strawberry fields forever история песни
Strawberry Fields Forever
Strawberry Fields Forever
STRAWBERRY FIELDS FOREVER
Автор:
Длина:
Релиз сингла в Великобритании:
17 февраля 1967 г., двойной сингл вместе с «Penny Lane».
Позиция в чарте в Великобритании:
Релиз сингла в США:
13 февраля 1967 г., двойной сингл вместе с «Penny Lane».
Позиция в чарте в США:
Хотя «Penny Lane» / «Strawberry Fields Forever» вышли вместе, в США доходы от продаж считали раздельно.
Осенью 1966 года Джон отправился в Испанию на съемки фильма Дика Лестера под названием How I Won The War, где он сыграл рядового Грипвида. Между съемками он отдыхал на пляже Алмейры, где и написал однажды композицию «Strawberry Fields Forever». Изначально она была написана в стиле блюз. Позже Джон продолжил работу над песней в доме, который он снимал в Санта-Изабелле.
Черновик начинался с того, что позже превратилось во второй куплет. Это была песня о том, что в детстве он отличался ото всех остальных; он мог видеть то, что не видели другие люди. Первые испанские демо-записи начинаются со строчки «No one is on my wavelength», после чего Джон заменил ее на «No one I think is in my tree», что легко можно было принять за бахвальство и надменность. Он говорил, что ему казалось, что никто не может понять его и ход его мыслей, следовательно, либо он гений, либо безумец. «Я смотрю на вещи с другой точки зрения, отличной от остальных», — говорил он однажды. Название «Strawberry Fields», однако без «Forever», появилось в песне после четвертой попытки довести ее до конца. На пятой он добавил строчку «nothing to get mad about», после чего поменял ее на «nothing to get hung about». Он специально говорил нерешительным языком — «er», «that is», «I think», «I mean», чтобы подчеркнуть невозможность выразить свои мысли понятными другим словами.
«Strawberry Fields Forever» получила свое название в честь приюта Армии Спасения в Вултоне, в пяти минутах ходьбы от дома Джона на Мэнлав-авеню.
По возвращении в Англию Джон продолжил работу над песней в своем доме в Кенвуде, где он и написал последний куплет. А вот первый появился только после того, как Джон поработал над ней в студии, поэтому и кажется, что вступление не имеет ничего общего с остальной песней.
В законченной версии место на самом деле означает состояние души. Strawberry Fields (Джон добавил «s» в конце) был приютом Армии Спасения на Биконзфилд-Роуд, Вултон, в пяти минутах ходьбы от его дома на Мэнлав-Авеню. Это было огромное здание викторианской эпохи, стоящее в парке, куда Джон ходил на летние праздники со своей тетей Мими. Время от времени он сбегал туда в выходные вместе со своими школьными друзьями, в том числе Питом Шоттоном и Айваном Воганом. Это было их маленьким детским приключением.
Джону их вылазки напоминали Алису в кроличьей норе или в Зазеркалье. Ему казалось, что он погружается в другой мир, в мир, который более соответствовал его внутреннему состоянию, и которое, уже будучи взрослым, он четко ассоциировал с потерянными радостями детства.
В интервью журналу Playboy в 1980 году он сказал Дэвиду Шеффу, что в детстве ему порой казались какие-то «галлюцинации», особенно когда он смотрел в зеркало. Он сказал, что позже он открыл для себя работы сюрреалистов и понял, что в его видениях не было ничего безумного. Он почувствовал себя частью «эксклюзивного клуба, который видит мир с такой стороны».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
PRIMA DONNA ASSOLUTA FOREVER
PRIMA DONNA ASSOLUTA FOREVER Это великое звание Первой Дамы Оперы осталось навсегда за Марией Каллас. Можно многое добавить к рассказу о ее жизни. О том, с каким блеском она проводила многочисленные мастер-классы во многих столицах мира, с каким триумфом выступала на оперных сценах.
Chick Corea Return To Forever (1972)
Chick Corea Return To Forever (1972) Хотя исполнителем на обложке пластинки значится только пианист Чик Кореа, этот освежающий фьюжн-коктейль является результатом слаженной работы группы музыкантов, тоже названной Return To Forever, а также уникальных традиций фирмы грамзаписи. Диск
The Beatles Strawberry Fields Forever (1967)
The Beatles Strawberry Fields Forever (1967) Битловский сингл Strawberry Fields Forever / Penny Lane – возможно, самый интересный, самодостаточный и гениальный в истории. Обе песни (причем на пластинке две стороны А) технически изощренны и немыслимо красивы, они прекрасно демонстрируют взаимодополняемость
Oasis Live Forever (1994)
Oasis Live Forever (1994) В середине 1990-х музыканты манчестерской группы Oasis, ведомые парой высокомерных и драчливых братьев Галлахер, выступили в роли спасителей рок-н-ролла, пинком двинув вперед английский рок. И хотя их обвиняли в заимствованиях из музыки 1960–1970-х годов (а кто
XII. Богема forever
XII. Богема forever Теперь, когда я пытаюсь составить полный список своих достижений, или, как говорят англичане, «список для прачки» (дела, встречи, открытия, премьеры и т. д.), выясняется, что это совсем непросто. Темп моей жизни в те годы нарастал, и я вдруг стал сам себе
2 февраля. Александр Селькирк снят с необитаемого острова (1709) Робинзон forever
2 февраля. Александр Селькирк снят с необитаемого острова (1709) Робинзон forever 2 февраля 1709 года английский матрос Александр Селькирк после четырех лет пребывания на необитаемом острове Мас-а-Тьерра, что в шестистах милях к западу от чилийского побережья, поднялся на борт
Strawberry Fields Forever
«Strawberry Fields Forever»
Выпущен | 13 февраля 1967 (Великобритания) 17 февраля 1967 (США) |
Формат | виниловая пластинка |
Записан | Ноябрь—декабрь 1966, студия Эбби Роуд |
Жанр | психоделический рок |
Композитор | Леннон-Маккартни |
Длительность | 4:10 |
Лейбл | Parlophone (Великобритания) Capitol (США) |
Продюсер | Джордж Мартин |
Strawberry Fields Forever (в пер. с англ. Земляничные поля навсегда ) — песня британской группы The Beatles, написанная Джоном Ленноном. Выпущена на одноименном сингле в 1967 году и на альбоме «Magical Mystery Tour» того же года. Занимает 76-ю позицию в списке 500 величайших песен всех времен по версии журнала «Rolling Stone» и считается одной из лучших песен в истории психоделической музыки.
Песня дала название мемориалу памяти Джона Леннона в Центральном парке Нью-Йорка.
Содержание
[править] История создания
Песня «Strawberry Fields Forever» была написана Джоном Ленноном во время съемок художественного фильма «Как я выиграл войну» в Испании. В основе сложного и запутанного текста лежат ностальгические воспоминания Леннона о детских годах, проведенных в Ливерпуле. Ежегодно вместе с тетей он посещал вечеринку на благотворительной ярмарке рядом с детским сиротским приютом Армии Спасения в Ливерпуле, который назывался «Strawberry Fields» (англ. Земляничные поля).
Запись песни, сопровождавшаяся постоянным изменением и усложнением аранжировки, длилась почти полтора месяца. Музыканты использовали воспроизведенные на меллотроне одиннадцатисекундные семплы с записью звучания флейты, обращенные задом наперед. В конечном варианте было соединено два фрагмента песни, записанные в разных темпах и тональностях. Все это придало «Strawberry Fields Forever» необычное психоделическое звучание. Несмотря на это, Джон Леннон никогда не был доволен окончательным результатом. [1]
Strawberry Fields Forever – The Beatles
Эту композицию The Beatles единодушно называют шедевром музыкальные критики, фанаты группы и коллеги «битлов». Ее считают классическим образцом психоделического рока, определившим дальнейшее развитие жанра. Вспомним, как появилась на свет легендарная Strawberry Fields Forever, которую Джон Леннон охарактеризовал как одну из своих двух по-настоящему правдивых песен.
История песни Strawberry Fields Forever
Леннон сочинил песню осенью 1966 года, находясь в испанской провинции Альмерия, где он снимался в кинокартине How I Won the War режиссера Ричарда Лестера (Richard Lester).
…мне понадобилось шесть недель, чтобы написать песню. Я писал ее все время, пока снимался в фильме. Как всем известно, в ходе кинопроизводства часто слоняешься без дела.
1980, All We Are Saying, David Sheff
Юный Джон Леннон у ворот Strawberry Field
Strawberry Field – это реальное место. После того как я больше не жил на Penny Lane, я переехал к тете, жившей на окраине в милом доме на двух хозяев, с маленьким садом и жившими по соседству врачами, юристами и тому подобными людьми… совсем не тот образ бедных трущоб, который изображался во всех рассказах о The Beatles. По классовой системе, это было на полкласса выше, чем у Пола, Джорджа и Ринго, которые обитали в жилье, субсидированном правительством. У нас был собственный дом и сад. У них ничего подобного не было.
Возле дома находилось Strawberry Field, здание возле исправительного учреждения для мальчиков, куда я ходил на вечеринки в саду вместе с друзьями Найджелом и Питом. Мы туда ходили, тусили и продавали лимонад по пенни за бутылку. Нам всегда было весело в Strawberry Field. Оттуда я и взял название. Но я использовал его как образ. Земляничные поля навсегда.
Мими Смит (Mimi Smith), тетя Джона, вспоминала, что ее племянник с детства обожал приемы гостей, проходившие в саду:
Что-то в этом месте всегда очаровывало Джона. Он мог видеть его из окна… Когда он слышал оркестр Армии спасения, он тянул меня туда, говоря: «Быстрее, Мими, мы же опоздаем».
The Beatles: The Biography, Bob Spitz, 2005
Пол Маккартни также рассказывал о саде возле приюта:
Я видел, как Strawberry Field изображали скучным, грязным местом по соседству с Джоном, которое он представлял себе прекрасным местом. Но летом оно вовсе не было ни скучным, ни грязным – это был тайный сад. В воспоминаниях Джона оно не связано с тем фактом, что это был дом Армии спасения – он находился непосредственно в здании. Там была стена, через которую можно было перелезть, и это был весьма дикий сад, он был вообще не ухоженный, поэтому в нем легко было спрятаться.
Many Years From Now, Barry Miles
Но не стоит думать, что Леннон сочинил песню непосредственно о приюте Стробери Филд.
Мы пытались писать о Ливерпуле, и я просто перебирал в произвольном порядке все благозвучные названия. Но перед глазами у меня стоят земляничные поля… Ведь земляничные поля – это любое место, куда ты хочешь пойти.
Первая демо-версия песни состояла из одного куплета и не имела припева. Она начиналась словами: There’s no one on my wavelength / I mean, it’s either too high or too low (На моей волне никого нет/То есть, она либо слишком высока, либо слишком низка).
Впоследствии Леннон дописал текст песни, сделав его более туманным, сочинил мелодию и лишь потом добавил упоминание о «земляничных полях».
Смысл песни Strawberry Fields Forever
Леннон сочинил ее в период, когда он углубился в эксперименты с LSD, натолкнувшие его на размышления о своей личности. Он охарактеризовал композицию как «психоанализ, положенный на музыку» (Anthology).
Джон разъяснял, о чем песня Strawberry Fields Forever:
Во втором куплете говорится: «Мне кажется, на моем дереве никого нет». В этой строчке я пытался сказать: «Казалось, никто не был столь же подавленным, как я. Следовательно, должно быть, я либо безумец, либо гений». С этой же проблемой я сталкивался в пять лет: «Со мной что-то неправильно, ведь я вижу то, что не видят другие люди. Я безумец или гений?» По-своему, неуверенно, я говорю: «Кажется, никто не понимает, откуда я. Кажется, я вижу все не так, как большинство людей».
All We Are Saying, David Sheff, 1980
Знаете, она настоящая. Она обо мне, и, на самом деле, больше я ничего не знаю. Единственными правдивыми песнями, которые я написал, были Help! И Strawberry Fields Forever… Их я действительно написал, исходя из своего опыта…
По мнению Пола Маккартни, слова песни Strawberry Fields Forever отражают восхищение Леннона творчеством Льюиса Кэрролла в целом, и его стихотворением «Бармаглот» (Jabberwocky) в частности.
Запись и релиз
Strawberry Fields Forever стала первой композицией, за которую взялись «битлы» в ходе записи альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Работа над произведением заняла сорок пять часов и растянулась на пять недель.
Музыканты создали три разных версии трека. От первого варианта они сразу же отказались. В 1996 году его включили в сборник Anthology 2.
В финальную версию Strawberry Fields Forever вошли отрывки из двух отдельных записей. К ним добавили партии меллотрона и свармандала.
The Beatles хотели включить ее в альбом, но звукозаписывающая компания заставила музыкантов выпустить Strawberry Fields Forever синглом, из-за чего песня не вошла в Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Позже Джордж Мартин говорил, что решение убрать трек из альбома стало величайшей ошибкой в его карьере.
Песня поднялась на вторую строчку британского хит-парада и остановилась на восьмой позиции Billboard Hot 100.
Strawberry Fields Forever входит в многочисленные списки величайших музыкальных произведений, включая 500 Greatest Songs of All Time по версиям Rolling Stone, NME и Q.
Видеоклип Strawberry Fields Forever
Музыкальное видео к песне снял шведский режиссер Питер Голдманн (Peter Goldmann).
Кавер-версии
Strawberry Fields Forever исполняли многие музыканты, включая The Bee Gees, The Bobs, Cyndi Lauper, The Shadows и The Ventures. Ее также пела Сэнди Фарина (Sandy Farina), снимавшаяся в фильме «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» (1978).
В 1990 году электронная версия Strawberry Fields Forever британской группы Candy Flip поднялась на третью строчку британского чарта.
Интересные факты
Текст песни Strawberry Fields Forever – The Beatles
Chorus:
Let me take you down
‘Cause I’m going to Strawberry Fields
Nothing is real
And nothing to get hung about
Strawberry Fields forever
Living is easy with eyes closed
Misunderstanding all you see
It’s getting hard to be someone
But it all works out
It doesn’t matter much to me
No one I think is in my tree
I mean it must be high or low
That is you can’t you know tune in
But it’s all right
That is I think it’s not too bad
Always, no sometimes, think it’s me
But you know I know when it’s a dream
I think a “no” I mean a “yes”
But it’s all wrong
That is I think I disagree
Перевод песни Strawberry Fields Forever – The Beatles
Припев:
Пойдем со мной,
Ведь я собираюсь на земляничные поля.
Нет ничего настоящего,
И не о чем беспокоиться,
Земляничные поля навсегда.
С закрытыми глазами жить легко,
Неверно понимая все, что видишь.
Становится тяжело быть кем-то,
Но все получается.
Для меня это не имеет большого значения
Думаю, на моем дереве никого нет,
Я хочу сказать, должно быть, оно высоко или низко.
То есть, знаете, нам не поймать одну волну.
Но все в порядке,
Думаю, это не так уж плохо
Всегда, нет, иногда, думаю, что это я,
Но, знаете, я понимаю, когда это сон.
Я думаю «нет», а имею в виду «да»,
Но все это неправильно,
То есть, я думаю, что не соглашусь.
Цитата о песне
…одно из высочайших достижений The Beatles и одна из прекраснейших песен Леннона-Маккартни.
Richie Unterberger, AllMusic
…запись, которая никогда не устареет, потому что она живет вне времени.
Peter Doggett, The Beatles Diary
Когда песня окончилась, мы оба посмотрели друг на друга. Я спросил: «И что же, бл…, мы будем дальше делать?» Этим синглом The Beatles подняли ставки до уровня, какому должна соответствовать поп-запись.
Strawberry Fields Forever — The Beatles
Интересные факты о песне
В процессе записи было сделано несколько версий песни. Леннону понравились 7й дубль от 29 ноября и 26й дубль, более выразительный усовершенствованный ремейк, и он попросил Джорджа Мартина соединить оба варианта.
Джордж: «Он сказал: «Почему бы нам не скомбинировать начало первого и конец второго?»
Я ответил: «Есть две вещи, которые мешают нам это сделать. Разные тональности и разный темп, а так все нормально.»
22 декабря Мартин и Эмерик изучили записи, чтобы посмотреть, является ли возможным исполнить желание Леннона. Между двумя версиями была разница в полутон, но инженеры решили, что если ускорить темп первой записи и замедлить темп второй, то получится их совместить. В результате, темп и тональность обеих частей выровняли «с божьей помощью и капелькой удачи», как сказал Джордж Мартин.
Редактирование можно услышать примерно на 60-й секунде между словами «cause I’m» и «going to», где 7й дубль переходит в 26-й. Смена высоты в этом месте придает вокалу Леннона слегка плавающее звучание.
Источник: George Martin. The Complete Beatles Recording Sessions, Mark Lewisohn.
«Strawberry Fields Forever» одна из самых сложных записей «Битлз». Вместе с Джорджем Мартином группа потратила 55 часов студийного времени, работая над аранжировкой и делая многочисленные ремейки. В песне используется наложение записей, прокручивание плёнки в обратном направлении, петли, сжатие и балансировка аудио. Все это говорит о том, какого совершенства достигли музыканты во владении возможностями студийной записи и насколько возросли веяния авангарда в их творчестве.
Второй куплет начинается со строчки: «No one I think is in my tree» (Мне кажется, нет людей, принадлежащих к моему древу). Тем самым я хочу сказать: «Никто не чувствует того же, что и я, значит, я или сумасшедший, или гений». Я испытывал те же проблемы, когда мне было пять лет.
Источник: John Lennon. Anthology.
Пол: По описаниям Земляничные поля казались мне грязным мрачным местом, хотя Джон представлял его прекрасным. Но летом оно было совсем не мрачным, а превращалось в секретный сад. Воспоминания Джона вовсе не были связаны с армией спасения. Там была стена, через которую можно было перелезть, а за ней был довольно дикий сад, совсем не причесанный, и в нем было удобно прятаться.
Источник: Paul McCartney. Many Years From Now, Barry Miles.
Вопреки городской легенде о смерти Пола Маккартни, в конце песни Леннон говорит не «I buried Paul» (я похоронил Пола), а «Сranberry sauce» (клюквенный соус).
В 1974-м Маккартни сказал: «Это было вовсе не «Я похоронил Пола». В конце «Strawberry Fields» Джон произнес: «Клюквенный соус». Это он так пошутил. Он частенько говорил что-нибудь некстати, как «клюквенный соус», например. Если вы не понимаете, что Джон любит говорить «клюквенный соус», когда ему вздумается, вы начинаете слышать там какое-то маленькое смешное слово и думаете: ага!»
Источник: Rolling Stone, 1989.
Песня дала название мемориалу «Земляничные поля» в Центральном парке Нью-Йорка недалеко от места, где был убит Леннон (здание «Дакота»).
Наряду с традиционными гитарами, ударными и пианино в песне представлено большое разнообразие инструментов: трубы, виолончели, индийский свармандел и меллотрон.
Работу меллотрона можно увидеть в фильме-концерте Пола Маккартни «The Chaos and Creation at the Abbey Road» (2005). В фильме, демонстрируя возможности меллотрона Пол среди прочего играет на нём вступление к «Strawberry Fields».
Источник: Paul McСartney. Anthology.
Несмотря на то, что эта пластинка считается одной из самых сильных работ группы, она не заняла первые места в британских чартах. Пеcню не пропустил Энгельберт Хампердинк, хотя продажи и трансляции на радио отличались большими масштабами. Однако сингл все же занял первые места в американских хит-парадах, а также в большинстве остальных стран.
Источник: George Harrison. Anthology.
В детстве Леннон со своими друзьями Питом Шоттоном и Айвеном Вохэном играли среди деревьев позади дома. Кроме того, каждое лето на «Земляничных Полях» проводилась вечеринка, которую Джон ожидал с особым удовольствием. Мими Смит рассказывала: «Как только начинал играть оркестр Армии спасения, Джон подпрыгивал и кричал: «Мими, пойдем скорей, а то опоздаем».
Источник: Mimi Smith. The Beatles, Hunter Davies.
Психоделический шедевр «Strawberry Fields Forever» начался относительно просто. Джон Леннон записал несколько демо-версий соло в середине ноября в 1966 г. у себя дома в Уейбридже, часть которых входит в «Anthology 2». В них Леннон начинает играть, перебирая отдельные нотки на гитаре, затем сбивается и бормочет: «У меня не получается». Потом, ударяя по струнам, он снова начинает петь.
«Strawberry Fields Forever» была впервые выпущена на сингле вместе с песней «Penny Lane» авторства Пола Маккартни.
Леннон написал эту песню в Алмерии, осенью в 1966 г., когда он снимался в роли рядового Грипвида в фильме Ричарда Лестера «Как я выиграл войну».
Ранние версии песни начинаются не с припева, а с первых двух куплетов. Такая аранжировка была также использована в первом дубле, который можно услышать на «Anthology 2». Эта версия заканчивается пассажем гитары и меллотрона, полностью противоположным психоделическому финалу последней версии.
Стив Джобс рассказывал своему биографу, какое впечатление произвела на него бутлежная запись Битлз, работавших над песней Strawberry Fields Forever. У Джобса в коллекции был диск, на котором была записана дюжина сессий с репетициями этой композиции. И Джобс отмечал, что «Это сложная песня, и очень интересно следить за тем, как они ходили назад и вперёд и в конце концов записали её за несколько месяцев. Леннон всегда был моим любимым битлом. (Слышите? Вот здесь они неправильно сыграли аккорд, вернулись и начали заново). В этой версии песня такая сырая, они звучат как простые смертные. Но они не остановились на этом. Они были такими перфекционистами, они продолжали делать и делать. Это произвело на меня огромное впечатление, когда мне был четвёртый десяток. Вот так сейчас мы делаем вещи в Эппл. Улучшаем и улучшаем. Это большой труд, но с каждым разом вещь становится всё лучше, а потом мы доходим до стадии, когда люди говорят: „Вау, как они это сделали? А где винтики?“»
Любопытно, что диск с бутлегами Джобсу раздобыл его коллега Энди Хертцфилд, но Джобс рассказывал друзьям, чего диск был подарен Йоко Оно.
Источник: Биография Стива Джобса за авторством Уолтера Айзексона
Источник: Книга Conversations with Paul McCartney