С чего начать обучение фронтэнд
Если бы я учил Frontend сегодня. Советы начинающим
Мой путь в веб-разработке начался 5 лет назад. За это время я успел испробовать множество технологий, а в последние 3 года развиваюсь в направлении frontend.
В этой статье я бы хотел ясно изложить, какие технологии необходимо изучить новичку, а также поделиться методами их освоения. Гайд ориентирован на людей, которые делают свои первые шаги в веб-разработке, и в нем я постараюсь подробно пояснять суть каждой технологии. Также в конце я расскажу, куда двигаться дальше.
Итак, ты хочешь стать Frontend разработчиком. Что для этого нужно?
HTML и CSS
Эти две технологии необходимы для верстки сайта. Верстка – это расположение текста, изображений, кнопок и других элементов интерфейса на странице.
С помощью HTML мы можем добавлять и описывать эти элементы. Изначально они будут «сырыми», со стандартным внешним видом. Для изменения стиля используется CSS. Он позволяет задавать цвет, размер, расположение и десятки других параметров внешнего вида элемента.
Как освоить
В первую очередь стоит ознакомиться с обзорной статьей или видеороликом об этих технологиях. Так ты поймешь их суть.
Затем верстку удобнее всего осваивать и совершенствовать на практике. Пробуй верстать макеты страниц или отдельных элементов. Также, можно попробовать смотреть на Youtube процесс верстки страницы и повторять за автором.
Поначалу будет сложно, и придется часто обращаться в гугл за решением очередной проблемы. Но со временем ты научишься быстро находить у себя в голове правильную структуру HTML и необходимые CSS свойства для верстки элемента.
Где брать идеи и макеты для верстки?
Я использовал Dribbble и CollectUI, но также можно поискать на Behance и One Page Love.
Также можно брать настоящие макеты из UI Store Design. Я советую верстать макеты из Figma, т.к. её используют многие дизайнеры, и в будущем ты вероятнее всего будешь работать именно с ней. А еще она бесплатна и работает в браузере.
JavaScript
С этого языка начинается программирование в вебе. Он позволяет управлять элементами на странице, описывать и контролировать взаимодействие с интерфейсом.
Если с HTML и CSS мы верстали страницу, то JavaScript отвечает за динамическую часть страницы: анимации, отображение данных, обработка действий и многое другое.
Зачем мне он нужен?
Простой пример. Предположим, есть страница, на которой по нажатию кнопки нужно отобразить модальное окно. HTML и CSS позволят нам сделать верстку самой страницы и модального окна. Однако зафиксировать и обработать нажатие на кнопку эти технологии не могут.
Здесь нам и нужен JavaScript. С помощью него мы описываем поведение на странице. В коде мы обозначаем: если пользователь нажал на кнопку, то нужно показать модальное окно.
Вот пример такой реализации и использованием JQuery:
С помощью JavaScript можно производить практически любые операции со страницей. Однако его возможности не ограничиваются окном браузера. С помощью платформы Node.js этот язык можно использовать для серверной разработки, сборки проектов, и многого другого. В будущем тебе это будет нужно, чтобы работать с большими проектами, собирая из через Webpack. Однако я советую сперва научиться использовать язык внутри браузера.
Как освоить
Лучше всего будет начать изучение на learn.javascript.ru. Это прекрасный ресурс, который является базой знаний как для новичков, так и для продвинутых разработчиков.
Здесь важно понять основы самого JavaScript, а также особенности его работы в браузере. Если какие-то темы покажутся тебе слишком сложными (к примеру, прототипы), то можешь пропустить их и вернуться позже.
Не стоит слишком увлекаться одной лишь теорией JavaScript. Я рекомендую параллельно с изучением пробовать свои силы и писать простые скрипты. Можно также пробовать разбирать чужие участки кода на Codepen.
Постепенно изучай новые плагины и библиотеки. Одной из самых популярных и простых для понимания является JQuery. С ней значительно проще взаимодействовать с содержимым страницы, и её можно довольно быстро освоить на базовом уровне.
По большому счету, ты часто будешь прибегать к использованию сторонних библиотек в своих проектах. Чтобы лучше понять, как это делается, рекомендую попробовать форматировать даты с помощью Luxon или сделать карусель через Owl Carousel.
Что дальше?
С базовыми навыками в HTML, CSS и JavaScript можно сделать красивый лендинг, сверстать страницы интернет-магазина или блога. Этим я и советую заниматься, чтобы закрепить знания в веб-разработке.
По большому счету, на этих технологиях можно написать почти любой интерфейс. Вопрос только в том, какая специфика будет у приложения, которое ты разрабатываешь. Чем оно больше и сложнее – тем больше различных библиотек, плагинов и технологий тебе потребуется, чтобы справиться с задачей.
Рекомендую ознакомиться с Frontend Roadmap. Здесь описаны технологии разработки интерфейсов, которые будут нужны тебе в дальнейшем.
В дальнейшем тебе наверняка будут интересны реактивные фреймворки, вроде React или Vue. Для сборки приложений на них ты освоишь Webpack, а для ускорения процесса верстки изучишь препроцессоры PUG и SASS. Или может быть захочешь углубиться в графику и научишься работать с D3 или WebGL.
Как ты уже понял, frontend в веб-разработке очень многогранен и богат различными технологиями для совершенно разных задач. Изучай, пробуй, экспериментируй и получай удовольствие от созидания красивых и удобных интерфейсов для любых целей. За это мы и любим фронтенд.
Как стать фронтенд-разработчиком? Пошаговый гид в мир фронтенда
Приветствую всех! Меня зовут Пучнина Анастасия, я ведущий разработчик в компании ДомКлик, занимаюсь фронтендом Витрины объявлений. Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим мнением на тему того, что важно знать фронтенд-разработчику. Эта статья будет полезна тем, кто только начинает свой путь в разработке, или имеет опыт программирования в другой области и решил перейти на сторону фронтенда.
Содержание:
Кто такой фронтендер и чем он занимается?
Допустим, вы хотите арендовать квартиру: у вас есть компьютер с выходом в Интернет, вы знаете адрес другого, более мощного компьютера, который хранит огромное множество объявлений. Если представить, что привычных сайтов не существует и вы не можете, например, посмотреть объявления на карте, отфильтровать ненужные, заполнив удобную форму, вам придётся самим составлять сетевой запрос и разбираться в том, как и куда отправлять данные.
К счастью, инженеры придумали браузеры, а веб-технологии развиваются, и вам достаточно лишь воспользоваться удобным интерфейсом, который предоставляют разработчики разных компаний. Осталось сделать пару кликов, и нужная информация найдена.
Фронтенд-разработчиками называют программистов, которые отвечают за создание такой внешней стороны (англ. front end) веб-сайтов. Это клиентская часть сайта, с которой пользователь непосредственно взаимодействует на своем компьютере или телефоне (клиенте).
Многим известно, что сайты включают в себя разметку и стили, которые необходимы, чтобы обеспечить понятную структуру страницы и дизайн, однако фронтенд-разработка этим не ограничивается. Большинство сайтов, которыми мы постоянно пользуемся, это полноценные веб-приложения: почта, онлайн-банк, онлайн-кинотеатры, редакторы фото, заметки. Чтобы такие приложения работали, фронтенд-разработчики добавляют программный код, который выполняется в браузере, реализует нужную функциональность и, при необходимости, взаимодействует с сервером, динамически получая нужную информацию.
С чего начать и что читать? Чек-лист обучения
Вне зависимости от того, в какой области вы захотите работать и какие решения создавать, есть определенная база, которую, на мой взгляд, должен знать любой разработчик фронтенда.
В начале пути некоторых пугает список технологий, названий и аббревиатур во фронтенде. Их огромное множество. Но даже опытный разработчик не знает, да и не должен знать абсолютно все технологии и библиотеки, которые только существуют (ходят слухи, что каждую секунду в мире фронтенда выпускается новая библиотека:)
Три кита разработки под браузеры — это HTML, CSS и JavaScript, с которых и стоит начать.
Если у вас нет опыта в разработке и вам сложно обучаться самостоятельно, хорошим решением будет пойти на курсы фронтенд-разработчика с наставником в одной из известных школ программирования. Также хорошие курсы по вёрстке и фронтенд-разработке можно найти на Udemy и Coursera. Однако это совсем не обязательно, в интернете много бесплатных материалов и источников по необходимым темам.
Чтобы помочь вам сориентироваться, я составила пошаговый чек-лист для получения знаний, которых будет достаточно для прохождения собеседования на начинающего фронтенд-разработчика. Также прикрепила ссылки на материалы и источники на русском и английском языке, которые могут быть вам полезны.
Сохраняйте в закладки и пользуйтесь.
1. Как работает Веб
Прежде чем начать разрабатывать сайты, необходимо иметь представление о том, что происходит при открытии сайта в браузере, как работает клиент-серверная модель и что такое HTTP-протокол.
2. Среда разработки
Писать код и разметку можно даже в блокноте, но удобнее использовать специальные редакторы. Наиболее популярные среди фронтендеров:
3. Основы HTML
Изучите структуру HTML-документа, что такое теги и какие они есть, мета-теги, атрибуты, как добавлять изображения, создавать формы. Важными моментами в верстке является семантика и доступность.
4. CSS
Добавление стилей для элементов страницы. Изучаем блочную модель, позиционирование, каскадирование стилей, специфичность селекторов, псевдоэлементы, адаптивную верстку (для компьютеров, планшетов и телефонов). Учимся верстать современные макеты с помощью Flexbox и Grid.
5. Система контроля версий Git
Git поможет вам выйти на новый уровень в процессе написания кода. Это незаменимый инструмент для разработчиков, который позволяет поэтапно сохранять информацию обо всех изменениях в коде, возвращаться к разному состоянию, и многое другое. Желательно научиться работать с Git в терминале, а также попрактиковаться: создать репозиторий на Github или Gitlab и опробовать основные возможности Git на своём тестовом репозитории.
Практика. Практика. Практика!
На этом этапе я предлагаю побольше попрактиковаться и сделать свой небольшой проект, чтобы запомнить пройденный материал. Необязательно самостоятельно придумывать дизайн сайта, вы можете взять готовый макет. Создайте landing page или, например, сверстайте сайт-портфолио, сохраняйте код на Github в процессе разработки и попробуйте разместить сайт на бесплатном хостинге для статических сайтов — Github Pages. Если вам недостаточно практики, попробуйте посмотреть, как верстают другие, и повторить. На YouTube достаточно видеоуроков на эту тему (например, по запросу «верстка сайта по макету figma»).
Если вы глубоко изучили HTML и CSS, то после прохождения предыдущих пунктов сможете стать верстальщиком сайтов. Но чтобы научиться писать интерактивные веб-приложения и стать профессиональным фронтенд-разработчиком, нужно продолжить свой путь в мире фронтенда и погрузиться в программирование.
6. Язык программирования JavaScript
Не путайте JavaScript с Java. Изучите основы языка: переменные, объекты, типы данных, функции, контекст и замыкания, классы. Сравните отличия спецификаций EcmaScript старых и новых версий. После понимания основ переходите к более сложным вещам: тонкостям асинхронного программирования (коллбеки, промисы, async-await) и выполнению запросов на сервер (XmlHttpRequest, Ajax, Fetch, Cookie).
7. DOM (Document Object Model)
DOM — это объектная модель документа, дерево, которое строит браузер, чтобы отрисовать вашу страницу на экране. Научившись работать с DOM, вы сможете с помощью JavaScript создавать или изменять элементы на странице, реагировать на клики пользователей и многое другое. Работе с DOM и событиям в браузере посвящена отдельная часть LearnJavascript.
Подробно тема DOM также описана в книге «Выразительный JavaScript», автор Марейн Хавербек.
8. Node.js, NPM
Благодаря программной платформе Node.js язык JavaScript можно использовать не только в браузере. С помощью этого инструмента можно написать консольную программу или серверную часть приложения.
Попробуйте написать свой собственный небольшой сервер.
В своих JavaScript-программах вы можете использовать модули, написанные другими разработчиками. Ознакомьтесь с онлайн-хранилищем пакетов NPM.
9. Babel
Babel Js — компилятор JavaScript-кода, который позволяет использовать последние возможности языка, например, стрелочные функции, классы, optional chaining, не дожидаясь их полной поддержки браузерами. Вам необходимо лишь правильно сконфигурировать Babel под нужную версию EcmaScript или список поддерживаемых вами браузеров, исходный код будет преобразован автоматически.
Попробуйте воспользоваться онлайн-компилятором кода на официальном сайте, чтобы посмотреть, во что превращаются современные конструкции JavaScript. Настройте компиляцию кода для небольшого JavaScript-приложения, подключив Babel как NPM-пакет.
10. Сборщики модулей, Webpack
При создании приложений разработчики делят код на части (модули), подключают дополнительные обработчики кода, настраивают приложения для различных окружений (development и production). Чтобы это было возможным, а нам не пришлось вручную подключать модули в HTML-файле в нужном порядке и следить за изменениями, в приложениях используются сборщики модулей (бандлеры).
Сборщики подключают и комбинируют модули и их зависимости в один или несколько файлов в правильном порядке, а также позволяют дополнительно преобразовывать код.
Webpack — один из самых популярных сборщиков модулей. Это помощник разработчиков, несмотря на то, что по началу он может показаться достаточно сложным. Его гибкость позволяет настроить сборку с использованием огромного множества плагинов и загрузчиков (пре- и пост- процессоров CSS и HTML, Babel и др.), оптимизировать ресурсы, быстро подгружать изменения в процессе разработки с помощью hot module replacement, и многое другое.
11. Препроцессоры CSS
CSS-препроцессор — это надстройка над CSS, которая предоставляет удобные новые синтаксические конструкции для разработчика, добавляя новые возможности, которые позволяют упростить и ускорить разработку и поддержку стилей.
Наиболее популярные препроцессоры:
12. Препроцессоры HTML (Шаблонизаторы)
Препроцессоры HTML имеют те же преимущества, что и CSS-препроцессоры. Они позволяют более эффективно писать HTML-разметку, разбивать код на модули, а также использовать условия, циклы, миксины, наследование.
13. Стиль кода и линтеры
Стиль кода (code style) — набор правил, который позволяет сделать код единообразным, максимально удобным для восприятия и читаемым для вас и других разработчиков. Такие правила описывают, где и какие отступы и скобки должны быть, максимальную длину строк, названия переменных, позволяют определить слишком запутанный или лишний код и множество других аспектов.
Некоторые компании придумывают свой стиль кода. Одним из известных наборов правил во фронтенде является стандарт компании Airbnb, советую ознакомиться с ним для повышения качества своего кода.
Существуют специальные инструменты, которые могут проверять ваш код автоматически и позволяют легко поддерживать код в определенном стиле, настроив конфигурацию проекта один раз:
14. Изучение фреймворка/UI-библиотеки
React, Angular или Vue? На 2020 год основная борьба идет между этими библиотеками. Вы можете выбрать любую из них. Если вам симпатизирует какая-то конкретная компания, в которой вы хотели бы работать, можете выбрать используемый ими фреймворк.
Я бы советовала начать с React — он имеет огромную популярность среди разработчиков и компаний, продолжает развиваться, прост для понимания начинающими фронтендерами, вокруг него сложилось множество других инструментов и большое сообщество.
Начните изучать React с официальной документации, она достаточно подробная. Если её вам покажется недостаточно, можно найти на Udemy полноценный курс (например, Modern React and Redux — на английском языке, с очень понятным и подробным объяснением для начинающих, практическими заданиями и всем необходимым материалом по React и библиотекам).
Уделите внимание описанию типов входных параметров для React-компонентов (проверка типов с помощью PropTypes), а также написанию комментариев по стандарту JSDoc (цикл статей по использованию JSDoc).
По мере вашего продвижения необходимо будет научиться управлять состоянием приложения. Библиотеки, которые помогают в этом: Redux и Mobx. Начать рекомендую с Redux — это наиболее популярная библиотека в связке с React. Ознакомьтесь с официальной документацией или переводом. Также советую курс от одного из авторов библиотеки (Getting Started with Redux от Дэна Абрамова).
Затем приступайте к изучению библиотеки для удобного выполнения асинхронных действий (например, запросов к серверу). Самая простая библиотека, с которой стоит начать — Redux Thunk (документация).
15. Автоматическое тестирование
Тестирование — это процесс оценки того, что все модули приложения ведут себя так, как ожидалось. Благодаря тестированию можно избежать большого количества ошибок, которые вы могли бы не заметить. Изучите, что такое тестирование и какие виды бывают (Тестирование для «чайников»). Научитесь писать модульные тесты к вашему коду, используя одну из библиотек для тестирования, например, Jest.
16. Углубленное
Какие трудности могут быть? Ошибки в начале пути
Изучение фреймворков вместо базовых знаний
Иногда будет казаться, что лучше сразу изучать какой-нибудь популярный фреймворк или библиотеку. Это достаточно частая ошибка, особенно во фронтенде: люди начинают изучать React или верстают с помощью Bootstrap и Material UI, не разобравшись в основах и не получив достаточных знаний по HTML, CSS и JavaScript. Можно использовать такой подход, если вы «бежите на короткую дистанцию» и вам нужно быстро сделать какой-нибудь проект. Но если вы планируете стать разработчиком, это не принесет нужного результата.
Нет необходимости знать наизусть абсолютно все CSS-свойства или методы в JS, вы сможете поискать их, если забудете. Важно понимание основных концепций и тонкостей: это то, что будет вашим крепким фундаментом во фронтенд-разработке.
Обучение — это труд, самодисциплина и много практики
Ошибочно ожидать, что вы разберетесь со всем материалом за неделю или выучите JS за один день. Количество времени, которое вам будет необходимо, это очень индивидуальный вопрос, и, скорее всего, процесс займёт не один месяц.
Не пугайтесь, изучайте пошагово и постепенно, больше практикуйтесь — так вы сможете быстрее продвинуться в обучении. Всем нужно какое-то время, чтобы научиться новому.
Определитесь, зачем и почему вы хотите стать фронтенд-разработчиком. Фронтенд — это область, в которой можно реализовать интересные решения и работать над проектами, которыми будет пользоваться огромное количество людей по всему миру! В добавок к этому, чем больше вы наберете знаний и опыта, тем выше будет оплачиваться ваш труд.
Вспоминайте о мотивирующих именно вас моментах, когда ваш код не будет работать, а очередной блок не будет выравниваться так, как вы этого хотите 🙂 Если вам нравится видеть результат своей работы, изучайте материал через практические задачи или создание своего проекта, так вы будете быстрее получать отдачу.
Копирование чужого кода
Если вы столкнетесь с проблемами и ошибками, которые не сможете решить, то не стесняйтесь искать помощи в Google. Учитесь пользоваться поиском и находить причину возникшей проблемы, но не копируйте чужой код вслепую.
Обязательно разберитесь, что происходит в найденном решении, и почему именно так. Это будет дольше и затратнее, но, если не разобраться, вы с большей вероятностью столкнетесь с похожей проблемой и опять не сможете решить её самостоятельно, а ваш код превратится в лапшу с разными стилями из-за копирования чужого кода.
Не доверяйте на 100% коду, который вы находите
Другие люди тоже могут ошибаться или иметь недостаточно опыта. Если вы находите видеоурок от магистра JavaScript или вёрстки, это не всегда значит, что преподносимое — идеальное решение и лучший возможный код.
Смотрите разные источники и критически относитесь ко всему, что находите. По мере того, как вы будете набираться опыта, вы поймете, какой код и подходы лучше, а что только усложняет ваше приложение и добавляет костылей, об которые вы потом споткнетесь.
Подготовка к собеседованию на Junior-разработчика
Собеседования в разные компании могут проходить совершенно по-разному, я бы хотела рассказать о необходимых знаниях, основываясь на своём опыте.
Направления, по которым чаще всего собеседуют на должность фронтенд-разработчика — это вёрстка, JavaScript, в частности, асинхронность и знание одного из фронтенд-фреймворка или библиотеки. На позицию Junior больше внимания уделяется именно вёрстке и JavaScript.
Вопросы могут быть как теоретические, так и практические, на решение небольших задач.
Сообщество разработчиков составило примерный список вопросов для интервью. Пройдитесь по всем вопросам и попробуйте дать ответ. Если вы не смогли на что-то ответить, это сигнал к повторению темы.
В подготовке к решению задач на JavaScript могут помочь сайты с задачами по программированию, на которых вы можете попрактиковаться онлайн и проверить свои навыки (начинайте с раздела с простыми задачами). Особенно популярными задачами являются задачи на применение методов работы с массивами. Пример таких задач: проверка на палиндром или анаграмму.
Сайты с задачами по программированию:
Задачи на применение действительно сложных алгоритмов и знание таких структур данных, как деревья и графы, практически нигде не даются при собеседовании на должность Junior фронтенд-разработчика. Так что не бойтесь: даже если прохождение собеседования кажется вам очень страшным, на самом деле, если вы смогли ответить на все вопросы выше, то с большой вероятностью сможете пройти собеседование.
Маленький совет: если вы не уверены в своих силах, всё равно пройдите собеседование в какой-нибудь компании. И даже если вам не сделают предложение, вы поймете свои слабые места. К следующему собеседованию сможете подготовиться еще лучше!
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, статья была вам полезна. Если знаете, что она может быть полезна кому-то другому, то поделитесь.
Хочу стать frontend разработчиком: базовые знания и план обучения
Итак, друзья, вы решили встать на путь программирования? Жму руку, это решение изменит вашу жизнь. Это всегда интересная и востребованная работа на стыке интеллекта и творчества, работа о том, как принести пользу людям, сделать мир чуточку лучше. Возможности реализации в ней бесконечны.
В программировании много разных областей: веб-разработка, мобильная, десктопные приложения, разработка ОС, драйверов для железа. Веб-разработка — одна из самых интересных и востребованных областей. К её плюсам можно отнести то, что ваш продукт лежит в Интернете, и чтобы его увидеть, достаточно набрать адрес в браузере любого устройства, не нужно ничего качать и устанавливать. К тому же, с помощью современных инструментов, зная веб, можно разрабатывать сразу и мобильные, и десктопные приложения. Веб состоит из frontend (то, что видит клиент в браузере) и backend (серверная часть, занимается хранением, обработкой и выдачей данных). Я предлагаю начать знакомство с вебом именно с фронтенда.
Да, кстати, меня зовут Роман Латкин, я почти 10 лет варюсь в веб-разработке. Когда я начинал, всё было одновременно просто и сложно. Просто, потому что для построения приложения много знать было не нужно: вот HTML, немного CSS, чуть-чуть JavaScript — и готово. Сложно, потому что разработка велась через боль. Сейчас множество этой боли вылечено с помощью громадной экосистемы инструментов, но она очень пугает новичков, они не знают, как подступиться к фронтенду, с какой стороны подойти. Мне повезло, я наблюдал развитие фронтенда почти с начала, и у меня в голове всё неплохо уложилось. И я хочу в помощь начинающим разработчикам передать это понимание. Надеюсь, после прочтения этой статьи, вы будете чётко знать, каким путём идти, куда копать и по какому плану развиваться.
Три составляющих фронтенда
27–29 декабря, Онлайн, Беcплатно
Если вам придётся как-нибудь вручную использовать эти средства, чтобы сделать более-менее сложный проект, то вам предстоит испытать много боли. К счастью, мир развивается, сложные вещи упрощаются, люди придумывают всё новые и новые инструменты и технологии, которые делают этот созидательный процесс более приятным и быстрым.
Любой процесс познания можно представить в виде буквы «Т», где горизонтальная линия — широкое понимание, вертикальная — глубокое. У идеального специалиста буква Т большая и красивая, равномерная. Если она вытянута в одну сторону, она некрасива, уродлива; такой специалист мало полезен в боевых делах. Он может либо глубоко разбираться в чём-то одном, но чуть шаг в сторону, и он непригоден; либо поверхностно разбираться во всём, но при этом ничего не уметь. В первую очередь необходимо максимально развить широкую составляющую, чем мы сейчас и займёмся — постараемся максимально широко охватить все аспекты фронтенда, не углубляясь. А потом вы займётесь углублением, которое останется вам на самостоятельную работу.
Чтобы хорошо представлять причины текущего положения вещей, нужно хотя бы чуть-чуть знать историю пути развития фронтенда, да и вообще веб-приложений в целом. Инструментов сейчас столько, что не только новичок, сам чёрт ногу сломит. Поэтому, чтобы в этом всём хорошо ориентироваться, начнём именно с истории, с короткой экскурсии, как всё начиналось, а затем плавно перейдём к современным подходам.
Первые сайты
Вначале люди писали на чистом HTML, рисовали внешний вид на чистом CSS, делали логику на чистом JavaScript. Типичное старомодное приложение — это когда серверная логика генерирует HTML (отвечая на запрос посетителя, сервер берёт данные из базы данных и вставляет их в HTML) и отдаёт его вместе со статическими файлами стилей и клиентской логики на JavaScript, которой в то время (около 10 лет назад) было немного. При совершении перехода на другую страницу весь этот процесс повторялся. То есть раньше как такового разделения на фронтенд и бэкенд не было, было одно цельное приложение, которое одновременно и работало с базой данных, и генерировало HTML.
jQuery
Писать на чистом JavaScript надоедало и появился хороший инструмент — jQuery, который с помощью удобного синтаксиса позволял обращаться к элементам страницы и выполнять с ними какие-то действия. Появлялись различные плагины, готовые решения, стало проще и интереснее.
Но приложения развивались, объём клиентской логики рос, и постепенно всё это превращалось в большую лапшу. Чтобы её распутать, нужна была какая-то форма, архитектура.
Умные Парни попробовали перенести на фронтенд архитектурный шаблон с серверной части — MVC (модель-представление-контроллер). Этот шаблон диктует правило, что есть модель, которая описывает данные. Например, модель пользователя, модель фильма, модель отзыва. Есть контроллер, который обрабатывает запросы, например «показать по такому-то адресу страницу со списком фильмов». И есть представление, которое отвечает за отображение данных в HTML, в которое контроллер передаёт готовые данные, полученные из базы данных/API.
Здесь началась история single page application, SPA — приложений, которые загружаются один раз, а затем при переходе по страницам обращаются к серверу за данными по API. Этот подход называется AJAX. Вместо того, чтобы генерировать HTML на стороне сервера, сервер отдаёт клиентскую логику приложения один раз. Переходя на другую страницу, например с главной страницы на страницу поиска отелей, приложение запрашивает с сервера данные в чистом виде (к примеру, информацию об отелях), без тегов HTML (как правило в формате JSON), и самостоятельно генерирует представление.
Шаблон MVC на фронтенде был хорош, прекрасно работал, но было излишне сложно. Angular, Backbone — представители этой вехи истории. Они, к слову, живут и сейчас, но я в них глубоко не разбирался.
Процессоры и сборщики
Приложения начали расти в размере, и тут пришло время рассказать о сборщиках, препроцессорах и пакетных менеджерах. Постараюсь вкратце по ним пробежаться, несмотря на то, что они заслуживают отдельной статьи.
В вебе важна скорость, поэтому нельзя просто так отдавать посетителю большие файлы, они будут идти по сети слишком долго. Поэтому все ресурсы сжимаются с помощью разных минификаторов. JavaScript чаще всего с помощью uglify (он удаляет пробелы, делает названия переменных короче и ещё много чего интересного). В CSS удаляются пробелы и могут ещё объединяться некоторые свойства. И всё это собирается в один или несколько файлов вместо 10-20, один файл скачать гораздо быстрее, и на сервер нагрузка меньше.
Что касается CSS, появлялись так называемые препроцессоры. Они расширяют синтаксис CSS, добавляют туда кучу разных возможностей — вложенные блоки, переменные, циклы. Даже просто отсутствие точек с запятой очень помогает и ускоряет написание кода?.
Препроцессор — это такая программа, которая запускается и компилирует этот сахарный синтаксис в чистый CSS. Использование препроцессоров позволяет избежать повторного использования кода, выстраивает архитектуру, и по сути превращает язык описания стилей в язык программирования. Изучите какой-либо инструмент, и вы поймете. Я для себя сейчас выбрал Stylus; есть ещё несколько, например — LESS, SASS.
Чуть позже придумали постпроцессоры. Они, в отличие от препроцессоров, обрабатывают уже готовый CSS, модифицируя его: например, добавляя дополнительные свойства к уже существующим, или изменяя названия классов, делая их уникальными, чтобы ничего не сломалось. Их чаще всего используют для поддержки кроссбраузерности, о которой мы ещё поговорим ниже. PostCSS — вот этот самый постпроцессор, он ещё обладает большой библиотекой плагинов, упрощающих жизнь.
JavaScript
Насчёт JavaScript: исторически так сложилось, что этот язык изначально был слишком простой и сейчас постоянно развивается, обрастая новыми инструментами. Основная его версия, которая работает во всех современных браузерах, называется ES5. В 2015-м году появился усовершенствованный стандарт JavaScript ES2015, или ES6, который даёт много новых инструментов упрощённого описания логики. Только он не работает в старых браузерах, поэтому используют препроцессор Babel для компиляции его в ES5. То есть код пишется с помощью современного синтаксиса ES6, а для работы в браузере сразу компилируется в ES5.
Есть ещё разные способы писать нормальный код, которые сводятся к тому же: код пишется на своём «особом» языке (как в случае с ES6), а потом транслируется в JavaScript. Вот некоторые из этих «особых» языков программирования:
Чтобы удобно вставлять динамические данные в HTML, отделяя данные от разметки, придумали шаблонизаторы. Например, в разметке пишется
Менеджеры пакетов
Чтобы не изобретать велосипеды, разработчики давно научились делиться между собой готовыми участками кода, модулями. Во фронтенде для этого активно используется менеджер зависимостей npm. На npmjs.com можно найти огромное количество модулей, плагинов, библиотек на все случаи жизни. Прежде чем писать что-то своё, поищите там.
Позже появился усовершенствованный менеджер зависимостей Yarn, он делает всё быстрее и стабильнее, не буду сейчас углубляться, почему.
Менеджеры задач
Для того, чтобы централизованно управлять всем этим зоопарком, появлялись менеджеры задач. Они позволяют в одном месте описать все процессы и этапы сборки приложения. Это Grunt, Gulp, Webpack. Последний — наиболее подходящий для сборки веб-приложения. Он может взять на себя много забот, легко и просто компилировать все ресурсы, будь то скрипты, стили, разметка, картинки — в любом формате (Stylus, Less, Sass, ES6, TypeScript, jpg, png) из любых исходников — в единые бандлы, сборки файлов js, CSS, HTML, которые будут работать в браузере.
Компонентная архитектура
Итак, можно продолжить: сложное начали упрощать, и в ходе упрощения, большого упрощения, Умные Парни решили — всё есть компонент. Кнопка — это компонент, шапка — компонент, выбор города — компонент. Страница — тоже компонент. Компонент может содержать в себе другие компоненты. Получилось крайне просто: такая концепция, как оказалось, пришлась как родная к построению клиентских приложений.
Что такое компонент? Это самостоятельный и независимый участок разметки со своей логикой и стилями. У компонента есть свое текущее состояние. Открыто ли меню, активна ли вкладка, и т.п. Состояние всего приложения можно представить как дерево состояний различных компонентов.
Разметка HTML зависит от текущего состояния, изменилось состояние — изменилась разметка. Это реализуется с помощью технологии Virtual Dom — когда DOM (дерево HTML-элементов страницы) рассчитывается сначала виртуально и в конце расчёта отображается в реальном DOM, в разметке. За счёт этой идеи достигли более высокой производительности приложений, ведь одна из самых тяжёлых частей работы браузера — операции с DOM (работа с деревом объектов HTML).
Здесь важно ввести ещё одно понятие — реактивные приложения. Это, упрощённо говоря, когда вместо прямого изменения DOM/Virtual Dom при изменении данных, вводится объект состояния, модель данных, и на её изменения подписывается обработчик, который уже меняет DOM. То есть чтобы что-то поменять в представлении, HTML (например, таблица со списком пользователей), нам достаточно изменить свойство модели (добавить в массив нового пользователя), всё остальное произойдет само (пользователь появится в html-таблице). Вы, наверное, замечали, что некоторые сайты медленно работают, а другие молниеносны. Скорее всего, первый на jQuery и работает с реальным DOM, второй — на одном из реактивных инструментов, с которыми мы познакомимся далее.
React
Итак, эти концепции (Virtual Dom, компоненты, реактивность) улеглись в новом инструменте создания клиентских приложений от Facebook — React. На текущий момент он является одним из лидеров индустрии, наиболее часто используемым во фронтенде. Он обладает развитой экосистемой — можно найти огромное количество готовых компонентов и дополнений.
Управление состоянием
Но между компонентами нужно было наладить связь, им нужно общаться между собой. Нажали на кнопку — изменился цвет. Можно строить эту взаимосвязь напрямую, но это быстро может превратиться в кашу. Тут придумали шаблон централизованного управления состоянием, когда есть одно место, где хранится состояние всего приложения в текущий момент времени. Это, сильно упрощая, такой JavaScript-объект со свойствами. Это состояние изменяется с помощью вызова действий и мутаций, но не будем сейчас так углубляться. Паттерн называется Flux. Самая популярная имплементация управления состоянием для React — Redux.
Vue.js
Тут появился Vue.js — гибкий, эффективный и простой в освоении веб-фреймворк, который несёт в себе всё те же концепции, но они в нём выглядят гораздо удачнее. Он объединил в себе всё лучшее из Angular и React, более чётко ответил на вопрос «что есть что». Из коробки Vue содержит уже большое количество инструментов и возможностей, которые в несколько строк позволяют писать объёмную логику. Разработка значительно упростилась.
Vue принёс ещё несколько интересных концепций, как, например, однофайловые компоненты — файлы, которые содержат в себе сразу логику, разметку и стили, и они там не переплетаются, как в случае с React и JSX. Vue из коробки позволяет использовать любые препроцессоры, которые очень органично вписываются в однофайловые компоненты. И имеет множество готовых встроенных решений, даже свою имплементацию Flux. Vue обладает отличной документацией на русском языке, которая научит вас лучшей практике во фронтенде, от сборки приложения до автотестов.
Изоморфные приложения, SSR
В разговоре об одностраничных приложениях мы упустили одну важную деталь: когда поисковый робот обращается к одностраничному приложению, он ничего не видит — только пустую страницу с тегами body без контента. В старомодных приложениях сервер обратился бы к базе данных, сгенерировал представление и отдал бы готовый HTML с текстом страницы. В случае с одностраничным приложением сервер отдаёт пустую страницу, которая лишь после инициализации подтягивает данные и показывает представление, чего конечно же поисковый робот не сделает. Таким образом, использовать одностраничные приложения для сайтов, ориентированных на контент, SEO, недопустимо.
Это недопущение обходилось множеством хаков и костылей, пока не появилась концепция SSR — Server-Side Rendering. Умные Парни научили весь JavaScript, который работал в браузере, выполняться на сервере с помощью NodeJS (технология создания серверных приложений с помощью браузерного языка JavaScript). Это, конечно, ввело свои ограничения, но жить стало легче. Теперь можно было написать логику один раз на одном языке, и она сразу же работала и на сервере (при первом обращении посетителя/робота генерировался HTML с контентом страницы) и в браузере (последующие переходы посетителя). Это и называется изоморфное, универсальное приложение.
Схема простая: при первом заходе посетитель отправляет запрос на сервер NodeJS, который обращается к API-серверу, берёт данные в виде JSON и отрисовывает их в HTML, возвращая посетителю. Дальше уже приложение живёт в браузере, при последующих переходах по страницам оно напрямую обращается к API-серверу за данными и уже непосредственно в браузере отрисовывает представление.
В React имплементация этой схемы делается разными и сложными путями. В качестве готовых решений есть для этого, например, фреймворк Next.js. В документации Vue есть целый раздел, посвященный SSR. Там указан фреймворк Nuxt — Vue + SSR. С его помощью можно довольно легко писать такие универсальные приложения.
CSS-фреймворки, адаптивность
Теперь мы сменим тему на попроще и поговорим о вёрстке.
В настоящее время всё упрощается, уже почти все браузеры поддерживают Flexbox и CSS Grid — современные удобные способы верстать сетку страницы. Их умелое сочетание позволяет в несколько свойств добиваться таких положений контейнеров, над которыми пришлось бы старыми методами изрядно попотеть, позволяя с лёгкостью выполнить практически любые дизайнерские изыски.
Адаптивность — это способность страницы выглядеть одинаково хорошо на всех устройствах, будь то ноутбук, планшет или мобильный телефон. Адаптивность достигается с помощью медиа-запросов — блоков условий в CSS, при каких разрешениях экрана какие CSS-свойства должны работать. Её можно также добиться с помощью умелого применения flexbox-контейнеров.
Все веб-приложения в основном типичны, состоят из строк, колонок, таблиц, кнопок и других UI-элементов. Чтобы не писать их каждый раз, в помощь сайтостроителям создавались CSS-фреймворки, где вся разметка уже продумана — достаточно применить нужный класс. Они содержат в себе множество готовых UI-элементов. Самый популярный — конечно же Bootstrap, сейчас уже 4-я версия. Есть ещё Bulma, тоже довольно хороший. И ещё множество менее популярных. Обычно в CSS-фреймворках адаптивность идёт из коробки, важно лишь правильно пользоваться предлагаемыми инструментами. CSS-фреймворки станут отличной основой практически в любом вашем веб-приложении и хорошим началом освоения навыков правильной вёрстки. Их стоит использовать, когда нужны типичные элементы пользовательского интерфейса, адаптивность, а это 99% кейсов в вебе.
Кроссбраузерность
Методологии
Чтобы вёрстка не превратилась в суп, ничего внезапно не ехало, всё было чётко и красиво — существуют специальные подходы, сборники правил о том, как называть тот или иной класс. Они очень вписываются в компонентную архитектуру, надо сказать, с них она и началась. Правило то же — всё есть компонент, или по-другому «блок». У блока есть свои элементы, мини-блоки, из которых и состоит блок. Изменяют отображение блока модификаторы, применяя к нему то или иное свойство. Изучите БЭМ от Яндекса или SUIT CSS, прежде чем начинать заниматься верстанием.
В путь!
Надеюсь, к концу статьи у вас уже сложилось более-менее полное и широкое понимание всех аспектов фронтенда. Теперь вам остаётся лишь его углублять, следуя шаг за шагом. Предложу вам план этих шагов, как стать профессиональным фронтендером:
Готово! Дальше только практика, вернее, она должна была начаться с первого пункта, а сейчас достигнуть своего апогея. Теперь вы мастер фронтенда! Хотя кто знает, может, к тому времени опять выйдет в свет какой-нибудь инструмент, который всё перевернёт во фронтенде, и придётся полностью менять свои понимания?
Глубоко в каждой теме не закапывайтесь, не старайтесь всё сразу запомнить. Главное — помнить, где и что посмотреть. Никогда не будет лишним повторить основы. Полезно общаться в комьюнити и желательно иметь живого, пусть даже удалённого, наставника, который поможет направить в случае застоя. Помните, что лучшее понимание приходит в процессе решения задач.