в каком возрасте ведущим видом деятельности является сюжетно ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста
Татьяна Романова
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста
Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры.В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм трудовым, производственным сюжетам, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.
Развивается и содержание игры. В играх у воспитанников старшего возраста наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Изменения тематики игр и их содержание связано с расширением их источников. Сюжетно-ролевые игры старших воспитанников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают они в процессе непосредственного общения с окружающим.
Также, важно отметить, что в старшем дошкольном возрасте предъявляется больше требований к соответствию игрушки и игровому замыслу. Он предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.
И все это свидетельствует о появлении у воспитанников старшего возраста коллективной игры, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.
Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Если содержание игры малышей отражает действия с предметами-игрушками, то в играх старших воспитанников отражаются взаимоотношения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений. Содержание игры у них зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий.
Также необходимо отметить, что содержание сюжетной игры и выпол-нение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
В старшем дошкольном возрасте воспитанники овладевают самым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Но-вый способ эффективно усваивается детьми в игре – придумывании, которая осуществляется в словесном плане. Сначала преобразуются уже знакомые сюжеты, а потом придумываются новые. А. П. Усова, А. В. Запорожец, Р. А. Иванкова, Д. В. Менджерицкая и др. рекомендуют использовать сюжеты известных детям волшебных сказок. После того как воспитанники овладели основами сюжетосложения и могут комбинировать роли разных героев и события, воспитатель организует ролевое взаимодействие. Для того, чтобы сюжетосложение отделить от игровых действий и превратить его в самостоятельную цель, предлагается осуществлять игру в форме телефонных разговоров персонажей. От придумывания сказок переходят к сочинению настоящих историй.
Сюжетно-ролевая игра с детьми дошкольного возраста «Волшебный круг» Авторская сюжетно-ролевая игра с детьми дошкольного возраста “Волшебный круг”. Игра способствует развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Сюжетно-ролевая игра по обучению ПДД для детей старшего дошкольного возраста Фоторепортаж: С самого раннего возраста нужно учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и правилам дорожного движения.
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств.
Консультация «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста» Все многообразие детских игр можно разделить на две большие группы: Сюжетно – ролевые Игры с правилами Сюжетно – ролевые игры Игры на.
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции.
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников. По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением,.
Сюжетно-ролевая игра «Пожарно-охранная служба «Щит» для детей старшего дошкольного возраста Автор-составитель: Набиуллина Е. А. Воспитатель высшей квалификационной категории Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение «Центр.
Сюжетно — ролевая игра с детьми дошкольного возраста «День рождения» I. Задачи руководства: 1. Расширить представления детей об окружающем: познакомить с профессией официант, закреплять правила поведения.
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В дошкольном возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного круга и начинает устанавливать отношения с более широким миром взрослых людей и сверстников.
Ведь зачем нужно учится, зачем нужно знание? – чтобы применять их в своей жизни и деятельности. И ребенок, используя полученные знания, глубже усваивает, понимает их. А умение обыгрывать многие жизненные ситуации нередко ведет к правильному их разрешению в жизни, к эмоциональной стабильности.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель – наблюдатель при необходимости руководство и помощник. Его задача – формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера в игре, согласованность действий. Прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательное направление.
Рассматривая сюжетно-ролевую игру в дошкольном возрасте не менее важна, её организация в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения все меньше в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности: просмотр ТВ, компьютерными играми и др. – что отражается на общем развитии дошкольника.
Взрослому нужно включаться в игру исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему.
В совместной игре родители будут содействовать тому, что ребенок сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно, особенно в младшем возрасте.
В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему «Сюжетная игра как культурная практика».
Игра — ведущий вид деятельности у дошкольников Игра-ведущий вид деятельностиИгра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств.
Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: Ознакомление детей с профессией врача. Задачи: 1. Учить детей выполнять основные действия врача (доктора): осматривать больного (слушать,.
Сюжетно-ролевая игра «Почта» от 3–5 лет Сюжетно-ролевая игра «Почта»Цель: 1. Познакомить детей с работой почты (почтового отделения). 2. Расширять представления детей о труде работников.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.
Сюжетно-ролевая игра «Прачечная» Хочу представить вашему вниманию атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Прачечная». Эта игра актуальна в 1 и 2 младших группах, и несмотря на.
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
царёва татьяна
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Исполнитель: Царёва Татьяна Васильевна
Воспитатель МДОУ «Д/с 148 о. в.» г. Магнитогорска
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме — это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому -сюжеты и содержание игр.
Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.
Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?
Сюжет в игре — это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:
1) усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями;
2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);
3) усвоение способов построения сюжета.
Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый1-2г. ; второй 2-4г. ; третий 4-7лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности.
Правильное руководство формированием сюжетно-ролевой игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.
Игра развивает и радует ребенка, делает его из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
Уже на младших возрастных ступенях именно в сюжетно-ролевой игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность сюжетно-ролевой игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» «Мы играем в детском саду» (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.
Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему «Сюжетная игра как культурная практика».
Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» Консультация для родителей «Игра – ведущая деятельность дошкольника» Подготовила: Л. В. Кикина Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,.
Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: Ознакомление детей с профессией врача. Задачи: 1. Учить детей выполнять основные действия врача (доктора): осматривать больного (слушать,.
Сюжетно-ролевая игра «Почта» от 3–5 лет Сюжетно-ролевая игра «Почта»Цель: 1. Познакомить детей с работой почты (почтового отделения). 2. Расширять представления детей о труде работников.
Сюжетно-ролевая игра «Прачечная» Хочу представить вашему вниманию атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Прачечная». Эта игра актуальна в 1 и 2 младших группах, и несмотря на.
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников
Виктория Владимировна Еремеева
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников
Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников.
По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением, обусловленным развитием общества и его культуры. Это особые формы жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой ребенок в игровых условиях выполняется те роли взрослых, воспроизводит их жизнь, труд, отношения; форма познания мира, ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои познавательные, социальные, моральные, эстетические потребности. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности. Характерным видом игровой деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, которая возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим видом деятельности. Она определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Д,Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка: – развитие мотивационно-потребностной
– преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка; – развитие умственных действий; – развитие произвольности действий.
Сюжетно-ролевая игра это особая деятельность, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к настоящей, серьезной деятельности.
Иначе действуют в игре дети среднего дошкольного возраста. Они уже не повторяют непрерывно свои игровые действия, а пытаются изменять их. Выполняют действия не ради действий, а для проявления своего отношения к другому играющему, согласно взятой на себя роли. Их действия более свернутые, чем у младших дошкольников. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, развернутое воспроизведение которых учит детей соблюдать определенные правил. Знакомясь в игре с жизнью взрослых, дети привлекаются к пониманию общественных функций людей, правил отношений между ним ними.
Ведущим содержанием ролевой игры старших дошкольников является соблюдение правил в соответствии с их игровыми ролями. Эти роли они выполняют с помощью различных игровых действий. На основе сокращения и обобщения игровых действий, происходит переход к умственным действиям. Постепенно появляется мнимая игра, когда ребенок переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.
Структура сюжетно-ролевой игры в значительной степени зависит от реальных отношений их значение при переходе детей от младшего до среднего и старшего дошкольного возраста изменяется. В старшем дошкольном в возрасте доминируют игровые отношения детей, подчиняя себе реальные отношения.
Для развития сюжетно- ролевой игры, я создала в группе центр сюжетно-ролевой игры. Этот центр предназначен способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал. Оборудование и материалы,которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» и др, куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др, кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряженья. Согласно требованиям ФГОС все сюжетно- ролевые игры легко трансформируется, в зависимости от той игры в которую хочет поиграть ребенок. При этом, я помню, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.
Главное, чтобы дети заинтересовались игрой. Ведь интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно – ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил. Учет игровых интересов позволяет создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта в игре, привлекающие герои и интересное содержание естественным образом движут им, раскрывая его творческие потенции, разносторонние способности, активизируя накопленный ребенком жизненный опыт для увлекательной игры. А ведь интересная игра – это маленькое счастье ребенка!
Игра, как ведущий вид деятельности Для детей группы раннего возраста игра является одним из ведущих видом деятельности. Для обучения маленьких деток созданы дидактические.
«Игра — ведущий вид деятельности во всестороннем развитии дошкольника». Конференция для родителей (фотоотчет) Мы, педагоги ДОУ, в активном поиске новых форм работы с родителями. Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать здоровых, самостоятельных,.
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств.
Консультация для воспитателей «Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте» В жизни дошкольника игре отведено особое место. Вся образовательная деятельность в дошкольном учреждении построена на игре. В свободное.
Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников» Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей.
Сюжетно-ролевая игра для дошкольников «Правила дорожные знать нам всем положено» Сюжетно-ролевая игра для дошкольников «Правила дорожные знать нам всем положено» по произведению С. Михалкова «Упрямый лягушонок» Цель:.
Сюжетно-ролевая игра «Мы — моряки!» Конспект сюжетно-ролевой игры «Мы моряки» в ясельной группе Цель игры: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную сюжетную.
Игра как форма работы с детьми, игра как ведущий вид деятельности Тема: ” Игра как форма работы с детьми, игра как ведущий вид деятельности” Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме.
Выступление на педсовете «Игра — ведущий вид деятельности дошкольников» Для целостного развития ребёнка необходима свобода в познании окружающего мира. Именно предметно-развивающая среда наполнена игровыми модулями,.