Вентцель Константин Николаевич (Wentzel Konstantin Nikolaevich).
По датам рождения
Родившиеся в январе
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Родившиеся в феврале
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Родившиеся в марте
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Родившиеся в апреле
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Родившиеся в мае
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Родившиеся в июне
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Вентцель Константин Николаевич.
Вентцель Константин Николаевич
Вентцель Константин Ромео Александр
Дата рождения:
24 ноября 1857 ( 1857-11-24 )
10 марта 1947 ( 1947-03-10 ) (89 лет)
Российская империя Российская империя, СССР СССР
Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербургском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 жил в Воронеже. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906-1909).С 1922 в Москве, на пенсии. Умер 10 марта 1947 г. в Москве.
К. Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.
Особое внимание К. Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребёнка. К. Н. Вентцель понимал, что в условиях современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребёнка». Объединённые общими целями и делом, учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви. Программа деятельности этого учреждения не может быть представлена в готовом виде, она должна создаваться постепенно, в процессе жизни и труда детей, с учетом их интересов и потребностей. В основе жизни такого учреждения должен быть разнообразный творческий производительный труд. Учёба как часть трудовой деятельности не регламентируется, к ней дети обращаются только тогда, когда у них появляется необходимость в знаниях или интерес к какому-либо предмету. Педагогический процесс должен строиться на поисковых, исследовательских методах, а учитель должен только создавать условия, при которых ребёнок может самостоятельно добывать знания. По мысли К. Н. Вентцеля, учитель должен сводить к минимуму дурное влияние среды, создавать условия для умственной и сознательной нравственной деятельности детей, подавать личный пример.
Брат: Вентцель, Николай Николаевич, писатель
Жена: Надежда Яковлевна ур. Ростовцева (1857-1898)
Дети: Михаил (1882-1963), ученый астроном. Маргарита (в замужестве Чуракова) (1888-1968), мать известного реставратора С. С. Чуракова
Жена: Софья Александровна ур. Станюкович (1871-1945), племянница писателя К. М. Станюковича, внучка скульптора П. К. Клодта
Дети: Александр (? −1963). Надежда (1900-1998), скульптор. Арий (1904-1979)
Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С. 140.
После Февральской революции 1917 г. социальный переворот мыслил в единстве с педагогической революцией, которую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах «Как бороться с милитаризмом» (1917 г.), «Современный момент и свободное воспитание» и «Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка» (1918 г.) обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит, задач.
В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. Наибольшую критику вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Не учитывалось, что Вентцель имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.
После Октябрьской революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917-1922 гг. разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей педагогической концепции, которую назвали вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922 г.), отошёл от активной педагогической деятельности. В 20-30-е гг. труды Вентцеля посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам [неопубликованные работы: «Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве» (1926 г.), «Философия творческой воли» и «Луч света на пути творчества» (1937 г.)].
Многие идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производит, труда; связь образовательной деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве советской школы.
М. В. Михайлова, Н. В. Богуславский
Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, т. 1, 1993, с. 139-140.
Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербургском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 жил в Воронеже. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906-1909).С 1922 в Москве, на пенсии. Умер 10 марта 1947 г. в Москве.
Цели воспитания
Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, делает его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания – выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.
Основные педагогические идеи
Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал «Декларацию прав ребёнка» (1917) – одна из первых в мире. [1] В декларации провозгласил для детей равные с взрослыми свободы и права. Основой воспитания должен являться сам индивидуальный конкретный ребёнок. Обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное образовательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребёнка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с другими детьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как психическая активность вообще. Обосновал необходимость разработки космической педагогики: основой космического воспитания выступает естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. Высшая цель — воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. [2]
К.Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.
Особое внимание К.Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребёнка. К.Н. Вентцель понимал, что в условиях современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребёнка». Объединённые общими целями и делом, учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви. Программа деятельности этого учреждения не может быть представлена в готовом виде, она должна создаваться постепенно, в процессе жизни и труда детей, с учетом их интересов и потребностей. В основе жизни такого учреждения должен быть разнообразный творческий производительный труд. Учёба как часть трудовой деятельности не регламентируется, к ней дети обращаются только тогда, когда у них появляется необходимость в знаниях или интерес к какому-либо предмету. Педагогический процесс должен строиться на поисковых, исследовательских методах, а учитель должен только создавать условия, при которых ребёнок может самостоятельно добывать знания. По мысли К.Н. Вентцеля, учитель должен сводить к минимуму дурное влияние среды, создавать условия для умственной и сознательной нравственной деятельности детей, подавать личный пример. [3]
Семья
Труды
Источники
Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С. 140.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Вентцель, Константин Николаевич» в других словарях:
ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич — (1857 1947) российский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. С нач. 20 х гг. отошел от педагогической деятельности … Большой Энциклопедический словарь
Вентцель Константин Николаевич — [24.11(6.12).1857‒10.3.1947, Москва], русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885‒87). В годы 1 й мировой войны выступал против… … Большая советская энциклопедия
Вентцель Константин Николаевич — (1857 1947), педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. С начала 20 х гг. отошёл от педагогической деятельности. Разрабатывал новое направление «космическую педагогику», высшая цель которой раскрепощение личности, осознающей себя… … Энциклопедический словарь
Вентцель, Константин Николаевич — (род. 1857) педагог, известный как один из крупнейших защитников свободного воспитания. Цель истинного воспитания, по В., содействие беспрепятственному, цельному и гармоническому развитию ребенка, пробуждению в нем творческих сил и способностей.… … Большая биографическая энциклопедия
ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич — [24.11(6.12).1857, Петербург, 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист. свободного воспитания. Учился в Технол. ин те (1875 76) и Петерб. ун те (1876 77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан).… … Российская педагогическая энциклопедия
Вентцель, Константин Николаевич — (1857 1947) педагог. В русле педоцентризма (см. Детоцентризм) разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском Доме свободного ребёнка (1906 09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что… … Педагогический терминологический словарь
ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич — (1857 1947) русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Его основные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи… … Педагогический словарь
ВЕНТЦЕЛЬ — Константин Николаевич (1857 1947), педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания в России. Разрабатывал космическую педагогику, высшая цель которой раскрепощение личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. С начала 20 х гг. отошёл… … Русская история
Вентцель — Вентцель фамилия. Известные носители: Вентцель, Елена Сергеевна (1907 2002) российский математик, педагог. Вентцель, Димитрий Александрович (1998 1955) учёный в области внешней и внутренней баллистики; действительный член… … Википедия
ВЕНТЦЕЛЬ — Константин Николаевич [24.11(6.12).1857, Петербург, 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технол. ин те (1875 76) и Петерб. ун те (1876 77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован… … Российская педагогическая энциклопедия
Российская педагогическая энциклопедия ВЕНТЦЕЛЬ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ
ВЕНТЦЕЛЬ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ
После Февр. революции 1917 социальный переворот мыслил в единстве с пед. революцией, к-рую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах «Как бороться с милитаризмом», «Современный момент и свободное воспитание» и «Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка» (1918) обосновал принцип автономии школы от гос-ва, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное уч.-воспитат. учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит. задач.
В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание дет. орг-ций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. наиб. критику вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудит, порядке. Не учитывалось, что В. имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.
После Окт. революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917-22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей пед. концепции, к-рую назвали вредной и реакц. утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922), отошёл от активной пед. деятельности. В 20-30-е гг. труды В. посвящены развитию гуманистич. традиций отеч. философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высш. нравств. идеалам [неопубл. работы: «Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве» (1926), «Философия творческой воли» и «Луч света на пути творчества» (1937)].
Мн. идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производит, труда; связь образоват. деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве сов. школы.
«Внушение добра — это тоже насилие». Педагогический эксперимент, который не приняла советская власть
В «Доме свободного ребёнка» Константина Вентцеля родители вели занятия вместе с учителями, а дети помогали составлять расписание. Вместе с экспертами из Главархива Москвы разбираемся, как было устроено первое экспериментальное образовательное учреждение в начале ХХ века в России. И почему этот эксперимент провалился.
Изменения в обществе начинаются с воспитания детей
Взгляды Вентцеля достаточно быстро стали более умеренными, однако в 1885 году его арестовали в Воронеже: при обыске у его бывших соратников нашли революционное воззвание к рабочим его авторства. Он был арестован и осужден за участие в революционной деятельности, вместе с ним в ссылку отправили его жену — якобы она знала об увлечениях мужа из переписки.
В 1891 году семье разрешили вернуться в Москву. Константин Вентцель, бывший революционер, устроился на работу в отделение статистики Московской городской управы, возглавлял редакцию журнала «Известия Московской городской думы». Но идеи гуманизма продолжали его занимать.
В 1896 году Вентцель пишет «Основные задачи нравственного воспитания» — труд, который заложил основы теории нравственного воспитания. Автор будет последовательно отстаивать ее на протяжении десятков лет.
К тому моменту у Вентцеля уже было двое детей (позже от второго брака родится ещё трое). И он был уверен: воспитание детей — важнейший фактор в развитии общества. Поэтому переход от революционных идей к педагогической деятельности был для него совершенно органичным.
По мнению Вентцеля, воспитание должно основываться на личности конкретного ребенка, его особенностях, природных наклонностях. Он считал, что дети имеют право на самоопределение во всех жизненных областях, в том числе и в том, что касается религии.
Эти и другие педагогические идеи, основанные на принципах гуманизма, переполняли Вентцеля, и он искал возможность воплотить их в жизнь.
Прикоснуться к жизни, природе, людям
Дореволюционные дошкольные образовательные учреждения, как правило, принимали детей до 11 лет. В них, как и в сельских приходских школах, вплоть до 1917 года применялись телесные наказания. Обучение строилось на авторитете учителя. В обязательную программу входил Закон Божий, свободного диалога ученика и учителя не предполагалось.
Вентцель хотел создать учебное заведение с совершенно иными принципами, он видел его как некий «Дом свободного ребёнка». По его мнению, учебные заведения нового типа должны были объединить детей, родителей и педагогов, чтобы транслировать идеи равенства и справедливости. Мысль, впрочем, была не нова: об этом писали социалисты-утописты Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Этьен Кабе. Примерно на ту же тему рассуждал и Лев Толстой, многие его идеи лежали в основе трудов Вентцеля.
Осенью 1903 года педагог собрал у себя дома ораву детей-дошкольников. Среди них были его сын и дочь (четырёхлетний Саша и трёхлетняя Надя) и дети его друзей. Вместе они играли и что-то мастерили, а взрослые просто наблюдали за ними, но не вмешивались. Если у ребёнка возникал вопрос или он сталкивался с какой-то сложностью, родители могли включиться в диалог и помочь. За проступки и ошибки детей никак не наказывали.
Гостям понравились принципы, предложенные Вентцелем, и они сами включились в образовательный процесс — так в 1906 году образовалось «Общество друзей естественного воспитания», на основе которого впоследствии был создан проект «Дом свободного ребёнка».
Сначала проект Вентцеля существовал как семейный детский сад, но со временем он должен был преобразоваться в семейную школу.
Вентцель отдельно сформулировал принципы свободной школы, которые позже легли в основу его книги.
1. Школа — это не только уроки. Она должна быть пространством полной и всесторонней жизни, местом, где ребёнку будет комфортно и интересно. В идеальной школе дети могут играть, беседовать, гулять, рассказывать истории.
2. В школе не должно быть классов с партами. Вместо них — свободные мастерские, где дети могут что-то создавать и делиться своим опытом. На кухне каждый ребёнок может готовить. Отдельную комнату следует обустроить для игр и общих собраний.
3. Свободную школу создают дети вместе с родителями и педагогами. Все они могут предлагать образовательные подходы, дискутировать о содержании той или иной дисциплины.
4. Дети должны учиться сами— и хотеть этого. Педагоги лишь помогают заинтересовать их, побуждают прикоснуться «к жизни, природе, людям» и отвечают на запросы учеников в тот момент, когда тем необходимо какое-то новое знание.
5. Педагог не назидает, не поучает, а наблюдает за ребёнком. Он воспринимает детей как равных себе уникальных людей, у каждого из которых есть неповторимые личностные черты.
В «Доме свободного ребенка» не предполагалось учебных планов и учебников. Дети должны были сами предлагать темы, которые приходят к ним во время труда в свободных мастерских.
Проект входил в организацию «Лига образования» — она спонсировала образовательные инициативы, соответствующие демократическому строю. Но в 1907 году, когда общество закрылось, нужно было искать помещение, а заодно и переосмыслять результаты своей работы.
От детского сада — к свободной школе
В архивных документах можно найти информацию о Марии Станиловской, домашней наставнице, которая с 1903 года руководила семейным детским садом в Москве, а затем работала в семейных группах. В Главархиве предполагают, что «Дом свободного ребёнка» несколько лет располагался именно в квартире Станиловской.
В июле 1907 года уже другая домашняя наставница, Мария Гуцевич, решила открыть частный детский сад. В Главархиве Москвы хранится её прошение на имя попечителя Московского учебного округа — и его положительный ответ.
Гуцевич хотела создать заведение для 40 учащихся от 7 до 11 лет. Она также указывала, что плата за обучение будет установлена по соглашению с родителями, на уроках будут проходить Закон Божий, русский язык, счёт, ручной труд, изучать искусства и природоведение.
Для Марии было важно, чтобы помещение для детского сада было «удобное и приличное». Она нашла такое на Арбате, в Денежном переулке, в доме Каштановой. Однако в марте 1908 года Гуцевич подала прошение о передаче детского сада в ведение «Кружка совместного воспитания и образования детей» — видимо, не смогла набрать в свой детский сад достаточно детей и решила присоединиться к более крупной организации.
Частью этого кружка как раз стал дом «Дом свободного ребёнка» — теперь он назывался «детским садом с частной школой». По данным Российской педагогической энциклопедии, Константин Вентцель был руководителем этого кружка, а Гуцевич занимала в нём должность заведующей.
У кружка был свой устав. Все преподаватели и представители родительского комитета состояли в педагогическом бюро, которое должно было искать «способы наилучшего воспитания и обучения», а также распределять между собой занятия детей. Так реализовывалась идея «педагогической общины», о которой писал Вентцель.
Родители сами вели занятия в кружке. Среди педагогов были только учитель естествознания и столяр
Дети помогали родителям убираться, готовить, оборудовать библиотеку, ухаживать за двором и садом.
Строгих программ в кружке не было. Дети учились счету и письму по мере надобности и возникающих потребностей. Но через год такой жизни расписание всё-таки пришлось ввести, чтобы дети доводили работу до конца и не бездельничали.
Занятия в кружке строились по принципу метапредметности, о котором мы много говорим сегодня: ученики осмысляли какую-то одну тему в разных мастерских. Они могли рисовать дерево, лепить его, вышивать крестиком. Это был первый опыт трудовой школы в России.
В учебном заведении были и другие новшества. Судя по записям Вентцеля, дети там изучали историю религиозных и нравственных воззрений человечества (не только Закон Божий), занимались в самых разных мастерских (педагог считал, что «чем больше, тем лучше»). Девочки и мальчики учились вместе, и это тоже было необычно для того времени, но Вентцель верил, что это поможет » правильному сексуальному воспитанию». Он также призывал с раннего возраста говорить с детьми о миссии отцовства и материнства.
«Свобода принимала форму своеволия»
Подводя итог своему проекту в 1907 году, Вентцель пришел к выводу, что его концепция несовершенна: обществу не хватало, по его мнению, постоянного руководителя, штатных учителей, расписания, учебных часов. То есть всего того, от чего сначала он отказывался принципиально. Кроме того, не было системы наблюдений за детьми и их запросами, чтобы учителя могли бы записывать важные моменты и при необходимости разъяснять их детям.
Ожидания Вентцеля оказались утопическими и не совпали с реальностью
«Не было создано той трудовой атмосферы, которая должна была являться основой жизни педагогической общины, производительный труд в большинстве случаев являлся для детей не серьезным делом, а забавой, вследствие этого часто свобода детей принимала форму своеволия», — писал педагог.
Тем не менее, отмечал он, в «Доме свободного ребёнка» была хорошая рабочая атмосфера. Удалось также добиться и дисциплины, основанной не на запретах и наказаниях, а на взаимном уважении и желании чему-то научиться. Дети стали сами дежурить и требовали у руководства более системной информации по предметам. В Кружке совместного воспитания и образования детей, которым Вентцель руководил после 1908 года, несколько изменили принципы обучения: там уже был постоянный руководитель, сформировалось штатное расписание. Однако в таком виде проект Вентцеля просуществовал недолго — до 1909 года.
В первую очередь это было связано с финансовыми трудностями: проект больше не спонсировали крупные объединения, аренда помещения и содержание мастерских стоили немалых денег. Возможно, на закрытие «Дома свободного ребёнка» повлияли также разногласия внутри родительского коллектива, неизбежные для общины, где все свободны высказывать своё мнение.
И все же при кружке собрался крепкий «родительский клуб», просуществовавший ещё несколько лет. Последователи идей Вентцеля потом уже сами читали лекции, вели практические занятия и обменивались опытом.
«Реакционная утопия»
Мария Станиловская стала развивать идеи Вентцеля в регионах России. В 1910 году её пригласили работать в «Общество дошкольного воспитания» в Челябинске. Оно было нацелено на «практическое содействие дошкольному воспитанию детей, приготовляя их к общеобразовательной общественной школе сообразно с их природными душевными способностями и наклонностями».
В 1913 году Станиловская подала попечителю Московского учебного округа прошение о том, чтобы устроить курсы для руководительниц и руководителей детских садов и детских площадок «нового направления» имени Льва Толстого (хранится в Главархиве Москвы). Её прошение отклонили, указав, что в подходе Станиловской игнорируется «религиозно-нравственная сторона», «любовь к отечеству», что он основан на «чистом гедонизме» и «тяготеет к крайним педагогическим течениям».
Параллельно сам Вентцель углубился в теоретическую работу. До Февральской революции он издаёт книги «Этика и педагогика творческой личности», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад». А в 1917 году публикует «Декларацию прав ребёнка», где (за несколько десятков лет до ООН) провозглашает для детей равные со взрослыми права и свободы, в том числе на развитие своих способностей, воспитание и образование. Уже после Октябрьской революции педагог разрабатывал концепцию трудовой советской школы.
В 1922 году советская власть назвала идеи Вентцеля «реакционной утопией». Он больше не преподавал, однако до конца жизни (он скончался в 1947 году) писал о гуманизме в воспитании детей.
Свободный труд, о котором говорил педагог, с 1950-х годов активно применяли в советских школах. А идея «освобождения» ребёнка стала в 80-х годах XX века ключевой для книг педиатра, психоаналитика, соавтора Конвенции ООН о правах ребёнка Франсуазы Дольто.