Реставратор после 9 класса что сдавать
Реставратор
Сохранение памятников архитектуры и зодчества, картин и фресок, древних скульптур, музыкальных инструментов и предметов быта, являющихся историческим и культурным наследием, находящимся под охраной ЮНЕСКО или отдельного государства – забота всего человечества. Но люди бессильны перед временем, стихиями природы, которые постепенно разрушают культурные и исторические ценности.
Тем не менее, большую часть исторического наследия все-таки удается спасти. Чтобы сохранить память о прошлом человечества, без которого, как известно, нет будущего, неустанно отправляются на объекты и трудятся в мастерских специалисты по восстановлению – реставраторы. Это особая каста людей, знающих, как сохранить в первозданном виде память веков и тысячелетий для потомков, представляющую материальную, культурную, историческую или научную ценность.
Реставраторы – это не те профессионалы, с которыми можно встретиться в уютном офисе или в обыденной обстановке и подробно расспросить об особенностях их работы. А в музеях мы видим только результаты их титанического труда, не дающего полного представления об интереснейшей и уважаемой профессии.
Специально для тех, кто любит искусство и готов посвятить себя этой уникальной профессии, мы постараемся рассказать о ней как можно больше.
Кто такой реставратор?
Реставратор – специалист, занимающиеся восстановлением и сохранением произведений изобразительного и прикладного искусства, которые представляют собой историческую, культурную или научную ценность.
Реставрация (restavratio) – восстановление, в переводе с латинского языка. Учитывая, что латинский язык вышел из употребления в VI веке, после падения Римской империи, и до настоящего времени сохранился лишь в научной среде, можно полагать, что о реставрации предметов люди задумывались еще во II тысячелетии до нашей эры. В частности, письменные памятники культуры, над сохранением которых также трудились реставраторы, свидетельствуют о том, что Александр Македонский приказал восстановить Вавилонскую башню после завоевания им города. Естественно, ее восстановлением занимались, в том числе, и реставраторы.
Известно, что специализированные школы реставраторов начали зарождаться в Европе лишь в XVII-XVIII вв. А окончательно сформировалась эта профессия только к концу XIX века. В том числе в ней появились отдельные направления деятельности, в зависимости от объектов реставрации: старинной мебели, домашней утвари, картин, музыкальных инструментов и т. д.
Тяжелый труд реставраторов помогает сохранить древние знания, без которых историкам, философам, математикам, искусствоведам, специалистам в области медицины и других науках не удалось бы продвинуться вперед.
Реставрация тесно связана с археологией. Раскопки исторических артефактов, как правило, нуждаются в восстановлении. Поэтому после тщательного изучения историками они передаются в умелые и бережные руки реставраторов, чтобы затем предстать перед глазами посетителей музеев и художественных галерей.
Подлинные артефакты имеют не только историческую и культурную ценность. Кроме науки они представляют огромный коммерческий интерес. Антикварные вещи за баснословные деньги продаются на различных аукционах или являются предметом нескончаемой гордости частных коллекционеров, и зачастую хранятся в домах, скрытые от посторонних глаз. Поэтому сегодня в реставрации существует два направления: научное и коммерческое.
В первом случае артефакты, представляющие коммерческую ценность, реставраторы стараются сохранить в первозданном виде, без нанесения дополнительных слоев, чтобы максимально сохранить подлинность экспоната. Задача коммерческой реставрации – придание антиквариату товарного вида, и здесь допускается более интенсивное вмешательство, похожее на проведение ремонтных работ.
Профессия реставратора, учитывая разнообразие предметов старины, очень многогранна, требует огромнейшего объема знаний в разных областях, а также художественных способностей, чтобы почувствовать почерк подлинного мастера и повторить его движения. Выбирая профессию, нужно заранее определиться, какое направление вызывает наибольший интерес, потому что освоить в совершенстве все виды реставрации одному человеку не под силу.
Какими личностными качествами должен обладать реставратор?
Кропотливая работа реставратора требует от него усидчивости и большого терпения. Он способен часам заниматься монотонной работой, концентрироваться на объекте, уделяя особое внимание самым мелким деталям. У него есть склонность к творчеству и глубокое чувство вкуса.
Для профессии важно стремление к саморазвитию и углублению знаний. В личности реставратора успешно «уживается» эрудированность со способностями к ручному труду. Профессиональный успех в реставрационном деле во многом зависит от репутации мастера, поэтому он предпринимает все необходимые меры, чтобы избежать ошибок. Он – аккуратный и пунктуальный. Всегда по несколько раз перепроверяет полученные результаты, прежде чем приступить к восстановлению или консервации.
Преимущества профессии реставратор
Профессию реставратора выбирают люди, которые проявляют большой интерес к искусству. Она становится для них призванием, а возможность работать со старинными объектами – главным преимуществом.
Повышение квалификации мастера и его опыт влияют на уровень дохода. Чем дольше реставратор работает в выбранном направлении, тем выше его гонорары за проделанную работу. В среднем зарплата реставратора в крупных городах России составляет порядка 70-80 тысяч рублей, а доход уважаемого в отрасли специалиста увеличивается до 100-120 тысяч. Стоит отметить, что труд реставратора в коммерческом направлении ценится еще выше и зависит от целого ряда факторов, в том числе его мастерства и репутации.
Научные реставраторы работают в музеях и хранилищах, а коммерческие высоко ценятся в антикварных лавках и исторических бутиках. При наличии организаторских способностей у специалиста есть хорошие перспективы на открытие собственного успешного бизнеса, благодаря которому он получит независимость, сочетающуюся с возможностью заниматься любимым делом. Приятным бонусом для реставратора станут частые командировки, так как нередко в поисках объектов культурного наследия они путешествуют по всему миру, участвуют в археологических раскопках и профессиональных конференциях.
Недостатки профессии реставратор
Ответственность, которая ложится на реставратора, нередко сжатые сроки и ненормированный рабочий график – основная причина многих проблем не только со здоровьем, но с личной жизнью. В дополнение к этому, профессия не позволяет реализовать творческий потенциал, в виду необходимости сохранения исторической правдоподобности, а это удручающе влияет на художника.
Начало карьерного пути у реставратора не всегда радужное. Молодому специалисту приходиться сталкиваться со многими сложностями. Долгое время он работает стажером, набираясь опыта, но даже после этого не каждому удается пробиться в команду востребованных специалистов и занять желаемую нишу. Огромный труд, который проделывает новичок в подмастерьях мастера, не слишком высоко ценится, как с точки зрения профессиональных суждений, так и с точки зрения материального благосостояния (оклад стажера не превышает 30 тысяч рублей).
Где можно получить профессию реставратор?
Профессия реставратора подходит людям, интересующимся искусством и историей, а для ее освоения потребуется диплом о высшем образовании. При выборе направления подготовки абитуриентам стоит учитывать сферу деятельности, в которой они хотят работать, так как разные специализации потребуют разных знаний. Большинство реставраторов получает художественное образование и дополняет его различными курсами. Преимуществом станет второе высшее образование в исторических науках.
Самыми востребованными ВУЗами России, обучающими реставрационному делу, являются:
После получения диплома обучение реставратора не заканчивается, так как ему предстоит оттачивать свои знания на практике, чтобы получить доступ к по-настоящему ценным предметам.
Реставратор
Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры). Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.
Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.
Неотъемлемая часть современной реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.). А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др.
В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер. И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора.
Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы. Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования.
Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы. Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.
Драма российской реставрации
В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают, для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие. Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.
Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид». Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д. Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию. При этом он чётко будет видеть следы утрат.
Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая. Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность. Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.
Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.
Рабочее место
Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря. А также в частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией.
Сохранять и восстанавливать: главное о профессии реставратора
Не только в памяти человека хранится история. Не только учебники и летописи рассказывают о былых временах. Огромное значение для исторической науки и понимания культуры имеют археологические находки, памятники архитектуры, скульптуры, картины и другие произведения искусства.
Однако время одинаково безжалостно даже к самым ценным экспонатам. Внешние факторы, такие как войны, стихийные бедствия, а также некачественное хранение только добавляют вероятности потерять свидетельства ушедших эпох. Эта статья посвящена профессии реставратора ― специалиста, который знает все о том, как сохранить и восстановить редкие и интереснейшие произведения искусства и исторические находки. Как стать реставратором, куда пойти учиться ― обо всем этом читайте далее.
Чем занимается реставратор
Сам термин «реставрация» не слишком древний, хотя сохранять внешний вид произведениям искусства научились давно. В Средневековье, когда богатые феодалы начали собирать личные коллекции, суть работы реставратора сводилась к «подновлению», возвращению предметам (картине или скульптуре) их первоначального вида. С современной точки зрения безупречный внешний вид ― не самое главное для ценного экспоната.
Сегодня в реставрации выделяют два направления: музейная или научная и коммерческая. Второе направление подразумевает работу с предметами мебели, ювелирного искусства и другими вещами, не имеющими научной (как археологические находки) или музейной (как предметы искусства) ценности, но представляющими собой дорогой товар, который должен выглядеть соответствующим образом.
В основном это касается антиквариата, который, во-первых, используется по назначению, а во-вторых, стоит достаточно дорого, чтобы можно было отказаться от ремонта или отнести его в любую ближайшую мастерскую. Если речь идет, скажем, об антикварной мебели, задача реставратора укрепить ее, поменять обивку, обновить лаковое покрытие. Словом, вернуть товарный вид. Это безусловно важная, кропотливая и требующая профессионального подхода работа. Но сегодня речь пойдет о научной реставрации.
Цель этого направления ― не столько воссоздать и уж тем более не имитировать, но и сохранить как можно лучше и как можно дольше. При чем речь идет не только о внешнем виде предмета, но и о материалах, из которых он сделан. Таким образом, музейный экспонат должен после реставрации оставаться максимально подлинным.
Большую часть в реставрации занимает собственно консервация ― действия, направленные на восстановление предмета. Осколки, разрывы, трещины аккуратно убираются, чтобы предмет остался в первозданном виде. В своей работе реставраторы используют специальные составы (клей и краски), которые зачастую придумывают сами, следят за влажностью и температурой воздуха, а также интенсивностью и направлением света в хранилищах и музейных залах.
Как любые специалисты, реставраторы не занимаются всем сразу. Кто-то реставрирует картины, другие занимаются восстановлением предметов керамики или металла, третьи специализируются на восстановлении росписей на ткани. Отдельное направление ― восстановление и сохранение старинных книг и рукописей. Работа реставратора кропотлива и точна, при этом они стараются как можно меньше вмешиваться и изменять первоначальный вид предмета.
Прежде чем начать реставрационные работы, специалисты проводят многочисленные исследования, в том числе лабораторные, чтобы определить:
Часто реставраторы совмещают в себе профессию историка, исследователя, так как приходится прибегать к помощи первоисточников: иллюстраций, гравюр, фотографий. Выстраивая план реставрационных работ, реставратор работает не один. Ему помогают историки, археологи, искусствоведы, а еще химики и другие специалисты.
Крупные реставрационные работы
Для того, чтобы оценить всю важность и сложность профессии реставратора, достаточно побывать в лучших музеях России. Русская школа реставраторов — одна из сильнейших, а масштаб проведенных работ поистине поражает воображение. И по сей день привлекают туристов со всего света деревянный комплекс Кижи и старинные фрески в монастырях Золотого кольца, поражают воображения находки археологов, выставленные в Эрмитаже.
Одним из крупнейших реставрационных успехов стало восстановление знаменитой Янтарной комнаты в Царскосельском дворце. Шедевр XVIII века, кабинет, отделка которого была выполнена полностью из янтаря, был утерян в конце Великой Отечественной войны и впоследствии полностью восстановлен российскими реставраторами.
Янтарная комната была выполнена мастерами при дворе прусского короля Фридриха I. Когда король умер, оказалось, что его преемнику Фридриху Вильгельму янтарный кабинет не нужен, и он преподнес его в дар русскому царю Петру I, который очень хотел получить его для Кунсткамеры. Окончательно свое пристанище в Екатерининском дворце комната нашла в 1770 году. В то время, конечно, никто не мог обеспечить идеальные условия хранения бесценных янтарных панелей. Поэтому первые реставрации не заставили себя ждать и были проведены уже в 1833 году.
Но самое главное испытание ждало комнату во время Великой Отечественной войны. В силу многих причин комната не была эвакуирована в Новосибирск в 1941 году вместе со всеми остальными ценными экспонатами. Во дворце на тот момент осталось всего пять сотрудников, все ― женщины, ведь мужчины ушли на фронт. Демонтировать огромные и тяжелые панели им было не под силу, поэтому все закрыли фанерой, ватой и тканью. К сожалению, это не помогло. Есть свидетельства, что панели были демонтированы буквально за пару часов. Янтарную комнату вывезли в Кенисберг, где она была выставлена в городском дворце.
Дальнейшая история Янтарной комнаты столь же интересна, сколь противоречива. Есть множество версий ее исчезновения. Но еще интереснее то, как терпеливо и тщательно восстанавливали кабинет. Работы были начаты в 1981 году командой специалистов: искусствоведов, химиков, историков, реставраторов и даже криминалистов. Несколько лет потратили только на то, чтобы разработать концепцию проекта и воссоздать рецептуры и технологии обработки янтаря, а также подготовку и обучение коллектива. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга Янтарная комната была восстановлена, и теперь любой желающий может увидеть это удивительное произведение искусства.
К сожалению, не всем музейным и историческим объектам везет так, как повезло Янтарной комнате. Большего всего от непонимания сути реставрации и консервации страдают памятники архитектуры, в частности, старая городская застройка, городские усадьбы и другие подобные объекты. Снеси старое, чтобы построить новое в том же стиле ― популярный способ придания городу ухоженности и пристойного вида. Увы, это приводит к безвозвратному уничтожению примеров архитектурных стилей и ремесел.
Куда поступать на реставратора
Столь кропотливая и искусная работа требует, безусловно, серьезного обучения. Чтобы стать настоящим экспертом нужно постоянно учиться, осваивать новые техники и способы восстановления предметов искусства, читать профессиональную литературу и исторические материалы. Не обойтись без участия в стажировках, семинарах и конференциях. И конечно, необходимо владеть иностранными языками. Без этого невозможно быть полностью в курсе всего, что происходит в научном сообществе.
Для того, чтобы начать обучение после 11 класса, следует поступать в те вузы, которые специализируются на художественном и искусствоведческом образовании. В Москве такими являются Университет технологии, дизайна и искусства им. Косыгина, где обучают восстановлению художественного текстиля, например, обивки мебели и иной тканевой отделки, а также Российский государственный гуманитарный институт, где есть целый ряд профильных факультетов, Художественно-промышленная академия им. Строганова и Институт искусства реставрации.
Ряд вузов ждет абитуриентов и в Санкт-Петербурге: Архитектурно-строительный университет, Академический институт им. Репина при Академии Художеств и Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Штиглица.
Получить второе высшее образование и пройти курсы повышения квалификации можно в МАРХИ, Казанском Федеральном университете, Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова. Кроме высшего образования, есть курсы реставраторов, например, при Российской государственной библиотеке, где специализируются на восстановлении и сохранении книг.
После 9 класса также возможно обучение в области реставрации в профильных колледжах, например, в колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 или политехническом техникуме №2.
Для поступления в профильные учебные заведения сдавать нужно русский язык, литературу, историю, обществознание, иностранный язык.
Где работает и сколько зарабатывает реставратор
Прежде чем посмотреть, где работают реставраторы, отметим, какие качества важны для освоения этой профессии:
Местом работы реставраторов можно назвать музеи, хранилища, реставрационные мастерские, как частные, так и государственные, а также сами объекты, нуждающиеся в реставрации. В коммерческой реставрации такие специалисты также востребованы, чтобы восстанавливать антикварную мебель и предметы интерьера, ювелирные и кожаные изделия, предметы из дерева.
Отдельное направление ― научная деятельность. Свои достижения и открытия нужно передать следующим поколениям реставраторов. Написание научных и методических работ, участие в научно-практических конференциях, преподавание и практические занятия, наставничество ― все это тоже часть работы опытного специалиста.
Зарплата реставратора начинается от 70–80 тысяч рублей и может достигать 120 тысяч рублей и выше. Реставрационные работы сложны и трудоемки, выполнить их качественно может только профессионал, поэтому их труд оплачивается достаточно хорошо. Впрочем, отметим, что речь идет об опытных специалистах, заработок стажера начинается с 30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии реставратора
Главное преимущество — работа по призванию. В реставрации едва ли окажутся случайные люди. В эту отрасль идут те, кто по-настоящему увлечен искусством и историей. Для них это интересная и привлекательная работа, в которой есть место и творчеству, и научным изысканиям, и практике.
Еще одним плюсом станут командировки в разные интересные места, знакомство с единомышленниками со всего света, посещение малодоступных культурных объектов, участие в раскопках. При желании и возможностях можно подумать над открытием собственного реставрационного бюро.
В качестве минуса отметим высокий уровень ответственности, ведь часто специалисты работают с уникальными объектами, огромной исторической ценности, существующими в единственном экземпляре, и не имеют права на ошибку.
Еще один минус ― некоторые сложности в начале карьерного пути. Молодому специалисту придется долго учиться, а потом еще дольше работать с наставником, прежде чем ему доверят по-настоящему важную работу. Это огромные трудозатраты и невысокий доход, поскольку работа подмастерья ценится не слишком высоко.
Однако для тех, кто действительно хочет развиваться в этой области, такие аспекты вряд ли станут препятствием. Профессия реставратора почетна и уважаема, поскольку сложно переоценить труд тех, кто сохраняет для нас культурное и историческое наследие.