ватное папье маше история
Папье-маше
Кресло из папье-маше, инкрустированное перламутром
Рукотворный материал на основе бумаги, который активно используется в русских ремёслах
Папье-маше
Папье́-маше́ — фр. papier mâché букв. «жёваная бумага». Это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
История
Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше были обнаружены при раскопках в Китае, это были древнекитайские доспехи и шлемы. Для придания им жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Эти предметы относятся к династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.).
Из Китая интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру.
Наибольшей популярностью пользовались европейские страны. С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье-маше; изначально это было изготовление кукол, которые пользовались большой популярностью.
Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую популярность папье-маше получила в 1800 годах. В Россию эту технику принёс Пётр I.
Бутафория или волшебство?
Удивительно, как простая бумага может стать не только игрушкой или маской, но и мебелью и даже доспехами воина! Из этой бумажной массы можно сотворить имитацию многих предметов да так, что сразу и не отличишь.
Со времён Петра I русские ремесленники узнали этот материал и, как всегда, сначала позаимствовали, а затем и внесли много своего в развитие.
Применяли и сейчас применяют его так, да немного не так, как зарубежные коллеги. Например, в Сергиевом Посаде при изготовлении игрушек нередко бумагу наклеивали поверх фомы. Повсюду же принято заполнять форму бумажной массой или лепить из неё.
В результате обработки получается прочная основа, которой можно придать любую форму, а главное — выдать за любой материал. Иногда кажется, что это дерево, иногда папье-маше «прикидывается» гипсом, может выглядеть, как сталь, а может, как фарфор.
Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от настоящих.
Болвашки и шкатулки
Были в Сергиевом Посаде мастера балбешники, которые вырезали из дерева основную форму. Кукольники покупали у них болвашки. Болвашки оклеивали бумагой, разрезали, вынимали форму и заделывали шов.
Затем фигурку покрывали грунтом и раскрашивали. Такой способ позволял работать эффективнее, фигурка быстрее высыхала, болвашку можно использовать много раз.
В Федоскино, Палехе, Холуе, Мстёре из папье-маше до сих пор изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Изготовить шкатулку — особое искусство. Они получаются лёгкими, но очень прочными, при этом, им можно придать красивую фигурную форму.
Технология
Существуют три технологии изготовления изделий из папье-маше.
Также термином «папье-маше» называется техника изготовления относительно тонкостенных, но жёстких, слепков из небольших обрывков бумаги, во много слоёв приклеиваемых на какую-либо форму. Бумагу часто используют газетную.
Герой кукольного театра, папье-маше
Клей — ПВА или мучной клейстер. Формы — гипсовые, хотя часто используются воздушные шарики для основы сферической поделки. Иногда среди слоёв бумаги добавляют слои ткани/марли, чтобы изделие стало более крепким на разрыв (то есть армируют).
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Ватное папье маше
Ватное папье маше
Белая и пушистая, она так похожа на снег, что стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Именно из ваты создавались самые удивительные елочные игрушки, выпускавшиеся в нашей стране. Зимним праздником Новый год стал согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года о введении нового летоисчисления не от Сотворения Мира, как было принято ранее, а от Рождества Христова.
Первого января предписывалось устраивать фейерверки, иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревьями и ветками. Никаких игрушек на этих хвойных ветках тогда не было. Появление елочных украшений связано с пришедшей из Германии традицией устанавливать в доме под Рождество украшенную елочку, получившей распространение в России во второй половине 19 века. 24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате, Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1-го на 14 января.
Реформа не была принята церковью и вызвала растерянность у простых людей. Борьба с религиозными праздниками, развернутая в 1920-х годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества и одного из его главных символов – украшенной елки. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохранялись.
К середине 1930-х годов, когда накал классовых боев стал стихать, а мирная жизнь постепенно налаживалась, зимний детский праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. Это был революционный советский Новый год. Причины возрождения праздника и его смысл объясняла статья П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!», опубликованная в газете «Правда» 28 декабря 1935 года.
Для восстановления елочного ритуала требовалось наладить производство новых елочных украшений. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Общественное мнение отразил журнал «Советская игрушка» (1936, №1): «Херувимы», украшавшие елку в старину, конечно, отпадают, но «дед мороз», знакомый любимый детьми сказочный персонаж, имеет полное право гражданства на елке».
Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.
Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику. Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие – мастера производства.
Такую возможность давали регулярно проводившихся крупными артелями и фабриками конкурсы новых образцов. В создании украшений из ваты использовали и опыт потомственных мастеров из семей, еще до революции занимавшихся производством елочных игрушек. Среди них И.А.Русаков, работавший в артели «Все для ребенка» и щедро делившийся секретами мастерства.
Основой для фигурки ватного человечка служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формовали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Готовую фигурку покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.
Большие фигуры до 1 метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, ставились под елку. Именно эти большие фигуры оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек. Спустя несколько десятилетий после прекращения их выпуска Деда Мороза в шубе из ваты, но уже с лицом из полиэтилена, все еще можно было приобрести на новогодних базарах.
Еще одним популярным видом ватной игрушки являлись изображения овощей, фруктов, грибов и ягод. Румяные яблоки, сочные груши, лиловые сливы, хрустящие огурчики, скрученные из крашеной ваты на проволочном каркасе, традиционно являлись символами изобилия и сохранили это значение в советское время, а в годы лишений воплощали мечту о сытой благополучной жизни. Округлая симметричная форма большинства плодов позволила механизировать процесс производства.
В 1936 году на Ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок для намотки ваты. В конце 1930-х годов некоторые производства начинают применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, используя его в основном для изготовления фигурок животных. Игрушку склеивали из двух штампованных половинок и окрашивали нитролаками.
Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. Возможно, именно это так привлекает нас сегодня в этих неярких, но по-своему изысканных елочных игрушках. Однако по той же причине в последние десятилетия ватная елочная игрушка исчезла с прилавков новогодних базаров.
Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но уже в 1990-е годы она обрела вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства.
Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах. Будет ли их жизнь столь же долгой, как у тех любимых игрушек, что мы под Новый год достаем из старой картонной коробки, чтобы украсить ими наш самый любимый праздник и, может быть, вспомнить детство.
Ёлочные игрушки из ваты.
Гуляя по «Ярмарке мастеров», наткнулась на потрясающие ёлочные игрушки из ваты в винтажном стиле мастера Дружинина Юлия:
Очаровательная крыска мастера Марина:
Человечки из ваты мастера Литвинова Людмила, как будто из начала прошлого века:
А это настоящие старинные игрушки из ваты (фото из коллекции Т.Гартвич).
Я была очарована этими игрушками и стала уже в интернете искать что-то подобное, а также описание по их изготовлению.
Наткнулась на так сказать старинный МК:
Снегурочка и Дед Мороз из ваты и пластиковой бутылочки
Как сделать Деда Мороза своими руками?
Новый год «на носу», а под вашей елочной не хватает Деда мороза? Предлагаю сделать дедушку из пластикового стаканчика от йогурта (актимель или имунеле).
Еще нам понадобится вата, ватные шарики, ватные дистки и клейстер. Ну и краски-кисти-ножницы-клей само собой 🙂
Итак, с чего начать изготовление нашего любимого новогоднего гостя?
Пожалуй, сперва сварим клейстер.
1 ст. ложку крахмала разводим в небольшом количестве воды и вливаем, непрерывно помешивая в 250 мл кипящей воды. Доводим до закипания, но не до кипения, остужаем. Это, конечно, работа для взрослых.
Берем ватные шарики и диски, по одному купаем их в клейстере и раскладываем на тарелке. После сушки они легко отделяются. Если руки пачкать не хочется, можно воспользоваться деревянной соломинкой. Но совсем обойтись, не замочив рук, не получится. Иногда требуется отжать излишек клейстера, а некоторые детали из дисков необходимо формировать сразу еще до сушки. Например, рукава для шубы Деда Мороза у нас получились из свернутых кулечком дисков.
А детям повозиться и попачкаться в клейстере с ватой вообще одно удовольствие! Клейстер очень интересный на ощупь, скользкий, теплый и что самой главное не вредный! Это вам не клей, мажься на здоровье 🙂
Вот так у нас получились голова из ватного шарика, два конуса рукава для шубы дедушки мороза, шапка (из половинки ватного шарика).
Сам Дед Мороз Получился обклеиванием стаканчика ватными дисками с помощью клейстера.
Еще нашего Деда неплохо бы приукрасить. Например приклеить ему на тулуп снежинки. Их очень просто сделать, покрасив макароны-звездочки белой гуашью. Когда макарончики высохнут, их легко приклеить на клей ПВА. Вот так:
В руке у Деда Мороза непременно должен быть посох, золотой! Возьмем прутик (мы с ребенком нашли на улице), на один конец приклеим бумажную звездочку, и покрасим его золотой краской.
Самый главный из гостей
— Кто в нарядной тёплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
— Дед Мороз на ёлке нашей
Самый главный из гостей!
Снегурочка из ваты и пластиковой бутылочки
Из:
— пластикового стаканчика от йогурта (актимель или имунеле)
— ваты
— ватных шариков
— ватных дисков
— шерстяных ниток желтого цвета
— крахмала
— клея
— красок
— и макарон 🙂
Когда все детальки высохли (а это у нас произошло на следующий день), можно приступать к раскрашиванию. Краски я выбрала гуашевые, голубого цвета. Гуашь легко наносится, непрозрачная и скрывает мелкие неровности на снегуркиной шубе. Эту работу вполне по силам выполнить ребенку.
Краска подсохла, значит можно взяться за голову. снегурки 🙂
Высохший ватный шарик раскрашиваем в розовый цвет, рисуем на нем лицо снегурочки. Косу заплетаем из желтых ниток и приклеиваем клеем ПВА к голове, сверху приклеиваем шапку, которую украшаем ватой.
Теперь осталось соединить голову с туловишем и вот она, наша снегурочка:
Я живу у Дедушки, Дедушки Мороза
Щечки румяные и нежные, как розы.
Мне косички русые вьюга заплетала,
Ветры санки сделали, чтоб с горы каталась.
Всех вас поздравляю с праздником веселым,
С добрым и волшебным самым Новым годом!
Рукой приглаживаем тельце и на спинку натягиваем с боков вату и заворачиваем во внутрь
затягиваем ниткой место между хвостиком и тельцем, конец нитки оставляем длинный около 20 см
если хвостик велик обрезаем его по своему усмотрению
И сверху промазываем опять
спинки у нас тоже не ровные
в итоге получаются аккуратные пышные птички
После сушки птички лёгкие и имеют плотную корочку, которую легко красить.
Теперь уже можно обрезать висящие нитки.
Сухую птичку можно держать за хвост и красить(он присох и не отвалится)
Серой краской прокрашиваем спинку и бока. Снова в сушку
в места где планируются глаза капаем клей и приставляем бисеринки
вот такой Снегирёк вышел!
Потрясная идея для декора-ватное папье-маше. Знакомство с техникой. So many things, so little time.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История создания папье маше и необычные его применения
История создания папье маше и необычные его применения
Техника папье маше зародилась в Китае, о чем свидетельствуют археологические раскопки. После данный метод применялся для изготовления объемных масок для проведения религиозных церемоний в Японии и Персии.
В XVII веке техника папье маше завоевала популярность во Франции, а с 1740 года началось изготовление лакированных поделок. Постепенно происходило развитие метода, усовершенствовались клеящие составы, за счет чего изделия обладали прочностью не ниже деревянных предметов.
В период правления Петра I развилось коллекционирование фигурок из папье-маше.
Массовое изготовление предметов началось в XIX веке. При королеве Виктории, которая правила Британскими островами, открылось порядка 20 компаний, специализирующихся на изготовлении фигурок из бумаги.
Принцип техники основан на оклеивании предметов тонкими слоями бумаги для получения объемной фигуры. В зависимости от способа оклейки техника разделяется на такие виды:
В качестве оклеиваемых объектов используются готовые предметы либо создаются шаблоны из пластилина и глины.
Для сырья используется газетная бумага, салфетки или бумажные полотенца. Чем тоньше и мягче материал, тем качественнее и прочнее будет изделие. Категорически не рекомендуется использовать бумагу для принтеров или глянцевые журнальные листы.
Для чего используется техника папье-маше?
Бумажная техника предоставляет полную свободу фантазии. Поделки с использованием данного метода приравниваются к произведениям искусства. Папье-маше востребовано для создания:
Для детей техника папье-маше не только увлекательный досуг, но и полезное занятие.
Благодаря урокам ребенок:
Перед тем как приступить к работе, необходимо спланировать этапы, подготовить инструменты, бумагу и сварить клей.
Для упрощения снятия бумажного слоя с предмета на его поверхность предварительно наносится тонкий слой вазелина.
После завершения работ готовое изделие необходимо разукрасить и покрыть лаком. Лакированная поверхность не впитывает влагу, за счет чего предмет при соприкосновении с водой не деформируется. При разукрашивании рекомендовано использовать неразбавленные водой акриловые краски, создающие дополнительное защитное покрытие.
Папье-маше – что это такое, история, основные техники, подходящий клей и примеры поделок
Одним из очень древних и популярных видов рукоделия является папье-маше. Существует несколько техник выполнения таких поделок, которые разнятся сложностью. Мастера с разработали большое количество рецептов приготовление массы для таких изделий и способов ее сушки и декорирования.
Что такое папье-маше?
Творчеством или рукоделием занимались многие еще в школе. Одним из простых и увлекательных видов изготовления поделок можно считать папье-маше. Технику преподают в художественных школах и даже на кружках для рисования у маленьких детей. Многие взрослые мастера добились небывалых высот в изготовлении не только простых поделок, но и предметов интерьера и настоящих произведений искусства.
Папье-маше – это вид рукоделия, предполагающий создание произведения из смеси волокнистых материалов, которыми могут быть картон или бумага с клеящим составом. Само название направления произошло от французского сочетания papier mâché, что можно дословно перевести как «жеваная бумага». После формовки и высыхания изделия можно декорировать различными материалами и техниками.
История папье-маше
Хотя название рукоделия имеет выраженное французское происхождение, история возникновения папье-маше имеет древние корни:
Техники папье-маше
Столь древняя техника рукоделия как папье-маше из бумаги за свою многовековую историю практически не претерпела изменений, однако появились и бережно сохранились мастерами различные технологии ее исполнения. Народные умельцы и историки выделяют три основные техники:
Послойное папье-маше
На занятиях по изобразительному искусству или школьных уроках труда преподают послойную технику папье-маше для начинающих, так как она считается самой легкой в изучении и безопасной даже для детей. Суть методики состоит в том, что:
Лепка из бумажной массы
Выше уже говорилось о том, что в Древнем Китае вместо полос использовалась специальная масса из клея и бумаги, которую потом формировали особым образом. Методика сохранилась и до наших дней и активно используется многими опытными мастерами:
Папье-маше под давлением
Еще один вид рукоделия, который часто применяется в промышленных масштабах для создания плоских фигур – это папье-маше под давлением, или прессованное. С помощью такой техники создаются очень прочные и легкие изделия. Мастера создают поделки с использованием послойной техники, которую еще называют машированием.
Суть методики проста:
Клей для папье-маше
В качестве специального состава, соединяющего волокнистые структуры (бумагу или картон), используется клейстер для папье-маше. Существует несколько методов его изготовления:
Поделки из папье-маше
Выше уже упоминалось, что из клейкой бумажной массы можно изготавливать совершенно разные изделия. Из папье-маше начинающие рукодельницы и опытные мастера создают:
Папье-маше своими руками
В руководствах для начинающих, как делать папье-маше, опытные мастера всегда упоминают следующие важные шаги:
Папье-маше из яичных лотков
Многие люди, приобретая в магазине яйца, затем выбрасывают картонные лотки, хотя из них есть замечательный рецепт папье-маше, который выходит очень бюджетным из-за использования так называемого вторичного сырья. Для этого нужно:
Папье-маше из туалетной бумаги
Еще один распространенный материал для папье-маше своими руками из бумаги – это привычная многим и имеющаяся в каждом доме туалетная бумага. Для поделок можно выбирать самую дешевую разновидность, которая, к тому же, очень быстро размокает в воде. Состав готовят аналогично тому, что делают из картонных лотков:
Папье-маше из салфеток
Еще одна простая и дешевая бумажная масса получается из привычных бумажных салфеток. Их можно использовать в двух вариациях:
Папье-маше из газет
Традиционным рецептом того, как сделать папье-маше в домашних условиях является использование старых газет. Они легко и быстро размокают в воде, поэтому успешно применяются в создании клеевого состава. К тому же такая масса для папье-маше готовится примерно на 6-8 ч., что значительно ускоряет подготовительный этап творчества.
Газеты очень удобно рвать на полосы нужного размера. Профессионалы не рекомендуют для этих целей использовать ножницы, ведь четкие резаные края очень плохо размокают в клеевом составе и не сглаживаются на поделке, от чего становятся видны переходы, убрать которые можно только нанесением слоя грунтовки.
Как сушить папье-маше?
Особым этапом создания поделки является ее правильная сушка. То, сколько сохнет папье-маше зависит от выбранного материала, количества слоев и способа просушки. Многие мастера не советуют ускорять процесс высыхания, советую располагать поделку на подоконниках с солнечной стороны. Другие же уверяют, что несколько убыстрить процесс можно:
Как раскрасить папье-маше?
Заключительным этапом того, как сделать папье-маше, является декорирование изделия. Нередко для этого применяется нанесение следующих красящих составов:
Расписывать можно только полностью просушенное изделие в абсолютно любой технике, которой владеет или хочет научиться мастер. Для этого применяются выбранные краски, подходящие к ним кисти и простая вода. После окончания декорирования и сушки декоративного слоя, для придания прочности папье-маше покрывается матовым или глянцевым лаком.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов