С помощью чего мыслит человек
Мышление человека, что это и как человек мыслит и мыслит ли
Здравия всем, друзья.
В статье я расскажу о том, как мыслит человек и мыслит ли вообще. Почему происходит так и не иначе, и что влияет на мышление человека.
Мышление человека, что это?
Человек – это существо разумное. Что значит разумное? Разумное существо – это существо, способное мыслить, то есть анализировать, выстраивать картину прочувствованного, делать выводы, создавать и творить.
Предлагаю рассмотреть этот вопрос. Как мыслит человек и мыслит ли, вообще? Что значит мыслить? Мыслить – это умение выразить прочувствованное и создать своё мнение или что-то иное?
Наблюдая за мышлением человека, пришёл к выводу, что человек мыслит в основной массе своей, авторитетами, берёт на веру и создаёт свой примитивный узор того, что берёт на веру.
Например, беру какое-нибудь утверждение, довольно чётко обоснованное, даже безусловное, но, если нет приставки к утверждению – «сказал», «открыл» и далее обязательно имя какого-нибудь авторитета с описанием всех эпитетов (кандидат наук, академик, великий философ, великий учитель), и чтобы он был известен человеку, тогда утверждение будет принято, в любом другом случае будет отрицаемо и не освоено.
Такие люди, а их большинство, с темпераментом или без его отстаивают мысли своего авторитета, а не свои мысли, ибо их нет, в принципе.
Мышление человека – это возбуждение психических (огненных) энергий, но современный человек не желает напрягаться, ибо предпочитает принцип жизни потребителя. Он не задумывается, что останется после его, так же не задумывается о том, что все его кумиры, все знания, которые он берёт на веру, были открыты, созданы, обоснованы такими же людьми, как он сам.
Такими же людьми? Вспомним все древние учения и духовные, в том числе. Начну с Кришны. Кришна был человеком в тот момент, когда он давал свои знания, Иисус был человеком, все апостолы и святые, учёные и изобретатели не были богами и даже не были авторитетами на тот момент времени, когда они озвучивали те или иные знания, это люди, умеющие мыслить.
Это люди созидатели, как в дальнейшем откроется, что они даже не открыватели и исследователи, а творцы и законов в том числе. Скажу более понятно, законами не являются непреложные законы мира, их сотворили исследователи и творцы мысли (творческое мышление), а пространство корректирует в режиме удержания равновесия и баланса.
Создатели и потребители мысли
Как-то раз решил написать статью на заказ. Прекрасно. Получил задание, написал, чётко обосновал, подвёл доказательную базу, провёл СЕО анализ на 100%, все прекрасно. Заказчик (издательство) забраковал по причине, что в статье не было упомянутых авторитетных источников, которые в большинстве своём ошибочные. Ответ был прост, люди не будут читать, если в тексте нет обоснования. Как это нет, если оно есть? Нет ссылок на источники и кумиров мирового масштаба, значит нет обоснования.
Этот случай натолкнул меня на мысль, что люди не хотят понимать, они всё берут на веру. Но ведь даже в библии сказано – не сотвори себе кумира. И что самое интересное, что таких двуногих большинство – это потребители, безумные паразиты на теле матушки нашей планеты Земля. Это моё мнение, которое я далее подробно разберу.
Вы, конечно же, возмущены, что я так жёстко высказался о человеке, назвав большинство двуногими? И далее, я поправился, что это только моё мнение.
Послушайте себя, если так подумали, вы не только возмущены, вы уже приклеили массу ярлыков, которые выражаются примерно такими фразами – он высокомерен (что себе возомнил), он груб и вообще, он нехороший человек и другие определения подобного порядка.
Вот здесь-то идёт противоречие, потому что даже для того, чтобы приклеить ярлык, паразиту нужен авторитет для того, чтобы обосновать свои, так называемые выводы, но авторитет это ведь не кто попало, а я даже не учёный, не изобретатель, не писатель… имею в виду великий.
Но паразит не умеет мыслит от слова совсем, ему нужен авторитет не для того, чтобы понять, а для того, чтобы опровергнуть того, кто для него не является авторитетом. В итоге, цитируя авторитета для опровержения, двуногий порой доходит до полного абсурда в цитировании авторитетного источника, этим полностью разоблачая свою паразитирующую сущность, создавая из того, кого цитирует, клоуна, а не знатока или учёного.
Виды мышления
Разберёмся, почему так происходит. Человек в основе своей привык поклоняться мифическим богам, но эти «боги», боги животного и растительного сознания. Человек проявленный полностью зависим от своего тела, которое имеет структуру животного и растительного мира.
Вспомните индуистских богов. Хануман – бог обезьян, корова, бык и другие. Все они – это дух (дыхание) животного и растительного мира. Вспомните – у Лукоморья «дуб зелёный», «кот учёный», Сварог (единорог), Велес (великий лес), Перун… совсем кликуха и другие.
Это не боги ментальные, это боги (качества) астральных и витальных энергий. Все люди, благодаря своим телам, находятся под влиянием астральных, низкочастотных энергий, но человек мыслящий – это активация ментальных сил и энергий, в которых так нуждаются миры мрака (животного мракобесия), что готовы идти на любые издержки, чтобы не допустить огненные энергии процесса мышления в мир проявленный.
Чтобы не допустить в мир проявленный и, тем более во все, так называемые, тонкие миры астрального, витального, эмоционального планов жизни. Но и жить без ментальных (огненных) энергий они не могут. Им нужна огненная (психическая) энергия, но в допустимых объемах, которую они черпают в авторитетных источниках.
Развитие мышления – это активация глубинных слоев огненных энергий творения, которые несомненно сжигают все астральные нагромождения одним своим появлением.
Сейчас идёт переход в чистые слои огненных энергий и по определению, этот переход несёт в себе фактор разрушения, глобального разрушения всех энергий и нагромождений тонкого мира. Идёт духовный переход животного сознания в сознание человеческое, сознание Творца.
Замечу, что чувства человеческие, что значит гравитация (любовь) с огненными энергиями мысли находятся в постоянном взаимодействии и именно в процессе их взаимодействия сжигаются все астральные, витальные нагромождения рассудочно-эмоционального уровня, а это и есть «местожительство», так называемых богов всех видов и единого бога в том числе, ибо он так же осознан двуногими в астральном уровне сознания.
Вспомним, Иисус родился в яслях, а не в доме человеческом, как дух(дыхание) животного сознания (агнца), который принёс себя в жертву на алтарь рождения разума человеческого, сознания Творца Творения. Именно эта мысль изложена в жертве Иисуса Христа.
Переход от животного сознания к человеческому, от рассудка к мышлению, от состояния сотворённого к состоянию творца творения, вот критерий осознания великих перемен современности. Если человек не желает мыслить, он будет низвергнут в животное, растительное, а порой и в минеральное царство. Мыслить – значит создавать все самому, а не по воле каких-либо богов.
Этап развития в интеллектуальном уровне и был этапом развития мышления человека. Пришло время сдавать экзамен и условия отбора весьма жесткие, ибо в царстве человеческом недопустимо мракобесие и война. В царстве человеческом преобладают другие качества, построенные на высоких качествах морали братства, взаимодействия и сотрудничества. Идёт смена не только психических качеств, но и смена тел животного состояния на тела первичной субстанции абсолютной реальности.
На десерт предлагаю расслабиться и посмотреть мультфильм о мыслях.
Мышление
Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.
Что такое мышление
Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.
То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.
Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.
Виды мышления в психологии
Выделяется несколько видов мышления в психологии.
Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:
Функции и процессы мышления
Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:
При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.
По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.
Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.
Типы мышления
Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:
В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.
Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.
Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.
Мышление: что это такое и каким оно бывает
Мышление – это осознанное восприятие окружающего мира во всех проявлениях, создание представлений о предмете и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться.
Главные характерные черты мышления:
Цель мышления человека – осмыслять полученную информацию, распознавать глубинные связи и свойства предметов и явлений, отслеживать их причинно-следственные связи, находить решения проблем и генерировать новые идеи.
По своей природе мышление человека является причинно-следственным – на протяжении жизни мы осознанно и неосознанно создаем модели ситуаций, которые дают нам ощущение, что мы понимаем, как что-то происходит. Мышление тесно взаимосвязано с функциями памяти – мы не только помним о множестве вещей, явлений и событий, но благодаря процессу осмысления мы можем анализировать, абстрагироваться и создавать новые значения в процессе познания. Несмотря на множество ограничений природы и недостатков причинного мышления, о которых в своей книге «Иллюзия знания» рассказывают Стивен Сломан и Филип Фернбах, именно этот тип мышления считается базовой познавательной способностью человека. [Стивен Сломан, Филип Фернбах, «Иллюзия знания», 2017].
Безусловно, в большинстве случаев в жизни мы мыслим причинно-следственными шаблонами, однако для эффективного познания окружающего мира и функционирования в нем мы можем и должны развивать другие типы мышления, и о них мы поговорим в нашей статье.
Как работает мышление
Главные задачи мышления человека – это не только восприятие сложной и многогранной реальности, но и интерпретация ее, понимание глубины и взаимосвязей разных процессов.
В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:
Тот или иной мыслительный процесс помогает нам осмыслять новую информацию, сравнивать ее с известными нам фактами и получать при этом новое знание. Таким образом, осуществляя мыслительную операцию, мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.
Виды или степени развития мышления
Мышление как форму познания действительности сегодня изучают ученые из разных областей науки – психологии, философии, когнитивистики, логики, педагогики и компьютерного программирования. Несмотря на разные подходы и интересы, все эти направления придерживаются мнения, что мышление человека состоит из трех видов или стадий развития познания:
Все эти виды мышления присущи каждому человеку и развиваются в процессе его взросления и обучения.
Быстрое и медленное мышление
Прежде всего, хочется начать с фундаментального понимания того, как мы мыслим, а точнее с того, какими режимами мышления обладает каждый человек. Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Даниэль Канеман сформулировал теорию того, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем собственные решения при помощи двух режимов мышления – быстрого и медленного.
Быстрое, эвристическое мышление или Система I – это неосознанное принятие решений, которое происходит на основании жизненного опыта, инстинктивных и интуитивных импульсов. Такой тип мышления работает автоматично. Но такой режим принятия решений далеко не всегда приведет к правильному выбору. Обычно эвристическое мышление человека во многом зависит от эмоций, неосознанных стереотипов, предубеждений и предвзятости.
С другой стороны, каждый человек обладает медленным, рациональным мышлением или Системой II. В отличие от эвристического мышления, рациональное мышление Даниэль Канеман называет ленивым и требующим специального фокусирования и умственных усилий. И именно эта часть отвечает за наше критическое мышление. Ее главное правило – не спешить и проанализировать любую информацию, осознанно отсеять возможные когнитивные искажения и предвзятости. К самым распространенным когнитивным искажениям ученые обычно относят:
Таким образом, любую ситуацию можно воспринять при помощи как быстрого мышления, так и медленного. Все зависит от того, насколько вы готовы «включить» свою рациональность [Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро», 2014].
Логическое и аналитическое мышление
Логическое мышление – это базовая способность человека доказывать что-либо. Именно благодаря этому типу мышления мы можем формировать наши наблюдения в четкую систему понимания знаний о мире. Базовыми инструментами логического мышления являются:
Более того, все рассуждения должны соответствовать четырем законам логики, три из которых принадлежат Аристотелю, а один – Готфриду Лейбницу.
Хотя в свое время Аристотель оценивал логические операции превыше всего, в современном мире одним логическим мышлением не обойтись. Не менее важным мыслительным навыком является аналитическое мышление – способность интерпретировать, находить закономерности и принимать решения на основании доступной информации.
Более подробно узнать о логическом мышлении и научиться его развивать вы можете, пройдя наш курс «Логическое мышление», а аналитическому мышлению у нас посвящена хорошая статья «Что такое аналитическое мышление и как его развивать».
Критическое и некритическое мышление
Некритическое мышление – это принятие на веру всего услышанного и увиденного. В этом случае человек не задумывается о достоверности информации, о важности воспринятого и его цели. Именно такое неумение читать между строк и является главной причиной фишинга или манипуляции людьми.
В отличие от некритического восприятия мира и чрезмерного доверия, критическое мышление – это навык человека осмыслять все вокруг. Хорошо развитая способность критически мыслить позволяет человеку не стать жертвой риторики, манипуляций и недостоверной информации. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет:
Таким образом, цель критического мышления – поиск наилучшего объяснения всего происходящего в мире. Чтобы быть максимально критичным, нужно помнить о таких важных аспектах когнитивного познания:
Также Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления:
Навык мыслить критически поможет вам не только лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клипового мышления из-за преизбытка информации в Интернете [Том Чатфилд, «Критическое мышление», 2019]. А развить свое критическое мышление до высокого уровня вам поможет наш курс «Критическое мышление», который мы настоятельно рекомендуем вам пройти.
Научное мышление
Помимо способности мыслить в повседневной жизни, которою мы приобретаем в процессе социальной коммуникации и жизненного опыта, существует также научное мышление – особый способ познания мира и интерпретации действительности.
В научном мышлении, в отличии от повседневного мышления, существует жесткий алгоритм сбора, систематизации и проверки информации с последующими этапами ее обработки с целью получить новые знания о предмете. Для научного мышления важно минимизировать уровень субъективного интереса, личного детерминизма, использовать разные формы анализа, теоретического обоснования проблемы и методов достижения цели. Также важной характеристикой научного мышления является решение какой-либо проблемы или переосмысление существующего знания.
Больше о важных аспектах и специфике научного мышления можно почитать в статье «Научное мышление: значение, особенности и методы».
Типы мышления в глобальной перспективе
В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются задать новые рамки обществу – как развиваться в период глобализации, воспринимать всевозможные потоки информации и успевать за прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный благодаря своей теории множественного интеллекта и новых форм обучения, уверен: наше время требует новых и позитивных типов мышления, которые будут важны не только для личности, но и для общества.
Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а два последние – к области человеческих взаимоотношений:
Все предложенные Гарднером типы мышления не являются отдельными мыслительными способностями, а представляют собой скорее комплекс всесторонне развитого человека, который ощущает свою значимость и общественный долг. Именно поэтому Гарднер предлагает развивать все типы мышления с как можно более раннего возраста, хотя и не отбрасывает возможности учить этим способностям и взрослых [Говард Гарднер, «Мышление будущего», 2015].
Творческое мышление
Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.
Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.
Концептуальное смешивание – это процесс творческого мышления, во время которого две и больше концепций смешиваются ради изобретения новой, а предпочтение отдается не логическому мышлению во время работы, а воображению. Такой способ мышления был свойственен многим гениям прошлого: Исааку Ньютону, Вольфгангу Моцарту, Зигмунду Фрейду, Ван Гогу, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выйти за рамки принятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи называл такую мыслительную стратегию многообразных перспектив наблюдения «saper vedere» или «умение видеть», а Альберт Эйнштейн – комбинаторной игрой.
Микалко убежден, что придумывать что-либо новое нам часто мешают общепринятые модели мышления (или линейное мышление), которые мы воспринимаем неосознанно в процессе обучения в школе. Но также он уверен – развить креативность может каждый [Майкл Микалко, «Креативный взрыв», 2013]. Кстати, на тему развития творческого мышления у нас есть хороший курс «Творческое мышление: развитие креативности». Советуем вам с ним познакомиться.
Визуальное мышление
Визуальное мышление – это еще один тип творческого мышления, который будет полезным во многих жизненных ситуациях. Визуальное мышление поможет:
Также оно помогает в организации проектов и любых событий и позволяет образно объяснять суть новых идей.
Главная черта визуального мышления – воздействие больше на наглядное и образное восприятие людей, нежели на словесно-абстрактное [Роэм Дэн, «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов», 2013].
Самая известная форма визуального мышления была разработана британским психологом Тони Бьюзеном, которую он назвал «интеллект-картами» (mind-map, или ментальная карта).
Суть использования интеллект-карт – в успешном запоминании большого количества информации, генерации разных вариантов решения проблем и умении видеть ключевые идеи в потоках информации. Эффективность такой методики заключается в использовании не столько линейного мышления, сколько образного.
Тони Бьюзен называет такой способ генерации идей радиальным мышлением, которое основывается на использовании ассоциативной логики, фокусировании на деталях и видении перспективы. Сама интеллект-карта имеет древообразную структуру и предусматривает поэтапное развитие иерархии важности информации [Тони Бьюзен, «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному интеллекту», 2018].
Чтобы глубже вникнуть в суть применения ментальных карт, обязательно почитайте нашу статью «Как можно использовать ментальные карты» и, конечно же, книгу самого создателя этих карт Тони Бьюзена – «Карты памяти».
Дизайн-мышление
Менее творческим, но не менее эффективным считается дизайн-мышление. Его главный принцип состоит в поэтапном структурировании информации, рассмотрении возможных перспектив развития проблемы с целью прогнозирования наилучшего варианта. Главное отличие дизайн-мышления от традиционного аналитического мышления заключается комбинировании творческого и аналитического подхода.
Этапы дизайн-мышления:
Таким образом, главные инструменты дизайн-мышления – это логика, воображение и интуиция. Такой подход помогает правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые мешают достичь желаемого [Билл Бернетт, Дейв Эванс, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам», 2018].
Если вам хочется разобраться в дизайн-мышлении лучше, для вас у нас есть статьи «Что такое дизайн-мышление» и «Дизайн-мышление: что это такое и как его применять», а также очень интересный курс по дизайн-мышлению, пройдя который вы научитесь применять множество интересных техник и методик в любой сфере своей жизни.
Теории креативности Джоя Пола Гилфорда
Психолог Джой Пол Гилфорд известен как разработчик двух моделей мышления и концепций креативности. Он выделил четыре главных принципа креативных решений:
Также Джою Полу Гилфорду принадлежит описание двух креативных систем мышления: конвергентной и дивергентной.
Дивергентному мышлению свойственно видеть несколько вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления основано на использовании воображения в четко заданных параметрах (например, нужно придумать как можно больше способов применения разных предметов).
Конвергентное мышление позволяет найти среди большого количества информации единое правильное решение. Главный подход в применении этого типа мышления – использование выученных раньше стратегий и алгоритмов для решения задач. Таким образом, дивергентное мышление по своей сути считается более творческим типом познания.
Больше о развитии дивергентного и конвергентного мышления можно почитать в нашей статье «Дивергентное мышление: особенности, способы развития».
Системное мышление
Системное мышление помогает видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.
Системное мышление обычно применяется для эффективного решения каких-либо проблем. Суть такого мышления состоит в том, что чтобы понять, как решить проблему, нужно не только осознать саму проблему, как следствие, а понять, что привело к ее возникновению, какие явления и факторы были причиной ее возникновения. Такой подход к решению проблемы заключается в том, что системное мышление развивается нелинейно, а во многих направлениях одновременно [Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2018].
Сильная сторона системного мышления в том, что оно помогает выйти за рамки линейности и формальной логики, увидеть малозаметные взаимосвязи между предметами и явлениями. Именно поэтому системное мышление является более надёжным инструментом, позволяющим найти причину той или иной проблемы, нежели характерное всем людям причинно-следственное мышление. Его просто нужно научиться использовать. Системное мышление позволяет увидеть алгоритмы взаимосвязей и структуру любого предмета или явления более достоверно [Иан Макдермотт, Джозеф О’Коннор, «Искусство системного мышления», 2018].
Стратегическое и тактическое мышление
Стратегическое мышление является умением, позволяющим достичь желаемого результата в будущем. Все мы в той или иной степени стратеги, поскольку строим планы и предполагаем, как достичь целей. Но некоторые люди планируют не интуитивно и причинно-следственно, опираясь на опыт, а владеют важными техниками и инструментами мышления. Именно таких людей называют стратегами.
Стратеги знают, как вести себя сейчас, чтобы получить желаемое потом, даже если оно маловероятно, стратеги будут мыслительно просчитывать возможные варианты достижения цели. Таким образом они строят тактику.
Поэтому тактическое и стратегическое мышление тесно взаимосвязаны: стратегия – это долгосрочные цели, а тактика – это конкретные и понятные действия, которые должны привести к желаемым долгосрочным целям. Стратегия обычно отвечает на вопрос «Что?», а тактика – на вопрос «Как?».
Стратегическое мышление – это нечто больше, чем быть на два шага впереди противника, это возможность просчитать не один исход событий, а несколько – будь это пути к соперничеству или сотрудничеству. Поэтому из-за множества возможных вариантов и при невысоком проценте осуществления каждого из них профессора экономики и бизнес-тренеры Барри Нейлбафф и Авинаш Диксит, считают стратегию больше искусством, нежели строгим познавательным процессом, которому свойственны четкие шаги для достижения цели [Барри Дж. Нейлбафф, Авинаш Диксит, «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», 2018].
Таким образом, мыслить стратегически – это не столько познание мира, сколько умение реализовать свои мысли и идеи даже при не высокой определенности. Знание стратегических принципов помогает принимать решения и действовать наиболее эффективно, стать сильнее и достичь преимущества. Стратегическое мышление помогает развивать память, концентрацию и многовекторный анализ любой ситуации в жизни, бизнесе или политике.
Чтобы освоить данный тип мышления, вы можете почитать наши статьи «Как развить стратегическое мышление», «Советы как думать стратегически», «Семь столпов стратегического мышления» и «Как стать стратегическим гением». А мы подводим итог статье, и хотим дать еще несколько полезных советов.
Как развивать мышление
Как можно было понять из нашей статьи, мышление – это навык, который можно и нужно развивать постоянно. Чтобы улучшить свои аналитические, творческие и стратегические способности, нужно, прежде всего, поставить перед собой четкие цели. Полезные советы по развитию мышления вы найдете в наших статьях «Как изменить мышление» и «Развитие мышления: способы тренировки мозга».
Более того, у нас есть отличные курсы для развития разных типов мышления. В курсе «Когнитивистика» мы подготовили более 20 методик, которые научат вас эффективно и логично рассуждать, быстро принимать решения и находить нестандартные решения разных задач, а программа «Нейробика» улучшит вашу память, визуальное мышление и способность к концентрации.
Также обязательно обратите внимание на программы, статьи и курсы, ссылка на которые мы давали, а ниже вы найдете ссылки на материалы, использованные при написании статьи – они тоже могут вам пригодиться: