С чего начать читать карла юнга
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Как читать Карла Густава Юнга?
О последовательности в изучении Юнга существует много споров и версий. В самом деле, трудно однозначно сказать, с чего стоит начинать читать Юнга. По мнению одних, это автобиография, другие настаивают на «Тавистокских лекциях», третьи – на сознательной популяризации «Человек и его символы». Предлагаемая мной система не лучше и не хуже любой другой, важно то, что она была уже не раз проверена, и, следуя ей, читатель приходил к нужному результату.
В этой системе я разделяю ключевые работы Юнга, входящие в основной юнгианский курс, и вспомогательные, которые имеет смысл читать по прохождении основного курса. Основные работы дают ключи в мир идей Юнга, тогда как вспомогательные разбирают отдельные темы с позиции аналитической психологии. Самым начинающим я рекомендую начинать не с самого Юнга, а с популяризаторов его идей. Работа Робина Робертсона «Введение в психологию Юнга» дает прекрасную возможность начинающему обрести необходимую базу понятий, которыми оперирует аналитическая психология, а мои 11 лекций, размещенных на Касталии в отдельном разделе, несколько уточняют акценты.
Далее советую читать Юнга в следующем порядке:
1) В первую очередь имеет смысл читать сборник статей «Человек и его символы», который был написан Юнгом совместно со своими лучшими учениками для объяснения основных идей аналитической психологии на самом простом уровне. В этих работах даны азы анализа снов, разъяснения таких базовых понятий, как тень, Анима, Анимус, архетипы, приводятся доказательства автономной жизни психики, не зависимой от воли сознания.
3) Прочитав указанные две работы, читатель уже в состоянии решить, насколько ему близка аналитическая психология. Продолжать изучение Юнга имеет смысл книгой «Шесть архетипов индивидуации». Уже с этой книги от теории вы начинаете переходить к практике, поскольку здесь Юнг дает убедительные портреты людей, захваченных тем или другим архетипом. В самом деле интересно увидеть, как проявляется архетип и комплекс матери, Коры (девы), Трикстера, Духа или Анимуса, и, наконец, важнейший архетип – божественное дитя или Самость. Анализ последнего будет особенно интересен тем, кто знаком с символизмом Телемы и осознает, что новый эон есть эон побеждающего ребенка, Гора. Последним архетипом является архетип трансформации. Трансформация – ключевое слово для ищущего свободы, трансформация – это переход из одного состояния психики в другое. Реинкарнация, метемпсихозис, инициация, энантиодромия, словом, с этой статьи открывается ряд важных идей, связанных с переходом в иное.
5) Только изучив приведенные выше четыре работы, имеет смысл приступить к изучению автобиографии Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления». Даже для подготовленного читателя её прочтение может оказаться немалым потрясением, ибо те видения, которые описывает Юнг в ней, фактически перебрасывают мост между психологией и магией, между великим деланием алхимиков и индивидуацией Юнга. «Воспоминания, сновидения размышления» являются мостом, перейдя который, вы оказываетесь во внутреннем дворце юнгианского учения и готовы воспринимать его гностические исследования. Очень важно, чтобы в вашем варианте автобиографии Юнга было его личное откровение – «Семь наставлений мертвым», в котором содержится символическая квинтэссенция учения. Некоторые юнгианцы советуют начинать с автобиографии, но мне такой подход кажется не совсем разумным, поскольку для неподготовленного читателя некоторые идеи просто останутся непонятны.
7) Так же имеет смысл очень внимательно изучить работу «Об отношении между эго и бессознательным». Эта работа является превосходной страховкой от возможной инфляции сознания, опьянения силой архетипического. Здесь превосходно описаны опасности, которые могут ожидать эго при встрече с бессознательным, а так же та единственная модель взаимодействия сознания и бессознательного, которая называется индивидуацией. Так же именно здесь Юнг окончательно опровергает односторонность фрейдисткой и адлерианской позиции.
7) «Синхронистичность». Эксперименты, проводимые Юнгом совместно с лауреатом нобелевской премии по физике Вольвгандом Паули, способны повергнуть в шок. В результате этих экспериментов наивный материализм оказывается низвергнут – между явлениями существует не только причинно-следственная связь взаимного отражения, как учит марксизм, но иная, более глубокая и тайная связь – связь смысла. Это открытие переворачивает все. Юнгу удалось невозможное – он научно доказал существование Дао и математически доказал правду астрологии.
8) Теперь, вооружившись знанием смыслов, вы можете рискнуть и погрузиться в сложнейшую проблематику взаимоотношения двух противоположностях. Речь, конечно, идет об одной из сложнейших работ Юнга «Aion». Здесь все: гностический символизм, единство Христа и Антихриста, парадоксальная зависимость астрологических циклов на события, происходящие в человеческой истории. «Эон» – это книга, взрывающая представление о реальности, если только у нас хватает сил её понять. Поскольку эта книга очень сложна, я рекомендую перед тем, как приступать к ней, ознакомиться с работой Эдварда Эдингера «Эго и архетип», которая написана несколько проще и готовит почву для восприятия сложнейшей системы «Эона». Если вы достаточно хорошо знакомы с магией и оккультными традициями, то можете попытаться начать свое знакомство с Юнгом сразу с этой работы.
9) «Психология и алхимия». Название этой книги говорит само за себя, вы узнаете, как древние символы алхимии проявляют себя в сновидениях современных людей и в каком отношении находятся алхимия и религия. Чтобы найти свою Самость, современному человеку следует обратиться к богатству алхимического и гностического символизма – доказывает Юнг в этой работе. Представления об алхимии как о дочери корысти и матери химии взрываются этой работой. Алхимия оказывается важной духовной, даже религиозной системой, компенсирующей односторонность христианского отрицания земного. Впрочем, перед тем, как читать «алхимические» работы Юнга, я советую ознакомиться с трудом его прямой ученицы Марии Луизы Фон Франц «Алхимия». Эта работа написана предельно простым языком и на конкретных примерах рассматривает значение алхимических символов для психического, объясняя, почему именно алхимия особенно ценна для аналитической психологии.
9а) Если вас заинтересовала проблематика алхимического символизма, то вам имеет смысл прочитать несколько коротких работ Юнга, в которых он также обращается к этой теме: «Дух Меркурия», «Парацельс». Самое главное, что следует понять, читая эти работы, это то, что алхимия – не некая архаичная лженаука, давно ушедшая в прошлое, а живое и самое чистое отражение психологической динамики.
10) «Психология и религия». Очень важная работа, название которой говорит само за себя. В ней Юнг готовит почву для революционных идей, которые будут высказаны несколько дальше.
12) «Символы трансформации в мессе». Архетип причастия, от цивилизации майя до католической церкви. Читая, как Юнг разбирает символизм причастия, остается сожалеть, что он не знал о нашем, телемитском, гностическом причастии нового эона.
13) «Мистерия объединения». Самое подробное за всю историю исследование алхимического символизма. Касталия впервые публикует эту работу в Интернете.
14) «Ответ Иову». Однажды, за несколько месяцев до смерти, Юнг сказал удивительную фразу: «Если бы у меня была возможность переписать все написанное за жизнь, я бы это сделал, оставив неизменной только одну книгу – «Ответ Иову». Эта книга, является вершиной юнгианской метафизики, ставя вопрос вопросов – смысл человеческого существования. Юнг рискует дать очень дерзкий и нестандартный ответ на вопрос о смысле человеческого существования. Но здесь я таинственно замолкаю, ибо и так сказано слишком много. Подробнее идеи «Ответа Иову» развивает прямой ученик Юнга и кронпринц юнгианского анализа Эдвард Эдингер в работе «Сотворение сознания», которую имеет смысл изучать параллельно «Ответу Иову».
Вспомогательные или специальные работы Юнга:
1) Раннее (до разрыва с Фрейдом) исследование Юнгом шизофрении.
2) «Йога и запад». Этот сборник статей будет интересен тем, кто испытывал на себе очарование восточной философии. Хотя Юнг формально отрицал возможность прямого заимствования восточных практик западным человеком, восток всегда влек его своей тайной. Йога и запад, комментарий к тибетской книге мертвых, об индийском святом, к психологии восточной медитации, предисловие к и-цзин, комментарий к «тайне золотого цветка»…
3) Сборник «Психотерапия» содержит статьи «Цели психотерапии», «Некоторые принципиальные соображения относительно психотерапии», «Основные вопросы психотерапии»
4) Сборник «Психология и искусство» суммирует важнейшие работы Юнга, посвященные осмыслению художественного творчества. Как архетип проявляется в произведениях искусства? На какие категории можно разделить произведения искусства? Какова природа гения Пикассо, Джойса?
5) Узнать о юнговской теории сновидений и получить некоторые уточнения в теории бессознательного можно в сборнике статей «К вопросу о бессознательном». Какие есть подходы к сновидениям, как сновидения действуют на сознательный разум – это основная тема, которую освещает этот сборник. «Значение сновидений», «прошлое и будущее в подсознании», «функция сновидений», «анализ сновидений», «проблема типов», «архетип в символике сновидений», «душа человека», «значение символов», «излечение разлада», «практическое использование анализа сновидений», «психотерапия и мировоззрение», «умственное расстройство и психическое».
6) Сборник статей, известный в русском переводе как «Трансцендентная функция», расширяет понимание мировоззренческих аспектов юнгианства. «Трансцендентная функция» рассказывает об объединении противоположностей, «Нераскрытая Самость» описывает феномен индивидуации как отделения от матрицы коллективных ценностей, «Вотан» и «Борьба с тенью» описывают феномен нацизма с точки зрения динамики коллективного бессознательного.
(с)castalia.ru
Рубрики: | Психология/Карл Юнг |
Метки: карл юнг психология
Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям
Как читать Юнга
О последовательности в изучении Юнга существует много споров и версий. В самом деле, трудно однозначно сказать, с чего стоит начинать читать Юнга. По мнению одних, это автобиография, другие настаивают на «Тавистокских лекциях», третьи – на сознательной популяризации «Человек и его символы». Предлагаемая мной система не лучше и не хуже любой другой, важно то, что она была уже не раз проверена, и, следуя ей, читатель приходил к нужному результату.
В этой системе я разделяю ключевые работы Юнга, входящие в основной юнгианский курс, и вспомогательные, которые имеет смысл читать по прохождении основного курса. Основные работы дают ключи в мир идей Юнга, тогда как вспомогательные разбирают отдельные темы с позиции аналитической психологии.
Самым начинающим я рекомендую начинать не с самого Юнга, а с популяризаторов его идей. Работа Робина Робертсона «Введение в психологию Юнга» дает прекрасную возможность начинающему обрести необходимую базу понятий, которыми оперирует аналитическая психология, а мои 11 лекций, размещенных на Касталии в отдельном разделе, несколько уточняют акценты.
Далее советую читать Юнга в следующем порядке:
1) В первую очередь имеет смысл читать сборник статей «Человек и его символы», который был написан Юнгом совместно со своими лучшими учениками для объяснения основных идей аналитической психологии на самом простом уровне. В этих работах даны азы анализа снов, разъяснения таких базовых понятий, как тень, Анима, Анимус, архетипы, приводятся доказательства автономной жизни психики, не зависимой от воли сознания.
3) Третья работа которую мы можем вам рекомендовать, это серия семинаров Юнга по Аналитической психологии. Некоторые идеи здесь повторяют то что было сказано в Тавистокских лекциях, однако здесь этот материал значительно более детально проработан, снабжен множеством вспомогатальных схем делающих идеи наглядными и целым рядом важных примеров из жизни и психиатрической практики. Обращаем внимание что эту книгу вы можете КУПИТЬ у нас на сайте по следующей ссылке
4) Прочитав указанные работы, читатель уже в состоянии решить, насколько ему близка аналитическая психология. Продолжать изучение Юнга имеет смысл книгой «Шесть архетипов индивидуации». Уже с этой книги от теории вы начинаете переходить к практике, поскольку здесь Юнг дает убедительные портреты людей, захваченных тем или другим архетипом. В самом деле интересно увидеть, как проявляется архетип и комплекс матери, Коры (девы), Трикстера, Духа или Анимуса, и, наконец, важнейший архетип – божественное дитя или Самость. Анализ последнего будет особенно интересен тем, кто знаком с символизмом Телемы и осознает, что новый эон есть эон побеждающего ребенка, Гора. Последним архетипом является архетип трансформации. Трансформация – ключевое слово для ищущего свободы, трансформация – это переход из одного состояния психики в другое. Реинкарнация, метемпсихозис, инициация, энантиодромия, словом, с этой статьи открывается ряд важных идей, связанных с переходом в иное.
5) Отдельно следует сказать про двухтомник Юнга посвященный детским снам. На самом деле именно в этих семинарах Юнг предельно подробно описывает теорию работы с любыми сновидениями, описывает теоретические и практические аспекты анализа сновидений, а также на приводимых примерах читатель может сам попрактиковаться и проверить себя насколько он глубоко прочувствовал сам принцип понимания сновидений. ПО большому счету этот двухтомник является самым важным из работ Юнга связанных со сновидениями. Обращаем внимания что этот двухтомник вы также можете Купить на нашем сайте нажав на следующую ссылку. Следует сказать что помимо указанного выше сборника у Юнга есть еще один курс семинаров посвященных анализу сновидений. Однако в отличии от предыдущего, этот курс мы можем рекомендовать только продвинутому и искушенному пользователю, уже достаточно глубоко освоившему юнгианскую психологию либо имеющий опыт психотерапии. Эти «Семинары по сновидениям», наверное следовало бы спустить на несколько позиций ниже, но поскольку речь идет об одной теме мы решили его собрать. Этот куда более сложный семинар вы также можете купить у нас на сайте
8) Только изучив приведенные выше четыре работы, имеет смысл приступить к изучению автобиографии Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления». Даже для подготовленного читателя её прочтение может оказаться немалым потрясением, ибо те видения, которые описывает Юнг в ней, фактически перебрасывают мост между психологией и магией, между великим деланием алхимиков и индивидуацией Юнга. «Воспоминания, сновидения размышления» являются мостом, перейдя который, вы оказываетесь во внутреннем дворце юнгианского учения и готовы воспринимать его гностические исследования. Очень важно, чтобы в вашем варианте автобиографии Юнга было его личное откровение – «Семь наставлений мертвым», в котором содержится символическая квинтэссенция учения. Некоторые юнгианцы советуют начинать с автобиографии, но мне такой подход кажется не совсем разумным, поскольку для неподготовленного читателя некоторые идеи просто останутся непонятны.
10) Так же имеет смысл очень внимательно изучить работу «Об отношении между эго и бессознательным». Эта работа является превосходной страховкой от возможной инфляции сознания, опьянения силой архетипического. Здесь превосходно описаны опасности, которые могут ожидать эго при встрече с бессознательным, а так же та единственная модель взаимодействия сознания и бессознательного, которая называется индивидуацией. Так же именно здесь Юнг окончательно опровергает односторонность фрейдисткой и адлерианской позиции.
12) «Синхронистичность». Эксперименты, проводимые Юнгом совместно с лауреатом нобелевской премии по физике Вольвгандом Паули, способны повергнуть в шок. В результате этих экспериментов наивный материализм оказывается низвергнут – между явлениями существует не только причинно-следственная связь взаимного отражения, как учит марксизм, но иная, более глубокая и тайная связь – связь смысла. Это открытие переворачивает все. Юнгу удалось невозможное – он научно доказал существование Дао и математически доказал правду астрологии.
8) Теперь, вооружившись знанием смыслов, вы можете рискнуть и погрузиться в сложнейшую проблематику взаимоотношения двух противоположностях. Речь, конечно, идет об одной из сложнейших работ Юнга «Aion». Здесь все: гностический символизм, единство Христа и Антихриста, парадоксальная зависимость астрологических циклов на события, происходящие в человеческой истории. «Эон» – это книга, взрывающая представление о реальности, если только у нас хватает сил её понять. Поскольку эта книга очень сложна, я рекомендую перед тем, как приступать к ней, ознакомиться с работой Эдварда Эдингера «Эго и архетип», которая написана несколько проще и готовит почву для восприятия сложнейшей системы «Эона».
Если вы достаточно хорошо знакомы с магией и оккультными традициями, то можете попытаться начать свое знакомство с Юнгом сразу с этой работы.
13) «Психология и алхимия». Название этой книги говорит само за себя, вы узнаете, как древние символы алхимии проявляют себя в сновидениях современных людей и в каком отношении находятся алхимия и религия. Чтобы найти свою Самость, современному человеку следует обратиться к богатству алхимического и гностического символизма – доказывает Юнг в этой работе.
Представления об алхимии как о дочери корысти и матери химии взрываются этой работой. Алхимия оказывается важной духовной, даже религиозной системой, компенсирующей односторонность христианского отрицания земного.
Впрочем, перед тем, как читать «алхимические» работы Юнга, я советую ознакомиться с трудом его прямой ученицы Марии Луизы Фон Франц «Алхимия». Эта работа написана предельно простым языком и на конкретных примерах рассматривает значение алхимических символов для психического, объясняя, почему именно алхимия особенно ценна для аналитической психологии.
14) Если вас заинтересовала проблематика алхимического символизма, то вам имеет смысл прочитать несколько коротких работ Юнга, в которых он также обращается к этой теме: «Дух Меркурия», «Парацельс». Самое главное, что следует понять, читая эти работы, это то, что алхимия – не некая архаичная лженаука, давно ушедшая в прошлое, а живое и самое чистое отражение психологической динамики.
15) «Психология и религия». Очень важная работа, название которой говорит само за себя. В ней Юнг готовит почву для революционных идей, которые будут высказаны несколько дальше.
18) «Символы трансформации в мессе». Архетип причастия, от цивилизации майя до католической церкви. Читая, как Юнг разбирает символизм причастия, остается сожалеть, что он не знал о нашем, телемитском, гностическом причастии нового эона.
19) «Мистерия объединения». Самое подробное за всю историю исследование алхимического символизма.
20) «Ответ Иову». Однажды, за несколько месяцев до смерти, Юнг сказал удивительную фразу: «Если бы у меня была возможность переписать все написанное за жизнь, я бы это сделал, оставив неизменной только одну книгу – «Ответ Иову». Эта книга, является вершиной юнгианской метафизики, ставя вопрос вопросов – смысл человеческого существования. Юнг рискует дать очень дерзкий и нестандартный ответ на вопрос о смысле человеческого существования. Но здесь я таинственно замолкаю, ибо и так сказано слишком много.
Подробнее идеи «Ответа Иову» развивает прямой ученик Юнга и кронпринц юнгианского анализа Эдвард Эдингер в работе «Сотворение сознания», которую имеет смысл изучать параллельно «Ответу Иову».
К вспомогательным или специальным работам Юнга я отношу следующие труды:
1) Раннее (до разрыва с Фрейдом) исследование Юнгом шизофрении.
2) «Йога и запад». Этот сборник статей будет интересен тем, кто испытывал на себе очарование восточной философии. Хотя Юнг формально отрицал возможность прямого заимствования восточных практик западным человеком, восток всегда влек его своей тайной. Йога и запад, комментарий к тибетской книге мертвых, об индийском святом, к психологии восточной медитации, предисловие к и-цзин, комментарий к «тайне золотого цветка»… Для тех кто интересуется связью аналитической психологии и востока более глубоко мы предлагаем ознакомится с уникальным текстом семинаров Юнга где впервые в западной психологии, восточные символы и понятия осмысляются с точки зрения глубинной психологии и психолог впервые говорит слово Чакры. Семинары оснащены подробнейшим современным подходом.
3) Сборник «Психотерапия» содержит статьи «Цели психотерапии», «Некоторые принципиальные соображения относительно психотерапии», «Основные вопросы психотерапии»
4) Сборник «Психология и искусство» суммирует важнейшие работы Юнга, посвященные осмыслению художественного творчества. Как архетип проявляется в произведениях искусства? На какие категории можно разделить произведения искусства? Какова природа гения Пикассо, Джойса?
5) Узнать о юнговской теории сновидений и получить некоторые уточнения в теории бессознательного можно в сборнике статей «К вопросу о бессознательном». Какие есть подходы к сновидениям, как сновидения действуют на сознательный разум – это основная тема, которую освещает этот сборник. «Значение сновидений», «прошлое и будущее в подсознании», «функция сновидений», «анализ сновидений», «проблема типов», «архетип в символике сновидений», «душа человека», «значение символов», «излечение разлада», «практическое использование анализа сновидений», «психотерапия и мировоззрение», «умственное расстройство и психическое».
6) Сборник статей, известный в русском переводе как «Трансцендентная функция», расширяет понимание мировоззренческих аспектов юнгианства. «Трансцендентная функция» рассказывает об объединении противоположностей, «Нераскрытая Самость» описывает феномен индивидуации как отделения от матрицы коллективных ценностей, «Вотан» и «Борьба с тенью» описывают феномен нацизма с точки зрения динамики коллективного бессознательного.
Последователи Юнга что есть в юнгианском мире
Приступая к этому разделу, читателю стоит сразу сделать скидку на субъективность авторского коллектива, поскольку 90 процентов рекомендуемых нами книг, изданы нашим же коллективом, поэтому вполне может быть воспринят как реклама. Однако будучи прогрессорами, мы всегда ставим цель достичь насколько это возможно, равновесия между вполне понятным интересом к продаже нашей продукции и необходимости дать максимально беспристрастную картину, действительно честно позволяющую читателю составить представление о наиболее важных шедеврах юнгианской мысли.
Третья школа, должна быть упомянута, просто по соображениям исторической справедливости, однако ни одна из книг этой школы не будет здесь рекомендовано. Речь об английской школе юнгианства. С нашей точки зрения, эта школа считается юнгианской разве что по недоразумению, и представляет собой неуклюжий гибрид юнгианства и фрейдизма выхолостив все что возможно выхолостить. Ни одной книги этой школы не будет представлено здесь и ни одна никогда не будет издана нашим проектом исключительно по идейным соображениям, ибо преумножать заблуждения это совершать предательство Самости.
Прежде чем говорить о книгах представленных нами мы считаем своим моральным долгом назвать три самых важных работы в сфере Юнгианской мысли, которые были изданы значительно раньше чем появился наш проект, и следовательно рекомендуя их даже выше чем что либо изданное нами, мы совершенно точно не преследуем цели личной выгоды.
Затем это ключевая работа Эриха Нойманна «Происхождение и развитие сознания», где Нойманн фактически переосмысляет в юнгианском ключе сам процесс стадий развития сознания, которые впервые попытался осмыслить еще Зигмунд Фрейд, однако в отличии от Фрейда Нойманн свободен от вульгарного биологизма и понимает символ именно как он есть.
Третьей работой имеющей исключительную ценность, мы считаем работу Эриха Нойманна глубинная психология и новая этика. Работа в свое время наделавшая шума даже среди ближайшего круга Юнга, и существенно бросала вызов устоявшимся этическим и философским константам. Если вы хотите понять что есть тень и какие изменения несет осознания тени эта работа должна стать вашей настольной книгой или распечаткой, коль все букинистические версии уже закончились.
Еще одна очень важная работа, представляющая собой полноценное и весьма глубокое введение в основные понятия Юнгианской психологии под немного необычным углом, это работа Эстер Хардинг «Я и не я». Какие «не я» живут в нашей душе, что такое бессознательное, родительские архетипы, тень, самость, Анима и Анимус. Автор весьма глубоко рассматривает каждое из фундаментальных понятий юнгианской психологии и среди множества общих введений эта книга может быть рекомендована как наиболее глубокая и серьезная, вместе с тем достаточно доступная для понимания.
А вот дальше мы сталкиваемся с проблемой, поскольку не существует никакой возможности представить тот объем юнгианской литературы доступной для читателя в какой либо последовательности будь то последовательность по важности, ценности или сложности-простоте. Дело в том, что получив представление о юнгианском мировоззрении, поняв основные понятия юнгианской школы, и освоив хотя бы в теории набор практик (но лучше все же на практике) именно вы решаете что же вам более всего интересно и куда будут направлены ваши духовные стопы.
Совершенно отдельно лежит мир юнгианской алхимии. В нашей работе «Душа по своей природе алхимик» мы дали краткое и простое в очень долгое и непростое пространство алхимического символизма, символизма на языке которой говорит наша душа. И здесь конечно же вам в помощь придется работа Эдварда Эдингера «Анатомия души», где он представляет совершенно уникальное включение в алхимическую вселенную предлагая семь алхимических стадий как семь режимов воображения. Джеффри Рафф открывает нам «Мистерии воображения» на примере анализа средневекового алхимического трактата, и то же самое делает Мария Луиза Фон Франц в работе «Алхимическое воображение»
Или может быть вас уже сразу интересует эзотерическое, оккультное измерение Юнгианства? Может быть вы хотите увидеть где юнгианство выкладывает мост между психологией и внеконфессиональной, эзотерической духовностью. Лучшая книга «Эзотерического Юнгианства» это Келтон Кин «Пути Целостности».