Ритмика в музыкальной школе что это
Зачем нужна ритмика в ДМШ?
Сегодняшние ученики музыкальных школ, особенно начальных классов, сильно загружены различными дополнительными занятиями и кружками. Родители, желая облегчить обучение в ДМШ своему ребёнку, пытаются соединить некоторые учебные дисциплины или заменить одну другой. Ритмика в музыкальной школе часто недооцениваются с их стороны.
Почему нельзя заменить ритмику другим предметом?
Почему нельзя заменить хореографией, аэробикой или гимнастикой этот предмет? Ответ даёт первоначальное название – ритмическое сольфеджио.
На уроках гимнастики и хореографии обучающиеся овладевают пластикой своего тела. Учебная дисциплина Ритмика раскрывает больший потенциал ученика, даёт ему широкий охват знаний, необходимых для юного музыканта.
Открывая урок разминкой, преподаватель постепенно погружает учащихся в теорию и практику различных видов музыкальной деятельности.
Что даёт ритмическое сольфеджио?
Ритмика для детей стала своеобразным подспорьем в решении проблем, связанных с главной теоретической дисциплиной – сольфеджио. Именно из-за сложности этого предмета дети часто бросают школу, и музыкальное образование остаётся не оконченным. На занятиях ритмикой учащиеся оттачивают свои ритмические задатки, учатся координировать разнообразные движения своего тела. Ведь чувство метроритма крайне важно при игре на каждом музыкальном инструменте (не исключением является и вокал)!
Такое понятие как «длительность» (продолжительность музыкального звука) гораздо лучше и быстрее усваивается через движения тела. Разнообразные задания на координацию помогают в осознании одновременного движения разных длительностей, что сплошь и рядом встречается в музыке.
Умение вовремя остановиться, увидев в нотах паузу, вовремя начать исполнение музыкального произведения из затакта и многое другое учащиеся закрепляют именно на уроках ритмики.
Как показывает практика музыкальных школ, дети с проблемным чувством ритма через год могут маршировать в такт, а через два года занятий одновременно дирижируют одной рукой, показывают фразы/предложения другой и исполняют ногами ритм мелодии!
Изучение форм музыкальных произведений на уроках ритмики
Для детей ритмика, вернее её уроки, обычно становятся не только увлекательным занятием, но и своего рода копилкой знаний, умений и навыков. Дело вот в чём: работать с формой небольших пьес учащиеся начинают с первых уроков ритмического сольфеджио. Слышать, определять и правильно воспроизводить фразы, предложения, чувствовать период – всё это очень важно для любого музыканта-исполнителя.
Элементы музыкальной литературы на ритмике
Во время занятий детская копилка знаний пополняется и музыкальной литературой, иначе говоря, постепенно увеличивается объём музыки, которую они запоминают на всю жизнь. Учащиеся узнают композиторов и запоминают их творчество посредством повторения одного и того же музыкального материала на уроках несколько раз, но с разными задачами. Кроме этого, они учатся говорить о музыке, о характере, жанрах, стилях, слышать её особенные выразительные средства. Подключая своё воображение, дети показывают душу музыкального произведения, пропустив её через своё тело. Всё это необычайно расширяет интеллектуальные горизонты и потом пригодится в дальнейшем обучении в музыкальной школе.
Работа на уроках специальности индивидуальна. На групповых занятиях некоторые дети закрываются, не подпуская к себе даже педагога. И только ритмика в музыкальной школе проводится в менее формальной обстановке и поэтому способна раскрепостить учащихся, помогая влиться в новый для них коллектив. Не зря ведь эти уроки заполняют ячейку в расписании именно в первые два года обучения.
Ритмика для детей: урок в детском саду
Ритмика (ритмическая гимнастика) – это система музыкально-ритмического воспитания, цель которой – развитие чувства ритма и координации. Ритмикой также называют занятия для детей (обычно дошкольного возраста), на которых малыши учатся двигаться под музыкальное сопровождение, владеть своим телом, развивают внимание и память.
Ритмика для детей проходит под весёлую, ритмичную музыку, поэтому занятия воспринимаются ими позитивно, что, в свою очередь, позволяет лучше усваивать материал.
Немножко истории
Ритмику, как обучающий метод, создал в начале XX века профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз, который заметил, что даже самые нерадивые ученики начинали воспринимать и запоминать ритмическую структуру музыки, как только начинали двигаться под музыку. Эти наблюдения положили начало системе, позднее названной «ритмической гимнастикой».
Что даёт ритмика
На занятиях ритмикой ребёнок развивается многосторонне, приобретая ряд навыков и умений:
Отличия ритмики от физкультуры или аэробики
Между ритмической гимнастикой и обычной физкультурой или аэробикой, безусловно, много общего – физические упражнения и там, и там выполняются под музыку в определённом ритме. Но при этом цели преследуются разные. Ритмика не ставит во главу угла физическое развитие, техника исполнения не является первоочередной задачей, хотя это тоже немаловажно.
Акценты в ритмической гимнастике делаются на развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать свое тело и свободно им управлять, ну и на развитие чувства ритма, конечно.
Когда начинать заниматься?
Считается, что начинать заниматься ритмической гимнастикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений. Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы. Но в центрах раннего развития практикуют и более ранний старт.
Уже после года, едва научившись ходить, карапузы способны усвоить элементарные движения и выполнять их под музыку. Многому малыш не научится, но приобретёт полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее как общее, так и музыкальное развитие и обучение.
Структура занятия по ритмике
Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно под сопровождение фортепиано (использование фонограмм детских песен и современных танцевальных мелодий тоже пойдет на пользу и разнообразит занятие).
Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения). Затем следует «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). После чего деткам требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульчиках. Можно устроить полный «релакс» под успокаивающую музыку.
Далее – вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или затеять мини-дискотеку. Естественно, на всех этапах, включая релаксацию, используется материал, подходящий для достижения целей ритмической гимнастики.
Особенности преподавания музыкальной ритмики в ДМШ и ДШИ
Презентация посвящена рассмотрению опыта преподавания методики музыкальной ритмики. Презентация состоит из трех блоков:
1. История музыкальной ритмики как учебной дисциплины от ее родоначальника швейцарского ученого и музыканта Э. Жак-Далькроза до наших дней
2. Роль и значение музыкальной ритмики в системе музыкального воспитания и образования. Методы ритмики в смежных видах искусств и других сферах познания мира (театр, психология, психокоррекция, физимология и т.д.)
Содержимое разработки
Особенности преподавания музыкальной ритмики в ДМШ и ДШИ
Лукьянчикова Анна Константиновна, преподаватель ПЦК «Теория музыки» Тольяттинского музыкального колледжа им. Р.К. Щедрина
Ритмические игры в Хеллерау
Судьба системы Жак-Далькроза
1. в подготовке актеров (Жорж Питоев, режиссер, Франция) – идея внутреннего ритма игры; Станиславский.
2. в психотерапии (логопедия, психокоррекция, работа с аутистами, синдромом Дауна и т.п.);
3. в педагогике раннего возраста (1-3 года).
С. М. Волконский, познакомившийся
с Жак-Далькрозом в 1909 г. Он читал лекции
о ритмической гимнастике в учебных заведениях.
В Тольяттинском музыкальном колледже им. Р.К. Щедрина методика ритмики преподается с 2005 года.
Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС в подготовке специалистов среднего звена от 13.07.2010 г. и 27.10.2014 для специальности 53.02.07 «Теория музыки».
Методика преподавания музыкальной ритмики является учебной дисциплиной МДК 01.02 профессионального модуля 01 «Педагогическая деятельность». Создан учебно-методический комплекс.
Ориентир – программа по музыкальной ритмике для исполнительских специальностей ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, рассчитанная на 4 года обучения.
План проведения урока ритмики в ДМШ
Урок ритмики состоит из 3-х этапов:
2.Основная часть – общеразвивающие и гимнастические упражнения; упражнения с предметами;
3.Заключение – музыкальные игры и этюды; импровизации – 10 мин.
Основные теоретические понятия
Характер движений зависит от выбора материала.
Движения сильные, энергичные, четкие или плавные, нежные, мягкие, свободные.
Изменение характера музыки меняет характер движения.
Темп и динамика –дополнительные параметры.
Рекомендации по выбору: «Детский альбом» Чайковского, «Пьесы для юношества» Шуман, пьесы из сборников
Ритмика в системе учебно-воспитательного процесса детской школы искусств
Разделы: Музыка
Каждое из направлений художественного развития детей имеет свои специфические особенности, традиционные приемы и методы обучения, а отсюда следуют специфические задачи.
Ребенок должен встречаться с музыкой в обстановке, которая способствует активной работе всех органов чувств. Особую важность играет связь музыкальных впечатлений с физической активностью ребенка. Увеличение двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, на физическое развитие, состояние нервной системы. Предмет “ритмика” дает возможность педагогу создать именно такую обстановку на уроке.
Работа по сольфеджио и ритмике проходит комплексно, взаимно дополняя один предмет другим.
Работа строится по принципу параллельного освоения тем в течение всего года, уроки строятся комплексно. Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном материале.
Курс ритмики рассчитан на три года (дети 5-6-7 лет).
Методические рекомендации.
Курс ритмики включен в учебный план музыкального отделения школы искусств с первого года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы 10-12 человек.
III. Совершенствование движений.
I раздел. Слушание музыки.
На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, а педагог имеет возможность выявить уровень и особенности эмоционального развития детей.
Рекомендуем обращать особое внимание на отбор музыки для занятий, как способ программирования учебной деятельности и развития эмоциональной сферы ребенка, расширение круга его музыкальных впечатлений. Для активизации восприятия музыки считаем нецелесообразным перегружать учащихся сведениями о композиторе, истории создания произведения до прослушивания, на данном этапе важно вызвать у детей ответную реакцию на прослушанную музыку и найти способ выражения своего отношения к ней ( рассказ, пластическое выражение, рисунок, самостоятельное исполнение).
На следующем этапе расширяем сведения о прослушанной музыке и включаем ее в другие виды деятельности : анализ, знакомство с особенностями музыкального языка, ритмический диктант, сочинение ритмического сопровождения, транспонирование, оркестровка и т. д.
Таким образом, ребенок включается в диалог с композитором, формируется ответная реакция.
При повторном прослушивании музыкального произведения происходит ответная реакция на музыку, осознание ее содержания. Возникает желание самостоятельно исполнить ее, ребенок получает удовольствие от музицирования, что в свою очередь стимулирует интерес к музыкальной деятельности.
II раздел. Метро-ритм.
Ритм является одним из выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых ритмических заданий, преследующих дидактические цели, необходимо учить детей выполнять их в характере музыки.
Работа по развитию метро-ритмического чувства проходит по следующим направлениям:
1. Речевая ритмика.
2. Упражнения на пульсацию.
Характер музыки определяет характер пульсации. Упражнения на пульсацию необходимо совмещать с упражнениями на развитие координации, ритмической памяти и внимания, а также с упражнениями для увеличения подвижности суставов, укрепления мышц исполнительского аппарата, освобождения корпуса и рук.
Усложнение заданий в ритмическом диктанте рекомендуем по мере усвоения более простых. Возможна одновременная работа над двумя ритмическими диктантами, при этом простые задания второго диктанта отрабатываются параллельно со сложными заданиями первого. За учебный год отрабатываются 3-4 диктанта разной ритмической структуры.
5. Ритмические игры развивают у детей образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта.
В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Последнее особенно важно, т. к. внутренняя дисциплина необходима детям в музыкально-художественной деятельности.
Исходя из этого, музыкальный материал для ритмических игр должен быть образным, содержащим игровые элементы.
Ритмические игры сначала отрабатываются как ритмические диктанты. Параллельно идет работа над мотивами, фразами, формой, координацией в пространстве или в работе с предметом, развитием памяти, внимания.
На начальном этапе рекомендуем использовать пьесы К. Орфа из сборника «Шульверк», детские пьесы Б. Бартока. Рекомендуем также включать в репертуар пьесы, которые слушали и анализировали на уроках сольфеджио, исполняли самостоятельно.
III. Совершенствование движений.
В процессе занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительных занятий за партой или музыкальным инструментом увеличивается нагрузка на определенные группы мышц, нарушается осанка.
Одной из задач уроков ритмики является организация двигательного режима ребенка. Увеличение объема двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, физическое развитие, состояние нервной системы, то есть уроки ритмики не только развивают умение чувствовать и ощущать метро-ритм, но и имеют лечебный эффект.
Освоение движений происходит постепенно, поэтому работа строится по пути параллельного освоения тем. Дети быстрее усваивают движения, повторяя за педагогом. Однако необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения, не глядя на соседа. Все упражнения сопровождаются музыкой, поэтому с первых уроков дети должны стараться выразить движениями характер музыки. В зависимости от эмоционального состояния группы комплекс упражнений может выполняться в начале урока (зарядка, концентрация внимания ), в середине урока (снятие усталости, напряжения и переключение внимания на другие формы работы), в конце урока как отдых, релаксация. В каждом конкретном случае подбираются определенные типы движений и музыкального сопровождения. В работе с детьми младшего возраста каждое упражнение должно иметь образную и эмоциональную окраску.
Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
Что такое ритмика?
Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:
Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.
Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.
О пользе ритмики для детей
Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?
В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.
Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.
Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома
Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:
В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.
Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.
Выводы
Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.
Заключение
Занятия ритмикой в Монтессори-центре «Созвездие» для детей от 2 до 6 лет построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для дошкольников форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения. Наши опытные педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (возраст, способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции), чтобы каждый малыш мог получить максимальную пользу от занятий. Ждем Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана