С чего начать тренинг
Как провести тренинг
Тренинг — это одна из форм группового обучения и передачи информации. Обучающий курс объединяет теорию и практическую отработку навыков. Чтобы создать эффективный тренинг, нужно придерживаться определенных правил. Иначе занятие не даст результата. В этой статье рассмотрим, как правильно провести тренинг и что стоит учесть при его создании.
Критерии успешного мероприятия
Разработку тренинга следует начинать с выбора тематики в той или иной отрасли. Это может быть сфера продвижения товаров, этики деловых отношений или укрепления здоровья по авторской методике. Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными и иметь крепкую семью. Поэтому темы развития бизнеса, оздоровления организма, личностного роста, развития управленческих умений, деловых и семейных отношений всегда актуальны.
Для каждой тематики характерно наличие ряда направлений. Например, в личностном росте: как правильно начать дело, продумать путь к успеху, выбрать и так далее. Главное — разработать программу учебных занятий, которая может периодически меняться. В бизнесе трудно удержаться, если повторять один и тот же тренинг.
На успех тренинга также влияют следующие факторы:
Учебные занятия должны не только нести новую информацию, но и быть интересными. Замечательно, когда тренер показывает аудитории, как выполняется упражнение. Создатель тренингов — в первую очередь тот, кто отлично выступает на публике и умеет организовать дискуссии между участниками. И только потом это харизматичная и остроумная личность с чувством юмора.
Совет. Как провести тренинг новичку:
Опытный тренер может организовать новый тренинг на основе старой программы. А начинающему специалисту лучше создать оригинальный план мероприятия. Для этого нужно обозначить цель и задачи учебного занятия, и выстроить на их основе теоретическую и практическую части. Программа тренинга должна полностью соответствовать тематике.
Этапы проведения занятия
В отличие от лекций и семинаров тренинги позволяют не только запомнить информацию, но и получить навыки. На занятиях много времени уделяется практическим действиям — дискуссиям, ролевым играм, упражнениям. Но особое место на тренингах отводится учебной структуре, которая включает следующие этапы:
Важно соблюдать последовательность этапов. Это нужно, чтобы поддержать оптимальный уровень мотивации участников.
Как проводить тренинги по психологии
Чтобы правильно провести психологический тренинг, необходимо составить портрет участников. Следует учесть, что интересно ученикам, и какого эффекта они ждут от обучения. При проработке программы тренинга нужно ставить себя на место слушателя. Игры, упражнения и методы должны быть понятны всем.
Когда программа составлена, выбирается место проведения занятия. Если в помещении будет слишком душно и тесно или, наоборот, слишком много места, участники мероприятия не смогут сосредоточиться и настроиться на работу. Лучше всего тренинги проводить в просторных залах, где без проблем можно установить музыкальный проигрыватель, экран и другую аппаратуру. Это достаточно важные элементы интерьера залов для тренинга.
Тренер вырабатывает в группе доверительные отношения между участниками. Они должны обращаться друг к другу на «ты». Это уберет все личностные барьеры. В противном случае ученики будут стесняться друг друга и побоятся высказывать свое мнение.
После каждого задания участникам нужно делиться тем, какая задача для них оказалась проста, а какая вызвала затруднения. На тренинге должны даваться и стрессовые ситуации. Так человек переживет негативные эмоции и поймет: как действовать, если подобная ситуация возникнет в реальной жизни.
Как проводить тренинги по продажам
Тренинги по технике продаж чаще всего разрабатываются для продающих сотрудников. Но существуют программы и для руководителей. Грамотно управляет работой менеджеров тот начальник отдела сбыта, который четко понимает систему продаж.
Тренинги эффективных продаж учат:
Чтобы узнать, как проводить тренинги по продажам, не нужно читать «волшебные» книги. Достаточно присмотреться к реальному опыту реальных людей. Хороший тренинг продаж — это в первую очередь исследование. Тренер должен изучать отчеты, просматривать видеозаписи, прослушивать записи разговоров или даже воочию наблюдать за работой учеников.
Далее на основе наблюдений составляется основной сценарий, определяются принципы тренинга. Затем прописывается пошаговый алгоритм действий продавца, подбираются примеры из исследования. В результате у преподавателя есть этапы продаж, взятые не из книг, а из реальной жизни. Уже это позволяет провести учебное занятие даже слабому тренеру.
Насколько эффективно обучение?
Результативность тренинга зависит от правильности планирования, выбора целей и задач мероприятия. При проработке программы учитываются все уровни рабочего коллектива, которые станут участниками процесса. Как показывает практика, эффективность учебного занятия на 80% зависит от преподавателя. Ведь именно он подбирает подходящую форму обучения и мотивирует учеников на успех.
Тренер знает, как проводить тренинги с персоналом. Он понимает, насколько важно создать мотивацию и направить сотрудников фирмы на результат прохождения обучения. Если участники отнесутся к занятию как к празднику или как к наказанию, значит желаемый эффект не будет получен. Окончательная цель курса останется недостигнутой.
Задача тренинга — научить работников эффективно действовать на занятиях и после завершения обучения. Но зачастую люди, которые прошли курс личностного роста, теряют «форму». После окончания обучения их активность постепенно идет на спад. Без личной мотивации невозможно добиться высоких результатов, даже когда преподает опытный и умелый тренер.
Выводы
Каждому тренеру приходится разрабатывать и проводить новые тренинги. Опытный специалист может доработать старую программу под требования современного рынка тренинговых услуг. А новичку лучше создать новый план под новую тематику. Это позволит выделиться на фоне конкурентов и завоевать целевую аудиторию.
Ключевые критерии успешного тренинга — новизна темы и упражнений, личность самого тренера. Самый лучший тренинг — это когда работает вся группа, а не только преподаватель. Чтобы оценить эффективность учебных занятий можно провести анкетирование персонала, опросить участников мероприятия.
Тренинг: что это такое и рекомендации по его поведению
Тренинг — это форма обучения, характеризующаяся небольшим периодом проведения и высокой информативностью. Они проводятся в онлайн и оффлайн форматах с любым числом участников. Его принцип в передаче полезны знаний тренером аудитории.
Тренинг может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Его можно назвать аналогом мастер-класса с парой отличий: во-первых, здесь дается информация, но почти нет практики, а во-вторых, здесь происходит более детальное и интенсивное погружение в тематику. Спикер умеет доносить информацию, а у слушателей есть больше времени для ее освоения. При этом данные удобно структурированы, поэтому даже большой объем нового легко усваивается.
Для тренинга нужно детально проработать программу, найти площадку и техническое оснащение. Обо всем этом в этой статье дальше.
Принципы тренинга
Есть базовые принципы тренингов. Спикер обычно озвучивает правила взаимодействия время занятия. Правила в разных тренингах могут различаться. Основные из них следующие:
Подбор места и оборудования для тренинга
Тренинги занимают много времени, поэтому проводиться он должен в комфортных условиях. При выборе площадки нужно следовать этим правилам:
Помимо этого, в организации тренинга нужно обратить внимание на используемое оборудование. Потребуется звук, свет, компьютеры, экраны для презентации, магнитные доски и т.д. все должно работать четко, без накладок — лучше убедиться в этом перед началом тренинга, проведя своего рода репетицию.
Важно позаботиться о том, чтобы все оснащение было расположено правильно и хорошо настроено. Если собственного оборудования нет, можно взять его в аренду, но только у проверенной компании. Помните, от этого зависит качество тренинга и ваша репутация.
Как правильно начать подготовку к тренингу
Если ранее вы не занимались подготовкой тренингов, обратитесь к мастерам и посмотрите, как действуют они. Это поможет понять, в каком направлении действовать и как избежать ключевых ошибок. В дальнейшем вы сможете организовывать такие мероприятия самостоятельно.
Как выбрать тренинг под свои цели?
Чтобы понять, какой тренинг выбрать, вам нужно детально проработать портрет человека, на которого ориентирован тренинг. Не стоит выбирать слишком широкую аудиторию: чем больше вводных, тем лучше.
Затем нужно сформулировать проблему, которую призван решить тренинг. Задача должна быть сформулирована подробно: никаких размытых формулировок и пустых красивых фраз.
Продумайте уникальную концепцию тренинга. Она должна отличать его от других аналогичных программ. Участники должны понимать, почему им лучше прийти к вам, и что они получат в итоге. Если придумать с нуля не получается, обратитесь к опыту других спикеров и адаптируйте их идеи под себя.
Почему тренинги дают результат?
Информация усваивается лучше, если рядом находится надежный наставник, который вовремя указывает на ошибки и мотивирует на новые свершения. В этом и заключается секрет эффективности тренингов. Также свою роль играет то, что формат тренинга подразумевает интенсивную подачу информации: большой поток структурированных данных в сочетании с авторскими методиками дают результат.
Конечно, бывает, что тренинги оказываются неэффективными. В таком случае проблема может крыться либо в неправильном определении целевой аудитории, либо в слабой проработке выдаваемого материала.
Формы проведения тренингов
Заключение: результативный тренинг
При правильной организации тренинги могут творить чудеса. От позволяют перенять опыт экспертов и быстро находить решения имеющихся проблем. Для проведения тренинга нужно провести большую работу: написать программу, подобрать помещение, найти оборудование. Но, несмотря на все эти сложности, игра стоит свеч: об этом вам обязательно скажут благодарные участники тренинга.
Как провести тренинг и не сойти с ума
Меня зовут Надежда, я живу в Чили и занимаюсь девопсом в международной финтех корпорации. Уже пару лет я регулярно провожу для коллег разные тренинги. Вебинары, мастер-классы… иными словами занятия, где участники получают практические навыки. Например, пишут скрипты, или учатся использовать дженкинс. В отличие от демо или презентации, где аудитория только смотрит, слушает и тупит в фейсбук, этот формат гораздо более интерактивный и трудоемкий.
Зачем вообще нужны такие тренинги? В идеальном мире — чтобы обучить людей пользоваться инструментом и ввести в курс дела новичков. В реальности обычно по требованию руководства, которому надо отчитаться за «развитие сотрудников» и «внедрение новых технологий». Менеджер у меня амбициозный, вот он и вписался нести людям свет. На свою беду, я энтузиастка и мне нравится делиться знаниями и помогать. Но как хоть чему-то обучить людей с разным техническим бэкграундом, сомнительной мотивацией «надо так надо» и многолетней привычкой лишний раз не шевелиться? Не потратить своё время и силы впустую, а приобрести полезный опыт? Как после этого, простите, не выгореть, как последний миллениал?
В этой статье я хочу поделиться опытом и дать несколько советов. Надеюсь, мои мысли будут полезны тем, кто вольно или невольно в это ввязался.
С чего начать?
Скорость коммуникации очень сильно влияет на организацию тренинга, поэтому заранее определите, будет ли обучение очным или удаленным. От этого зависят размер группы, сложность упражнений и степень контроля.
Отмалчиваться в скайпе гораздо проще, чем глядя в строгие глаза тренера. Онлайн формат требует больше формального контроля за студентами, за посещаемостью и тем, как они выполняют задачи. Как ни печально, без этого большинство просто не будет ничего делать.
Что дальше?
Учитывая специфику формата, разрабатываем учебный план: график, темы каждого занятия, домашние задания. Тут все индивидуально и зависит от конкретной темы. Подразумевается, что вы хорошо в ней разбираетесь и можете внятно и структурно излагать материал. Здорово, если вам интересно учить людей. В идеале вы обладаете ораторскими навыками, авторитетом среди коллег и приятным голосом. Но, главное — это хорошо понимать то, что собираетесь рассказывать.
Потом постарайтесь по максимуму отсеять тех, кому этот тренинг по большому счету не нужен. Здесь полезно для каждого кандидата определить мотивацию, уровень начальной подготовки и готовность потратить время на домашние задания. После небольшого общего демо программы занятий, я отправляла всем одинаковое и очень примитивное тестовое задание и просила ответить на вопрос «почему я хочу участвовать в тренинге». Это нехитрое письмо уменьшило число потенциальных студентов в два раза. Прекрасно! Теперь для всех оставшихся надо получить согласие менеджеров, чтобы избежать разборок на тему «почему вы наших сотрудников занимаете какой-то ерундой без нашего согласия». Снова пишем: «Иван Петров будет проходить тренинг такой-то, раз в неделю, с такого-то по такое-то число. Подробная программа здесь (ссылка). На выполнение заданий потребуется около Х часов. Подтвердите, пожалуйста, участие Ивана Петрова в этом тренинге». Это также придаст солидности всему мероприятию.
Любите настраивать рабочее окружение? А помогать кому-то настраивать рабочее окружение? А четверым одновременно? А по вебексу через расшаренный десктоп? Вот и я о том. В качестве «нулевой» домашки пусть подготовят рабочее место, поставят всё необходимое. Желательно оставить подробную инструкцию, чтобы слишком часто не дергали вопросами. Кто не справился, тот сам виноват.
Далее нужно подготовить прозрачную систему контроля. Она необходима даже больше, чем детальный план каждого урока! Во-первых, чтобы стимулировать студентов (знаете значение слова стимул, да?), а во-вторых, чтобы сам тренер мог отчитаться о проделанной работе.
Я выделила три составляющие: контроль за студентами, финальное демо и артефакты.
Все артефакты, возникающие в процесссе обучения, надо собирать в одном месте: программа занятий, списки участников, таблички посещаемости, записанные видео, код, результаты опросов, FAQ, любые метрики и графики, презентации итд. Я использовала конфлуэнс для этой цели, возможно есть что-то посовременнее.
Как себя вести во время тренинга?
Дайте студентам знать, что к вам можно обратиться с любым вопросом, подсказывайте, помогайте. Некоторые студенты могут быть искренне заинтересованы в том, чему вы их учите. Уделите больше времени тем, кому больше всех надо, ради них всё и затевалось. К сожалению, хватает и халявщиков, лучше их не поощрять. Не выполняйте за студентов их работу, помощь оказывайте только по конкретной проблеме, а за всем остальным шлите в гугл, сбережёте время. Большинство людей замотивировать невозможно, не надо с ними устраивать треугольник Карпмана, оставьте их в покое. Держитесь собственных правил, не заискивайте и уважайте свой труд. Ваша цель не изменить мир, а провести 1 (один) качественный тренинг.
Финальный аккорд
Когда занятия закончились и все демо записаны, хочется просто выдохнуть и больше ничего не делать. Но последний этап для тренера самый важный — нужно отчитаться о проделанной работе и, я бы даже сказала, невзначай попиариться. Рассортируйте артефакты, выложите их в открытый доступ. Весь материал должен быть доступен, это одновременно и результат работы тренера, и справочная информация. Обязательно отправьте общее письмо и поблагодарите за участие, дайте ссылку на материалы и попросите обратную связь(лучше через короткий олайн-опрос). Развернутые ответы где вас благодарят и хвалят, сохраните, пригодятся при оценке KPI. Кстати, про KPI — красиво распишите свои заслуги перед отечеством, используя слова leadership, coaching и development.
Поздравляю, дело сделано, можно, наконец, расслабиться!
Зачем вам это всё?
Может быть, из статьи это и не очевидно, но вести тренинги прикольно. Мне, лично, нравится такой формат общения, когда люди что-то делают вместе и друг другу помогают. Мне нравится, когда знания потом используются для настоящих проектов, когда спустя месяцы незнакомые коллеги просят ссылку на видео, задают вопросы по существу, спрашивают экспертное мнение. Для меня, как интроверта, это просто идеальный нетворкинг и одновременно способ заявить о себе.
Буду рада, если эта статья поможет кому-то получить удовольствие от организации тренингов. Пишите в комментариях о своем опыте, кого вы учили и как, и что из этого вышло, мне очень интересно.
Самообучение в организации и как сделать эффективный тренинг
Коллеги, всем привет!
В сегодняшней статье хотелось бы поговорить о том, как можно своими силами организовать обучение сотрудников в ситуации, когда нет времени или возможности оперативно отправить их на внешние тренинги или курсы.
Сразу отмечу, что если хочется получше разобраться с тем, как создаются тренинги, то стоит прочитать интереснейшую и полезнейшую книгу Д.А Григорьева «Бизнес-тренинг: как это делается».
Если же вам нужно быстро понять, как спланировать и провести эффективный тренинг, и нет времени на чтение, то ниже несколько простых советов, которые мы используем на практике и которые, надеюсь, будут полезны и вам.
Условно работу над тренингом можно разделить на три этапа:
Ниже подробнее рассмотрим каждый из них.
Но прежде чем начнем говорить о подготовке тренинга, хотелось бы отметить важный момент. Взрослые люди эффективнее осваивают новую информацию тогда, когда в процессе обучения они проходят через этапы так называемого цикла Колба:
Если в двух словах, то сначала необходимо получить некий личный опыт и осмыслить его, и уже в ходе осмысления мы можем оценить, насколько наших знаний хватает для решения поставленных задач (ниже еще чуть подробнее раскрою эту мысль). Далее мы получаем недостающие знания, после чего пытаемся применить их на практике – снова получаем личный опыт и осознаем его. Если навыки помогают, то они успешно закрепляются и применяются в жизни.
Проиллюстрирую эту мысль на примере. Как вы думаете, в каком случае тренинг будет интереснее:
Мы приходим, рассказываем какую-то теорию, а потом просим сделать какие-то упражнения.
Мы даем аудитории погрузиться в проблему, прочувствовать ее, осознать ее последствия, а после этого рассказываем, как эту проблему можно решить, и даем работающие инструменты для ее решения.
Соответственно, при подготовке тренинга надо продумать такую структуру, которая поможет слушателям пройти через все этапы цикла. При этом в ходе тренинга цикл Колба может повторяться несколько раз (а если тренинг большой, то не просто может, но и должен).
Этап 1. Подготовка и проектирование тренинга
Шаг 0. Определить цели тренинга и критерии их достижения.
Прежде чем проектировать любой тренинг, необходимо четко ответить на ряд вопросов:
Какую проблему мы хотим решить, почему считаем, что она актуальна?
Какую цель мы хотим достичь?
Кто является нашей основной аудиторией?
Какие критерии достижения цели, и как мы проверим, что мы их выполнили?
От ответов на эти вопросы будет зависеть следующее:
Какую именно информацию необходимо донести до аудитории в ходе тренинга.
Какие упражнения стоит предложить аудитории, чтоб лучше сформировать и закрепить необходимые навыки.
Также очень важно понимать, как после тренинга мы будем оценивать его эффективность. В общем случае, это в последствие может дать какие-то дополнительные идеи о том, как эффективнее построить основную часть тренинга. Также в будущем результаты этой оценки могут помочь скорректировать тренинг и провести его повторно, если останутся какие-то проблемы и нерешенные вопросы.
Шаг 1. Определить, как мы будем формировать запрос на обучение у будущих участников.
Как уже говорилось выше, для создания у аудитории запроса на обучение на первом этапе необходимо продумать, как помочь участникам осознать проблему, решить которую они смогут с помощью полученных на тренинге знаний. Для этого можно использовать следующие инструменты:
Деловые игры, в ходе которых участники моделируют различные ситуации и в процессе осознают, что у них есть проблемы.
Разбор какой-то типовой рабочей ситуации, где проявляется проблема.
Предложить участникам решить задачу привычными им способами, после чего оценить эффективность.
Дать участникам возможность смоделировать идеальную ситуацию и сравнить с текущей.
Важный момент – после завершения этого упражнения участники должны прийти к однозначному выводу, что у них есть проблема, которую они либо не знают, как решать, либо делают это не совсем эффективно. Такой вывод и позволит сформировать запрос на обучение. Для этого после упражнения есть смысл задать «подводящий» вопрос, например:
Какой вывод можно сделать из этой ситуации?
Что было самым сложным в упражнении? Почему?
Что получилось лучше всего, а что хуже? Почему?
Насколько эффективен полученный результат?
Лайфхак:). Иногда ответы, которые участники дают на, казалось бы, простой вопрос, могут сильно отличаться от тех, которые ожидает услышать тренер:) Поэтому имеет смысл сначала определить для себя итоговую мысль (ответ), которую должны осознать участники, а потом придумать вопрос, на который можно было бы ответить только так, как хочет тренер:)
Также важно подумать о том, в каком формате проводить упражнение. Если участников тренинга больше 4х, то имеет смысл разбить их на группы с равным составом участников – это поможет сформировать среду, где каждый сможет активно участвовать в обсуждении и сформировать для себя запрос на обучение. После этого каждая группа формирует для себя ответ и делится им с остальными участниками тренинга.
Шаг 2. Подготовить теоретическую часть тренинга.
На этом шаге мы собираем информацию, которую хотим донести до участников, и планируем то, как мы будем о ней рассказывать.
Этот рассказ можно проводить в формате мини-лекции, но важно помнить, что идеальная длительность мини-лекции – 15-20 минут, после этого у слушателей снижается эффективность восприятия информации. Если лекционная часть больше по времени, то нужно разбивать ее на части, каждая из которых завершается упражнением на формирование навыка и его осознанием (см. ниже).
Шаг 3. Подготовить упражнения для закрепления навыков.
В зависимости от целей и задач тренинга необходимо придумать упражнения, которые мы хотим дать команде для формирования навыка. При этом если теории много, а навыки сложные, можно спроектировать несколько упражнений, каждое из которых будет помогать закрепить ту или иную информацию или навык, а потом итоговое упражнение, в котором это все надо будет объединить.
В зависимости от количества участников эту часть можно делать как всем вместе, так и в малых группах, где сначала каждая группа выполняет упражнение внутри, а потом все вместе обсуждаем результаты. В ходе обсуждения результатов совместно помечаем то, что было сделано хорошо, и то, что можно изменить и улучшить.
Шаг 4. Продумать, как подвести участников к осознанию и осмыслению результатов.
После того, как участники отработают навыки на практике, необходимо дать им возможность обсудить, как именно его можно применить в жизни, как это может повлиять на рабочий процесс и т.д. и т.п.
В принципе, это завершающая часть тренинга, и вопросы для формирования осознанности более или менее типовые, но о них тоже стоит подумать в процессе подготовки тренинга. Такими вопросами могут быть:
Что полезного вы выносите с сегодняшнего тренинга, и как хотите применить это в работе?
Как то, что вы сегодня изучили, повлияет на вашу работу? Что изменится?
Что для вас было самым ценным в сегодняшнем тренинге? Почему?
Шаг 5. Продумать, как мы будем собирать обратную связь и оценивать эффективность тренинга.
На этапе формирования целей тренинга мы определили задачи, которые хотим решить. Необходимо понять, как мы узнаем, что эти задачи действительно решены. Здесь сложно предложить какой-то универсальный подход, т.к. он может меняться в зависимости от конкретной ситуации. Вот примеры типовых вариантов решения этой задачи:
Сбор обратной связи по итогам тренинга. Это может быть как устный опрос, так и анкета, куда мы включим те вопросы, ответы на которые хотим получить.
Контрольное тестирование спустя какое-то время после тренинга, где мы проверим то, насколько участники овладели необходимой информацией и навыками.
Опрос тех, с кем взаимодействуют участники тренинга. В ходе опроса мы сможем выяснить, как изменилось рабочее поведение участников после тренинга, как это отразилось на качестве их работы и т.п.
Оценка изменения продуктовых метрик, KPI и т.п. Например, если мы проводили тренинг по освоению какой-то техники, которая должна повысить эффективность процесса, то можно сравнить метрики этого процесса до тренинга и спустя несколько месяцев.
При этом важно всегда запрашивать обратную связь по итогам тренинга у участников, т.к. это позволит при необходимости внести в него корректировки и сделать более полезным.
Этап 2. Проведение тренинга
После того, как мы выполнили подготовку, можно проводить тренинг. Ниже типовой сценарий:
Вступление. Рассказываем команде, о чем будем говорить и каких целей хотим достичь по итогам тренинга. Важно говорить именно о конечных целях, чтоб уже на этом этапе команда фокусировалась на результате.
Знакомство. Если команда уже хорошо знакома, этап можно пропустить. Если нет, то необходимо рассказать несколько слов о себе (почему именно вы проводите этот тренинг), и попросить участников рассказать в двух словах о себе и своих ожиданиях от тренинга. Например, в формате «Имя- чем занимаюсь – сегодня по итогам тренинга я хочу узнать». С одной стороны, мы уже рассказали участникам про цели, но здесь мы даем возможность им сформировать эту цель уже самим для себя, что повышает вовлеченность и ответственность.
Определить и зафиксировать правила работы. Важно в самом начале тренинга определить базовые правила работы (не перебивать, отключать телефоны, как задавать вопросы, взаимное уважение и т.д. и т.п.), чтобы все их понимали, и в процессе проведения тренинга можно было на них ссылаться.
Формирование запроса на обучение. Тут предлагаем команде выполнить те задания, которые мы разработали на этапе проектирования тренинга.
Теория. В формате мини-лекции рассказываем теорию, которую хотим донести до команды.
Практика. Отрабатываем те упражнения, которые мы разработали на этапе проектирования.
Завершение (осознание). Спрашиваем участников, что ценного они вынесли для себя с тренинга, а также просим их дать обратную связь по самому тренингу.
Этап 3. Оценка результатов
Как уже говорил выше, спустя какое-то время после проведения тренинга необходимо оценить его эффективность. Для этого мы воспользуемся теми инструментами и подходами, которые определили на этапе планирования тренинга.
Вот собственно и всё. Надеюсь, что описанные выше идеи будут полезны в подготовке ваших тренингов.