Русский язык 6 класс что изучают
Русский язык 6 класс что изучают
Русский язык 6 класс знакомит школьников с большим объемом новых тем. Тем не менее, и немало времени в этом учебном году будет уделяться повторению материалов, уже изученных в пятом классе. Не лишним будет освежить свою память о правописании приставок, гласных и согласных в корне, и других материалов, без которых будет сложно начать изучение новых тем.
На уроках русского языка в шестом классе огромное внимание будет акцентировано на правописание глаголов и их личных окончаний, на предложениях с однородными членами и вводными словами и т.д.
Русский язык 6 класс в учебной программе этого года содержит большое количество упражнений, разных по уровню сложности, интересных и разнообразных заданий, а также работ направленных на активизацию мыслительной деятельности шестиклассников.
Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи
Что изучают по русскому языку в 6-м классе
Русский язык 6 класс в этом учебном году завершает изучение таких разделов, как лексика и словообразование. Поэтому, для закрепления знаний в течение года будут проводиться контрольные, тестовые задания и итоговые зачеты.
На протяжении года в шестом классе по русскому языку продолжиться изучение морфологии и орфографии. В шестом классе школьники узнают о функциональных стилях речи и продолжат изучать синтаксис и пунктуацию.
На уроках русского языка в шестом классе выделено достаточно времени для развития связной речи у детей. Школьники на уроках русского языка будут выполнять задания по грамматике, работать над текстом, учиться работать с книгой, находить главное и планировать свои действия.
Программа шестого класса по русскому языку рассчитана так, чтобы равномерно распределять уроки по обучению речи, формированию умений и навыков правописания и реализации задач, направленных на практическое применение изученного материала.
Благодаря большой нагрузке практического направления по русскому языку, школьники шестого класса учатся не только выполнять различные задания, но и в процессе выполнения различных заданий закрепляют теоретические знания, формируют языковые навыки и навыки правописания.
Русский язык с Гипермаркетом Знаний
Русский язык 6 класса обучения насыщен огромным объемом информации, который необходимо не только досконально изучить, но и усвоить, понять и разобраться.
С материалами, предоставленными на сайте Гипермаркета Знаний, есть возможность разобраться в усвоении тем по русскому языку, изучить его, а также узнать много интересного и познавательного по интересующим темам.
Гипермаркет Знаний предоставляет возможность школьникам с помощью материалов, которые можно найти на нашем сайте, пополнить свои знания по русскому языку, получить нужную информацию по выполнению домашних заданий, подготовиться к контрольной работе или зачету.
В нашей онлайн-школе вы найдете разнообразные интерактивные уроки по русскому языку, презентации, сочинения, тестовые задания, кроссворды и другие интересные статьи.
С помощью таких онлайн-уроков вы получите существенную помощь в изучении русского языка и подготовитесь к успешному написанию диктантов и контрольных работ.
Что дает детям изучение русского языка
Русский язык 6 класс расширяет познавательно-практические знания предмета. Школьники благодаря урокам по этому предмету получают основу для развития речевой культуры, у них формируется бережное и осознанное отношение к родному языку, увеличивается словарный запас и развивается коммуникабельность.
Правила по русскому языку для 6 класса
Глагол
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?
Совершенные и несовершенные глаголы
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме
Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе).
Изменение глаголов
смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть; гнать, держать, дышать и слышать – относятся ко второму спряжению, остальные – к первому.
Разноспрягаемые глаголы – хотеть, бежать. Особоеспряжение у глаголов дать, есть.
Переходные глаголы
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными (действие переходит на предмет). Остальные (в том числе возвратные) являются непереходными.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
Словообразование и орфография
Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь обогащения словарного состава — образование слов различными способами от иных слов или основ.
При последовательном образовании слов друг от друга получается словообразовательная цепочка однокоренных слов: зелёный – зеленеть – зазеленеть.
Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов, а также сложением нескольких основ или слов.
Морфемные способы словообразования
В процессе образования слов может происходить:
Сложносокращённые слова
Сложносокращённые слова (или аббревиатуры) — это слова, образованные путём сложения сокращённых частей основ слова.
При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся:
1) части основ нескольких слов: сельмаг (сельский магазин);
2) начальные буквы: БГУ (Белорусский государственный университет),
произносится [бэгэу];
3) начальные звуки: СМУ (строительное монтажное управление),
произносится [сму];
4) часть основы и целое слово: турпоход (туристический поход),
завскладом (заведующий складом).
Соединительные о и е в сложных словах
Сложными называют слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Сложные слова образуются из основ исходных слов: лес, возить – лесовоз.
При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е (соединительные морфемы): заготовки леса – лесозаготовки, хранилище для овощей – овощехранилище.
В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е: морозостойкий, путепровод, кашевар, овцеводство.
В отдельных случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает, и поэтому пишется соединительная гласная о: баснописец, зверолов.
Лексика
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Разряды слов по происхождению.
Устаревшие слова и неологизмы.
Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком.
Части речи
Отличительные признаки частей речи.
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Имена прилагательные похожи на разноцветные карандаши художника, делающие наш мир ярким и красочным.
Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов (одиннадцать, шестнадцать) или их порядок при счете (четырнадцатый,первый) и отвечает на вопросы сколько? какой по счету?Имя числительное похоже на калькулятор, при помощи которого можно сосчитать количество предметов.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их. Местоимения напоминают запасных игроков во время футбольного матча. Они выходят на поле только тогда, когда вынужденно освобождают игру – получают травму, чересчур устают – имена существительные и прилагательные.
Глагол– самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Это самая трудолюбивая часть, которая похожа на Золушку, потому что не может сидеть без дела и трудится 365 дней в году, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (громко, тихо) или признак признака (очень, чересчур) и отвечает на вопросы где? куда?откуда? как? почему? зачем? когда?Наречие – это любопытная бабушка, которая любит мучить внуков вопросами: где был? куда идешь? откуда пришел? как зовут твоих друзей? когда вернешься? Именно по вопросам любопытной бабушки наречие без труда можно отыскать в предложении.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав? и объединяет признаки наречия и глагола. Деепричастие можно сравнить с букетом, который преподносят в дополнение к подарку.
Предлоги служат для связи слов в предложении и словосочетании.
Союзы связывают между собой однородные члены или простые предложения в составе сложного.
Частицы вносят в предложение эмоциональные оттенки (не, даже) или служат для образования форм слов (хотел бы).
Междометия выражают чувства, но не называют их. Для выражения изумления мы используем междометие ах, для выражения страха или боли – ой, чувства холода – бр-р.
Имя существительное
Разносклоняемые имена существительные
Склонение разносклоняемых существительных
• большинство сложносокращённых слов:
Если фамилия, оканчивающаяся на согласный, называет лицо женского пола, то она не изменяется: (кому?) Александру Коктышу, (кому?) Наталье Коктыш.
Несклоняемые имена существительные не имеют особых форм падежей. Значение падежа и числа у них выражается с помощью предлогов и зависимых слов:
(какими?) новыми пианино (Т.п., мн. ч.),
(какому?) остроумному конферансье (Д.п., ед. ч.).
Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся к мужскому роду, если обозначают:
а) лиц мужского пола: маэстро, месье;
б) лиц по профессии или социальному положению:
конферансье, атташе;
в) животных, птиц: кенгуру, фламинго, коала. Однако если контекст указывает на самку животного, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода: кенгуру кормила детёныша.
Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола: фрау, миссис.
Несклоняемые неодушевлённые имена существительные относятся, как правило, к среднему роду: такси, пальто, бюро, шоссе. Род некоторых существительных зависит от их значения: кольраби (сорт капусты) – ж. р., пенальти (штрафной удар) – м. р., авеню (широкая улица) – ж. р.
Род несклоняемых имён существительных и сложносокращённых слов
Род несклоняемых собственных географических названий зависит от рода нарицательных существительных, обозначающих эти же географические объекты: Дели (город) – м. р., Конго (страна) – ж. р., Онтарио (озеро) – ср. р.
Имена существительные, характеризующие лиц то мужского, то женского пола, относят к общему роду: ябеда, задира, плакса, Саша, Величко, Черных.
Существительные, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий, обозначающие как лиц мужского, так и лиц женского пола, относятся к мужскому роду:
Кондуктор (м. р.) Иванов проверил билет.
Кондуктор (м. р.) Иванова проверила билет.
Имя прилагательное
Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.
Качественные прилагательные
Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени.
Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умный, вкусный) и краткую (умён, вкусен). Полная форма изменяется по числам, родам и падежам. Краткая форма — только по родам и числам. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная — обычно как определение. Некоторые качественные прилагательные не имеют краткой формы (дружеский, разлюбезный). Другие, наоборот, не имеют полной формы (рад, горазд, должен, надобен)[2]
Прилагательные, не являющиеся качественными, не имеют ни сравнительной, ни превосходной степени.
Относительные прилагательные
Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?».
Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный, килограммовый).[3] и т. д.
Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.
Притяжательные прилагательные
Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей?», «чьё?». Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных или качественных: заячья (притяжательн.) шерсть, заячья (качествен.) душа, заячий (относ.) след.
Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.
Склонение имён прилагательных
Прилагательные склоняются по падежам и изменяются по числам, в единственном числе изменяются также по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Кроме того, есть некоторое количество несклоняемых прилагательных: коми народ, цвет хаки, вес брутто.
Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж.
Образование прилагательных
Морфологический разбор имени прилагательного
Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (синий).
Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное или притяжательное).
Переход в другие части речи
Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия. В качестве прилагательных также могут выступать местоимения (Художник из него никакой).
Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться, то есть переходить в разряд существительных: русский, военный.
Имя числительное
Значение и грамматические признаки имени числительного.
Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Количество могут обозначать и другие часть речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи — только словами: три лошади — тройка лошадей.
Простые и составные числительные.
Порядковые числительные первый, второй являются непроизводными (исходными слова).
Порядковые числительные, подобно прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
Морфологический разбор имени числительного.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма(именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное или порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Местоимение
Местоимение как часть речи
Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.
Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Правила
К личным относятся местоимения 1-го лица я, мы, 2-го лица ты, вы и 3-го лица он, она, оно, они. Местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам, местоимения 3-го лица имеют род.
При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово, например: в И.п. – я, а в Р.п. совсем другая основа – меня.
Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне.
После предлогов у местоимений 3-го лица он, она, оно, они появляется н: у него, возле них, около неё.
Если перед местоимением стоит предлог, который относится не к местоимению, а к другому слову, то н к местоимению не присоединяется: Сидеть у его подъезда. Поиграть с её куклой.
Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя.
В предложении себя является дополнением.
Русский язык 6 класс что изучают
Русский язык 6 класс знакомит школьников с большим объемом новых тем. Тем не менее, и немало времени в этом учебном году будет уделяться повторению материалов, уже изученных в пятом классе. Не лишним будет освежить свою память о правописании приставок, гласных и согласных в корне, и других материалов, без которых будет сложно начать изучение новых тем.
На уроках русского языка в шестом классе огромное внимание будет акцентировано на правописание глаголов и их личных окончаний, на предложениях с однородными членами и вводными словами и т.д.
Русский язык 6 класс в учебной программе этого года содержит большое количество упражнений, разных по уровню сложности, интересных и разнообразных заданий, а также работ направленных на активизацию мыслительной деятельности шестиклассников.
Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи
Что изучают по русскому языку в 6-м классе
Русский язык 6 класс в этом учебном году завершает изучение таких разделов, как лексика и словообразование. Поэтому, для закрепления знаний в течение года будут проводиться контрольные, тестовые задания и итоговые зачеты.
На протяжении года в шестом классе по русскому языку продолжиться изучение морфологии и орфографии. В шестом классе школьники узнают о функциональных стилях речи и продолжат изучать синтаксис и пунктуацию.
На уроках русского языка в шестом классе выделено достаточно времени для развития связной речи у детей. Школьники на уроках русского языка будут выполнять задания по грамматике, работать над текстом, учиться работать с книгой, находить главное и планировать свои действия.
Программа шестого класса по русскому языку рассчитана так, чтобы равномерно распределять уроки по обучению речи, формированию умений и навыков правописания и реализации задач, направленных на практическое применение изученного материала.
Благодаря большой нагрузке практического направления по русскому языку, школьники шестого класса учатся не только выполнять различные задания, но и в процессе выполнения различных заданий закрепляют теоретические знания, формируют языковые навыки и навыки правописания.
Русский язык с Гипермаркетом Знаний
Русский язык 6 класса обучения насыщен огромным объемом информации, который необходимо не только досконально изучить, но и усвоить, понять и разобраться.
С материалами, предоставленными на сайте Гипермаркета Знаний, есть возможность разобраться в усвоении тем по русскому языку, изучить его, а также узнать много интересного и познавательного по интересующим темам.
Гипермаркет Знаний предоставляет возможность школьникам с помощью материалов, которые можно найти на нашем сайте, пополнить свои знания по русскому языку, получить нужную информацию по выполнению домашних заданий, подготовиться к контрольной работе или зачету.
В нашей онлайн-школе вы найдете разнообразные интерактивные уроки по русскому языку, презентации, сочинения, тестовые задания, кроссворды и другие интересные статьи.
С помощью таких онлайн-уроков вы получите существенную помощь в изучении русского языка и подготовитесь к успешному написанию диктантов и контрольных работ.
Что дает детям изучение русского языка
Русский язык 6 класс расширяет познавательно-практические знания предмета. Школьники благодаря урокам по этому предмету получают основу для развития речевой культуры, у них формируется бережное и осознанное отношение к родному языку, увеличивается словарный запас и развивается коммуникабельность.
Русский язык 6 класс что изучают
Доктор педагогических наук, филолог и методист, лауреат Государственной премии СССР (1984) и премии Правительства РФ (2008) в области образования.
Основные сведения
Русский язык по учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и Л.А. Тростнецовой изучали и продолжают изучать большинство российских школьников. Учебники появились ещё в 1968 году, пережили десятки переизданий и не теряют популярности. За проделанную работу авторы этой предметной линии неоднократно получали престижные государственные премии в области образования.
Секрет успеха учебников Ладыженской в том, что они дают системные знания о русском языке, последовательно раскрывая его уровни: фонетический, морфемный, лексический и так далее. Не менее важное место отводится воспитанию речевой культуры — умению строить высказывания, использовать литературный язык и выбирать речевое поведение по ситуации. Большинство разделов учебника содержат задания на развитие коммуникативных навыков.
УМК Ладыженской и соавторов переработан по последним требованиям ФГОС. В новой редакции учебный материал подаётся в форме диалога между учительницей и двумя детьми. На страницах появились цветные картинки и интуитивно понятные блок-схемы. Знакомые всем рамочки с правилами тоже никуда не делись.
Структура учебника
Учебник разделён на части, соответствующие разным уровням языка. В шестом классе авторы предлагают изучить следующие разделы:
Книгу дополняют две рабочие тетради: «Русский язык» В.А. Ефремовой и «Скорая помощь по русскому языку» В.Д. Янченко. В них есть задания по развитию письменной и устной речи (в том числе групповые и парные), дополняющие каждый раздел учебника.
Плюсы и минусы учебника
«Русский язык» Ладыженской — проверенная временем школьная классика. Занятия по нему дают крепкую базу для дальнейшего обучения.
Методисты «Домашней школы Фоксфорда» отмечают следующие достоинства учебника:
При этом у учебника есть и недостатки:
В авторской программе «Домашней школы Фоксфорда» мы взяли лучшее из традиционных методик и постарались устранить их недостатки. Наши шестиклассники в равной степени изучают теорию языка, орфографию и пунктуацию, а также учатся создавать тексты разных жанров. Этому посвящён отдельный цикл уроков, на которых ребята учатся писать изложения, рассуждения, автобиографию, аннотации и даже сценарии.
Откройте бесплатный доступ к нашей платформе и узнайте больше о том, как преподают русский язык в «Фоксфорде».
Теоретический материал по русскому языку 6 класс
Какими способами образуются слова в русском языке?
Приставочный способ: приставка присоединяется к уже готовому слову, часть речи при этом не меняется.
Суффиксальный способ: суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом может меняться часть речи.
Бессуффиксный способ: так образуются сущ. со значением действия или признака, при этом от производящей основы отсекается суффикс глагола или прилаг. и ничего не прибавляется.
Сложение: сложение целых слов, сложение основ, сложение частей слов, букв, звуков.
Сложно-суффиксальный: сложение основ и присоединение суффикса.
Переход из одной части речи в другую:
Снегопад – снег, падать
Пятиэтажный – пять этажей
Как выполнить словообразовательный разбор слова?
— дать толкование лексического значения слова
— сравнить состав данного слова с ближайшим однокоренным и выявить ту часть, с помощью которой образовалось слово
— определить, от какой основы образовалось слово
— определить способ образования
Слушатель – это тот, кто слушает
Как пишется корень кас – кос?
Если за корнем есть суффикс –А, то в корне пишется КАС, если нет суффикса –А, то в корне – КОС.
В корне с чередованием гор – гар в безударном положении пишется буква О, под ударением – А.
Как пишется корень зор – зар?
В корне зор – зар в безударном положении пишется буква А, под ударением – О. Исключение – зарево.
Когда после приставок пишется буква Ы, когда – И?
После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень без приставки начинается с буквы И.
Исключения: приставки сверх, меж, а также иностранные приставки.
Как пишутся приставки ПРЕ и ПРИ?
Приставка ПРЕ, если её можно заменить приставкой ПЕРЕ
Прескверный (очень скверный)
Какие слова с приставками ПРЕ нужно запомнить?
А какие начинаются с ПРИ?
Их лучше запомнить парами:
Превратить и преобразовать
Пререкаться и прекословить
Привыкать, приготовить, приобрести, присутствовать, присмотреться,
Приспособить,приказать, приключение, причудливый, приятный, привет, причина, пример, природа.
В каких случаях приставки ПРЕ и ПРИ различают смысл похожих слов?
ПрИдать вид – прЕдать товарища
ПрИбывать в город – прЕбывать в городе
ПрИклониться к земле – прЕклоняться перед подвигом
ПрИтворить дверь – прЕтворить мечту
ПрИзреть сироту – прЕзирать труса
РадиопрИёмник – прЕемник президента
Какую соединительную гласную нужно писать в сложных словах?
В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная О.
После мягких, шипящих и Ц пишется Е.
Если первая часть слова числительное, то пишется И.
Какие существительные являются разносклоняемыми?
Это 10 сущ. на –МЯ (время, семя, знамя, темя, бремя, знамя, племя, вымя, пламя, имя) и сущ. ПУТЬ. Они имеют признаки разных склонений.
Каковы особенности написания разносклоняемых сущ.?
— При склонении у них в безударном положении появляется суффикс – ЕН, а под ударением –ЯН.
— В Р.,Д., П. пад. они имеют окончание И.
Нет именИ, по именИ, об именИ.
Как пишется частица НЕ с существительными?
НЕ с сущ. пишется слитно, если
— слово не употребляется без НЕ
— можно подобрать синоним.
НЕ с сущ. пишется раздельно, если
— есть противопоставление с союзом А
— к сущ. нельзя подобрать синоним.
Несчастье (= горе, беда)
Когда у сущ., называющих людей по профессии, пишется суффикс –ЧИК, когда – ЩИК?
Суффикс ЧИК пишется только после букв Д-Т, З-С, Ж. В остальных случаях пишется ЩИК.
Буква Ь перед этими суффиксами пишется только после Л.
Стульчик (уменьш.- ласк)
Когда у сущ. пишется суффикс ИК, когда ЕК?
Чтобы выбрать суффикс, нужно просклонять существительное. Если при этом гласная выпадает, то пишем суффикс ЕК, если не выпадает, то –ИК.
Когда в суффиксах и окончаниях после шипящих пишется О, когда – Е?
В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е.
В глаголах и отглагольных словах под ударением всегда пишется Ё.
На какие разряды делятся прилагательные по значению?
Качественные: имеют степени сравнения, краткую форму, сочетаются с наречием ОЧЕНЬ, образуют сложные прилагательные путём повтора.
Относительные обозначают признак по отношению к месту, времени, материалу, действию. Не имеют признаков кач. прил.
Притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Имеют суффиксы ИЙ, ОВ (ЕВ), ИН (ЫН).
веселее, самый весёлый; весел;
Как пишется НЕ с прилагательными?
НЕ с полными и краткими прилагательными пишется слитно, если
— слово не употребляется без НЕ
— можно заменить синонимом.
— есть противопоставление с союзом А
— есть слова, усиливающие отрицание ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОМУ НЕ и др.
— нельзя заменить синонимом.
Не мягкий, а твёрдый
Ничуть не интересный
Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, пишется Н, когда НН?
— в суффиксах ЕНН (ОНН)
— если прилагательное образовано с помощью суффикса Н от сущ. с основой на Н
— в словах-исключениях СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ. * В кратких прилаг. столько Н, сколько в полной форме.
*Запомни прил., не имеющие суффиксов: юный, румяный, свиной, синий, зелёный, пряный.
(обр. от длина, старина)
Когда у прил. пишется суффикс К, когда – СК?
Суффикс К пишется, если прилагательное
— имеет краткую форму (т.е. оно кач.)
— образовано от существительных с основой на К,Ч,Ц.
В других прил. пишется суффикс СК.
Когда сложные прилагательные пишутся слитно, когда через дефис?
Дефис употребляется, если сложное прилагательное
— обозначает оттенки цвета
— образовано от двух равноправных слов, между которыми можно поставить союз И.
Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные из словосочетаний.
Древнерусский (от с/с Древняя Русь)
Как употребляется Ь в числительном?
В числительных от 5 до 30 буква Ь пишется в конце слова.
В числительных от 50 до 80 и
от 500 до 900 буква Ь пишется между корнями.
пятЬ, тридцатЬ девятЬ
Расскажите о падежных окончаниях числительных.
У числительных 40,90,100 всего две падежные формы: И.В. пад. : сорок, девяносто, сто; Р.Д.Т.П. пад.: сорока, девяноста, ста.
Две пад. формы также у числ. полтора и полтораста – И.,В.пад (полутора и полутораста – в Р.Д.Т.П.пад)
Числ. От 5 до 30 склоняются как сущ. 3 скл. (Р.Д.П. пад. – И)
У сложных числ. От 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.
И. пятЬдесят, трИстА
Р. пятИдесятИ, трЁХсот
Д. пятИдесятИ, трЁМстАМ
В. пятЬдесят, трИстА
Т. пятьЮдесятьЮ, трЕМЯстАМИ
П. о пятИдесятИ, о трЁХстАХ.
На какие разряды делятся местоимения?
Местоимения делятся на 9 разрядов.
Относительные: те же, что и вопросительные, но без вопроса. Они употребляются в качестве союзных слов для связи простых предложений в составе сложных.
Отрицательные: образуются от вопросительных с помощью приставок НЕ, НИ.
Притяжательные: указывают на принадлежность лицу.
Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их.
Тот, этот, такой, таков, столько.
Весь, сам, самый, иной, любой, другой, каждый, всякий.
Как пишется приставка КОЕ и суффиксы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ?
Приставка КОЕ пишется через дефис, если между нею и местоимением нет предлога. Если предлог есть, то она пишется раздельно.
Суффиксы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ всегда пишутся через дефис.
Как пишутся приставки НЕ и НИ в местоимениях?
Под ударением пишется приставка НЕ, без ударения – приставка НИ.
Эти приставки пишутся раздельно, если между ними и местоимением есть предлог.
Никого – ни для кого
Какие глаголы являются разноспрягаемыми?
Разноспрягаемыми являются глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ. Они имеют признаки двух разных спряжений.
Ты хочЕшь – мы хотИм
Он бежИт – они бегУт
Вы дадИте – они дадУт
Какие глаголы называют переходными?
Переходными называются те глаголы, которые могут сочетаться с сущ. в Вин. пад. без предлога.
Любить (кого? что?) Родину.
Когда пишется буква Ь после шипящих на конце глагола?
На конце глагола после шипящих пишется Ь
Когда у глаголов пишется
суффикс –ОВА (ЕВА), когда – ИВА (ЫВА)?
Если в 1 лице глагол оканчивается на –УЮ (-ЮЮ), то в н.ф. и прош. вр. пишется суффикс ОВА (ЕВА).
Если в 1 лице глагол оканчивается на –ИВАЮ (-ЫВАЮ), то в н.ф. и прош. вр. пишется суффикс ИВА (ЫВА).
танцЕвать – я танцУЮ
попробОвать – я попробУЮ
рассматрИвать – я рассматрИВАЮ
рассказЫвать – я рассказЫВАЮ
Как выполнить морфологический разбор прилагательного?
Пост. призн. – разряд
(Под) тяжёлым (снегом) – прил.
Н.ф. – какой.? – тяжёлый
Непост. – полн.ф., ед.ч., м.р., Т.п.
Под снегом каким? – тяжёлым (определение)
Как выполнить морфологический разбор числительного?
Пост. – простое или составное, колич. или порядк., если колич., то целое, дробное или собирательное
(Пригласил) пятерых (друзей) – числ.
Пост. – прост., колич., собират.
Пригласил (кого?) – пятерых друзей (дополнение)
Как выполнить морфологический разбор местоимения?
Пост. – разряд, лицо (у личных)
Непост. – падеж (если есть), род (если есть), число (если есть)
Не к кому (пойти) – мест.
Пойти к кому? – не к кому (дополнение)
Как выполнить морфологический разбор глагола?
Пост. – вид, спряжение, переходность, возвратность.
Непост. – наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть)
(Дерево) выросло бы – гл. (что сделало)
Н.ф. – что сделать? – вырасти
2. Пост. – сов.вид, 1 спр., неперех., невозврат.
Непост. – условн. накл., ед.ч., ср.род
Дерево что сделало? – выросло бы (сказуемое)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1068091
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.