митрополита без власти. Пользуясь правом чести, они должны были в порядке церковного управления подчиняться тому митрополиту, к округу которого принадлежали их епархии; напр., епископ иерусалимский, до возведения своего в патриаршеское достоинство, был в зависимости от кесарийского митрополита (I всел. 7)».
протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву.
«Исторически первым епископским титулом являлся титул митрополитов. Митрополиты были епископами первенствующих городов провинций; под их председательством проходили епископские соборы. В 34‑м Апостольском правиле о них говорится так: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу…». Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии», а митрополиями на административном языке Римской империи именовались центры провинций (по-гречески – епархий). Поскольку на территории такой «епархии» находилось несколько епископий (епархий – в нашем понимании), то значение греческого слова «епархия» (т.е. латинская «провинция») соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, нашему митрополичьему округу (ныне такие округа существуют в одной только Румынской Церкви).
Термин «митрополит» впервые упоминается в канонах I Никейского Собора. В конце 4‑го правила сказано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Своеобразие устройства Африканской Церкви заключалось в том, что там только епископ самого Карфагена был первоиерархом всей поместной Церкви, а в митрополичьих округах первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии».
протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право