Риторика 2 класс кто что кому
Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности мышления.
Задачи:
Форма проведения: деловая игра.
Ход урока
1. Организация класса. Приветствие детей.
Я начинаю нашу встречу, словом ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Пускай звучит для вас не ново, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Пускай звучит для вас все снова, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Так друг желает быть здоровым другу. ЗДРАВСТВУЙТЕ!
2. Проблемный ввод.
— Расскажу вам случай, который произошел со мной в прошлый четверг, когда я приезжала к вам в гости. Была перемена. Ученики переходили из класса в класс. Я спускалась по лестнице со второго этажа. Дорогу мне уступил старшеклассник, открыл дверь и сказал: «Здравствуйте, проходите, пожалуйста». Я улыбнулась и с хорошим настроением пошла дальше.
— Как вы думаете, от чего у меня на сердце стало радостно?
— А сейчас послушайте стихотворение Б.Заходера «Перемена».
— Понравились ли вам поступки Вовы? Почему?
— О чем же мы будем говорить на занятии? (О поведении.)
— Как вы понимаете слово поведение, лик?
(Образ жизни и действий школьника – словарь И. Ожегова.)
(Издавна употреблялся термин «лик» для изображения лица на иконе.)
3. Основная часть занятия.
— Сегодня будем отвечать на вопрос «Какие поступки отражают лик человека?»
Задание 1. Игра «Верно ли утверждение?»
— Если хочешь ответить на вопрос учителя подними руку. (Да или нет, почему)
— В перемену нужно отдыхать, поэтому не нужно бегать о коридору.
— Если очень нужно что – то спросить, можно перебить разговор взрослых.
— Бегать и шумно играть можно только на спортивной игровой площадке.
Задание 2.— Попробуем изложить правила поведения в стихах. Начало есть, вам нужно придумать последние слова. (По группам.)
Задание 3. Послушайте рассказ Н. Кунина «В гардеробе» и ответьте на вопрос «Понравилось ли вам поведение мальчика? Почему?».
Задание 4. Нужно подумать и привести примеры из своей жизни о хорошем, правильном поведении.
(Обсуждение в группах, ответы.)
— Ребята, пришло SMS сообщение из Ильинской школы, они просят вашего совета. Поможем? (задания группам)
4. Вывод.
— Ответим на вопрос «Какие поступки отражают лик человека?»
— Прочитайте высказывания великих людей, и скажите, какое из них подходит к теме сегодняшнего разговора? Почему? (Читают, доказывают.)
Тезисы:
— Какими качествами личности обладает человек, который выполняет правила поведения? Нужно выбрать из всех только те, которые подходят.
— Я желаю вам быть послушными, умными, душевными. Идите по жизни дорогой Добра.
— Песня «Дорога Добра». (Исполняет учитель.)
5. Итог.
— Подойдите к микрофону и скажите, кого вы хотите поблагодарить.
— И я вам говорю СПАСИБО и дарю на память стихотворение «Я желаю вам добра».
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра.
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей.
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы,
Люди будут к вам добры!
Открытый урок по риторике во 2-м классе по теме «Как мы говорим»
Оборудование. Магнитофон, фонограмма песен “Песня Красной Шапочки”, “Ива” подготовленные учителем музыки. На доске прикреплены портрет главного героя Риторика, причудливо вырезанные облака, две плакучие ивы. Кукла для сценки.
Звучит спокойная музыка. Дети входят в класс выбирают цветок любого цвета (их в вазе 27 по количеству учеников в классе, красные, жёлтые, зелёные) рассаживаются за парты, составляя букеты из цветков одинакового цвета. Парты расставлены для работы по группам. Выбирается жюри из присутствующих гостей.
Ход урока
I. Речевая разминка
Учитель. Улыбнитесь, вдохните запах цветов, на выдохе произнесите
Ах, как замечательно!
После слова ах сделайте паузу, остановите выдох, слово замечательно протяните (повторить 2 раза).
II. Актуализация знаний
У. Ребята, кто к нам пришёл сегодня в гости?
У. А зачем, как вы думаете?
Д. Мы закончили первый раздел в риторике “Как мы говорим” и Риторик хочет послушать, чему мы научились.
У. Помните ли вы основные понятия “Устная речь”? Попробуйте разгадать кроссворды. (уч-к, стр. 45) Чья группа готова берутся за руки и поднимают вверх.
(Слова прикрепляются на доску)
У. Какой вывод можно сделать?
Д. С помощью тона, темпа, громкости можно передать чувства, состояние, отношение, настроение.
III. Введение в тему урока
У. А сейчас Риторик хочет увидеть и услышать, как с помощью тона, темпа, громкости вы сможете передать чувства, состояние и настроение героев.
Прочитайте отрывки из стихотворения С.Я.Маршака “Багаж”.
У. Как вы думаете, дама заранее прибыла на вокзал, у неё достаточно времени, чтобы сдать свой багаж в багажное отделение поезда?
Д. Думаем, что достаточно.
У. Какой мы выберем для чтения этого отрывка темп?
У. Что же случилось потом? Было у проводников время искать пропажу? Что они сделали?
У. Как будем читать второй отрывок? Темп?
Д. Громче, чем обычно.
У. Что произошло, когда дама обнаружила, что багаж ей подменили, ведь пёс-то не её?! Какой будет темп?
У. Как читаем последнюю строчку?
“От – дай – те мо – ю со – ба – чон – ку”
У. Попробуем прочитать по ролям. Кому удастся более точно передать настроение, состояние и чувство героини? (Каждая группа выбирает автора и даму).
Жюри оценивает каждую группу.
У. Ребята, кто из вас мечтает стать актёрами? Давайте попробуем ими стать. Рассмотрите рисунок в учебнике и прочтите под ним диалог.
У. Почему бабушке неприятно слышать слово “пожалуйста”?
Д. Бабушке не понравился тон, каким было сказано это слово.
У. А можно ли сказать те же слова, но так, чтобы слово “пожалуйста” звучало иначе?
У. Попробуйте это показать. А жюри оценит, у кого это получилось более убедительно.
У. Прочитайте следующий диалог. Чем опечалена Марина?
Д. У неё сломалась кукла.
У. Сочувствует ли ей Оля?
У. Озвучьте диалог так, чтобы слова Оли “как жаль” выражали сочувствие.
(Жюри оценивает выступление детей)
У. Ребята, вы сейчас передавали настроение, чувства героев с помощью слов, а можно ли передать настроение и чувства, но без слов?
У. Что при этом используется?
Д. Мимика, жесты, поза.
У. Пусть первая группа изобразит – надоедливого комара, вторая – муху, севшую на мёд, третья – рыболова.
У. Ребята, вы любите смотреть на плывущие по небу облака? Посмотрите на наши облака, что вы видите?
Д. Одно облако по форме напоминает медвежонка, другое – лошадку, третье похоже на цветок.
У. Прочитайте текст Сухомлинского и подумайте, почему он назвал свой рассказ “Цветок и волчья пасть”?
Д. Облако одному напомнило по форме – цветок, а другому – волчью пасть.
У. Почему мальчики увидели разные предметы?
Д. У одного из героев было хорошее настроение, и он в облаке увидел – цветок, у другого настроение было плохое, и он сравнил облако с волчьей пастью.
У. Мы передаём чувство, настроение, когда читаем, общаемся – в тексте, в диалоге, стихотворении. А в чём ещё мы можем передать своё состояние, свои чувства?
У. Послушайте две песни и определите настроение каждой. (Песню исполняет ученица этого же класса в костюме Красной Шапочки, при исполнении первой песни “Ива” на плечи накидывает платок).
У. Чем отличаются эти песни?
У. Какие чувства они у вас вызвали?
Д. Первая песня вызывает лёгкую грусть, задумчивость, она очень мелодична. Вторая песня вызвала чувство радости, захотелось попрыгать, повеселиться.
У. На этой весёлой ноте мы и закончим с вами урок.
У. Что вам сегодня запомнилось, что показалось трудным? Пригодится ли в жизни то, о чём мы сегодня говорили?
Риторика
2 класс
Тема: Речевая ситуация. Кому – кто. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.
— Учим анализировать и восстанавливать речевую ситуацию.
— Учим определять функции адресата и адресанта.
– У чим выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет).
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. В ыявлять сущность, особенности объектов.
4. Н а основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
– Общаясь (в письменной или устной форме), мы обращаемся к кому-либо или кто-то обращается к нам, мы либо передаём информацию, либо получаем её. Откройте учебники на с. 14. Прочитайте.
После чтения учебника (с. 14) приходим к выводу, что адресант – это отправитель информации, а адресат – получатель.
– Посмотрите на задание 18.
Дети читают задание, отмечаем, что в данной ситуации мама – отправитель информации, то есть адресант, а ребёнок – получатель, то есть адресат. В школе отвечающий ученик – адресант, а адресат – слушающие: одноклассники и учитель.
– Итак, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы узнаем, чем отличаются адресат и адресант, от чего зависят их роли.)
– Давайте выполним задание 19.
Пример выполнения задания «Кто я?» («Я – кто?»).
Маме, папе – сын или дочка
Бабушке, дедушке внук
Дяде, тёте племянник
В общественных местах
В автобусе, поезде пассажир
В магазине покупатель
В парикмахерской клиент
В больнице пациент
В кино, в театре зритель
– Продолжим устно эту работу:
– Кто ты для незнакомых людей, которые к тебе обращаются? (Мальчик, девочка.)
– Кто ты для ребят клуба «Юный шахматист»? (Шахматист, шахматистка.)
– Для твоего библиотекаря? (Абонент.)
– Для твоего друга? (Друг, Коля.)
Делаем вывод: в жизни каждый из нас выступает в разных ролях – в зависимости от того, где, в какой ситуации ты находишься. И роль во многом определяет, что и как ты говоришь.
ΙΙΙ. Применение знаний.
Разыгрывание ситуаций. 2 4 3
Ты в магазине, тебе надо купить молоко. Ты обращаешься к продавцу:
– Скажите, пожалуйста, молоко есть?
– Посмотри, на пакете отмечен срок хранения – послезавтра.
– Тогда дайте два пакета.
– Пожалуйста. Плати в кассу.
– Назовите компоненты ситуации: кто с кем общается. (Продавец и покупатель.)
– Кто запрашивает информацию?
– Кто отправитель (адресант) и адресат в этом разговоре?
– Кроме тех ролей, которые бывают в жизни, у нас ещё собственно
– Безусловно, этот ряд может быть продолжен (корреспондент газеты, редактор, экскурсовод и т.д.).
Заголовок (из последнего предложения текста) «Не бросай слов на ветер»; другой заголовок – из пословиц, высеченных на камне: «Меньше говори, да больше делай».
– Как вы понимаете эти пословицы? (Если ты что-то обещал и не сделал, говоришь вместо того, чтобы сделать что-то нужное, то ты бросаешь слова на ветер. Тогда твои слова ничего не стоят – как у путника, который хотел словами сдвинуть камень с дороги. Это же объяснение относится и ко второй пословице.)
– Да, конечно. Эта же мысль о том, что слово во многих случаях не заменяет реального дела, выражена и в других пословицах, например: «Не спеши языком – торопись делом».
– Теперь скажите, кто с кем общается в этом рассказе? (Путник со
– А путник – с камнем? (Нет. Ведь камень не слышит и ничего ответить не может. Он же неживой.)
– Кто начинает разговор? (Путник.)
– Каким был ответ путника? (Он ничего не сказал, но оттащил камень с дороги.)
– Это был ответ делом. Две следующие реплики очень интересны. Как всадник оправдывает поговорку «Сильнее слова ничего на свете нет»? («Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал».)
В этом шутливом диалоге адресат – тот, к кому девочка обращается (плачет), – тетя Сима, а адресант – девочка. Комизм этой ситуации подчёркивается ещё употреблением глагола «плачет» с существительным в дательным падеже: «Я плачу не тебе, а тёте Симе», что противоречит нормам литературного языка. (Можно плакать о чём-то, но не кому.)
Адресантом и адресатом первой пословицы могут быть учитель и ученик; второй пословицы – мать (отец) и сын (дочка); третьей пословицы – обучающий вышиванию, вязке и т.д. и обучаемый; четвёртой – провожающий и отъезжающий.
Конечно, возможны и другие варианты.
Читаем задание и анализируем образец на с. 17. В нём выделены обращение «Дорогой ты мой писатель и старинный мой приятель» и подпись (в конце справа). Это обязательные части письменного приглашения.
Само приглашение: «Приходи ко мне на пир, угощаю я весь мир» (т.е. пир будет большой и для всех). В конце – важное примечание в сказочном духе (т.к. герой сказки пишет своему автору): «Пир будет в воскресенье, на вечерней заре» (т.е. когда и где будет пир).
– Кого ещё приглашает Иван на свой пир? (Отца, Жар-птицу, Конька-Горбунка.)
– Найдём и запишем подходящие обращения и подписи:
К отцу: Батюшка ты мой родной! Подпись: Иван (Иванушка, твой сын Иван и т.д.). Обращение и подписи ласковые – так можно обратиться и подписать приглашение родному, близкому человеку.
К Жар-птице: Светлая моя, чудесная моя Жар-птица. Подпись: Иван – преданный тебе (благодарный тебе и т.д. Иван). В самом тексте – приглашение повеселиться; обещание, что будет вкусное для Жар-птицы угощение («вино с пшеном клевать»).
К Коньку-Горбунку – совсем другое приглашение. Обращение: Горбунок, удалой ты мой Конёк и т.д. Подпись: твой друг Иван, любящий (не забывающий тебя и т.д. Иван).
Делаем вывод: содержание текста-приглашения, обращение и подпись тесно связаны между собой. Приглашение отражает доброе отношение к тому, кого приглашают. Отсюда так много добрых, ласковых слов в их адрес.
Иванушка мог бы пригласить на свой день рождения братьев, Месяца Месяцовича и т.д. Дети пишут от имени Ивана свои приглашения (не обязательно стихами).
Мой любимый Месяцович!
Шлёт поклон Иван Петрович.
Буду ждать я с нетерпеньем
На свой праздник – день рожденья.
Праздник состоится на вечерней заре в воскресенье.
Лучше всего инсценировать отрывок из сказки С.Я. Маршака. Для
этого нужно подготовить заранее трёх учеников. В ином случае ученики читают отрывок вначале тихо про себя, потом организуется чтение по ролям (парами, а затем для всего класса).
В результате анализа ученики выделяют самое смешное: королева собирается вместо четверостишия написать только два слова (а успевает записать только «Травка зе. не»); не хочет дописать последнее слово и вообще в самом начале заявляет: «Терпеть не могу писать».
Делаем вывод: четырнадцатилетняя королева не может (или не хочет) понять, что в классной комнате она не королева, а ученица, изменяется её роль. Здесь она должна слушаться профессора и выполнять его указания (а не наоборот).
Задание 27. Возможный диалог.
Королева. Я очень не люблю писать, господин профессор. И зачем? Ведь у меня всегда под рукой есть секретарь.
Профессор. Ваше величество! Настоящая королева, по-моему, должна быть более умной, образованной, грамотной, чем любой человек в государстве. Тогда вы сможете хорошо управлять королевством и народ будет уважать вас, а значит, и любить.
Королева. Хорошо, я поняла. Диктуйте.
Канцлер. Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.
Королева. Оставьте, я подпишу их после урока. Зайдите позже, расскажете мне подробно об этих указах и рескрипте.
– Что нового мы сегодня узнали? 4
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
– Называть адресанта, адресата высказывания.
– Оценивать уместность использования сло весных и несловесных средств в риторических заданиях.
– Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.
Риторика
2 класс
Тема: Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.
— Показываем детям значение риторических умений.
— Знакомим детей с общением как процессом взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит).
– У чим детей определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чём); учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Беседа и работа по учебнику.
– Что такое риторика? Чему она учит?
– Откройте учебники на с. 8.
– Прочитайте текст задания 8. Что нового вы узнали о риторике? (Откуда произошло наименование «риторика», что обозначает слово «ритор», как определяет риторику Михаил Васильевич Ломоносов.)
– Как вы думаете, что обозначает слово «красно» в его определении? (Красиво, т.е. хорошо говорить и писать.)
– Не случайно в России наряду со словом риторика употребляли как синонимы слова красноречие, сладкоречие.
– Прочитайте задание 9.
Наука риторика, искусный ритор, риторическая задача, центр неориторики, риторская школа.
Беседа на основе вопросов задания 10.
Примеры ответов учеников:
– Эзоп рассказывает о том, что язык может быть и хорошим, и плохим.
Плохим – когда люди ссорятся, обманывают, говорят неправду.
А хорошим, когда люди защищают друг друга, доставляют радость, помогают, принимают правильные законы.
– Когда я слышу слово «речь», я представляю себе оратора на трибуне (двух собеседников, диктора и т.д.).
– А я – речной поток с водопадом – так течёт речь, где-то всплеск и громко. Как будто падает вода.
– Попробуйте изобразить то, о чём вы сейчас рассказали.
Дети рисуют, подписывают свои рисунки и рассказывают, что они изобразили, думая о понятии «речь».
– Читаем задание 11 и текст поздравлений (желательно подготовить к этому чтению двух учеников).
Ученики отвечают на вопросы:
– Кто лучше поздравил бабушку? (Попугай лучше поздравил бабушку.)
– Почему ты так думаешь? (Потому что он сказал: «Уважаемая бабушка», а у Мартышки никакого обращения не было. Попугай говорит то, что бабушке приятно: «Наш друг Удав много о вас рассказывал»; «Я думал, что вы длиннее, чем 38 попугаев», а ещё: «Мы очень рады вас видеть».)
– А Мартышка? (Она говорит сухо, не знает, что и как сказать, чтобы поздравить бабушку с приездом).
– Мартышке надо изучать риторику.
– Давайте посмотрим 12 задание. Что нужно сделать?
Это задание требует обязательного выполнения. Объясняем, что, поздравляя кого-то, говорящий стремится сказать что-то приятное; высказывает добрые пожелания, выражает благодарность и т.д.
Как правило, задание затрудняет многих ребят, что позволяет сделать нужный вывод: мы умеем говорить, но далеко не всегда у нас всё хорошо получается. Ещё многому надо учиться. На уроках риторики мы и будем учиться тому, чего не умеем: выступать с рассказом о себе, сочинять загадки, вежливо просить и вежливо отказывать и т.д.
Речевая разминка (см. раздел на сайте «Специфика предмета».)
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. В ыявлять сущность, особенности объектов.
4. Н а основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
– Итак, мы выяснили с вами, что риторика учит. Да, говорить, писать, слушать, читать, т.е. учит хорошо, успешно общаться.
– Что же нужно, чтобы общение было успешным, или, как иногда говорят, эффективным? Нужно очень многое. Сегодня мы познакомимся с некоторыми важными условиями успешного общения. Одно из них – ситуация общения, или, как чаще говорят, речевая ситуация.
– Начнём рассуждать. Чтобы состоялось общение, нужны. кто? (Люди).
– По крайней мере два человека. Один говорит, другой. (слушает). Один пишет, другой. (читает).
– Итак, у нас есть два компонента ситуации общения. Обозначим их с помощью вопросов:
КТО? (говорит, пишет и т.д.) КОМУ?
Записываем в тетради.
– Но очень важно, ЧТО, какую информацию передаёт говорящий, а слушающий её воспринимает.
Возможные варианты записи в тетради:
– Для чего нам нужны стрелки? (Они показывают связь этих компонентов.)
– На самом деле компонентов речевой ситуации больше – мы ещё познакомимся с ними.
ΙΙΙ. Применение знаний.
Работа по учебнику.
– Откройте учебники на с. 11, задание 13. Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина. Анализ текста задания.
Ученики отвечают на вопросы, данные в учебнике.
– Кто начинает разговор? Почему? (Общение между стариком и рыбкой начинается с того момента, когда рыбка попала к старику в невод. Начинает разговор рыбка. Почему? Потому что она оказалась в неводе.)
– Да, это причина, которая заставила рыбку заговорить. Но она не просто говорит, а … (просит. Пушкин пишет: «Как взмолится золотая рыбка. »)
– Цель её речи – добиться, чтобы старик отпустил её на свободу. Поэтому она обращается к старику ласково («старче»), обещает дать за себя «дорогой откуп», говорит – как? – «голосом человечьим».
– Рассмотрим схему в задании 14.
(КТО?) Рыбка (ЧТО?) просит (умоляет отпустить её в синее море)
(КТО?) Рыбка (ЧТО?) обращается с просьбой (К КОМУ?) к старику-рыбаку.
– Что надо сделать в 15-м задании?
Схема обращения ко второму отрывку (один из вариантов):
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
– Что нового мы сегодня узнали? 4
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
– Называть адресанта, адресата высказывания.