вечная история банк империал
мар. 21, 2012
Эти рекламные ролики я смотрю и пересматриваю уже много лет..
Ролики неоднократно завоевывали призы Международных фестивалей рекламы («Золотое яблоко» ММФР 1992, 94, 95, 96 гг., «Золотая барабанная палочка» фестиваль «Golden Drum» рекламы стран Новой Европы в Словении 1 995, Золотая медаль Международного кино-фестиваля в Хьюстоне 1995 г. и пр.).
— Есть ли ролики снятые, но не вышедшие?
— «Ивана Грозного» показали всего несколько раз. Царь объявляет о том, что берет власть в свои руки. Его спрашивают: «На каких условиях?» Он отвечает: «После узнаете».
— Что легче снять: очень маленький фильм или очень большой?
— Конечно, маленький! Он снимается приятнее. Я вообще люблю маленькие стихи, маленькие рассказы. Ты можешь уложить их в одно чувство. А в большой форме очень трудно держать тональность. Разваливаться начинает.
— На ТВ снова идет серия роликов с поэтами. Почему вы не снимете новые? Вам больше не интересно? Нет времени?
— Я счастлив, что их снова покажут! И готов снимать новые ролики. Было бы замечательно, если бы можно было продолжить. Это же настоящая, искренняя реакция на мир! Эта работа, повторяю, была самым большим удовольствием в моей жизни.
Кстати банк Империал кризис 1998 года не пережил и оставив нам на долгую память шикарные рекламные ролики ушел в историю =(
А вот и ролики.
Настоящие шедевры.
Особенно я люблю про Дмитрия Донского, Конрада Третьего и второй ролик про Наполеона. Помню, какое впечатление они произвели на меня в детстве. сейчас смотрю и чувства примерно те же. Расставил в хронологическом порядке…
Всемирная история банка «Империал» — знаменитые ролики
История являлась прямым поставщиком сюжетов для Тимура Бекмамбетова. Из-за масштабности тематик крупными были и бюджеты роликов. Их всего 18. Сначала расходы на 1 сюжет не превышали семи тысяч американских долларов. Начальные серии купили у российского копирайтера, которому принадлежит фраза о том, что точность – это вежливость королей. В последующем бюджет увеличился в десятки раз.
В наше время ролики о банке изучают студенты профильных вузов. Бекмамбетов в 90-х занимался съемкой только коротких видео для рекламы, не отвлекаясь на создание фильмов. Объясняет это отсутствием в то время нормальных кинотеаров в большей части России и странах СНГ. Съемки в рекламе приносили артистам во времена безработицы 90-х очень хороший доход.
Описание роликов, самые интересные сюжеты
Чтобы снять такого качества ролик понадобилось много материальных средств, людей, времени. Несмотря на потраченные ресурсы, не удалось избежать исторических ляпов, которые были тонко подмечены внимательными, отлично знающими историю телезрителями.
Тамерлан
Ролик сняли в Казахстане. Пригласили коренных жителей с их скотом. Народу было много, держать стадо негде. Решили снять все за один раз без повторов. Когда проскакало войско и стада, их решили догнать, чтобы забрать костюмы. Предприимчивые казахи отказались возвращать реквизит, мотивировав это тем, что костюмы их предков исторически должны принадлежать им.
Когда Тамерлан ложится на маленькую кучу камней, символизирующую погибших воинов, отчетливо видно его руки с десятью пальцами. На самом деле их было 8.
Суворов
Полководец отказывался принимать пищу, пока не взойдет первая звезда, в соответствии с православными традициями. Поэтому Екатерина решила вручить графу собственную звезду. Но киноляп состоит в том, что Суворову Звезду дали раньше, чем титул графа.
Чингисхан
Однажды отец спросил своих сыновей: — В чём самое большое наслаждение для человека? — Охотиться с беркутом, — ответил старший. — Быть богатым, — ответил средний. И только самый младший из них Угэдэй сказал то, что так хотел слышать отец: «Заботиться об отечестве — вот самое большое наслаждение для человека». И не солгал Угэдэй, будущий правитель Монголии, потому что именно так жил великий отец его Чингисхан.
Наполеон
Появились несколько роликов, в котором Наполеон с точностью до миллиметра располагает постоянно слетающую в бою треуголку на голове. В последнем сюжете он сбегает, оставив поклоннице в память о себе монету с собственным изображением.
Цезарь
Правитель торопился к своим подданным, но зацепился накидкой. Дернул с такой силой, что порвал себе одежду, Цезарь предстал перед народом вовремя, но с оголенным задом.
Все актеры были в характерных головных уборах, но историки заметили, что на самом деле венок носил Цезарь.
Несмотря на ляпы, все ролики несли развлекательную и образовательную функцию.
Популярность рекламы в 90-е
О том, насколько данные шедевры добились признания, говорят множественные награды, полученные создателями рекламы банка империал.
Фестиваль лучших рекламных роликов мира, проходивший в Москве
На кинофестивале в городе Хьюстон реклама получила высшую награду в 1995 году.
При просмотре в перерывах между частями фильмов таких видео зрители даже не думали о том, чтобы переключить канал.
Цитаты из роликов, которые ушли в народ
Устойчивыми оборотами народной речи стали некоторые фразы из сюжетов.
Точность – вежливость королей
Говорится в любой ситуации о каждом человеке, который успевает что-то сделать вовремя или правильно до мелочей.
До первой звезды
Фраза о воздержании, терпении, часто произноситься во время застолья, в качестве шутки. Стала популярной в православной среде.
Точность до миллиметра
Произноситься при удачном проведении работ или быстрой парковке автомобиля.
Точность до …
Добавляется любое, уместное в контексте слово.
Почему на современном телевидении мало подобных роликов
Кроме банка Империал, с режиссером сотрудничал еще и их филиал – банк Славянский. Специально для него были созданы ролики о поэтах:
Больше подобных реклам на телевидении не было. Создатели признались в интервью, что есть несколько причин, почему этого не происходит сейчас.
В конце 90-х банк перестал функционировать в полную силу, в 2005 году вообще обанкротился. Но название и ролики напоминают россиянам о его существовании до сих пор. В годы разрухи и потерянности общества, когда старые идеалы уже разрушены, а новых еще не образовано, реклама стала флагманом российского общества, направила в верное русло. Память о корнях вернулась, русские вспомнили, что их предки не только госсекретари и передовики на производстве, но и великие полководцы и императоры.
Вечная история банк империал
Начиная с 1992 года на нашем телевидении в течение шести лет с успехом шли рекламные ролики банка «Империал». Банка давно уже нет, а мы до сих пор помним графа Суворова («Пост, матушка, до первой звезды нельзя») или Людовика XIV («Точность – вежливость королей»). Все 18 роликов «Империала», что вышли тогда на экраны, давно уже изучают студенты на факультетах рекламы.
Годы замечательной жизни
Для рекламной кампании банка пригласили тогда еще неизвестного режиссёра Тимура Бекмамбетова, который позже прославился своими «Дозорами» — «Дневным» и «Ночным», продолжением «Иронии судьбы» и «Ёлками».
«К тому времени я снял свой первый фильм – «Пешаварский вальс», — вспоминает Тимур, — и понял, что кино никому не нужно. Фильм ездил на фестивали, получал призы, но люди его не видели: в кинотеатрах размещались мебельные салоны и магазины запчастей. Зато по телевизору стали показывать рекламу, которая снималась без правил: делай что хочешь. Ну, конечно, мы в рекламе подрабатывали.
И вот однажды, талантливый копирайтер Володя Перепёлкин предложил мне сценарии трёх роликов со слоганом «Точность – вежливость королей». А потом я познакомился с президентом банка «Империал» Сергеем Родионовым. И понял, что ему важно не просто рекламировать банк, он хочет быть меценатом такого вида искусства как рекламный ролик. Я спросил его: « А почему ты кино не снимаешь?» — «А как его потом люди увидят?».
С роликами было понятнее: их можно было показать по телевизору. Тогда я расширил концепцию: появилась «Всемирная история». А дальше были годы замечательной жизни. Мы искали сюжеты: например, историк Кирилл Зубков, консультант, познакомил нас с докторами наук из Историко-архивного института. Они рассказывали много историй».
До первой звезды
Сейчас никто уже точно не помнит, кто придумал сюжет о постящемся графе Суворове, но легенда гласит, будто эту историю напомнили Бекмамбетову игроки одесской команды КВН. Однако некоторые знатоки утверждают, что в ролике есть нестыковка: известно, что Александру Васильевичу присвоили титул графа в 1789 году, за победу при Рымнике. А свою первую звезду – орден Святого Георгия II степени – он получил намного раньше, в 1773-м.
Александра Суворова сыграл артист и мультипликатор Иван Уфимцев – это он в своё время работал над известным мультфильмом «38 попугаев». К сожалению, несколько лет назад Иван Васильевич ушел из жизни.
«Пожалуй, грим Суворова был самым сложным, хотя я делала его за двадцать минут, — смеётся, вспоминая работу с Уфимцевым, художник-гримёр Людмила Раужина. – В то время ведь трудно было с материалом для пластического грима. Я сама придумала такую специальную смесь, которая, когда застывает, имитирует человеческую кожу. Латекс в этом плане смотрится на экране неестественно. Так вот, на лоб Уфимцева-Суворова я надевала эту пластику, на голову – паричок. Парики для всех роликов использовала из своей личной коллекции, я ведь много лет в кино работаю. Тимур Бекмамбетов утверждал Ивана Уфимцева уже загримированным. И вот артист заканчивает съёмку, переодевается и появляется на площадке, чтобы за камерой подыграть Екатерине II. Тимур не обращает на него внимания. Через какое-то время сердится: «Ну где же этот артист?» Мы показываем на сидящего тут же Ивана Васильевича. Тимур был удивлён: не узнал.
Мы, конечно, старались искать похожие типажи, гримировали их, сверяясь с портретами. Но иногда помогали операторы. Например, в роли Петра I снимался молодой парень – студень ВГИКа. Он в жизни и не похож на Петра. Загримировали его – более-менее похож стал. Но оператор специально снимал с таких ракурсов, чтобы добиться еще большего сходства».
«Костюмы не отдадим»
В историях о Петре I и Тамерлане за кадром звучит голос самого Иннокентия Смоктуновского. В то время повальной безработицы реклама была для артистов хорошим подспорьем.
«Однажды я услышал в Казахстане от своего друга по институту Тимура Кабулова: «Знаешь, Тамерлан собирал камни». Так и придумали сюжет», признаётся режиссёр.
На роль массовки через местного председателя колхоза пригласили несколько сотен кочевников – со своими овцами и верблюдами. Всех нарядили в костюмы. Поскольку кочевникам надо было срочно возвращаться на свои стойбища, решили снимать одним дублем. После того как те проскакали перед камерой, их пытались остановить, чтобы вернуть костюмы. Но в ответ костюмеры услышали: «Эт костумы наш продэд! Нэ отдадим!» И массовка ускакала в горы.
Во время работы Тимур Бекмамбетов впервые использовал компьютерную графику – кадрах, где далеко в степи идут воины.
Не совсем удобно
Графика была использована еще в двух роликах – в «Иване Грозном» пририсовали толпу. Кстати, сюжет об Иване Грозном, где звучали слова «Бояре расхитили казну», показали в эфире всего несколько раз, а потом запретили. Дело в то, что тогда проходили выборы в парламент. Применили и в ролике о Чингисхане: чтобы не было видно склеек, добавили размытости – марево от огня. Кстати, в этом ролике за кадром звучит голос Владимира Машкова. Также мы можем услышать его и в видео о Дмитрии Донском. Кстати, говорят, что Владимир Машков на озвучании отказался говорить по сценарию «Они никогда не побеждали монголов» — и настоял на неправильном варианте: «Они никогда не побеждали монгол». Аргументировал: «Если мы говорим «победить татар» — значит, надо говорить «победить монгол». В ролик вошёл вариант, на котором настаивал актёр.
Сюжет о Дмитрии Донском снимали в подмосковной деревне Алабино. «Помню, было не совсем удобно, — вспоминает исполнитель роли князя артист Сергей Греков. – Во-первых, на мне была тяжёлая кольчуга, ещё подумал тогда: это какими здоровыми были богатыри, чтобы в таких кольчугах двигаться и сражаться. Во-вторых, шёл дождь и мой плащ стал мокрым и тяжелым. Я сел на коня, поскакал, но из-за тяжести плаща свалился. Хотя в седле держаться умел. А атмосферу на съёмках вспоминаю с благодарностью. Было всё очень интересно и по-доброму. Тимур – профессионал, умеет работать и с отдельными артистами и с большой массовкой.
Брут ждет Цезаря
Большая массовка участвовала во многих роликах банка «Империал». Например, в сюжете о Цезаре снимались полторы тысячи человек. Помните, когда собрание ждёт знаменитого полководца, а он чуть не опоздал, потому что на плащ упал бюст?
«Когда меня позвали в эту рекламу, я поначалу отказался, — вспоминает актёр Анатолий Калмыков. – Мне было некогда, в день съёмок я уезжал на гастроли. Но всё же приехал на «Мосфильм», а в те годы там царил ужас, сплошные склады с чаем и мотоциклами, — познакомился с Тимуром. Он мне просто поставил задачу: ты – Брут и ждёшь Цезаря, который опаздывает. И всё. Надели на меня тунику, венок на голову и провели в павильон номер один. Он самый большой на «Мосфильме», именно там снималась знаменитая сцена бала из фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука. Там установили уникальные декорации древнеримского форума, и всё это для минутного ролика, — так профессионально работает Тимур Бекмамбетов. Я, как бывший клоун, сразу начал импровизировать. К тому же спешил, боялся опоздать на самолёт. То как будто бы на часы смотрю на руке (хотя, понятное дело, в Древнем Риме таких часов не было), то папироску у соседа одалживаю – но этот кадр в ролик не включили. Быстро отснялся и убежал в аэропорт».
В этом ролике особо придирчивые зрители тоже обнаружили ошибку. Как гласит история, только Цезарь имел право носить венец, который был редкой наградой, и он охотно им пользовался, чтобы скрыть плешь. В ролике мы видим противоположное: все сенаторы в венцах, а Цезарь – без.
Анатолий Калмыков продолжает: «Тимур Бекмамбетов приглашал меня ещё и в ролик об Александре Македонском – сыграть воина, который долго не может снять перстень. Но по срокам я не смог. Если посмотрите ролик, то увидите, что взяли артистом, очень похожего на меня».
Интереснейшая наука
«Ролик про Александра Македонского снимали на «Мосфильме», — рассказывает Людмила Раужина. – В кадре рядом с большой черепахой лежит седой Диоген. Вокруг – райский сад. Появляется Александр, и Диоген ему говорит: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце». Ну и дальше по сюжету. Вдруг на следующий день мы узнаём, что подобный ролик только что сняли для другой рекламы: там тоже Македонский, и Диоген говорит те же слова про солнце! Всем стало обидно: но как так получилось? Непонятно. А только пришлось придумывать новый сюжет и срочно всё переснимать».
Македонского в рекламе сыграл артист Виктор Вержбицкий. Он же изобразил императора Николая I и короля Людовика XIV. «С Тимуром мы вместе учились в Ташкенте в театральном институте. Только я на артиста, а он – на театрального художника, — рассказывает Виктор Александрович. – Ещё мы там ставили этюды, отрывки из спектаклей. Тимур уехал в Москву раньше, я попозже. Я счастлив, что работал в этих коротких роликах банка «Империал», мы снимали их как настоящее кино. В минутном ролике сыграть целый характер и судьбу – сложно, но крайне интересно. После той рекламы я много играл исторических персонажей. Люблю костюмные роли – в них чувствуется эпоха. Костюм учит держать осанку, вырабатывает походку. К примеру, высокий, вышитый золотом жёсткий воротник сделан так, что при всём желании голову не опустишь. Мундир всегда делается по талии: согнёшься – сразу чувствуешь плотный шов. Это дисциплинирует. Если сапоги со шпорами, значит, при ходьбе ты не можешь близко держать ноги, иначе шпоры начнут цокать. Если твой герой – военный царской эпохи, при нём обязательно шпага. С ней не откинешься в расслабленной позе, не сядешь, согнувшись. Все эти костюмные нюансы – интереснейшая наука, которую мне нравится изучать.
Надо заметить, что несколько лет спустя Вержбицкий снова сыграл Николая I в популярном сериале «Бедная Настя».
Еще увидим
По словам Тимура Бекмамбетова, в бюджете он не был ограничен. «Президент «Империала» Сергей Родионов, как человек умный, выбрал правильную политику: доверять бюджет режиссёру, — признаётся Бекмамбетов.- И это оказалось самым рациональным подходом. Я вынужден был сам себя ограничивать: ведь если к тебе относятся по-человечески, то искренне хочется не злоупотреблять доверием. Бюджеты были немаленькие, но не то чтобы невиданные».
С годами бюджет менялся, как и курс доллара. Если первые ролики стоили 7 тысяч долларов, то последние – уже по 200-250 тысяч. Художник Наталья Дзюбенко делала всё возможное, чтобы сэкономить на костюмах, но при этом выполнить поставленную задачу.
«Поскольку экономили деньги и всё надо было делать быстро, мы проявляли смекалку – признаётся Наталья. – Шли даже на «преступления». Например, брали на киностудии «Мосфильм» несколько платьев и делали из них одного. После съёмок снова перешивали и сдавали в том виде, в каком брали. Меня часто спрашивают: над каким роликом или костюмом сложнее всего было работать? Не могу сказать. Когда интересно, то сложности даже привлекают и вовсе не чувствуются. Поехали в Прагу на съёмки ролика про Конрада III: помните, где женщины выносят на себе раненых рыцарей? Продюсеры нам сказали: берите поменьше костюмов, найдём на месте. Но на всякий случай мы всё-таки набрали разных тряпочек, ещё каких-то вещей. Да, В Праге мы нашли хорошие костюмы, но у них всё такое начищенное, по задумке герои должны быть «полуразрушенные»: война же. Рыцарские доспехи, которые там арендовали, мазали грязью, старили. А костюм для княгини сшили за ночь в гостинице из мешковины, которую привезли с собой.
Помню съёмки про Наполеона. На киностудии нашли какие-то старые костюмы французских генералов. Они были в таком ужасном виде! Поэтому что-то похожее шили сами, а потом, на съёмках, старались скрыть огрехи при помощи каких-то складочек, перьев, развевающегося плаща. Где-то снежком припорошили. Как могли, старались сделать, чтобы было похоже на французскую армию. Что интересно, лет через пятнадцать я работала на одной исторической картине, и там были консультанты по военным костюмам французской армии. Я их что-то спрашиваю, а они: «Ну что вы спрашиваете? Вот посмотрите ролик банка «Империал» про Наполеона, вот там сразу видно – французская армия!» И мне приятно, что люди помнят и ставят в пример нашу работу».
Режиссёр Тимур Бекмамбетов признаётся, что есть несколько историй, которые до сих пор не сняты. Например: «Однажды в Китае взошло девять солнц, и случилось великое несчастье. И никто не знал, когда ночь, когда день, когда сеять, когда жать, когда зима, когда лето. Наступил великий хаос, народ бедствовал. Тогда император взял лук и сбил восемь солнц. С тех пор в Китае только одно солнце и только один император».
И хотя банк «Империал» прогорел ещё в конце 1990-х, вполне возможно, что в рекламных блоках ТВ мы еще увидим новые творения про королей и императоров.
Дмитрий Степанов, Общероссийская газета «Моя Семья»,
www.moya-semya.ru
Справка из Википедии:
Ролики завоевывали многочисленные призы на фестивалях рекламы. Среди премий — «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы (ММФР) в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Хьюстоне в 1995 году и др.
Банк в 1998 году был лишён лицензии, после долгих судебных разбирательств её удалось вернуть, но в 2005 году банк был признан банкротом.
Одним из дочерних банков «Империала» являлся банк «Славянский», причём председателем совета директоров этого банка был Сергей Родионов, бывший председатель правления «Империала». Неудивительно, что спустя некоторое время после окончания рекламной кампании банка «Империал» некоторые его ролики были использованы банком «Славянский» (в частности, про Петра I и Наполеона). Кроме того, Бекмамбетов снял для «Славянского» целую серию других рекламных роликов со стихами знаменитых отечественных поэтов (Есенина, Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Блока).
Вечная история (пародия на рекламу Банк Империал)
Контрольная работа. Ученики заняты делом. Кто-то, сдвинув брови, считает в уме; кто-то быстро чиркает на бумажке; кое-кто украдкой щёлкает на калькуляторе; некоторые пытаются подсмотреть у соседа. Учитель не спеша заполняет журнал. И только один паренёк думает о другом. Целеустремлённо скатывает из пластилина шарик, втыкает его в трубочку, целится и дует. Шарик врезается в доску и расплющивает муху, напоминая ржавую канцелярскую кнопку, затерявшуюся среди множества таких же. С точностью до миллиметра. Вечная история. Третий класс.
Ученик бежит по коридору. Он спешит в буфет. Он полон радостного предвкушения. Через мгновения он будет лакомиться пирожком или пирожным, запивая киселём. Он трепещет, он почти счастлив. И вдруг на его пути вырастают трое. Ученик тормозит, но понимает, что назад уже не успеет. Троица хватает его и, взяв за подбородок, смотрит прямо в глаза. Он слабо трепыхается. Четыре руки берут его за ноги и переворачивают, как песочные часы. Из мальца высыпается мелочь. Его потряхивают. Вываливается последняя надежда хотя бы на булочку. С точностью до копейки. Вечная история. Пятый класс.
Идёт открытый урок. Учитель, держась за указку и бодрясь, вызывает к доске для коллективной работы сразу пять человек. Гости на задних партах одобрительно кивают. Ученики стоят у доски. Но не все справились с решением. Остались двое. Учитель в лёгком ужасе. И подходил он к ним, брал их руки и говорил с ними. Но не дождался он ответа. Вечная история. Седьмой класс.
Они вышли из класса и пошли по коридору. Их было трое. Учительница выскочила им вслед и закричала что-то. Но они не обернулись. На лестнице путь им загородил преподаватель физкультуры. Они повернулись и пошли к другой лестнице. На первом этаже раскинула руки директор. Трое мягко обошли её, отмахнувшись от угроз. И пошли они дальше. И, прошагав по вестибюлю, вышли из школы. Вечная история. Девятый класс.
Июнь. Последний школьный экзамен. Учителя уже устали. Лишь директор по-прежнему суров и бодр. Последним заходит рыжий парень и разваливается на стуле. Наконец доходит очередь и до него. Подсев к ко¬миссии, он откидывается на спинку стула и молчит.
Сидоров молча достаёт бутылку французского коньяка и коробку итальянских конфет и ставит перед директором. Директор мягко нагибается к экзаменатору:
— Пятёрку Сидорову Владимиру.
Владимир с улыбкой в знак приветствия поднимает стакан с минеральной.
Вечная история. Одиннадцатый класс.
Ответ на пост «Не Моргенштерном единым живет молодежь»
Недавно около моего дома отгрохали сквер, с лавочками и прочими ништяками, естественно там начал тусоваться весь местный молодняк, слушая на портативных колонках всякие помои, от которых кровь из ушей идет. Через этот сквер я постоянно езжу на велике, и да бы уберечь свой слух стараюсь проезжать по быстрее.
Но как то возвращаясь с работы я не поверил своим ушам, на одной из лавок сидит компания ребятишек лет 16-17 и слушает Агату Кристи, я аж сбавил скорость. Дальше больше. Где то через неделю, проезжая, заприметил другую компанию, примерно такого же возраста. Ребята были без колонки, но с гитарой, а собственно сам гитарист исполнял, причем очень даже зачетно, хиты группы КИНО. Я просто не мог проехать мимо, уселся на соседнюю лавочку, достал купленное домой пиво и просто кайфовал. Вера в молодое поколение восстановлена!
Не Моргенштерном единым живет молодежь
Было это зимой, в прошлом учебном году. В 6 классе вела урок русского языка. Ученикам лет 12-13. Писали диктант. Дохожу до второго абзаца, начинаю диктовать: «Белый снег. «, и тут половина класса, не сговариваясь, продолжает, подпевая: «Серый лёд. «
Тепло стало на душе)
Ответ на пост «Довели учителя»
Тема физического насилия в педагогике отчасти табуирована, хотя в художественной литературе можно встретить описание того, как наши предки обучали молодое поколение. Вот, например, из «Отважных мореплавателей» Киплинга:
Сразу стоит сделать оговорку: Макаренко был не просто учителем, а воспитателем. Заведующим колонии малолетних преступников. Двадцатые годы, беспризорщина, голод и холод. Это «слегка» отличается от современных реалий обучения, не так ли? Впрочем, несмотря на сто лет, прошедшие с момента описываемых событий, состояние дел в педагогической науке описано в книге как нельзя более точно:
Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, — они были еще и месяцами поисков истины. Я за всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года.
.
У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие.
.
Меня возмущали безобразно организованная педагогическая техника и мое техническое бессилие. И я с отвращением и злостью думал о педагогической науке:
«Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство».
Насколько я помню педагогику, основы педагогического мастерства и иные предметы моего именно педагогического (к сожалению) образования, этих инструментов нет до сих пор. Судя по учебникам и материалам конференций, педагогические теории – это, в большинстве своем, набор простых и незамысловатых истин, построенных по алгоритму «быть хорошим – хорошо». А чтобы их доказать, надо просто повторить само условие, только другими словами. Впрочем, Макаренко пишет и об этом:
На небесах и поближе к ним, на вершинах педагогического «Олимпа», всякая педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью.
На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать.
.
Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян, но это никого не смущало — для небожителей были дороги принципы и идеи.
Если кого-то смущает словосочетание «коммунистическая личность», можете заменить его словами «достойный гражданин» или чем-то подобным. Крайне советую прочесть главу «У подошвы Олимпа» полностью, так как именно в ней делается основной разбор педагогического «вероучения». Основная идея, пожалуй, вот:
А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.
Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим портачам:
— У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебока и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья.
Впрочем, по высоким теоретикам Макаренко тоже прошёлся:
«Кому ума недоставало» решать любые воспитательные вопросы? Стоит человеку залезть за письменный стол, и он уже вещает, связывает и развязывает. Какой книжкой можно его обуздать? Зачем книжка, раз у него у самого есть ребенок? А в это время профессор педагогики, специалист по вопросам воспитания, пишет записку в ГПУ или НКВД:
«Мой мальчик несколько раз меня обкрадывал, дома не ночует, обращаюсь к вам с горячей просьбой…»
Спрашивается: почему чекисты должны быть более высокими педагогическими техниками, чем профессора педагогики?
Если кто-то полагает, что в нынешнее время ситуация кардинально изменилась, то вынужден огорчить. И это бессилие, пожалуй, одна из причин, которые приводят к подобным конфликтам, каковые описаны в изначальном посте. Нет некоего рабочего отлаженного механизма для их предотвращения и разрешения. Материальный вопрос оплаты труда учителя, который затрагивается в публичном разборе подобного рода конфликтов, конечно же, имеет место быть (пожалуй, стоит коснуться этого вопроса в отдельном посте), однако это не единственная причина.
И из всего богатства поднятых Антоном Семёновичем вопросов обыватель помнит лишь о избитом воспитаннике! Это крайне иронично Иронично потому, что за фактом удара оный обыватель не видит сути вопроса. Впрочем, обратимся к первоисточнику:
И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно веселый ответ:
— Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
— Простите, Антон Семенович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!
И вышел из спальни.
Вот такой эпизод. В разговорах с иными сотрудниками колонии Макаренко поясняет этот эпизод так:
Саму же «Педагогическую поэму» крайне советую к прочтению. Идеи Макаренко ничуть не устарели, и проблемы, поднятые им всё ещё актуальны.