Рыба что это значит
Значение слова «рыба»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РЫ’БА, ы, ж. 1. Живущее в воде позвоночное животное с конечностями в виде плавников, дышащее жабрами, с холодной кровью и с кожею, покрытою обычно чешуею. Старик ловил неводом рыбу. Пушкин. Удить рыбу. Пресноводная р. Морская р. Соленая р. Костистая р. Уснувшая р. Рыба ищет где глубже, а человек где лучше. Поговорка. || Мясо этого животного как пища. Пирог с рыбой. Жареная р. 2. перен. О человеке вялом, неэнергичном, равнодушном, бесстрастном (разг. пренебр.). ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ры́ба
1. зоол. обитающее в воде холоднокровное позвоночное животное, дышащее жабрами ◆ Старик ловил неводом рыбу. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке», 1833 г. ◆ У берегов запруды плавали в ряске ленивые рыбы. Паустовский, «Сказочник», 1955 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Крупная хищная рыба: щуки, большие окуни, головли … хватают [приманку] беспрестанно. А. Н. Островский, «Письмо А. Н. Майкову, 30 апр. 1880» (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС)) ◆ На полу в больших чанах плавала живая рыба — стерляди, налимы, окуни, язи. М. Горький, «Трое», 1901 г.
2. кулин. употребляемая в пищу плоть рыбы [1.] ◆ На столе стоял крашеный жбан с пивом, пирог с рыбой, пирог с малиной и ещё что-то лежало, что я не мог различить сыздали. Ф. М. Решетников, «Очерки обозной жизни», 1867 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Обед весь состоял из рыбы: уха, жареная рыба и гомар чудовищных размеров и блестящих красок. И. А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1855 г.
3. в [[домино]] комбинация костей в змейке, при которой дальнейшая игра становится невозможной
4. разг. заготовка, образец, костяк, шаблон, предварительный вариант какого-либо документа, текста (напр., шпаргалка для экзамена) ◆ За пару часов он накидал рыбу своего доклада.
5. в издательском деле, медиа-индустрии и т. п. суррогат, имитация, бессмысленный материал, используемый как заполнитель ◆ Композитор при написании песни взял вместо стихов рыбу.
6. сленг молодой матрос (на флоте)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова репрезентативность (существительное):
Знак рыбы
О раннехристианском символе Спасителя, дожившем до наших дней
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Время от времени мы видим на чьей-то машине, или майке, или кружке символ рыбы. Что он означает? Он выглядит современно, но на самом деле это очень древний христианский символ, о котором нам стоит вспомнить подробнее.
Но начать придется с символов вообще — потому что здесь мы входим в мир, который был своим для наших предков, людей Библии и церковной Традиции, но малопонятен нам.
Мы привыкли к более плоскому, утилитарному языку, в котором каждое слово или пиктограмма имеет одно значение, к языку, который легко переводить компьютером из-за того, что он без труда распадается на изолированные фрагменты. Современному человеку бывает почти невозможно читать Писание с его глубоко символическим языком, и значительная часть атеистической критики Библии как раз и связана с неспособностью к символическому пониманию. Попробуем, однако вернуться в мир символов.
«Символ» был своего рода вещественным паролем, по которому люди могли понять, что имеют дело со своими.
Символ не просто сообщал какую-то информацию — он был связан с чувством общности, разделенной жизни, напоминал о понесенных вместе трудах и опасностях, об обязательствах старой дружбы. Сам по себе обломок дощечки ничего не стоил — и не имел никакого значения для посторонних — но для тех, у кого он хранился, он был очень важен.
Нечто подобное бывает у нас со старыми вещами. Как говорится в стихотворении Елены Благининой «Шинель»:
Почему ты шинель бережёшь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвёшь, не сожжёшь? —
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я её берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Язык Предания всегда глубоко символичен; он не просто сообщает нам какую-то информацию; он распахивает окна, за которыми стоит целый мир. И этот язык не сводится к словам; Церковь возвещает, разъясняет, и отстаивает свою веру на языке иконописи, храмовой архитектуры, богослужебного пения, жестов, обрядов. И вот одним из древнейших христианских символов является Ихтис — изображение рыбы.
Любой символ многозначен — как говорит известный филолог Сергей Сергеевич Аверинцев, «Если для чисто утилитарной знаковой системы полисемия (многозначность) есть лишь бессодержательная помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то символ тем содержательнее, чем более он многозначен: в конечном же счете содержание подлинного символа через опосредующие смысловые сцепления всякий раз соотнесено с «самым главным» – с идеей мировой целокупности, с полнотой космического и человеческого «универсума».
Иными словами, символ существует внутри вселенной, где все взаимосвязано и все наделено глубоким смыслом. В отличие от утилитарного языка — например, языка, на котором написана инструкция по сборке этажерки из «Икеи» — символический язык является трехмерным, а не плоским, его высказывания всегда являются частью органического контекста, с которым они соединены многими путями.
Так картины великих мастеров можно рассматривать очень и очень долго — и они каждый раз будут говорить вам что-то неожиданное. За символом всегда стоит взгляд на мир как на «Творение», (по гречески это будет «поэма»), как на целостность, объединенную общим замыслом Создателя, где каждая деталь вплетена в общий узор.
Итак, рассмотрим такой символ, как Ихтис — знак рыбы.
Ίχθύς Раннехристианская надпись, Эфес
Прежде всего, это исповедание веры. Греческое слово «Ихтис» (рыба, отсюда «ихтиология», наука о рыбах) можно прочесть как акроним (сокращение по первым буквам) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
Нам может показаться, что совпадение названия рыбы и акронима имени Господа совершенно случайно — просто забавная игра слов. Но для первых христиан это было не так. Они остро осознавали, что мир, в котором они живут — с его рыбами и птицами, растениями и животными — это Божий мир. Великая книга природы написана Богом, обращена к людям, и ее главное предназначение — говорить о Создателе. Рыба — это не просто рыба, как и вообще в мире нет ничего «простого», бессмысленного, ничего не означающего. Рыба присутствует в этом мире, чтобы научить нас чему-то и открыть какие-то тайны. Не случайны и человеческие языки — то, что рыба напоминает о Христе, это не совпадение, а промысел.
Начертание рыбы означает, что человек по имени Иисус, живший в конкретное время в конкретном месте — есть Христос, то есть предреченный пророками Избавитель, Сын Божий и Спаситель. Причем в древнем мире слово «спаситель» (сотер) было царским титулом. Древние властители претендовали на то, что они являются «сотерами», то есть спасителями своих подданных от войны и других бедствий. Христиане говорили, что подлинный Царь и Спаситель — Христос, который спасает нас от подлинного бедствия — греха.
Ихтис также служил «символом» в первоначальном смысле — как знак, по которому свои узнают друг друга. Это было особенно важно во время гонений — один христианин мог провести на земле дугу, которая сама по себе ничего не означала и выдавала его гонителям, а другой мог провести такую же дугу, так что получалась рыба — и так братья во Христе узнавали друг друга.
Ихтис служил (и служит) и в качестве напоминания (мы могли бы сказать «гиперссылки») на многие Евангельские эпизоды, связанные с рыбаками и рыбами. Он напоминает об Апостолах-рыбаках; о чудесном улове святого Апостола Петра, после которого он, пораженный, восклицает «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лук.5:8,9) О словах Господа Петру «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10) Об умножении хлебов и рыб, которое дважды упоминается в Евангелии (Мк.6:41; 8:7) О чуде с монетой во рту у рыбы (Мф.17:7) О другом чудесном улове, когда уже по Воскресении Своем Господь «сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы» (Иоан.21:6) О трапезе, которую Воскресший разделил с учениками — «Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Иоан.21:13,14)
Св.Климент Александрийский называет Христа «рыбаком» и сравнивает христиан с «рыбами»:
Рыбарь всех смертных,
В волнах неприязненных
Тертуллиану вода и рыбы говорят о Таинстве Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде»
Изображение рыбы встречается в раннем церковном искусстве — например, мы можем вспомнить знаменитую мозаику в иерусалимской церкви Умножения Хлебов и Рыб. Хотя символ рыбы никогда не исчезал из христианского искусства, он постепенно отошел на второй план — и пережил возрождение в 70-тые годы ХХ века, когда христиане стали размещать его на логотипах своих бизнесов или на машинах, иногда с надписью «Иисус» или «Ихтис» внутри.
Верующие ученые, которые не видят непреодолимых разногласий между верой и эволюционной теорией, в свою очередь, совместили оба символа и выпустили рыбу с ножками и надписью «Иисус».
А для нас символ рыбы, где бы мы его ни видели — напоминание о Господе нашем Иисусе Христе, знак того, что нам стоит остановиться о поразмыслить над Его Евангелием.
На заставке: «Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово на блюде изображено в виде рыбы
Рыба что это значит
Первое занятие – бесплатно.
Москва | Санкт-Петербург | Великий Новгород | Владивосток | Вoлгоград | Воронеж | Екатеринбург | Ижевск | Калининград | Краснодар | Нижний Новгород | Новосибирск | Пермь | Новый Акрополь: что это? | Петрозаводск | Самара | Челябинск |
Человек и Вселенная | Мудрость Древней Индии | Мудрость Древнего Египта | Будда и его учение | Тибет | Философия Конфуция | Лекции по философии |
Обучение и развитие дошкольников | Занятия школьников | Группа раннего развития | Сказкотерапия для детей | День рождения |
Древний Египет | Древняя Греция | Древняя Индия | Япония | Месопотамия |
Будда | Лао Цзы | Конфуций | Пифагор | Платон | Сократ | Сенека | Марк Аврелий | Плотин | Елена Блаватская | Николай Рерих |
Лекции | Вечера в «Новом Акрополе» | Философский киноклуб | Музыкальная гостиная, концерты | Рождественский фестиваль | Ночь в музее |
Семинар «Открой самого себя» | Семинар «Царскосельский лицей: воспитание Человека» | Семинар для Дедов Морозов |
Тайны Байкала | Летний отпуск на Алтае | Путешествие в Армению | Путешествия в Индию | Экскурсии по Москве | Путешествие в Израиль |
Книги | Книга «Ангелы» | «Молитвы» | «Сокровенный смысл жизни» | «Притчи о главном» | «Япония» (сборник) | Журнал «Человек без границ» |
Дeкупaж | Керамика | Батик | Орaтoрcкое иcкуcствo | История музыки | Сервировка | Иcтoрия cтилeй | Танцы | Витраж | Живопись | Гитара |
Классному руководителю | Для младших школьников | Музей своими руками | Героям 1812 года посвящается | Балы и вечера для школьников | Занятия в мастерских |
Афиша Москвы по дням | Лекции в Москве | Выставки в Москве | Киноклуб в Москве | Курсы в Москве | Все мероприятия |
|
|
|
Обучение | |
|
Деятельность | |
|
| |
|
Наш телефон:
8 495 973-11-63