вермеер художник картины биография
Ян Вермеер — художник, входящий в триаду «великих голландцев»
Ян Вермеер Делфтский (Jan Vermeer van Delft или Johannes Vermeer van Delft; родился в октябре 1632 — умер в декабре 1675 гг.) — выдающийся нидерландский художник XVII столетия, классик эпохи Барокко, один из главных представителей Золотого века голландской живописи, автор известных всему миру шедевров бытового жанра и замечательный портретист. Яну Вермееру принадлежит одна из хрестоматийных картин в истории искусства — «Девушка с жемчужной серёжкой». Мастерство его работы с перспективой и деталями настолько поразительно, что возникла даже версия об использовании камеры-обскуры (правда, эта гипотеза воспринимается искусствоведами весьма критически).
Ян Вермеер творил в эпоху, которую принято называть Золотым веком голландской живописи. Это один из самых значимых периодов в истории европейского искусства. Голландцы оказали огромное влияние на развитие живописного мастерства и своих современников, и художников последующих столетий — вплоть до настоящего времени. Огромный вклад в развитие живописи внёс и Вермеер Делфтский.
Яна Вермеера включают в триаду «великих голландцев», чьё творчество стало вершиной искусства Золотого века — наряду с Рембрандтом (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) и Францем Хальсом (Frans Hals). В его честь назван один из астероидов Солнечной системы.
Биография Яна Вермеера
Ян Вермеер родился в 1632 году в нидерландском городе Делфте и был крещён в местной церкви 31 октября (эта дата часто принимается за день рождения художника). Отец мальчика занимался ткачеством — производил шёлковые материи, затем прикупил трактир, а также стал в Делфте членом гильдии Святого Луки, которая объединяла торговцев предметами искусства. Вероятно, последнее обстоятельство повлияло и на выбор жизненного пути Вермеера-младшего.
В возрасте 21 года юноша также стал членом этой гильдии, а значит, он на тот момент как минимум шесть лет проучился у живописца-профессионала (согласно условиям приёма). Кто был учителем Вермеера — вопрос дискуссионный (в биографии художника немало белых пятен). Считается, что значительное влияние на молодого человека оказал Питер де Хох (Pieter de Hooch), специализировавшийся на жанровых сценках.
То, что Ян Вермеер состоял в гильдии Святого Луки и даже стал её деканом, говорит о его авторитете в профессиональной среде. Ежегодно он писал в среднем по паре картин, то есть на количество не работал. Платили Вермееру весьма неплохо. Впрочем, содержать большое семейство (у художника было пятнадцать детей, из которых зрелого возраста достигло одиннадцать) помогали и сторонние источники дохода: он участвовал в управлении семейным трактиром и, скорее всего, торговал предметами искусства, как его отец.
Но в 1672 году началась война с Францией, и в Голландии стало не до искусства. Мастеру пришлось существенно снизить свои тарифы. Его финансовое положение ухудшилось. К сожалению, до мирных времён (война продлилась шесть лет) Вермееру дожить было не суждено. В 1675 году 43-летний художник заболел и 15 декабря скоропостижно умер, оставив после себя долги. Чтобы их закрыть, вдове пришлось продать на аукционе картины, оставшиеся в наследство.
Учеников после себя Ян Вермеер не оставил.
Самые известные картины Яна Вермеера
Картины Яна Вермеера были по достоинству оценены лишь потомками. Живописец получил определённое признание при жизни, у него были заказчики-меценаты, но всё-таки его работы были недооценены современниками. Из-за этого многие картины были утеряны, и искусствоведы продолжают их поиск по сей день. В 1930-х годах, когда стала ясна ценность наследия мастера, его творчество даже стало объектом атаки фальсификаторов.
К числу самых известных шедевров Вермеера относятся:
Всего на данный момент в музеях и частных коллекциях находится 34 картины этого художника. Есть ещё пять работ, которые, возможно, также принадлежат его кисти (их атрибуция — предмет дискуссии).
Приобрести шедевр Вермеера для частной коллекции сейчас практически невозможно. Но произведения его современников, творивших в эпоху Золотого века, порой появляются на мировых аукционах. На сайте Very Important Lot всегда можно ознакомиться с творениями современных художников-графиков. Онлайн-платформа предоставляет возможность связаться с ними, обсудить заказ и недорого купить картину, которая понравилась. Возможно, когда-нибудь она станет столь же ценной, как творчество великого голландца!
Ян Вермеер
Биография
Ян Вермеер — талантливый нидерландский художник, жизнь которого, как и творчество, окружены домыслами и предположениями. Дело в том, что при жизни Вермеера, а также некоторое время после его смерти, работы мастера не вызывали явного интереса, хотя и сразу раскупались. Многие полотна даже были утеряны. Однако спустя некоторое время внимание искусствоведов привлекли творения позабытого гения, и сейчас имя Яна Вермеера стоит в одном ряду с именами гениев живописи Рембрандта ван Рейна, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля.
Детство и юность
Предполагаемый портрет Яна Вермеера
Отец будущего художника владел собственным постоялым двором и трактиром, а также работал мастером ткачества по шелковым тканям. Кроме того, этот человек знал толк в произведениях искусства и даже перепродавал некоторые из них купцам и коллекционерам. Возможно поэтому Ян Вермеер в какой-то момент и увлекся живописью.
Известно, что в 1653 году молодого человека приняли в художественную гильдию Святого Луки. Однако, по условиям членства в этом обществе, до вступления в гильдию художник должен был в течение шести лет обучаться у опытного наставника. Кто стал таковым для Яна Вермеера, также не известно.
Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера
Версии разнятся: по одной из них, Вермеер «набивал руку» под руководством Леонарта Брамера, по другой же – учителем молодого человека являлся более известный живописец Герард Терборх. Как бы то ни было, Вермеер близко дружил с обоими мастерами.
Живопись
Когда отец Яна умер, молодому человеку пришлось заняться делами трактира, оставшегося главным источником заработка семьи. Хотя Вермеер к тому времени уже занимал почетную должность в художественной гильдии Святого Луки (а по факту руководил ею), дохода это практически не приносило.
Картина Яна Вермеера «Вид Делфта»
В то же время картины художника полюбились знатокам искусства и быстро находили покупателей. Вскоре Вермеер обрел постоянных покровителей-меценатов: Хендрика ван Буйтена, местного пекаря, и Якоба Диссиуса, владельца печатной мастерской.
В коллекциях этих людей, по разной информации, хранилось больше двух десятков работ художника. Однако так и осталось невыясненным, писал ли Вермеер на заказанные темы, или же просто предоставил ван Буйтену и Диссиусу право первыми приобретать новые творения.
Примечательно, что Ян Вермеер славился не только как талантливый художник, но и как эксперт и знаток предметов искусства. К нему обращались, чтобы выяснить или подтвердить подлинность тех или иных полотен. Однако собственный талант художник не передал никому — историки и искусствоведы сходятся на версии, что учеников у Вермеера никогда не было.
Отличительной чертой работ Яна Вермеера считаются тщательно прописанные интерьеры и детали городских пейзажей. А вот человеческие образы художник предпочитал прописывать только на портретах, если же фигура человека появлялась в пейзаже, то была, как правило, довольно незначительной.
Картины Яна Вермеера «Мастерская художника» и «Молочница»
Одним из ярких примеров «интерьерной» живописи принято считать картину «Мастерская художника», написанную мастером в 1666 году. Это поздняя работа, на которой Вермееру удалось передать атмосферу рабочего места мастера. Считается, что образ художника Ян Вермеер писал с себя. Также примером отлично переданной атмосферы интерьера считаются картины «Девушка, читающая письмо у окна» и «Молочница».
Кроме того, Вермеер был мастером так называемой «любовной» живописи. Это чувство стало основным мотивом многих картин художника. Простые бытовые сцены отлично передают умиротворенность и гармонию персонажей и обстановки. Часто моделью и музой для Яна Вермеера становилась его супруга, пример тому – картина «Офицер и смеющаяся девушка».
Картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» и «Портрет молодой девушки»
Личная жизнь
Семейная жизнь Яна Вермеера сложилась счастливо. В 1653-м художник женился на девушке по имени Катарина Болнес. Ситуацию осложняло только неприятие матерью невесты возлюбленного дочери. Дело в том, что семья Катарины придерживалась католичества, Вермеер же являлся протестантом.
Катарина Болнес на картине Яна Вермеера «Женщина с жемчужным ожерельем»
Но вскоре, видя отношение Яна Вермеера к дочери, женщина уступила и дала согласие на свадьбу. Тем не менее, до конца жизни Мария Болнес, теща Вермеера, так и не смирилась с выбором дочери, считая Яна слишком мягким и неделовым человеком. Катарина подарила супругу 15 детей. К сожалению, четверо умерли в младенчестве.
Смерть
Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами. Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось. Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.
Могила Яна Вермеера
О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.
Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.
Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.
Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям. Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись Колин Ферт, Скарлетт Йоханссон, Том Уилкинсон, Киллиан Мерфи.
Ян Вермеер. В чем уникальность художника
В 2003 году на экраны вышел чудесный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой». Это трогательная история любви служанки (Скарлетт Йоханссон) и голландского художника Яна Вермеера (Кёлин Фёрт).
Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?
Да потому, что их просто нет!
Яна Вермеера называют «делфтским сфинксом». Так как истории его жизни мы досконально никогда не узнаем. И лишь картины позволяют почерпнуть хоть какие-то сведения.
Что известно о Вермеере
Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.
В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.
С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.
В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.
Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.
Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.
Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.
Вот и все известные биографические данные о великом художнике.
Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.
Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце XIX века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время это около 100 рублей)! Смехотворно мало.
Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).
Что необыкновенного в Вермеере
В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.
Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.
Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.
Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.
Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.
В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.
У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.
Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…
Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.
Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.
Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.
А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.
И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.
Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.
Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…
Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.
Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.
Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».
Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.
Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.
А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.
Девушка с жемчужной серёжкой
Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».
Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.
Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.
Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.
Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.
То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.
Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.
В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.
Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.
В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.
Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.
Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.
Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.
Вермеер обыкновенный. Камера-обскура
Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.
Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.
Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.
Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.
А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.
Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.
В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.
Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».
Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.
Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.
После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.
И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.
Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.
На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.
Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.
Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.
Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.