Родовая горячка что это в средние века

Родильная горячка

Родовая горячка что это в средние века. 190px Streptococcus pyogenes. Родовая горячка что это в средние века фото. Родовая горячка что это в средние века-190px Streptococcus pyogenes. картинка Родовая горячка что это в средние века. картинка 190px Streptococcus pyogenes. Родильная горячка (родильная лихорадка, Puerperalfieber, МКБ 10. Класс XV O85 Послеродовой сепсис) — собирательное название для заболеваний, которые обуславливаются инфекционным заражением при родах. Описание подобного рода заболеваний встречается уже у Гиппократа. Заболевание носило эпидемический характер до учреждения в XVII веке первого роддома. В XVIII—XIX веках в роддомах это заболевание стало изучаться акушерами.

Стрептококк, один из частых возбудителей родильной горячкиМКБ-10O 85. 85.МКБ-9672 672MeSHD011645D011645

Родильная горячка (родильная лихорадка, Puerperalfieber, МКБ 10. Класс XV O85 Послеродовой сепсис) — собирательное название для заболеваний, которые обуславливаются инфекционным заражением при родах. Описание подобного рода заболеваний встречается уже у Гиппократа. Заболевание носило эпидемический характер до учреждения в XVII веке первого роддома. В XVIII—XIX веках в роддомах это заболевание стало изучаться акушерами.

Причина заболевания была открыта в 1847 году Игнацем Земмельвейсом, указавшим на необходимость применения антисептиков, — его открытие не было признано современниками, и антисептики стали применяться в хирургии и акушерстве только с 1880-х гг.

Возбудителями родильной горячки являются цепочные и гроздевидные кокки (стрептококки и стафилококки) и изредка кишечная палочка (Bacterium coli commune), пневмококк, дифтерийная палочка Леффлера. Более частой причиной послеродовой лихорадки (особенно поздней) является гонококк. Заражение происходит в большинстве случаев из-за прикосновения к ранам грязными руками или нестерильными инструментами (контактная инфекция). Заражение через загрязненный воздух (воздушная инфекция) встречается лишь как редкое исключение. Возможность самозаражения пока остается спорной.

Местом заражения служат чаще всего надрывы шейки, весьма обычные во время родов, особенно у первородящих. В случае введения руки или инструмента в полость матки инфекция часто проникает в месте прикрепления последа с его сосудами. Микробы распространяются либо по лимфатическим путям, либо по кровеносным сосудам. Первородящие чаще заболевают, нежели родящие повторно.

Отдельными формами заболевания являются:

Перечисленные формы заболевания относятся к доброкачественным, если сохраняют свой местный характер и не переходят в общее заражение организма. В последнем случае развивается сепсис или пиемия.

К общим симптомам родильной горячки относятся повышение температуры и учащение пульса. В большинстве случаев вначале бывает озноб или познабливание. Послеродовые очищения — лохии — часто становятся грязны и зловонны. В тяжелых случаях они нередко совсем пропадают. Лактация также уменьшается или вовсе прекращается. Боли в животе весьма часты, — особенно при параметрите, где они локализируются по бокам матки, — и сильнее при периметрите. Наибольшей интенсивности они достигают при распространении воспаления на всю брюшину (послеродовой перитонит).

Источник

Родильная горячка

Родовая горячка что это в средние века. lazy placeholder. Родовая горячка что это в средние века фото. Родовая горячка что это в средние века-lazy placeholder. картинка Родовая горячка что это в средние века. картинка lazy placeholder. Родильная горячка (родильная лихорадка, Puerperalfieber, МКБ 10. Класс XV O85 Послеродовой сепсис) — собирательное название для заболеваний, которые обуславливаются инфекционным заражением при родах. Описание подобного рода заболеваний встречается уже у Гиппократа. Заболевание носило эпидемический характер до учреждения в XVII веке первого роддома. В XVIII—XIX веках в роддомах это заболевание стало изучаться акушерами.

Родильная горячка — инфекция, которой подвергается роженица. Причина родильной горячки в том, что из матки с интоксикацией (в данном случае — это первичный очаг инфекции микробы поступают в кровь родильницы (это называется послеродовой сепсис). Симптомами родильной горячки, также, могут быть гнойные очаги в самых разных органах. Наверное, не нужно лишний раз объяснять, как важна профилактика и своевременная диагностика подобного заболевания для как можно более ранних выявлений его признаков, для того, чтобы назначить лечение по самым прогрессивным методам и устранить не только симптомы заболевания.

Причины родильной горячки

Причинами, точнее — возбудителями, такого заболевания, как родильная горячка менингококк, стрептококк, стафилококк, бактерии коли, гнойная палочка и пр. Чаще всего горячка прогрессирует параллельно с хронической инфекцией. Все признаки и большинство симптомов проявляются через пару дней (она может начаться и через день) после родов.
Дело в том, что женский организм очень ослаблен (как в плане иммунитета, так и в плане общего самочувствия), так что, если добавить сюда еще и инфекцию… ей будет очень просто «справится» и сильная боль внизу живота — явный признак горячки.

Симптомы родильной горячки

Как мы уже писали, симптомами горячки есть такие признаки, как сильная боль внизу живота, повышенная температура, покраснение, недомогания, озноб и гнойно-кровянистые выделения. В этом случае нужны уже не профилактические меры, диагностика (метод должен быть самым современным, поэтому обращайтесь только к профи).

Лечение родильной горячки

За лечением обязательно (!) обращайтесь к врачу. Дело в том, что если не запускать и вовремя провести ряд диагностик, то с помощью ряда средств (медикаментозный метод) — горячка легко поддается лечению.
Профилактика родильной горячки

Профилактические меры очень важны. Благодаря им вам не поставят неприятный диагноз. Нужен грамотный антисептический уход, чистота рук (здесь нужно использовать спирт, мыло и обмывание в тёплой воде, раствор сулемы, выварка инструментов в содовом растворе). Все эти методы помогут существенно снизить вероятность заболевания.

Источник

Родильная горячка

Из Википедии — свободной энциклопедии

Родильная горячка (родильная лихорадка, Puerperalfieber, МКБ 10. Класс XV O85 Послеродовой сепсис) — собирательное название для заболеваний, которые обусловливаются инфекционным заражением при родах. Описание подобного рода заболеваний встречается уже у Гиппократа. Заболевание стало носить эпидемический характер со времени учреждения в XVII веке первого роддома. Эпидемии значительно усилились в XVIII и XIX столетиях, когда в родильные дома стали допускаться учащиеся для изучения акушерства.

Причина заболевания была открыта в 1847 году Игнацем Земмельвейсом, указавшим на необходимость применения антисептиков, — его открытие не было признано современниками, и антисептики стали применяться в хирургии и акушерстве только с 1880-х гг.

Возбудителями родильной горячки являются цепочные и гроздевидные кокки (стрептококки и стафилококки) и изредка кишечная палочка, пневмококк, дифтерийная палочка Лёффлера. Более частой причиной послеродовой лихорадки (особенно поздней) является гонококк. Заражение происходит в большинстве случаев из-за прикосновения к ранам грязными руками или нестерильными инструментами (контактная инфекция). Заражение через загрязнённый воздух (воздушная инфекция) встречается лишь как редкое исключение. Возможность самозаражения пока остаётся спорной.

Местом заражения служат чаще всего надрывы шейки, весьма обычные во время родов, особенно у первородящих. В случае введения руки или инструмента в полость матки инфекция часто проникает в месте прикрепления последа с его сосудами. Микробы распространяются либо по лимфатическим путям, либо по кровеносным сосудам. Первородящие чаще заболевают, нежели родящие повторно.

Отдельными формами заболевания являются:

Перечисленные формы заболевания относятся к доброкачественным, если сохраняют свой местный характер и не переходят в общее заражение организма. В последнем случае развивается сепсис или пиемия.

К общим симптомам родильной горячки относятся повышение температуры и учащение пульса. В большинстве случаев вначале бывает озноб или познабливание. Послеродовые очищения — лохии — часто становятся грязны и зловонны. В тяжёлых случаях они нередко совсем пропадают. Лактация также уменьшается или вовсе прекращается. Боли в животе весьма часты, — особенно при параметрите, где они локализируются по бокам матки, — и сильнее при периметрите. Наибольшей интенсивности они достигают при распространении воспаления на всю брюшину (послеродовой перитонит).

Источник

История родов. Роды в средние века.

Родовая горячка что это в средние века. i 4. Родовая горячка что это в средние века фото. Родовая горячка что это в средние века-i 4. картинка Родовая горячка что это в средние века. картинка i 4. Родильная горячка (родильная лихорадка, Puerperalfieber, МКБ 10. Класс XV O85 Послеродовой сепсис) — собирательное название для заболеваний, которые обуславливаются инфекционным заражением при родах. Описание подобного рода заболеваний встречается уже у Гиппократа. Заболевание носило эпидемический характер до учреждения в XVII веке первого роддома. В XVIII—XIX веках в роддомах это заболевание стало изучаться акушерами.Нам очень повезло, что мы живем именно сейчас, когда медицина пусть и не находится на высшей ступени своего развития, но хотя бы способна обеспечить безопасность самых естественных процессов. Может, я не права, поднимая такую тему — так что впечатлительным лучше дальше не читать! Для тех же, кому интересно, небольшой экскурс в историю родов. На данный момент, к сожалению, материнская смертность полностью не ликвидирована, но сейчас она составляет примерно 0,01-0,03% — то есть примерно от 10 до 30 смертельных случаев на 100 000 тысяч. К сожалению, первое, что мы вспоминаем, это то, что «роды в средние века — экстримальный спорт» (с). Вот, что пишут современные исследователи этого вопроса «Смертность, смертность и еще раз смертность – это не преувеличение, это факт. Огромная, просто чудовищная женская и младенческая смертность в результате родов», французский писатель Морис Дрюон отмечает: «… это были те времена, когда большинство детей умирало в младенчестве, а половина женщин – родами». Под категорию «материнская смертность» попадает период от начала родов, до 42 дней после их окончания. Согласно статистическим данным, материнская смертность в эпоху средневековья составляла от 30 до 40%.

Вот некоторые примеры. Две из 3-х жен французского короля Филиппа II умерли при родах, 2 из 6-ти жен Генриха VIII, а также его мать. В Испании подряд умерли жены Карла V, Филиппа II (первая сразу после родов, третья в результате преждевременных родов, также при родах умерла его младшая дочь), Филиппа III и Филиппа IV. В России так скончались Агафья Грушецкая — жена старшего брата Петра I, Наталья Алексеевна — первая жена Павла I, а также дочь Павла и его внучка.

«Генрих VII и его дети скорбят о смерти Елизаветы Йоркской»:

Родовая горячка что это в средние века. Henry VII in Mourning. Родовая горячка что это в средние века фото. Родовая горячка что это в средние века-Henry VII in Mourning. картинка Родовая горячка что это в средние века. картинка Henry VII in Mourning. Родильная горячка (родильная лихорадка, Puerperalfieber, МКБ 10. Класс XV O85 Послеродовой сепсис) — собирательное название для заболеваний, которые обуславливаются инфекционным заражением при родах. Описание подобного рода заболеваний встречается уже у Гиппократа. Заболевание носило эпидемический характер до учреждения в XVII веке первого роддома. В XVIII—XIX веках в роддомах это заболевание стало изучаться акушерами.

Смерть женщины редко была мгновенной. При этом врачи почти не знали способов облегчения страданий. Роженица могла умирать несколько дней, а иногда и недель, находясь в сознании и испытывая сильные мучения. Так как раз умирала первая жена императора Павла. Мы знаем об этом, в частности, из воспоминаний ее свекрови Екатерины II «Вы можете вообразить, что она должна была выстрадать и мы с нею. У меня сердце истерзалось; я не имела ни минуты отдыха в эти пять дней и не покидала великой княгини ни днем, ни ночью до самой кончины. Она говорила мне: «Вы отличная сиделка». Вообразите моё положение: надо одного утешать, другую ободрять. Я изнемогла и телом и душой…» Младенец не мог самостоятельно выйти из утробы и умер, инфицировав организм матери. Причиной этого мог быть обычный сколиоз, которым княгиня страдала с детского возраста.

Родовая горячка что это в средние века. hqdefault. Родовая горячка что это в средние века фото. Родовая горячка что это в средние века-hqdefault. картинка Родовая горячка что это в средние века. картинка hqdefault. Родильная горячка (родильная лихорадка, Puerperalfieber, МКБ 10. Класс XV O85 Послеродовой сепсис) — собирательное название для заболеваний, которые обуславливаются инфекционным заражением при родах. Описание подобного рода заболеваний встречается уже у Гиппократа. Заболевание носило эпидемический характер до учреждения в XVII веке первого роддома. В XVIII—XIX веках в роддомах это заболевание стало изучаться акушерами.Но самой распространенной причиной материнской смертности являлась т.н. родильная горячка, представляющая собой обширное заражение крови вследствие попадания грязи. Это с одной стороны, факт вопиющего невежества, с другой стороны, как только он был выявлен, смертность сразу сократилась на порядок. Все дело в том, что до эпохи Возрождения, точнее до середины 16 века, профессия врача-акушера не считалась престижной, поэтому доктора, принимающие роды, стоили дорого и их могли позволить только богатые семьи. У всех остальных роды принимали повитухи, знахарки и акушерки. Но и это было палкой о двух концах. Повитухи и акушерки едва ли могли что-то сделать в случае возникших осложнений, в отличие от более-менее опытного врача. Но врач мог ехать к роженице сразу после того, как он только что проводил операцию или вскрывал труп, не удосужавшись даже особо вымыть руки. Это не ужастик — отношение к гигиене в те времена было очень своеобразное, поэтому врачи легко могли просто протереть салфеткой руки, которыми они только что делали вскрытие. Такая практика была даже в 19 веке. Именно тогда появился врач по имени Игнац Земмельвейс, который задумался, почему смертность в больницах (уже имевших к этому времени какое-то оборудование и приборы) значительно превышала смертность при домашних родах. Показатели смерти при родах в больнице порой достигали 50%. Он проследил взаимосвязь возникновения родильной горячки у тех матерей, роды у которых принимали врачи, пришедшие после прозекторской. Он обязал весь персонал перед принятием родов в обязательном порядке окунать руки в раствор хлорной извести. Это позволило сократить смертность до 18%. Позднее Земмельвейс получил прозвище «спаситель матерей». Такая надпись есть и на его могиле. Но при жизни он Родовая горячка что это в средние века. 122. Родовая горячка что это в средние века фото. Родовая горячка что это в средние века-122. картинка Родовая горячка что это в средние века. картинка 122. Родильная горячка (родильная лихорадка, Puerperalfieber, МКБ 10. Класс XV O85 Послеродовой сепсис) — собирательное название для заболеваний, которые обуславливаются инфекционным заражением при родах. Описание подобного рода заболеваний встречается уже у Гиппократа. Заболевание носило эпидемический характер до учреждения в XVII веке первого роддома. В XVIII—XIX веках в роддомах это заболевание стало изучаться акушерами.остался не понятым. Коллеги гнобили его и завлекли обманом в сумасшедший дом, где он и скончался.

Говорят, что женщина с «Портрета четы Арнольфини» тоже умерла при родах:

Родовая горячка что это в средние века. 5261208132281. Родовая горячка что это в средние века фото. Родовая горячка что это в средние века-5261208132281. картинка Родовая горячка что это в средние века. картинка 5261208132281. Родильная горячка (родильная лихорадка, Puerperalfieber, МКБ 10. Класс XV O85 Послеродовой сепсис) — собирательное название для заболеваний, которые обуславливаются инфекционным заражением при родах. Описание подобного рода заболеваний встречается уже у Гиппократа. Заболевание носило эпидемический характер до учреждения в XVII веке первого роддома. В XVIII—XIX веках в роддомах это заболевание стало изучаться акушерами.

Я сама провела некоторые исследования и обнаружила удивительный факт, объяснения которому пока не смогла найти. Среди женщин высшего общества (жены, дочери королей) огромное количество умерло при родах в Англии, Испании, Италии. Но что интересно — начиная примерно с 1300 года и до конца существования монархии — во Франции при родах умерла только 1 королева. Это невозможно объяснить особенностями гигиены. Во Франции все было тоже самое. Более
того — та единственная умершая королева — была относительно чистоплотной, судя по тому, что в хрониках сохранилось упоминание о том, что врачи осуждали ее за слишком частое пристрастие к мытью. Также это нельзя объяснить наличием какой-то особой медицинской практики или особо одаренных врачей. Во-первых, потому что, если это было бы так, то вся Европа выписывала бы медиков для своих семей. Выписывали же палачей. Но такой практики не было. Во-вторых, единственный врач, чье имя действительно вошло в историю медицины, родился только в 1510 году. Его звали Амбуаз Паре. Он, в частности, известен тем, что придумал останавливать кровотечение, полученное в результате ампутации или потери конечности, путем сшивания сосудов. До этого использовали кипящую смолу, которая, конечно, останавливала кровь, если раненный не умирал от болевого шока. Амбуаз Паре принимал сложные роды Екатерины Медичи, когда она рожала близнецов, при чем один из них умер в утробе. Но сумел достать ребенка и сохранить жизнь королеве.

Как я уже писала, в Испании умерли подряд жены 4-х монархов. Среди них были бабушка, мать и сестра известной королевы Анны Австрийской. Им всем было 25-26 лет. Анна Австрийская, ставшая королевой Франции, родила своего первого ребенка в 38 лет. И осталась жива. Через год она так же благополучно родила второго. Дочь Франциска I Маргарита родила первого ребенка почти в 40. И тоже благополучно. У меня нет объяснения такому благополучному стечению обстоятельств именно во Франции.

Родовая горячка что это в средние века. 20a84951aac2. Родовая горячка что это в средние века фото. Родовая горячка что это в средние века-20a84951aac2. картинка Родовая горячка что это в средние века. картинка 20a84951aac2. Родильная горячка (родильная лихорадка, Puerperalfieber, МКБ 10. Класс XV O85 Послеродовой сепсис) — собирательное название для заболеваний, которые обуславливаются инфекционным заражением при родах. Описание подобного рода заболеваний встречается уже у Гиппократа. Заболевание носило эпидемический характер до учреждения в XVII веке первого роддома. В XVIII—XIX веках в роддомах это заболевание стало изучаться акушерами.В заключении хочу сказать, что хотя женщина в те времена была абсолютно расходным материалом, предназначенным только для производства потомства, все же счастливые браки, где супруг любил и ценил свою жену, были. К сожалению, это никак не могло помочь избежать тех же рисков, что и у всех остальных женщин. Поэтому существовала мода — особенно в эпоху Тюдоров — заказывать портрет беременной жены, чтобы в случае несчастливого стечения обстоятельств могла остаться память.

Источник

Беременность и роды в Средние века

Если нет специального уточнения, то по умолчанию предполагается, что речь идет о Средневековой Европе, с учетом того, что некоторые положения относятся ко всему доиндустриальному периоду (то есть до XVIII – XX веков).

• С момента начала менструаций девушка считалась формально зрелой для брака и половой жизни, но это не значит, что ее моментально выдавали замуж и заставляли рожать. Это зависело от политической и экономической целесообразности. В крестьянских семьях имело смысл отдавать дочь попозже (все-таки рабочие руки), но при этом стараться не передержать.

• У многих народов менструации считались чем-то «грязным» и «нечистым», женщин в этот период изолировали, ограничивали в каких-то занятиях (например, приготовление пищи и посещение церкви). Отчасти это делалось еще и для того, чтобы защитить женщину от насмешек и пренебрежения, так как средства гигиены того времени не всегда позволяли скрывать состояние женщины.

• Средства личной гигиены в период менструации долгое время не развивались из-за того, что не было особой нужды их развивать, в условиях доиндустриальных темпов воспроизведения населения, женщина большую часть своей взрослой жизни находилась в состоянии беременности или лактации, и могла встретиться с менструацией всего несколько раз за всю жизнь.

Современные одноразовые средства личной гигиены вошли в повседневный обиход лишь во второй половине – конце ХХ века; в России вплоть до распада Советского Союза пользовались самодельными прокладками и тампонами, слепленными из ваты, /спичек и желудей/ марли и туалетной бумаги.

• При всей кажущейся очевидности закономерностей, механизм возникновения беременности был в древности непонятен. Большое значение придавалось влиянию высших сил, «Божьей воле» и так далее.

• У представительниц знатного рода овуляцию и предполагаемую беременность определяли специальные врачи, иногда по совместительству астрологи, путем подсчета дней и выявлению некоторых таинственных «признаков». Для этого женщине измеряли пульс и температуру, расспрашивали о самочувствии, осматривали молочные железы. К менструальному циклу как к самому первому и надежному признаку относились с недоверием. Зато популярностью пользовались всякие эксперименты с мочой, что самое интересное, современные ученые даже обнаружили в этом какой-то смысл.

• Зачастую распознать «ложную беременность» (которые случались довольно часто из-за жесткого социального давления) получалось только по отсутствию шевеления плода и родовой деятельности в положенное время.

• Удачное наступление беременности связывалось в первую очередь с ролью женщины – ее здоровьем и благочестием, плодовитостью женщин в ее роду. Если желанная беременность в семье не наступала, обвиняли в этом почти всегда женщину, так как считалось, что мужчина не может быть бесплодным при условии, что способен завершить половой акт. В то же время, если женщина, получившая развод по причине заявленной неспособности родить наследника, затем успешно рожала сыновей от другого мужчины (как это произошло, например, с Элионорой Аквитанской), ее первый муж становился предметом насмешек. Если в браке дети появлялись лишь спустя долгое время и в количестве одного – двух, это было поводом для слухов о предполагаемой измене.

• Влияние позы чрезвычайно преувеличивалось. Например, в одном из рассказов Декамерона мужчина верит, что сам забеременел, так как позволил жене в постели быть сверху.

• Что касается женского оргазма или хотя бы женского удовольствия и их влияния на зачатие, то здесь встречались два противоположных взгляда. Жидкость, выделяемая женскими половыми органами во время секса, иногда тоже называлась «спермой» или «семенем». Соответственно, одна теория заключалась в том, что «женская сперма» портит мужскую, то есть ее выделение во время совокупления нежелательно. Другая теория, наоборот, заключалась в том, что для зачатия необходимо удовольствие обоих партнеров, то есть соединение жидкостей. К слову, эта теория отвергала возможность наступления беременности в результате изнасилования, ведь если было удовольствие, значит, было и согласие.

• Поскольку главным и единственным признанным христианской церковью назначением секса было именно продолжение рода, как правило после обнаружения беременности сексуальная жизнь между супругами прекращалась до родов и последующего восстановления менструального цикла.

• Именно стремлением ускорить восстановление репродуктивных функций после родов и, следовательно, ускорить следующую беременность, объясняется отказ от грудного вскармливания ребенка и передача его кормилице – лактация замедляет восстановление цикла.

• Никаких способов поддержания и сохранения беременности не знали, поэтому часто случались выкидыши, спровоцированные плохим питанием, тяжелым физическим трудом, стрессом, соблюдением поста (в исламе необязателен; в христианстве допускаются только послабления), ездой верхом или тряской в телеге. Рассчитывать на отдых женщина могла лишь при явном недомогании на позднем сроке.

• Выкидыши и мертворождения случались часто и на очень поздних сроках.

• Неправильно проходящая беременность (например, внематочная) равнялась смертному приговору для матери практически в 100% случаев.

• Контрацепция – была! Только вся неэффективная и в основном предназначенная для защиты от сифилиса, которого в Европе очень боялись, нежели от нежелательной беременности. Самый древний, он же самый простой способ, изобретенный еще ветхозаветным Онаном – метод прерванного полового акта. Впрочем, церкви одинаково не нравились все ухищрения на этот счет.

• Смертность, смертность и еще раз смертность – это не преувеличение, это факт. Огромная, просто чудовищная женская и младенческая смертность в результате родов. Можно разделить на две категории:

— непонимание, просто неспособность понять природы возникновения заражений и инфекций, отсутствие понятия о стерильности вплоть до второй половины XIX века;

— отсутствие хоть сколько-нибудь эффективных средств борьбы с заражением крови и/или перитонитом (нет, это не лечится травками, и даже утоплением в антибиотиках не всегда лечится);

— кесарево сечение, несмотря на глубокую древность, до XIX века приводило к смерти женщины практически в 100% случаев, веками было под запретом и обычно производилось на уже мертвой женщине, ради небольшого шанса спасения ребенка;

— изобретение других акушерских средств, таких, как например, щипцы, относится уже к XVIII веку.

• Бытует мнение, что самыми опасными являются первые роды, так как именно при них особо часто происходят разрывы. По моим подсчетам, на первые роды приходится четверть случаев смерти в родах. В качестве репрезентативной выборки были взяты 50 женщин (преимущественно европейских принцесс живших не позднее XIX века, возрастом от 14 до 40 лет, рожавшие от одного до 14 раз). И вот что получилось:

— в 26% к смерти приводили первые роды;
— в 20% вторые роды;
— в 14% третьи роды;
— в оставшихся 40% четвертые и последующие роды (включая восьмые, девятые и так далее).

Хорошее понимание природы женской смертности и опыта борьбы с ней может дать книга Поля де Крюи «Борьба со смертью» (о реалиях XIX – XX веков).

• Помогали при родах повитухи и другие женщины, уже рожавшие, например, подруги или родственницы роженицы. Только в знатных и богатых семьях при родах присутствовал врач. Где-то неподалеку всегда держали священника на случай, если что-то пойдет не так. И все, разумеется, молились. У одной королевы был такой большой стаж мертворождений, что священник умудрился окрестить очередного ее ребенка за 2 минуты после появления на свет, ровно уложившись в то время, которое младенец прожил.

• Довольно частый мотив в фольклоре многих народов – осложненные роды и чудесное спасение ребенка какой-то потусторонней силой. У германских народов встречается и обратный мотив – сложности возникают у мифических существ (фейри, эльфы, подземный народ) и они приходят за помощью к женщине-повитухе.

• Не беря случаи родов в поле, хлеву или под кустом, что тоже не было редкостью, обычно для родов заранее отводилось специальное помещение, по возможности чистое (хотя понятие чистоты в то время было весьма условным) – либо отдельная комната, либо, если это изба, то огороженный простыней угол комнаты.

• Рожали обычно лежа или сидя, причем совсем не обязательно в специальном кресле, иногда роженицу просто поддерживали в нужном положении другие женщины. Могли посоветовать встать и походить, попробовать тужиться стоя, опершись обо что-то. Если роды были очередные, роженица сама решала, как ей удобнее.

• Учитывая, что процесс был долгим и мучительным, в родильном помещении зачастую кроме благочестивых молитв о благополучном исходе, случалось, проскальзывал и крепкий матерок.

• Зачастую после родов ни мать, ни ребенка не обмывали, а просто вытирали насухо, удаляя кровь и слизь, после чего тело ребенка растирали маслом и сразу туго запеленывали.

• Наконец, если ребенок оказывался мальчиком, начинались песни и пляски с бубнами, если девочка – радости было поменьше.

• Аборты были известны во всех человеческих культурах во все времена. Не исключено, что это вообще одно из первых вмешательств в организм, которое освоили люди. Но отношение к абортам в разных культурах и на разных этапах развития человечества различалось от вполне нейтрального (хотя даже в обществах, где аборты были легитимизированы, находились резкие противники, что указывает на то, что этот аспект всегда был этически неоднозначным) до резко негативного.

— В языческие времена к абортам относились довольно снисходительно, хотя массив письменных источников доносит до нас плюрализм мнений – с одной стороны, это была совершенно обычная практика для контроля рождаемости, с другой – прибегали к ней преимущественно женщины богатые и не из благородных побуждений (сокрытие измены, забота о сохранении фигуры), что вызывало осуждение. Ссылаясь на философов, одобрительно высказывавшихся об абортах (Платон и Аристотель), необходимо учитывать их взгляды в комплексе, как часть общей евгенистической политики (аборты + детоубийства).

— Даже в языческих культурах абортированного ребенка редко ждет что-то хорошее: например, в славянской мифологии убитые так или иначе дети превращались в злобную нежить или зловредных духов.

— С пришествием христианства отношение общества к абортам резко изменилось – аборты были повсеместно запрещены и сурово карались вплоть до смертной казни (правда такое наказание не было массово применяемой практикой из-за абсолютной неискоренимости проблемы). В христианской этике аборт – страшнейший грех, хуже обычного убийства, так как обрекает душу нерожденного ребенка на пребывание в Аду до Второго пришествия (потом их участь все-таки смягчится). В случае если аборт производился в браке с согласия мужа – грех ложился и на него тоже, иногда даже в большей степени на него.

— Отношение к аборту и детоубийству (правильно рассматривать эти два явления в комплексе применительно к древности) всегда очень зависело от его причин в каждом конкретном случае – резко негативно в случае прелюбодеяния (а именно от незаконных детей избавлялись в первую очередь) и более спокойно в случае крайней бедности семьи и других объективных причин.

— В отличие от христианства, где с абортами было все четко и однозначно, в исламе эта проблема всегда была дискуссионна. Принципиальным является срок беременности, поскольку в исламе душа вселяется в тело на 120-й день после зачатия. Хотя встречаются и запреты на аборты после 40 дня, без уважительных на то причин, а также полные запреты на прерывание беременности на любом сроке. И, опять же, все упирается в вопрос о том, от кого беременность и дал ли муж свое согласие на ее прерывание.

• Применительно к древности было бы неверным разделять аборты и детоубийства, как они жестко разделены в современной правовой системе, а тогда это, по сути, были две разновидности одного явления – избавления от нежелательных детей, причем второе было зачастую даже более распространено, чем первое. В случае, когда ребенок был по каким-то причинам нежелателен, проще всего (и наиболее приемлемо социально) было окрестить его и просто перестать кормить. (Вспомните устойчивое советское (!) выражение «умирать на подоконнике» – это, если что, о недоношенных детях).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *