С освоения чего рекомендуется начинать процесс обучения двигательному действию
Тест с ответами: “Физические упражнения”
1. Снижению веса тела способствуют комплексы упражнений, характеризующиеся:
а) большим объёмом и умеренной интенсивностью+
б) локальным воздействием на группы мышц в местах жировых отложений
в) небольшим отягощением и большим количеством повторений+
г) большим количеством подходов и ограниченным количеством повторений+
2. Эффект физических упражнений определяется, прежде всего:
а) Их содержанием+
б) Их формой
в) Скоростью их выполнения
2. Положительное влияние физических упражнений на развитие функциональных возможностей организма будет зависеть:
а) от величины физической нагрузки и степени напряжения в работе определенных мышечных групп
б) от особенностей реакций систем организма в ответ на выполняемые упражнения +
в) от технической и физической подготовленности занимающихся
3. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что:
а) обеспечивают усиленную работу системы энергообеспечения
б) обеспечивают усиленную работу систем дыхания и кровообращения
в) обеспечивают выполнение большого объема мышечной работы с разной интенсивностью +
4. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что:
а) достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации +
б) во время занятий выполняются двигательные действия, содействующие развитию силы и выносливости
в) в результате повышается эффективность и экономичность дыхания и кровообращения
5. Техникой физических упражнений принято называть:
а) выполнение упражнения с наименьшим расходом энергии
б) последовательность движений и элементов, включенных в упражнение
в) способ целесообразного решения двигательной задачи +
6. Реализация цели физического воспитания происходит через решение таких задач:
а) правовых
б) оздоровительных +
в) духовных
7. Реализация цели физического воспитания происходит через решение таких задач:
а) доступных
б) материальных
в) образовательных +
8. Реализация цели физического воспитания происходит через решение таких задач:
а) воспитательных +
б) практических
в) теоретических
9. Как называется временное снижение работоспособности:
а) усталость
б) напряжение
в) утомление +
10. Какие из данных упражнений являются базовыми упражнениями для развития мышц рук и плечевого пояса:
а) повороты туловища
б) отжимания +
в) наклоны туловища
11. Какое из данных упражнений является базовыми упражнениями для развития мышц рук и плечевого пояса:
а) подтягивание в висе на перекладине +
б) поднимание ног и таза лежа на спине
в) повороты туловища
12. Укажите основное упражнение для развития мышц туловища (спины и брюшного пресса):
а) подтягивание в висе на перекладине
б) поднимание верхней части туловища в положении лежа на спине +
в) прыжки
13. Укажите основное упражнение для развития мышц туловища (спины и брюшного пресса):
а) поднимание ног и таза лежа на спине +
б) прыжки
в) отжимания
14. Какова польза от занятий циклическими видами упражнений:
а) повышают силовые способности
б) увеличивают количество жировой ткани
в) улучшают потребление организмом кислорода +
15. Какова польза от занятий циклическими видами упражнений:
а) увеличивают эффективность работы сердца +
б) уменьшают эффективность работы сердца+
в) увеличивают количество жировой ткани
16. Что такое двигательное умение:
а) уровень владения знаниями о движениях
б) уровень владения двигательным действием+
в) уровень владения тактической подготовкой
17. Величина физической нагрузки дозируется:
а) регулированием степени утомления, возникающего в результате выполнения физических упражнений
б) регулированием интервалов отдыха при выполнении физических упражнений
в) регулированием объема и интенсивности выполнения физических упражнений +
18. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена:
а) степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей
б) сочетанием объема и интенсивности двигательных действий +
в) частотой сердечных сокращений
19. Нагрузка физических упражнений характеризуется:
а) напряжением определенных мышечных групп
б) подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием здоровья
в) величиной их воздействия на организм +
20. Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность, принято обозначать как:
а) функциональные системы
б) физические качества +
в) мышечные напряжения
21. Подготовительные упражнения применяются если:
а) обучающийся недостаточно физически развит +
б) необходимо устранять причины возникновения ошибок
в) в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы
22. Что рекомендуют во время занятий:
а) пополнять растраченные калории едой и напитками
б) правильно сочетать нагрузку и интервалы отдыха по пульсу +
в) долго отдыхать после каждого упражнения
23. Что рекомендуют во время занятий:
а) долго отдыхать после каждого упражнения
б) меньше двигаться+
в) больше активно двигаться +
24. Основное средство физического воспитания:
а) средства обучения
б) физические упражнения +
в) средства закаливания
25. Что является одним из основных физических качеств:
а) внимание
б) работоспособность
в) сила +
26. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения:
а) деталей техники
б) ведущего звена техники +
в) основы техники
27. Физическими упражнениями называются:
а) формы двигательных действий, способствующие решению задач физического воспитания +
б) движения, выполняемые на уроках физической культуры и во время утренней гимнастики
в) двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки и продолжительности выполнения
28. Физическое упражнение:
а) двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека
б) действие, выполняемое для приобретения и совершенствования каких-либо физических качеств, умений и двигательных навыков
в) двигательное действие с помощью которого развиваются физические качества, укрепляется здоровье и повышается работоспособность человека +
29. Один из типов физических упражнений:
а) силовые упражнения +
б) желаемые упражнения
в) навязываемые упражнения
30. Один из типов физических упражнений:
а) выборочные упражнения
б) упражнения на растяжку мышц +
в) практические упражнения
31. Физическими упражнениями называются:
а) двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки при решении конкретных задач +
б) двигательные действия, выполняемые на уроках физической культуры и в самостоятельных занятиях
в) двигательные действия, используемые для формирования техники движений
Процесс обучения двигательному действию. Характеристика методов обучения двигательным действиям.
Основы методики обучения двигательным действиям
СОДЕРЖАНИЕ
1 Процесс обучения двигательному действию
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ.
Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности (трудовой, оборонной, бытовой или спортивной). Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность, по мнению исследователей [6], выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.
Конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств, решаются с помощью системы специфических и общеметодических методов. Проблема методов физического воспитания обсуждалась и решалась на всем протяжении истории развития педагогической науки и практики. Ряд ученых [7; 16] считает, что многие методы, используемые в области физического воспитания и спортивной тренировки и считавшиеся в течение многих лет хрестоматийными, в действительности далеки от совершенства. Недостаточная разработанность вопроса о путях определения той или иной системы методов физического воспитания, неопределенность и неоднозначность их изложения в учебниках и пособиях осложняет освоение соответствующего учебного материала. И, в конечном итоге, сказывается на качестве профессионального физкультурного образования. Все это актуализирует проблему методов физического воспитания, их разнообразных форм и разновидностей.
Процесс обучения двигательному действию. Характеристика методов обучения двигательным действиям.
В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:
1) этап начального разучивания (ознакомительный, первичного разучивания движения);
2) этап углубленного разучивания (формирования двигательного умения, углубленного детализированного разучивания);
3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирования двигательного навыка, достижение двигательного мастерства).
Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма), причинами которых является недостаточное представление действий, слабое развитие способностей, боязнь, состояние утомления и пр. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающихся, их индивидуальных особенностей, а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков. Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок [8. С. 97; 15. С.72].
Этап углубленного разучивания. Его целью является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований. Основные задачи этапа: углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; усовершенствовать ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия. Названные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.
Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на первом этапе обучения. Все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом. Не утрачивают своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия, возможно применение метода идеомоторного упражнения (мысленное представление выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений). На данном этапе используется комплекс разнообразных средств: физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия; подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощенной форме [8. С. 98-99; 15. С. 72-73].
Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения. [14. С. 71].
Комплекс средств и методов, используемых на третьем этапе обучения, в основном остается тем же, что и на втором этапе, но меняется их соотношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсивность. С этой целью рекомендуется использовать игры и соревнования на основе разучиваемого действия. Многократное повторение действия стимулирует развитие двигательных способностей. Для повышения эффективности этого процесса используют специальные методические приемы, способствующие повышению яркости проявления физических качеств, в частности, выполнение действий: с дополнительным отягощением, чередующихся с выполнением без отягощения; в состоянии утомления, создаваемого предшествующими упражнениями; в состоянии эмоционального возбуждения, вызванного игрой или соревнованиями. Идеомоторные упражнения используются как средства настройки на выполнение действия. Рекомендуется внимание концентрировать лишь на самых главных или недостаточно освоенных элементах, а также на качестве решения двигательной задачи. На этом этапе активно применяется метод сопряженного воздействия, смысл которого заключатся в том, что выполнение действий совпадает с повышенными требованиями к проявлению физических качеств, например, к силе, быстроте, выносливости и гибкости. Большинство разучиваемых действий входит в состав более сложных, поэтому обучение не прекращается и после доведения выполнения действия до уровня навыка. Техника освоенного действия продолжает совершенствоваться при его выполнении в сочетании с другими элементами более сложных действий [8. С. 99-100; 15. С. 73-74].
В связи с вышеизложенным целесообразно рассмотреть методы обучения двигательным действиям. Как уже отмечалось, в учебной литературе по теории и методике физического воспитания и спорта методы физического воспитания делят на две большие группы: 1) специфические (характерных только для процесса физического воспитания) и, 2) общепедагогические (применяемых во всех случаях обучения и воспитания) методы (рис. 2). Согласно этой классификации к специфическим методам физического воспитания относятся: методы строго регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями, т.к. позволяют:
— осуществлять двигательную деятельность занимающихся по строго предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);
— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
— избирательно воспитывать физические качества;
— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
— эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д. [15. С. 42].
В практике физического воспитания методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на: метод разучивания упражнения по частям (расчленено-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); метод сопряженного воздействия.
Метод расчлененно-конструктивный предусматривает разучивание отдельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется на начальных этапах обучения в следующих случаях:
— при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить его целостно;
— если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;
— если упражнение производиться так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
— когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;
— когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах [8. С. 66].
Решая выше перечисленные задачи, необходимо придерживаться ряда правил. Так, согласно правилам, предложенным в 1958 г. В.В. Белиновичем [3] обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения. Кроме этого необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой. Следует изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение [15. С. 43].
Специалисты в области физической культуры и спорта также советуют:
— при расчленении учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;
— расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия;
— для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться учеником или преподавателем (фазы движения, плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует) [8. С. 67].
Преимущества метода разучивания по частям (расчлененно- конструктивного) во-первых, в том, что он облегчает процесс усвоения действия, т.к. к цели ученик подходит постепенно, накапливая соответствующие умения, оттачивая каждую деталь действия; во-вторых, занятие становится более конкретным; в-третьих, от многообразия подводящих упражнений занятия становятся интереснее; в-четвертых, применение этого метода способствует быстрому восстановлению утраченных навыков; в-пятых, метод незаменим при разучивании сложно координированных упражнений [8. С. 67].
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток целостного метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу [15. С. 42; 8. С.67-68].
В практике физического воспитания целостный и расчлененно- конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия применяется преимущественно в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Принципы и метод направленных сопряженных воздействий были внедрены в практику известным специалистом в области теории и методики спортивной тренировки В.М. Дьячковым. Он начал применять этот подход в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей [14. С. 43].
В настоящее время метод сопряженного воздействия на физическое и психическое развитие учащихся в процессе физического воспитания начинает применяться в школьной практике. В общих чертах метод заключается в применении двигательной активности во взаимосвязи с психорегулирующими воздействиями в процессе обучения, воспитания и оздоровления учащихся. При соответствующем подборе игр и упражнений данный метод способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль в стрессовых ситуациях и сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения. В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя как освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, так и познавательный и личностный аспекты. Эти аспекты ориентированы на осознание собственного «Я» в условиях постоянного физического и психического развития. Примером может служить упражнение для первого класса, при выполнении которого учащиеся сначала, контролируя движения мимических мышц, придают своему лицу различные выражения (обрадованное, радостное; злое, очень злое), а затем анализируют происходящие изменения своего настроения [13].
Таким образом, суть принципа сопряженного психофизического воздействия заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения).
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Таким образом, в зависимости от сложности техники двигательным действиям можно обучать в целом или по частям. Выбор метода обучения двигательным действиям на разных этапах обучения, обусловлен сложностью осваиваемого двигательного действия, а также физической подготовленностью обучающегося.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом воспитании. Разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности, называется методом.
В современной теории и практике физического воспитания развиваются, углубляются и расширяются сформированные в 1950-1990-е гг. представления о номенклатуре методов.
Знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними.
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); метод сопряженного воздействия. Они обеспечивают оптимальные условия для обучения двигательным действиям и развития физических качеств и предполагают: твердо предписанную программу движений (состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом); точную дозировку нагрузки и отдыха; создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся.
В зависимости от сложности техники, двигательным действиям можно обучать в целом или по частям. Выбор метода обучения двигательным действиям на разных этапах обучения зависит от сложности осваиваемого двигательного действия и физической подготовленности обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4. Боген М.М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия / М.М. Боген // Режим доступа: www//http: bibliofond.ru
6. Дудников С.В. Организация процесса обучения учащихся двигательным действиям с учетом их возрастных особенностей / С.В. Дудников, А.П. Анищенко // Режим доступа: www// http: lib.sporttedu.ru
14. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов,B.C. Кузнецов.
15. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов,B.C. Кузнецов.