Религиозный экстаз это что
Хотя эти переживания обычно непродолжительны, существуют записи о таких переживаниях, которые длятся несколько дней или даже больше, и о повторяющихся переживаниях экстаза на протяжении всей жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Контекст
Прилагательное «религиозный» означает, что переживание происходит в связи с религиозной деятельностью или интерпретируется в контексте религии. Журналист Марганита Ласки пишет в своем исследовании «Экстаз в религиозных и светских переживаниях», впервые опубликованном в 1961 году:
«Эпитеты очень часто применяются к мистическим переживаниям, в том числе к экстазам, без какого-либо ясного представления о проводимых различиях. Таким образом, мы находим переживаниям, которым даны такие названия, как природные, религиозные, эстетические, неоплатонические и т. Д. Переживания, где в В некоторых случаях название, кажется, происходит от спускового крючка, иногда от чрезмерного верования.
История
Древний
Современный
В агиографии (писаниях о христианских святых ) записано много случаев, когда святым даровали экстаз. Согласно Католической энциклопедии, религиозный экстаз (называемый «сверхъестественным экстазом») включает в себя два элемента: один, внутренний и невидимый, в котором разум приковывает свое внимание к религиозному предмету, и другой, материальный и видимый, в котором деятельность чувств приостанавливается, уменьшая воздействие внешних ощущений на субъекта и делая его или ее устойчивым к пробуждению. Свидетели явления Мариан часто описывают переживание этих элементов экстаза.
Современные традиции колдовства могут определять себя как «экстатические традиции» и фокусироваться на достижении экстатических состояний в своих ритуалах. Традиция Регенерационная и традиция Фери две современные экстатические примеры колдовства.
Гримуар
Экстаз в религиозных практиках мира
Экстаз в религиозных практиках мира
Непрочитанное сообщение Ёкай » Вс авг 05, 2018 2:11 pm
Экстатические культы сопровождают и являются неотъемлемой частью мировой религиозной истории. Среди древних экстатических культов можно указать на малоазийский по происхождению культ Аттиса и великой Матери богини Кибелы, который в конце III в. до н. э. приобрел государственный статус в Римской республике. С этим культом связаны самые жестокие формы одержимости (массовое самооскопление адептов). Мистерии сирийской богини Астарты, разворачивавшиеся весной в городе Иераполисе, отличались не меньшей силой религиозного экстаза. По силе экстатического состояния выделялся и культ Диониса-Сабазия, малоазийского бога, издревле отождествляемого с богом виноделия Дионисом. В эллинистическую эпоху он принимал крайние оргиастические формы. Древнегреческий писатель Еврипид так описал оргиастическую церемонию:
И в голос стали жены Вакха звать.
Все ликовало с ними – горы, звери;
От топота задвигалась земля…
Бегом едва спаслись мы от вакханок,
А то бы разорвали. Там стада
У нас паслись; так с голыми руками
На них менады бросились: корову
Мычащую с набрякшим выменем эти
Волочат; те рвут нетелей; там бок
Растерзанный; там пара ног передних
На землю брошена, и свесилось с ветвей
Сосновых мясо и сочится кровью.
[Еврипид, 1969, с.128–129].
Состояния людей, находящихся под действием религиозного экстаза, описал знаток восточных культов, философ-мистик Ямвлих (ок. 280 – 330 гг. н. э.): «Эти люди переменяют свою жизнь на божественную, или содействуют своей собственной жизнью богу… Впрочем они и не сознают самих себя ни так, как прежде, ни как бы то ни было иначе и вообще не обращают собственное сознание на самих себя… поскольку в это время не живут жизнью живого существа. Далее, одни, вонзая в себя вертела, ничего не чувствуют, а другие, ударяя топорами по спинам или рассекая кинжалами руки, ничего подобного не замечают… Таким образом оказывается, что иступленные не сознают самих себя и что они не живут ни человеческой жизнью, ни жизнью живого существа ни в ощущениях, ни в страсти (курсив мой – Л. А.), но взамен получают некую иную, более божественную жизнь, которой воодушевляются и которой совершенно одержимы… Оказываются многообразными и признаки тех, на кого нисходит вдохновение: движения тела и некоторых его частей… Влекомому богами совершено ясно видится нисходящий пронизывающий дух… их всецелая одержимость божеством, вслед за которой, уже позднее приходит экстаз… никакое божественное дело не может совершаться без участия некоего руководителя… – исполнителя священнодействия» [Ямвлих, 1995, с. 107, 108, 110].
Ямвлих дал четкую характеристику признаков религиозного экстаза, которые наблюдаются во всех последующих явлениях подобного рода: 1) совершенно исчезает собственные сознание и движения человека, находящегося в религиозном экстазе; 2) произнесение слов происходит не в согласии с мышлением говорящего (то есть наблюдается состояние глоссолалии, о котором будет сказано позже).
Особенно выделяет он роль музыкального ритма при достижении экстатического состояния: «…музыка является чем-то приводящим в движение и пробуждающим страсти, волнующим, и то, что звучание флейт возбуждает или исцеляет связанные с изменением страдания, и то, что музыка меняет состояние или расположение тела, и то, что одними мелодиями возбуждается вакхическое исступление, а другими приостанавливается» [Ямвлих, 1995, с.111–112].
Мировые религии – христианство и ислам с осторожностью подходили к практике и ритуалу религиозного экстаза. Христианству с давних пор, возможно, с эпохи еретических движений свойственно недоверие к действиям неконтролируемой массы людей. Введение в состояние религиозного экстаза таило опасность внезапных массовых вспышек насилия; возбуждали страх легкость, с которой с которой они распространяются, непредсказуемость и неудержимость опьяненной ритуалом массы. Все вероучительные элементы и практические формы организации католической церкви прямо и последовательно противостояли импульсивности и произвольным действиям, обладали ни с чем не сравнимыми длительностью и инерцией [Канетти, 1997, с. 171].
В католичестве можно указать, пожалуй, только на одно маргинальное движение, практиковавшее массовый экстаз – движение флагелланов, которое возникло в Италии в 1260 году. Массовые процессии полуголых, рыдающих, бичующих себя женщин и мужчин прошли по городам Европы, предрекая Конец Света. Хотя массовый экстаз флагелланов сочетался с элементами железной дисциплины, участники шествий не могли удержаться от бесчинств и преступлений – они избивали священников, учиняли еврейские погромы, разоряли богатых горожан. Один из лидеров флагелланов, Конрад Шмидт, объявил себя богом. В 1349 году взволнованный этими событиями Папа Римский Климент VI запретил движение флагелланов, объявив их еретиками [Эткинд, 1998, с. 13].
В исламе к проявлениям массового религиозного экстаза можно отнести практику самобичевания шиитов в память страданий пророка Хусейна.
Экстатические практики в российской религиозной жизни: история и современность
Сторонниками культов с ярко выраженными экстатическими ритуалами в российской истории XVII – XIX веков можно назвать хлыстов, скопцов, молокан-прыгунов, шолопутов, малеванцев. Наиболее древние из них возникли в середине XVII в. одновременно со старообрядчеством. Христоверы (самоназвание хлыстов) придавали главное значение не религиозному учению, а именно массовому экстатическому ритуалу. Предание свидетельствует, что основатель учения – костромской крестьянин Даниил Филиппович, которого его последователи считали воплощением Бога-отца Саваофа, посоветовал выбросить в Волгу как никонианские, так и старообрядческие книги. «Не книгам, а Святому Духу верьте», – сказал он [Торчинов, 1997, с. 356]. Путем к обретению св. Духа считались «радения» – массовые экстатические действа. Техника вхождения в экстаз предполагала длительный и изнурительный пост, а также многочасовые пляски, хождение по кругу, с подскакиваниями и коллективными выкриками: «Ой дух, ой Бог! Царь Бог, Царь Дух» [Русское… 1989, с. 571].
«В результате этих движений, продолжающихся до полного изнеможения и до истерических припадков, – писал историк русской культуры П. Милюков, – дух «накатывает» на весь «корабль» (религиозную общину – Л.А.). Пророк начинает тогда пророчествовать – сперва всему «кораблю» общую «судьбу», а потом частную судьбу каждому члену отдельно» [Милюков, 1994, с. 115 – 116]. В либеральную эпоху начала XIX века христоверие проникло и в высшие дворянские круги.
В 1908 году вышла книга Д. Коновалова «Религиозный экстаз в русском мистическом сектанстве». Опираясь на допросы и показания хлыстов, хранившиеся в православных Духовных консисториях, автор исследовал телесные или физические явления сектантского экстаза. Из речевых экстатических феноменов Коновалов описывал стоны, слышавшиеся на радениях, а также «приступы насильственных криков». Они часто раздавались на радениях Тамбовских хлыстов. На радениях можно было услышать и «нечленораздельные крики разными голосами», напоминающими голоса различных животных. По словам лидера хлыстов станицы Ханской (Кубанской области) Линникова при схождении св. Духа на радеющих, каждый из присутствующих начинает кричать, подражая крику различных животных и птиц [Коновалов, 1908, с. 35, 38 – 39].
Таким образом, и в Петербурге, и на Кубани, как ранее в Египте и Сирии состояние религиозного экстаза проявлялось в речевом поведении в форме глоссолалии [греч. γλοσσα – язык; λαλειν – говорить] – произнесения слов, лишенных смысла. В американской «Энциклопедии религий» глоссолалия определяется как практика «необычного речевого поведения, которое в многочисленных религиозных обществах постулируется как ритуально-религиозное» (См. Goodmann, 1972). Воронежские христоверы во второй половине XIX века (группа В. Мокшина) в состоянии религиозного экстаза кричали и говорили «на разных языках». Пророки и чудотворцы Тамбовских хлыстов заявляли, что в состоянии экстаза говорят на каких-то языках, которых они сами не понимают.
Во время «радений», наблюдались непроизвольные внешние движения. Например, притоптывания и судорожные сотрясения. Непроизвольные внешние движения нарастали сверху вниз (покачивание головой, подергивание плечами, движения рук, вырывание волос на голове, что отмечалось у Поволжских хлыстов). Они достигали кульминации в сложных формах перемещения человека в пространстве, таких как вращательно-круговые движения. Замечу, что адепты древнего культа Сабазия предавались именно такой исступленной вращательно-круговой пляске. Московские и Сибирские хлысты XVIII века также практиковали «круговерчение».
В некоторых христоверческих общинах на радениях, как у флагелланов или шиитов, происходило самобичевание (отсюда происходит другое название христоверов – «хлысты») [Русское. 1989, с. 570]. Московские хлысты XVIII века во время радений били себя по спинам поленьями и обухами [Коновалов, 1908, с. 71]. Все эти действия приводили к состоянию массового религиозного экстаза и ощущению собственной божественности, «христовства» [Торчинов, 1997, с. 356].
Основатели движения скопчества во второй половине XVIII века провозгласили, что женщина является средоточием греха и сделали непременным условием вступления в секту «новое крещение» – кастрацию неофита, сохранив при этом хлыстовскую практику радений [Торчинов, 1997, с. 357].
В 1830-х годах в молоканстве (протестантское по своей сути движение) возникло ответвление молокан-прыгунов, которое просуществовало вплоть до 1980-х годов. Молитвенные собрания включали обязательный элемент, когда участники после пророческих выступлений о приближении Конца света, буквально взвивались ввысь (отсюда название – прыгуны), чувствуя в себе «присутствие Святого Духа» [Русское… 1989, с. 608]. У Закавказских молокан-прыгунов пляска до изнеможения заканчивалась падением на землю.
Экстаз
Экста́з – (от греч. ἔκστασις (экстасис) — смещение) 1) духовный восторг, состояние чрезвычайной восторженности, исступления, восхищения человеческого духа, вызванное особым воздействием Божественной благодати; 2) состояние исступления, связанное с влиянием на сознание человека демонических сил; 3) разновидность аффективного состояния.
Экстаз — высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства христианского подвижника. Экстаз не вызывается искусственно, а является следствием действия Божественной благодати.
Термин «экстаз» понимается как «изумление», «восхищение» или «удивление». Это удаление ума от окружающего мира и обращение его в сердце. При этом не приостанавливается действие психических и мыслительных способностей подвижника, но происходит сдерживание телесной деятельности (сна, еды и т. д.)». Такое состояние не имеет ничего общего с языческим экстазом, что необходимо иметь в виду при чтении житий святых, в которых находится множество описаний подобных состояний.
В святоотеческой традиции можно найти мнение, согласно которому есть две стадии экстаза: импульсивный, восторженный экстаз новоначальных и непрестанный экстаз совершенных. Последний есть созерцание Божественного света без собственно «экстатических» признаков.
С православной точки зрения экстазы, видения и откровения не являются чем-то самодостаточным самим по себе. Дабы не впасть в самообман духовной прелести, принципиально важно их содержание и то, как они совершаются.
Чем опасен демонический экстаз?
Экстаз, вызванный влиянием на человека злых духов, может иметь ряд внешних признаков, формально уподобляющих его тому состоянию, что испытывают Божьи угодники, вступая в личностное общение с Богом. Именно поэтому нередко бесовские обольщения ошибочно воспринимаются переживающими их как сверхъестественные озарения от Бога (см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).
Между тем внутренние признаки демонического исступления принципиально отличны от внутренних признаков экстатического состояния, в котором пребывают под действием благодати Божьи угодники. Тогда как последнее сопровождается раскрытием внутренних сил человеческой души и устремлением их к Богу, первое, напротив, характеризуется подавлением личностных качеств, омрачением разума и воли, раздражительной и чувствительной сфер человеческой души.
Человеку, пребывающему в состоянии благодатного экстатического исступления, не свойственны страстные, греховные движения плоти и души, тогда как находящемуся под воздействием демонов свойственно возбуждение греховных движений. Ведь задача демонов в том и состоит, чтобы затмить в человеке лучшее и настроить его на дурной, угодный им лад.
Испытывая такое богопротивное состояние, человек часто бывает не в силах увидеть опасность; случается, что он увлекается состоянием возбуждения, эйфории. И тогда он ищет возможности испытать его снова и снова. Причём, это бывает даже и тогда, когда жертва бесовского наваждения понимает, что движется демоном.
Примером здесь могут служить представители всевозможных оккультных практик, ведьминых сходок, сатанинских обрядов. Так шаг за шагом человек утрачивает нравственный и духовный контроль, деградируя, превращаясь в орудие демонических сил. Кроме того, эти практики могут приводить к серьёзным психологическим и нервным расстройствам.
Если же речь идёт о случаях обмана, искусного подстраивания демонов под ангелов, почивших святых или Самого Бога, в результате на сторону демона может склониться даже и казавшийся стойким подвижник.
По наблюдениям Г. Бертрама, опубликовавшего в 1956 г. статью «Praeparatio Evangelica in der Septuaginta» («Предуготовление Евангелия в Септуагинте»), слово изумление, «экстаз» (Êξτασις) употребляется в греческой Библии (вместе с соответствующим глаголом) 89 раз, соответствуя при этом 30 различным еврейским корням.
Томограмма религиозного чувства
Исследователи из университета штата Юта (США) пригласили для участия в эксперименте девятнадцать молодых мормонов. В религии мормонов вхождение в религиозный экстаз, «ощущение Святого Духа» играет центральную роль, и приверженцы этой веры часто испытывают это в повседневной жизни.
В лаборатории фактически воспроизводили мормонское богослужение. Испытуемые молились, читали свои священные тексты, слушали религиозную музыку, а в это время их мозг исследовали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Когда участники эксперимента чувствовали религиозный экстаз, они нажимали на кнопку, и исследователи могли проследить связь между субъективными ощущениями испытуемых и объективными показателями активности их мозга.
На основе этих экспериментов можно по крайней мере предположить, что субъективный религиозный опыт возможно описать с точки зрения работы нейронных цепей. Дальнейшие исследования могут прояснить механику возникновения отдельных компонентов религиозных переживаний, в том числе, у людей, придерживающихся разных религиозных традиций.
Ну т.е. независимо от религий на них ведутся только одинаково больные особенные люди?
Все кто хочет поверить в это говно, сначала загуглите кто такие мормоны.
склонность к получению религиозных переживаний в православии называют прелестью
(лестью в высшей степени, безумием с гордыней)
Ответ Tentaklia в «Наконец то стоящая организация»
Праздники
Притча
Разумный замысел
Земля стационарна, сынок
— Земля крутится, говоришь?
— Земля стационарна, сынок. Она не крутится.
— Но нас по географии учат, что Земля обращается вокруг Солнца.
Рики Джервэйс о религии
Химия мозга. Дубынин Вячеслав
Медиаторы. Глицин, кофеин, наркотики.
Это повтор. Но думаю, что многие не видели и будет интересно. Залипательно и познавательно.
Нейрофизиология и буддийские истины о страдании и его прекращении
3. Существует состояние, в котором полностью нет страдания, оно называется нирвана (ниббана).
4. Существуют способы достичь ниббаны, например благородный восьмеричный путь или прямое постижение пустотности (не путать с пустотой).
Вопрос: Че вы тут втираете, я ваще не страдаю и никогда не страдал!
В отличие от дофаминовых, ГАМК-нейроны возбуждаются медленно, но всерьёз и надолго, таким же образом тормозя центр удовольствия. Это значит, что вслед за страстным желанием всегда следует страдание. Так работает наш мозг, теперь это объективная истина и если вы доверяете науке, то автоматически становитесь буддистами. Добро пожаловать. Кстати, мой паблик: vk.com/neurobuddhism
А что если просто вколоть в мозг дофамин?
Ничего. У нас в организме и так много дофамина. Название «дофаминовые нейроны» означает, что для передачи импульса по синапсам они используют дофамин, которого всегда достаточно в окружающих тканях. Вещества, используемые для терапии депрессии, повышают его концентрацию в синапсах (местах соединений нейронов), но их эффект никак нельзя назвать счастьем.
А если затормозить ГАМК-нейроны?
Что же такое нирвана, полное прекращение страдания? Пока точно не ясно. Но если полагать причиной деятельность мозга (а почему нет?), то первым кандидатом будет прекращение деятельности и дофаминовых, и ГАМК-нейронов.
Благородный восьмеричный путь прекращения страдания очень жестко требует развивать этику с моралью, концентрацию (самадхи) и распознавание (випассану).
Если открыть справочник по мозгу, то там будет написано, что ППИ отвечает за мораль, концентрацию и распознавание ошибок.
Если мы посмотрим на мозг медитатора через современную аппаратуру, то увидим, что больше всех активирована передняя поясная извилина. Бинго!
Впрочем, это все равно не дает ответов за нирвану, но по крайней мере, подсказывает, что для эффективной практики нужно развивать не только концентрацию, но и мораль.
То есть, благородный восьмеричный путь тоже основан не на пустом месте. Воздержание от воровства, лжи и грубости так же важно для прекращения страдания, как и оба вида медитации, самадхи и випассана.
Без этого ППИ не прокачается, и человек останется мотивирован исключительно дофаминовым центром хотения-страдания.
Наука и рациональность на YouTube (авторские плейлисты)
Пользуясь каждой найденной истиной для нахождения новых.
— Рене Декарт, «Рассуждение о методе».
Последние 1,5 года регулярно смотрю видео по темам: научпоп, научный метод, рациональность. В какой-то момент я начал складировать наиболее удачные видео по различным плейлистам. Делюсь тем, что из этого вышло.
• Про то, как работает наука, и чем научное мышление отличается от бытового, в плейлисте Научный метод
• Наука говорит на языке цифр. А здесь не обойтись без главной служанки и главной царицы наук: Математики
• Чему мы обязаны науке смотрите в плейлисте Изобретения и технологии
Изучением законов природы занимается Физика.
• Про объекты, размером примерно с Вас, лучше всего расскажет Классическая физика
• Про очень большие и очень быстрые объекты (и их связь с пространством и временем), расскажет Теория относительности
• Про историю нашей вселенной, расскажут Астрофизика и Астрономия
• Про очень-очень маленькие объекты, из которых состоит вообще всё (и их странные законы), расскажет Квантовая механика
• Вопрос происхождения жизни, называется Абиогенез.
• Но жизни мало появиться. Она должна развиваться. Тут понадобится Теория Эволюции.
• Тем, как это всё работает, занимается Химия жизни (Молекулярная биология, Биоинформатика, Биология клетки)
• Вопросом работы человеческого мозга занимаются Нейрофизиология и Когнитивная психология
• Наш мозг устроен не идеально, он систематически плодит ошибки. То, с помощью чего он их плодит, называется Когнитивные искажения
• Какие ошибки, заблуждения и мифы бывают у нас в голове можно посмотреть здесь: Ошибки мышления
• А к чему они приводят, можно посмотреть в плейлисте История
• Конечно, с ошибками можно и нужно бороться. Есть даже форум такой Учёные против мифов
• Вопросом работы нечеловеческого мозга, можно поинтересоваться здесь Искусственный интеллект
• Про то, как чинить сломанного человека эффективно, расскажет Доказательная медицина
Лекторы и спикеры (кого искать?)
Чуть позже я занялся вопросом оптимизации подбора видео.
Конечно первым делом я пытался отсортировать каналы. Но быстро обнаружил, что даже самые лучшие каналы-агрегаторы куда меньше фильтруют контент, чем спикеры следят за своими словами. В итоге я регулярно обновляю список наиболее интересных спикеров с их предметными областями.
• Александр Панчин (Химия жизни, Когнитивная психология, Научный метод)
• Майкл Стивенс – Vsauce (Когнитивная психология, Научный метод, Физика)
• Дерек Мюллер – Veritasium (Когнитивная психология, Научный метод, Физика)
Где посмотреть научные новости?
Да много где, сейчас это достаточно популярный формат. Но лично я смотрю в качестве именно новостей вот эти три канала:
• QWERTY – Новости науки (широкий профиль) – еженедельно
• Alpha Centauri – Новости Космоса – еженедельно
• Постнаука – недавно запустили новости нейронауки с Вячеславом Дубыниным (
120 мин.), и озвучили планы масштабировать данный проект и на другие направления
Есть ли у Вас подобные плейлисты? Совпадает ли что то в наших плейлистах или списках спикеров? Буду рад рекомендациям, особенно конкретных видео.
Есть планы убрать видео, которые уже не соответствуют текущему пониманию этих тем. Так же есть план расставить видео в порядке возрастающего когнитивного сопротивления. Руки дошли пока только до того, чтобы поднять самые важные видео в верхние части плейлистов. Всё остальное пока – это планы, буду держать в курсе ( t.me/bayesyatina ).
Биохимия депрессии: серотонин
Хорошая новость такова: депрессию не так уж сложно устранить, но за помощью в этом нужно обращаться к врачам. Большинство лекарственных препаратов, применяемых при депрессии, выдаётся строго по рецепту. Вдобавок, только специалист отличит пресловутое «ой, что-то грустно» от реальной клинической проблемы.
Ещё раз подчеркнём, важно понимать: при клинической депрессии нужен визит к врачу, который назначит антидепрессанты (не «травки попить», не «сходить развлечься» и, тем более, не гомеопатию). Начиная с определённого момента (врач это увидит) обычные приёмы поднятия настроения («развлечения») не работают. Благоприятный эмоциональный фон, психологический комфорт играют важную роль, но на одном комфорте из глубокой депрессии, как правило, не выбраться. Нужны достижения фармакологии. И однозначно, гарантированно НЕ работают алкоголь и наркотики: они не разрешают проблему, а усугубляют её.
Источник: наш антидепрессивный канал «Биохимикум» на Яндекс.Дзен. Текст статьи мой, тэг «моё», картинки из сети, при написании текста ни один банан не пострадал.
Toxoplasmosis
«Токсоплазмоз», 2020. холст, пиксели
когда-то давно была зарегистрирована на пикабу. решила, что если гордишься чем-то, что сделал, то почему бы это не показать больше, чем в инстаграмном аккаунте. посвящено моей кошке.
Про дофамин
Радость и приспособленность
Во всём виновата дофаминовая фея. Она не читала лайфстайлы, поэтому точно знает, что
Дофамин создан не для того, чтобы беспрестанно вас радовать
Дофаминовая система возникла в процессе эволюции, потому что она повышала приспособленность особей к условиям своей жизни.
Дофаминовая фея заманивает вас делать то, что, скорее всего, пойдет на пользу вам и вашим потомкам, и старается отвадить вас от того, что пойдет вам по вред. Удовольствие и неудовольствие направляют поведение, как в игре «холодно-горячо», чтобы, в идеале, обеспечить вам благополучие в будущем.
Если вам нравится заниматься сексом и не нравится шляться ночью по неблагополучным кварталам — поверьте, это не просто так.
Дофаминовая фея и эмоции
Дофаминовая фея заодно ведает нашими эмоциями, а эмоции выполняют конкретные функции: мы радуемся, когда получаем то, что хотим; и расстраиваемся, когда что-то идет не по плану. И этот опыт, плохой и хороший, используем для выживания и на его основе вырабатываем поведение.
Эмоции — это индикатор сиюминутной приспособленности к обстоятельствам: насколько конкретный организм со своим жизненным опытом и хотелками приспособлен вот к этой конкретной ситуации. А реакция на негативные переживания влияет на приспособленность на длинных дистанциях.
Пример из моей жизни. В конце одной тренировки мой напарник предложил поприседать. Сто раз. Я тогда считала, что приседания мне удаются особенно хорошо — не то что отжимания или подтягивания. И вот мы начали. К семидесятому разу я поняла, что зря согласилась, но отступать было некуда. Последние десять приседаний я дожимала на ватных ногах. До раздевалки шла враскоряку, цепляясь за перила. Ноги болели три дня. Однако свои сто раз я присела.
Если представить, что я бы сломалась на 80 приседаниях (или мой напарник задрал ставку до 200 приседаний), вышел бы облом. Скорее всего, меня бы это расстроило (хотя я, конечно, постаралась бы не подавать виду и наигранно улыбаться, а напарник сделал бы вид, что он ничего не заметил, одновременно горячо уверяя, что я и так молодец). Что могло быть дальше?
Допустим, в своем представлении я офигенно крута и должна приседать сто раз без особых усилий. А тут после семидесяти приседаний (не воображаемых в голове, а реальных в спортзале) у меня колени подгибаются и ноги не держат. Дальше у меня был бы выбор:
а) плюнуть на физкультуру и не приседать больше никогда, чтобы не расстраиваться;
б) намотать сопли на кулак и провести следующие две недели в спортзале, чтобы присесть свои заветные сто раз, и даже двести, если понадобится;
в) убедить себя, что 80 приседаний — это и есть прекрасный результат, так что можно особо не напрягаться.
В любом случае то, как люди реагируют на свой облом, повлияет на то, как они будут себя вести дальше и что получат. Таким образом эмоции, то есть дофамин, направляют поведение. Вот основная функция дофамина, ничего общего с радостью это не имеет.
Что нужно для счастья
Обычно, когда человека спрашивают, что ему надо для счастья, он называет сравнительно небольшой, но сложнодостижимый список вещей. Любовь там, квартира, зарплата, работа интересная. Если ограничиться тремя желаниями, как в сказках (да даже если одним), человек обычно может назвать то, что однозначно сделает его жизнь счастливее.
Вот, допустим, для счастья мне не хватает большой зарплаты и маленькой нагрузки на работе, и я уверена, что эти радости сделают меня счастливой. И вот — оп! — повышение, отдельный кабинет, свободный график. Мечта сбылась!
Вопрос: как долго я буду чувствовать себя счастливой?
Ответ: точной цифры я не назову, но в масштабах десятилетий радоваться я буду недолго. Конкретно в моем случае это будет примерно 3-6 месяцев воодушевления, которое будет постепенно вымываться из организма. У кого-то отрезвление наступает быстрее, кто-то, возможно, протянет на таком кайфе месяцев 8-10, может быть, год. Через год в моем списке «чего не хватает для счастья» будет значиться новый пункт.
Или допустим, наоборот, на работе зарплату урезали, обязанностей добавили, в стране кризис. В начале все очень плохо, жизнь бо-о-оль, серость и безысходность. Однако через тот же год оказывается, что жить в общем-то можно, и радоваться жизни тоже.
Понимать это надо так, что человек приспособился и привык. Сначала произошли серьезные перемены, а вслед за ними — период адаптации к новым условиям. Они перестают быть новыми и становятся постоянными. А затем внутренний статус кво перемещается на новый уровень, от которого теперь отмеряются радости и печали. Фоновый уровень дофамина маркирует ту самую норму, а снижение или увеличение уровня дофамина относительно фона определяют силу и «знак» эмоций, которые люди испытывают.
Есть такое умное слово «гомеостаз». Оно означает саморегуляцию организма, в том числе и в отношениях с внешним миром. Так эмоциональный фон поддерживается на постоянном уровне.
Если сердце вдруг бьется чаще или реже, это признак какой-то необычной ситуации, которая не может длиться вечно. Например, вы пришли домой, увидели в квартире медведя и испугались, — сердце бешено колотится. Если вы живете с медведем полгода, вы перестаете на него реагировать, сердце перестает выпрыгивать из груди — подумаешь, медведь. Вчера был медведь, и позавчера, и завтра тоже будет медведь. Вы могли и сами не заметить того переломного момента, с которого в вашей жизни медведь отдельно, а сердцебиение отдельно. Вот и с эмоциональным фоном примерно та же фигня.
Можно сказать, что эмоциональный фон — это точка, от которой идет отсчет, насколько хорошо или плохо в настоящий момент у вас все складывается. Это ваш «эмоциональный ноль». Настроение, как поплавок, реагирует на то, что с вами происходит. Все, что ухудшает настроение, сдвигает вас ниже ноля, а радости и приятные сюрпризы — выше.
Новые события и ситуации могут сильно менять настроение вверх или вниз относительно ноля, но с течением времени люди привыкают к новому и эмоции постепенно утихают, фейкин поплавок возвращается на место. То, как вы отреагируете на что-то, зависит не только от новизны и неожиданности, но и от вашего субъективного опыта и убеждений. Скажем, если вы вернулись домой и внезапно обнаружили там не медведя, а сенбернара, то ваша реакция будет зависеть от того, любите ли вы собак или, наоборот, боитесь.
У некоторых людей эмоциональный ноль немного выше среднепопуляционного ноля, у некоторых — ниже. Однако же если вас постоянно прет — это признак патологии. И если вы постоянно подавлены — тоже. В крайнем проявлении такие состояния называются маниакально-депрессивный психоз (или биполярное расстройство). Скачки настроения в любую сторону маркируют нечто важное, новое и неожиданное, что с вами происходит, и Дофаминовая фея сигналит вам, что сюда стоит обратить свое внимание. Как только то, с чем вы столкнулись, перестает быть новым, эмоции выравниваются, и Дофаминовая фея уходит заниматься другими делами. Постоянно испытывать бурную радость так же ненормально, как апатию, уныние или отчаяние.
Если вам кажется, что кого-то из окружающих вас людей постоянно прет и радость зашкаливает, скорее всего, вам кажется. А иногда человек еще и прикладывает много усилий, чтобы казаться радостным на публике, — примерно как в песне Макаревича «Она идет по жизни смеясь». Второй менее распространенный вариант заключается в том, что у человека может быть психическое расстройство биполярного спектра (гипоманиакальная фаза). К сожалению, гипомании почти всегда сменяется фазой депрессии, и иногда эта фаза завершается суицидом.
Дофамин создан не для того, чтобы беспрестанно вас радовать. Жизнь и взаимодействие с окружающим миром — это про обучение, развитие, опыт, расширение собственных возможностей. Не про радость. Если кто-то обещает вам «рецепт счастья», в котором вы будете радоваться каждому новому дню — этот кто-то скорее всего врет. Радоваться время от времени — это нормально, быть всегда радостным — нет.
Дофамин создан для того, чтобы научить вас приспосабливаться к любым условиям в этом непредсказуемом меняющемся мире.