в какие дни можно поститься мусульманину
Желательные посты в течение года
Помимо обязательно поста в Рамадан, существуют различные желательные посты, которые наш Пророк ﷺ держал в течение года. Мы тоже можем следовать за ним, соблюдая эти посты, с помощью Аллаха.
Сахабы (радыАллаху анхум) отмечали, что иногда Посланник Аллаха ﷺ постился так много, что им казалось, что он никогда не остановится, а иногда он Пророк ﷺ делал наоборот (редко держал посты) (Сахих Бухари, хадисы 1141, 1972).
Факихи (правоведы) классифицировали эти желательные посты на два вида:
Посты в девятый и десятый или десятый и одиннадцатый дни месяца Мухаррам считаются Суннат-постами (Дурруль-Мухтар, т.2, с. 374, Маракиль Фалях, с. 350).
Считается, что пост в эти дни стирает (малые) грехи всего года (См. Сахих Бухари, хадисы 2000-2007, Сахих Муслим, хадис 2838).
Следующие посты в течение года считаются предпочтительными (мустахабб) постами:
Достоинство этого поста: Посланник Аллаха ﷺ выбрал эти дни для поста, поскольку деяния его уммы представляются Аллаху в эти два дня. (Сахих Муслим, хадис 2742; Сахих Ибн Хузеймы, хадисы 2116-2120)
Достоинство этого поста: Каждый, кто держит этот пост каждый месяц, будет вознагражден так, как будто он держал пост всю свою жизнь. (Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2128; Сунан Тирмизи, хадис 762; Муснад Ахмад, т.5, с.140, 252;).
Однако, из этих дней исключается 13-ый день месяца Зуль-хиджжа (Имдадуль Фатава)
(Шами, т.2, с.375; Тахтави аля Маракиль Фалях, с.350; Сахих Бухари, хадис 1981; Сахих Муслим, хадис 2736, 2739).
Достоинства: Вознаграждение за этот пост такое же, как за пост в «белые дни». Фактически эти дни также относятся к постам в «белые дни». (Шами, Сахих Ибн Хузеймы, т.3, с.303)
Некоторые ученые относят этот пост к суннат-постам, так же, как и пост в 10-ый день Мухаррама (Шами, т..2, с.375).
Достоинство: Тем, кто держит пост в этот день, прощаются (малые) грехи двух лет. (Сахих Бухари, хадис 1988; Сахих Муслим, хадис 2738-2739)
Достоинство: Если человек постился весь Рамадан и шесть дней месяца Шавваль, это равноценно тому, как если бы он постился целый год. (Сахих Муслим, хадис 2750; Сахих Ибн Хиббана, хадис 3634; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2114)
Достоинство: Пост в любой из этих дней равноценен посту целого года (Сунан Тирмизи, хадис 758, Шуа’буль Иманa, хадис 3758)
Достоинство: Самый лучший пост, после поста в Рамадан, это пост в месяце Мухаррам (Сахих Муслим, хадис 2748)
За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней (Табарани; ат-Таргыб, т.2, с.114)
Все эти посты Посланник Аллаха ﷺ либо соблюдал сам, либо побуждал соблюдать других.
Поскольку пост является действием поклонения сам по себе, ученые постановили, что человеку желательно поститься как можно больше, если у него есть силы сделать это.
Самый любимый пост перед Аллахом
Посланник Аллаха ﷺ говорил, как передается, что самый любимый пост для Аллаха – это т.н. «пост Дауда (мир ему)», который держал пост через день (Сахих Бухари, хадис 1131; Сахих Муслим, хадис 2731-2732).
Примечание: Запрещается держать пост в дни обоих праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха и пост в 11-ый, 12-ый и 13-ый дни месяца Зуль-хиджжа (Сахих Бухари, хадис 1990; Сахих Муслим, хадис 2666-2672; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2100; Шами, т.2, с.375)
Дни, когда лучше проводить желательный пост (суннат)
— каждый понедельник и четверг. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Дела (людей) представляются (Аллаху) в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (ат-Тирмизи)
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам» (ат-Тирмизи)
— по три дня в каждом лунном месяце – 1-ый день, дни полнолуния (13, 14 и 15); 28, 29, 30 числа
Лучше всего соблюдать этот пост в белые дни, которыми являются тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый дни (каждого лунного месяца). Говорят также(, что речь идёт о) двенадцатом, тринадцатом и четырнадцатом днях месяца, но правильным и общепринятым является первое.
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В белые дни посланник Аллаха, мир ему и благословение, всегда соблюдал пост как дома, так и в пути» (ан-Насаи)
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой любимейший друг дал мне наказ относительно трёх (вещей): соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам дополнительную утреннюю (дуа) молитву в два раката и совершать витр перед сном» (Аль-Бухари; Муслим)
Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Соблюдение поста по три дня ежемесячно (подобно) постоянному посту» (Аль-Бухари; Муслим)
Му’аза аль-‘Адавийа передала, что (однажды) она спросила Аишу, да будет доволен ею Аллах: «Соблюдал ли посланник Аллаха, мир ему и благословение, ежемесячный трёхдневный пост?» Она сказала: «Да». (Му’аза сказала): Я спросила: «С какого же (дня) месяца он (начинал) поститься?» Она сказала: Он не придавал значения тому, с какого (дня) месяца (начинать этот) пост» (Муслим)
— в дни месяца Раджаб
— в дни месяца Шабан, но не за один-два дня до наступления месяца Рамадан
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни в одном месяце Пророк, мир ему и благословение, не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он постился в течение всего шa’бaнa». В другой версии этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «…и обычно он соблюдал пост в течение всего ша’бана, за исключением малой (его части)» (Аль-Бухари; Муслим)
— 6 дней месяца Шавваль. Тот, кто дополнил свой пост в Рамадан шестью днями в месяц Шавваль получит награду, равную ежедневному посту в течение года
— в месяце Мухаррам: в день Ашура, а также в предыдущий и последующие дни (9-11 числа)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательного является ночная молитва» (Муслим)
— первые 10 дней Зуль-Хиджа
— в день Арафа (9 зуль-хиджи).
Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что когда Посланника Аллаха, мир ему и благословение, спросили о соблюдении поста в день Арафа, он сказал, что пост в этот день служит искуплением грехов прошлого и будущего года (Муслим)
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сам соблюдал пост в день Ашура и повелевал делать это (всем остальным) (Аль-Бухари; Муслим)
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, если доживу я до следующего (года), то обязательно буду поститься в девятый (месяц)» (Муслим)
Нельзя поститься в праздничные дни Ураза-байрам и Курбан-байрам и по пятницам (вне месяца Рамадан). Не рекомендованы постоянные, следующие день за днем суннат-посты, изнуряющие тело и способные нанести вред здоровью.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не выделяйте ночь пятницы среди (других) ночей для совершения молитв и не выделяйте день пятницы среди (других) дней для (соблюдения) поста, если только на день пятницы не выпадет день обычного поста кого-либо из вас» (Муслим)
Соблюдение поста в вопросах и ответах
Что есть пост по Шариату?
– По Шариату пост – это несовершение ничего того, что могло бы его нарушить с рассвета до заката, имея для этого определенное намерение.
Какова мудрость возложения поста Всевышним?
– Первая мудрость поста заключается в том, что Всевышний заставляет раба выражать свою покорность Ему. Полноценный пост пробуждает сердце человека, помогает ему помнить об Аллахе. Когда человек будет испытывать жажду и голод, он вспомнит, что отказался от еды и питья ради Аллаха (добровольно), и то, что находится под господством и наблюдением Его.
Месяц поста Рамазан является баракатным месяцем, в котором днем люди постятся, раздают милостыню, а вечером совершают намаз-таравих, читают Коран, также встают ночью и поминают Аллаха. Многие мусульмане оживляются с приходом месяца Рамазан. Если человек голоден, то тело его оживляется для поклонения (ибадата), если же человек сыт, то сердце его черствеет, что подталкивает его к совершению действий, выходящих за рамки этикета. Пост тренирует тело и очищает сердце. Те, которые постоянно сыты, не могут понять голод бедняков и нуждающихся. Почувствовав голод во время поста, человек понимает голод бедняков и, сжалившись над ними, начинает помогать им. Пост помогает человеку уберечь свои органы от греха, а тело от зла и открывает ему врата для поклонения.
Каково достоинство поста?
– Всевышний Аллах говорит, что все деяния детей Адама для них, кроме поста. Пост же Мой, и Я за него вознагражу, и отплачу добром.
Постящийся имеет две радости: при разговении и при встречи с Аллахом в Раю. В Раю есть особые врата для тех, кто постился. Те, которые войдут через эти врата, увидят Аллаха. Воздаяния за другие деяния Всевышний увеличивает от десяти до семисот раз, а воздаяние за пост безгранично. Пост – это щит мусульманина перед Адом. Пост прибавляет здоровья и является вратами к добру. Пост в Судный день заступается за постившегося. Ду’а постившегося принимается, и вознаграждение ему записывается больше. В хадисах приводится много высказываний о достоинстве поста.
Что теряет человек, который не постился без шариатской причины?
– Если человек не постился один день, не имея на то шариатскую причину, то он не в состоянии возместить вред, который нанес сам себе, даже если будет поститься всю жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал: «Я видел не постившихся людей, мучающимися, прибитыми за ноги и висящими вниз головой с разорванными ртами и истекающими кровью».
Каково шариатское решение о соблюдении поста в месяц Рамазан?
– Согласно Шариату, пост в месяце Рамазан – обязанность (фарз). Доказательство этому Коран, хадис и иджма‘. Тот, кто говорит, что не нужно поститься или зачем нужно поститься (с пренебрежением, издевкой), впадет в неверие. Если он вновь не прочитает шахаду, не примет Ислам и не покается, то будет ввергнут в вечный Ад.
Каковы условия к обязанию поста в месяце Рамазан?
– Для обязания к посту в месяце Рамазан человек должен быть мусульманином, совершеннолетним и здравомыслящим. Дети не обязаны поститься, но если они могут выдержать пост, то родители должны заставлять их поститься с семилетнего возраста. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни. Может не поститься находящийся в долгом пути человек и тот, здоровью которого голод может нанести вред (но это должно быть установлено богобоязненными опытными врачами, знающими обязательность и значимость поста). Но если эти люди способны выдержать, то лучше поститься, т.к. пропущенные таким образом дни необходимо восстановить.
Каково решение возмещения пропущенных постов в месяце Рамазан?
– Пост нужно обязательно возместить, не зависимо от причины. За пропущенный пост по уважительной причине греха не будет, но если нет шариатской причины, то пропускать пост греховно. Пропущенные в этом году посты без уважительной причины нужно возместить до наступления месяца Рамазана следующего года. За посты, не возмещенные в течение года, имея при этом возможность, налагается штраф (муд), а также за каждый день, пропущенный в месяце Рамазан, и увеличивается с каждым невозмещенным годом. Если пост был пропущен добровольно, или из-за халатности и принебрежения, то этот человек вместе с возмещением и выплачиванием муда должен покаяться, т. к. несоблюдение фарза является тяжким грехом. Например, если 20 лет назад не постился 30 дней, имея при этом возможность, и не возместил пост за все эти годы, то человек подвергается штрафу – шестистам мудам для раздачи бедным. Если не постился по уважительной причине, не позволяющей соблюдать пост, и до смерти не освободился от нее, то человек не должен ни возмещать пост, ни выплачивать муд. Если человек, имея возможность, не постился и умер, то за него возмещать пропущенные посты должен близкий родственник или же с его состояния выплачивается муд по числу пропущенных постов. Если же покойный не оставил ничего, то за него посты возместить может любой человек, так же как и отдать долги.
Если человек неизлечимо болен, что позволяет ему не поститься, или же стар и не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный пост должен заплатить муд. Если беременная женщина или кормящая мать во избежание нанесения вреда своему здоровью не постится, то после она должна возместить посты. А если она не постилась, боясь за здоровье своего ребенка, то должна и возместить посты, и выплатить муд.
Что такое муд? Кому его нужно отдавать? Можно ли вместо него отдать деньги, равные его стоимости?
Какое ду‘а читается после разговения?
– Постящемуся хорошо побольше поминать Аллаха, читать салават, молиться, ибо его мольба принимается.
После разговения читается это ду’а: «Аллагьумма лака сумту, ва гIала ризкъика афтIартIу, ва бика аманту, ва лака асламту, ва гIалайка таваккалту, ва рахIматика ражавту, ва илайка анабту, загьаба ззамау вабталлаатиль гIурукъу, ва сабаталь ажру иншаАллагь. Я ВасигIаль фазли, игъфир ли. АлхIамду лиллагьи ллази, агIанани фасумту, ва разакъани фа афтIарту. Аллагьумма ваффикъна лиссиями ва баллигъна фигьиль къияма ва агIинна гIалайгьи ва ннасу ниямун, ва адхиналь жанната биссалами».
Перевод: «О, мой Аллах! Я ради Тебя постился, Твоим благом разговелся, я уверовал в Тебя, я Тебе покорен, я уповаю на Тебя, я надеюсь на Твою милость, я повернулся к Тебе, жажда прошла, промокли кровеносные сосуды, если захочет Аллах – получу вознаграждение. О, Всемилостивый Аллах! Ты смой мои грехи. Вся хвала Аллаху, помогавшему мне поститься и давшему мне блага для разговения. О, мой Аллах! Ты помоги мне поститься, дай силы встать ночью, когда люди спят, и введи нас в Рай Своим благословением».
Расскажите об обязательных составляющих поста?
– Пост имеет два обязательных составляющих. При отсутствии хотя бы одного из них пост нарушается.
1. Намерение. Его делают сердцем. Срок же его наступает с вечера и длится до рассвета постящегося дня. Если не сделали намерение, то весь следующий день обязательно нужно воздержаться от еды и питья, но этот день нужно возместить. Порядок полного намерения поста таков: «Я намереваюсь поститься завтра в месяце Рамазан этого года ради Аллаха». Во время желательного поста, если вы ночью забыли сделать намерение, то его можно сделать до обеда постящегося дня.
2. Второе составляющее – это предостережение от всех действий, нарушающих пост с рассвета до захода солнца.
Что нарушает пост?
– Пост нарушает преднамеренный прием пищи, питья (если съесть что-нибудь по забывчивости, пост не нарушается). Также пост нарушает проникновение в тело из естественных отверстий чего-либо телесного (например, через нос, рот, уши, половые органы, задний проход). Если капнуть в ухо что-нибудь или засунуть спичинку, пост нарушается. Пост нарушает и клизма. Если проглотить слюну после растворения сахара во рту или покурить, пост нарушается. С проглатыванием слюны или с проникновением внутрь через рот или нос пыли или насекомых, пост не нарушается.
От проглатывания наджасы (нечисти), например, слюны, смешанной с кровью из десен, пост нарушается, но если по какой-либо причине трудно этого избежать, то делается ‘афву (прощение). Постящийся должен быть осторожен при полоскании рта и носа. Если, стараясь тщательно прополоскать нос и рот, вода попадет вовнутрь, то пост нарушается. Если, по незнанию или по забывчивости что-нибудь попадет вовнутрь, то пост не нарушается.
Также пост нарушает преднамеренная рвота или половая близость. Если человек преднамеренно нарушит свой пост путем совершения полового акта, то он облагается искуплением (каффаратом) – двухмесячный пост без пропуска. Если пропустить хоть один день, то отчет двух месяцев начинается заново.
Пост так же, как и намаз, нарушается, если человек сойдет с ума, впадет в куфр (совершит действие, приводящее в неверие, языком или сердцем). Пост нарушают месячные, послеродовые выделения женщины.
Если, подумав, что солнце уже зашло, разговеться, а потом выяснится, что оно не зашло, то этот пост нарушается, и его необходимо возместить. Также нарушается пост, если подумав, что еще не рассвело, поесть, а потом окажется, что рассвет уже был.
Что является суннатами поста?
– Из суннатов поста является разговение сразу после захода солнца. Желательно разговляться фиником, а если его нет, то водой. Вставать перед рассветом для приема пищи; откладывание приема пищи ближе к рассвету; побольше читать Коран и поминать Всевышнего Аллаха; оберегание глаз, ушей, языка и других органов от греховного; полное омовение от половой близости до наступления рассвета; пребывание в мечети (и‘тикаф) особенно в последние десять дней месяца; побольше чтения ду’а (особенно после разговения, перед рассветом и при разговении в гостях); отказаться от удовольствий, особенно от хорошей и сытной еды и благовоний; желательно отдаляться от всего, что приносит удовольствие нафсу (обозрение греховного, слушание музыки и т. д.); уберечь себя от удовольствий, даже если они дозволенные. Желательно уберечь язык от споров, пререканий и ругани. Если кто-то и ругается, то, не отвечая ему, сказать: «Я держу пост». Желательно также раздавать побольше милостыни, почаще посещать мечеть и совершать другие благие деяния.
Соблюдавший эти вышеприведенные суннаты и этикет получит полное вознаграждение за пост. Если нет – вознаграждение уменьшится, особенно если не уберечь себя ото лжи или поклепа, а тело от греховного, то от поста, кроме голода и жажды, он не получит никакого вознаграждения. Месяц поста – это месяц, когда следует отказаться от удовольствий и отдыха для тела и необходимо усердствовать в поклонении.
В какие дни желательно поститься?
– Из желательных для поста дней является день Арафа (для тех, кто не находится в хадже). Это девятый день месяца зуль-хиджа. У постившегося в этот день смываются грехи предыдущего и последующего годов.
Желательно поститься в день Ашура – десятый день месяца мухаррам, а также в девятый и одиннадцатый день этого же месяца. Если поститься в день Ашура, то смываются грехи предыдущего года. Желательно также поститься в понедельник и четверг каждой недели; в пятницу и в предыдущий или последующий за ней день (отдельно в пятницу не желательно).
Желательно поститься шесть дней в месяце шавваль после Рамазана. Если человек постился в месяце Рамазан и после шесть дней в месяце шавваль, то он будет подобен постившемуся весь год. Есть еще другие месяцы и дни, в которые желательно поститься. Много вознаграждения в желательном посте. Есть хадис, в котором говорится, что человека, постившегося один день, находясь на пути Аллаха, Всевышний отдалит от Ада на 70-летнее расстояние. Да поможет Аллах!
На вопросы ответил Курамухаммад-хаджи Рамазанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Дни, в которые порицается и запрещается добровольный пост
В день Разговения и в день Жертвоприношения (‘Идуль-Фитр и ‘Идуль-Адха)
Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Посланник Аллаха ﷺ запрещал соблюдать пост двух дней: в день Разговения и в день Жертвоприношения”. аль-Бухари 3/280, Муслим 2/577.
Пророк ﷺ говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения» Абу Я’ля. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2517.
Имам ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: “В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все ученые”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/15, “ар-Раудату-ннадийя” 1/566.
В три дня ат-Ташрикъа
Три дня ат-ташрикъа – это одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое число месяца зуль-хиджа, три дня следующие за днем Жертвоприношения (аль-Адха).
От Ка’ба ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Дни мины (три дня ат-ташрикъа) – это дни еды и питья» Муслим 1142.
Посланник Аллаха ﷺ также сказал: «Не поститесь три дня ат-ташрикъа, ибо поистине, это дни еды и питья!» Ахмад, ан-Насаи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7355.
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ во время Хаджа, отправил гонца для того, чтобы он возвестил людям: «Не поститесь в эти дни, ибо, поистине, это дни еды и питья и поминания Всевышнего Аллаха!» Ахмад 10674, аль-Хаким 2/250, Абу Ну’айм 2/342/1. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Соблюдать пост в эти три дня можно только паломнику, который не смог совершить Жертвоприношение во время Хаджа. Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Не разрешалось поститься в дни ат-Ташрикъа никому, кроме тех, кто не мог найти скота для Жертвоприношения”. аль-Бухари 1998.
В день сомнения
Днем сомнения именуется тридцатое ша’бана. Речь идет о соблюдении поста за один, два дня до наступления Рамадана. ‘Аммар ибн Йасир, да будет доволен им Аллах, сказал: “Кто постится, сомневаясь в наступлении Рамадана, тот ослушался Абуль-Къасима (пророка)”. Абу Дауд 2334, ат-Тирмизи 676, ан-Насаи 2187, Ибн Маджах 1645, ад-Дарими 1682. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, шейх аль-Альбани.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Посланник Аллаха ﷺ запретил поститься за день до Рамадана, а также в дни праздников Разговения и Жертвоприношения, и в три дня ат-Ташрикъа”. аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-Джами’» 6964.
Только в пятницу
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Не избирайте ночь пятницы для ночной молитвы (тахаджуд), если вы не молитесь по ночам и в другие дни, и не избирайте пятницу для поста, если вы не поститесь в другие дни. И поститесь в пятницу только в том случае, если на нее приходится ваш регулярный пост» Муслим 2/148.
Къайс ибн Сакан рассказывал: “Однажды мимо Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, проходили люди, соблюдавшие пост в пятницу, и он сказал им: «Клянусь, вам лучше разговиться, ибо, поистине, этот день является ‘Идом!»” Ибн Аби Шайба 2/160. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: “Пророк ﷺ запретил соблюдение поста в течении шести дней в году: В три дня ат-ташрикъа, в день аль-Фитра и в день аль-Адха, а также в пятницу!” ат-Таялиси. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6961.
В субботу
Передают, что ас-Самма бинт Буср, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их» Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах, ад-Дарими, аль-Байхакъи, Ибн Хузайма, аль-Хаким, Ибн Шахин, ат-Тахауи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7235.
Шейх Шамсуль-Хакъ ‘Азым Абади о словах: «И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их», сказал: “Это является строгим указанием на запрет поста в субботу”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/49.
Шейх Ибн аль-Къайим в «Тахзибу-Ссунан» говорил: “Слова: «за исключением поста, который является обязательным», являются доказательством на запрет любого поста, кроме обязательного. И нет разницы, соблюдается добровольный пост лишь в субботу или и в другие дни наряду с субботой”.
Однако он посчитал хадис этот не достоверным.
Среди ученых есть разногласия относительно дозволенности соблюдения добровольного поста в субботу. Например, шейх аль-Альбани, опираясь на приведенный хадис, считал, что соблюдать добровольный пост по субботам категорически запрещено, кроме обязательных видов поста, как пост Рамадана, искупительный пост и пост по обету. И в этом он опирался на понимание сподвижника ‘Абдуллаха ибн Бусра, который также запрещал пост в субботу, что приводит имам ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра». И кстати именно его семья распространила хадис пророка ﷺ о запрете поста в субботу.
Другие ученые считали, что соблюдать пост по субботам можно, поскольку считали данный хадис недостоверным, и это имам Малик.
Некоторые говорили, что этот запрет отменен, и это имам Абу Дауд.
А большинство ученых, объединив мнения, считали, что не следует поститься только лишь с субботу, и если соблюдать пост наряду с каким-либо днем, то тогда нет ничего страшного в соблюдении поста в субботу.
Что касается мнения тех, кто считал этот хадис недостоверным, то оно ошибочное, поскольку у данного хадиса есть множество версий, каждые из которых усиливают друг друга. Поэтому имам ан-Науауи сказал: “Эти слова (что хадис недостоверный) неприемлемы, ибо многие имамы подтвердили достоверность этого хадиса”. См. «аль-Маджму’» 6/440.
Среди имамов подтвердивших достоверность этого хадиса: ат-Тирмизи, аль-Хаким, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Къудама, аз-Захаби, Ибн аль-Муляккъин, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар аль-Хайтами, аль-Альбани и др. См. «аль-Фуру’» 3/92, «Баянуль-уахм уаль-ихам» 4/269.
То же самое обстоит и со словами, что этот хадис отменен, ибо никаких достоверных указаний на этот счет нет. Имам ас-Субки упомянув слова Абу Дауда: “Этот хадис отмененный”, сказал: “Эти слова неприемлемы. Где доказательство на отмену этого хадиса?!” См. “ад-Динуль-халис” 8/393.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: “Аду Дауд назвал хадис отмененным, однако это не так, и этот хадис достоверный, несмотря на то, что Малик считал иначе”. См. “Итхаф ахлюль-Ислям би хусусыяти-ссыям” 316-317.
Что касается мнения большинства ученых, сказавших, что в хадисе речь идет о запрете на соблюдение поста именно в субботу, то их аргументы также весьма сильны, особенно следующий хадис:
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Чаще всего посланник Аллаха ﷺ постился по субботам и воскресеньям, и он говорил: «Эти дни являются праздниками для многобожников, и я хочу от них отличаться»». Ахмад 6/323, ан-Насаи в “ас-Сунан аль-Кубра” 2/2776, аль-Байхакъи 4/313.
Но относительно достоверности этого хадиса также были большие разногласия. Например, хафиз ‘Абдуль-Хакъ аль-Ишбили, хафиз Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани считали его слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 1099.
Однако имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Муфлих, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шуайб аль-Арнаут считали этот хадис достоверным.
Пост в день ‘Арафа, совершающими Хадж
Людям, совершающим Хадж, не следует поститься в день ‘Арафа, поскольку пророк во время хаджа в этот день не постился. Умм Фадль, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “В день стояния на горе ‘Арафа у людей возникли сомнения относительно того, постился пророк ﷺ, или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпил его”. аль-Бухари 1658.
Мало того, что соблюдать паломникам в день ‘Арафа пост не Сунна, также есть и запрет на соблюдение поста паломникам в этот день. ‘Икрима рассказывал: “Однажды я зашел к Абу Хурайре и спросил его о посте в день ‘Арафа, совершающим хадж, и он сказал: “Посланник Аллаха ﷺ запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто совершал Хадж”. Ахмад 2/304, Абу Дауд 2440, аль-Бухари в “ат-Тарих” 7/4425.
Относительно достоверности этого сообщение среди ученых есть разногласия, однако имам Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аль-Хаким, аз-Захаби и Ахмад Шакир считали его достоверным. И это сообщение усиливается также и тем, что такие сподвижники, как ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас тоже запрещали соблюдать пост в день ‘Арафа совершающим Хадж. См. “Сунануль-кубра” 2823, 2824 ан-Насаи, “аль-Мусаннаф” 7820, Абдур-Раззакъа.
Имам аз-Захаби говорил: “Кто из паломников будет поститься в день ‘Арафа, несмотря на то, что ему известно о запрете на это и того, что пророк ﷺ во время Хаджа не постился в день ‘Арафа, как и его сподвижники, то из того, что нам известно, это то, что он не будет вознагражден за это”. См. “ас-Сияр” 10/684.
Непрерывный пост в течение нескольких дней
Соблюдать пост непрерывно, не разговляясь порицаемо, и на это указывают множество хадисов. Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха ﷺ запрещал соблюдать пост непрерывно, и однажды один человек из мусульман сказал ему: “Но ты ведь ты постишься так, о посланник Аллаха!” Пророк ﷺ сказал: «А кто из вас подобен мне? Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня». Когда же некоторые люди отказались прекратить поститься непрерывно, пророк стал поститься непрерывно вместе с ними, не разговляясь сначала один день, потом еще один, после чего они увидели молодой месяц. И тогда пророк сказал: «Если бы он появился позже, я бы добавил вам», – имея в виду, что это послужило бы им примерным наказанием за то, что они отказались прекратить поститься”. аль-Бухари 1965, Муслим 1103.
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал: «Вообще не постится тот, кто постится непрерывно!» аль-Бухари 1977, Муслим 2/197.
‘Абдуллах ибн ‘Ийяд рассказывал: “Я слышал, как Лейля, жена Башира ибн Хасасии рассказывала: “Однажды я захотела поститься два дня подряд, и Башир запретил мне это, сказав: “Поистине, посланник Аллаха ﷺ запрещал это и говорил: «Так поступают христиане, а вы поститесь так, как вам велит Аллах: «И поститесь до ночи», и когда наступит ночь, не поститесь»”. Ахмад 21448. Хафиз Ибн Хаджар и шейх Ахмад Шакир назвали хадис достоверным.
Но если же все-таки кто-то и хочет соблюдать такой пост и чувствует в себе силы, то ему следует разговляться хотя бы один раз в сутки, а именно – перед рассветом. Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк ﷺ сказал: «Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговляется перед рассветом следующего дня». аль-Бухари 1963.
Ибн аль-Къайим сказал: “Таким образом, сухур заменит ему разговение”. См. “Задуль-ма’ад” 2/31.
О посте в месяце Раджаб
Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил тех, кто постился в месяц Раджаб и заставлял их есть, говоря: “Кушайте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии”. Ибн Аби Шайба. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Ируауль-гъалиль” 957.
Также и Ибн ‘Умар порицал тех, кто выделял месяц Раджаб постом. Ибн Аби Шайба, иснад также достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 958.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается желательности на выделение месяца Раджаб постом, то все хадисы, указывающие на это, являются слабыми и даже лживыми, на которые ученые не опираются”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/290.
То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим и хафиз Ибн Хаджар. См. “аль-Манар аль-муниф” 96, “Табйин аль-‘уджб” 11.
Добровольный пост женщины без разрешения мужа
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не поститься женщина в присутствии своего мужа, кроме как с его дозволения, [если только это не пост в месяце Рамадан]». аль-Бухари 5192, Муслим 2/711, то, что между двух скобок является версией Абу Дауда 2458.
Хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» говорит: “В хадисе говорится о том, что права мужа перед женой стоят выше, чем желательные благие деяния, так как соблюдение прав мужа – это обязанность (фард), а выполнение обязательного стоит выше, чем желательные деяния”.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “После выполнения обязанностей перед Аллахом и Его посланником ﷺ для женщины нет ничего более важного, чем выполнение своих обязанностей перед мужем”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/275.
Добровольный пост, запрещаемый родителями
Повиноваться родителям, в том, что не содержит в себе греха, является обязанным предписанием (фард), а соблюдение добровольного поста, является желательным предписанием (мустахаб). По этой причине имам Ахмад порицал тех, кто соблюдал добровольный пост, не обращая внимания на запрет родителей, а Хасан аль-Басри говорил: “Если родители или один из них запрещают человеку поститься, то он должен повиноваться им, и тогда он получит двойную награду – за почитание и повиновение родителям и за намерение поститься”. См. “аль-Адабу-шшар’ийя” 1/432.