Русь это что 2 класс
«Русь» – что это слово означает?
«Русь» – что это слово означает? Детские вопросы
Дорогие ребята! Вы наверняка слышали слово «Русь», а если еще не слышали, то обязательно услышите! Но, чтобы быть подкованными, то есть, подготовленными, вам нужно понять это слово своими сердечками. В этом нам поможет замечательный писатель Станислав Романовский.
«Что означает само это загадочное слово — Русь? Короткое— в один слог всего! — а какое просторное и загадочное! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами — Русь, русские, Россия…
Что такое Русь? Русь — это страна, где много рек и озер, а русский — это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад. Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвел!
— На русь, — подтвердила хозяйка.
— Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора… Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу, у меня слёзы из глаз от радости. Русь — светлое место! Русь — страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!»
Русская пословица нам говорит: “За морем теплее, а у нас светлее”.
Русь- родовое устройство страны.
Русь- родовой уклад страны.
Дополнение: слово “Русь” – образовано от прилагательного “русья”, “росья” (светлый(ая), чистый(ая), святой (ая), санскрит) как и в славянских языках, также прилагательные оканчивающиеся в женском роде на “я”, так как отвечают на вопрос : “какая?” Отсюда ясно, что Русь и и производное от “росья” слово Россия – женского рода, что согласуется с подразумевающимся к нему по смыслу словом “земля”, “сторона”. (Основания для такого названия были, но это совсем другая, языческая тема, раскрытие которой не подходит для этого сайта.) Нам всем нужно, для счастливой и гармоничной жизни, снова наполнить этим глубоким смыслом название нашей Родины – улучшив себя, очистив наши души и жизни до светлого состояния праведности, святости и показать этим пример другим народам – таково предназначение всех, живущих в чистом, светлом, святом пространстве – Руси (неважно какой её части – Малой, Белой или Великой – важно стремление в ней живущих к Свету Жизни, к правде и совести – к Свету Бога).
Северянам хорошо известно, что многие названия северных рек и гор, имеют санскритские корни. Например, имение художника Николая Рериха недалеко от Архангельска, называлось Сварга – на санскрите, от которого берёт начало язык славян, это означает Небесная, (божественная) Обитель, а на славянском Сварог – имя верховного бога. (У современных индусов он называется сейчас Ишвара).Или например, название реки Двина – переводится с санскрита – “Двойная”, реки Сухона – “Пересыхающая”, Кинешма – осока, камыш и т.д. Подробно о санскритской топонимике русского севера написано индийским профессором в труде “Арктическая прародина в Ведах” – о древней родине ариев(арья, прилагательное, означающее “Благородный” на санскрите), предков индоевропейцев. Cлыша слово “Русь”, любой, знающий санскрит понимает, что означает это слово – оно означает”Чистая”, “Светлая”, “Святая” страна, земля – место чистых,светлых, святых людей.Поэтому,”русский” – это любой, имеющий чистую, светлую, святую душу и живущий в светлом, чистом, святом пространстве, земле” – так говорят индийские брамины, знающие священный древний праязык ариев. В современном языке сохранился этот корень в словах “роса” – чистая, святая вода и “русый” – светловолосый (блондин – слово не славянское). Отсюда и название страны Россия, но западные славяне. расставшиеся с нами 800 лет назад, например, сербы, и сейчас называют нашу страну так, как и мы себя называли тысячу лет назад – “Русья”. Так что говорить “Святая Русь” – дважды повторять одно и то же понятие.
Русь это что 2 класс
Что обозначает само это загадочное слово — Русь?
Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живущий У воды.
Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!
— На русь, — подтвердила хозяйка.
— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь — светлое место!
Русь — страна света.
Милая светоносная моя Русь,
Родина, Родительница моя!
1. Как автор объясняет слово Русь? Найди ответ в тексте и прочитай.
2. Чем поразила автора встреча с хозяйкой? Расскажи.
3. Какие слова вызвали радость у автора- рассказчика? Можно ли заплакать от радости? Подтверди свой ответ словами текста.
4. Найди диалог автора с хозяйкой.
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц (героев произведения).
5*. Прочитай последние предложения выразительно. 1 Как ты понимаешь ряд слов: «Русь, Родина, Родительница моя»? Объясни.
Литературное чтение «И.Никитин «Русь». 2-й класс
Класс: 2
Цели:
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, листы с текстами произведений о Родине, прочитанными в 1 классе, карточки со словами к пословицам; 3 – 4 иллюстрации с изображением пейзажей (поля, леса, горы в разные времена года) для оформления доски.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Проверка готовности детей к уроку.
2. Вступительное слово учителя.
— Ребята, мы продолжаем сегодня работать по теме раздела «О нашей Родине». У каждого человека, в какое бы время и в каком бы месте он ни жил, есть родина. И у каждого она своя. (Учитель жестом указывает на иллюстрации) Мы – россияне, поэтому наша Родина – Россия. А что вы представляете, когда произносите слово «Родина»? Прочитайте свои сочинения.
3. Проверка домашнего задания.
а) Дети зачитывают свои сочинения, написанные дома.
«Россия – это мой дом. Мне очень нравится в этой стране, потому что у нас красивая природа, потому что наша страна – победитель! Я дорожу нашей Родиной, она самая красивая! »
«Для меня Родина – это мать, родной, близкий человек, это дом, родной город. Я без Родины как ученик без учителя.»
«Родина – это мой дом, где я родился. Родина – это место, где растут берёзы, где солнечно и радостно».
«Родина для меня – это Серебряный Бор. Я там жила, и там родился мой брат Матвей. Там я играла с друзьями на горке. Там я боялась соседской собаки. Потом мы переехали в Москву и стали жить там…» и т. д.
б) Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения Ф.Савинова «Родина».Кому из вас захотелось выучить это стихотворение наизусть? (Дети рассказывают стихотворение наизусть или читают выразительно, учитель вместе с детьми оценивает чтение)
4. Работа с пословицами.
б) На доске записаны пословицы без концовки. Последние слова пословиц (защищать, пригодился, мачеха, сходи) написаны на карточках, которые в беспорядке расположены на доске.
в) Работа с пословицами в тетради на печатной основе с.4, задание 3. Соедини стрелочкой части пословиц.
5. Слушание произведений о Родине, прочитанных в 1 классе.
— Давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в 1 классе.
Хорошо читающие дети читают вслух с листа (или из учебника хрестоматии 1 кл.) стихи С.Дрожжина «Привет», Е.Серовой «Мой дом», Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»
6. Работа со стихотворением И.С.Никитина «Русь».
а Многие поэты воспевают в стихах свою Родину, родные края. Сегодня мы познакомимся с произведением русского поэта Ивана Саввича Никитина «Русь». Послушайте, как торжественно звучит это стихотворение. (Учитель читает стихотворение наизусть)
б) Словарная работа.
— Понравилось ли вам стихотворение? Какие слова и выражения вам были непонятны?
— Как вы понимаете фразу «широко… по лицу земли… развернулася»?
— Почему автор называет Русь могучей?
в) Обсуждение интонации стихотворения.
— Как вы думаете, как автор относится к своей Родине? Какие чувства испытывает, когда говорит о ней?
— Как же нужно читать это стихотворение? Давайте прочитаем в учебнике на с.7 совет.
г) Чтение стихотворения учащимися:
7. Физминутка.
8. Сравнение стихотворений Ф.Савинова «Родина» и И.Никитина «Русь».
— Что общего у стихотворений Савинова и Никитина?
— Как поэты относятся к своей Родине? Какие чувства выражают в своих произведениях?
— Какие синонимы подобрал Ф.Савинов к слову «Родина»? А И.Никитин?
— А чем же отличаются эти стихи?
— Какое из двух стихотворений вам понравилось больше? Почему?
9. Итог урока.
— С каким произведением познакомились сегодня? Кто его автор?
— Стихотворения каких авторов вспомнили на уроке?
— Какие чувства к Родине выражают авторы в своих произведениях?
— Спасибо, ребята, за работу. Урок окончен.
Разработка урока по окружающему миру на тему»Русь» (2 класс)
Технологическая карта.
Тема « Как Русь начиналась»
Тема «Как Русь начиналась»
Создать условия для формирования представления о жизни древних славян; их внешнем виде, о занятиях.
Основное содержание темы, термины и понятия
Знакомство с предками-славянами.
Понятия: история, предки, славяне, вождь, племя.
Сформировать представление о наших предках славянах.
Самоопределение, через поставленные задачи для себя; через формирование картины мира, в данном случае – профессии; через самооценку.
Умение использовать субъектный опыт.
регулятивные: совместное определение темы урока и через тему выход на задачи. Удерживание задачи на протяжении всего урока. Целеполагание. Прогнозирование. Оценка, через выбор, кем являлись при работе в группе. Рефлексивные действия.
познавательные: совершенствование навыка чтения, умения отбирать нужную информацию в тексте и использовать при ответе, умения сравнивать и делать выводы на основе наблюдений, умение строить речевое высказывание в устной форме, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать аналогии.
коммуникативные: умение слушать друг друга, умение договариваться при работе в группе.
Литературное чтение (Умение устанавливать логические связи между объектами; умение осознанного чтения.)
Конспект урока. Проектор.
Таблички с названиями исторических понятий. Лента времени. Таблички с «волшебными ключами»(опорные слова-вопросы). Карточки с заданиями для групп и возможными ответами. Схема древнего города. Исторические словарики для каждого ученика. Разноцветные «человечки» для самооценки.
I этап. Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение новой темы урока
— С понятием время мы сталкиваемся каждый день. Вряд ли кто-нибудь задумывается, что это такое?
И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени! Утром вы встаёте и идёте в школу. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Время всегда находится в движении.
–А что значит в движении?
Мы привыкли к делению времени на прошлое, настоящее и будущее.
Прошлое настоящее будущее
-Вася, Поставь человечка в то место на ленту времени, где ты сейчас находишься.
— А Маша, где ты? А Федя?
-Значит, где мы все с вами находимся? (сейчас в настоящем)
-А в будущем? Саша? Марина? (учитель, банкир….)
— Можем ли мы с вами знать, что будет в будущем?
Дети отвечают на вопросы( Время нельзя увидеть, услышать, потрогать.)
Самоопределение- ученик прикрепляет на то место на ленте времени, где он находится.
Формирование картины мира
(да. изучив прошлое, мы можем узнать о нём)
(Нет, можем только предположить)
II этап. Постановка темы и задач урока.
Цель –постановка детьми для себя задачи на урок.
-Можно ли сказать, что наша страна была такой, как в настоящее время? Обоснуйте.
-А люди? Что вы можете сказать о людях того времени? (Слайд)
-А в нашем классе есть такие ученики?
-Те люди, которые делали историю, называют предками. А есть ли прошлые истории? (есть)
-Тогда история это наука о чем? (наука о прошлом)
-Для чего нужна история? (знать о прошлом)
-Для чего тогда нужно изучать прошлое? (чтоб не делать ошибок, узнать традиции народа, какие чтим до сих пор(Пасха, Рождество), узнать как развивались и совершенствовались предметы, орудия труда)
-А куда бы вы науку Историю поместили на ленте времени? (прошлое)(1 уч-к)
-А теперь посмотрите на тему урока? ( Как Русь начиналась)
-Есть ли в теме отчет времени? (начиналась- прошедшее время, Русь- устаревшее слово)
-Как можно по-другому сказать? (Россия)
-Что бы вы хотели узнать о наших предках? Чтобы правильно сформулировать вопросы, можно воспользоваться «волшебными ключами», опорными словами в форме вопросов:КТО?ГДЕ?ЧЕМ?КАК?
КТО были наши предки?
ЧЕМ занимались наши предки?
КАК жили наши предки?
-Какую задачу поставим для себя? (ответить на поставленные вопросы)
-А на какие вопросы вы бы хотели найти ответ?
А как вы думаете, где они жили, ваши представления.
Каждый может выбрать для себя вопрос и сказать свое представление.
-А теперь какие задачи поставим для каждого?(сопоставить со своим представлением)
— Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и постараемся узнать о нём как можно больше.
Отвечают на вопросы учителя.
(светлокожие, светловолосые, русые)
Дети сопоставляют изображение славян со своими одноклассниками.
На ленту времени прикрепляют «предки», «история»
1 ученик помещает «историю»
Работа со словами, данными в теме урока
«волшебные ключи», опорными словами в форме вопросов:КТО?ГДЕ?ЧЕМ?КАК? (Формулировка вопросов учащимися)
ставят задачу перед собой.
Дети выдвигают гипотезы
III. Изучение нового материала.
—Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, обратимся к учебнику на с.107. Прочитайте 1 и 2 абзац
— Какие новые понятия подтвердились? (Русь)
-Сможете ли вы из прочитанного ответить на вопрос: Кто были наши предки? (славяне)
-Как их еще можно назвать? (русичи, русские)
— В настоящее время мы себя так называем? (Нет. Русские)
— Кто выбирал этот вопрос и его предположение подтвердилось? Поднимите руки. А остальные, значит, узнали новое.
— А куда бы вы понятие «славяне» поместили на ленте времени? (прошлое)
-На первый вопрос мы ответили.
-Чтобы ответить на следующий вопрос, посмотрите на слайд.
-На какой вопрос вы можете ответить? (КАК жили наши предки?) (Вместе, сообща, во главе был главный, которого все слушались)
-Правильно. Жили они племенами, а во главе был вождь. (слайд)
-Значит, как жили наши предки?
— А куда бы вы понятия «племя и вождь» поместили на ленте времени? (прошлое)
— Кто выбирал этот вопрос и его предположение подтвердилось? Поднимите руки. А остальные, значит, узнали новое.
-А сейчас мы живем племенами? (нет)
Что осталось у нас с прошлого? (живем вместе, рядом- села, деревни) Например, наше село Выльгорт.
У нас есть сейчас вождь? (да, его называют президент- В.В. Путин)
-Ни какой вопрос нам предстоит ответить теперь, ведь мы уже знаем ответ на 2 вопроса.
-Кто выбрал этот вопрос? Выскажите свои предположения, а затем их проверим.
Посмотрите на слайд. Кто может ответить на вопрос?
(На высоком берегу рек, поселение укреплялось, его огорожали.)
-Почему укрепляли высокими заборами? (от врагов)
-А в настоящее время так? (нет. Нет загорождений)
— А что осталось? (Сейчас солдаты охраняют границу РФ от врагов)(слайд)
— Какое слово возникло от слова огорожали? (город)
-А что было рядом с городом? (поселение)
-А наш Выльгорт город? (поселение рядом с городом Сыктывкар)
-Итак, где жили наши предки?
-Чьи предположения подтвердились, а чьи расширились?
-Какой вопрос у нас остался? (ЧЕМ занимались наши предки?)
-Сейчас проведем физминутку под названием «что делает человек»
(Дети получают карточки с заданием изобразить человека, который шьёт; лепит посуду; готовит пищу; доит корову; рубит дрова; пляшет; поёт песни; водит хороводы) По очереди выходят и показывают вид деятельности, остальные повторяют и угадывают).
— А теперь выясним, чем же занимались наши предки? Для этого поработаем в группах.
А почему в группах? (чтобы экономить время)
Но сначала определим, кем каждый из вас будет в группе: участником шума или участником совместной деятельности.
-Какая задача сейчас перед нами? (найти информацию)
— Как будем находить информацию? (прочитать про себя, чтоб найти главное, чтоб ответить на вопрос.)
-Каждая группа отвечает.
-Почему вы смогли найти информацию?( мы были участниками совместной деятельности)
— Итак, чем занимались наши предки?Какой вывод можно сделать?
-Куда все новые слова можно поместить? (в исторический словарик)
— А сам словарик на ленту времени куда можно поместить? (тоже в прошлое)
На ленту времени прикрепляют «славяне»
По слайду отвечают на вопрос
На ленту времени прикрепляют «племя, вождь»
Сопоставляют свои предположения и факты
Смотрят изображение президента
По изображению отвечают на вопрос
Свои ответы прикрепляют на доску
Цель – уточнение представлений по теме урока,
-У кого представления расширились?
-Что нынешнее поколение взяло из прошлого?(президент, граница, заборы в Выльгорте)
-Дома запишите новые слова в свои исторические словарики.
-А теперь оцените свою работу на уроке:
Если вы были весь урок 1-активны, 2- внимательно слушали учителя,3- всегда соблюдали правила школьника, то на наш древний город прикрепите зеленого человечка. Если какие-то критерии не выполняли, то желтого человечка. А если вы считаете, что вам нужно еще постараться, то красного человечка.
Подведение итогов урока.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема «Как Русь начиналась»
Цель темы: Создать условия для формирования представления о жизни древних славян; их внешнем виде, о занятиях.
Основные понятия темы: Знакомство с предками-славянами.
Самоопределение, через поставленные задачи для себя; через формирование картины мира, в данном случае – профессии; через самооценку.
Умение использовать субъектный опыт.
регулятивные: совместное определение темы урока и через тему выход на задачи. Удерживание задачи на протяжении всего урока. Целеполагание. Прогнозирование. Оценка, через выбор, кем являлись при работе в группе. Рефлексивные действия.
познавательные: совершенствование навыка чтения, умения отбирать нужную информацию в тексте и использовать при ответе, умения сравнивать и делать выводы на основе наблюдений, умение строить речевое высказывание в устной форме, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать аналогии.
коммуникативные: умение слушать друг друга, умение договариваться при работе в группе.
Номер материала: 451769
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
изучение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со стихотворением И. Никитина «Русь», сравнения этого произведения
со стихотворением Ф. Савинова «Родина»; способствовать развитию навыка осознанного беглого чтения; содействовать воспитанию любви к Родине, гордости за свою страну
Предметные : определяют тему и жанр произведения, соотносят текст и иллюстрацию; отвечают на вопросы; выразительно читают стихотворение; читают справочный материал о поэте; понимают литературу как явление национальной и мировой культуры
познавательные: воспринимают отношение поэта к Родине; овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строят речевое высказывание;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;
коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия
Личностные : эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции; высказывают свою точку зрения; имеют представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, о ценности и уникальности природного мира
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Мотивирование к учебной деятельности
– Покажите выражением своего лица настроение, с которым вы пришли в школу.
– Улыбнитесь друг другу.
– Нам предстоит встреча с удивительным миром литературы. Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка – художественное слово. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл произведения, его идею, которую хотел донести автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями
Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей
Владеют навыками психологической
и эмоциональной настроенности на работу на уроке
II. Проверка домашнего
1. Выразительное чтение стихотворения наизусть
– Вы подготовили выразительное чтение стихотворения
Ф. Савинова «Родина». Кто выучил его наизусть?
Читают стихотворение выразительно, наизусть. Вместе с учителем оценивают чтение
Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.
Осуществляют логические действия.
Владеют навыками
самооценки, самоанализа
2. Работа
с послови-
цами
– Какие пословицы о Родине вы знаете?
На доске записаны пословицы без концовок. Последние слова пословиц (сходи, защищать, пригодился, мачеха) написаны на карточках, которые в произвольном порядке расположены на доске.
С родной земли – умри, не…
Родина – мать, умей ее…
Родная сторона – мать, а чужая – …
Отвечают на вопросы
3. Выполнение заданий
в рабочей
тетради (с. 4, задание 3)
– Соедините стрелочкой части пословиц
III. Актуализация знаний.
1. Работа
по карточкам
– Вспомните, кто автор следующих строк.
– Кто автор данных строк?
– Иван Саввич Никитин
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя
2. Сообщение о И. Никитине
См. ресурсный материал
Мы похлопаем в ладоши
Наши ножки постучали
По коленочкам ударили
Наши ручки, поднимайтесь
Наши ручки закружились,
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
IV. Поста-
новка цели урока
– Сегодня познакомимся с первым стихотворением, которое принесло И. Никитину известность. Как оно назы-
вается?
– Русским читателям XIX века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека.
Наша задача сегодня на уроке – разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знаний.
Делают выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
Формулируют ответы
на вопросы
V. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя
«Когда читаешь «Русь», особенно вслух, обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!» – писал критик Олег Ласунский.
– Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле
2. Первичное восприятие
– Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал его. Какие чувства возникли у вас? (Читает.)
– Подумайте, почему это стихотворение принесло И. Никитину славу?
3. Словарная работа
– Понравилось ли вам стихотворение? Какие слова и выражения вам были непонятны?
Шатер – высокая крыша.
Нива – засеянное поле.
Брань – война, битва.
Мгла – непрозрачный воздух.
– Как вы понимаете фразу: «Широко… по лицу земли… развернулася»?
– Почему автор называет Русь могучей?
– Как, по-вашему, автор относится к Родине? Какие чувства испытывает, когда говорит о ней?
– Как нужно читать это стихотворение? Совет вы найдете на с. 7 учебника
– Он восхищается богатством земли и просторами Руси, гордится своей Родиной, ее героическим народом
4. Чтение
стихотворения обучаю-щимися
Самостоятельно читают стихотворение
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в 1000 раз!
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
5. Вторичное чтение
и анализ.
– Прочитайте по цепочке и подумайте, сколько картин к стихотворению вы бы нарисовали?
– Что напоминает это произведение по характеру стихосложения?
– Почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию похожее на протяжную песню?
– Чтобы убедиться в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе две строки попарно и поставим ударение.
Например: Мурава лугов ковром стелется.
Виноград в садах наливается.
– На какой слог от начала строки падает ударение?
– На какой слог от конца строки падает ударение?
– Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих?
Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – это не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание.
– Начиная с четвертого четверостишия, выделите устойчивые, характерные для фольклора эпитеты вместе с определяемыми словами.
– Как удается И. Никитину описать бескрайние просторы
Руси?
– Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы?
– О какой непроглядной тьме говорит поэт и что он называет «пожаром небес»?
– Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после южных просторов рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения его обращение к Родине.
– Какими словами автор подчеркивает величие Руси?