С чего начинается и чем заканчивается личность

Пути формирования и становление личности

Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.

Дети, будучи совсем маленькими, копируют поведение родных, преимущественно доминирующих членов семьи. Позже они уже осознают свою личностную обособленность, которая может проявиться даже детским возрастным кризисом. Иногда то, что принято считать беспричинными капризами, является ничем иным, как эмоциями на природное развитие и переход к изменению мышления и осознания мира. Позже у ребёнка развивается адаптация к изменениям, более лёгкое их принятие. Так дети учатся дисциплине в воспитательных учреждениях и школе. По мере взросления происходит социализация, во время которой крайне важным становится принятие сверстниками, оценка социальных ролей ведущих и ведомых, возможное стремление к лидерству. В подростковом возрасте личность ещё более остро начинает ощущать социальную значимость, испытывает свои первые «взлёты» и «падения». В этот иногда критичный период на границе между детской и взрослой жизнью ребёнок также нуждается в наставничестве родителя либо педагога.

С чего начинается и чем заканчивается личность. shutterstock 532084999 1. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-shutterstock 532084999 1. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка shutterstock 532084999 1. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.
Стадии и факторы формирования личности

Базовые фазы формирования личности описываются в современных источниках, которые придерживаются устоявшихся взглядов на этапы становления и берут во внимание факторы, влияющие на её развитие.

Кратко определить эти стадии можно следующими позициями:

Также научно выделен ряд факторов становления личности:

Влияние социальных агентов на формирование личности

На становление личности ребёнка оказывают значительное влияние так называемые социальные агенты, которые определяют чередование ролей в социуме:

Важность ролей в процессе развития личности при этом может меняться.

Основополагающий аспект становления личности закладывают родители. Их образ, модель поведения внутри семьи и общение за её кругом оставляет неизгладимое впечатление и влияние на взаимоотношение подрастающего ребёнка с внешним миром, его выбор круга общения и социальной функции. Несмотря на то, что в состоянии самоидентификации личность сепарируется в определённой степени от родителей, опыт общения с ними и их методы воспитания будут оставлять отпечаток в подсознании человека в течение всей жизни.

В связи с этим очень важен положительный родительский образ в сознании ребёнка, который несёт в себе основу здоровья психической деятельности человека и его адаптивных функций. В то же время отрицательный образ, проявляющийся не только в агрессии и отчуждённости, но и в излишнем контроле, требовательности и осуждении со стороны близких, разрушителен для психики человека и может на протяжении всей жизни преследовать уже сформировавшуюся личность необъяснимыми терзаниями, нервозностью и прочими, отравляющими жизнь, негативными факторами.

Оценивая фундаментальное значение в формировании личности этапов младенчества, детства, дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста, человек продолжает получать опыт и, следовательно, формировать себя, изменяться на протяжении всей своей жизни. При этом важно научиться фокусироваться на главном, устранять помехи, принимать взвешенные решения, уходить от шаблонов и стереотипов. Это умение поможет получить курс Викиум «Критическое мышление».

Источник

Как происходит процесс формирования личности: этапы

Человек сразу рождается человеком, а вот личностью становится в процессе жизнедеятельности. Процесс формирования личности у всех происходит разными темпами. Поэтому нет четких границ, когда личность считается сформированной, но зато есть определенные признаки состоявшейся личности. Об этом расскажем подробнее в статье.

Признаки зрелой личности

Ученые считают, что личность полностью формируется только тогда, когда человек достигает психологической зрелости.

Признаки психологической зрелости:

С чего начинается и чем заканчивается личность. slide 10. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-slide 10. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка slide 10. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.

Этапы формирования личности

Формирование личности начинается с рождения. Это долгий и сложный процесс, который происходит в несколько периодов (этапов):

Младенческий период — 0-2 года

Стадия малыша — от 18 месяцев до 3 лет

В этом возрасте у ребенка начинает развиваться воля. При правильном воспитании ребенок обретает уверенность в себе. Родителям придется пройти через упрямство и первый большой кризис.

Дошкольный этап — от 3 лет

Некоторые называют этот этап «игровым возрастом». У ребенка начинает развиваться инициатива. Он начинает использовать свое воображение и понимать, как вести за собой других и следовать за ними.

С чего начинается и чем заканчивается личность. 1. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-1. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка 1. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.

Этап школьного возраста

На этом этапе ребенок развивает базовые интеллектуальные навыки. Он понимает, как общаться со сверстниками и умеет управлять общением, проявляет гибкость в разных компаниях.

Подростковая стадия

На этом этапе формируется набор ценностей, которые помогут в жизни. Мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.

17 лет

Формируется абстрактное мышление, формируются участки префронтальной коры головного мозга. На рисунке эти зоны выделены темно-синим и фиолетовым цветом. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Они начинают оценивать риски, проявлять самоконтроль и планировать свое будущее.

С чего начинается и чем заканчивается личность. 2. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-2. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка 2. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.

21 год

В этом возрасте формируются высшие психические функции. Но человек по-прежнему не может контролировать свои эмоции и принимать решения рационально, что видно по небольшим зеленым зонам на рисунке. Эти навыки формируются только к 23 годам.

С чего начинается и чем заканчивается личность. 3. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-3. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка 3. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.

Жизненные кризисы, влияющие на развитие личности

Некоторые теории развития личности подчеркивают, что взрослая жизнь и старение — это периоды изменений и трансформации прежних жизненных моделей. Считается, что эти изменения возникают в контексте социального статуса и зависят от семьи, рабочего места и общества в целом.

Например, от совершеннолетнего человека ожидают, что он будет играть роль плодотворного члена общества: поступит в ВУЗ, а затем устроится на официальную работу. Ситуация выходит за рамки, когда девушка решает выйти замуж и беременеет, а парень отдает предпочтение удаленной работе, да еще и уклоняется от налогов. Неспособность развить продуктивную самооценку, соответствовать ожиданиям приводит к чувству застоя и нарушает мировосприятие. Так, у молодых мам в декрете снижается самооценка, они теряют ощущение значимости (хотя они архизначимы для своего ребенка).

Возрастной диапазон от 28 до 33 лет представляет собой переход между периодом вхождения во взрослый мир и следующим периодом оседания. Этот переход дает возможность скорректировать и обогатить временную структуру взрослой жизни, которую он создал ранее.

Для большинства мужчин обычны кризы от умеренного до тяжелого. В это время часты разводы и смена профессии.

Затем следует период успокоения, который начинается в начале 30-ти и продолжается примерно до 40 лет. Этот период, в течение которого первоочередная задача — стать полноценным взрослым, обеспечить себе и близким стабильность и безопасность. Человек берет на себя более глубокие обязательства перед своей профессией, семьей. Кроме того, он часто концентрируется на своих целях, занимается долгосрочным планированием и достигает результатов.

Большинство мужчин сосредотачиваются на ключевом жизненном событии, таком как повышение по службе, в целях окончательного утверждения в обществе. В приоритете — независимость и авторитет.

Переходный период среднего возраста длится от четырех до шести лет, достигая пика в начале 40-ка годов. Он образует связь между ранним и средним взрослым возрастом и представляет собой встречу прошлого и будущего.

В этот период основная задача поработать и частично разрешить несоответствие между тем, что есть, и тем, что могло бы быть.

Период вступления в средний зрелый возраст начинается примерно в 45 лет и продолжается примерно до 50 лет. Переход к зрелой личности обычно сопровождается значительными потрясениями. Иногда сопровождается значительным жизненным событием, таким как смена работы, развод или любовная связь.

В зрелостом возрасте возникает кризис в отношении чувства целостности эго по сравнению с чувством отчаяния. На этом этапе люди понимают, что они подходят к концу жизни. Если они успешно прошли предыдущие этапы развития, они будут удовлетворены тем, что прожили полную, насыщенную жизнь. Люди, которым не хватает целостности жизни, часто испытывают чувство отчаяния из-за «упущенных» возможностей.

Типы личности

Так или иначе совершеннолетнего человека уже принято называть личностью. Но даже если он не обладает всеми признаками развитой личности, то все же некоторые личностные проявления у него имеются.

В зависимости от характера этих проявлений, можно выделить 4 типа личности:

Вместо заключения

Источник

С чего начинается и чем заканчивается личность

Формирование личности — многоступенчатый процесс, в котором принимает участие множество факторов. Характер, взгляды и устремления не закладываются биологически. Таким образом, основой для формирования человека как личности является процесс взросления и взаимодействия с окружающим миром.

Существует такое понятие, как: Психологическое взросление. Одноименный интернет-курс помогает юной личности самоутвердиться и отделиться от опеки родителей.

Постичь сущность человека с древних времен пытаются философы, биологи, социологи, другие ученые и мыслители. Биологических загадок остается все меньше. Но многие психологические так и остаются открытыми. Строятся теории, проводятся исследования, выделяются важные этапы.

С чего начинается и чем заканчивается личность. 333. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-333. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка 333. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что формирование личности человека происходит благодаря разным факторам. Таким как:

Теорий о формировании индивидуума как личности, существует множество. Но большинство современных исследователей соглашается в том, что личностью не рождаются, а становятся. Появляясь на свет, мы представляем собой «базовую сборку», которая с каждым годом расширяется. Изменяться и формироваться мы не перестаем до самой смерти.

Глубокие исследования о формировании личности в детском возрасте и на различных этапах онтогенеза проведены выдающимся отечественным психологом Лидией Ильиничной Божович. Её книга «Личность и её формирование в детском возрасте» включает результаты исследований всех возрастов, условий и закономерностей развития личности.

Генетика и биология

Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.

Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:

Генетика и биология — база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.

Окружение

Определить, что точно для развития личности является основным фактором, проблематично. Но те окружение и социальная среда, в которых растет ребенок, формируют его привычки и взгляды. Изменить установки, заложенные с детства, сложнее всего.

С чего начинается и чем заканчивается личность. 111. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-111. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка 111. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.

Человека преимущественно окружают люди того же социального статуса, вероисповедания, менталитета. Мы выбираем такую естественную мягкую сегрегацию самостоятельно, потому что общаться и развиваться проще с «себе подобными». О взаимоотношениях читайте в этом разделе. Окружение может поменяться под влиянием внешних обстоятельств — личностное развитие также свернет в другую сторону. Человеку свойственно подстраиваться под свое окружение, стремятся выделяться из него только единицы. Единицы из этих единиц формируют собственное окружение, становятся людьми, способными изменить мир.

Влияние социального окружения на развитие прослеживается в биографии любого исторически известного человека: Михаила Ломоносова, Адольфа Гитлера, Стива Джобса и других. Но это влияние также необходимо рассматривать в комплексе с другими обстоятельствами.

Воспитание

Основой формирования всей личности становится воспитание в детстве. В дальнейшем человек начинает заниматься самовоспитанием и саморазвитием, но начинается все с детства. Воспитанием занимаются родители, другие старшие родственники. Товарищи, в особенности старшие, дополняют картину воспитания. Свой вклад вносят воспитатели в детском саду, учителя в школе, инструктора в секциях и кружках.

Личность — пазл, складывающийся из различных кусочков. Даже самый детальный психоанализ в перспективе не сможет определить, какое обстоятельство повлияло на ту или иную черту характера взрослого члена общества. Воспитание в детстве дает схему поведения, толчок к дальнейшему саморазвитию (или деградации, в зависимости от окружения и иных факторов). То, как родители влияют на формирование личности, во многом определяет будущий характер, стремления, психологические травмы, другие обстоятельства.

Дети, стремящиеся во всем походить на старших, могут копировать у взрослых для формирования своего «я»:

Это копирование в перспективе превращается в установки. Положительные стоит сохранять. С отрицательными — бороться самостоятельно или при участии психолога.

Социализация и общение

Сформировать человека как личность помогают общение и социализация. Мы социальные существа. Провинившихся заключенных в тюрьмах отправляют в одиночную камеру, где отсутствие социализации способно сводить с ума. Поэтому общения является также основой для формирования человека как личности.

Первая социализация начинается при контакте с родителями и близкими родственниками. Затем круг общения расширяется до воспитателей в детском саду, других детей, случайных людей. Общаясь, индивидуум начинает формировать чувства, перенимать манеры поведения, находить собственный «голос» в разговорах. Роль общества в процессе формирования мотивов, взглядов и мировоззрения в целом играет огромную роль. Даже уверенно саморазвиваясь, невозможно отделаться от влияния социальных контактов на точку зрения.

Факторы социализации и формирования личности идут рука об руку и в том, что касается психического состояния человека. Если исключить общение, то происходить следующее:

Так, если изолировать индивидуума от общения с другими людьми, можно замедлить его интеллектуальное, психическое и эмоциональное развитие. Такой человек может оказаться опасен для себя и окружающих, ему потребуется продолжительное лечение.

Культура и искусство

Роль искусства в формировании личности также важна и является основой для формирования человека как личности. Познание окружающего мира, изучение истории, погружение в искусство — все это помогает развиться дальше базовых потребностей в пропитании и социализации. Искусство — не определяющий фактор, роль общества в создании индивидуальности гораздо важнее. Но оно помогает:

Без погружения в культуру и искусство вряд ли получится расширить границы собственного сознания, выйти за узкие рамки воспитания, перешагнуть через давление общества.

Этапы развития личности

На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.

С чего начинается и чем заканчивается личность. etapy formirovaniya lichnosti. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-etapy formirovaniya lichnosti. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка etapy formirovaniya lichnosti. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.

Концепт Эльконина

Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:

В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.

Теория Эриксона

Дополнительные этапы включает в себя теория Эрика Эриксона. Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.

На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность — период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость — период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость — переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.

Проблема формирования личности не перестает волновать психологов и исследователей по всему миру. Одной общей теории, с которой были бы согласны все, не существует. Сходятся специалисты только в том, что построение индивидуальности является комплексным, происходит за счет влияния разнообразных факторов.

Источник

Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается

С чего начинается и чем заканчивается личность. silnaya lichnost7. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-silnaya lichnost7. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка silnaya lichnost7. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.

Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.

Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.

Формирование человеческой личности

С чего начинается и чем заканчивается личность. formirovanie lichnosti 1. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-formirovanie lichnosti 1. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка formirovanie lichnosti 1. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

С чего начинается и чем заканчивается личность. kak razvit silu voli3. С чего начинается и чем заканчивается личность фото. С чего начинается и чем заканчивается личность-kak razvit silu voli3. картинка С чего начинается и чем заканчивается личность. картинка kak razvit silu voli3. Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *