С чего начать заниматься стендапом
Как писать стендап шутки
Опубликовано Comedy School дата 18.04.2018
Вы хорошо понимаете шутки, но ни разу не придумывали свои собственные… Вы смотрите выступления Stand-up комиков, но никогда не выступали сами на большой сцене… А теперь задумайтесь: чем вы хуже всех тех людей, которые умело шутят и становятся профессиональными стендаперами? Что мешает вам стать по крайней мере не хуже, а может, даже и лучше известных КВН-щиков и юмористов. Предлагают вам узнать, как писать стендап шутки и шаг за шагом приближаться к стендап комедии.
Знаете, я на собственном опыте и на опыте своих учеников убедился, что развить чувство юмора и научиться писать шутки может каждый. Главное — хорошо знать основы и теорию, а также очень много практиковаться. У меня есть также для вас 10 советов, как развить чувство юмора. Жмите и читайте.
Основы стендапа или с чего начать новичкам
Stand-up comedy, стендап или стэндап — это форма юмористического выступления, которая характеризуется минималистичностью. Стендапер взаимодействует только с аудиторией, поэтому в его выступлении не должно быть ничего лишнего. Дух внутренней свободы — это одна из важных характеристик стендапа, а значит, вам нужно научиться говорить честно с аудиторий и при этом шутить над актуальными проблемами.
В жанре Stand-up не должно быть ничего наигранного. О чем я говорю? О закадровом смехе, о фразе «Мотор» и тысячах дублях, о правилах и длительности шуток, которые должны вписываться расписание: телепередача/реклама. Все это убивает настоящее взаимодействие с аудиторией. Вспомните первый состав «Камеди Клаб» и их выступления и сравните с шоу, которое есть сейчас. Искренность и свобода — это то, что нужно сейчас людям и то, что они ждут от стендап-комиков.
В Америке на живые выступления комиков приходят тысячи людей, а в каждом большом городе уже открыт комедийный клуб. Стендап постепенно вливается в страны бывшего СССР, поэтому у вас есть возможность стать первым и даже лучшем стендапером в своем городе.
Если изучить выступления знаменитых стендап-комиков, то можно прийти к следующей схеме:
Очень важно правильно выбрать тему для стендапа. Так как вы будете взаимодействовать с живой аудиторией, тема должна быть жизненной и актуальной.
Основы стендапа и темы для шуток
Я решил сделать небольшую подборку тем для стендапа:
Помните, что публика готова выслушать проблемы, ваши наблюдения и случаи из жизни. Аудитория должна узнать себя в ваших шутках и только тогда вы сможете добиться хорошего результата. А результат у юмористов измеряется смехом и реакцией аудиторией на выступление.
Как написать первую шутку для стендапа
Для начала вам необходимо узнать структуру шутки. Любая простая шутка состоит из установки и кульминации, а на языке юмористов это звучит как setup-punchline. При написании шутки для стендапа важно правильно использовать эту схему. С помощью сетапа у вас есть возможность создать одну картину в воображении аудитории, а с помощью панчлайна — разрушить первую картину или поменять смысл. Эффект неожиданности вызовет у слушателя удивление и смех.
Давайте рассмотрим эту структуру на примере шутки Джулии Суини:
Врач сказал мне, что у меня рак и мне придется удалить матку. Почему врачи вечно удаляют нужные части тела? Почему не бывает рака жира. «Джулия, у тебя рак жира и нам придется весь его удалить».
Где здесь сетап или установка? Попробуйте догадаться сами. Сетап находится вначале: « Врач сказал мне, что у меня рак и мне придется удалить матку. Почему врачи вечно удаляют нужные части тела?». Смешная часть или панчлайн: Почему не бывает рака жира. «Джулия, у тебя рак жира и нам придется весь его удалить». Вы тоже не ожидали, что ненужной частью тела Джулия посчитает жир. А может, вы бы тоже не отказались от рака жира. Неожиданный переход вызывает удивление и смех.
Эта женщина-ждун не отказалась бы от рака жира
Больше примеров вы можете найти в статье: Базовая структура шутки
Чтобы научиться писать шутки, вам не нужно пользоваться генератором панчлайном. Если вы будете учиться писать шутки постоянно, то уже в скором будущем сможете придумывать их на ходу. При этом помните, что важно не только научиться писать шутки, но и правильно их преподносить. Шутки, сказанные без эмоций, будут звучать литературно и не вызовут смех.
Секрет успешной шутки в хорошо подобранном материале
Чтобы быстро научиться шутить и писать для стендапа, я вам рекомендую:
Делайте записи. Не думайте, что у вас должна получиться идеальная запись. Пишите все, что приходит вам в голову. Чтобы потом не запутаться в хаотичных записях, отмечайте их хэштегом для облегчения поиска. Не пытайтесь записывать только то, что по-настоящему смешное. Пишите все подряд, а уже потом разберетесь, как использовать материал. Не читайте записи, как минимум 30 дней, ведь чтобы посмотреть на все свежим взглядом, должно пройти время.
Шутите над тем, что вы сами считаете смешным. Не спешите экспериментировать и придумывать какие-то особенные темы для стендап-выступлений. У вас есть любимый стендапер? Напишите сценарий на подобную тему, которая рассмешила вас самих. Знаете почему вас рассмешила какая-то тема? Потому что вы в шутке узнали себя, а раз узнали себя, значит, вам тоже есть о чем рассказать, но уже в своем стиле. Не копируйте комиков, так вы уничтожите искренность и все свое стендап-выступление.
Практикуйтесь. Предлагаю вам запомнить одно правило цифр: чем больше шутите и пытаетесь написать шутку, тем больше шансов у вас довести этот навык до автоматизма. Давайте это правило представим на примерах: чем больше раз вы стреляете в тире, тем больше шансов у вас попасть в цель; чем больше раз вы знакомитесь с девушкой, тем больше шансов у вас пойти с ней на свидание; чем больше собеседований вы пройдете, тем больше вероятность, что вас возьмут на работу.
Учитесь. Вы можете перечитать десятки книг, пересмотреть сотни выступлений стендап-комиков и так и не понять, в чем секрет успешной шутки. Я учился у лучших американских учителей и готов поделиться с вами всеми ценными знаниями. После онлайн-тренингов вы освоите эффективные техники написания шуток, сможете писать материалы для юмористов или выступать сами. Хочу помочь вам шаг за шагом приближаться к искусству стендап-комедии и развить хорошее чувство юмора.
Я знаю, что за стендапом — будущее, поэтому вам нужно уже сейчас научиться писать шутки и готовиться к своим первым выступлениям. Вы можете записаться на индивидуальные занятия и получить за несколько уроков знания, которые помогут вам начать карьеру юмориста. Не забудьте также оставить заявку на бесплатный вебинар «ДНК Юмора». Долго не думайте, иначе кто-то другой пойдет смешить мир!
Как я начал заниматься стендапом, посвятил этому 100 часов, получил друзей, тусовку и 10 новых скиллов
Привет, меня зовут Ибрагим, мне 26 лет, живу в Москве. Днем я пишу код и обучаю нейронные сети поддерживать беседу, а вечером хожу на открытые микрофоны и выступаю со стендапом. Когда увидел, что посвятил стендапу 100 часов, я решил написать этот текст.
Для тех, кому лень читать пост до конца, вот TL; DR:
Дисклеймер. У меня нет цели стать знаменитым стендапером, который получает за концерт больше 1млн руб или записать свой спешл на нетфликс. Думаю, что развиваясь в it смогу сильнее повысить уровень жизни при одинаково затраченных усилиях. Поэтому стендап для меня — это классное хобби, которое приносит удовольствие. Еще хочу отметить, что мой опыт субъективный, однако в ком-то он сможет найти отклик. Я не буду препарировать юмор или давать советы, надев маску эксперта. Но в конце оставлю ссылки на материалы, которые которые мне кажутся интересными.
Если верить приложению boosted, то стендапу я посвятил
100 часов. Потом, правда, я перестал трекать время, но и выступлений тоже стало меньше. В эти сто часов входило: походил на стендап-курсы, накидывал материал сам, разгонял шутки с другими ребятами, выступал, сходил на кастинг открытого микрофона на ТНТ.
Я люблю выступать. В 10-11 классах играл в школьный квн. В универе участвовал в студвеснах, потом их организовывал. Несколько раз вел мероприятия в университете, выступал на конференциях с докладами. Публичных выступлений не боюсь, но волнение перед ними, особенно после перерыва, чувствую.
Я закончил университет и перебрался из Казани в Москву, поменял сферу деятельности: в дипломе у меня написано врач-стоматолог, а еще была ординатура по организации здравоохранения параллельно с работой. Попутно я закончил «школу 21», вкатился в машинное обучение и работаю в этой теме последние два года. С марта 2020-го работаю на удаленке.
Эти факты сказались на круге общения и социальных взаимодействий, он из круга начал превращаться в точку. Во-первых, когда заканчивается универ, заканчивается постоянный поток людей со свободным временем в твою жизнь. Во-вторых, если меняешь город своего обитания, то большинство друзей и знакомых остается в прошлом городе. В-третьих, из-за работы на удаленке — исчезает социальный компонент работы, когда вы ходите вместе покушать или перекидываетесь фразами в перерывах от задач.
Нехватка творчества и живого общения в жизни и побудила меня найти творческое и социальное хобби. Такое, которое не было бы связано с it (для баланса в жизни), расширило круг знакомств и улучшило навыки создания нового. Стендап показался подходящим вариантом. И в декабре 2020 года я начал гуглить на какие стендап курсы можно пойти.
Само выражение «курсы по стендапу» вызывает здоровый скепсис. В нашем понимании чувство юмора — что-то врожденное и эфемерное, поэтому если этот навык у тебя не вкачан еще с этапа создания персонажа, то его и не будет.
Моя конкретная мотивация была следующая:
Поэтому я выставил четкие критерии для поиска курсов: оффлайн, за деньги, делают не первый раз. Полистал выдачу гугла по запросу «стендап курсы» и выбрал свой вариант.
Начались курсы, я вникал в инструменты про которые нам рассказывали, читал параллельно «Библию комедии» Дж. Картер и смотрел много русского и английского стендапа. Регулярно накидывал материал, выделяя для этого время и стараясь постоянно подмечать в окружающем мире сетапы (начало или предпосылка шутки).
Когда я начинаю изучать новое, еще со времен медицинского, я стараюсь со старта погружаться в предмет. Окружаю себя контекстом, ищу сабреддиты по теме, читаю параллельно дополнительные материалы. Стараюсь общаться и задавать вопросы людям, которые в этой теме давно. Это помогает быстрее набрать уровень стартовых навыков и понять, а интересен ли мне в принципе этот предмет.
Если разделить мои 100 часов, то часов 25 это стендап курсы. 75 часов — это я накидывал и писал материал + пара часов выступлений.
Как выглядят курсы. Вам рассказывают о комедийных приемах, вы их отрабатываете в упражнениях, а потом приходите домой и пишете материал. Этот материал авторы комментируют и выделяют моменты, из которых можно разогнать шутку. В конце у вас собирается короткое выступление, с которым и выступаете. По сути, на выходе вы знаете про существование некоторых литературных приемов, у вас есть минимальный материал + черновики и первое выступление в супер теплом зале, в котором были только ваши друзья и друзья других комиков.
Дальше начинаете искать открытые микрофоны. В Москве их количество растет, но записаться не всегда просто. Ищете сообщества в вк и инсте, пишете организаторам, вас добавляют в чаты. Ждете, когда появиться возможность выступить и записываетесь. Тут вам либо нужно успеть первым написать после анонса, либо надеяться на рандом, который определит список выступающих, либо платить 300р или приводить 2 друзей в качестве зрителей, еще есть конкурсы репостов, где приз — это возможность выступить. Потом вы приходите на выступление и рассказываете шутки. Иногда — это приятные пространства с камерным светом. Иногда — это кальянные в полутемных подвалах. Иногда в ответ на шутки слышите негромкое хихи, иногда звонкий смех, а иногда просто как кто-то скребет вилкой по тарелке.
Есть два события, во время которых, концентрация стендаперов на квадратный метр в Москве возрастает. Это фестиваль открытого микрофона на ТНТ и фестиваль «Панчлайн». На «Панчлайне» я еще не был, но на отбор «Открытого микрофона на ТНТ» весной сходил. Выглядит все это следующим образом: вы заполняете документы, отправляете их на почту, потом во время самого фестиваля приходите, регистрируетесь и получаете бейдж участника. В первый день регистрации была огромная очередь, некоторые пришли в 6 утра, чтобы зарегистрироваться и выступить пораньше. Я пришел после обеда во второй день и очереди не было совсем. Правда и выступил в последний 4 день.
По правилам вам дают 3 минуты на сцене, но могут прервать выступление. Не обязательно, потому что не смешно, некоторых обрывали из-за мата или нецензурных тем. В сумме за 4 дня там выступило больше тысячи комиков, мой номер был 1101, в двоичной системе это 13, кстати. В зале сидят одни комики, которые являются искушенными зрителями, поэтому нужно быть готовым, что шутки, которые заходят в барах, здесь могут прозвучать в тишину. Это более сложная аудитория, поэтому я бы не советовал выбирать площадку этого фестиваля — как место для первого выступления.
Когда начинаешь заниматься новым хобби, учишься новым навыкам. Пару раз видел сравнение этого процесса с RPG играми, мол, делаешь новое — набираешь опыт, качаешь навыки, получаешь умения. Но тут есть нюанс, в играх полученный опыт и навыки остаются до конца игры, в жизни же, большая часть ненужного в данный момент, забывается. Ну кроме того набора фактов, который мозг по непонятным причинам посчитал критически необходимым знанием. Например, что супер-ниндзя-черепашки — это не жалкие букашки, или что колонии микобактерий туберкулеза вырастают в форме жемчужин.
Мне больше нравится сравнение получения новых навыков со спортзалом. Качаешь группу мышц — растут результаты, перестаешь это делать — результаты откатываются. Зато при будущих тренировках процесс роста показателей будет идти быстрее, чем с нуля. Поэтому к фразе «Новые занятия учат новому», добавил бы окончание «а их регулярность, это новое поддерживает».
Стендап, как увлечение, дает применимые в жизни навыки. Выделил 10 пунктов, которые отметил для себя, когда начал заниматься стендапом.
1. Стендап — это публичное выступление, а значит, стресс. В отличие от чтения доклада, где аудитория молча слушает, здесь вы получаете постоянную обратную связь в виде смеха или его отсутствия. Это делает стендап более стрессовым в
2.7 раз. Сильнее всего прокачиваешься после первого выступления в тишину, потому что понимаешь, что даже в этом случае конца света не случится. Регулярные выступления повышают уровень спокойствия и уверенности, причем не только на стендап выступлениях. Скилл растет логарифмически, это значит, что после первых выступлений ощущаешь сильный прирост уверенности, а потом все меньше и меньше, пока уровень не выходит на плато.
2. Стендап — социальное занятие. На каждом открытом микрофоне я встречал минимум десяток других комиков. Самому молодому комику, с которым я общался было 16 лет, самому возрастному 62, а еще у всех разные профессии или прошлое. Таким образом, стендап становится источником новых людей и знакомств в жизнь.
3. Стендап качает импровизационную мышцу. Когда накидываю материал или выступаю — учусь обыгрывать ситуации, придумывать шутки, смотреть на вещи под другим углом. Это помогает и вне стендапа: свежий взгляд на привычные вещи и уместные шутки делают разговор проще и приятнее.
4. Стендап учит четко формулировать мысли. Когда я начал выступать, меня удивляло, что комики с эфирами рассказывают одни и те же шутки, добавляя небольшие изменения. Оказалось, что так они проверяют и шлифуют материал. Потому что только подобрав нужные слова, ты максимально точно передаешь картинки и образы из своей головы зрителю.
5. Стендап — это пожалуй, первое мое хобби на которое окружающие реагируют крайне положительно. Я даже начал специально всматриваться в выражение лица человека, перед тем как сказать ему, что занимаюсь стендапом. Обычно, это выражение приятного удивления.
6. Становишься наблюдательнее. Чтобы написать шутку, сначала нужно написать сетап (заход на шутку), а чтобы написать сетап, нужно постоянно искать парадоксы в окружающем мире. В себе, в своем окружении, в прохожих. Начинаешь в любой удобный момент задавать себе вопрос, а что необычного здесь происходит. Занимаясь поиском парадоксов, начинаешь находить больше «глюков в матрице».
7. Учишься находить связи между объектами. Иногда шутки строятся на похожести объектов по конкретному признаку. Соединяй несоединимое, чтобы получилась шутка. В книге Дж. Картер есть упражнение. Выбираешь одну тему, (например, кулинария или работа в большой компании), вторую (космос) и пытаешься накинуть связь между ними. Подобное объединение концептов помогает во время штурма идей.
8. Рефлексируешь над жизненным опытом. После того, как начинаешь заниматься стендапом — любая жизненная ситуация становится сетапом. Это помогает переживать неурядицы и неудачи. Открыл холодильник, а упаковка молока вывалилась из полки на дверце? Отличный заход на шутку. Опять нагрубили в метро? Похоже разгон на целый блок. Болезненные воспоминания из детства? На этой теме можно карьеру построить. Стендап — это своего рода психотерапия. Сначала рефлексируешь над тем, что тебя волнует или бесит. Потом выходишь и рассказываешь незнакомым людям это со сцены и в конце, вы вместе смеетесь над ситуацией.
9. Стендап — это индустрия, с историей и культурой, которая вокруг него строится. Открытых микрофонов и творческих объединений становится больше. За свой промежуток выступлений я заметил как сильно растет число комиков. Постепенно появляются новые форматы творчества и выступлений, формируются круги общения.
10. В стендапе много искренности. Здесь комики говорят со сцены о проблемах искренне, не боясь осуждения. Мне нравится, что культура стендапа это скорее про быть, а не казаться.
В своей жизни я люблю пробовать что-то новое и получать опыт, который совсем не похож на тот, что у меня есть. Стендап изначально казался экспериментом, который в итоге оказался удачным, и дал даже больше, чем я рассчитывал.
Свои мысли, рассуждения и личный опыт я пишу в своем телеграм канале @ibragim_txt. Некоторые заметки оттуда легли в основу этого текста. Заходите почитать и поучаствовать в обсуждениях под постами.
Список разных ссылок и материалов из статьи, которые я упоминал.
Stand up — пора на сцену. Как стать стендап комиком с нуля?
Слава Малинкин всегда любил юмор: сначала занимался школьным КВНом, а в одиннадцатом классе увлёкся стендапом. Спустя четыре года он не только выступает со своим материалом, но организует и ведёт стендапы в Новосибирске. «Рост.медиа» поговорил со Славой о том, как влиться в стендап-тусовку и не прогореть на сцене.
— Кто такой стендап-комик?
— Разные есть мнения, но мне кажется, что стендап-комик — это профессия, ремесло, то, чем ты живёшь. Есть ребята, у которых это просто хобби, которые выступят пару раз на Open Mic. Они, наверное, не стендап-комики, мне их, по крайней мере, не хочется считать таковыми. Да, это артист разговорного жанра, который стоит на сцене один, с микрофоном. Но это профессионал.
— Как ты оцениваешь уровень новосибирского стендапа?
— По тому, что я видел в соседних сибирских городах, считаю, у нас очень достойные ребята с очень достойными шутками. Все такие разные, но при этом с очень хорошим уровнем камеди.
Из местных стендаперов я люблю молодых пацанов: Диму Пьянкова, Яна Карпунькина. Виталя Тимофеев вообще будущая легенда, я уверен в этом. А из российских мне нравятся Артур Чапарян, Саша Малой, Кирилл Селегей.
— Сейчас в стендапе высокая конкуренция. Как выделиться из большого потока и стать комиком с нуля?
— Вопрос хороший, над которым все постоянно думают. Просто надо никого не копировать, не пытаться быть похожим на других. А как это сделать — я не знаю. Тут всё индивидуально.
— Представим, что я хочу стать стендапером, мне надо впервые выступить со своим материалом. Что посоветуешь?
— Надо написать в поисковике «Стендап Новосибирск», перейти по первой ссылке и изучить информацию. Есть открытые микрофоны, где любой может выступить. Нужно только написать шутки, выйти на сцену, не заплакать, прийти домой и подумать: надо ли оно тебе? Если да, тогда стоит вернуться и выступить ещё.
А вообще для новичков у всех одинаковые советы, их просто миллионы в интернете, и все эти советы про одно и то же.
Сейчас думаю, что главное — в выступлениях должна быть осознанность. Мне кажется, я её потерял. Не совсем понятно, куда двигаться и на кого смотреть в регионах. Со временем всё немного теряет смысл, и ты просто плывёшь по течению. Нужны какие-то цели, а они не очевидны. Часто я просто выхожу, выступаю, как пойдёт по ситуации, и ухожу со сцены: тут чем-то рассмешил, там какие-то импровизации, ужимки, а в итоге остаюсь в пустоте. Нужна осознанность, когда ты выходишь и понимаешь, что ты делаешь и для чего. Вот эту шутку я рассказал залу, чтобы произошло это. А зачем? Надо всё анализировать, работа до и после должна быть всегда.
— С какими проблемами ты сталкивался в начале пути?
— Ты приходишь, у тебя нет опыта, тебе страшно выступать, писать. Первый год просто пытаешься понять, чем смешить людей. Потом с опытом всё уже становится проще. Плохие выступления — это тоже сложность, правильно? У всех нас вначале была куча плохих выступлений, они бьют больнее всего, в самое сердце. Но тебе нужно справиться с тишиной в зале и в целом найти себя на сцене.
— И что делать, если зал не смеётся?
— Этот вопрос стоит перед всеми, кто когда-либо выступал. Я не знаю, что делать. Я уверен, что не надо делать вид, будто всё в порядке. Не нужно просто продолжать рассказывать всё то, что у тебя не заходит. Наверное, надо предпринимать какие-то меры: импровизировать, шутить над этим, в общем, не игнорировать факт того, что ты плохо выступаешь. Возможно, стоит сделать на этом акцент. Если не получается исправиться, то надо не затягивать, стоит уйти и подумать, что было не так.
— Что ты испытываешь во время выступления?
— Если перед каким-нибудь важным разогревом с более-менее большим залом, то волнуюсь сильно. Обычные «микрофоны» — это уже рядовые выступления. Вообще нет волнения, просто в голове хочется структурировать выступление, чтобы было понятно, что рассказывать на сцене. Ничего особенного. Просто ожидание. Самое беспонтовое в выступлении — его ожидание, особенно если ты в конце, а комиков много или вы сильно затягиваетесь. Это всё начинает угнетать.
— Ты с детства играл в КВН. Как тебе помог этот опыт в стендапе?
— Благодаря КВНу я получил сценический опыт и научился держать микрофон. Многие не умеют это делать. Держат, как рэперы, беспонтово, или уносят его куда-то далеко так, что не слышно в зале.
Ещё я понимаю структуру шуток, конечно же, потому что пытался их писать будучи школьником. Наверное, в голове что-то осталось. Я одну шутку на первых выступлениях цепанул из своего школьного КВНа. Если она шутка, то и в стендапе тоже будет шуткой. Но сейчас я бы не стал брать шутки из КВНа, даже если бы играл в него. Подход всё равно разный. Мне не нравится, когда в стендапе просто репризы, как в КВНе. Слишком поверхностно, просто шутка ради шутки. Хочется смешить необычными мыслями.
— Есть запретные темы для шуток?
— Обо всём можно шутить, что не противоречит законодательству. Если ты что-то нашёл смешное, то пожалуйста. Но если ты шутишь про веру, мусульман или Чечню, не будь дураком, готовься к последствиям.
— Можно научиться шутить?
— Да. Мне хочется в это верить. Я не считаю, что «вау, как умею шутить», поэтому всегда искренне верю, что можно стать лучше. Наверное, должна быть какая-то адекватность в голове изначально. Есть люди, которые раздражают каждым своим словом, у которых нет этой юмористической адекватности. Если ты хороший человек, умный, не тупой, адекватный, прогрессивный, то, скорее всего, научишься шутить.
— Что тебе даёт стендап?
— В материальном плане — я не работаю нигде, поэтому стендап мне даёт деньги на существование. Уже неплохо. А в моральном — это моё любимое занятие, мне больше ничего не приносит такого удовольствия, как выступление на сцене. Мне просто нравится выступать. Не могу не выступать.
— Ты не только выступаешь со своими стендапами, но ещё сам организовываешь вечера. Расскажи подробнее, как это проходит.
— Всегда проходит по-разному. Либо я пишу какому-нибудь заведению, если оно мне нравится, либо мне пишут сами арт-директора: «Вот, хотим очень сильно, наш владелец любит, сделайте стендап». Я рассказываю про варианты сотрудничества, если они соглашаются на какой-то из предложенных, то готовим стендап, афишу, рекламируем мероприятие. Я выбираю состав из комиков, которые, мне кажется, зайдут на аудиторию места. Стараюсь быть объективным, но не всегда получается.
— Не задумывался о переезде в Москву, об участии в крупных телевизионных проектах?
— На самом деле, задумывался о том, чтобы попасть на «Открытый микрофон». У меня такая история, что я каждый год хочу поехать, но в итоге не получается. Потом смотрю на тех, кто прошёл, и сильно расстраиваюсь, часто я недоволен участниками. Но есть много крутых комиков, к тому же моих друзей. Просто мне не нравится эта телевизионная индустрия и как в итоге выглядит продукт. Но я понимаю, зачем туда идут и ради чего подобные проекты существуют. Я ещё не до конца сформулировал своё отношение к ним. С одной стороны, хочется поучаствовать, а с другой — найти себе другой путь, более независимый. Только непонятно, какой.
Но я хотел бы когда-нибудь переехать в Москву. Наверное, это случится, когда посчитаю, что в Новосибе уже больше ничего не смогу сделать лучше.
Я хочу уже третий год выступить сольно, но всё ещё меня что-то останавливает: вдруг никто не придёт? Хочется проводить больше времени на сцене, писать шутки лучше, и чтобы смеялись при этом люди, естественно.
Ранее «Рост.медиа» публиковал интервью с кураторами движения КВН в Новосибирской области Александром Загрядским и Алексеем Лукомским.