верди реквием история создания

История одного шедевра: «Реквием» Джузеппе Верди – опера во всем, кроме названия

верди реквием история создания. 79995e40b17943fbd 5e40b17940ba1. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-79995e40b17943fbd 5e40b17940ba1. картинка верди реквием история создания. картинка 79995e40b17943fbd 5e40b17940ba1. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

«Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

Немецкий дирижер Ганс фон Бюлов описал «Реквием» Верди как его последнюю оперу, только в церковных одеждах. Он ошибся лишь в одном – «Реквием» не стал заключительной работой композитора. Но, действительно, это произведение называют оперой во всем, кроме названия – настолько оно человечно, эмоционально и театрально. «Реквием» сочетает в себе оперную драматургию, прекрасные симфонические и хоровые пассажи с виртуозными сольными партиями.

История создания

верди реквием история создания. 5e40b0d3d4711. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-5e40b0d3d4711. картинка верди реквием история создания. картинка 5e40b0d3d4711. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

Алессандро Мандзони и Джузеппе Верди

Стоит обратить внимание на интересное стечение обстоятельств. В тот год, когда произошло знакомство Верди и Мандзони, умер Джоаккино Россини. В его честь Верди вместе с 12 видными композиторами принял участие в грандиозном проекте по созданию «Реквиема». Маэстро выпал жребий писать заключительную часть произведения, Libera me. Исполнение было назначено на 13 ноября 1869 – в первую годовщину смерти Россини. Но по неясным обстоятельствам за 9 дней до премьеры оргкомитет, занимавшийся подготовкой к памятной дате, отклонил «Реквием». Верди был возмущен, тем более что он лично пригласил руководить этим концертом своего друга, дирижера Анджело Мариани. Маэстро резко высказался на его счет и положил конец любым их отношениям.

верди реквием история создания. 5d9fdc0e1e7dd. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-5d9fdc0e1e7dd. картинка верди реквием история создания. картинка 5d9fdc0e1e7dd. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

Джованни Болдини. Джузеппе Верди в цилиндре, 1886г

Работа над музыкой заняла десять месяцев, и ровно через год после кончины писателя, 22 мая 1874, «Реквием» был исполнен в миланской церкви Святого Марка. За дирижерским пультом стоял сам маэстро. Четырьмя солистами стали: сопрано Тереза Штольц, меццо-сопрано Мария Вальдман, тенор Джузеппе Каппони, бас Ормондо Майни. Верди выбрал певцов, с которыми уже не раз работал в своих операх. 25 мая в том же составе «Реквием» прозвучал в Ла Скала.

Сочинение пользовалось успехом. Большим – в католических странах (Италия, Франция), меньшим – в Англии. Хотя посетивший лондонскую премьеру Бернард Шоу остался в восторге от «Реквиема», который впоследствии исполнялся на его похоронах. Новый виток популярности вердиевской заупокойной мессе принес 20 век. И сейчас она исполняется не только в концертных вариантах, но и в виде театральных постановок.

Музыка

«Реквием» Верди имел мало общего со сдержанностью и спокойствием католических месс. Собственно, он и не писался для богослужебных целей. Гораздо большее объединяло его с операми композитора – энергия мелодий и драматические эмоциональные контрасты. Кроме того, во времена Верди женщины не могли исполнять церковные произведения, а в мессе маэстро принимают участие не только две солистки, но и множество хористок. Оркестровое сопровождение использует сложные приемы, найденные Верди в его зрелых работах. Хор вовлечен в действие на всем его протяжении, он требует более значительного состава, нежели для оперной постановки.

«Реквием» состоит из 7 канонических частей, однако ужасающий мотив Dies irae, Дня гнева, повторяется неоднократно, как символ могущества и неизбежности смерти. Этот контрастирующий эффект вырастает из лучших опер Верди. Открывается «Реквием» частью Introit and Kyrie, в которой заняты хор и все солисты. Вторая часть Dies irae рисует картины Судного дня, следом за которой идет поэтическая третья часть, Offertory. Четвертая часть Sanctus являет собой восьмичастную фугу для двойного хора, которая начинается фанфарами труб, оповещая о том, кто придет во имя Господа. Пятая часть Agnus Dei, ознаменована чарующим акапельным женским дуэтом, мелодия которого поддерживается флером трех солирующих флейт, а затем повторяется хором и оркестром. Agnus Dei наиболее приближена по стилистике к духовной музыке. В шестой части Lux aeterna, композитор достигает вершин музыкальной изобразительности – со страниц партитуры через тремоло скрипок буквально льется вечный свет. Заключительный раздел «Реквиема», Libera me, звучит как гимн человеческой душе, молящей господа об избавлении от вечной смерти в день Страшного суда.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Верди «Реквием»

Верди «Реквием»

Верди «Реквием»

«Реквием» Джузеппе Верди (1813-1901) – единственное крупное произведение этого выдающегося итальянского композитора, написанное не в оперном жанре. Оно вошло в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы.

верди реквием история создания. verdi requiem1. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-verdi requiem1. картинка верди реквием история создания. картинка verdi requiem1. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

Что же такое реквием?

Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровождении оркестра. Вообще, реквием (лат Requiem, «(на) упокой») – это служба в католических и лютеранских церквях. Называется он по начальному слову интроита (входного песнопения)«Requiemaeternamdonaeis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»). Вначале исполнялся только в церквях во время службы, но затем композиторы стали писать реквием на неканонические тексты, и вскоре реквием превратился в самостоятельное концертное произведение. В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).

Верди закончил свой «Реквием» весной 1874 года, через несколько лет после «Аиды». «Реквием» имел длительную историю создания и увековечил собой память о великих соотечественниках композитора.

Год спустя Верди сообщал, что решил сам сочинить весь «Реквием», причем к тому времени им уже были созданы две первые части, составившие единое целое с ранее написанной последней частью, доставшейся ему в 1868 году по жребию.

В том же 1868 году состоялась долгожданная встреча Верди с другим, не менее знаменитым, чем Россини, современником — писателем Алессандро Мандзони.

Узнав о смерти Мандзони (22 мая 1873 года), Верди не поехал в Милан, сказав: «у меня не хватает мужества присутствовать на его похоронах», но уже на следующий день принял решение создать грандиозный памятник — «Реквием», который лучшие певцы должны были исполнить в Милане в годовщину смерти Мандзони.

Традиционную структуру католической службы Верди насытил чисто романтической экспрессией. По стилю Реквием примыкает к «Аиде», над которой композитор работал параллельно. Родственный круг музыкальных образов, отличающихся подчеркнуто яркой и выпуклой обрисовкой, музыкально-театральные формы (ариозо, дуэты, трио, квартеты) сообщают сочинению черты оперной выразительности. Благодаря этому Реквием занял прочное место в репертуаре театральных и концертных залов. Верди разделил канонический служебный текст на 7 частей.

№1 Requiemaeternam (Вечный покой) выполняет роль пролога. Голоса хора вполголоса произносят слова молитвы. Горестные вздохи перерастают в кроткую, просветленную мелодию. Ее проникновенному звучанию контрастирует мужественный, энергичный эпизод Tedecethymnus(Тебе подобает гимн). Kyrieeleison(Господи помилуй) начинается широкой свободной фразой тенора, к которому постепенно присоединяются другие солисты и хор. Спокойное, умиротворенное заключение номера особенно подчеркивает трагический характер следующей части.

№2 Diesirae (День гнева) – главный, наиболее конфликтный и широко разработанный номер. Мрачная поэзия средневекового гимна, написанного в эпоху, когда эпидемии чумы уносили десятки тысяч человеческих жизней, вдохновила Верди на создание эффектной живописной картины Страшного суда. Основная тема этого номера будет неоднократно возвращаться на протяжении сочинения, выполняя функцию своеобразного mementomori. Составляющие эту часть эпизоды более всего напоминают оперные сцены. Tubamirum (Труба дивная) вырастает из музыки Diesiraeи не уступает ей по силе. Начинается развернутым симфоническим вступлением: грозные фанфары звучат все ближе на фоне барабанной дроби. Не отзвуки ли это многочисленных европейских революций XIXвека, франко-прусской военной кампании 1870-71 годов, ставшей «репетицией» Первой мировой? В момент наивысшего напряжения вступает сурово-величественная фраза хора, которая обрывается резко и неожиданно, сменяясь приглушенным, замирающим соло баса в ритме похоронного марша.

Если до этого номера были преимущественно хоровые, то далее на первый план выходят солисты, создавая галерею человеческих образов, по-разному реагирующих на жизненные испытания. Подлинной жемчужиной второй части становится печально умиротворенный квартет с хором Lacrymosa(Слезная). Этот заключительный эпизод с мелодией удивительной красоты – один из самых проникновенных в музыке Верди.

В трех последующих частях господствует светлая атмосфера.

№3 Offertorio (Приношение даров) представляет собой декоративно созерцательный квартет солистов. №4 Sanctus (Святой) – гигантская мастерски построенная полифоническая пьеса, воспевающая пафос созидания. №5 AgnusDei(Агнец Божий) – сдержанный, отрешенный дуэт женских голосов, вариации в старинном стиле на необычную тему в духе средневекового церковного песнопения.

В сравнительно небольшом №6 Luxaeterna (Вечный свет), построенном на контрасте света и тьмы, постепенно возвращаются настроения первой части. №7 Liberame (Освободи меня, Господи) – грандиозный по своим масштабам эпилог Реквиема. Он открывается страстным, выразительным речитативом солистки; затем проходят основные темы Diesiraeи Requiemaeternam. Однако Верди не заканчивает свое сочинение традиционной молитвой о вечном покое. Реквием завершает монументальная фуга с темой героического, волевого характера, которая звучит как гимн мужеству, силе человеческого духа.

Источник

Немецкий дирижер Ганс фон Бюлов описал «Реквием» Верди как его последнюю оперу, только в церковных одеждах. Он ошибся лишь в одном – «Реквием» не стал заключительной работой композитора. Но, действительно, это произведение называют оперой во всем, кроме названия – настолько оно человечно, эмоционально и театрально. «Реквием» сочетает в себе оперную драматургию, прекрасные симфонические и хоровые пассажи с виртуозными сольными партиями.

История создания и исполнений

Стоит обратить внимание на интересное стечение обстоятельств. В тот год, когда произошло знакомство Верди и Мандзони, умер Джоаккино Россини. В его честь Верди вместе с 12 видными композиторами принял участие в грандиозном проекте по созданию «Реквиема». Маэстро выпал жребий писать заключительную часть произведения, Libera me. Исполнение было назначено на 13 ноября 1869 – в первую годовщину смерти Россини. Но по неясным обстоятельствам за 9 дней до премьеры оргкомитет, занимавшийся подготовкой к памятной дате, отклонил «Реквием». Верди был возмущен, тем более что он лично пригласил руководить этим концертом своего друга, дирижера Анджело Мариани. Маэстро резко высказался на его счет и положил конец любым их отношениям.

Работа над музыкой заняла десять месяцев, и ровно через год после кончины писателя, 22 мая 1874, «Реквием» был исполнен в миланской церкви Святого Марка. За дирижерским пультом стоял сам маэстро. Четырьмя солистами стали: сопрано Тереза Штольц, меццо-сопрано Мария Вальдман, тенор Джузеппе Каппони, бас Ормондо Майни. Верди выбрал певцов, с которыми уже не раз работал в своих операх. 25 мая в том же составе «Реквием» прозвучал в Ла Скала.

Сочинение пользовалось успехом. Большим – в католических странах (Италия, Франция), меньшим – в Англии. Хотя посетивший лондонскую премьеру Д.Б. Шоу остался в восторге от «Реквиема», который впоследствии исполнялся на его похоронах. Новый виток популярности вердиевской заупокойной мессе принес 20 век. Сейчас она исполняется не только в концертных вариантах, но и в виде театральных постановок. Так, в 2012 году Мариинский театр представил сценическую версию «Реквиема» в режиссуре Даниэле Финци Паски.

верди реквием история создания. 30. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-30. картинка верди реквием история создания. картинка 30. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

«Реквием» Верди имел мало общего со сдержанностью и спокойствием католических месс. Собственно, он и не писался для богослужебных целей. Гораздо большее объединяло его с операми композитора – энергия мелодий и драматические эмоциональные контрасты. Кроме того, во времена Верди женщины не могли исполнять церковные произведения, а в мессе маэстро принимают участие не только две солистки, но и множество хористок. Оркестровое сопровождение использует сложные приемы, найденные Верди в его зрелых работах. Хор вовлечен в действие на всем его протяжении, он требует более значительного состава, нежели для оперной постановки.

верди реквием история создания. 28. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-28. картинка верди реквием история создания. картинка 28. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

верди реквием история создания. 29. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-29. картинка верди реквием история создания. картинка 29. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

«Реквием» Верди исполнялся выдающимися певцами, некоторые выступления остались на видео:

Видео: слушать «Реквием» Верди

Что же такое реквием?

Верди закончил свой «Реквием» весной 1874 года, через несколько лет после «Аиды». «Реквием» имел длительную историю создания и увековечил собой память о великих соотечественниках композитора.

Год спустя Верди сообщал, что решил сам сочинить весь «Реквием», причем к тому времени им уже были созданы две первые части, составившие единое целое с ранее написанной последней частью, доставшейся ему в 1868 году по жребию.

В том же 1868 году состоялась долгожданная встреча Верди с другим, не менее знаменитым, чем Россини, современником — писателем Алессандро Мандзони.

Узнав о смерти Мандзони (22 мая 1873 года), Верди не поехал в Милан, сказав: «у меня не хватает мужества присутствовать на его похоронах», но уже на следующий день принял решение создать грандиозный памятник — «Реквием», который лучшие певцы должны были исполнить в Милане в годовщину смерти Мандзони.

Традиционную структуру католической службы Верди насытил чисто романтической экспрессией. По стилю Реквием примыкает к «Аиде», над которой композитор работал параллельно. Родственный круг музыкальных образов, отличающихся подчеркнуто яркой и выпуклой обрисовкой, музыкально-театральные формы (ариозо, дуэты, трио, квартеты) сообщают сочинению черты оперной выразительности. Благодаря этому Реквием занял прочное место в репертуаре театральных и концертных залов. Верди разделил канонический служебный текст на 7 частей.

№1 Requiemaeternam (Вечный покой) выполняет роль пролога. Голоса хора вполголоса произносят слова молитвы. Горестные вздохи перерастают в кроткую, просветленную мелодию. Ее проникновенному звучанию контрастирует мужественный, энергичный эпизод Tedecethymnus(Тебе подобает гимн). Kyrieeleison(Господи помилуй) начинается широкой свободной фразой тенора, к которому постепенно присоединяются другие солисты и хор. Спокойное, умиротворенное заключение номера особенно подчеркивает трагический характер следующей части.

В трех последующих частях господствует светлая атмосфера.

История создания

Джоаккино Россини, для которого изначально был задуман Реквием

Сочинение

верди реквием история создания. 320px Francesco Hayez 040. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-320px Francesco Hayez 040. картинка верди реквием история создания. картинка 320px Francesco Hayez 040. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

Алессандро Мандзони, которому Реквием был посвящён

Структура Реквиема

1. Requiem и Kyrie (квартет солистов, хор)

3. Offertorium (солисты)

4. Sanctus (двойной хор)

5. Agnus Dei (сопрано, меццо-сопрано и хор)

6. Lux Aeterna (меццо-сопрано, тенор, бас)

7. Libera Me (сопрано и хор)

Концертная судьба

Смотреть что такое «Реквием (Верди)» в других словарях:

Моцарта. Реквием Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный реквием Бриттена. Каждый, наверное, не раз слышал эти слова, но не задумывался над тем, что же они означают. По латыни requiem aeternam вечный покой. Эти слова начало католической… … Музыкальный словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Реквием (значения). Реквием (лат. Requiem, букв. «(на) упокой») заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует панихиде в Православной церкви. Называется … Википедия

— (от первого слова лат. текста Requiem aeternam dona eis, Domine Покой вечный дай им, господи) траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католич. мессы отличается отсутствием нек рых частей (Gloria Слава,… … Музыкальная энциклопедия

Верди, Джузеппе Джузеппе Верди Giuseppe Verdi Джованни Больдини. Джузеппе Верди. 1886 Основная информац … Википедия

Реквием (лат. Requiem) соль минор Op. 13 произведение для солистов (сопрано, контральто, тенор и бас), хора и оркестра шведского композитора Отто Ульсона. Ульсон начал работу над Реквиемом в конце 1901 года и завершил в… … Википедия

— (Giuseppe Verdi), знаменитый итальянский композитор, родилсяв 1813 г. Муниципалитет родного города В., Буссето, и одно частное лицо,видя в Верди крупные музыкальные задатки, дали ему средства ехать вМилан, чтобы поступить в консерваторию. Он не… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— (requiem, винительный падеж от латинского requies покой, отдых; начальное слово текста Requiem aeternam dona eis, Domine Вечный покой даруй им, Господи), траурная заупокойная месса. В музыке 18 20 вв. близок оратории (реквиемы В.А. Моцарта, О.А … Современная энциклопедия

Сочинение

Структура Реквиема

1. Requiem и Kyrie (квартет солистов, хор)

3. Offertorium (солисты)

4. Sanctus (двойной хор)

5. Agnus Dei (сопрано, меццо-сопрано и хор)

6. Lux Aeterna (меццо-сопрано, тенор, бас)

7. Libera Me (сопрано и хор)

Концертная судьба

Как бы то ни было, наряду с Реквиемом В. А. Моцарта Реквием Верди является одним из самых исполняемых сочинений этого жанра.

Напишите отзыв о статье «Реквием (Верди)»

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Реквием (Верди)

Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, хор, оркестр.

История создания

Не прошло и четырех дней, как Верди представил тщательно разработанный проект увековечения его памяти: «Я предложил бы наиболее уважаемым итальянским композиторам. объединиться с целью написать траурную мессу, которую исполнили бы в годовщину смерти Россини. Этот реквием нужно было бы исполнить в церкви Сан Петронио в городе Болонья, подлинной музыкальной родине Россини. Этот реквием не должен был бы стать предметом любопытства или спекуляции: тотчас по исполнении на него были бы наложены печати, и он был бы сдан в архив Болонского музыкального лицея с тем, чтобы никто и никогда не мог получить его оттуда. »

12 частей были распределены по жребию между 12 композиторами (увы, ни одно из имен не пережило своего времени). Верди досталась последняя, Libera me, которая кладется на музыку лишь в особо торжественных случаях (обычно реквиемы завершаются частью Agnus Dei). Верди настаивал на особой торжественности премьеры: исполнение должно состояться в Болонье именно в первую годовщину смерти Россини. Однако этого не произошло по вине дирижера, и композитор порвал с ним дружеские отношения, длившиеся 20 лет. Год спустя Верди сообщал, что решил сам сочинить весь реквием, причем к тому времени им уже были созданы 2 первые части.

Музыка

верди реквием история создания. thumbnail300 12123021. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-thumbnail300 12123021. картинка верди реквием история создания. картинка thumbnail300 12123021. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

верди реквием история создания. thumbnail430 4zm164b. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-thumbnail430 4zm164b. картинка верди реквием история создания. картинка thumbnail430 4zm164b. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

Источник

История одного шедевра: «Реквием» Джузеппе Верди – опера во всем, кроме названия

верди реквием история создания. %D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F %D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D1%88%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0 %C2%AB%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B5%D0%BC%C2%BB %D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5 %D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8 %E2%80%93 %D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0 %D0%B2%D0%BE %D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC %D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5 %D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F %D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D1%88%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0 %C2%AB%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B5%D0%BC%C2%BB %D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5 %D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8 %E2%80%93 %D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0 %D0%B2%D0%BE %D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC %D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5 %D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F. картинка верди реквием история создания. картинка %D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F %D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D1%88%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0 %C2%AB%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B5%D0%BC%C2%BB %D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5 %D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8 %E2%80%93 %D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0 %D0%B2%D0%BE %D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC %D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5 %D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

«Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

В тот год, когда произошло знакомство Верди и Мандзони, умер Джоаккино Россини. В его честь Верди вместе с 12 видными композиторами принял участие в грандиозном проекте по созданию «Реквиема». Маэстро выпал жребий писать заключительную часть произведения, Libera me. Исполнение было назначено на 13 ноября 1869 – в первую годовщину смерти Россини. Но по неясным обстоятельствам за 9 дней до премьеры оргкомитет, занимавшийся подготовкой к памятной дате, отклонил «Реквием». Верди был возмущен, тем более что он лично пригласил руководить этим концертом своего друга, дирижера Анджело Мариани. Маэстро резко высказался на его счет и положил конец любым их отношениям.

Работа над музыкой заняла десять месяцев, и ровно через год после кончины писателя, 22 мая 1874, «Реквием» был исполнен в миланской церкви Святого Марка. За дирижерским пультом стоял сам маэстро. Четырьмя солистами стали: сопрано Тереза Штольц, меццо-сопрано Мария Вальдман, тенор Джузеппе Каппони, бас Ормондо Майни. Верди выбрал певцов, с которыми уже не раз работал в своих операх. 25 мая в том же составе «Реквием» прозвучал в Ла Скала. Сочинение пользовалось успехом. Большим – в католических странах (Италия, Франция), меньшим – в Англии.

«Реквием» Верди имел мало общего со сдержанностью и спокойствием католических месс. Собственно, он и не писался для богослужебных целей. Гораздо большее объединяло его с операми композитора – энергия мелодий и драматические эмоциональные контрасты. Кроме того, во времена Верди женщины не могли исполнять церковные произведения, а в мессе маэстро принимают участие не только две солистки, но и множество хористок. Оркестровое сопровождение использует сложные приемы, найденные Верди в его зрелых работах. Хор вовлечен в действие на всем его протяжении, он требует более значительного состава, нежели для оперной постановки.

«Реквием» состоит из 7 канонических частей, однако ужасающий мотив Dies irae, Дня гнева, повторяется неоднократно, как символ могущества и неизбежности смерти. Этот контрастирующий эффект вырастает из лучших опер Верди. Открывается «Реквием» частью Introit and Kyrie, в которой заняты хор и все солисты. Вторая часть Dies irae рисует картины Судного дня, следом за которой идет поэтическая третья часть, Offertory. Четвертая часть Sanctus являет собой восьмичастную фугу для двойного хора, которая начинается фанфарами труб, оповещая о том, кто придет во имя Господа. Пятая часть Agnus Dei, ознаменована чарующим акапельным женским дуэтом, мелодия которого поддерживается флером трех солирующих флейт, а затем повторяется хором и оркестром. Agnus Dei наиболее приближена по стилистике к духовной музыке. В шестой части Lux aeterna, композитор достигает вершин музыкальной изобразительности – со страниц партитуры через тремоло скрипок буквально льется вечный свет. Заключительный раздел «Реквиема», Libera me, звучит как гимн человеческой душе, молящей господа об избавлении от вечной смерти в день Страшного суда.

Источник

Верди реквием история создания

верди реквием история создания. thumbnail430 21041811. верди реквием история создания фото. верди реквием история создания-thumbnail430 21041811. картинка верди реквием история создания. картинка thumbnail430 21041811. «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер». Бернард Шоу

Реквием Джузеппе Верди не случайно иногда называют 27-й его оперой. Оркестровые краски здесь так созвучны близким по времени творениям Мастера («Аида», «Отелло»), а тема квартета Lacrimosa и вовсе дословно использована в поздней редакции «Дон Карлоса» (сцена оплакивания Родриго, часто купируемая).

Не стану утомлять наших читателей перечнем общеизвестных фактов об истории создания шедевра. Немного личного. Сделавшись ярой «вердинисткой» лет эдак в 15, во многом благодаря замечательной книге Франца Верфеля «Верди. Роман оперы», первый свой Реквием я купила на двойном «виниле» — EMI Records, 1979 г.под управлением Риккардо Мути. Выучив основательно, ещё и с клавиром в руках практически все сольные и ансамблевые номера (кроме хоров), имела дерзость не вокального использования отдельных полюбившихся фрагментов. До сих пор жаль, что строгие правила советского ГМУ им. Гнесиных не позволили исполнить на Госэкзамене в качестве медленной пьесы Ариозо тенора — Ingemisco tanquam reus — фактура словно сама ложилась под пальцы и звучала на альте как родная, педагог была приятно удивлена! Но зато читала на студенческом вечере по-итальянски как мелодекломацию монолог Франчески из «Божественной комедии» Данте на финальное соло сопрано с хором Requiem aeternam — это незабываемо!

Счастье первого живого Реквиема тоже из тех воспоминаний, что на всю жизнь. Приезд Ла Скала в Москву в 1989 году. Специально перенесённая в БЗК по воле маэстро Мути генеральная репетиция Реквиема для всех, кто не сможет попасть в Большой театр: студентов, преподавателей консерватории и т.д. Сидели на ступенях амфитеатра вплотную с мэтрами из ВСГ «Мелодия»! Большой зал тогда был официально закрыт на реставрацию, опасались, что балкон может рухнуть. Непередаваемо то залихватское ощущение «да и пусть всё развалится, сейчас и умереть не страшно» от переклички труб в Dies Irae, которой вертящийся на высоком стуле огненноглазый неаполитанец Мути управлял, как ветхозаветный пророк.

Потом было ещё несколько живых исполнений Реквиема и множество аудио- и видеозаписей. Но всегда хотелось хотя бы акустически представить премьеру 22 мая 1874 года Заупокойной мессы Верди в храме Сан-Марко в Милане под управлением самого автора. Такую возможность любезно предоставил мне Фонд Бельканто, чьим флагманским концертным залом служит Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла. Неожиданно огромный за скромным фасадом в Старосадском переулке, очень дружественный внутри храм с прекрасным органом и замечательной акустикой.

И вот здесь сразу об одной догадке, почему при жизни Верди его Реквием после премьеры ни разу не исполнялся в церкви, а только в Ла Скала и прочих театрально-концертных залах. Благодатная для солирующего голоса храмовая долгая реверберация сливает в некое звуковое месиво тутти хора и оркестра. В золотой середине зала (главного нефа Собора) кульминация Dies Irae и тем более хоровая двойная фуга Sanctus воспринималась как акустическая перегрузка помещения. Замечу, это на современное моё ухо, привыкшее к многоканальной по сути даже трансляционной звукозаписи, где прозрачность и баланс групп инструментов и голосов обеспечены грамотным микшированием. Но что делать, за удовольствие сидеть под стрельчатыми высоченными арками в намоленном пространстве можно и пожертвовать разборчивостью мелких деталей в мастерском хоровом исполнении Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка.

Симфонический оркестр Министерства обороны Российской Федерации — само название коллектива несёт в себе когнитивный диссонанс для меломана. Потому как военная музыка — прежде всего духовые инструменты. Однако в оркестре полноценная струнная группа, к тому же, в основном из прекрасных дам, включая концертмейстера, первую скрипку. Можно придраться к нескольким нечётким атакам и снятиям и к «условному» унисону виолончелей во вступлении к Offertorio. Можно отдельно похвалить соло гобоя в Ариозо тенора и посочувствовать трубачам, чья перекличка в Dies Irae обошлась без киксов, но чуть надтреснутый тембр натруженных на площадных парад-алле губ был слышен. Но в целом звучание оркестра было вполне пристойным, сравнимым с академическим и, главное, в разы лучше их же трансляционной записи на You Tube Реквиема Верди в этом же Соборе в феврале 2020-го. У Начальника оркестра Министерства обороны дирижёра Сергея Дурыгина по-военному чёткая рука, адекватные темпы и нюансы.

Про квартет солистов начну с верхней строчки, с партии сопрано. Если про неудавшийся проект Верди создать коллективный Реквием памяти Дж. Россини и, в результате, посвящённый им лично итальянскому писателю-классику А. Мандзони, написано в каждой энциклопедической статье, то другое посвящение Реквиема, гораздо более личное, находится в тени.

Участница мировой премьеры 1874 года — чешская сопрано Тереза Штольц, не просто любимая исполнительница главных партий, лучшая Аида, но преданная Муза осенних дней великого Верди. Рассуждать сейчас, насколько их роман был платоническим, бессмысленно. В чешском источнике мне встретилось не нуждающееся в переводе: «они миловалися». Кто знает? Факт, что именно Тереза скрасила последние годы овдовевшего старца Джузеппе, она закрыла его глаза на смертном одре, она, будучи моложе на 21 год, ушла в мир иной всего лишь на год позже Мастера…

Галерея прекрасных сопрановых партий, начавшаяся с Абигайль в «Набукко», в которой блистала и, увы, потеряла голос верная главная спутница Верди Джузеппина Стреппони, завершается великим даром поздней горькой любви, партией сопрано в Реквиеме, написанной специально для Терезы Штольц (в появившихся позднее «Отелло» и «Фальстафе» сопрано не играет ведущую роль). К моменту миланской премьеры Штольц исполнилось 40 лет. То есть, партия рассчитана на зрелое сопрано в расцвете вокальной техники и женской мудрости. Кстати, после триумфальной премьеры «Аиды» и Реквиема в европейских столицах Тереза Штольц и Верди приехали покорять Реквиемом Санкт-Петербург и Москву в 1876. Суровая зимняя простуда в нашей Северной Пальмире положила конец вокальной карьере певицы. Поистине, роковую власть или «Силу судьбы» имели посвящённые главным женщинам Верди творения!

Наша сопрано, Екатерина Мирзоянц, солистка театра «Новая опера», ещё очень молода. Её лирический голос свеж, трепетен, гибок. Скорее всего, это дебют в партии. Тогда удачно. Особенно хороши ансамбли, с чутким слышанием партнёров, интонационно чисто. Коварство партии — основной огромный монолог с хором Libera me в самом конце произведения, длящегося более 80 минут. Технически разве что нижние «до» в tremens factus не вполне были озвучены, да верхний си-бемоль в финальном такте requiem не на трёх пиано с филировкой, как в нотах (это дико трудно!), а резко и на форте. В целом у Екатерины Мирзоянц пока превалирует понятный приоритет вокальных задач, не дающий полностью отдаться философской глубине исполняемого.

Солистку Большого театра Евгению Сегенюк не случайно объявили не меццо-сопрано, а контральто. Редчайший глубоко бархатный тембр этой певицы, практически баритон в нижнем грудном регистре, не раз удивлял в спектаклях, где ей, увы, чаще всего достаются сейчас небольшие партии, вроде Няни в «Евгении Онегине». Кубатура Собора такому голосу в самый раз. Но здесь Евгения Сегенюк показала себя тонким музыкантом c безупречной интонацией, умеющим подстроить свой поистине «вагнеровский» инструмент к партнёрам. Меццо солирует первой, начиная решительным речитативом Liber scriptus, переходящим в короткое выразительное ариозо …nil inultum, в котором слышны горделиво-страдающие интонации Амнерис. И как же здорово, что наши дамы отличались тембрами между собой, небесно-голубого оттенка сопрано и тёмно-бордовый тон у меццо-контральто ярко контрастировали в дуэте Agnus Dei (Довелось слышать живьём Реквием, где меццо от сопрано вообще не отличалось — тоскливо!).

У тенора в Реквиеме самый эффектный сольный номер. Тесситурно ариозо Ingemisco tanquam reus сложнее многих вердиевских героических арий (вспомните мою попытку инструментального переложения, уж не думал ли автор об Идеале вне капризов голосовых связок?). Но справившийся с неудобными верхами премьер рискует впасть в эйфорию самолюбования, совсем неуместную. Например, не тянет переслушивать Ingemisco у любимого Франко Корелли — вокальный гедонизм затмевает «про что поём». И ещё. Из приватного разговора с умнейшей нашей сопрано, исполнившей Реквием на BBC в звёздном составе. В ответ на мою сдержанную похвалу её маститому партнёру услышала: «Тенор в Реквиеме — прежде всего, о жертве. А он это не понимает, вообще». Наш тенор, солист «Геликон-оперы» Виталий Серебряков проникновенно передаёт духовный посыл дивной красоты темы Qui Mariam absolvisti. Удивительно, как человек, поющий в театре драматический «тяжёлый» репертуар вроде Германа или Канио может так собрать и высветлить голос, оставив узнаваемым благородно-мужественный тембр, так передать божественное в антиклерикальной, как считали современники Верди, музыке. И пусть была пара досадных помарок в Ingemisco — не суть. Зато ставшая роковой в Ла Скала для лучшего отечественного драмтенора XX века фраза в Offertorio — Hostias et preces tibi, Domine, laudis offerimus (Жертвы и молитвы тебе, Господи, и хвалу возносим) — прозвучала у Серебрякова практически эталонно, на два пиано, с изящной трелью, из разряда: «… и слушаешь, и таешь». Не случайно Виталий Серебряков единственный, кто остался в составе от предыдущего исполнения Реквиема в Соборе год назад. В ноябре 2020 на сцене «Геликон-оперы» состоялся дебют артиста в Реквиеме Верди в парадоксальной инсценированной версии в вольном русском переводе, посвящённой 75-летию Нюрнбергского процесса.

Самый юный и совершенно «незасвеченный» в Сети участник — бас Никита Волков. Недавний выпускник Академии хорового искусства. Где работает (служит) сейчас — вопрос. Голос с огромным потенциалом, заставивший вспомнить по типу звучания ну очень громкое имя, ставшее легендой при жизни (не назову, чтоб не делать авансов, слышала того классика живьём на концерте в Большом театре в 1983-м). И всё, вроде бы, благополучно у баса Волкова по уртексту, по ансамблям. Разве что дикции в принципе маловато. Но как раз соло баса – Confutatis – понравилось меньше всего. Возможно и потому, что номер идёт встык за Ариозо тенора. Насколько там было осмысленно и прочувствовано, настолько здесь формально и холодно.

Попытки «оживить» и наполнить новой драматургией Реквием Верди стали чуть ли не традиционными. Кроме уже упомянутого Нюрнбергско-русского варианта в «Геликоне» (глаза всё время хотелось опустить вниз, ну не могу я смотреть «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, а видеоряд был словно оттуда), довелось однажды наблюдать на сцене КДС «гибрид» Реквиема Верди и «Страшного суда» Микеланджело, весьма специфическое зрелище!

Организаторы нынешнего исполнения в качестве декора использовали видеоинсталляцию: Вселенная глазами телескопа Hubble. Первые полчаса мерцающие звёзды, туманности и кометы на стенах и потолке Собора нравились. Но позже начали утомлять и мешать, особенно когда оказалось, что алгоритм картинок машинный, случайный, и на нежнейшее соло вдруг летит темная глыба планеты или астероида. А потом и вовсе вспомнилось, как два года назад на органном концерте в этом же зале стены разукрашивал тот же самый дежурный телескоп Hubble.

Может быть, ну его, телескоп? В московском Планетарии тоже теперь концерты бывают, вот там уместно. Создатель самого первого телескопа, великий Галилео Галилей, был, как известно, сыном одного из «отцов-основателей» оперного жанра, Винченцо Галилея. Но вряд ли Галилей младший, лютнист и певец-любитель, музицировал, наблюдая за звёздами. Музыкальное совершенство не нуждается во «Вращении небесных сфер» — пардон, это уже Коперник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *