Реквием это что такое
Что такое «Реквием»?
В наши дни такое понятие как «реквием» встречается в самых разных сферах: это слово фигурирует в газетных заголовках и на обложках книг, в названиях кинофильмов и сериалов, видеоигр и других видов развлечений. При этом зачастую ни потребители, ни даже авторы не понимают, что же означает это слово – «Реквием». В нашем материале мы представим краткую историю жанра реквиема и разберемся с их местом в наши дни.
Реквием в христианстве
В переводе с латыни слово «реквием» означает «покой». Изначально так называли заупокойную литургию в католической церкви. Богослужение начиналось с фразы Requiem aeternam dona eis, Domine, что переводится на русский как «Покой вечный даруй им, Господи». Впоследствии заупокойную мессу стали называть сокращенно, по первому слову, – «реквием». Спустя некоторое время название богослужения стали использовать для обозначения особого жанра в классической музыке.
Католицизм в наше время преобразился: многие богослужения осовременились и отошли от старых канонов, и заупокойная служба не стала исключением. Литургия по умершим сменила акцент с обретения покоя на воскресение умерших в Судный День, что привело к изменению как текстов, так и самой структуры службы. Из-за этих изменений церковный реквием остался в прошлом.
Традиционный католический реквием состоит из семи частей: «Вечный покой», «Господи, помилуй», «День Гнева», «Господи Иисусе Христе», «Свят», «Агнец Божий», «Вечный свет». В канонической католической мессе эти части, соответственно, называются: Requiem Aeternam, Kyrie, Dies Irae, Domine Jesu Christe, Sanctus, Agnus Dei, Lux Aeterna.
Поминальные службы есть во всех конфессиях христианства: в православии реквием называется парастасом или панихидой. Поскольку в православных храмах не принято сопровождать литургию музыкой, то в рамках панихиды звучит только хоровое пение а капелла.
Композиторский реквием
Начиная с позднего средневековья и Возрождения многие композиторы вдохновлялись церковным реквиемом на написание авторской музыки на похоронную тематику. Начиная с XV века католическая церковь была регулярным заказчиком реквиемов для композиторов, однако постепенно их творчество все больше отходило от христианских канонов, а реквиемы начали заказывать и светские лица.
Историки академической музыки называют автором первого авторского реквиема голландского композитора XV века Йоханнеса Окегема. Однако большую известность снискал реквием Антуана Брюмеля, современника Окегема. Бремель первым использовал музыкальную последовательность («секвенцию») «Дня гнева» в качестве основы для своего произведения изаложил основы будущего музыкального жанра.
К Новому времени авторский реквием окончательно стал светским, его начали исполнять на гражданских мероприятиях, посвященных скорбным событиям. В XVIII веке композиторы Европы регулярно работали с заказами на написание реквиемов от состоятельных заказчиков, включая высшую аристократию и первых лиц государств. Многие из траурных сочинений того времени были вдохновлены личным опытом композиторов, переживших горе утраты и личную трагедию.
Реквиемы в наши дни
В творчестве композиторов и музыкантов 20 и 21 веков отход от традиций церковной музыки стал еще очевиднее. Так, современные реквиемы часто сочетают литургический текст и светские стихи. Потрясения прошлого столетия привели к возникновению поджанра военного реквиема, посвященного памяти жертв военных конфликтов. Вопреки названию, военный реквием обычно имеет пацифистский посыл.
На 2020 год известно не менее 2000 «настоящих» реквиемов, а также бессчетное множество произведений, связанных с реквиемами только названием. Реквиемы писали многие известные композиторы-классики: Иоганес Брамс, Джузеппе Верди, Альфред Шнитке, Гектор Берлиоз, Дмитрий Кабалевский, Бенджамин Бриттен.
Отдельного упоминания заслуживают стихотворные художественные произведения, такие как поэма «Реквием», написанная Анной Ахматовой. Произведение отечественной поэтессу было неоднократно положено на музыку.
Похоронные оркестры и реквием
В наши дни фрагменты как из современных, так и из классических реквиемов часто можно услышать в исполнении похоронного оркестра. Также ими нередко сопровождают гражданские панихиды по умершим и государственные траурные мероприятия. Классические христианские реквиемы сейчас исполняются редко: иногда они звучат во время похорон ревностного католика или протестанта.
В России реквиемы на похоронах исполняются нечасто, однако их иногда можно услышать на похоронах знаменитостей или же на церемониях, посвященных памяти умерших католиков. Заказывая похоронный оркестр в похоронной службе Ритуал.рф, вы можете сами определить перечень исполняемых композиций, в том числе заказать исполнение всемирно известных классических реквиемов.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Что такое реквием?
Что такое реквием
Реквием — одно это слово звучит торжественно и трагично. Изначально реквиемом называли заупокойную мессу в католической Церкви латинского обряда. Слово «реквием» происходит от латинского requies «покой», «упокоение». Реквием действительно звучит спокойно и печально.
Реквием в музыке
Реквием звучит не только на заупокойных мессах.
Сегодня это — многочастное сочинение для хора (часто также солистов и оркестра), зачастую оно не связано с богослужением и звучит в светских музыкальных учреждениях. Композиторы, которые писали музыка для реквиема брали за основу распеваемые тексты, в то время как на заупокойной службе некоторые молитвы декламируют или просто читают.
В богослужении реквием традиционно был сложен из мелодий григорианского хорала. Это хоровое сочинение даже не сопровождалось музыкой.
Эпоха позднего Возрождения внесла свои коррективы: параллельно с григорианским «культовым» реквиемом стали возникать композиторские (авторские) реквиемы, например, знаменитый реквием Моцарта, которые предназначался не для церемонии погребения, а для публичныз концертных выступлений. Тем не менее, каждый реквием был приурочен к трагическому событию (война, природные катаклизмы, массовая гибель людей).
Структура реквиема для богослужения:
Композиторский реквием мог также содержать:
Реквием в других видах искусства
Слово «Реквием» мы часто можем встретить в названии поэтических произведений. Все они посвящены памяти почивших. Анна Ахматова писала свой «Реквием» о жертвах политических репрессий, а худохник Павел Корин написал картину «Реквием (Русь уходящая)», известен также кинофильм «Реквием по мечте» (воспоминания о мечте). Фильм посвящен трагедии наркотической зависимости.
Реквием Моцарта. Слушать
Значение слова «реквием»
1. Заупокойное католическое богослужение.
2. Музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза.
[От первого слова латинского текста реквиема: requiem aeternam dona eis — покой вечный дай им]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РЕ’КВИЕМ, а, м. В католической церкви — заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Р. Моцарта. Р. Берлиоза. [По первому слову латин. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой].
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ре́квием
2. многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром для такого богослужения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: калибровать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Реквием
Содержание
История
Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, нередко с участием солистов и в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст. Основа католического реквиема — секвенция «Dies Irae», написанная францисканским монахом Томмазо да Челано в XIII веке; позже к ней были добавлены Introitus, Kyrie, Offertorium и Sanctus.
Со второй половины XVIII века реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, никогда не обращавшихся к этому жанру, — это в первую очередь Л. ван Бетховен. Однако многие сочинения не принадлежат к числу часто исполняемых, — например, реквиемы Ф. Листа, Ш. Гуно, К. Сен-Санса, А. Брукнера, не говоря уже о менее известных композиторах.
В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу — как частных лиц (например, Реквием В. А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини — памяти Людовика XVI). Многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов, как например Реквием Дж. Верди и Немецкий реквием И. Брамса; Антонио Сальери свой Маленький реквием и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя.
В России в то время был известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, — он принадлежит Осипу Козловскому.
К жанру реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты.
В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).
Структура канонического реквиема
I. INTROITUS — Requiem aeternam dona eis, Domine (Вечный покой даруй им, Господи)
II. KYRIE — Kyrie eleison (Господи, помилуй; как и в обычной мессе, единственная часть на греческом языке).
1. Dies irae (День гнева) 2. Tuba mirum — Tuba mirum spargens sonum (Трубы удивительный звук пронесется) 3. Rex — Rex tremendae majestatis (Царь ужасающего величия) 4. Recordare — Recordare, Jesu pie (Вспомни, Иисусе милосердный) 5. Confutatis — Confutatis maledictis (Посрамив нечестивых) 6. Lacrimosa — Lacrimosa dies illa (Полон слез тот день)
1. Domine — Jesu Domine Jesu Christe, Rex gloriae (Господи Иисус Христос, Царь славы) 2. Hostias — Hostias et preces tibi, Domine (Жертвы и мольбы Тебе, Господи)
1. Sanctus — Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth! (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф) 2. Benedictus — Benedictus, qui venit in nomine Domini (Благословен, грядущий во имя Господня)
VI. AGNUS DEI — Agnus Dei, qui tollis peccata mundi (Агнец Божий, кто принял на себя грехи мира)
1. Lux aeterna — Lux aeterna luceat eis, Domine (Да светит им вечный свет, Господи) 2. Libera me — Libera me, Domine, de morte aeterna in die (Избавь меня, Господи, от вечной смерти)
Кроме того, оригинальный текст включал в себя Graduale: Requiem aeternam (частично повторяющий первую часть), Tractus, Pie Jesu (повторяющий последние строки Lacrimosa) и в качестве заключительной части — In Paradismus (В раю).
Композиторы, писавшие реквиемы на канонический текст, обычно опускали те или иные его части. Например, в Реквиеме до минор Керубини присутствуют Graduale и Pie Jesu, опущенные Моцартом и Верди, но отсутствует (как и у Моцарта) Libera me, венчающая Реквием Верди. Во всех перечисленных сочинениях, как и во многих других, отсутствует часть In Paradismus, — Габриэль Форе, напротив, полностью опустил Секвенцию (за Kyrie eleison у него сразу следует Offertorium), но включил Pie Jesu, Libera me и In Paradismus.
Наиболее известные Реквиемы
Реквиемы в других видах искусства
Реквием это что такое
Что такое реквием, история реквиема
Историю реквиема и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое Реквием?
Реквием – это слово, переводимое с латыни как покой и упокоение, имеет два значения. Прежде всего, так называется заупокойная месса, проводимая в католической церкви, где богослужение проводится на латинском языке. Вступительное песнопение сей траурной церковной службы, посвященной поминовению усопших, начинается именно с этого слова. Оно и дало название данному скорбному ритуалу.
Помимо церковной церемонии, словом Реквием сегодня называют произведение высокого жанра концертной духовной музыки скорбного характера. Это траурная оратория – многочастное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Оно может быть написано как на сюжеты из Священного Писания, так и светские тексты.
Реквиемы, как церковно-заупокойная месса и композиторские сочинения данного жанра, заметно отличаются. Из всего многообразия церковных канонических текстов композиторы в своих произведениях в основном использовали следующие распевы: Introit «Requiem aeternam dona eis, Domine», «Kyrie eleison», Gradual «Requiem aeternam»,Tract «Absolve Domine», Sequence «Dies irae», Offertory «Domine Jesu Christe» или «Hostias et preces tibi, Domine», «Sanctus», «Agnus Dei», Communio «Lux aeterna», «Pie Jesu», «Libera Me», «In paradisum».
Популярные реквиемы
«Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта – это одно из самых важных произведений композитора, которое он начал сочинять в 1791 году по заказу графа Франца фон Вальзегга. Неоконченное творение, в основу которого был положен церковный канонический латинский текст, после кончины маэстро был завершён Й. Эйблером и Ф. Зюсмайером. « Реквием» Моцарта признан величайшим сочинением, чья возвышенность и драматизм, яркость и трогательность сегодня никого не оставляют равнодушным.
«Немецкий реквием» Брамса. В общей сложности над своим самым продолжительным произведением, включающим в себя семь частей, композитор работал почти десять лет, начиная с 1857 года. Характерной особенностью этого «Реквиема» явилось то, что Брамс не использовал традиционный канонический латинский текст, а обратился к немецкому переводу Библии, сделанному христианским богословом, инициатором одного из направлений протестантизма Мартином Лютером. Общий смысл данного духовного произведения тоже получился иной. В нём нет текстов молитв, не упоминается имя Христа и не изображается Страшный Суд.
«Реквием по войне» Бенджамина Бриттена. Это произведение, посвящённое памяти погибших в войнах друзей, явилось самым значительным произведением композитора, работу над которым он начал в 1961 году. Новаторство данного духовного сочинения заключается в том, что Бриттен соединил в нём сакраментальные латинские тексты заупокойной мессы и фрагменты «Поэмы Мёртвых» английского поэта пацифиста Уилфреда Оуэна. Музыкальный язык произведения тоже весьма необычен для данного жанра, так как объединил распев старинных псалмов, солдатскую песню, речитатив, баховское остинато и аккордовые фанфары, характерные для английских королевских празднеств.
История реквиема
История Реквиема своими корнями уходит в древние времена, в эпоху Раннего Средневековья, когда на рубеже VI и VII веков впервые появились песнопения римского христианского богослужения. Авторство большинства из них приписывают Римскому папе Григорию I Великому. Эти одноголосные, без инструментального сопровождения, песнопения впоследствии получили название григорианских хоралов. В течение десяти столетий из этих распевов бессистемно складывались как торжественные, так и заупокойные мессы, а в XVI веке XIX Вселенский собор католической церкви уже окончательно утвердил структуры церковных служб, проходящих на основе григорианских песнопений.
В эпоху позднего Возрождения, когда возник стиль барокко, впервые стали появляться композиторские реквиемы. Поначалу это были циклические хоровые произведения с мелодической составляющей григорианских хоралов, но уже полифонического склада. Создание первого авторского Реквиема приписывают фламандскому композитору Йоханнесу Окегему. Именно он впервые в середине XV века создал многоголосную заупокойную мессу. Чуть позже автором духовного произведения, в котором было отмечено весьма много новаторского, стал француз Антуан Брюмель.
В XX и XXI веке композиторы тоже не потеряли интерес к высокому жанру духовной музыки. Многие Реквиемы в это время создаются как на канонические тексты, так и на стихи современных поэтов. Например, в сочинении Мориса Дюрюфле (1947-61), Дьёрдь Лигети (1965), Игоря Стравинского (1966), Альфреда Шнитке (1975), Эндрю Уэббера (1985), Владимира Мартынова(1998), Сергея Слонимского (2003) и Тиграна Мансуряна (2011) использованы традиционные латинские молитвы. А Бенджамин Бриттен (1962), Моисей Вайнберг (1967), Эдисон Денисов (1980) и Кшиштоф Пендерецкий (2005) в своих Реквиемах обращаются к поэтическим произведениям своих современников.
Интересные факты
В настоящее время интерес к высокому жанру духовной музыки не угасает. Реквием, в далёкие времена являвшийся составной частью церковной службы, а затем получивший признание как внекультовое произведение, сейчас всё более привлекает внимание любителей серьёзной музыки. Это эмоционально выразительное музыкальное творение, отображающее картины печали человека, молящегося о прощении Всевышнего, так воздействует на слушателей, что проникает в сердца и потрясает их души.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Реквием