венецианский карнавал история возникновения
Венецианский карнавал – история и особенности
Венецианский Карнавал, который каждый год проходит в Италии, представляет собой одно из самых ярких событий мирового масштаба. Это событие ждут граждане многих стран и с приближением карнавала стараются попасть в Италию, чтобы стать его непосредственным участником или сторонним наблюдателем. Каждый год подобное карнавальное шествие объединяет тысячи людей. Любой из них стремится окунуться в праздничную сказочную атмосферу. Сама же Венеция почти на 2 недели превращается в настоящую фантастическую реальность.
Точных дат проведения нет, но в основном он проходит с середины февраля до начала марта. Его организуют и проводят непосредственно перед постом. Каждый год это разный временной период. В 2022 году он пришелся на даты с 19 февраля по 1 марта.
История карнавала
Многие карнавалы мира проводятся уже не одно столетие, так же как и Венецианский, который берет свое начало из Древнего Рима. Ежегодно римляне отмечали такой праздник, как Сатурналий. Это языческое воспоминание Бога Сатурна, который являлся покровителем земледелия. Торжество приходилось на декабрь, в период уборки урожая и зимнего солнцестояния. Само слово «карнавал» переводится, как церемониальная повозка. Именно это подтверждает зарождение празднества в период, когда люди поклонялись идолам и стремились оживить неодушевленные предметы.
В разукрашенных и оформленных колесницах люди возили фигуры разнообразных идолов по городским улицам. Подобным шествием они вымаливали плодородие, избавление от катаклизм, эпидемий и болезней. Извозчики, которые сопровождали колесницы, одевались ярко и весело. Существовало поверье, что у идолов должно быть всегда хорошее настроение, в противном случае они не услышат людей и не реализуют просимое.
Маски на карнавал
Древние греки при праздновании своего праздника, делали все, чтобы стереть социальные статусы и регалии. Надевались маски и карнавальные костюмы. За счет этого сословия становились равными между собой. Простые люди могли вместе со своими хозяевами получать удовольствие от жизни и веселиться.
Ношение масок избавляет также от излишней скромности и стыдливости. Человек вел себя раскованно, не зная, кто находится рядом с ним. На современных карнавалах, проходящих в Венеции, также используются маски. Они являются не только к средством неузнаваемости, но особым украшением. Многие участники карнавала постоянно соревнуются, чей аксессуар красивее.
В Венеции у масок появился еще один дополнительный смысл. Если женщина провела всю ночь вне дома, а мужчина увлекся мимолетным романом, под прикрытием маски они гарантированно избавлялись от пересудов и сплетен. В это время многие венецианцы с этой целью носили маски и вне рамок карнавала. Это продолжалось до тех пор, пока церковные и светские власти не издали указ, запрещающий носить данные аксессуары вне празднества.
Две недели волшебства: Венецианский карнавал
Таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыка… Сегодня карнавал в Венеции следует предписанным правилам и имеет определенную тематику, но несколькими веками ранее это был настоящий разгул азарта и флирта.
История маскарада
История Carnevale di Venezia уносит нас еще к временам Древнего Рима, к ежегодным Сатурналиям – празднику в честь древнеримского бога Сатурна, покровителя земледелия. Праздновались Сатурналии в декабре, дни зимнего солнцестояния.
Только в период Сатурналий все становились равными друг другу – раб становился ровней своему господину и имел право сидеть с ним за одним столом. А чтобы социальное положение никого не смущало и не давало повода для появления предрассудков, все надевали специальные маски, полностью скрывающие лица. Таким образом никто не знал – раб перед ним или знатный господин. Можно было творить, что угодно, невзирая на чины и положение в обществе.
С приходом христианских традиций праздник немного видоизменился – теперь никто не тревожил древнеримский пантеон богов. Праздник уже не посвящался богам, люди просто хотели весело проводить время, в которое дозволялось практически все. Непременные атрибуты праздника – маска, а с нею и карнавальный костюм, – остались неизменными.
Дата первого Венецианского карнавала в разных источниках также упоминается разная. По одним данным, временем проведения первого карнавала стал 1094 год, когда Венецианская республика праздновала заключение удачного договора с Византией, дававшей ей преимущества для торговли на Средиземном море.
Другая версия сдвигает дату проведения карнавала до 1162 года, когда в противостоянии Венецианской республики и патриарха Ульрико первая вышла победительницей. В ознаменование этой победы горожане провели народные гуляния и пиршества на площади Святого Марка.
Расцвет карнавала в Венеции приходится на XVIII век – тогда во время гуляний разрешалось практически все. В казино и игорных домах спускались целые состояния, дамы изменяли мужьям, а мужья – женам. Воздух был просто насыщен азартом.
Все было довольно фривольно и просто – ведь лицо скрывала маска, а значит, никто не узнает – кто творит эти бесчинства. В конце XVIII века (1797), после захвата Италии французами, Наполеон Бонапарт, будучи ярым противником карнавалов и прилюдных игрищ, запретил эти бесчинства.
На страницах нашего сайта вы также узнаете, где находится в Венеции аэропорт Марко Поло, и как добраться из него до близлежащих городов.
Хотите взглянуть на знаменитую достопримечательность Венеции — мост Риальто? В нашей следующей статье подробная информация об этом сооружении.
А в этом материале расскажем о дворце Дожей в Венеции! Вы узнаете об истории величественного строения и посмотрите фото достопримечательности.
Карнавальные маски и костюмы, фото
Непременный атрибут праздника – карнавальная маска (баута) – тоже имеет свою историю. Если в Древнем Риме маска была безликой и была для всех одинакова, то со временем дизайн маски становился все шикарнее и вычурнее.
С XV века изготовлением масок занимались специальные мастера – «maschereri». Мастера эти имели особый статус в обществе – ведь они делали не просто маски, а маски для карнавала.
Каких только масок не делали! Некоторые горожане не желали расставаться с масками и после празднества, а некоторым предприимчивым венецианцам маска стала отличным прикрытием для совершения преступлений.
Некоторые носили маску по полгода, с октября по февраль-март, и маска давала людям право оставаться неузнанными. Но терпение властей лопнуло, и Церковь в 1608 году своим официальным указом запретила ношение масок вне карнавала, чтобы никто не посмел совершать под маской неблаговидные деяния.
Традиции и интересные факты о празднике в Венеции
Сама этимология слова «карнавал» различна. По одной версии, слово происходит от латинского «carne vale», что дословно означает «прощай, мясо», т.е. начало большого поста перед Пасхой, это подразумевает отказ от мяса. Согласно другой версии, слово «карнавал» происходит от сочетания «car val» или же «carrus navalis», означающее «корабль праздничной процессии», «праздничный корабль».
Иногда на веревку выпускали несколько заключенных, которые воспринимали канат как «русскую рулетку»: если заключенный пройдет по канату и не упадет, его могли помиловать. Ну а если не повезет…
Традиционные герои праздника – Пьеро, Коломбина, Арлекин. Собирательные образы из «Комедия дель арте» — наиболее популярные на карнавале.
Во времена правления венецианских дожей праздничное действо проходило в трех городских кварталах – Пьяцетта, Рива-дельи-Скьявони, а главные события разворачивались на площади Сан-Марко. Жонглеры, акробаты, танцовщики, фокусники, уличные музыканты – казалось, что по улицам Венеции течет разноцветная река.
Во время маскарада бойко шла торговля сухофруктами, жареными каштанами и сладостями, причем товары предлагали не только сами венецианцы, но и торговцы из заморских стран, которые специально съезжались в Венецию во время карнавала.
Сценарий современного Венецианского карнавала начинается традиционно с пролета карнавальной голубки над площадью.
Когда-то эту роль выполняла девушка: ее спускали на канатах с колокольни. Но однажды этот полет завершился трагически, поэтому голубку заменили на механическую. Голубка во время полета рассыпает конфетти – и это считается официальным открытием карнавала. Есть даже примета – если хоть одна блестящая бумажка-конфетти коснется вас – быть удаче.
На нашем сайте вы узнаете еще об одной популярной достопримечательности Венеции — церкви Санта Мария делла Салюте. Чем так знаменито величественное строение?
Вы наверняка слышали о миланском оперном театре Ла Скала! В следующем обзоре вы найдете несколько фото знаменитого здания, и узнаете историю его строительства.
А знаете ли вы, что известный во всем мире фонтан 4 рек, находящийся в Риме, построен архитектором Джованни Бернини по заказу папы Римского? Подробности об этой достопримечательности ищите здесь: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/ploshhad-navona.html.
Когда проходит мероприятие: дата празднования в 2017 году
В настоящее время Carnevale di Venezia является тематическим – основная тема праздника устанавливается официально. Например, в течение 10 лет темой праздника было киноискусство, а именно – фильмы Федерико Феллини.
Были праздники, посвященные путешествиям в целом (тема – «Путешествия и путешественники») или же какой-то конкретной стране либо части света («Восток и его традиции»). Все представления Венецианского карнавала в Италии, а также костюмы главных действующих персонажей и героев выдерживались в теме праздника. Темой 2014 года была природа, 2015 года – вкусная еда, а 2016 – «Искусства и ремесла».
Прелесть Carnevale di Venezia заключается в том, что это открытое мероприятие, доступное туристу из любой страны. Любой желающий может примерить костюм XVIII или XIX века и присоединиться к шумной толпе празднующих. Обязательное условие – ношение бауты (специальной карнавальной маски), без нее праздник не считается праздником.
Правда, чтобы создать карнавальный образ, придется изрядно раскошелиться: роскошные и дорогие ткани, кружева, мех – такие шикарные наряды стоят немало. К счастью, есть конторы, готовые за определенную плату предложить прокат традиционных карнавальных костюмов.
Цена на самые дорогие и роскошные бауты доходит до 150 евро. Но не спешите их приобретать: порой маски за 5-10 евро гораздо удобнее, да и красотой не уступают.
Посмотрев это видео, вы сможете окунуться в атмосферу празднования Венецианского карнавала:
Туристам на заметку:
- Так как карнавал – действо практически анонимное, во время празднования запрещается знакомиться, называть реальные имена, общаться и обмениваться контактными данными. Все это можно сделать только по окончании праздника, когда все маски будут сняты.
Если вы хотите попасть в Венецию во время карнавала, бронируйте отели заранее.
Если вас не смущает финансовый вопрос, можете принять участие в закрытых вечеринках и балах (они устраиваются во дворцах на площади Сан-Марко). Условия – шикарный костюм для вечеринки и 400 евро за вход.
Венецианский карнавал — история, места, традиции
Венеция — город исключительной элегантности. Это элитная мода, звёздные мастерские и драгоценные ткани. Венеция — город развлечений, а Карнавал стал воплощением свободы бурлящей фантазии её жителей. Были времена, когда Венецианский карнавал длился до 6 месяцев в год — начинаясь в октябре и заканчиваясь в марте.
Неограниченный либертизм скрывался под масками, гулявшими по улицам, обедавшими в остериях и тайно посещавшими венецианские ридотто и казино, где азартные игры совмещались с маскарадными перевоплощениями. В те времена в Венеции бытовало выражение — «маска говорит о человеке больше, чем его лицо». Становились ли участники праздника сами собой, надев маску, или теми, кем всегда мечтали быть, оставалось вечной тайной этого бушующего страстями периода.
История венецианского карнавала
Использование масок и символических изображений в период карнавала — древняя традиция. Она начинается с адаптации религиозных праздников Древнего Рима, во время которых можно было на время перевернуть общественный строй. Рабы и горожане заполняли городские площади для участия в диких празднованиях в перерывах между танцами и музыкой. Карнавал в Венеции изначально преследовал ту же цель: предоставить населению, особенно низшему классу, возможность веселиться, используя маски, наравне с правящим классом. Маска, таким образом, гарантировала полную анонимность, отменяя социальные различия между теми, кто её надевал.
Венецианский карнавал позволял снять напряжение суровых моральных законов Венецианской Республики, допускающих во время празднования даже публичное высмеивание власти и аристократии. Официально празднование карнавала отмечено в документе, датированном 1296 годом, где указ Сената Республики объявляет день до начала Великого поста праздничным.
Праздник сопровождался выступлениями жонглеров, музыкантов и танцоров в общественных местах, где люди предавались веселью, забыв о работе. Карнавал в Венеции проходил как во дворцах, театрах и кафе, так и в игральных и частных домах, где царилная полная вседозволенность. С дворцовых балов начались традиции бал-маскарадов, которые до сих пор организуются в элегантных дворцах и с годами становятся все более эксклюзивными.
В XVIII веке Венецианская республика переживала большой экономический упадок, послуживший поводом для поиска альтернативного дохода, а именно — создания современного туризма. Секрет его был в полной анонимности гостей, которые приезжали со всей Европы. Это были богатейшие представители разных сословий — аристократии, банкиров и купцов. Полная сексуальная свобода бал-маскарадов Венецианского карнавала XVIII века была главной его характеристикой.
К тому времени венецианский карнавал стал известен по всей Европе. Но отмена иерархии и общая вседозволенность, скрываемые за масками, стали создавать немало проблем: после захода солнца таинственной анонимностью маски стали пользоваться преступники, организовывая по ночам ограбления и беспорядки.
В 1797 году состоялся последний исторический карнавал в Венеции. После чего, с падением Светлейшей Венецианской Республики и захвата её территории французами, карнавал и вовсе был запрещён, за исключением частных бал-маскарадов в венецианских дворцах и Бала Кавалькины в театре Ла Фениче.
С 1967 года началось возрождение традиций празднования карнавала с первыми парадами масок и костюмов, возвратив празднику его былой успех, привлекая ежегодно туристов со всего мира.
Главные События карнавальной недели
Народные гуляния — важная часть венецианского карнавала. Они проходят на площадях, которые в Венеции называются «campi», и ежегодно следуют традиционной программе. Современные празднования карнавала длятся две недели, а главные его события выпадают на последнюю, так называемую «жирную неделю», settimana grassa, которая начинается с «жирного четверга», giovedi grasso. Даты начала и окончания Карнавала каждый раз меняются, т.к. карнавал праздник подвижный, без фиксированной даты в календаре. Он напрямую зависит от празднования Пасхи и начинается ровно за две недели до Великого поста. Само же название, от латинского carnem и levare, то есть «исключить мясо», объясняет предшествующую этому периоду «жирную неделю», когда стол был особенно насыщенным.
Ежегодно карнавал посвящён определённой теме или знаменитому персонажу, вокруг которых и разворачиваются все действа. Наиболее важные события происходят между «жирным четвергом» и «жирным вторником», днём, когда заканчивается Карнавал.
Праздник Марий
Одним из первых главных и зрелищных событий карнавала является Праздник Марий, «Festa delle Marie». Это элегантная процессия, в которой юные гондольеры несут красивых молодых девушек на деревянных паланкинах из Сан-Пьетро ди Кастелло на сцену Гран Театра. Затем Марии возвращаются на площадь Сан-Марко для провозглашения главной Марии Карнавала. Традиция праздника Марий уходит корнями в старинный венецианский обычай дарить самым красивым и бедным девушкам города драгоценности и платья дожей, чтобы они могли нарядиться в них в день свадьбы.
Полёт Ангела
Один из самых культовых моментов фестиваля считается Полет ангела (Volo dell’Angelo), который ежегодно проходит на площади Св. Марка. Ангелом, парящим в небе, становится Мария, победившая в конкурсе Марий прошлогоднего карнавала. Она пролетает над праздничной толпой, живописно спускаясь с колокольни.
Его история начинается с Карнавала середины XVI века, когда было организовано необычное шоу, которое произвело небывалый фурор. Главным его героем был турецкий акробат, сумевший добраться до колокольни Святого Марка, пройдя по веревке с помощью штанги. Представление так понравилось толпе, что с тех пор его стали повторять ежегодно. Однако в 1759 году акробат падает и умирает, превращая проход по канату в смертельный полёт над площадью. С тех пор это шоу было приостановлено вплоть до 2001 года, когда его решили официально восстановить, обеспечив соответствующие меры безопасности.
За полётом Ангела следует конкурс самой красивой маски, в котором может принять участие любой желающий.
Полёт осла, орла и льва
Последними в празднованиях проходят полёты осла, орла и льва.
Полёт Осла — это пародия на «Полет ангела» и проходит он в этот раз не в Венеции, а в соседнем Местре на площади Ферретто, в последнее воскресенье Карнавала. Главный герой летит, с вершины Башни на площадь, подражая более благородной колокольне Сан-Марко, с которой слетает «ангел». Ослом чаше всего выступает уличный музыкант, который, спустившись, остаётся играть на площади, в присутствии оживленных настоящих ослов и веселящейся публики.
Полёт Орла проходит на главной венецианской площади, а главный герой шоу не комический, а скорее героический. Обычно он остаётся засекреченным вплоть до начала карнавала, а выбирают его из знаменитых людей Италии — спортсменов, музыкантов, журналистов.
Завершается Карнавал торжественным Полётом Льва. Крылатый лев, символ Венеции, пролетает с колокольни над толпой, подводя символический итог народным гуляниям.
Традиционные маски венецианского карнавала
Маски — обязательный атрибут любого карнавала. А в Венеции существует даже специальная профессия — «маскареры» (mascareri) — что-то среднее между ремесленниками и художниками, мастера по изготовлению масок, которые круглый год работают над созданием уникальных карнавальных аксессуаров. Мастера эти известны по всему миру, даже великий режиссер Стэнли Кубрик заказывал маски в одной из венецианских мастерских, Kartaruga Mascheraio, для знаменитой сцены бал-маскарада, в своём последнем фильме «С широко закрытыми глазами».
Помимо масок итальянской комедии — Арлекина, Панталоне, Коломбины и Пульчинеллы, в период карнавала в Венеции были популярны и типично венецианские маски.
Баута
Баута/ Bauta была самая популярная маска и предусматривала не только покрытие лица, но и всего тела. Она состояла из белой маски со своеобразной формой с заостренным выступающим подбородком. Такая форма искажала голос, предавая особую анонимность, а так же позволяла пить и есть не снимая ее с лица. Баута была распространена, как среди мужчин, так и среди женщин. Её носили с трикором, знаменитым трехконечным черным головным убором, и широким черным плащом, табардом.
Баута воплощает в себе целую историческую эпоху, это постоянный элемент повседневной венецианской жизни. Её часто можно встретить в картинах Пьетро Лонги, Каналетто, Джованни Доменико Тьеполо и Франческо Гуарди.
Моретта
Самая вызывающая маска — это маска Няга/Gnaga. Существо это имело кошачью морду, коренастую мужскую фигуру в женской одежде с корзинкой, полной котят. Она вульгарно мяукала, эротично постанывала и томно произносила непристойными провокационные фразы. Использовалась маска чаще всего мужчинами, которые в этот период хотели почувствовать себя женщинами, но позднее она стала популярна и среди женщин.
Чумной доктор
Маска Чумной доктор изначально использовалась врачами для посещения больных чумой. У этой маски длинный птичий клюв, напоминающий древнеегипетское божество. Внутри этого клюва помещался специальный фильтр на основе солей и ароматических трав, предотвращающих проникание неприятного запаха, окружающего больных чумой. В глазных отверстиях маски были защитные стеклянные вставки, как в противогазах. Её надевали обычно с чёрным длинным плащом, который во время чумы был пропитан воском или промаслен во избежание контакта с инфицированными и трупами. Сегодня маска Чумного доктора связана исключительно с карнавальными торжествами, как заклинание против болезней.
Легендарные места венецианского карнавала
Атмосферу в Венеции в период карнавала нужно представлять как единое театральное действо, в котором люди, как актёры, ищут призвание в своих приключениях, хотя бы на одну ночь. Плотский откровенный эротизм происходящего смешивался с загадочным полумраком венецианских каналов, окутанных мистической туманностью города. Народные гуляния происходили на улицах, вдоль каналов и площадей, но для мероприятий более пикантного содержания существовали специальные заведения.
Ca’ Rezzonico — музей Венеции XVIII века
Ca’ Rezzonico, один из самых красивых дворцов на Гранд-канале, является апофеозом венецианской роскоши XVIII
века, отражением великолепия жизни аристократии того времени. Построенный по проекту известного архитектора Бальдассарре Лонгена для знатной семьи Резцонико, в 1800-х годах из-за отсутствия прямых наследников дворец несколько раз менял владельцев вплоть до 1935 года, когда он был выкуплен городскими властями Венеции. Среди его знаменитых арендаторов были писатель Роберт Браунинг и музыкант Коул Портер, известный своими экстравагантными вечеринками, на которых он нанимал 50 гондольеров для подачи напитков или организовывал шоу канатоходцев над Гранд-каналом.
Парадная лестница дворца ведет в самый популярный бальный зал последнего периода Республики, где потолок и стены расписаны фресками в технике «trompe l’oeil». Комнаты украшены оригинальной мебелью той эпохи — люстрами из муранского стекла, фарфором, а так же фресками и картинами художников XVIII века. Небо Джамбаттисты Тьеполо, портреты и миниатюры Розальбы Каррьеры, виды Каналетто напоминают о великолепии Венеции, которое навсегда останется в нашем воображении, и знакомят нас с венецианскими традициями того времени, когда маска и карнавал были главными атрибутами повседневной жизни.
Palazzo Pisani Moretta
Палаццо Пизани Моретта — это дворец XV века, расположенный вдоль Большого канала в Венеции, в сестьере Сан-Поло. Здесь проходит одно из самых знаменательных мероприятий венецианского карнавала — Бал дожей/ Il Ballo del Doge. Название бала происходит от названия правителей Венеции («дож» — титул выборного главы Венецианской республики). Каждый год бал посещают около четырехсот гостей, одетых в старинные костюмы и маски.
Мероприятие представляет собой реконструкцию маскарада XVIII века, включая ужин с блюдами венецианской кухни. На протяжении многих лет в развлечениях гостей участвуют оперные певцы, музыканты, артисты бурлеска и персонажи из итальянского народного театра комедии дель арте. Il Ballo del Doge проводят в Венеции с 1994 года. Каждый год тематика бала меняется. Организацией его занимается Антония Сауттер, модельер и менеджер элитных мероприятий в Венеции и во всем мире. Знаменитый Дворец Пизани Моретта — это известное место на Гранд- канале, куда ежегодно съезжаются знатные гости и СМИ, подтверждая своим интересом изысканность и эксклюзивность мероприятия. Бал дожей — это мечта многих из списка «побывать хотя бы раз в жизни».
Caffe Florian
Самая естественная сцена карнавала в Венеции — это Caffè Florian на площади Сан Марко. Здесь с незапамятных времен самые красивые маски выгуливают свои карнавальные костюмы, вливаясь в историческую атмосферу заведения. Кафе Флориан открыто с 1720 года, оно считается самым старым кафе в Европе и одним из культурных символов Венеции.
Впечатляет книга подписей, в которой оставили свои автографы такие знаменитые посетители кафе как Томас Манн, Гете, Лорд Байрон, Оскар Уайльд, Эрнест Хемингуэй, Амедео Модильяни, Джина Лоллобриджида, Марчелло Мастроянни, Джорджо де Кирико, Грейс Келли, Чарли Чаплин, Энди Уорхол, Коко Шанель, Клинт Иствуд и многие другие. Для элиты искусства, музыки и культуры Caffè Florian является обязательным местом посещения начиная с XVIII века. Именно здесь, уже в 1895 году, тогдашний мэр и поэт Риккардо Сельватико задумал организовать в честь короля Умберто и королевы Италии Маргериты выставку искусств, открывающуюся раз в два года, известную сегодня как Венецианская биеннале.
Ателье Ca’macana
Ателье Ca’macana было одним из первых, взявшимся восстановить традиции создания карнавальных масок. Здесь можно не только познакомиться с классическими венецианскими масками и масками комедии дель арте, но и самому поучаствовать в их создании. В период карнавала в ателье проводят организованные бесплатные мастер классы по созданию масок из папье-маше, рассказывают об истории масок, об особенностях их производства и, конечно же, о легендах, связанных с венецианским карнавалом и его главным аксессуаром.
Ридотто и казино — тайные места развлечений
Венеция XVIII века несомненно была столицей развлечений, центром европейской культурной и общественной жизни и славилась своими великолепными балами, вечеринками и театральными представлениями. Но именно в «казино» (от «casa» — маленький домик) и в «ридотто» (от «ridursi»,»recarsi», «incontrarsi», то есть встречаться) вершились самые сокровенные пороки и самые тайные добродетели того времени.
Это были небольшие комнаты или апартаменты, более интимные и легче разогреваемые, чем залы дворцов. Практически все эти дома имели нелегальные игорные залы, так как при Светлейшей Венецианской Республике были ограничения азартных игр. Кроме того, когда баров и общественных мест еще не существовало, в них можно было продолжать веселиться после театра даже поздней ночью. Постепенно казино и ридотто стали настоящим статус символом, в 1744 году в Венеции их насчитывалось 118. Со временем ридотто стали тематическими — они могли быть культурными салонами, посвященными искусству, музыке и поэзии, или более банальными домами для азартных игр, танцев, встреч с куртизанками или с тайными любовниками.
Успех этих заведений был настолько велик, что в 1638 году, пытаясь контролировать это явление, правительство выдало лицензию на общественный ридотто Марко Дандоло, в чьем одноимённом особняке Palazzo Dandolo, сейчас легендарный Hotel Danieli, было открыто первое казино в Европе. Его залы известны своими картинами Франческо Гарди и Пьетро Лонги, где изображены дворяне в масках за игровыми столами и красивые куртизанки, которые развлекаются с господами фортуны.
Музей Казановы
Стать Казановой на день, точнее на 45 минут, предлагает каждому своему посетителю первый в мире мультисенсорный музей, посвященный самому знаменитому гражданину Венеции. За свою жизнь Джакомо Казанова, известный соблазнитель прекрасных дам, успел побывать аббатом, юристом, солдатом, целителем, скрипачом, авантюристом, философом, писателем, математиком, алхимиком, эзотериком, масоном, шпионом, дипломатом, астрономом, азартным игроком, фехтовальщиком, космополитом и долго ещё можно продолжать список его занятий и увлечений.
Музей был открыт в ноябре 2019 года, по случаю 220-летия со дня смерти Казановы. Здесь можно совершить виртуальное путешествие в XVIII век, надев 3D очки, в роли самого Казановы — пройтись по венецианским улицам, ловя на себе взгляды элегантных дам и провокации раскованных распутниц в костюмах того времени.
В музее так же представлена коллекция старинных предметов — спинет, гитара, письма и одежда с автографами, свидетельства о насыщенной жизни среди амурных, политических и культурных встреч. Казанова (1725-1798) встречался с императрицей Екатериной II, Вольтером, графом Калиостро, поэтом Баффо, Моцартом, графиней Помпадур, а также с королями и папами. Он много путешествовал по Европе, но ему и удалось попасть в тюрьму, из которой он совершил дерзкий побег.
Музей Казановы расположен в престижном Палаццо Малиперо/Palazzo Malipiero, исторически важном месте в судьбе Джакомо Казановы. В стоимость билета входит аудиогид на 10 языках и бокал Casanova Prosecco, который помогает должным образом настроиться на перевоплощение.
Остерия Do Spade
После посещения музея Казановы нельзя не остаться на волне главного героя и не посетить остерию Do Spade. Это одна из самых исторических остерий и бакарей в Венеции. Находится она в центре города, недалеко от моста Риальто и существует там с 1447 года. Не трудно догадаться что пришлось ей повидать на своём веку. Она была не только местом вкусной еды и вина, но и любовных приключений, чему есть конкретное подтверждение в мемуарах Казановы, так описавшем одно из своих приключений:
«Одним карнавальным вечером 1745 года я и мой друг увидели в Сан-Джоббе красивую простолюдинку, которая пила с мужем и другими друзьями. Решили мы устроить невероятный розыгрыш — представившись как государственные служащие, принудили ее мужа и друзей последовать за нами на остров Сан-Джорджо во имя Совета Х, оставив ничего не подозревающую женщину одну на Риальто. Высадив бедных дураков на острове, мы с другом вернулись на Риальто и отвезли женщину в остерию «Do Spade», где, отужинав, всю ночь по очереди с ней развлекались, отправив ее после этого домой.»
Конечно, в остерии Do Spade вряд ли можно встретить что-то подобное в наши дни, даже в период карнавала, но еда здесь отменная и атмосфера, при правильно подобранном меню, унесёт в далёкое прошлое.