визбор перевал история песни
Визбор перевал история песни
Доброго времени суток всем посетившим мой скромный сайт!
Коллекция альтернативных куплетов к песне «Перевал»
Первоначально написанная Юрием Визбором песня называлась «Осенние дожди» и описывала нечто вроде суровых альпинистских будней, потери друзей путём впропастьпадания и т. д. и т. п. и пр. Текст не привожу, дабы не навлечь на себя копирастический банхаммер.
А потом песню полюбили барды. И всё бы ничего, но барды любят не только петь, но и пить. А что делают пьяные барды, когда забывают слова песни? Правильно, они их либо додумывают, либо повторяют предыдущие. Так и получился «Перевал».
Ныне эта песня любима многими. Её разучивают в пионерлагерях, агитбригадах после выступления, дворах… Забавно слышать, как первоклашки поют о Страшном Суде, не понимая толком, что это такое…
По моим данным, текст «Перевала» имеет ряд магических свойств, но по понятным причинам подробностей не привожу.
Итак, наслаждайтесь, товарищи!
Основные куплеты «Перевала»
Просто нечего нам больше терять,
Всё нам вспомнится на Страшном Суде,
Эта ночь легла, как тот перевал,
За которым исполненье надежд.
Просто прожитое прожито зря,
Но не в этом, понимаешь ли, соль.
Слышишь, капают дожди октября,
Видишь, старый дом стоит средь лесов.
Мы растопим в доме печь, в доме печь,
Мы гитару позовём со стены.
Просто нечего нам больше беречь,
Ведь за нами все мосты сожжены.
Все мосты, все перекрёстки дорог,
Все прошёптанные тайны в ночи.
Каждый предал всё, что мог, всё, что мог,
Но об этом помолчим, помолчим.
Пусть Луна взойдёт оплывшей свечой,
Ставни скрипнут на ветру, на ветру.
Ах. как я тебя люблю горячо,
Годы это не сотрут, не сотрут.
Мы оставшихся друзей соберём,
Мы набьём картошкой старый рюкзак,
Люди спросят: что за шум? что за гром?
Мы ответим: просто так, просто так.
Они образуют так называемое «ядро» (линухоиды поймут, о чём я). А теперь ещё несколько «универсальных», полученных путём копания либо в нэте, либо в собственной голове. Итак,
предлагаю Вашему вниманию собранные из различных источников куплеты-дополнения к «Перевалу»
№0. По легенде, передан Ю. Визбором с того света.
Средь лесов стоял большой светлый дом,
Был опрятен он, просторен и чист,
Много дружбы и тепла было в нём.
Дай мне руку, гитарист, гитарист,
Гитаристка, потяни мне ладонь,
Я её в своей душе сберегу.
В очаге погас последний огонь,
Просто так идут дожди по земле,
И потеряны от счастья ключи.
Это всё, конечно, мне, это мне,
Но об этом помолчим, помолчим.
Просто прожитое прижито зря,
Но не в этом, понимаешь ли, соль.
Слышишь, капают дожди октября,
Видишь, старый дом стоит средь лесов.
№4а. (с) Русский народ
Просто так идут дожди по земле,
Просто так спадают листья в саду,
Просто там, в ночной таинственной мгле
Ты не сразу видишь эту звезду,
Не случайно все мы здесь собрались.
№4б. (с) Русский народ
Просто так идут дожди по земле,
Просто так спадают листья в саду,
Просто там, в ночной таинственной мгле
Ты не сразу видишь эту звезду,
Просто маятник пробил этот час.
Просто некуда нам больше идти.
№6. (с) NickKolok. Посвящается Веронике Макаровой.
Просто небо почернело от туч,
Просто снова разразилась гроза.
Сотни молний заплетаются в луч,
Выжигающий людские сердца.
Робко дрогнет приозябший огонь,
Искра, по ветру метнувшись, блеснёт.
Нас с тобой уже ничто не согнёт.
Просто сердце может всё пережить,
Нам пора сейчас дела отложить,
Пусть пока ворчливый гром отдохнёт,
За окном бродяга-ветер притих.
Мы сплетём из гулких нот, гулких нот,
«Перевала» неизменный мотив.
Просто жизнь о камни бьёт, сильно бьёт,
Просто преданы былые мечты.
И надежда больше к нам не придёт,
И потеряны от счастья ключи.
Просто сбрасывают нас со счетов,
Дескать, мы уже не те, что тогда.
Мы ответим: ну и что? ну и что?
Мы припомним удалые года.
Пусть здесь нет былых друзей и подруг,
Поредевший замыкается круг,
И на талию ложится рука.
Час расплаты наконец-то настал!
Изо тьмы встаёт последняя цель,
И как встарь, взмывает ввысь «Перевал».
№10. (с) NickKolok. Посвящается… впрочем, рисковать ни к чему. Без посвящения.
В череде гудков плывут номера,
С телефоном интеренет «в параллель»…
Наизусть я их привык набирать –
Всё с подругой говорить веселей,
Чем по сетке сообщенья кидать,
Поминутно нажимая Shift-ноль,
Скобкой многого нельзя передать…
…Всё же это – пустота, а не боль…
…Над деревней затухает заря,
Подводя итог прошедшему дню…
…Это было всё не зря, нет, не зря,
И теперь её ни в чём не виню,
Мне вообще она такая зачем?
Ведь другой он была мне нужна…
…Подмигнул тихонько старый модем.
Ночь. Компьютер. Интернет. Тишина.
А теперь всякая мелочёвка, написанная мною на мотив «Перевала» по разным случаям. Стиль старался выдержать…
№б/н.(с)Колокол. На ограничение регистрации ВК
Просто Дуров снова что-то мудрит,
Регистрацию зачем-то прижал,
Общий доступ на страницы открыт,
Вся приватность наизнанку легла,
И «Контакту», видно, скоро каюк.
Эта ночь последней каплей была.
Просто впору отступать на «Фейсбук».
№б/н. (с) NickKolok (Колокол). Катюше Малаевой на семнадцатилетие.
Время тянется остывшей лапшой,
С каждым часом замедляя свой ход.
Но дорога бесконечно идёт.
И куда-то отступает тоска.
За окно плывёт таёжный пейзаж,
Тихо катится по рельсам плацкарт.
№б/н (с) NickKolok. Алёне Быковой в качестве колыбельной.
Просто скоро надо спать, надо спать,
Завтра снова ждёт насыщенный день.
Завтра будут нам дипломы вручать,
Дискотека ожидает затем.
Поболтали мы с тобой хорошо,
Видишь, день не зря сегодня прошёл,
Завтра снова мы увидимся тут.
№б/н (с) NickKolok. Участникам 3-й спецсмены удодов.
Над “Дзержинским» опускается ночь,
Тихо светится походный экран.
Завтра… Завтра мы разъедемся прочь,
По порядком заскучавшим домам…
Нас связавшая незримая нить,
Через время, несомненно, пройдёт.
Просто пусть гитара снова звенит,
Просто пусть Катюша снова поёт!
Ну и, наконец, наброски, отрывки, альтернативные версии и прочие куски текста, найденные на простора инэта. (Орфография местами сохранена…)
Помолчим о том что сниться друзьяа-ам
что в сырых палатках тесно лежать
можит что-то мы еще и соврем
но ведь в етом толькодым виноват
Спите брацы, дождь еще не прошол
завтротрудный перевал штурмовать,
ну давай костер еще раз споем.
дальше я непомню. но в походе мы пели больше чем 4 куплета это точно.
Видно нечего больше нам скрывать,
Все припомнится на страшном суде.
Эта ночь легла, как тот перевал,
За которым исполнение надежд.
Все что прожито – не прожито зря – не зря
Но не в этом, понимаешь ли, соль (фасоль),
Слышишь, падают дожди октября (сентября)
Видишь, старый дом стоит среди лесов.
Мы затопим в доме печь (2 р.)
Мы гитару позовем со стены,
Просто нечего нам больше беречь,
Ведь за нами все мосты сожжены.
Все мосты, все перекрестки дорог,
Все зашёптаны тайны в ночи.
Каждый сделал все, что мог (2 р.)
Но об этом помолчим.
Только я знаю еще один вариант последнего куплета, и он мне нравится даже больше:
Просто так идут дожди по земле
Просто так слетают листья в саду
И в пустой ночной таинственной мгле
Мы не сразу видим в небе звезду
Это небо ведь оно не для нас
Наше счастье ведь оно впереди
В жизни каждого бывает тот час
Когда скажет лучший друг «уходи»
Просто так идут дожди по Земле,
Просто так слетают листья в саду,
Просто так в чужой, таинственной мгле
В небе видишь ты не сразу звезду,
Просто Небо – ведь оно не для нас,
Просто Счастье – ведь оно впереди,
Просто маятник пробил этот час,
Просто некуда нам больше идти…
Я вспомнила этот куплет! Видимо, в цепи изустных «передатчиков» попался один (а может и не один) склеротик. и маразматик. 🙂 Ибо четвертый куплет у нас звучал так
Просто так идут дожди в октябре,
И потеряны от счастья ключи
Это все конечно мне, конечно мне..
Мы об этом помолчим, помолчим..
Просто так срывают листья в саду
Просто так идут ветра по земле
Просто так в ночной таинственной мгле
Между делом повстречаешь беду
Просто небо ведь оно не для нас
Просто счастье ведь оно впереди
Просто дорог каждый миг, каждый час
Мы об этом помолчим, помолчим
Просто так срывают листья в саду
Просто так идут ветра по земле
Просто так в ночной таинственной мгле
Между делом повстречаешь беду
Просто небо ведь оно не для нас
Просто счастье ведь оно впереди
Просто дорог каждый миг, каждый час
Мы об этом помолчим, помолчим
Просто прожитое, прожито зря
Но не в этом, понимаешь ли, соль.
Просто так идут дожди октября
Просто старый дом стоит средь лесов
Просто так поют дожди в октябре,
И потеряны от счастья ключи.
Это все, конечно, мне, конечно, мне,
Но об этом помолчим, помолчим.
Но не в этом, понимаешь ли, соль.
Слышишь, падают дожди октября,
Видишь, старый дом стоит средь лесов.
Просто так идут дожди в октябре,
И потеряны от счастья ключи.
Это все, конечно, мне, конечно, мне, (и не мне)
Но об этом помолчим, помолчим.
Но не в этом, понимаешь ли, соль.
Слышишь, падают дожди октября, (кап-кап)
Видишь, старый дом стоит средь лесов. (скрип-скрип)
немного о Юрии Визборе 5
В 1961 году Юрий Визбор совместно с Сергеем Смирновым написал сценарий к фильму Бориса Рыцарева «Выше неба», для которого также сочинил 6 песен, в том числе «Домбайский вальс».
«Домбайский вальс» является одной из самых известных песен Юрия Визбора и рассматривается в качестве его «поэтической визитной карточки».
В марте 1961 года Юрий Визбор приехал в расположенный на Домбае альпинистский лагерь «Алибек», чтобы покататься на горных лыжах. Он приехал в горы со своими друзьями — радиожурналисткой Людмилой Москвиной, а также геологами Сергеем Лабунцом и Валентиной Минаевой**.
Профсоюзная путёвка в альплагерь на 20 дней стоила в то время довольно дёшево — 27 рублей, примерно четверть месячной заработной платы учителя или инженера.
В «Алибеке» инструктором Юрия был Борис Левин — горнолыжник и альпинист, в будущем известный геофизик, а также автор и исполнитель песен, которые он начал писать с 1961 года, попав под влияние Визбора. Через много лет Борис Левин напишет воспоминания о Визборе, которые назовёт «Лучший горнолыжник среди бардов».
Сам Юрий Визбор так описывал историю создания этой песни: «Поднимались мы на хижину Алибек в Домбайской долине. Среди нас был нобелевский лауреат, физик Игорь Евгеньевич Тамм, был академик Блохинцев Дмитрий Иванович, ну и простой народ. Вот, собственно, в этой хижине и была написана песня, которая потом стала известной под названием „Домбайский вальс“»
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.
Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой
Марево дальних дорог.
Вот и окончился круг,
Помни, надейся, скучай!
Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай.
Что ж ты стоишь на тропе,
Что ж ты не хочешь идти?
Нам надо песню запеть,
Нам нужно меньше грустить.
Снизу кричат поезда,
Правда, кончается март,
Ранняя всходит звезда,
Где-то лавины шумят.
Алибекская хижина, была построена в 1950 году на берегу Турьего озера. Она являлась спортивным филиалом лагеря «Алибек» и в зимнее время использовалась в качестве горнолыжной базы. Со стороны ледника Алибек хорошо видны вершины Главного Кавказского хребта, в том числе упомянутая в «Домбайском вальсе» гора Эрцог (3683 м).
Окончательный вариант «Домбайского вальса» был создан уже после окончания мартовской поездки: он был датирован 19 апреля 1961 года. Песня была посвящена Валентине Минаевой.**
Вскоре после создания «Домбайский вальс» приобрёл большую популярность в туристских и альпинистских кругах. При этом, по словам Визбора, опытные лыжники упрекали его в неправильном отношении к лыжам — они говорили, что «лыжи у печки ставить нельзя в связи с тем, что они рассыхаются». Из-за этого среди туристов «Домбайский вальс» в шутку стали называть «песней о неправильном хранении туристского снаряжения».
В своё оправдание Визбор говорил, что, во-первых, он «не сочинял инструкцию по хранению лыж», а во-вторых, в стоящей над ледником хижине «как раз лыжи возле печки ставятся».
Появились и пародии на эту песню***, самая известная из которых начиналась словами «Лыжи из печки торчат…»****.
Людмила Москвина вспоминала: «Там всё было по правде, документально» — «…и Эрцог, и закат за горой, и рюкзак на тропе, который не хочет идти». – /Рюкзак, Карл! – прим. К.В./
* (из интервью Б. Пастернаку 1980г)
** Валентина Минаева. Ссреди друзей — горнолыжников и альпинистов — она была известна под прозвищем «Валяба». В частности, двумя годами ранее Юрий Визбор посвятил ей шуточную песенку: «Валяба, Валяба, не уезжай в Китай, Валяба, Валяба, ты сердце мне отдай».
*** Одна из пародий https://www.youtube.com/watch?v=Vq5njgk35Xs
****
Лыжи из печки торчат,
Скоро рюкзак догорит.
Снова прострелит мне в зад
Старенький радикулит.
Здравствуйте хмурые дни,
Горное солнце прощай…
Группа объехала пни,
Только вот я – раздолбай!
Лыжи из печки торчат,
Сохнут носки за стеной,
Месяц кончается март,
Высохнут – едем домой.
«У романтиков одна дорога»: в день рождения Юрия Визбора
Сегодня, 20 июня, у Юрия Иосифовича Визбора, этого замечательного автора-исполнителя и поэта, журналиста, драматурга, художника и Человека, без памяти влюбленного в горы, день рождения. Ему было бы 85 лет.
И вот сегодня особенно сильно хочется вспомнить песни, “позвав гитару со стены”, рассмотреть фотографии, где каждый когда-то “оставил” или “оставит” своё сердце, вспомнить теплым словом тех, кто всегда был и старается быть в горах человеком, романтиком и добряком.
Для тех, кто решил вспомнить песни.
Вот, например, запоёшь “. Крылья палатки сложили, их кончен полёт”, про милую вспомнишь, а не сразу догадаешься, что песня посвящена вовсе не женщине.
Я убеждена, что любое произведение раскрывается полнее и становится особенно дорогим, если знаешь его историю. Даже едва заметный факт, повлиявший на автора, заставивший его сделать в блокноте судьбоносные для этого произведения пометки, словно становится вашим общим секретом – пусть и одним на тысячи человек 🙂
Песня «Солнышко лесное», закрепившаяся в сознании ребят и девчат с гитарой как “Милая моя”, началась в 1972 году на Грушинском бардовском фестивале. Юрий Визбор был очарован местом и людьми, которые ждали его на Поляне, долго и скрупулезно подбирал слова, которые так легко подхватили его товарищи и поют их до сих пор.
Припев:
Em Am
Милая моя,
D7 G
Солнышко лесное,
Em Am
Где, в каких краях
B7 Em
Встретишься со мною?
Em
Не утешайте меня, мне слова не нужны,
G D7 G
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,-
B7 C E7
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Am B7 Em
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!
Откуда у “горников” любовь к вальсам? В горах ведь не до “танцулек”. Но что-то заставляет вновь и вновь ритмично переступать с аккорда на аккорд и покачиваться в такт – как будто “в лоб” штурмуешь “на три такта”.
Литературоведы всех мастей окрестят Визбора одним из основоположников жанра – туристской, студенческой, бардовской песни, бытовой и вместе с тем лирической, с упором на содержание, но немыслимая без гитары.
Любовь к горам совершенно закономерно привела Юрия Визбора к горным лыжам. В 1961 году он с компанией (только представьте, съездить покататься” с нобелевским лауреатом Игорем Таммом и академиком Дмитрием Блохинцевым!) поднялся в хижину над Алибекским ледником – тогда этот небольшой домик был стартовой точкой перед тем как отправиться на восхождение и горнолыжного катания.
В этой хижине и в этих горах была написана песня, которая потом стала известна под названием «Домбайский вальс». Большая популярность вызвала и дотошное внимание к строчкам, особенно со стороны лыжников – барда даже упрекали за начало песни «Лыжи у печки стоят. ». Как это лыжи у печки ставить? Рассохнутся же! По рассказам очевидцев, Визбор лишь пожимал плечами и легко парировал: во-первых, он не думал сочинять инструкцию по хранению лыж, а, во-вторых, описал реально существующее место — хижину на Алибекском леднике: «Тaм как раз лыжи возле печки ставятся».
Домбай. Высокогорная хижина Алибек. «Советский художник». Москва. 1966
Dm Gm A7 Dm A7
Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой,
Dm Gm A7 Dm
Месяц кончается март, скоро нам ехать домой.
D7 Gm C7 F A7
Здравствуйте, хмурые дни, горное солнце, прощай,
Dm Gm A7 Dm
Мы навсегда сохраним в сердце своем этот край.
Dm Gm A7 Dm A7
Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог,
Dm Gm A7 Dm
Нас ожидает с тобой марево дальних дорог.
D7 Gm C7 F A7
Вот и окончился круг, помни, надейся, скучай!
Dm Gm A7 Dm
Снежные флаги разлук вывесил старый Домбай.
Dm Gm A7 Dm A7
Что ж ты стоишь на тропе, что ж ты не хочешь идти?
Dm Gm A7 Dm
Нам надо песню допеть, нам надо меньше грустить.
D7 Gm C7 F A7
Снизу кричат поезда, правда, кончается март,
Dm Gm A7 Dm
Ранняя всходит звезда, где-то лавины шумят.
Однажды на большом турслёте уже прижавшиеся друг к другу и согретые костром и песнями туристы вдруг ни с того ни с сего отстранились и разделились на два лагеря (может, и на больше – кто-то, крякнув, вставал с насиженного места и вяло уходил в сторону палаток). Споры разгорелись вокруг визборовской песни “Перевал” – “молодежь” пела песню весело и бодро, “старая школа” хмуро напевала куплеты с совсем другими словами…
Песня «Осенние дожди» 1970 года тоже “в народе” сменила название, став известной как “Перевал”, без которого редко обходится хоть одна настоящая туристская посиделка. Кажется, её пели везде: от высокогорных альплагерей до лагерей детских, пионерских. В последних, как раз, песня “обкатывалась” нещадно, все её “взрослые” острые углы и шероховатости менялись и переосмысливались: вместо “предал” – более оптимистичное “сделал всё, что смог”, вместо непонятно откуда взявшегося слуги – “луна взойдет оплывшей свечой“, да и “нечего нам больше терять” звучит гораздо романтичнее, чем “скрывать”.
Am Dm
Мы затопим в доме печь, в доме печь,
E7 Am
Мы гитару позовем со стены.
Dm
Просто нечего нам больше беречь,
G7 C
Ведь за нами все мосты сожжены.
A7 Dm
Все мосты, все перекрестки дорог,
G7 C
Все зашептанные тайны в ночи.
Am Dm
Каждый сделал все, что смог, все, что смог,
E7 Am
Но об этом помолчим, помолчим.
Так, сложная и невеселая песня про человеческие отношения обрела молодцеватого “близнеца”: про “картошку” и “кап-кап”, про надежду и конец туристического сезона.
Давайте продолжим вспоминать любимые песни, рассматривать фотографии и делиться друг с другом живыми и щемящими цитатами Юрия Иосифовича Визбора. Для него. Для нас с вами.
«Самое страшное в жизни – это потерянное время. Иногда я буквально физически чувствовал, как сквозь меня течет поток совершенно пустого, ничем не заполненного времени. Это – терзало меня. Я чувствовал себя водоносом, несущим воду в пустыне. Ведро течет, и драгоценные капли отмечают мой путь, мгновенно испаряясь на горячих камнях. И самому мне эта вода не впрок, и напоить некого. Я смутно подозревал, что не может это ведро быть бесконечным, что вон там, за выжженными солнцем плоскогорьями, я как раз и почувствую жажду. Но ведро течет, и нет никаких сил остановить потерю. «.
Визбор перевал история песни
Желающие помочь фестивалю «Камчатская гитара» материально
могут перевести средства на счёт WMR R327407126606
Камчатские сайты |
Абордаж ВКонтакте Предлагаю вашему вниманию статью-мнение о современной бардовской песне попавшуюся на сайте «СОЛЬ» http://www.saltt.ru/node/2519 Избит гитарой желтой Под Самарой начался очередной кипучий, могучий, никем не победимый Грушинский фестиваль. В прошлом году на «Грушу» приехали 37 тысяч поющих и подпевающих. Авторская песня феноменальна: люди полвека поют одни и те же вещи в одной и той же манере и умудряются рекрутировать в свои ряды все новые и новые поколения, прививая им поэтику костровой романтики. «Соль» произвела ревизию песен, которые опошлены движением КСП сильнее всего. Стереотипный бард носит старый свитер грубой вязки, окладистую бороду, в которой застряли остатки походной каши, «взволнованно лажает на гитаре» и никогда не снимает рюкзак. Быть любителем и тем более исполнителем авторской песни в 1960-е — это чуть-чуть геройски, а сейчас — чуть-чуть неловко. Во-первых, ушла романтика очарованного странничества и наивной сентиментальной музыки, в моде простота, все пафосное вызывает раздражение. Во-вторых, многочисленная армия поклонников КСП и сама немало сделала для того, чтобы дискредитировать движение, к которому принадлежала. Журналист Анатолий Обыденкин, много лет описывающий метаморфозы авторской песни, как-то сделал важный текст об исчерпанности движения КСП, о лицемерии старшего поколения, которое сидит в жюри фестивалей («Пой старое, проверенное, а то тебя освистают») и пытается гнуть свою линию, о тошнотворной бардовской умильности («Песни КСПшников подчеркнуто бесконфликтны, они не имеют претензий ни к себе, ни к социуму, руководствуясь девизом «ты окей — я окей»). О том, как проникает на «аутентичную» Грушинку рок-музыка: «Противостояние рок-поэтики и слащавых попевок каэспэшников про природу и туризм — мне кажется, главная антитеза [Грушинского] фестиваля. Ее символом стала для меня какая-то девушка, бредущая по грязи в одном купальнике и орущая: «Барды must die!» «Милая моя» «Перевал» «Люди идут по свету. » «Изгиб гитары. » «Ты да я да мы с тобой»
|