Программа точка роста в сельских школах что это
В сельских школах и школах малых городов России создаются Центры образования «Точка роста»
В соответствии с федеральной программой «Современная школа» уже с 1 сентября 2019 года при сельских школах заработают Центры образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста» (далее – Центр), а с 2020 года подобные Центры будут организованы и при школах малых городов России.
Центры призваны обеспечить доступность освоения обучающими основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, а также дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия.
Задачами Центров является охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся школы, осваивающих основные общеобразовательные программы по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и ОБЖ», а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в школе дополнительными образовательными программами цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.
Центры создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций.
Совокупность образовательных организаций, на базе которых создаются Центры, составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Создание Центров расширит возможности для предоставления качественного современного образования для школьников, поможет сформировать у ребят современные технологические и гуманитарные навыки.
Инфраструктура центра будет использоваться во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Финансирование Центров осуществляется из бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного.
Министерство просвещения России разработало методические рекомендации по созданию Центров «Точка роста».
Распоряжением от 01.03.2019 года №Р-20 утверждены «Методические рекомендации по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах».
Они содержат, в том числе:
функции Центров;
требования к помещениям и брендированию Центра, к учебному оборудованию, к кадровому составу и штатной численности, к образовательным программам Центров.
В приложениях к Методическим рекомендациям даны, в том числе:
— Типовой план (дорожная карта) первоочередных действий по созданию и функционированию Центров;
— Примерный перечень оборудования и средств обучения для оснащения образовательных организаций;
-Медиаплан по информационному сопровождению создания и функционирования Центров на 2019 год;
— Примерное Положение о Центре;
Примерное штатное расписание Центра.
Утвержденные Распоряжением от 01.03.2019 № Р-23 «Методические рекомендации по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия» включают в себя, в том числе:
-Типовой план первоочередных действий по созданию и функционированию Центров;
— Примерный перечень оборудования и средств обучения для оснащения Центров;
— Медиаплан по информационному сопровождению создания и функционирования Центров;
-Базовый перечень показателей результативности Центра;
— Примерное положение о Центре;
— Примерное штатное расписание Центра.
В Методических рекомендациях отмечается, что их применение не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в образовательных организациях органами государственного контроля.
Справочно
Национальный проект «Образование» разработан Министерством просвещения России во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В него входят 10 федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования», «Социальные лифты для каждого».
Цель проекта: вхождение Российской Федерации к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы.
Источник:
Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 года №Р-20
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326182/
Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 года №Р-23
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326084/
Национальный проект «Образование»
http://government.ru/info/35566/
Федеральная программа «Современная школа»
http://www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-programmy/Образование.pdf
Добавить комментарий Отменить ответ
Рубрики
Свежие комментарии
Свежие записи
Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.
Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.
Данный блог выражает личное, субъективное мнение автора (ст. 29 конституции РФ) на вопросы образования, создан исключительно в ознакомительных целях, не несёт в себе призывов к каким-либо действиям и не позиционируется как истина в последней инстанции. Подробнее О Блоге
К 2024 году в России откроется 16 тысяч центров «Точка роста»
6 ноября в рамках I Всероссийского форума руководителей центров «Точка роста» прошла конференция «Национальный проект «Образование»: сообщество, команда, результат». В ней принимали участие Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева, заместитель Министра просвещения Российской Федерации М.Н. Ракова.
В первый день конференции состоялась встреча Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой с руководителями центров «Точка роста».
«На сегодняшний день в рамках национального проекта «Образование» открыто 2049 центров «Точка роста» в 50 регионах нашей страны. А к 2024 году, только вдумайтесь, их будет 16 тысяч. Это позволяет нам достичь главной цели: чтобы у детей, которые живут в сёлах, труднодоступных местах, рабочих посёлках, были равные условия для получения качественного образования», – отметила в своём выступлении О.Ю. Васильева.
Она также поблагодарила руководителей за проделанную работу и подчеркнула значимость малокомплектных школ: «Мы считаем, что малокомплектные школы не должны никогда закрываться. Да, они небольшие, затратные, но если такая школа закрывается, прекращается жизнь населённого пункта».
Основная задача проекта – обеспечение доступности качественного образования детям вне зависимости от их проживания, развитие сельских школ.
«Точка роста» должна стать центром притяжения социокультурной жизни, цифрового, естественно-научного и гуманитарного образования, проводником новых технологий. В этом году на оснащение центров «Точка роста» ушло порядка трех миллиардов рублей. Это значительная сумма. Деньги пошли на подготовку помещений, новое оборудование», – сообщила Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева.
С этого учебного года учащиеся из сельских школ изучают предметы «Технология», «Информатика», «ОБЖ» на новом оборудовании. После уроков дети посещают занятия цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, учатся играть в шахматы. Школьники также развивают навыки работы в команде, готовятся к участию в региональных и федеральных конкурсах, форумах и слётах.
Летом этого года в рамках повышения квалификации учителя сельских школ осваивали современные технологии обучения и воспитания на базе детских технопарков «Кванториум». Более двух с половиной тысяч педагогов прошли переподготовку во время 46 образовательных сессий в 21 субъекте Российской Федерации. Ещё 11 тысяч сельских педагогов обучались в онлайн-режиме.
Проект реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», что позволило обновить материально-техническую базу образовательных организаций и создать в этом году 2049 центров «Точка роста» в 50 субъектах Российской Федерации.
Справочно
Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах. Целями деятельности центров являются создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей; обновление содержания и совершенствование методов обучения предметов «Технология», «Информатика», «ОБЖ».
Рекомендуется также использование инфраструктуры центров во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Выступление «Точка роста» как ресурс формирования современных цифровых компетенций у обучающихся и педагогических работников»
«Точка роста» как ресурс формирования современных цифровых компетенций у обучающихся и педагогических работников»
Каримова Лиди я Ильдусовн а,
учител ь высшей квалификационной категории МБОУ Терсинской СОШ Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте.
Именно на решение части этих проблем и направлен Федеральный проект «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование».
Региональный проект «Современная школа» нацелен на уменьшение разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами.
Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и расположенных в сельской местности и малых городах, и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Центр образования «Точка роста» создается как структурное подразделение школы, в деятельности которого будут применяться ещё более современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, высокоскоростной интернет и другие ресурсы Центра, которые послужат повышению качества и доступности образования.
Задачами Центра являются охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся школы, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в школе дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства.
Данная модель позволяет Центру выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности и обеспечить формирование современных компетенций и навыков у школьников.
В настоящее время центр образования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста» активно задействован в учебном процессе: в нем проводятся уроки ОБЖ, информатики, русского языка, математики и др. Предметы естественно-научного и гуманитарного циклов проводятся в соответствии с расписанием и календарно-тематическим планированием. В кабинетах центра проходят занятия по внеурочной деятельности: «Безопасность. ру», «Компьютерная гостиная», «Робототехника» и другие, а также реализуется проектная деятельность, организуется подготовка к научно-практической конференции, участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, семинарах, открытых районных методических объединений.
Педагоги активно используют оборудование Центра в образовательных целях: демонстрация видеофильмов, видеоуроков, проводят практические занятия по обучению навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим на современных тренажерах и т.д.
Изменилась содержательная сторона предметной области «Технология», в которой школьники осваивают навыки программирования, 3D-печати, 3D-моделирования, разработки виртуальной реальности, управления квадрокоптером.
В программе обучения предмету «ОБЖ» в классах проходят практические занятия. Это безопасность во время пребывания в различных средах, первая помощь, основы комплексной безопасности населения.
В рамках предметной области «Информатика» школьники приобретают навыки 21 века в IT-обучении, основы работы с облачными сервисами хранения и редактирования файлов в информационных системах, размещенных в сети интернет, визуальная среда программирования и его базовые конструкции. Во время 3D моделирования происходит формирование компетенций в 3D-технологии. Это позволяет значительно расширить возможности образовательного процесса и сделать его более эффективным и визуально-объемным. В будущем полученные знания особенно пригодятся тем ребятам, которые планируют учиться по специальностям технической направленности.
Благодаря получению виртуального шлема и квадрокоптеров обновлено содержание предметной области «Информатика», «География» с формированием таких новых компетенций, как технологии цифрового пространства. Также использование шлема на индивидуальных психологических занятиях.
Навыки оказания первой медпомощи отрабатываются в зоне «Основ безопасности жизнедеятельности» при помощи современных тренажеров-манекенов и другого наглядного оборудования. В рамках муниципальной недели безопасности в октябре 2019 года проведена квест-игра «Мастер» между юнармейскими отрядами школы.
В учебный кабинет «Шахматная гостиная» поступило современное оборудование: демонстрационная магнитная доска, напольные и настольные шахматы, электронные часы. Второй год учитель математики и физкультуры проводят внеурочную деятельность «Шахматы и шашки». В мотивационной сфере наблюдается положительная динамика:
2019-2020 учебный год — 30 обучающихся 1-4 классов и 20 обучающихся 5-11 классов;
2020-2021 учебный год — 40 обучающихся 1-4 классов и 35 обучающихся 5-11 классов;
Наличие достаточного оборудования позволило организовывать шахматную площадку в фойе первого этажа на переменах для всей школы. Каждая единица нового оборудования призвана работать во исполнение главной задачи — современное образование школьников.
Помимо этого, овладение новыми знаниями и компетенциями, работа в условиях коворкинг-центра с использованием медиа-зоны позволяет детям 8-11 классов совершенствовать коммуникативные навыки, креативность, стратегическое и пространственное мышление на более современном оборудовании.
Расширены возможности конструирования роботов и обработки древесины.
Доступ к работе в Центре для всех обучающихся является равным. Поэтому двери открыты для всех классов.
Центр осуществляет сетевое взаимодействие с образовательными организациями района. В течение года проведены:
· школьный методический семинар «Организационные и содержательные аспекты работы Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»;
· районный семинар директоров общеобразовательных организаций района «Управление инновационным развитием в общеобразовательной организации»;
· районное методическое объединение учителей начальных классов «Инновационные возможности современного образования в начальной школе»;
· районное методическое объединение учителей ОБЖ, физкультуры;
· районное методическое объединение учителей Искусства (ИЗО, музыки);
· мастер-классы для обучающихся школ района в дистанционном формате по проектной деятельности и программированию.
Показателями эффективности деятельности Центра являются высокие показатели уровня знаний по предметным областям, как математика, информатика, технология, повышение качества знаний по точным и гуманитарным предметам, активное участие в районных, республиканских, международных конкурсах, олимпиадах и т.д.
С «Точкой Роста» учащиеся, проживая в селах, в деревнях, станицах, имеют возможность заниматься на современных образовательных площадках наряду со школьниками больших городов и крупных мегаполисов. Школе это помогает решить проблему внеурочной занятости детей и обеспечить профессиональный рост педагогов, а также привлечь к сотрудничеству родителей, заинтересованных в успешности своих детей.
«Точка роста» для сельской школы
В СОШ № 13 Мариинска – всего 70 учеников, в то время как по условиям программы их должно быть не меньше ста. То, что школа стала частью проекта «Точка роста», – большая удача. Фото: Алексей Кунилов
Класс после занятий превращается в коворкинг-центр с шахматной гостиной и медиазоной. А на уроке информатики и технологии можно примерить шлем виртуальной реальности, запустить квадрокоптер или распечатать 3D-модель. Ещё лет пять назад лишь воспитанники самых продвинутых городских школ могли похвастать тем, что получают образование именно так. А сегодня технологии будущего идут в сельские школы. В этом году в двух с лишним тысячах учебных заведений страны в сельской местности появятся образовательные центры, дающие возможность учиться в ногу со временем, а где-то – и опережать его. В проекте участвуют и 57 уральских школ. «Облгазета» побывала в одной из них.
«Кванториум» в миниатюре
В школе № 13 села Мариинск ГО Ревда учится 70 учеников, включая ребят из соседних посёлков Ледянка и Краснояр. Пока школьники на каникулах, на первом этаже учреждения кипит ремонт. На месте старых мастерских и классов к сентябрю нужно успеть оборудовать современный центр. В помещениях уже начались отделочные работы, и вполне можно представить, как они будут выглядеть через три месяца.
– Центр делится на две функциональные зоны, – объясняет и показывает директор школы Светлана Лапшанова. – Слева – класс технологии, информатики и ОБЖ. Здесь мы поставим одноместные парты с компьютерами, доску заменит интерактивная панель. В нём же будет расположен круглый проектный стол и рабочая зона с верстаками и современным оборудованием, включая 3D-принтер, квадрокоптеры, шлем виртуальной реальности и многое другое. Семь наших педагогов уже прошли дистанционное обучение – они изучали основы проектной работы с детьми в качестве наставника. В августе поедут учиться очно – осваивать работу с цифровой техникой.
Второй кабинет станет центром общественной жизни школы. Здесь предусмотрена зона для проектной работы: в учебное время здесь будут проходить уроки, а во внеурочное – исследовательско-проектная работа. Есть шахматная гостиная с тремя настольными и одним напольным комплектом шахмат и демонстрационной магнитной доской, медиазона для фото- и видеосъёмки, а также зона для отдыха и общения, где поставят мягкие пуфы-кубики. Не класс, а маленький инновационный центр!
Цифра
В этом году на приобретение средств обучения для создания Центров «Точка роста» в Свердловской области предусмотрено 148,8 миллиона рублей. Из них 84,5 миллиона рублей – средства федерального бюджета, 25,7 миллиона выделяется из региональной казны, и ещё 38,6 миллиона – средства местных бюджетов.
Для взрослых и детей
Аналогичные центры в этом году оборудуют ещё в 56 сельских школах области. А всего – в двух с лишним тысячах школ страны. Все эти центры откроют двери одновременно – 20 сентября. «Точки роста» (так их назвали) создаются в рамках проекта «Современная школа» – региональной составляющей национального проекта «Образование». Согласно этому нацпроекту, Россия должна к 2024 году войти в десятку стран по качеству общего образования. Пока мы – на 34-м месте. Чтобы справиться с такой амбициозной задачей, надо как минимум сделать школы в маленьких сёлах и крупных городах сопоставимыми по материально-технической базе, содержанию программ и методам обучения.
С этого и решили начать. Цель «Точек роста» – обеспечить школьникам, живущим в сельской местности, возможность получать качественное современное образование. Пока «Точки» создаются в сёлах, а с 2020 года их начнут организовывать и на базе школ малых городов. Как это будет работать?
Центры создаются на условиях софинансирования. Например, проект в Мариинске обойдётся в пять миллионов рублей, деньги выделяются из местного, областного и федерального бюджетов.
В первую половину дня на базе центров предполагаются уроки по трём предметным областям – технологии, информатике и ОБЖ. А после занятий – программы дополнительного образования по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной деятельности, деловые игры и тренинги. Словом, всё, что помогает совершенствовать креативность, стратегическое и пространственное мышление и умение работать в команде.
Но что самое интересное – с открытием такого центра сельские школы откроют двери для воспитанников и педагогов из других учебных учреждений. Да и просто для жителей населённых пунктов, которые хотят осваивать цифровые навыки.
– Несколько лет назад мы в составе делегации посещали образовательные учреждения Финляндии и были удивлены, что любой может прийти и получить консультацию, воспользоваться Интернетом или библиотекой. В нашей стране «Точки роста» позволят решить более глобальные задачи, – говорит начальник управления образования городского округа Ревда Татьяна Мещерских.- Это совершенно иное качество образования: такого современного оборудования пока нет ни в одной другой школе нашего муниципалитета. В перспективе школа в Мариинске будет сотрудничать с другими школами и реализовывать на базе центра совместные проекты. Это и качественная организация дополнительного образования и досуга детей. И, наконец, новые возможности для творческой и социальной самореализации сельчан, которые смогут приходить в центр совершенно бесплатно. А для ребят качественное образование – это путёвка в жизнь, поэтому «Точка роста» – самое подходящее название.
Мнение
Юрий Биктуганов, министр образования и молодёжной политики Свердловской области:
– Очень важно, что работа центров «Точка роста» не будет замкнута только в тех населённых пунктах, где они будут открыты. Предполагается, что для эффективного использования вновь созданной образовательной инфраструктуры будет обеспечено сетевое взаимодействие.
Пока центры создаются исключительно в сельских школах, но с 2020 года география их создания расширится до посёлков городского типа и малых городов. Их количество будет известно после конкурсного отбора на уровне Министерства просвещения Российской Федерации.
К концу 2024 года такие центры должны появиться в 68 процентах школ от общего количества школ на селе, в посёлках городского типа и малых городах.