в пост можно ли отмечать день рождения
Я не пощусь. Отмечать ли день рождения в пост?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Мой день рождения всегда приходится на Великий пост. В семье у нас нет настолько верующих, чтобы этот пост хоть раз кто-то держать, и я не исключение. Всегда отмечали праздник в семейном кругу за накрытым столом.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Давайте я напишу Вам, как мог бы поступить верующий человек, а Вы соотнесете эту, скажем так, модель со своей жизнью.
Действительно, есть правило, по которым день рождения в Великий пост не отмечают, но сейчас на это есть некоторое послабление.
Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких – такой День рождения вполне можно отметить.
Естественным образом стол в этот день накрывается постный, потому что пост все равно не отменяется.
С родительской субботой следующее. Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того, по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.
Поэтому самое лучшее в этот день – прийти в храм и подать записку об усопших на Проскомидию и на панихиду.
На кладбище Вы можете попросить священника совершить на могиле литию или прочитать литию для чтения мирянами дома.
Если у Вас нет возможности прийти в храм, прочитайте дома литию и Канон об усопших.
Дальше смотрите, как будете действовать.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Радости Рождественского поста
Какие формы досуга предпочесть в пост, чтобы не потерять духовный настрой? Как быть, если на Рождественский пост выпадает день Ангела или день рождения? Можно ли звать гостей и чем их угощать? И вообще совместимы ли пост и праздники? На эти вопросы отвечае протоиерей Павел Гумеров, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино.
– Отец Павел, что такое досуг? Каким он должен быть?
– Досуг – это свободное время, которое человек может использовать по своему разумению. У каждого из нас есть обязательные для исполнения дела – по службе и работе или связанные с заботой о семье и детях. А досуг – это некий приятный бонус, который человек может провести себе в утешение – и самыми различными способами. Но для христианина важно, чтобы досуг не был связан с грехом, особенно сейчас, в дни Рождественского поста. Об этом нужно помнить.
Досуг – это время, когда мы хотим расслабиться, снять напряжение, стресс. Это понятно, ведь жизнь людей сегодня, особенно тех, кто живет в мегаполисах, весьма преисполнена всевозможными стрессами: прессинг со всех сторон, цейтнот, в котором мы постоянно находимся. В желании сбросить это напряжение нет ничего греховного. Но, к сожалению, мы видим, что досуг многих людей не полезен ни душе, ни телу.
Как у нас традиционно проводят выходные? Есть такая светская поговорка: «Пятница – пьяница». То есть люди после трудовой недели вечером в пятницу начинают потреблять всякие снимающие, как им кажется, стресс крепкие алкогольные напитки, в субботу продолжают, в воскресенье опохмеляются, потому что надо как-то в себя прийти перед новой рабочей неделей, а в понедельник снова на работу. Вот такой цикл – и к сожалению, у очень многих. А ведь цикл этот совершенно неправильный. И не для этого даны нам выходные.
А кто-то не пьет, но все дни отдыха сидит у компьютера или перед телевизором. И это вредно и для души, и для тела, и для гармоничных отношений в семье. Твои домочадцы – дети и жена – хотят, чтобы ты с ними проводил время, а не играя в компьютерные игры или смотря по телевизору всё в подряд. Досуг всё же должен быть деятельный. Тебе в выходные необходимо получить заряд бодрости для следующей рабочей недели.
Мы, христиане, знаем: седьмой день – Господу Богу твоему. Это заповедь, ее нужно стараться исполнять, несмотря ни на что. Конечно, есть профессии – врачи «Скорой помощи», например, или водители общественного транспорта, – которые требуют работы и в воскресенье. Но, как правило, эти люди имеют скользящий график, и хотя бы в одно воскресенье месяца у них выходной. И его, а также по возможности и другие свои свободные от работы дни нужно посвящать Богу. Это главное.
– А как проводить свободное время в пост?
– Постом мы больше молимся, стараемся чаще бывать в храме. В пост необходимо исключить те способы досуга, которые либо находятся на грани греха, либо могут нас к греху легко привести: к лености, к праздности, к пьянству.
Я бы посоветовал воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях
Стараться воздерживаться от компьютера и телевизора, хотя в канонах Церкви такие ограничения и не прописаны – просто потому, что в то время, когда составлялись каноны, не было ни того, не другого. Но каноны предписывают в пост воздерживаться от развлечений, а что такое телепередачи и фильмы, как не развлечение? И я бы посоветовал также воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях.
Пост нам дан как школа духовная, как время «боевых учений», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты – а в нее нас втягивают как раз СМИ.
Я положил себе за правило постом не смотреть никаких художественных фильмов, стараться поменьше обращаться к интернету, прежде всего светскому, – только если нужно ответить на письма или найти какую-то информацию, чтобы подготовиться к проповеди, к занятиям в школе или написать статью.
В несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год
Если значительно ограничить себя в просмотре телепередач и в интернет-зависании, высвободится много времени для досуга духовного – для чтения книг. Опыт – и мой, и других людей, так поступающих, – свидетельствует: в несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год. И это могут быть не только книги духовного содержания, но и классическая литература не возбраняется.
Остается время и для общения с семьей, а наши близкие очень нуждаются в нашем внимании, особенно дети.
– На Рождественский пост выпадает время каникул и новогодних праздников. Как их лучше проводить? Куда можно сходить с детьми?
– Время Рождественского поста – время очень больших соблазнов. Почти две недели выходных! В эти дни очень многие дают слабину, впадают в леность… Но всё, что нам Господь дает, нужно сохранять как дар Божий и этот дар использовать с пользой.
Это время зимнее, и можно с детьми кататься на лыжах, на санках, на коньках. В Москве, например, сейчас много катков открывается. Ходить в музеи, на выставки, на концерты духовной и классической музыки…
Мы забыли старые хорошие настольные игры, в которые мы все играли в детстве, когда не было компьютеров и работали всего два-три телеканала, и то ограниченное время. А ведь эти игры очень развивали и смекалку, и умение думать. Когда у меня есть время, я с удовольствием играю с детьми в эти игры и возвращаюсь немножко в детство.
Больше быть с семьей, с друзьями, с единомышленными тебе людьми
Можно встречаться и с друзьями, но без каких-то шумных застолий и пьяных посиделок, ведь дружеское общение предполагает не только такое времяпрепровождение. С друзьями можно делать добрые дела. Помогать храму, например.
В Москве постом храмы и монастыри организуют лектории, православные встречи, лекции, семинары, так что для москвичей есть и такая форма досуга в пост, очень полезная. И не только приходы в Москве организуют подобные мероприятия, но и в других городах.
– Существуют ли какие-то послабления для людей, в пост празднующих свой день рождения или день Ангела?
– Рождественский пост и так не строгий, если сравнить его с Великим постом. В нем очень много дней, когда по Уставу можно есть рыбу. Но вообще христианин меру своего поста должен определить, посоветовавшись с духовником: у каждого своя мера поста, в зависимости от состояния здоровья и духовного уровня.
Если ты не смог в день своего Ангела причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной
А день Ангела нужно праздновать общением с твоим Ангелом. Чем порадовать своего Ангела? Тем, что ты пришел в храм на Литургию, причастился. Если ты не смог в этот день причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной после своего дня Ангела. Это будет подарок твоему Небесному покровителю, в честь которого ты крещен.
День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Да так и делают многие, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. И день Ангела совершенно не возбраняется отпраздновать в ближайший выходной.
Ассортимент наших супермаркетов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино дозволяется по Уставу. Если человек хочет справить эти праздники день в день, то вкушение вина и елея позволительны во все дни, кроме среды, пятницы и понедельника.
– Назовите три самые, на ваш взгляд, подходящие вида досуга в пост.
– Во-первых, молитва. Для большинства людей именно выходные – единственное время, когда они могут пойти в храм, когда они могут дома помолиться. Я думаю, что это самое главное. Не нужно думать, что, выстояв службу в церкви, мы сильно устанем, потому что есть общеизвестное правило: если человек не ленится в храм Божий ходить по воскресным дням, Господь больше сил ему дает, больше благословляет его труд. Ведь сила – качество относительное. Можно целыми днями лежать дома, и у тебя не будет никаких сил, а можно очень активно работать и в храм ходить, и у тебя силы будут, потому что ты делаешь хорошее дело и Господь тебя благословляет, ибо ты исполняешь Его заповедь.
Во-вторых, чтение духовной литературы. В-третьих, общение с ближними.
Вот три самых важных вида досуга: молитва, чтение, общение – семейное, с детьми, с супругами, с папами, с мамами, которые в это время особенно нуждаются в нашем внимании.
Как отмечать праздник, который выпадает на пост?
Ответ на вопрос, который мне был задан: «Как совместить пост и празднование Нового года?», с духовной точки зрения очень прост. Все уже давно и очень четко сказано в Церковном Уставе. То есть праздник может быть праздником, а пост — постом.
Рождественский пост — самый легкий вы знаете, в определенные дни разрешается и рыба, и овощная пища с маслом, и вино. И это часть праздника, «утешение братии велие». И совсем не обязательно праздник — это значит нужно ходить на головах и есть до отвала, что хочешь. Нет. Это, кстати, часто и не праздник.
Я вспоминаю свои молодые годы, когда справляли так называемые гражданские праздники. Все собирались, готовили, потом мужики быстро напивались как свиньи, и их растаскивали. И это праздник?! Проползли, а не провели праздник. Ну, провели кого-то, кого могли вести, а остальные ползали. Поэтому, — о великий могучий русский язык, — одних провели, других протащили.
Святые уже нашего времени, исповедники, для нашей немощи преподали совет. Например, 1 января по новому стилю празднуется память Ильи Муромца. Это — наш преподобный, а не только историческая личность, воин. Можно ему пропеть величание, и тогда вкушать рыбу — если не среда и не пятница.
А, например, Великий пост — подвижный. И если на эти дни приходятся чьи-то именины или день рождения, ну что ж — не повезло в этом году, пришлось постом. Но, кстати, и на это Церковный Устав дает совет. Памяти святых переносятся если совпадают с каким-то важным событием. На первой неделе Великого поста службы сугубо постные, особого содержания. И когда на них выпадает память святых — святитель Алексий или Иверская,- праздники передвигаются на воскресные дни. То есть если даже памяти святых переносятся, то можно и застолье перенести на другой день. Да и в жизни так обычно бывает. А вдруг человек поехал в командировку? Что же, пропал праздник в этом году? Почему? Его можно перенести.
Кстати, владыка Афанасий (Сахаров), тот самый, который шутливо советовал — пропой величание святому, а потом вкушай рыбу, говорил: «Именинник в чести недель до шести». С какой любовью даны все эти советы…
А если человек просто заболел? Что ж, ему ползком собирать какое-то торжество? Можно же передвинуть. Вот вам и ответ, как справлять.
Что касается праздников и того, как их справлять, то здесь все должно быть на своих местах. То есть можно сдержанно, конечно, что-то отметить. Но особенно веселиться? Мы не знаем, что в будущем году еще предстоит.
У нас, правда, часто заранее веселятся на свадьбах, но что-то немного я вижу счастливых продолжений. Нет, есть, слава Богу, есть. Но не так много, а веселятся-то все. Так не рано ли иногда веселиться? Нет, можно веселиться, но, может быть, более сдержанно? Это касается всех праздников, какие бы они ни были — личного характера или общественного.
Но это не значит, что вера православная делает жизнь серой. Это полная неправда, потому что в православной жизни, кроме праздников, есть посты. Вот пост-то и делает праздник праздником. Настоящий отдых — это когда человек потрудился как следует и потом блаженствует. Я вспоминаю свою молодость, когда в 56–57 годах был на целине. Работаешь, работаешь, потом, если машина подъезжает откуда-то, ложишься на площадку комбайна, голову на педаль металлическую, и засыпаешь тут же. Такой блаженный отдых. Никаких таблеток не нужно снотворных глотать, никаких переживаний — когда умотаешься, ни до чего. Вы знаете это выражение умных людей, что отдых — это смена занятий. Когда физически человек устал — можно почитать что-то, посидеть так. Ну, конечно, если и это делать не в состоянии, можешь и спать.
Но теперь понятие отдыха как-то растворилось. Говорят — расслабиться. Вот расслабление как раз — это не отдых. Расслабленный — это тот, кого нужно лечить. К словам нужно очень осторожно относиться, они довольно конкретно отражают сущность. На самом деле слово имеет такую силу, такую глубину, которая только со временем открывается.
Что касается духовных вещей, их совмещения с нашей повседневной жизнью, то большая часть недоумений возникает из-за того, что духовную область почти никто не знает. Так же как и церковных уставов, правил, всех этих тонкостей — перенесения памяти, совмещения праздников и постов.
Если памяти святых переносятся, значит, и нам юбилей можно перенести. Если совпадают праздник и пост, то почему обязательно нужно есть скоромное? Кстати, тут тоже вопрос очень тонкий. Ведь когда начинают рассуждать о посте, говорят — какая разница, что есть, не все ли равно? Так если все равно — ешь постное. Если это неважно, что ты на этом претыкаешься? Празднуй без мяса и молока. Можешь праздновать — можно праздновать.
Праздник — это все-таки состояние души, Не тела. Есть люди сытые, но на душе-то покоя нет. Не это самое главное. Больше того, как сказал святитель Николай Сербский о князе Лазаре (см. книгу «Царев завет». — Прим. ред.): «Его изможденное, измученное тело держалось силой совершенно живой души. Ибо, как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем не помышляет».
А здесь получается, что душа-то только и думает, чтоб ее тело поело. И в этом только праздник? Наелся, напился и спать завалился. Ну и что?
Кстати, месяц тоже имеет свое начало. В первые века начало каждого месяца освящали молитвой. У нас в Уставе в этом смысле осталось только 1 августа, а раньше всегда молились, когда что-то отсчитывали. Мы же свои же года считаем, празднуем. Почему же и начало года не отметить?
Возвращаясь к теме праздников, можно сказать одно: светский праздник — это какое-то событие земного характера, а церковная жизнь — это как бы состояние православного человека…
из беседы в московском Донском монастыре со слушателями Высших Богословских курсов при МДА.
Если день рождения выпадает на постный день. Сборник советов.
Как отметить день рождения в Великий пост?
В дни Великого поста, с 7 марта по 24 апреля 2022 года, верующие отказываются от употребления пищи животного происхождения, посещения различных увеселительных мероприятий. А можно ли в Великий пост отмечать день рождения?
В России начиная с ХVII века отмечали только именины (дни памяти святых, в честь которых называли людей), а дни рождения стали праздновать лишь с ХIХ века.
В советские годы не было принято соблюдать посты. Так что вопрос, как отметить день рождения в Великий пост, перед людьми не стоял. Сейчас некоторые верующие отмечают этот праздник сразу после окончания поста, на Пасхальной неделе.
Но можно устроить небольшое застолье для друзей и близких и в пост. Однако в эти дни нельзя подавать к столу блюда из продуктов животного происхождения, так что для многих становится проблемой, что приготовить на день рождения в Великий пост.
Подайте салаты, закуски и основные блюда из овощей и грибов: например, салат из тыквы с фруктами, салат из моркови с финиками, грибное рагу с овощами (со сладким перцем, помидорами, чесноком и луком), постные голубцы, ризотто с овощами и др.
Если день рождения попадает на Великий пост, можно разнообразить стол за счет домашних заготовок – соленых и маринованных овощей, грибов, варенья, джемов и др.
На десерт предложите гостям салаты из фруктов: яблок, груш, апельсинов, мандаринов с медом и небольшим количеством пряностей (корицы, гвоздики).
Можно ли в Великий пост отмечать день рождения ребенка? Конечно, можно, но не стоит в этот период устраивать большое торжество.
Как во время Великого поста отметить день рождения?
Организуйте скромный праздник, на который пригласите только близких друзей и членов вашей семьи. Перед застольем обязательно помолитесь вместе с гостями. Можно инсценировать небольшую постановку на христианскую тему.
Что будет лучше приготовить на день рождения в Великий пост? Можно накрыть для детей сладкий стол. Подайте к столу вкусные и красиво оформленные вегетарианские блюда: салаты из фруктов с медом, орехи с сухофруктами, халву, гозинаки и др. Из напитков можно предложить фруктовые соки, морсы, квас.
Если же вы не хотите отмечать день рождения ребенка, постарайтесь объяснить это ему и убедить его. В конечном итоге принимать решение должен он, а не родители, иначе ребенок будет чувствовать себя ущемленным. Хотя он и выполнит волю отца с матерью, в его душе будет расти протест, и рано или поздно это приведет к конфликту в семье.
Праздник в пост — или пост в праздник?
Как «совместить» светские праздники и православные посты – вопрос из разряда вечных, в том смысле, что вечно с ним сталкиваются священники, слыша его снова и снова от начинающих воцерковляться людей. С другой стороны, нет на этот вопрос единого и жесткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то — иначе, исходя из обстоятельств жизни. И здесь священник может что-то подсказать, скорее, из своего опыта. Тем, кому предстоит отметить какую-либо праздничную дату нынешним Великим постом, адресована наша беседа с клириком Петропавловского храма священником Василием Куценко.
— Батюшка, вот что интересно: мы говорим о том, как во время поста разделить праздничную трапезу с неверующими родственниками, и кажется порой, что этот вопрос возник именно в наших житейских реалиях. Но ведь в истории Церкви эта проблема, наверное, не нова?
— На самом деле этот вопрос возникает уже в апостольские времена. За неделю до начала Великого поста в храмах читается фрагмент из Первого послания святого апостола Павла к христианам древнего города Коринфа (см.: 1 Кор. 8, 8 – 9, 2), и там апостол отвечает на вопрос: можно ли христианам употреблять в пищу продукты, освященные в языческих храмах? Он связан с тем, что христиан могли приглашать на обеды по случаю каких-либо торжеств их родственники или друзья — язычники. При этом все праздничные угощения освящались по языческим ритуалам, а нередко и сами трапезы могли устраиваться при языческих храмах. В своем ответе апостол Павел пишет: мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Он напоминает нам о том, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8), но призывает христиан не злоупотреблять своей свободой. Хорошо, если христианин осознает ничтожность идолов и языческих обрядов и понимает, что вкушение пищи из языческого храма не причинит ему никакого вреда. Но грех в том, что новоначальный или немощный в вере христианин может соблазниться, увидев своего старшего собрата вкушающим идоложертвенное. Поэтому апостол пишет: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).
— А если «соблазнять» некого, потому что никто в семье больше не постится? И при этом на время поста приходится юбилей супруга, кого-то из родителей, родственников?
— С днями рождения, юбилеями и другими торжествами нужно поступать, руководствуясь христианской любовью к тем людям, которые на этом торжестве будут, чувством меры и собственной совестью. Если отказ от участия в дне рождения или юбилее может вызвать обиду, то лучше прийти на праздник. Но при этом мы вполне можем заранее сказать о том, что сейчас время поста, и попросить приготовить наряду со скоромными и постные блюда.
— Руководствоваться совестью… У меня одна знакомая на юбилее руководителя-атеиста выпила за его здоровье фужер шампанского. А после коллеги ей высказали: какая же ты верующая, если пьешь в пост?
— Это случай из разряда тех, о которых можно прочитать в Евангелии слова Господа Иисуса Христа: пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11, 18–19). Думаю, что просто надо иметь в виду, что действительно может быть и так: откажешься от участия в празднике — будут осуждать, пойдешь на праздник — все равно осудят. И относиться к этому спокойно.
— А что делать, если на период поста выпадает день рождения ребенка?
— Отвечу из своего личного опыта. День рождения моего младшего сына всегда будет попадать на Великий пост. Мы его празднуем. День рождения воспринимается маленькими детьми как очень важное личное событие, поэтому, думаю, не следует проявлять здесь чрезмерную строгость.
— Хорошо, когда дети маленькие. Но как быть с подростками — они ведь хотят в свой праздник не просто посидеть за столом, где может быть и относительно постное меню, но и куда-то пойти, развлечься?
— Ответ зависит от того, верующий подросток или нет, посещает ли он храм или нет. У верующих подростков обычно есть такие же верующие друзья, и тогда будет гораздо проще найти какой-то компромисс. Если при храме, например, есть молодежное общество, то можно отпраздновать свой личный праздник там — в кругу единомышленников, весело и в то же время вполне благочестиво.
Если друзья у подростка нецерковные и он хочет в свой день рождения пригласить их домой, то, думаю, опять же не нужно в этом отказывать. И превращать застолье в «поминки» тоже не стоит. Хорошие, добрые конкурсы или игры вполне уместны. Если же говорить о невоцерковленных подростках, я не могу здесь дать какого-то определенного совета. Одно дело, если эти дети прислушиваются к мнению своего верующего родителя, другое — если нет. Полагаю, что важным моментом здесь будет хотя бы то, что решение по поводу программы праздника будет совместным, а не решением единолично родителя или единолично ребенка.
Газета «Петропавловский листок» № 24, март 2017 года