С чего начать путешествие по дагестану
Сколько стоит отпуск в Дагестане
И зачем вообще туда ехать
Я встретила 2019 год в Дагестане.
Год назад в Инстаграме мне попался на глаза профиль дагестанского блогера. По его фотографиям я влюбилась в горы, каньоны, мужчин в огромных меховых папахах и бабушек, которые до сих пор вручную ткут ковры.
В редких постах на туристических форумах писали, что одинокую девушку в Дагестане украдут и потребуют выкуп. Я нашла попутчика среди знакомых и отправилась вместе с ним встречать Новый год в край российского коньяка, шашлыка и низкой «Приоры».
Траты за 6 дней на одного 26 382 Р
Перелет | 10 697 Р |
Жилье | 5500 Р |
Аренда машины и бензин | 4750 Р |
Еда | 4400 Р |
Экскурсии и музеи | 475 Р |
Сувениры | 300 Р |
Такси | 260 Р |
Как добраться
стоили билеты Москва — Махачкала — Москва в новогодние праздники
С собой мы взяли только небольшие рюкзаки, чтобы не переплачивать за багаж. «Аэрофлот» разрешает пронести на борт до 10 кг на человека, а «Северный ветер» — только 5 кг. Дополнительный багаж обошелся бы в 2000 Р с человека.
На обратном рейсе у нас был небольшой перевес, примерно на один килограмм. По габаритам рюкзак с трудом влезал в контрольную рамку. Тем не менее нас пропустили без доплат.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как составить маршрут
Дагестан большой, его площадь — 50 300 км², это сравнимо с Грузией и больше Армении. Нереально увидеть все достопримечательности за один раз. Мы спланировали маршрут так, чтобы за 6 дней побывать и на море, и в горах, но при этом не уезжать далеко от цивилизации.
Информацию об интересных местах искали на форумах и у блогеров. Так выбрали места, которые точно хотим посмотреть: Махачкалу, Дербент, Кубачи, Гуниб, Сулакский каньон и бархан Сарыкум.
Блогер из Дагестана, чьи фото пейзажей и вдохновили меня на поездку
В горах безлюдно, можно наслаждаться тишиной и природой. За несколько часов езды по серпантину может не встретиться ни одной машины
Наш план поездки на 6 дней
Москва — Махачкала | Прилетаем, берем машину в аренду, селимся в отель. |
Махачкала — Дербент | Утром гуляем по городу, смотрим Джума-мечеть, Петровский маяк, набережную. Уезжаем в Дербент. Селимся в отель, отдыхаем в сауне с бассейном. Гуляем по старому городу, встречаем Новый год в ресторане. Едим шашлыки, смотрим лезгинку. |
Дербент — Кубачи | Завтракаем на берегу моря. Смотрим крепость Нарын-Кала. После обеда уезжаем в Кубачи. Гуляем по поселку, общаемся с жителями. Поднимаемся на Кубачинскую башню, изучаем старый город. Едим чуду. |
Кубачи — Гуниб | Идем в музей в Кубачах, смотрим крепость, гуляем по старому городу. Уезжаем дальше в горы — в Гуниб. Там селимся в отель и отдыхаем после долгой дороги по серпантину. |
Гуниб — Махачкала | Гуляем по Гунибу, поднимаемся в горы. Смотрим беседку Шамиля и остатки крепости. Уезжаем с гор в сторону Махачкалы. По пути смотрим водохранилища и Сулакский каньон. Заезжаем на форелевую ферму. Вечером селимся в отель. |
Сарыкум — Москва | Утром смотрим бархан Сарыкум. Едем в аэропорт, сдаем машину. Улетаем домой. |
Махачкала была первой точкой нашего маршрута, сюда мы прилетели. Она стала единственным разочарованием поездки. Город грязный, старинная архитектура почти не сохранилась или просто незаметна среди колонн с позолотой, гор мусора, рекламных вывесок и пластиковых торговых центров. Даже в главной мечети Махачкалы пластиковые окна и двери.
Погуляйте по набережной города, понаблюдайте за рыбаками, помашите машинистам проходящих мимо грузовых поездов и отправляйтесь дальше.
Дербент считается самым древним и самым южным городом России. Точную дату его основания никто не знает. В центре можно встретить вывески «Дербенту — 5000 лет», хотя официально в 2015 году город отмечал 2000-летие.
В городе находится самая старая мечеть в России. Джума-мечеть была построена в первой половине 8 века. Когда-то она была самой высокой постройкой в городе. Сейчас на фоне современной архитектуры и многовековых платанов мечеть кажется совсем небольшой и особенно уютной.
Религия — важная часть жизни Дербента. Через него на Северный Кавказ пришли иудаизм, христианство и ислам. Кроме мечети, в Дербенте до сих пор сохранилась православная церковь, синагога и армянская церковь. Последняя, правда, сейчас не действует — в ней расположен музей ковров.
В Дербенте благоустроенный старый город. Мы оставили машину и полдня гуляли пешком
Кубачи славится своими серебряным ювелирными производством. Мы рассчитывали попасть в музей при художественном комбинате, но оказалось, что он уже не работает, потому что в 2017 году музей ограбили.
стоит посмотреть на древности в семейном музее и сфотографироваться в национальном костюме
Гуниб — село на высоте 1500 метров. Сюда стоило ехать хотя бы ради дороги: 4 часа по серпантину с потрясающими видами на горы, крошечными аулами и пасущимися овцами.
Самый ценный экспонат — синяя тарелка с отбитыми краями. По словам хозяйки музея, тарелку изготовили в 16 веке в Иране
Аренда машины
Мы заранее забронировали машину по телефону в автосервисе «Люкс». Предоплаты от нас не требовали. По прилете начали путешествие прямо из аэропорта — это удобно.
Другой вариант — арендовать машину на месте. Две точки проката есть в 200 метрах от аэропорта в сторону «бутиков» — так нам объяснили по телефону. Про расстояние не соврали, а вот «бутиками» оказались пластиковые магазины с сувенирами и одеждой.
стоит день аренды Лады Гранты в Дагестане
Документы оформили за 20 минут. Во время осмотра у машины отвалилась ручка задней двери, а вторая дверь просто перестала открываться. Ремонтировать неисправности или отмечать их в документах в прокате не стали. Мы не настаивали, но недостатки на всякий случай сфотографировали. Для машины с пробегом 160 000 км она неплохо сохранилась.
Нам досталась машина на механике, и это оказалось большим плюсом: во время длительных спусков по серпантину приходилось много тормозить двигателем. Резина стояла зимняя, но нешипованная. К счастью, снега на дорогах почти не было и шипы не понадобились.
Разочаровала в машине только магнитола: блютуса в ней не было, а скинуть музыку на флешку заранее мы не догадались. Шесть дней прошли под радио «Прибой». Репертуар удивлял разнообразием: тут крутят и народные песни на лезгинском языке, и «Запах женщины моей» в исполнении Адлера Коцбы.
Где жить
Мы искали жилье на стандартных сайтах — «Букинге» и «Эйр-би-эн-би». Даже в небольших горных аулах всегда было несколько приличных вариантов. Еще я зарегистрировалась на «Каучсерфинге» и нашла там бывшего главу поселка Кубачи Расула Куртаева. Жить в его семье я не планировала — только расспросила о дорогах и музеях.
Отели и гостевые дома в Дагестане стоят недорого — от 1200 до 6500 Р за ночь. Мы не хотели слишком экономить и выбирали варианты с красивым видом, хорошим рейтингом и минимальным количеством ковров на полу и стенах.
Дороже всего обошлась ночь в Дербенте — 5000 Р за двоих. За эти деньги мы получили двухэтажный номер на побережье с мебелью из массива, бассейном и сауной в номере. Местные таксисты потом не раз говорили, что мы выбрали самый роскошный вариант.
Единственная неприятность с жильем случилась в Кубачах. За два дня до поездки менеджер отеля по телефону сообщил о проблеме с отоплением и сразу же посоветовал другой гостевой дом, где нас смогут принять. В реальности гостевой дом оказался летней туристической базой. Номер напоминал комнату в пионерлагере и отапливался двумя обогревателями.
Сначала такое гостеприимство мы восприняли как счастливую случайность. Но потом хозяин дома предложил подписаться на него в Инстаграме. В его аккаунте десятки фото с подобными застольями и счастливыми туристами из России, Израиля, Германии и других стран.
Р в Кубачах мы спали при обогревателях, зато завтракали и ужинали со всей родней хозяина гостевого дома» loading=»lazy» >
За 1000 Р в Кубачах мы спали при обогревателях, зато завтракали и ужинали со всей родней хозяина гостевого дома
Р в Кубачах мы спали при обогревателях, зато завтракали и ужинали со всей родней хозяина гостевого дома» loading=»lazy» >
В Гунибе за 1500 Р мы жили в отеле «Белые журавли» с видом на горы. Хозяйка отеля Земфира сама встречает гостей и готовит завтраки. Пока мы ели блины, кашу и пироги, она рассказывала о гостях из Франции, Германии и Саудовской Аравии и о том, что за два года работы отеля от него пока только убытки: туристов в Гунибе даже в сезон намного меньше, чем номеров.
У нас не было четкого плана и брони жилья на последние сутки. Мы решили не оставаться в горах и поехали в сторону Махачкалы. Но снова оказаться в столице нам не хотелось, так что нашли на «Букинге» загородный вариант и забронировали номер за несколько часов до заселения. Это размещение в итоге оказалось самым приятным сюрпризом.
Деньги
В Махачкале и Дербенте почти везде принимали карты либо просили перевести деньги через мобильный банк. Наличные понадобились только в горах. Банкоматов там не было, интернет ловил не везде, так что перекинуть деньги с карты на карту не получалось.
Хинкал в Дагестане не имеет ничего общего с грузинскими хинкали. Здесь это что-то вроде гарнира — просто квадратные кусочки вареного теста. Их могут есть просто так, но чаще подают с бараниной или говядиной и запивают мясным бульоном. В Дагестане хинкал подают всегда и везде. Нам предлагали его на завтрак, обед, ужин и даже за новогодним столом. Но мы это блюдо так и не поняли: тесто казалось безвкусным, а бульон очень жирным.
В горах на столе почти не встретишь продуктов из магазина. Всё домашнее — мясо сушат прямо во дворе, хлеб пекут в печи. Фото: Хасбулат Гасайниев
Порции в ресторанах огромные. В среднем один ужин с мясом и напитками обходился нам в 700—1000 Р на двоих. Чаевые — от 10 до 16% — во всех ресторанах уже были включены в счет.
В горах в некоторых кафе нет меню. Вам просто говорят, какие продукты есть на кухне и вы можете попросить из них что-то приготовить. Чаще всего предлагают курицу, картошку и чуду.
Больше всего мы потратили в ресторане «Хаял» в Дербенте — 2000 Р с человека за бронь столика в новогоднюю ночь. В эту стоимость была включена еда, напитки и праздничная программа с лезгинкой и живой музыкой. Еды было столько, что она не помещалась на наш стол. Половину забрали с собой, но и на следующий день съесть всё не смогли.
Р за двоих» loading=»lazy» >
«Русский завтрак» в Махачкале: оладьи из кабачков, колбаски, йогурт с ягодами, пончики, джем, сметана и кофе. Заплатили 687 Р за двоих
Р за двоих» loading=»lazy» >
стоит литр вина в Дагестане
Безопасность
Больше всего перед поездкой я переживала из-за безопасности. Почти по любому запросу в Яндексе со словом «Дагестан» можно наткнуться на фото людей с автоматами. Новостные сайты рассказывали, что даже Егор Крид отказался от гастролей в Дагестане из-за «неспокойной обстановки».
Все шесть дней нашего путешествия прошли без происшествий. Полицейских на улицах в городах было много, но, скорее всего, из-за празднования Нового года. Люди оказались отзывчивыми и гостеприимными. Угрожали только тем, что не выпустят из-за стола, пока всё не съедим.
Правила дорожного движения в Дагестане соблюдают лучше, чем мы ожидали. Водители иногда не включают поворотники и пересекают сплошную линию, но пешеходов на светофорах и даже просто на зебре пропускают.
Когда мы собрались ехать в сторону Гуниба, наш экскурсовод из Кубачи посоветовал не останавливаться, если кто-то будет голосовать у дороги и не брать попутчиков. В одном из поселков к нам действительно пытались подсесть. Мы решили не рисковать и сказали, что мест нет, — спасибо надежной тонировке стекол.
В горах по пути из Кубачи в Гуниб пункты полицейского контроля были примерно через каждые 5 км. Нас останавливали трижды. Это заставило понервничать, так как документов на машину у нас к тому моменту уже не было: мы забыли их в отеле в Махачкале. Мы сразу позвонили в прокат, где нас убедили, что проблем не будет, и выслали фотографии документов по Вотсапу. Проблем действительно не было: сотрудники полиции досматривали багажник, проверяли паспорта, пробивали машину на угон, спрашивали, что мы забыли в горах, и желали хорошей поездки.
Единственный вопрос, на который я так и не нашла ответа: безопасно ли ехать в Дагестан одной. Мы с попутчиком почти везде были вместе, и нас воспринимали как семейную пару. На меня никто не обращал особого внимания. Иногда меня вообще игнорировали: не здоровались и не спрашивали имя при знакомстве.
Я оставалась одна всего пару раз. Например, в Дубках пошла фотографировать старую бильярдную. Пока шла вдоль дороги, мне сигналили проезжающие мимо машины. Это единственная неприятность, с которой я столкнулась.
Семейное путешествие в горы Дагестана. Маршрут, особенности, бюджет
Дагестан — удивительная страна высоких гор, и замечательных людей. Без низких «приор», конечно, тоже не обошлось — люди живут тут скромно, и автопарк по большей части представлен автомобилями российского производства.
Но не это главное. Главное, что хотя туристический поток в Дагестане в настоящий момент достигает рекордных значений, этот регион еще не испорчен туристами и цивилизацией. Настоящая жизнь, как она есть — в окружении невероятной красоты пейзажей.
Скажу сразу — без автомобиля в Дагестане делать нечего. Площадь республики — 50 300 км², что больше чем у многих европейских стран — например, Словакии, Эстонии, Дании, Нидерландов Бельгии, Швейцарии. Это важная причина, по которой объехать весь Дагестан за неделю — это галопом по Европам. На сколь либо внятное знакомство с основными достопримечательностями нужна пара недель, и это при том, что вы будете проводить за рулем минимум по 4-5 часов в день. Поскольку мы путешествовали с детьми без малого 2 и 6 лет, и в запасе была всего неделя, нам такой вариант не подходил, основным вариантом активности планировался трекинг к достопримечательностям, так что мы ограничили ареал дневных выездов несколькими десятками километров. Меньше ездить, больше ходить!
Как правильно путешествовать с детьми
Ехать с маленькими детьми на большие расстояния — целая наука. Чтобы дети не скучали, их нужно заранее обеспечить едой, развлечениями (и я не про телефоны с планшетами). Книжки, рисовалки, конструкторы из не слишком мелких деталей и так далее. Остановки для получасовой детской прогулки должны быть не реже, чем каждые три часа — дольше идеть в креслах детям не полезно, как и питание всухомятку, что подразумевает нормальный обед и ужин. Дневной пробег даже на перегонах не должен превышать 750 км (на крайний случай 1000 км), ночная езда исключается — во-первых, детям вредно спать в креслах, во-вторых, ночное движение небезопасно и это неоднократно доказанный факт.
Дорога туда: Москва-Миллерово (870 км) и Миллерово-Кизляр (920 км)
В итоге, маршрут получился следующим. Выехали из Москвы по М4, по пути — ничего примечательного, кроме того, что из-за бокса на крыше мой Peugeot Traveller на всех пунктах оплаты тарифицировался по второй категории вместо первой, из-за чего пришлось пополнять счет в режиме онлайн. Но это не страшно — уже на следущий день все деньги вернулись на счет.
На обед остановились в одном из «Помпончиков», но рекомендовать эту сеть не буду — качество еды в ресторанах сети за последнее время сильно снизилось. Супы откровенно никакие, чебуреки несъедобные, пельмени — условно съедобные. Пончики не пробовали.
Заночевали в Миллерово, в интересном новом отеле — «Резиденция Амилко». Когда-то тут была конфетная фабрика. Ее забросили еще в восьмидесятых. Казалось, что будущего у локации нет, не было денег даже на снос. Но 5 лет назад полуразрушенное здание выкупил местный агропромышленный холдинг, и превратил его в жилой комплекс для топ-менеджмента с рестораном и небольшим отелем.
Вывески на огромных чугунных воротах нет, но заночевать тут элементарно — через Букинг. Цена за шикарный номер — точно такая же, как за комнатушку в обычном придорожном мотеле на трассе М4, то есть около 5000 рублей. Ресторан был закрыт на банкет, но за 20 минут нам привезли шикарный ужин из другого ресторана компании (он называется «Гости»). Такую классную пиццу не встречал и в Москве, и тем более было удивительно отведать ее в… Миллерово. Супы тоже были отличные. Кстати, это удивительно, но вокруг здания до сих пор пахнет конфетами. Если в Амилко нет мест, то заночевать в Миллерово можно в отеле «Гости» (тот, где ресторан) или есть более бюджетный вариант, максимально близко к трассе, называется «Надежда».
Перегон второго дня получился вынужденно длинный: дело в том, что путь пролегает в основном через безлюдные степи Калмыкии, так что фактически никаких вариантов ночевки от Элисты до Кизляра нет. Так что, как говорится, «таков путь». Дороги — откровенно неидеальные. Волнистые, с ямами, к счастью, подвеска у Traveller мощная и способна сделать быструю езду комфортной даже в таких условиях.
Даже глубокие ямы не вызывают пробоя, особенно в сочетании с шинами BF Goodrich T/A K02. Если на скоростной трассе они были шумнее обычных, то тут дали возможность просто валить по ямам и надолбам на высокой скорости. В итоге средняя скорость по Калмыкии получилась точно такой же, как днем ранее на М4 (почти 110 км/ч). Остановиться на обед стоит в кафе «Салатавия» под Элистой (46.316286, 44.345357) — готовят быстро, добротно, вкусно, сравнительно недорого. Главное, не набирать лишних блюд — порции громадные.
Бескрайние степи Калмыкии — это красота тюльпанов и солончаков. Жаль, не все туристы или местные жители догадываются, что обрывать тюльпаны не стоит.
В Кизляре заночевали в гостинице «Империя» (43.848122, 46.707405) — двухкомнатный люкс обошелся в 2500 рублей. Сама идея ночевать в Кизляре была основана на том, чтобы живописные места в горах посещать с утра.
Кизляр — Гуниб
На следующий день у нас было запланирован обед в шикарном ресторане «Главрыба» рядом Миатли (43.075314, 46.835409), посещение поселка Дубки, различных смотровых точек на Сулакский каньон (43.02087, 46.82563 и 43.016968, 46.832305), заброшенной станции испытаний ветроустановок (43.03618, 46.83355), плотины Чиркейской ГЭС и точек с видом на водохранилище (42.959013, 46.872972) и плотину (заезд 43.002969, 46.852599), культурно-исторического комплекса Ахульго (42.774890, 46.739138) — но жизнь внесла свои коррективы. Одного из детей стало сильно укачивать, и мы в медленном режиме с трудом добрались до Гуниба, проехав через Гимринский тоннель (самый длинный в России, 4303 м!).
Затем сделали остановку на Ирганайском водохранилище в видовой точке (42.674440, 46.884358).
А еще через час нас ждал Гуниб.
Село Гуниб расположено на горном плато на высоте 1234 м над уровнем моря. Можно сказать, это главный туристический центр региона.
Тут относительно много разнообразного жилья, отсюда удобно выбираться на различные пешие и автомобильные радиалки в другие, не менее впечатляющие локации. Минимальная необходимая для туристов инфраструктура присутствует — есть множество вариантов жилья, несколько кафе, магазины. Уютная квартирка, которую мы арендовали в нижней части села Гуниб у гостеприимных Аминат (вот ссылка на инстаграм нашего домика, будете писать, скажите что от меня) и Абдурсамада. Просторная квартира с четырьмя кроватями, кухней, просторной гостиной обошлась в 2500 рублей/сутки. Далее — краткие анонсы рассказов про достопримечательности, которые мы посетили.
Самое «цивильное» место питания — кафе Адат (42.387544, 46.965646), расположенное на центральной площади за зданием местной администрации.
Гунибская крепость
Неприступная Гунибская крепость, расположенная на самой вершине горы над Гунибом (42.393207, 46.955091) — свидетель фактического окончания Кавказской войны.
Именно здесь в 1859 году имам Шамиль и генерал Барятинский подписали мирное соглашение. Трехкилометровая стена стоит и по сей день, напоминая о том, как высока цена мира, независимо от времени, о котором мы говорим — прошлое, настоящее или будущее.
Гора Маяк
Вершина Маяк — высшая точка Гунибского плато. Высота — 2352 метра. Еще недавно туда можно было добраться на автомобиле, сейчас дорогу перекопали в самом начале, и, думаю, все правильно сделали — наслаждаться красотой и тишиной древнего хвойного леса (еще тут растет эндемичная береза Радде) лучше пешком. Начало трека тут: 42.406074, 46.912914.
К сожалению, мы с детьми в этот раз до вершины не добрались, но отлично прогулялись. К началу трека можно подъехать на внедорожнике или кроссовере (на Traveller 4×4 тоже можно), но лучше оставить машину внизу, у детского санатория, чтобы удлинить прогулку (она займет около пяти-шести часов, если с остановками).
Императорский тоннель
Еще одна важная достопримечательность Гунибского плато — так называемый царский тоннель (42.413478, 46.925855).
Говорят, что его пробили чуть ли не за три дня, к визиту российского императора в Гуниб в 1871 году, но это, конечно же, не так: дорогу и тоннель, ведущий из этого ущелья в соседнее, строили два года, с 1866 по 1888, прежде всего, для доставки из Карадахского ущелья горючего сланца, используемого в качестве топлива для обогрева. Отсюда, кстати, можно пройти вниз по живописной тропе еще 15 км, и попасть в следующую нашу локацию.
Карадахская теснина
Мы предпочли попасть сюда на автомобиле — благо по асфальту, а потом достаточно ровному грунтовому серпантину сюда из Гуниба можно добраться всего за полчаса. Карадахская теснина — уникальное природное образование, визуальное отображение того, на что способен через призму времени водный поток.
400-метровая теснина состоит из трех слоев известняка, который чередуется с пластами глинистых сланцев, по ним пластам идет активная эрозия. Ширина теснины в самом узком месте — немногим более двух метров, высота стен — до 170 метров. Начало маршрута от дороги тут: 42.463862, 46.887849
Расположенный в котловане Андалалской долины аул Чох был важным пунктом на великом Шелковом пути; до сих пор жизнь тут практически не изменилась, чем и пользуются туристы.
Например, тут можно пожить в старинном 140-летнем дагестанском доме, в условиях, максимально близких к тем временам, но, разумеется, с дополнительными современными удобствами. В доме есть музей, место так и называется — «Этно-Дом».
Недалеко от Чоха расположен знаменитый аул-призрак Гамсутль, фактически, одна из «визитных карточек» Дагестана.
Двухкилометровый подъем к селу — только пешком (несложно), или на лошадях (1000 рублей с человека, ребенка посадят с вами без доплаты). К верхней парковке (42.306863, 47.003599) ведет грунтовый серпантин, преодолимый для кроссовера при наличии навыков. Если не уверены в себе, лучше оставить машину на нижней парковке (42.303485, 47.009673).
Считается, что Гамсутль опустел совсем недавно, сюда можно было доехать на машине, работали магазины, была даже больница с родильным отделением. Но сейчас он выглядит, как исключительно живописные средневековые развалины.
Старая часть аула Гоор (42.429508, 46.565724) — некогда мощный оборонительный комплекс из семи башен, расположенный на вершине горы на самом краю отвесной пропасти.
Из башен уцелели лишь три. Мы доехали сюда на машине, как посоветовали нам местные жители, но быстро поняли свою ошибку. Дорога нормальная, но дело не в этом — нарушать гармонию и тишину исторического места, превращая его в парковку, не очень правильно, на мой взгляд, хотя многие и туристы, и местные, загоняли свои «крузаки» непосредственно к самим башням. На мой взгляд, это уже лишнее.
Расположенное по соседству село Кахиб очень живописно — прошлое и настоящее наслаивается тут друг на друга максимально естественно. А еще, перейдя реку по мосту, можно попасть в старый Кахиб (42.431502, 46.601665) расположенный на той стороне ущелья.
Эта часть села ныне заброшена, но побродить там — настоящее удовольствие, хотя бы и потому, что сюда нельзя доехать на автомобиле.
По тому же направлению, что Гоор и Кахиб, находятся и другие интересные достопримечательности. Например, прямо у дороги стоит тысячелетний Датунский христианский храм. Свернув с трассы в сторону села Заиб, вскоре можно оказаться на супер-живописном грунтовом серпантине, ведущем в Хунзах. Виды (например, с точки 42.504900, 46.717300) открываются невероятные.
Но вообще, Хунзахский район сам по себе требует более детального изучение, отложили его на следующий раз.
Финальной точкой ночевки в Дагестане стало село Гонода (через один параграф станет ясно, почему). Тут туристы бывают очень редко, поэтому мы были в центре внимания — все встреченные горцы настойчиво звали нас в гости.
Из села можно замечательно прогуляться пешком по сосновому лесу, он находится на тыльной стороне возвышающегося над селом скального гребня.
Как показал себя Peugeot Traveller 4х4 в длинном путешествии
Если честно, я изначально брал Traveller именно для таких путешествий, но случилось оно не сразу. Но автомобиль в итоге оказался максимально подходящим для поездки с семьей в горы.
С точки зрения водителя — отличный обзор, комфортное кресло, хорошая динамика и управляемость. Можно спокойно держать 150+ без напряжения.
Особо отмечу всеядную подвеску, которая способна глотать любые ямы. Вне асфальта сильные стороны полноприводной модификации становятся хорошо заметны. Клиренс в 20 см, надежный полный привод, крепкие шины и толстые штатные защиты агрегатов позволяли заезжать везде, где хотелось. На кроссоверах далеко не все водители решались это повторить.
И на асфальте, и на грунте Traveller показал себя очень хорошо. Предел проходимости ограничен, по сути, только геометрической проходимостью, и отсутствием понижающей передачи. По факту, Traveller 4х4 хотя и не внедорожник, но проходимее, чем многие кроссоверы.
С точки зрения пассажиров тоже все хорошо. Есть собственная настройка климата.
На втором ряду между двумя детскими креслами отлично помещается взрослый человек, есть лампочки, столики, шторки, ехать очень комфортно (хотя с “гудричами” я бы хотел улучшить шумоизоляцию).
Грузовые возможности — замечательные, хотя как всегда забил машину почти до предела. Оставил в гараже третий ряд сидений, и открутил крепление запаски (на полноприводных машинах оно занимает значимую часть багажника).
В огромный багажный отсек влезли три горных велосипеда (их брали для следующей после Дагестана локации), SUP, различная снаряга для кемпинга и трекинга, личные вещи на четверых, продукты, и так далее. Для удобства штабелирования, для продуктов и обуви использовал пластиковые контейнеры 60х40х35 см.
В боксе на крыше разместились колеса от велосипедов, семь велошлемов, гидрокостюмы, спасательные жилеты, защита для фрирайда.
Что важно знать, планируя поездку в Дагестан
Существует несколько нюансов, которые следует учитывать при планировании поездки. Вот основные из них:
— жилье в горах нужно бронировать заранее — спрос сейчас очевидно превышает предложение.
— запаситесь наличными деньгами. в горах не принимают к оплате карты, вся жизнь тут за налик (на худой конец, перевод на Сбер).
— уважайте местные традиции. В основном, местные жители — мусульмане, поэтому не стоит ходить в вызывающем виде или открыто употреблять алкоголь. Женщинам лучше ходить с прикрытыми ногами и головой. Если вы не будете следовать местным правилам, это не означает, что вас побьют камнями, или будут как-то высказывать неприязнь (люди в Дагестане максимально уважительны к гостям), но лично я всегда за взаимное уважение местных традиций.
— в горах выбор продуктов в магазинах сильно ограничен, так что если предпочитаете какие-то конкретные продукты, лучше купить их заранее, и привезти в автомобильном холодильнике. Это касается и алкоголя, который тут также не продается и не подается в кафе.
— на интересных маршрутах большинство дорог — грунтовые, каменистые. Есть есть возможность, лучше поставить прочные АТ-шины.
— в Дагестане — самые честные в мире автомойки. Помыть автомобиль на самомойке с пылесосом дороже чем на 150 рублей надо постараться, даже если это автобус. Пена из пистолета идет толстым потоком. Мойки есть почти в каждом селе, вот почему на моих снимках автомобиль почти везде чистый, хотя мы много ездили по грунту.
Где заправляться в Дагестане
Для тех, кто не знаком с местными реалиями, этот вопрос может показаться странным, но, увы, это не так — в Дагестане очень много заправок, но среди них нет известных сетевых, вдобавок, открыто продается топливо, не соответствующее каким-либо нормам; Заправив такое топливо в современный автомобиль, неважно, с бензиновым или дизельным мотором, вы можете получить кучу проблем.
Оставим в стороне радикальный совет — везти все топливо с собой; канистры в салоне — сомнительное удовольствие. Просто имеет смысл заправиться перед границей с Дагестаном до полного бака (на одном 68-литровом баке Traveller проезжает более 900 км по трассе или 400 км по горам), или же далее заправляться по рекомендациям местных жителей, выбирая самые дорогие варианты топлива из предложенных на АЗС. Мне порекомендовали АЗС сетей Fuel 1 и ASKO. Заливал на каждой АЗС по 20 л солярки, никаких проблем не было.
Сколько стоит поехать в Дагестан
Стоимость поездки в Дагестан не выше, чем в любой нетуристический регион России.
Значимую часть затрат составило топливо. Дорога в одну сторону и поездки по горам (примерно 2300 км) скушала около 12000 рублей. Средний расход солярки составил 10.5 л на 100 км, что я считаю отличным, для быстрой езды, гор и груженого полноприводного автобуса с боксом на крыше. Обратно мы поехали не домой, а в Геленджик, и лишь оттуда в Москву — расход на обратном пути снизился до 9.2 л. Проживание в Дагестане стоило 2500 рублей в сутки за всю семью, продукты — около 600 рублей в сутки, питание в кафе (один раз в сутки) — 1200-1500 рублей. То есть все было максимально бюджетно. Плюс нас еще постоянно кормили бесплатно, как гостей, об этом — дальше.
Дагестанское гостеприимство
Дагестанское гостеприимство поражает — это не миф. Тут реально вас могут пригласить на чай случайные знакомые, и когда вы придете с коробкой «чокопая», окажется, что речь идет не только о чае, уже накрыт стол, и вас ждет вкуснейший ужин и весь вечер интересного общения.
В день приезда, хозяева приготовили нам на ужин какое-то бесчисленное количество лепешек чуду, мы ели их еще четыре дня.
Затем мы ужинали в семье, рядом с домом которой парковали автобус. При нас жена Шамиля, Гульнара, приготовила вкуснейший хинкал.
Далее, еще до поездки я замучал бесчисленными вопросами гида, с которым познакомился несколько недель назад в рамках тест-драйва. В условиях полного отсутствия мест в регионе до конца майских, Муртазали нашел нам шикарное и недорогое жилье в Гунибе у радушных хозяев, позже привез мне качественную солярку когда я так в ней нуждался (с дизелем в Дагестане проблемы), и вообще решал все возможные вопросы, которые у меня возникали.
В конце поездки мы переехали в родовое село Муртазали, Гонода, в дом его сестры. Фраза «Позвоните от поворота к селу» меня насторожила, но не очень сильно. Разумеется, в итоге нас ждал накрытый ужин (на фото), который абсолютно невозможно съесть двум взрослым и двум малышам.
Не успели мы опомнится, принесли еще плов. А утром завтрак. От обеда еле отказались)) Для проживания нам выделили целый этаж, с кухней, ванной, тремя комнатами и огромной столовой-гостиной.
Но и это еще не все. По пути встретился со своим давним местным подписчиком, Магомедом ooev из Хунзаха.
Он подсказал мне множество нюансов по интересным локациям и нашел мне жилье дальше по маршруту через Дагестан. Желание помочь, похоже, у местных в крови — мы часто останавливались в самых неожиданных местах, и люди притормаживали, чтобы искренне поинтересоваться, не нужна ли помощь. Все это производит сильное впечатление.
Именно люди — пожалуй, главная причина, по которой надо ехать в Дагестан, помимо природных красот.
В следующих постах постараюсь рассказать вам про наше путешествие и локации более подробно. Если материал вам понравился, буду рад вам за репосты, вопросы, дополнения и прочие комментарии!
Читайте все мои материалы из путешествия по Дагестану: