Рисовать с натуры это что значит
Рисование с натуры
Рисование с натуры
Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени.
Этапы рисования:
Первый этап
Внимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.
Второй этап
Продолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши. Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.).
Третий этап
На этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.
Четвертый этап
На этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени.
Пятый этап
На этом и, если потребуется, на следующих этапах продолжайте прорабатывать формы лица, обращая внимание на полутона (которые мы опустили на предыдущей стадии и включили в общую тень). Выявите самые значительные детали, например глаза и губы, затемняя или осветляя их. Меняйте интенсивность штриха, увеличивая или уменьшая нажим на бумагу.
Шестой этап
На этом этапе рисунок сохраняет линии, сделанные на предыдущих стадиях. Не стирайте их, лучше просто смягчите и растушуйте тона. В рисунке невозможно (и бесполезно) воспроизвести все оттенки, которые вы видите в жизни. Поэтому не переусердствуйте, делая последние штрихи и прорисовывая незначительные детали. Хороший рисунок — это всегда результат вдумчивого отбора и разумного упрощения.
Рисунок с натуры
Что такое натурный рисунок и почему он так важен?
Натурный рисунок – это практика рисования модели в разных позах. Обычно это реальные модели и рисование в реальном времени (не с фотографий).
Чаще всего обнаженные модели позируют для натурного рисунка, чтобы художник мог запечатлеть сущность человеческой фигуры.
Многие художники используют словосочетание «натурный рисунок» (life drawing) взаимозаменяемо с «рисование фигуры». Оба понятия обозначают одно и то же, но это может смутить новичков, которым часто говорят рисовать с натуры.
Когда вы участвуете в сессиях рисования фигуры, это всегда натурные рисунки, вы работаете с реального референса (модели).
Но вы также можете рисовать с натуры яблоко, кресло, машину, не используя фото.
Фраза «рисование с натуры» (drawing from life) не означает то же самое что «натурный рисунок» (life drawing). Идея рисунка с натуры просто в том чтобы рисовать с реального мира.
Но натурный рисунок и рисунок фигуры в своей основе синонимы, и означают одно: практиковаться в рисовании модели в разных позах.
Так что возможно у вас возникал вопрос почему рисование фигуры так важно? Почему его так часто практикуют даже профессиональные художники?
Есть несколько причин, но они все соединяются в идею что реальность никогда не врёт.
Когда вы рисуете с натуры, вы пробуете запечатлеть мир какой он есть на самом деле. Это означает изучать формы, пропорции, перспективу, светотень, и все основы которые сопровождают процесс обучения рисованию.
Практиковаться с фотографий тоже вполне нормально, особенно если вы сидите дома за компьютером.
Но каждый художник нуждается в рисовании с реальной модели.
Это помогает тренировать глаз видеть тонкости, которые фотограф не сможет ухватить. Это помогает стать более восприимчивым в любой вашей работе, включая анимацию и иллюстрацию, где преувеличение является ключевым фактором.
Но почему нельзя просто рисовать стулья и яблоки? Почему нужно рисовать человека?
Два ответа на этот вопрос:
Человеческая фигура удивительно сложная, в ней столько нужно изучить.
Большинство персонажей/существ можно построить на основе человеческой анатомии.
А самая большая причина почему мы практикуемся в рисовании человеческой фигуры в том, что это дает очень много умений. Освоение фигуры это больше чем просто формы, мышцы и кости.
Это движение, вес, баланс, и напряжение. Это изучение несущей вес ноги или как располагаются бедра чтобы удержать позу.
Пока вы изучаете эти важные детали с помощью рисования фигуры, вы научитесь видеть их везде. В животных, в объектах, и конечно в других людях. Но рисование полностью одетых людей усложняет возможность увидеть полный масштаб каждой позы.
И это и есть причина почему рисование фигуры происходит в основном с обнаженной натуры.
Большинство художников начинают рисование фигуры с быстрых жестовых набросков и скетчей с фотографий. И это отличное начало, гораздо лучше чем не рисовать вообще.
Но так или иначе вы захотите найти местную студию с рисованием натуры и ходить туда настолько часто, насколько возможно. Будет легче если класс рисунка кто-то ведет, если вы чувствуете дискомфорт и беспокойство присоединяться к классу в качестве новичка.
Но поверьте, это нормально. Вы пройдете через это как только разберетесь в том что делаете.
Сессии рисования фигуры длятся 30-120 минут каждая, а более дорогостоящие классы могут рисовать весь день.
В некоторых студиях модель позирует в одной позе несколько недель или даже месяцев. Это дает возможность создать очень детализированный реалистичный рисунок (или картину) и довести его до завершения.
В других классах модель меняет позу быстро. Это может быть одна поза за сессию или несколько поз за сессию.
Частично по этой причине занятия могут ввести в замешательство кого-нибудь кто никогда раньше не ходил в класс рисования фигуры.
Если вы нервничаете о том чтобы попасть в искусство потому что не хотите посещать класс рисования фигуры, тогда начните с онлайн курса вместо этого. Вы можете узнать дома множество разных методов жестового рисунка (gesture drawing) прежде чем пойдете работать с реальной моделью.
Не смотря на то что они работают с фотографиями, это тем не менее помогает разобраться что нужно делать когда перед вами реальная модель.
Как только вы пройдете базу, вы почувствуете себя гораздо более комфортно в рисовании фигуры с натуры. Даже если вы еще ни разу не рисовали реальную модель вживую, вы тем не менее придете в класс с уверенностью что вы знаете что нужно делать.
Через какое-то время такая практика рисования станет гораздо легче, и даже станет веселой!
Просто помните, что каждый натыкается на подводные камни, так что не разочаровываейтесь если у вас получилась неудачная сессия. Снова, это абсолютно нормально.
Рекомендуется рисовать фигуру с фокусом на разные части тела в каждую сессию. Может быть стоит начать сесcию с быстрых жестовых скетчах и затем прорабатывать детали. Некоторые художники фокусируются на отдельных частях тела, как например торс или ноги.
Другие стараются проработать сложные части, такие как руки и стопы. В конце концов это зависит от того что вы хотите улучшить.
Когда рисуете человеческую фигуру, какая у вас слабая сторона? Может их несколько?
Выберить одну и рисуйте ее с моделей пока это не станет вашей сильной стороной.
Рисовать с натуры это что значит
Недавно у нас была статья, оправдывающая использование референсов. Справедливости ради, мы пишем о том, почему нельзя исключать рисование с натуры из своей практики ни в коем случае.
Мы не запрещаем референсы
Ни в коем случае. Напротив, мы в нашей студии лишь приветствуем их использование. Однако, рисование по референсам во многом уступает живой натуре. Хотя, при грамотном использовании, не только упрощает нам жизнь, но и открывает море возможностей.
1. Фотография не заменяет рисование с натуры.
Вам, возможно, нелегко увидеть эту разницу, но она принципиальна. Рисуя по фото, вы рисуете плоскость, а не объем различных форм. В реальной жизни, видя настоящий предмет, вы принимаете самостоятельные решения — какой цвет и какой тон положить на плоскость. Ведь ваш глаз различает расстояние и то, как из-за него меняется состояние формы. Фотография выдает вам уже готовый вариант цвета и тона, переложенного на плоскость, то есть, позволяет сделать красивую картинку, но не развивает навыки.
2. Натурное рисование регулирует координацию глаз и руки.
Выражение «я так вижу» действительно имеет смысл. На фотографии мы видим предмет в том состоянии, в котором его видит линза в фотоаппарате. Создавая изображение с натуры, наша задача не изобразить предмет безупречно ясным, а адаптировать его к тому, что мы видим своим человеческим глазом. Таким образом мы учимся правильному изображению формы, перспективы в пространстве, перекладывая зрительные впечатления на бумагу.
3. Мы воспринимаем предмет по принципу «от общего к частному»
Таким образом происходит осознанное рисование. Мы не начинаем целиком уходить в отделку деталей и каждой пуговицы, теряя смысловой контекст целой картины. Всегда необходимо знать, что и для чего вы рисуете. Слепое срисовывание простой «оболочки» предмета не научит вас рисовать объем. А с деталями лучше справится любой фотоаппарат, так что подобное рисование не имеет смысла, если вы хотите чему-то учиться.
4. Вы перекладываете свое восприятие на предмет.
Только вам решать — какой момент главный в композиции, и будет наиболее внимательно сделан, какие свойства надо смягчить, что обобщить, что утрировать. Какими средствами вы будете создавать объем. Да, существуют определенные академические «шаблоны», но, поверьте, в рамках этих шаблонов можно абсолютно по-разному творчески развернуться.
5. Вы знаете «о чем» изображаемый вами предмет.
Вы рисуете среду, пространство, освещение, при котором находится изображаемый объект. Учитываете все условия, находящиеся вокруг. Изучаете в реальном времени, как взаимодействует предмет со средой, светом, временем суток. Ознакомляетесь с его свойствами в трехмерном варианте.
А как же копирование картин?
У вас мог возникнуть следующий вопрос — почему тогда академическое образование включает в обязательную программу копирование работ великих мастеров? Не тождественно ли это рисованию по фото? Нет, совершенно нет. Но подробнее об этом вы узнаете из следующей статьи. До новых встреч!
Как рисовать с натуры: начни с наблюдений
Когда мы обсуждаем рисунок с натуры, мы обычно говорим о техниках, материалах и т.п.: все, что связано с рисованием как физическим актом.
Однако все начинается еще до того, как мы берем карандаш!
Все начинается с наблюдения за предметом нашего рисунка: за формами, оттенками и различными тонкостями, которые приводят нас в восхищение.
Как сказал Генри Дэвид Торо, «важно не то, на что вы смотрите, а то, что вы видите».
Мы учимся видеть жизнь по-новому, замечать то, о чем ранее и не подозревали, находить то, что очаровывает.
И конечно же, чем внимательнее вы будете наблюдать, тем более правдоподобными и точными получатся рисунки. Но что еще более важно:
Ваши наблюдения являются прекрасным источником вдохновения.
Умение наблюдать может полностью изменить ваш опыт (и результат) в рисунке с натуры.
Эксперимент по наблюдению и запоминанию
Если бы вас попросили закрыть глаза и описать комнату, в который вы находитесь, как точно бы было ваше описание? (Давайте, попробуйте!)
Если это комната, в который вы находитесь часто, то это упражнение может показать как мало мы на самом деле «видим», когда смотрим.
Смотреть и видеть. В чем разница?
Леонардо да Винчи считал, что зрение человека наиболее важный орган чувств и то, что искусство видеть, имеет решающее значение не только для создания шедевра, но и для того, чтобы всецело наслаждаться жизнью.
Не могу не согласиться. В нашей повседневной жизни мы часто смотрим на мир довольно поверхностно.
Как показано в упражнении выше, изучая комнату, мы осознаем, что видим окружающую нас действительность очень расплывчато.
Мы просто смотрим, а картинка не задерживается в нашей памяти, и мы не можем описать место, в котором находимся, в мельчайших подробностях.
Такой взгляд можно назвать очень практичным взглядом «элементарного выживания»: мы используем его, чтобы не врезаться в окружающие предметы. Хотя такое созерцание необходимо в нашей жизни, оно имеет свои границы, и является слишком общим, а следовательно, неподходящим для рисунка с натуры.
Чтобы иметь возможность правдиво изобразить предмет, мы не можем просто смотреть на него. Мы должны видеть. Визуально изучить объект. Познакомиться как можно ближе.
Мы способны увидеть тогда, когда обратим не только взгляд, но и полное внимание и осознание предмета. Так мы даем объекту возможность произвести на нас впечатление, вызвать различные чувства, побудить к действию. Только тогда увиденное останется в нашей памяти надолго.
Это ключевой момент, потому что.
Любой рисунок – это рисунок по памяти.
Даже если вы рисуете с натуры, вы отводите взгляд от объекта, чтобы запечатлеть его на бумаге. Именно в этот момент вы рисуете не то, что видите, а то, что помните.
Как только мы научимся видеть, а не только смотреть, мы сможем достичь успеха. Упражнения, которые выйдут в ближайшее время, помогут вам практиковать данный навык!
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Как рисовать наброски и зарисовки? Рисование с натуры набросков и краткосрочных зарисовок.
Академический рисунок, как основа изобразительного искусства, предполагает изображение на плоскости разными материалами трехмерного пространства видимого мира. Основные принципы обучения — от простого к сложному, от плоского к объемному, от неумения к умению, не пропуская ни одной ступени в постижении мастерства.
Рисование с натуры заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения формы, размышлять, пытаясь правильно изобразить увиденное.
Для того чтобы учебные наброски и зарисовки с натуры могли выполнять свою роль, учащимся необходимо овладеть ими как особым видом обобщенного реалистического изображения, имеющим свои специфические способы исполнения.
Второе, не менее важное назначение набросков и зарисовок в том, что они помогают воспитывать чувство обостренного восприятия окружающей действительности, умение «цельно» видеть, наблюдать и сознательно обобщать увиденное. Искусство рисования представляет собой единый художественный творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, приобрести особое видение мира, теоретические знания и практические навыки в этой области.
Зрительное восприятие художников особенно обострено и глубоко индивидуально. Оно обуславливается творческой направленностью художника, и не все, что художник видит, привлекает его внимание и вызывает интерес и желание изобразить. Но то, что его заинтересовало, он наблюдает, анализирует. Наблюдение может быть длительным, непрерывным, или очень коротким, и поэтому оно очень различно. В итоге в сознании художника возникает неполный, но достаточно устойчивый образ предмета или явления. То, что в восприятии художника возникает не весь предмет или явление, со всеми деталями и подробностями, а выборочно, лишь самое главное, наиболее характерное, типичное и называется — «цельным видением». Можно смотреть, но не видеть. Поэтому очень важно, чтобы итог наблюдения был сохранен в сознании. Здесь на помощь художнику приходит зрительная память.
Зрительная память развивается на основе практического опыта, благодаря часто повторяющимся упражнениям на «запоминание». Чем больше собирается впечатлений и представлений о жизни, тем больше скапливается в копилке памяти у начинающего художника.
Обучение изобразительному искусству не возможно без решения основных, взаимосвязанных друг с другом методических задач:
Воспитывать и развивать у учащихся способность к наблюдению.
Научить их цельно видеть (воспринимать действительность во всем многообразии и внутренней связи).
Развивать и укреплять зрительную память.
Научить работать «по представлению».
Привить и выработать привычку работать самостоятельно дома, без помощи педагога (домашнее задание).
Краткосрочные учебные рисунки, наброски и зарисовки — являются вспомогательными, но очень ценными упражнениями, активирующими весь учебный процесс и решающими и эту сложную задачу.
Набросок — обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий, иногда кратчайший промежуток времени.
Существуют несколько типов набросков:
Набросок с натуры.
Комбинированные наброски (сначала с натуры, а затем по памяти). Наброски исполняемые только «по памяти».
Наброски «по представлению».
Наброски, выполняемые комплексным способом с применением всех вышеуказанных способов.
Наброски по воображению (набросок — эскиз).
Зарисовка является одним из видов краткосрочного рисунка. «Зарисовать» у художника — это примерно тоже; что у писателя — «записать». Характер исполнения зарисовки может быть самым разнообразным в зависимости от её назначения и содержания, также различно и время, затрачиваемое на ее исполнение. Кроме зарисовок различного типажа и жанровых сценок, следует набрасывать части пейзажа, фрагменты архитектуры, разнообразные бытовые предметы и др. У И. Е. Репина в «Пенатах» имелся целый шкаф альбомов с зарисовками. Их художник хранил как необходимый материал для творческой работы. Тема зарисовок: «Жук», «Бабочка», «Кузнечик», «Ключ», «Веточка винограда», «Орех», «Ботинок» и так далее. Чередуя зарисовки мелких предметов и традиционные задания по рисунку, можно заметить, как у учащихся появляется интерес к предмету «Рисунок», появляются и профессиональные навыки в работе над рисунками.
Зарисовки мелких предметов и наброски с фигуры человека являются темой для домашних заданий. В течение недели, на протяжении всего учебного годах, учащиеся должны выполнить и принести от 3-х до 10-ти домашних зарисовок.
Во 2х, 3х классах требования к зарисовкам повышаются. Появляется задача на передачу объема, материальности, фактуры, обработки поверхности предмета. В процессе работы над зарисовками у учащихся постепенно вырабатывается способность к точной передаче натуры и длительной работе над рисунками. Требование к точности рисунка воспитывает у учащихся чувство ответственности за свою работу, а это одно из профессиональных качеств художника Задания располагаются в порядке постепенного усложнения от изображения простейших предметов до краткосрочной зарисовки головы и фигуры человека.
В 3-х классах темой зарисовок может быть часть интерьера, прихожей и т. д. Набросок человека в интерьере, зарисовка складок. Классное задание краткосрочная «зарисовка головы человека» выполняется ограниченным количеством учащихся (лучшие ученики). Обязательным условием является предварительное знакомство со строением черепа, его зарисовок в 2-х поворотах (фас, три четверти), зарисовок частей лица, обрубованной головы в 2-х поворотах (фас, три четверти). А также выполнение учащимися систематических, обязательных домашних заданий с 1х по 4е классы.
Для 4-х классов это — «Автопортрет» — 3 шт. копии с рисунков старых мастеров Боттичелли, Рубенса, Репина, Серова — 10 шт. Учащиеся 4-х. 5-х классов выполняют краткосрочную зарисовку головы человека (в фас, три четверти) в классе. Материал графитный карандаш, формат А-3, время 30–40 минут.
Модели — учащиеся 4 классов. Цель: знакомство с пропорциями головы человека.
Задачи: закомпановать, передать пропорции головы человека.