Римский дождь что такое
Римскую империю создали атлеты, и нам есть чему у них поучиться
Если мы хотим вернуть здравомыслие в массы и осуществлять задуманное, то нам просто необходимо взять пример у римских легионеров. Если кто и заслуживает звания сверхчеловека, то только они. Считать их тщедушными южными носатыми карликами, которые победили красивых и мощных варваров только за счет хитрости и стратегии, неверно. Уж кто-кто, а легионер знал, что такое изнурительный труд. Его не запугать работой в шахте или обязанностями продавца-консультанта.
Марш-броски с полной выкладкой
Славный город Рим был основан двумя сомнительными и далеко не положительными братьями Ремом и Ромулом. Не будем вдаваться в подробности их биографий, обвинять парней в братоубийстве и вспоминать, как жизнь заставила их сосать титьку волчицы, а дятел и чибис заменили им мать.
Много грязи было в самом появлении Вечного города, но сколько ни причитай, фактически римляне своей силой и решительностью отвоевали право на существование. Из небольшого городка на Палатинском холме Рим превратился в центр величайшей империи, в которой на пике его существования жила четверть мирового населения.
Тех, кто завоевывал это право, иногда почему-то путают с гладиаторами и героями исторических видеоигр. Но легионеры были мало на них похожи. По словам двух французских врачей, которые постарались изучить их поближе, они жили как настоящие спортсмены, обреченные на повседневный каторжный труд.
Только после столетий процветания, закладки дорог (которые до сих пор определяют главные транспортные артерии Европы) сети снабжения стали более безопасными, и такой небезызвестный, очень наглый и не такой положительный, как принято считать, гражданин Юлий Цезарь уменьшил нагрузку до 20 кг, что тоже немало. Но даже такое облегчение улучшило маневренность.
Правда тестовых и тренировочных «прогулок» с максимальной нагрузкой стало только больше. Легионеры были невероятными ходоками, ведь верхом на войну могли отправиться только командование и состоятельные люди, коих во все времена было меньше. Они приобрели глубокое знание своей страны, маршируя по её дорогам большую часть жизни. Поход на 24 км в день был не редкостью.
А во времена войны вынужденных переходов было гораздо больше. Легионы Красса однажды прошли 37 км без остановки. Представь себе огромный, организованный людской поток, который пешим строем в интенсивном темпе и, что важно, без остановки преодолевает такие расстояния. Какая дисциплина! Какая выносливость! Но извечный конкурент Цезарь его переплюнул, прошагав со своими легионами 78 км за сутки. Правда, с небольшим 3-часовым привалом.
Но, прошагав столько миль и километров, солдаты не ложились спать, свернувшись клубочком под сенью деревьев Тевтобургского леса. В худшем случае после такого монументального перехода их ждала битва с войсками неприятеля. Утомленные переходом, римляне умудрялись оставаться смертоносной силой и даже разбивать врага в пух и прах.
В лучшем случае, если ни врага ни засады не было, воины не садились отдыхать, а принимались за постройку лагеря, или (как он назывался на латыни) «каструма». А лагерь был все равно что укрепленный городок, с траншеями и деревянными заборами. Стоит ли говорить, что множество европейских городов, таких как Аугсбург, Манчестер, были основаны на месте бывших лагерей.
Потом хитрые латиняне вступали в контакты с женщинами местных племен из соседних деревень, и смешанное потомство оседало по соседству с каструмом. Возникали новые гражданские и торговые кварталы. Даже если легион передислоцировался, на месте его всё равно оставался город. Но сейчас не про то, как римские солдаты доказывали свою выносливость в койках с варваршами, а про их физическую и моральную крепость.
Копай, если сидишь без дела
Но так как в Древнем Риме всегда ценился талант и мысль, то воинов более интеллектуальных переобучали в инженеров. Землекопные отряды, которые прокладывали дороги, наводили мосты, сооружали лагеря были еще у древних ассирийцев, но во времена Древнего Рима военная инженерия получила особый размах, став отдельным родом войск.
Их важность возросла, ведь без построенных ими деревянных башен, катапульты, баллисты не было бы такого молниеносного успеха в войнах с цивилизованными и гораздо более древними врагами. Фактически тогда и зародилась военная инженерия, без которой сейчас немыслима жизнь. Физические бои — это важно, но благодаря подкопам и хитростям римляне могли успешно отбивать контратаки.
Чаще всего копали и строили рабы, но если таковых не было, то за дело принимались сами воины. Дополнительная нагрузка в условиях жаркого климата, как ни странно, переносилась ими совершенно нормально.
Чего без дела сидеть, если можно заставить их строить укрепления, дороги, мосты, рыть каналы? Для экономики Рима это был колоссальный плюс. А заодно у солдат была дополнительная силовая подготовка. Потому, наверное, в обиходе жителей империи ходила поговорка: «Обработка камня делает тело сильным». Однажды легион в течение нескольких месяцев ждал нападения галлов возле Арелата (ныне Арль). И то ли от нечего делать (на самом деле причина была) они выкопали Канал де Фос, который функционирует до сих пор.
Суровая диета для суровых мужчин
Что касается их рациона, легионеры ели пропорционально их напряжению. У них было два приема пищи в день: первый (prandium) утром и второй (cena) вечером. По некоторым оценкам, завтрак включал в себя пшено, немного сыра, горсть сала и щедрую порцию вина (так вкуснее, да и чистую воду не всегда было возможно найти). Если округлить, то на завтрак потреблялось где-то 3500 калорий. С учетом менее калорийного ужина — 5000 калорий в день, если не было перебоев с провиантом.
Учитывая тот факт, что в основе рациона была пшеница, стандартная диета легионера была неравномерной: 78% ее составляли углеводы. Любой диетолог от таких цифр будет ввергнут в состояние шока. Им катастрофически не хватало белка. Чтобы сбалансировать свой рацион и, вероятно, не сжирать провиант так быстро, они охотились столько, сколько могли.
Археологические раскопки вблизи лагерей в Англии и Германии показали кости свиней, коров, овец, коз, кабанов, оленей и даже бобров, волков, медведей и лисиц. С голодухи, как известно, и не такую гадость, как бобры, жрать начнешь. Тем более, когда ты сидишь на Адриановом валу под промозглым дождем и вспоминаешь, что в родной Боннонии уже весна, тепло, запах кострища возбудит в голове дикую вожделенную тоску по шашлыкам, после которой и пробегающая мимо крыса покажется ягнятиной.
Легионеры прекрасно знали, что такое быть голодным, и нередко практиковали этот метод на себе. Иногда из-за врагов, а иногда из-за командования. Все как в песне: «Нас осталось только два, нас с тобою «обманули».[/bro_columns]
Принципы, пригодные для жизни
И после таких подробностей язык не повернется назвать легионеров трусами и римскими девками. Они меньше других вкушали роскошь зажравшегося в изобилии Рима, в основном глотая дорожную пыль, меся грязь и умываясь кровью.
Уж что они умели лучше всего, так это использовать свои пики и щиты. А некоторые проложенные ими дороги функционируют до сих пор, чего не скажешь про труды выпускников автодорожных институтов.
Галлы были крепкими людьми, более привычными к континентальным зимам, чем их южные соседи, но они продолжали ссориться и, хотя их гены все еще живут и здравствуют (чего не скажешь по заметно почерневшему населению Европы), их кельтский язык был в основном уничтожен. Римская культура же никуда не делась. И многие римские здания по-прежнему украшают Южную Европу.
Не существует ярлыков для сложной и умной работы. Независимо от того, рассматриваем ли мы себя как отдельных лиц или группу, важно то, что мы хотим построить в долгосрочной перспективе.
Феномен римских дорог: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Феномен римских дорог
Удивительно, но мастерство дорожного строительства римляне частично переняли у этрусков и карфагенян – то есть представителей даже более ранних цивилизаций. Первые римские дороги – тогда просто выровненные и утрамбованные полосы земли, соединявшие населенные пункты, – появились примерно в 500 году до н.э. К 490 году до н.э. относится строительство Виа Латина – одной из древнейших дорог между Римом и Капуей, дороги, знаменитой еще и тем, что вдоль нее расположены раннехристианские катакомбы.
Позже начали сооружать дороги с гравийным покрытием, вымощенные камнями наподобие плитки – такими сейчас видят античные магистрали туристы. Качественные и многочисленные дороги нужны были Риму для укрепления своего могущества на обширных территориях: империи требовалось обеспечить как можно более быстрое и простое транспортное сообщение между провинциями, для передвижения как войск, так и чиновников.
Довольно быстро всю выгоду появления таких магистралей оценили торговцы. В те времена, когда для ведения бизнеса использовали в основном морские маршруты, римские купцы освоили перемещение товаров по суше. Дорогами пользовались и сами римские граждане, выступая при этом и возницами или пассажирами экипажей, и пешеходами.
Римские дороги были предназначены для перемещения пешком, верхом, а также на колесницах или колясках-каретах, запряженных лошадьми или мулами. Грузы перевозили на телегах, которые тянули волы. Закон устанавливал минимальную ширину дороги – около 2 метров 30 сантиметров, фактически же эта величина достигала 7 метров. Таким образом, два встречных экипажа могли свободно разъехаться.
Уровень развития древнеримской дорожной сети поражает воображение: к наступлению эпохи поздней империи в 113 провинциях насчитывалось не меньше 370 крупных дорог, а общая протяженность транспортных артерий, связывавших города огромного государства, составляла около 400 тысяч километров. На территории одной лишь Великобритании (речь о названии острова) было проложено около четырех тысяч километров дорог – а ведь это была одна из самых дальних провинций империи.
Технологии строительства дорог по-древнеримски
Если бы не было эпохи Средних веков, и Новое время просто пришло на смену античности, развивая и совершенствуя все ее достижения, можно лишь гадать, до какого уровня поднялось бы строительство дорог по всему миру. Ведь самые старые автомобильные маршруты существуют гораздо меньше времени, чем римские дороги – срок эксплуатации последних исчислялся не десятилетиями, а веками, порой достигая тысячи лет и даже больше.
Дороги были прямыми настолько, насколько это оказывалось возможным. Так делали для удешевления ремонта. Римляне не строили свои «проспекты» раз и навсегда, и, разумеется, время от времени покрытие приходилось ремонтировать. Маловероятно, чтобы в те годы ремонт дороги вызывал больше энтузиазма у населения, чем сейчас, к тому же, это оборачивалось серьезными расходами для казны. Прямую, а значит, максимально короткую дорогу, чинить было проще и дешевле.
Второй отличительной особенностью дорожного строительства было использование местных, найденных неподалеку материалов из открытых карьеров. Был ли это песок, гравий или щебень – дорогу сооружали из «того, что под рукой». В создании дороги принимали участие разные мастера. На первом этапе работал землемер, производивший расчеты и измерения и расставлявший вехи вдоль маршрута.
Проект дороги составлял инженер, учитывавший особенности местности, а за непосредственную реализацию брались строители – либо рабы, либо солдаты. Участок, которому предстояло стать частью дороги, занижали, выравнивая и утрамбовывая нижний, земляной слой. На него укладывали крупные камни величиной с ладонь и больше – это был фундамент будущей дороги. Следующий уровень представлял собой смесь щебня, битого камня, иногда извести или песка, если его можно было добыть поблизости. Верхний слой дороги состоял из мелкого гравия, песка, извести или покрывался землей; он был одновременно мягким и прочным.
В городах дороги мостили, выкладывая поверх вышеупомянутых слоев массивные камни – так, чтобы поверхность дороги была плоской. Современный вид сохранившихся с античности дорог (как, например, в Помпеях) может навести на мысль, что перемещение по римским дорогам было сравнимо с современной ездой по ухабам, но едва ли это было так. Не следует забывать о веках, прошедших со времени строительства или последнего ремонта этого покрытия, а еще – о воздействии на поверхность дороги климатических и разных других факторов. Не приходится сомневаться в том, что дороги, когда они использовались римлянами, представляли собой гораздо более ровную и удобную для перемещения поверхность.
Вымощенные дороги можно было встретить только в городах. Исключением стала только первая мощеная на всей протяженности Виа Аппиа, или Аппиева дорога, которую уже в древности поэты называли «царицей дорог». Она была построена в 312 году до н.э. военачальником и государственным деятелем Аппием Клавдием Цеком, получив, согласно традиции, имя своего создателя-цензора.
Верхняя часть дорожного покрытия была изогнута таким способом, чтобы обеспечить сток в случае дождей. По краям дороги делали тротуар и укладывали бордюрные камни. Таким образом, ничего принципиально нового в устройстве дороги человечество за последние две тысячи лет не придумало. Существуют даже версии, что римляне использовали для верхнего слоя дорог бетонные смеси (которые действительно умели производить).
Судьба римских дорог
Римская империя к началу новой эры оказалась пронизана сетью дорог, от города Рима отходило три десятка крупных магистралей. На Форуме в центре города был установлен «золотой мильный камень» – от него отсчитывали расстояние по дорогам империи.
Вдоль дорог устраивали нечто вроде мотелей – каждые 25 – 30 километров путешественник мог отдохнуть, накормить животных, обеспечить им уход. Часто вокруг таких «дорожных гостиниц» вырастало целое селение – ведь количество путешествующих римских чиновников не уменьшалось. А еще маршруты, ведущие в Рим (или из Рима) часто становились местом последнего упокоения граждан: по закону устраивать погребения в черте городе не разрешалось, поэтому умерших хоронили вдоль крупных дорог.
И в падении Рима дорогам была отведена своя роль – важная и довольно мрачная: наличие удобных маршрутов только помогало варварам в их продвижении по империи. Обычай прокладывать дороги по кратчайшему расстоянию обеспечивался строительством мостов, даже тоннелей, болотистые территории пересекали конструкции на сваях. Все это существенно облегчило задачи завоевателей.
Одной из важнейших функций римских дорог было обеспечение проезда курьеров – гонцов, доставлявших почтовые сообщения. В истории регулярной почты это стало важной вехой. А вот как появились почтовые марки, некоторые из которых стоят целое состояние.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 занимательных фактов о римском Пантеоне, о которых не знают даже бывалые туристы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Это не первый Пантеон на этом месте
Современному Пантеону без малого 2000 лет — он был построен в 118 — 126 гг н.э. по приказу императора Адриана. На фронтоне здания можно увидеть надпись «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Так почему же строили Пантеон при Адриане, а почести отдали Агриппе?
Дело в том, что нынешнее здание — это уже третье по счету. Самым первым Пантеоном стало действительно здание, построенное при Маркусе Агриппе, однако позже оно сгорело. На этом же месте император Домитион построил еще один Пантеон, но через некоторое время в него ударила молния, и оно снова сгорела. Современное здание было построено уже так основательно, чтобы никакие костры его не взяли. Более того, Адриан приказал закончить возведение нового, третьего Пантеона к 100-летию первого здания, что некоторое время вызывало разногласие среди историков по поводу точной даты появления Пантеона.
Окулюс действительно без стекла и никогда не закрывается
Круглое отверстие в 8,2 метра в диаметрев потолке, которое также называют окулюсом, является единственным источником света в Пантеоне. Это отверстие ничем не закрыто. Интересно, что 21 апреля, в день основания Рима, в полдень луч света от солнца падал точно на вход в Пантеон, через который заходил император. Когда правитель заходил в главный храм города, будучи освященный со всех сторон ярким сиянием солнца, это как бы еще раз подчеркивало его статус как избранца богов.
Естественно, открытое окно в потолке означает также, что внутрь здания может попасть дождь. Но и этот момент был продуман при строительстве — в мраморном полу под окулюсом проделаны 22 небольших отверстия, которые выполняют дренажную функцию, так что вода в помещении не застаивается.
Когда-то Пантеон был покрыт бронзой
При строительстве купол Пантеона задумывался быть центром города, его должно было быть видно отовсюду. Поэтому купол покрыли тогда медными листами, которые сияли на солнце. Однако в Средние века листы эти постепенно разобрали, причем сами же римляне. Так, например, самым известным примером этого стал эпизод, описанный самими Папой Римским Урбаном VIII, который был членом богатого семейства Барберини. В 1631 году он приказал забрать листы с Пантеона, чтобы отлить из них пушки для Ватикана, прокомментировав это: «Что не сделали варвары, сделали Барберини» (‘quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini’).
1300 лет Пантеон был самым большим куполом в мире
Так как здание Пантеона представляет собой единое целое сооружение, в котором стены переходят в потолок без какой-либо границы, Пантеон считался в течение 1300 лет самым большим куполом в мире. Он больше даже купола собора Святого Петра в Ватикане (43,3 против 41,47 метров в диаметре).
Затем в 1436 году закончилось строительство собора во Флоренции и пальма первенства перешла уже к нему.
В свое время, чтобы собрать всю конструкцию купола, архитектор распорядился использовать разные материалы у основания и в куполе Пантеона. Так, чем выше стены, тем легче становится строительный материал — кирпич и бетон сменяются пемзой и туфом, плюс сам окулюс также значительно облегчает вес конструкции. А чтобы удержать такой вес, стены Пантеона пришлось сделать очень толстыми — почти 6 метров в толщину.
Впрочем, Пантеон и сегодня считается если не самым большим в мире, то по крайней мере самым большим неармированным бетонным куполом в мире.
У Пантеона идеальные пропорции
Высота Пантеона внутри составляет 43,2 метра, и ширина помещения внутри равна точно такому же расстоянию, что делает все здание гармоничными и целостным, согласно учению знаменитого римского архиктора Витрувия. Окулюс, будучи 8,2 метра в диаметре, также идеально по пропорциям вписывается в это пространство.
В Пантеоне есть несколько гробниц
Пантеон является местом успокоения нескольких именитых личностей Италии. Так, здесь можно увидеть гробницы первых двух королей единой Италии нового времени, Виктора Эммануила II и его сына Умберто I, похороненного рядом со своей супругой Маргарите Савойской (в честь которой, кстати, названа современная пицца Маргарита).
Кроме того, здесь же похоронен знаменитый архитектор и художник Рафаэль Санти. На его мраморной гробнице можно прочесть эпитафию: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
Когда-то у Пантеона была звонница
В начале 1600-х Папа Римский Урбан VIII приказал пристроить к Пантеону две звонницы по бокам фасада. Сами римляне не одобрили такое решение, согласно историческим записям, в народе их стали называть не самым уважительным образом («задница с ушами» или «уши задницы»), так что когда в конце XIX века их убрали, возмущения это не вызвало.
Колонны были вывезены из Египта
На входе в Пантеон стоит 16 массивных 60-тонных колонн, каждая из которых в свое время была вывезена из Египта. Сначала их протащили 100 км к Нилу, затем погрузили на баржи и перевезли на кораблях в Средиземное море. Там их доставили в порт Остии, снова погрузили на баржу и по Тибру доставили в Рим, чтобы установить перед куполом для поддержки портика.
Название Пантеона взято из греческого языка
Слово «Пантеон» означает «храм всех богов», где ‘pan’ означает «все»а ’theos’ означает боги«. Считается, что в храме в свое время были представлены все главные божества древних римлян, и по кругу можно было принести богам по очереди Марсу, Венере, Сатурну, Юпитеру и Юноне.
Пантеон послужил вдохновением для создания самых известных соборов
Тот самый флорентийский собор — Санта-Мария-дель-Фьоре — был создан Филиппо Брунеллески по образцу Пантеона. Кроме того, гигантский купол в Риме послужил вдохновением для проектирования купола собора Святого Петра в Ватикане, того самого, ради которого потом с Пантеона содрали бронзовые листы. Кроме того, в Париже есть также свой Пантеон — значительно более скромных размеров, но также созданный по мотивам своего римского «старшего брата».
В нашей статье «Исчезающая Италия» можно увидеть снимки культового фотографа, на которых он запечатлел жизнь вокруг себя такой, какой ее видят только настоящие итальянцы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
vincenati
vincenati
Все больше убеждаюсь, что мне нравится гулять одной. Менять на ходу план, не считаться ни с чьим желанием, учитывать только собственный ритм и собственную усталость. Но может быть еще с Сашей, он всегда соглашается с моим маршрутом, носит путеводители и другие тяжести, быстро находит дорогу назад, если я заведу в дебри. Вот только ругаемся, когда ищем место, где перекусить.
Утром у меня было все продумано. Выписала номера автобусов, отметила на карте, но..
На метро доехала до площади Каваур, где должна была пересесть на автобус и добраться до Ara pacis. Но автобуса не было. И вообще по улице не было никакого движения. Полицейские перегородили улицу мотоциклами. Вспомнив, что рядом находится Базилика ди Сан Пьетро ин Винколи, где знаменитый Моисей с рожками Микеланжело, я особенно не огорчилась. Поднялась по крутой лестнице и уперлась в грузный зад античной постройки, это была базилика.
Микелажело была заказана гробница для папы Джулио II (1515).
Долго рассматривала Моисея. Нестарый, с мускулистыми ногами, крупным торсом. Правой рукой прижимает к себе две дощечки скрижалей, меланхолично перебирая пальцами роскошную бороду, больше напоминающую локоны Ботичеллиевской Весны. И на голове милые рожки, которые должны были быть снопами света.
А еще больше удивил сам папа. Он лежал несколько подбоченясь, скорее как на пикнике с шашлыками, а вовсе не на смертном одре. О его высоком звании напоминала только тиара.
Да, в этой базилике хранятся цепи Петра, в которые он был закован. ( я не богохульствую, но отметила, что цепи ковали раньше из хорошего металла, нет никаких следов ржавчины)
В конце улицы между зданиями проглядывал Колизей. Раз уж я тут оказалась, то пошла искать Базилику Сан Клементе. ( Колизей облазили в предыдущие разы).
Это уникальное место, потому что можно увидеть и пощупать 2000 лет истории Рима. Потому что заходишь в древний храм 12(!) века. С редкой красоты мозаикой. ( фотографировать не дали)
потом покупаешь билет и по лестнице спускаешься вниз- церковь 4 века, с нежными фресками, колоннами, кирпичными сводами. Здесь находится могила Святого Кирилла. Это который с Мефодием придумали кириллицу ( чем им латынь мешала?) Этот угол церкви завешен памятными досками славянских братьев: украинцев, хорватов, болгар, русских и пр.
Да я не уточнила, что света в этой церкви нет с 1024 года, когда Норманны разрушили Рим. Отчетливо видна кладка между колоннами, ставшими фундаментом верхней базилики. Церковь просто засыпали, построили сверху новую.
Но это не все. По следующей лестнице спускаешься в храм Митры. А это 1 век нашей эры! Ровненькие тонкие кирпичи кладки сводов, на полу кирпичики маленькие, поставленные на ребро и выложенные елочкой.
Шла узкими коридорами на шум воды. Я не знаю, откуда течет вода, но она чистая! Пить из источника не решилась. Представила, что если погаснет свет, выход не найду. К счастью услышала щебет польских туристов. А то думала, что я одна в этих катакомбах.
Вышла из Базилики, шел нудный дождь, южноамериканцы носили связки зонтиков и кричали : Амбрелла, амбрелла!
Дождь отмыл базальтовую брусчатку, она глянцево блестела. Но я люблю римское солнце, отраженное от травертина домов, мостов, лестниц, оно заполняет город непердаваемым светом.
Сегодня все было влажно, тускло, только туристы расцвечивали зонтами осенний дождь.
Я села на проезжающий автобус, пытаясь все же доехать до Ара пачис. Но дальше площади Венеции движение было перекрыто. Вылезла из автобуса и уткнулась в белоснежный помпезный памятник первому королю Италии Виктору-Эммануилу. А ведь трудно представить, на чьих фундаментах находится этот монумент!
Мимо выставки “Memorie della deportazione degli ebrei di Roma» пройти я не могла. Но об этом отдельным постом.
Чтобы попасть на выставку, надо было подняться по монументальным мраморным лестницам. Около вечного огня стоял нахохлившийся караул, шел мелкий дождь, а над головой завис вертолет. Я пошла смотреть, что происходит, из- за какой манифестации перекрыли движение и нагнали столько полицейских и карабинеров. Так я ничего и не поняла, протестующих было так мало, что можно было принять за туристов, одновременно вылезших из нескольких автобусов. Подумалось, что то количество денег, которое потратило правительство для охраны- наблюдения за демонстрантами ( полицейские, автобусы карабинеров, машины с полицейскими, два вертолета, перекрытый город) употребить на реализацию требований протестующих, никто никуда бы не вышел.
потом был Кампидолий. Туда ведет пологая лестница, а слева длинная и крутая, ведущая к церкви. Какой уже раз я выбираю правую лестницу!и ни разу не поднялась по левой.
Погуляв по площади, заглянув сверху на развалины форума и триумфальную арку, сфотографировав щедрую волчицу, выкормившую близнецов, вернулась обратно.
Я долго выбирала, на какой автобус мне сесть, уже просто хотелось куда- нибудь сесть, я плюхнулась в трамвай, который отвез меня в Трастевере.
Мокрый Трастевере смотрелся уныло, заметней стала обшарпанность домов. Огромные платаны раскидали медные листья, которые прилипли к дороге и ими невозможно было пошуршать.
Дошла до Санта Мария ди Трастевере. Когда- то давно мы здесь попали на съемки итальянского сериала, Георгию было очень любопытно и мы изображали случайных прохожих. Труднее всего было вести себя естественно и не пялиться на главных персонажей.
Санта Мария считается первым официально построенным христианским храмом, конец 4 века.
Здесь можно было фотографировать, но надо было бросать денюжки для освещения мозаик. Я бросила, но не успела налюбоваться. Когда зашла в храм еще подумала, что это народ сидит молча в темноте. Оказывается, ждут пока кто- нибудь раскошелится.
А мозаика восхитительная!
Стремительно темнело, дождь не прекращался и я устала держать зонтик, сумку и фотографировать.
Каким- то необъяснимым чутьем добралась- таки до Ара Пачис. Купила билет, взяла ауди гида, села на лавочку и стала отдыхать, разглядывая алтарь мира, построеный Августом 2000 лет назад, заброшенный в средневековье, потеряный и разобранный на сувениры ( части находились во Флоренции, Ватикане, Париже, Вене, частных коллекциях).
Можно я спать пойду? Фотографии не загрузятся, надеюсь, что и этот пост не провалится.