варна это в истории
Варны
* Брахманы — самая старшая варна, куда входили жрецы, учёные, подвижники.
* Кшатрии — вторая варна, состоящая из влиятельных воинов, из кшатриев обычно избирали царей.
* Вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
Шудры — слуги, наёмные рабочие.Предполагается, что эти сословия выкристаллизовались в обществе ариев на протяжении эпохи «Ригведы» (1700—1100 гг. до н. э.) в результате контакта развитой племенной сословной структуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета. Термин «варна» не означает и никогда не обозначал «каста», как его часто неточно переводят.
Впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте» «Ригведы», где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши:
Более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции. Одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию):
При посвящении в ученики мальчик получал шнур, изготовленный из различного материала для представителей разных варн, который был обязан носить до конца жизни.
Уже в Древней Индии внутри варн началось расслоение, которое привело к образованию многочисленных каст.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Как отмечает Клаус Клостермайер, само понятие «история индуизма» является внутренне противоречивым. Индуисты называют свою традицию санатана-дхарма «вечной дхармой», а всё, что имеет религиозное значение, считают анади — не имеющим начала. В случае с индуизмом, его история не играет в изучении традиции ту же роль, что в христианстве или буддизме. Возникновение индуизма и его развитие не связаны с каким-либо центральным историческим событием или общим историческим движением. Большинство индуистов.
Индуизм включает в себя много течений и философских школ, которые принято относить к одному из направлений индуизма.
Варна
Город Варна (Болгария)
Содержание
География и климат
Варна имеет влажный субтропический климат, который близок к средиземноморскому. Лето здесь сравнительно жаркое и сухое. Зима мягкая с редкими морозами. Наименьшее количество осадков выпадает в сентябре.
Информация для туристов
История
Варна была основана в 6 веке до н.э. греческими поселенцами как колония Одессос. Хотя люди жили в окрестностях современного города ещё в каменном и медном веке. В 4 веке греческая колония превратилась в крупный торговый центр, который процветал благодаря торговле с фракийцами. В 3 веке античный город стал зависим от Македонского царства и всё также процветал благодаря морской торговле с другими средиземноморскими государствами и городами. Позже Одессос стал частью Римской империи. Римляне построили здесь акведук, термы и множество других сооружений, которые до наших дней практически не сохранились.
В 4 веке н.э. здесь было основано епископство. В этот же период город вошёл в состав Византии. Варна была разрушена в конце 5 века варварами и возрождена в конце 7 столетия болгарским ханом Аспарухом. До конца 10 века город входил в состав Первого Болгарского царства. С 10 до 14 столетия Варна являлась частью Византийской империи и крупным торговым центром, торговавшим с Константинополем, Дубровником, Венецией и Генуей.
Варна
В 1391 году Варна была завоёвана османами, которые сделали её прибрежным фортификационным сооружением. В 1444 году в окрестностях города османами были разбиты венгерские и польские войска под предводительством Владислава III, который в этой битве погиб. В 1606 году Варна была разграблена запорожскими казаками.
В 1828 году город был взят русскими войсками во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов. Хотя затем по условиям Адрианопольского мира был возвращен Турции. Варна была повторно взята русскими войсками в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг. и стала частью Болгарии. После Первой мировой войны Варна являлась главным торговым портом Северной Болгарии. В 1921 году город получил статус морского курорта.
Как добраться
Международный аэропорт Варны расположен в 8 км к западу от центра города. Он включает следующие сезонные рейсы: Лондон, Вена, Берлин, Франкфурт, Глазго, Манчестер, Мадрид, Милан, Брюссель, Осло, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара и другие города. Между аэропортом и центром Варны курсирует бесплатный автобус.
Центральный железнодорожный вокзал находится в нескольких минутах ходьбы от исторического центра. Варна имеет регулярное железнодорожное сообщение с Софией, Пловдивом, Бухарестом, Прагой, Варшавой, Москвой, Минском. На автобусе сюда можно добраться из некоторых других городов Болгарии, Греции, Румынии, Турции, Центральной и Западной Европы.
Достопримечательности
Летний театр, расположенный в Приморском парке, в курортный сезон превращается в крупный культурный центр, где проводятся театральные представления, оперные спектакли и концерты местных (и не только) звезд.
Аладжа
Часовая башня
Часовая башня была построена в 1888 году. Имеет высоту 24 метра и великолепный часовый механизм неизвестного производителя.
Церковь Святого Николая Чудотворца была построена на пожертвования гражданина Российской империи, который являлся уроженцем Варны. Строительство храма началось в 1859 году и продолжалось 11 лет.
Римские термы
Чудные скалы
Монастырь Святых Константина и Елены
Церковь Святого Афанасия, расположенная недалеко от римских терм, была построена в 1838 году на руинах небольшой церкви, разрушенной пожаром в 1836 году.
Церковь Непорочного Зачатия
Касты и варны, а также общественная иерархия на их почве в Древней Индии
Виды варн в Древней Индии
Ещё в начале первого тысячелетия до нашей эры в индоарийских селениях появились родовая и племенная верхушки, в руках которых оказались сосредоточенны все материальные ресурсы и власть. Их обедневшим сородичам, а также чужакам, которые не связаны отношениями родства с общинниками, ничего не оставалось, как посвятить свою жизнь обслуживающему труду и выполнению производственных обязанностей.
К середине первого тысячелетия до нашей эры – периода создания государственных образований в Северной Индии – все более ярко выраженное имущественное и общественное разделение привело к появлению четырёх сословий, либо варны:
Рис. 1 – Варны Индии
Дхарма наследственных жрецов-брахманов заключалась в том, чтобы исполнять жреческие обязанности, осуществлять жертвоприношения, обучать Ведам.
Жертвоприношение, по мнению индийцев, являлось движущей силой мироздания, так как жертва, размещенная на алтаре, становилась дымом; дым, поднявшийся к небесам, превращался в дождь; дождь, упавший на землю, создавал хлеб; зерно, брошенное в огонь алтаря жрецом, снова активизировало механизмы движения во Вселенной.
Следовательно, брахманы располагались в самом сердце мироздания. Слова священных гимнов, магических формул, жертвенных ритуалов, которые были известны лишь им, как считали индийцы, гарантируют космическое движение, обеспечивают продолжение жизнедеятельности на земле и во Вселенной, регулируют божественные связи с миром людей. Ритуально-магические действия брахманов способны покорить себе волю богов, заставить их действовать на благо людям.
Вторыми после брахманов, образуя замкнутую наследственную группу, являлись кшатрии, дхарма которых включала в себя военное дело и управление. Родоплеменные вожди и приближенная к ним знать мотивировались славой и считали своей окончательной целью «завоевание Вселенной», что для них было гарантией райского блаженства.
Представители трёх первых варн обладали правом участвовать в ведийском культе и читать ведийские тексты. У них было это право, так как их считали «дважды рождёнными». Суть была в том, что они ещё в детстве проходили через обряд посвящения в свою варну, равносильный второму рождению. На их плечах лежал особый «священный» шнур, который был повязан учителем-гуру, свидетельствовавший об участии в обряде инициации.
Таинство «второго рождения» не было доступно шудрам-слугам, так как их дхарма заключалась в «услужении дважды рождённым с покорностью».
Варны были замкнутыми общественными группами. Статус варны передавался по наследству, переход из одной варны в другую категорически запрещался, варны были эндогамными образованиями, так как, по индийским законам, в брак могли вступать только представители одной и той же варны. Сословный характер варн проявлялся в том, что их представители имели передаваемые по наследству права и обязанности, закреплённые в юридических нормах государства.
Характеристика и принципы кастового деления в Древней Индии
Ни в одном государстве Древнего мира жрецам не отводилось настолько привилегированной позиции, как брахманам в Индии. Они освобождались от всякого рода повинностей, налогов; их было невозможно казнить либо покарать телесными наказаниями, рабством за долги; никто не мог себе позволить их оскорбить или обидеть. В ином случае, как думали индийцы, наказание постигнет весь народ Индии, так как боги откажутся принимать жертву, что будет иметь губительные для всего человечества последствия. Помимо этого, унижать брахмана было просто опасно, так как он в гневе мог уничтожить весь мир.
Уголовное право оценивало жизнь брахманов гораздо выше иных сословий, поэтому даже в случае смерти царя родственники погибшего могли рассчитывать лишь на одну четвёртую часть суммы, которая была установлена в случае смерти жреца.
Брахманы участвовали в управлении страной: ученый брахман мог быть заменой царя в полномочиях верховного судьи, а коллегии из четырёх брахманов были подвластны все гражданские и уголовные правонарушения.
Учёного брахмана, как правило, окружали мальчики-ученики, проживающие до наступления юности в его доме, прислуживающие своему учителю-гуру и заучивающие с его слов «священные» тексты Вед, которые обладали гигантским объемом.
Диаметрально противоположными могущественным и высокочтимым индийским жрецам являлись шудры, которые относились к низшей, четвёртой варне. Они не учасствовали в религиозной жизни полноправных индоариев: им было запрещено читать и слушать Веды, принимать участие в жертвоприношениях и поминках. Их отчуждённость от «дважды рождённых» находила свое проявление и в том, что даже самые низкие и незначительные чины в административном аппарате управления были для них закрыты. Шудры не могли приобретать земельный участок в собственность, так как всё нажитое ими являлось имуществом их хозяевам. Всю жизнь шудрам надлежало смиренно выполнять возложенные на них обязанности по дому либо участвовать в так называемых «грязных профессиях», которые были связаны с уборкой мусора и нечистот.
Варновый строй было принято считать одним из самых важных божественных установлений, из-за чего он освящался религией. По мнению жителей Древней Индии, которое сформировалось к середине первого тысячелетия до нашей эры и сохранилось в современной форме индуизма, принадлежность к той или иной варне предопределена кармой человека, то есть суммой добрый и плохих поступков, которые были совершены им в предыдущей земной жизни. После кончины человека душа, которая обладает вечностью, начинает жить в ином теле, принимает другой облик согласно карме (деяниям, заслугам).
Реинкарнация (так именуется процесс переселения души) есть способ вознаграждения человека, который обладал высокой степенью нравственности, либо, напротив, средство возмездия за греховность, несоблюдение религиозных норм, недостойное поведение. Не случайно из-за этого души одних людей снова живут среди высших варн и либо даже божеств, а души иных переселяются в низшие варны и даже в тела животных. Нарушить заведенный порядок вещей нельзя: закон наказания за греховность и вознаграждения за добродетельное поведение не в силах отменить никому из живых существ.
Учение о карме
Учение о карме оказало решающее влияние на развитие цивилизации в Древней Индии. Там никогда не было общественных конфликтов, так как во всех своих проблемах, несчастьях и бедах представители низших слоёв социума винили лишь себя.
Они не думали, что возможно переложение вины за своё угнетённую, униженную позицию на представителей политической либо идеологической верхушки, потому что были совершенно искренне тверды во мнении, что их низкий общественный статус, гнёт и оскорбления есть только следствие неисправимых ошибок, специально либо случайно допущенных в предыдущей жизни. В связи с этим, скорбя по своей неудавшейся судьбе, они могли винить во всех своих злоключениях лишь самих себя, не устоявших перед искушениями и подвергнувшихся влиянию порочного образа жизни.
Религиозное сознание вынуждало индийцев окружать представителей живого мира симпатией и вниманием, так как в физической, материальной оболочке животного могла обитать грешная душа, которая была жестоко наказана за свои неверные поступки возрождением не в теле человека, а животного.
Каждой варне была характерна своя цветовая символика:
Это отразилось в изобразительном искусстве Древней Индии, где все объекты и предметы, которые были связанны с идеями «божественного», «священного», носили белую окраску.
Кастовый строй
К началу нашей эры, когда в индийском государстве начали происходить ощутимые политические изменения, не остались без трансформаций и иные сферы жизни социума, например, на замену варновому строю пришел кастовый. Первые касты появились внутри тех варн, представители которых имели связь с экономической жизнью общества, то есть внутри вайшиев и шудр. Возникновение кастовой системы было спровоцировано социальным разделением труда, в связи с этим представителей каст, которые, как и варны, обладали замкнутым, эндогамным характером, связывало единство профессиональной деятельности, передаваемой по наследству (рисунок 2).
Рис. 2 – Кастовая система в Древней Индии
Касты появлялись в обстановке уже имеющегося социального неравенства, поэтому на равноправие между ними рассчитывать не стоило, и социальное положение представителей разных каст было различным.
Привилегированное положение в кастовом строе заняли представители варны вайшиев, которые занимались земледелием, скотоводством, производством предметов роскоши, торговлей. Касты, которые имели связь с непрестижными в Индии формами ремесленною производства (кузнечным, гончарным, ткацким), а также с обслуживанием земледельческого труда (пастухи, сторожа), были оттеснены в варну шудр.
Ряд каст занимал настолько низкое социальное положение, что считался даже ниже шудр, то есть не входил ни в одну из варн. Таковым, например, было положение чандалов, занимающихся уборкой трупов и нечистот. Вневарновое население жило за рамками сельских общин, на окраинах городов, встреча с ними, любое их прикосновение воспринимались в качестве осквернения, оскорбления.
Рис. 3 – Происхождение варн
Помимо углубления социального разделения трудовой деятельности, создавшего появление первых каст, в Индии имелись и иные причины и предпосылки их возникновения. Объединительные политические процессы, которые начались в период правления династии Маурьев и были ориентированы на создание крупных централизованных империй, охватывавших большую часть полуострова Индостан, стали толчком к возникновению каст, основывающихся на этническом признаке.
Завоеватели, которые остановились в Северной Индии с начала первого тысячелетия нашей эры, также стали причислять себя к новым кастам. Все новые этнические общности боролись за вхождение в систему каст и занятие более высоких, престижных позиций в кастовой иерархии, так как те, кто оставались вне каст, оказывались вне социума, вне закона и могли надеяться лишь на статус рабов. Планомерно деление на касты проникло в варны кшатриев и брахманов.
Например, среди жрецов возникли касты, которые присвоили себе монополию на комментарии одной из четырёх книг Вед. Имущественные различия, которые возникли среди брахманов, вынудили ряд семей примкнуть к профессиям, которые не были связаны с отправлением культа: лекарскому делу, актёрскому мастерству.
Так постепенно, из-за изменившихся реалий, кастовый строй пришел на смену варновому, а подобная иерархия и расслоение общества наблюдается в Индии по сей день.
Касты дифференцировали социум Древней Индии на несколько сотен обособленных, замкнутых, эндогамных корпораций, каждой из которых отводилось строго определённое место в огромной иерархической системе общественного неравенства. Кастовые привилегии и кастовые различия прочно утвердились в общественном сознании в качестве чего-то незыблемого, освящённого вековыми традициями.
Касты, как когда-то варны, имели для каждого индийца гораздо больше ценности, значимости, важности, нежели государство и лица, которые представляли собой государственную власть. Касты, как и варны, являлись системой общественно-идеологического принуждения огромного большинства трудящегося населения Индии. Как и варны, они обеспечивали господствовавшим слоям социума сохранение прав и привилегий, что в условиях этнического разнообразия, частых распадов государственных образований стало эффективным средством сохранения социального неравенства.
Помимо того, управленческие структуры касты следили за соблюдением регламентированного образа жизни, например, за правильностью проведения свадебных и похоронных обрядов, культивировали в молодёжи элементы повседневной культуры, которые были уместны в данной социальной группе.
Таким образом, законы, правила, обычаи, насаждавшиеся и контролирующиеся администрацией касты, делали её маленьким государством, не испытывающим потребности в существовании крупного государства и его администрации: власти касты успешно выполняли политико-административные задачи и защищали права своих членов. Сила варновой, а затем и кастовой систем, следовательно, стала одной из ключевых причин слабости государственности в Древней Индии.
Варны в Древней Индии
Об индийских кастах, которые и сегодня играют огромную роль в социальной структуре современной Индии, знают все. А вот что такое варна — на этот вопрос ответит далеко не каждый.
Но дело в том, что деление общества на четыре основных группы по профессиональному признаку – это и есть варна. А вот слово «каста» пришло из Европы, из Португалии и значило – принадлежность к определенной профессии. Потом произошла некоторая путаница в терминологии, и европейский термин перешел в Индию.
Зарождение варн
Из уст и ушей великана произошли брахманы, они могли беседовать с богами и доносить их волю до людей. По-другому их еще называют «дважды рожденными». Из варны брахманов выходили священники, философы, учителя, жрецы. Это самые уважаемые люди в обществе, их почитают как Богов, явившихся на землю для выполнения особой миссии.
Кшатрии — произошли из плеч и рук великана, это воины – защитники и охранники. И раджи, и цари, и военачальники принадлежали к этому сословию. Им было необходимо совершенствоваться в воинском искусстве и в управлении государством и законотворчестве.
Вайшья – это скотоводы, торговцы и ремесленники, они произошли из бедер и ног великана. Но сюда не входят земледельцы, поскольку искусство растить хлеб чрезвычайно ценилось в Индии, и оно было подходящим для человека любого сословия. Хлеб всегда был основой жизни, и любой брахман мог идти за плугом, не роняя при этом своего достоинства.
Шудры произошли из ступней Бога, которые всегда были в пыли и грязи, поэтому их лица всегда в поту от грязной работы. Их функцией было служить представителям всех остальных сословий.
Функции цвета в варнах
Понятие варна в древнеиндийском обществе было тесно связано с инициацией, т.е. переходом ребенка во взрослую жизнь. Примерно в возрасте 11-12 лет проводился обряд, определялась принадлежность ребенка к варне и его талию повязывали шнурком определенного цвета. Брахманы носили черный пояс, кшатрии — красного, вайшья — желтого или оранжевого, а шудры не носили цветных поясов, но должны были служить всем людям, имеющим подобные цветные шнурки.
Обратимся ко второму имени брахманов — дважды рожденные. Почему? Потому что их принадлежность определялась в возрасте 14 лет, гораздо позже, чем у представителей иных сословий. Это объясняется тем, что роль брахманов в обществе чрезвычайно сложна и ответственна. Это должны быть поистине мудрые и ответственные люди, которые могут нести ответственность за других и брать на себя смелость решать проблемы, возникающие в обществе.
Кстати, в древности принадлежность к варне не передавалась по наследству, только в средние века, уже когда варна преобразовалась в касту, ребенок стал получать от родителей и социальное положение. Тогда кастовая система поменялась в худшую сторону, поскольку она не давала молодым людям возможности поменять свое социальное положение на более высокое и стать успешными.
Интересное исследование
Наверное, все слышали о теориях древнегреческих ученых о смене цивилизаций: золотой век, серебряный век, медный и железный, и об их характеристиках.
Современные ученые в соответствии с этой классификацией выявили любопытную теорию.
Вначале миром правили только брахманы, они не являлись законными правителями, но их уважал и почитал народ, а это и есть самая лучшая форма власти. Они разрешали споры по справедливости и учили людей жить в милосердии. Это и был золотой век.
Затем к власти пришли кшатрии. Мудрое правление перестало удовлетворять народ, и появилась сильная рука, армия, законы и система наказаний. Это серебряный век.
В эпоху капитализма к власти пришли вайшья, ведь именно деньги (капитал) стал управлять миром. Деньги стали вершить закон, именно они давали возможность управлять миром. Это был бронзовый или медный век.
И наконец, в наши дни к власти пришли шудры. Это железный век, в котором правят люди с железными сердцами и без души. Это бывшие рабы, вырвавшиеся на свободу, они правят миром и теми, кому раньше безропотно служили.
Особенности поведения брахманов
Хотя брахманы и являются высшей кастой, у них существует множество запретов. Например, они не имеют права вкушать мясо животных, не могут принимать пищу из рук человека, не относящегося к его касте. Они не имеют права заниматься иной деятельностью, кроме той, что предназначена им Богами.
Брахманы могут принимать дары от членов иных каст, но сами не могут дарить в ответ. Белый, красный или желтый знак на лбу у брахмана указывает какому именно богу он поклоняется: Шиве, Кришну или Вишну.
Особенности поведения кшатриев
К этому сословию относится не только правящая верхушка, но и все помещики – землевладельцы. Ни мужчины, ни женщины данной касты не имеют права вступать в брак с человеком из иного сословия, конечно, в ХХ1 веке на это уже мало обращают внимания, но если мужчина может вступать в брак с женщиной более низкой по рождению, подобный союз называют гипергамией, то для женщины подобные поступки невозможны.
Кшатрии имеют право принимать пищу из рук брахманов, а также им позволено вкушать мясо, кроме мяса священных животных.
Особенности варны вайшья
Обычно люди этого сословия обязаны строго исполнять все церемонии и ритуалы, придерживаться особых ограничений в питании, а также в выборе профессии. Вайшья сегодня это не только бизнесмены, но и банкиры, менеджеры, люди, относящиеся к среднему классу.
Особенности варны шудров
Конечно, все без исключения касты делятся на несколько страт внутри нее, но шудры (самая многочисленная варна в Индии) делится на две крупные части: чистые шудры и грязные шудры.
К чистым шудрам относятся жители сельской местности, занимающиеся земледелием. Это почтенное занятие, вызывающее уважение. Шудры могут включать в свой рацион мясо, менее строго выполнять религиозные церемонии, а кроме того, вдовам и разведенным женщинам позволено вступать в брак второй раз, что строжайше запрещено женщинам из высших каст.
К грязным или низшим шудрам относятся ремесленники- гончары, ткачи, виноделы, цирюльники и т.д. Их занятие менее почтенное, чем растить хлеб, хотя, конечно, также востребовано в обществе. Люди одной профессии объединяются в союз, наподобие цехов в Европе и заключают браки внутри своей общины.
Особенности варны неприкасаемые
Кроме четырех общеизвестных каст, существует также сословие неприкасаемых, которые, по легенде, произошли из грязи под ногами Бога. Одно только прикосновение к одежде этих людей запачкает члена любой другой касты, и нужно будет проходить обряды очищения и жертвоприношения.
В жизни несчастных, принадлежавших к этой страте, огромное количество запретов. Они не могут входить в дома людей иных каст, брать воду из их колодцев, пользоваться любыми вещами и входить в священные храмы.
Они должны были селиться только в определенных разрешенных законом местах и занимались самой грязной и черной работой: кожевники, прачки, гончары, уборщики мусора и т.д.
Варны возникли почти пят тысяч лет назад, но и в ХХI веке они полностью не утратили своего значения в жизни Индии. Конечно, их роль больше в сельской местности, где проживают аграрии, и значение имеет традиционный уклад жизни, но и в городах встречаются факты дискриминации по кастовому признаку.