Проект русский ковчег что это
Китайские аналитики нашли тайный смысл в проекте «Русский ковчег» Сергея Шойгу
Глава Минобороны Российской Федерации Сергей Шойгу составил план по строительству в Сибири новых больших городов. Он называется «Русский ковчег» и также содержит в себе проект переноса столицы из Москвы ближе к географическому центру страны.
Аналитики китайского портала NetEase уверены, что проект главы Минобороны РФ имеет секретный смысл и составлен на перспективу, под стратегический союз России с Китаем. «ПолитРоссия» представила для читателей перевод статьи на эту тему.
В NetEase отметили, что Шойгу — не архитектор и решения о переносе столиц принимать не уполномочен. Но он — один из трех авторитетных людей России, потому его предложения не могут остаться без внимания.
Китайские СМИ также обратили внимание на то, что вряд ли эта информация всплыла просто так. Понятно, что одним из перспективных направлений работы правительства в недалеком будущем станет развитие Сибири. Да и не мешало бы таким образом проверить реакцию китайского руководства. Если она будет положительной и КНР окажет поддержку России в этом направлении, то потом получит еще больше привилегий по сотрудничеству с РФ вообще и в Сибири в частности, пишет NetEase.
В СМИ также подчеркнули, что основной посыл проекта министра обороны — создание нового центра государства. Идея переноса столицы далеко не нова – еще во времена Советского Союза предлагалось перенести ее в Сибирь. Нахождение административного центра именно там было бы оправдано с геополитической, экономической и военной точек зрения. Вот и настала пора покинуть Европу и перебраться поближе к региону, насыщенному богатыми ресурсами.
Эксперты портала полагают, что конфронтация с ЕС ослабила связи РФ с европейскими странами. Да и расположение крупнейшей сухопутной державы в Евразии обязывает учитывать это в стратегии развития. И коллективному Западу противостоять будет намного легче, если Россия будет это делать совместно с Китаем.
«Несмотря на то, что серьезный альянс пока не существует, глубина сотрудничества пределов не имеет. Даже если продолжать сотрудничать без организации официального блока, а просто в рамках сегодняшних отношений, то все равно они будут более тесными, чем у Соединенных Штатов с Европейским союзом и даже среди стран НАТО», — отмечается в публикации NetEase.
Ранее экономист Никита Масленников заметил, что в перспективе нужно не строить новые города, а развивать существующие. И думать надо не о крупных углеродоемких производствах, а заниматься высокими технологиями. Он также счел перенос столицы сомнительным, поскольку гораздо больше пользы принесет переезд федеральных органов власти в другие крупные города.
Ковчег инноваций: как будет выглядеть реализация идеи Сергея Шойгу
Стали известны подробности проекта создания России будущего в Сибири
«Русский ковчег» — масштабный проект общенационального строительства, который вскоре будет начат в Сибирском регионе. Об этой идее Шойгу начал говорить еще в 2018 году как председатель Русского географического общества. «Газете.Ru» стали известны детали этого проекта, который, вероятно, Серей Шойгу и представит Владимиру Путину.
Авторы проекта рассматривают варианты развития Ангаро-Енисейского макрорегиона — территории, которая включает в себя Красноярский край, Иркутскую область, а также республик Тыва, Хакасия, Саха (Якутия). Как считают аналитики, несмотря на то, что эти субъекты обладают богатейшим природно-ресурсным потенциалом, а также имеют уникальное транзитное расположение между Европой и Азией, дистанция между возможным и фактическим уровнем развития макрорегиона колоссальна. В частности, ВРП Ангаро-Енисейского макрорегиона сейчас в 3,7 раза меньше ВРП Москвы, инфраструктура в регионе развита хуже, чем в среднем по России, а ряд предприятий и агломераций явно нуждается в экологической модернизации.
Земля эта велика и обильна
Аналитики предлагают решить проблему регионов, основываясь на мировых трендах. К примеру, запасы полезных ископаемых, а также наличие крупных промышленных центров (при условии их модернизации), могут сформировать в России важнейшие сегменты цепочек ценности, а также способствовать организации новых высокотехнологичных производств.
Так, обеспеченность солнечной энергией и пресной водой могут ускорить развитие энергетики Крупные образовательные и научные центры при сочетании природного потенциала и высоких технологий региона могут дать толчок развитию современных направлений в медицине. Также это дает основу для развития образовательных и научных центров, связанных с высокотехнологичными производствами. Географическое положение регионов между Европой и Азией способны обеспечить стыковки российской транспортной системы с международными транзитными потоками, прежде всего в рамках проектов с участием Китая.
В первую очередь, развивать опорные городские агломераций, в которых будут созданы благоприятные условия для жизни. Также немаловажную роль играет развитие территориально-отраслевых комплексов (кластеров); научных, образовательных, инновационных центров, а также улучшение общей инфраструктуры макрорегиона. Все это не будет возможно без условий для инвестирования и ведения бизнеса. Улучшить инвестиционный фон региона помогут льготные условия и преференции для бизнеса, привлечение передовых технологий и высококвалифицированных кадров, а также участие зарубежных партнеров.
Акцент на этих параметрах поможет достичь в макрорегионе темпов роста экономики более 6% в год с 2025 года, увеличить население свыше восьми миллионов человек к 2030 году. Кроме того, при соблюдении мер, качество жизни будет в регионах будет выше среднего по России, а после 2030 достигнет уровня ведущих европейских стран. В масштабах страны это будет означать восстановление роста ВВП, создание новых рабочих мест и развитие несырьевого экспорта. Кроме того, увеличится устойчивость экономического развития и связности территорий страны, а зависимость от центра деловой активности Москвы — снизится.
«Чистая» энергетика
Аналитики отмечают, что тренд на развитие возобновляемой («чистой») энергетики в ближайшее десятилетие будет определять развитие отрасли и экономик большинства стран. Уже сейчас доля гидроэнергетики в Бразилии составляет 63,8%, а прочей возобновляемой энергетики – 18,8%. В Канаде на гидроресурсы приходится 57,8% вырабатываемой энергии, а на прочие возобновляемые ресурсы – 7,5%. Необходимость сокращения вредных выбросов, в том числе выбросов парниковых газов, только усилят тенденцию, а затраты на вероятный «углеродный налог», который активно обсуждают в ЕС, могут встать России в 11 млрд. евро в год.
Ангаро-Енисейский макрорегион, да и Сибирь, в целом, обладают достаточным гидропотенциалом (здесь сосредоточены 70% потенциала российской гидроэнергетики, который сейчас используется лишь на 10-20%), чтобы страна могла пересмотреть свой энергобаланс в сторону низкоуглеродных источников энергии. Этому способствует и инфраструктурная основа в виде крупных научных и промышленных городов, а также расположение вблизи крупнейших потенциальных потребителей отрасли – стран АТР (прежде всего, Китая).
Как отмечают аналитики, потенциал дешевой гидроэнергии в регионе позволяет установить максимально низкие цены на электроэнергию. Единственное ограничение — отказ от перекрестного субсидирования тарифов на электроэнергию для населения и субсидирования регионов Дальнего Востока. Согласно данным авторов доклада, величина перекрестного субсидирования в России составляла около 239 млрд рублей ежегодно в 2019 и 2020 годах. В 2021 году объем перекрестного субсидирование составит порядка 241 млрд рублей.
Кластеры технологического роста
Другой важный фактор, который может позитивно отразиться на благосостоянии макрорегиона — развитие современных высокотехнологичных и экологичных производств, которые будут выпускать продукты с высокой добавленной стоимостью на основе глубокой переработки сырья. Как предполагают аналитики, ориентирование на данную модель производства должно будет снизить технологическую зависимость от импорта и сохранит экологию. Кроме того, развитие производства увеличит количество рабочих и станет стимулом для развития смежных отраслей и роста доходов населения. Также изменения создадут хороший инвестиционный фон. Это играет немаловажную роль, если учитывать, что инвестиции в продукцию с высокой добавленной стоимостью дают самый высокий мультипликатор роста реального ВВП с коэффициентом 2–3, тогда как сырьевые проекты – около 1. Здесь стоит отметить, что не все компании уже перешли к новой модели более экологичного производства.
Это должно улучшить конкурентоспособность российской продукции, создать новые рабочие места, а также потенциально мультиплицироваться на смежные отрасли. При этом некоторые компании, в частности «Норильский никель», все еще придерживаются прежней сырьевой модели развития. А переход к производству продукции с высокой добавленной стоимость мог бы благоприятно сказаться на корпорации: это позволило бы увеличить операционный доход минимум в 1,5 раза, обеспечить прочное лидерство России на растущих высокотехнологичных рынках.
Реализовать инновационное производство можно будет рамках новых центров экономического роста – кластеров, объединяющих производственный, научный и транспортно-логистический потенциал. Среди таких возможных центров, Абакано-Минусинский район. Район расположен невдалеке от крупных агломераций, в нем есть базовая инфраструктура, а также открытый доступ к ведущим промышленным и научно-техническим центрам Сибири.
Кластеры потенциально могут решить проблемы и других регионов. К примеру, в Красноярском крае наблюдается недостаток трудовых ресурсов в удаленных северных районах региона, а также отток из края квалифицированных и амбициозных специалистов. Кроме того, регион развит непропорционально из-за чего, весь промышленный потенциал расположен на Севере края, а социальная инфраструктура требует модернизации. Кластеры должны будут устранить исторические диспропорции и создать новые точки роста. Исследователи предлагают решить проблему условий проживания, переселением персонала и членов их семей на юг Красноярского края и переход на вахтовый метод работы.
«Транссиб 2.0»
Главным рычагом для развития региона должно стать улучшение транспортной инфраструктуры макрорегиона. Эксперты предполагают, что в Сибири может быть сформирована международная транспортная сеть, соединяющая страны Востока и Запада. Нововведение сможет оптимизировать транспортные потоки между странами, а также обеспечит высокое качество логистических услуг в России. Среди потенциальных проектов в этом направлении создание «Нового шелкового пути» (транспортный коридор между 30 странами), а также установление железнодорожного сообщения с Индией.
Как считают аналитики, активировать ресурсы Ангаро-Енисейского макрорегиона поможет модернизация Транссибирской магистрали и создание на ней логистических центров — буквально создание «Транссиба 2.0». Сейчас общая протяженность участков с критическим уровнем загрузки (более 90%) на маршруте составляет более половины пути. Авторы проекта «Транссиб 2.0» предлагают строительство инфраструктуры для движения ускоренных контейнерных поездов, сооружение современных логистических центров на всей протяженности пути и созданием не менее десяти новых особых экономических зон (реализация с 2021-2023 годов). Для создания и эксплуатации инфраструктуры будет необходимо создание нового логистического оператора, обслуживающего особые экономические зоны по модели 4PL. Кроме того, авторы проекта предлагают увеличить использование локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ) в качестве альтернативы электрификации БАМа.
Использование новых технологий смогут гарантировать доставку грузов за 4 суток от границы с Китаем до границы с Белоруссией и примерно за 7 суток между Пекином и Берлином. Доставка грузов с Урала и Сибири до портов сократится до 2 суток, а перевозка пассажиров между крупными региональными центрами будет занимать от трех до пяти часов. Модернизация Транссибирской магистрали приведет к увеличит транзитный поток между ЕС и КНР через Россию в 4 раза до 2 млн ДФЭ.
Среди масштабных следствий инициативы: улучшение стратегического положения России на международной арене, ускорение газификации регионов, а также рост потенциала промышленности в труднодоступных регионах. Стоимость проекта 1 326 млрд. рублей без учета НДС.
Согласно проекту, особые экономические зоны предполагается создавать в регионах, которые будут получать наибольшую выгоду от «Трансссиба 2.0». Создание специальных экономических условий сможет привлечь инвесторов, занятых в сфере глубокой переработки сырья и ориентированных на поставки в другие регионы страны и на экспорт. За 15 лет ОЭЗ смогут суммарно увеличить экспорт на 1,2 млн ДФЭ, при условии что производство будет наполовину ориентировано на экспорт. При этом особые экономические зоны не только будут привлекать инвесторов, но и сами по себе станут крупными производственно-логистическими центрами для транспортировки сырья и материалов, а также готовой продукции в другие регионы страны и на экспорт.
Для функционирования центов авторы проекта хотят использовать «лучшие практики» законодательства для развития территорий. В частности, будет создана экосистема для бизнеса, а все вопросы будут предполагают решать по системе «одного окна», когда инвестор по всем вопросам взаимодействует только с одной административной инстанцией. Усиленный «входной контроль» (проверка соответствия проекта установленным требованиям) обеспечит для инвесторов мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий в течение 10-15 лет. Облегчит ведение бизнеса также упрощение таможенного администрирования в экономической зоне. Для резидентов будет предоставлять ускоренное возмещение НДС и стимулы по имущественным налогам. Кроме того, компании-резиденты смогут получить беспрепятственный доступ к закупкам сырья для переработки на внутреннем рынке и по внутренним ценам.
Как это будет реализовано
Авторы проекта, считают что потенциально «Транссиб 2.0» может стать самым экологически «чистым» проектом в мире, кроме того, за десять лет вполне может дать российской экономике более 5,5 трлн руб. прироста добавленной стоимости и 1,2 трлн дополнительных доходов в федеральный бюджет. Создание экономических зон в свою очередь к 2035 обеспечит производство продукции высоких переделов на сумму более 300 млрд руб. в год, а также сможет привлечь до 1 трлн руб. внебюджетных инвестиций.
Новая компания должна будет выступить концессионером при строительстве новой инфраструктуры, ее владельцем и оператором железнодорожных перевозок на маршруте. Компания будет также выполнять ряд функций на разных этапах строительства и эксплуатации нового пути от экспертизы проектной документации и организации, до управление подвижным составом на маршруте «Транссиб 2.0». Кроме того, компании придется управлять новыми экономическими зонами.
Для строительства новой железнодорожной инфраструктуры также потребуется заключение концессионного соглашения с Единой управляющей компанией. Согласно предварительным оценкам, в случае заключения такого соглашения пул заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минтранс, Минэкономразвития, Росжелдор, Росимущество и др.) будет обязан выполнять ряд обязательств. В частности, предоставить управляющей компании необходимые земельные участки; согласовать строительство, утверждать документы о переводе земель из одной категории в другую, а также документации по планировке территории на основании таких документов и др. Также, согласно документу, единая управляющая компания будет владеть новой инфраструктурой 99 лет.
В чем проблема
Несмотря на широкие перспективы развития, авторы проекта отмечают, что предпринимаемые усилия для развития Ангаро-Енисейского макрорегиона недостаточны. Работу существенно тормозит отсутствие стратегического планирования. Как указывают аналитики, более чем два года с момента принятия Стратегии пространственного развития РФ стратегия округа не разработана, а основные усилия по реализации ключевых проектов связаны только с КИП «Енисейская Сибирь».
Проблемой является отсутствие единого центра принятия решений по вопросам развития макрорегиона: на данный момент они находятся в ведении широкого круга госструктур разного уровня. Для реализации проекта необходима разработка средне- и долгосрочной Стратегии развития макрорегиона, а также тщательный мониторинг ее реализации. Среди других требований: изменение системы управления макрорегионом, установление четкой иерархии целей и задач, а также индикаторов их достижения, возложение ответственности региональных властей за достижение этих целей, а также обсуждение стратегии и результатов ее исполнения с представителями региональных властей, бизнеса, экспертов, общественности.
Ускорить формирование нового экономического центра в Сибири, помимо уже упомянутых строительства «Транссиба 2.0» и создания особых экономических зон, также могли предоставление государственных гарантий для инвесторов и активизация работы институтов развития в макрорегионе. Кроме того, сработало бы и предоставление стимулов для привлечения населения в макрорегион, а также создание условий для переезда молодых специалистов, равно как и формирование там комфортной среды проживания, ведь главная цель «Русского ковчега» — это люди.
«Русский ковчег» не остановить
Помню, когда я впервые попал на Дальний Восток — ехал по нему на японском джипе, наматывая огромное число километров, — меня поразили размеры, гигантские пространства, но прежде всего — их безлюдность. Человека — да, человека! — не хватало на этой могучей, почти неосвоенной, незаселённой земле. Ох как не хватало! «Всего 6 миллионов человек проживает на Дальнем Востоке», — сказали мне.
То, что людей в принципе не хватает России, не хватает дальше Урала, да и вообще за Москвой, — вещь общеизвестная. Потому Сибирь и Дальний Восток вот уже какой раз и какой год развивать собираются заселяя. От малого до великого — вспомним, к примеру, «Дальневосточный гектар». Нельзя сказать, что всегда это развитие удавалось на отлично или даже на хорошо.
Однако теперь, похоже, за дело взялся действительно знающий человек. Речь, конечно же, идёт о министре обороны Сергее Шойгу. Именно он озвучил идею «Русского ковчега». Звучит, согласитесь, фундаментально. Да и идея эта сверхамбициозна.
Итак, в чём суть будущих свершений? Изложу простыми словами для общего понимания. Рассматривать «Русский ковчег», безусловно, нужно в связке с ранее озвученной Шойгу идеей строительства новых городов в Сибири. Преимущества такого подхода очевидны: и необходимые мощности, и транспортные развязки, и идеальное географическое положение, и богатство ресурсами.
В рамках же «Ковчега» планируется развитие Ангаро-Енисейского макрорегиона. Конкретнее: Красноярский край, Иркутская область, а также республики Тыва, Хакасия, Саха (Якутия). Тут опять же есть очевидные для того предпосылки: колоссальные залежи полезных ископаемых, выгоднейшее расположение и, конечно, необходимость максимального освоения.
Теперь о том, что планируется делать. Во-первых, как уже говорилось, пространство это могучее, привлекательное, но совершенно неосвоенное и незаселённое. Чтобы исправить данную ситуацию, важно развивать опорные городские агломерации и, как следствие, создавать комфортные условия для жизни. Это, соответственно, подтянет и людей, а они есть главное богатство России в целом и «Русского ковчега» в частности. Талантливые люди, которым для самореализации не надо будет ехать в Москву или тем более за рубеж. Они останутся в Сибири, на Дальнем Востоке, где станут трудиться в, к примеру, научно-образовательных центрах.
Также акцент будет сделан на «чистой» энергетике — солнечной и гидроэнергетике, за которыми будущее. А ведь не секрет, что Сибирь — это вотчина могучих рек, но — вот парадокс! — их потенциал сейчас используется лишь на 15%. Как так? Почему бы не исправить такую оплошность?
И, конечно же, не станем забывать об анонсированном ранее развитии транспортной инфраструктуры «Транссиб 2.0», которая будет независима от РЖД и позволит через Сибирь связать восток и запад, улучшая и добычу полезных ископаемых, и связь с партнёрскими странами. Строительством этой ключевой артерии займутся собственно силы армии. Проект не просто монументальный, а архиважный — в лучших традициях эпичного освоения новых земель.
И вот тут, когда великих планов великое громадьё, возникает лишь один вопрос: удастся ли всё это реализовать? Гарантия тут лишь одна — за дело берётся лично Сергей Шойгу, всё станет происходить под его контролем, а всё то, за что министр обороны брался ранее, свершалось. Что ж, если получится и в этот раз, то мы станем свидетелями того, как Россия реализует сверхмасштабные задачи, точно в лучшие времена. Впрочем, если движение «Русского ковчега» продолжится без сбоев, то эти самые лучшие времена, несомненно, вот-вот наступят.
Стали известны подробности проекта создания России будущего в Сибири
Министр обороны Сергей Шойгу
Вадим Савицкий/Министерство обороны РФ/mil.ru
Авторы проекта рассматривают варианты развития Ангаро-Енисейского макрорегиона — территории, которая включает в себя Красноярский край, Иркутскую область, а также республик Тыва, Хакасия, Саха (Якутия). Как считают аналитики, несмотря на то, что эти субъекты обладают богатейшим природно-ресурсным потенциалом, а также имеют уникальное транзитное расположение между Европой и Азией, дистанция между возможным и фактическим уровнем развития макрорегиона колоссальна. В частности, ВРП Ангаро-Енисейского макрорегиона сейчас в 3,7 раза меньше ВРП Москвы, инфраструктура в регионе развита хуже, чем в среднем по России, а ряд предприятий и агломераций явно нуждается в экологической модернизации.
Земля эта велика и обильна
Аналитики предлагают решить проблему регионов, основываясь на мировых трендах. К примеру, запасы полезных ископаемых, а также наличие крупных промышленных центров (при условии их модернизации), могут сформировать в России важнейшие сегменты цепочек ценности, а также способствовать организации новых высокотехнологичных производств.
Так, обеспеченность солнечной энергией и пресной водой могут ускорить развитие энергетики Крупные образовательные и научные центры при сочетании природного потенциала и высоких технологий региона могут дать толчок развитию современных направлений в медицине. Также это дает основу для развития образовательных и научных центров, связанных с высокотехнологичными производствами. Географическое положение регионов между Европой и Азией способны обеспечить стыковки российской транспортной системы с международными транзитными потоками, прежде всего в рамках проектов с участием Китая.
Чтобы план развития Ангаро-Енисейского макрорегиона действительно смог стать реальностью, необходимо сделать приоритетными работу по нескольким направлениям.
В первую очередь, развивать опорные городские агломераций, в которых будут созданы благоприятные условия для жизни. Также немаловажную роль играет развитие территориально-отраслевых комплексов (кластеров); научных, образовательных, инновационных центров, а также улучшение общей инфраструктуры макрорегиона. Все это не будет возможно без условий для инвестирования и ведения бизнеса. Улучшить инвестиционный фон региона помогут льготные условия и преференции для бизнеса, привлечение передовых технологий и высококвалифицированных кадров, а также участие зарубежных партнеров.
Акцент на этих параметрах поможет достичь в макрорегионе темпов роста экономики более 6% в год с 2025 года, увеличить население свыше восьми миллионов человек к 2030 году. Кроме того, при соблюдении мер, качество жизни будет в регионах будет выше среднего по России, а после 2030 достигнет уровня ведущих европейских стран. В масштабах страны это будет означать восстановление роста ВВП, создание новых рабочих мест и развитие несырьевого экспорта. Кроме того, увеличится устойчивость экономического развития и связности территорий страны, а зависимость от центра деловой активности Москвы — снизится.
«Чистая» энергетика
Аналитики отмечают, что тренд на развитие возобновляемой («чистой») энергетики в ближайшее десятилетие будет определять развитие отрасли и экономик большинства стран. Уже сейчас доля гидроэнергетики в Бразилии составляет 63,8%, а прочей возобновляемой энергетики – 18,8%. В Канаде на гидроресурсы приходится 57,8% вырабатываемой энергии, а на прочие возобновляемые ресурсы – 7,5%. Необходимость сокращения вредных выбросов, в том числе выбросов парниковых газов, только усилят тенденцию, а затраты на вероятный «углеродный налог», который активно обсуждают в ЕС, могут встать России в 11 млрд. евро в год.
Ангаро-Енисейский макрорегион, да и Сибирь, в целом, обладают достаточным гидропотенциалом (здесь сосредоточены 70% потенциала российской гидроэнергетики, который сейчас используется лишь на 10-20%), чтобы страна могла пересмотреть свой энергобаланс в сторону низкоуглеродных источников энергии. Этому способствует и инфраструктурная основа в виде крупных научных и промышленных городов, а также расположение вблизи крупнейших потенциальных потребителей отрасли – стран АТР (прежде всего, Китая).
Авторы проекта делают акцент на том, что «чистая» электроэнергия потенциально может сыграть ключевую роль в привлечении инвестиций. Среди преимуществ — низкие цены на возобновляемую энергетику.
Как отмечают аналитики, потенциал дешевой гидроэнергии в регионе позволяет установить максимально низкие цены на электроэнергию. Единственное ограничение — отказ от перекрестного субсидирования тарифов на электроэнергию для населения и субсидирования регионов Дальнего Востока. Согласно данным авторов доклада, величина перекрестного субсидирования в России составляла около 239 млрд рублей ежегодно в 2019 и 2020 годах. В 2021 году объем перекрестного субсидирование составит порядка 241 млрд рублей.
Кластеры технологического роста
Другой важный фактор, который может позитивно отразиться на благосостоянии макрорегиона — развитие современных высокотехнологичных и экологичных производств, которые будут выпускать продукты с высокой добавленной стоимостью на основе глубокой переработки сырья. Как предполагают аналитики, ориентирование на данную модель производства должно будет снизить технологическую зависимость от импорта и сохранит экологию. Кроме того, развитие производства увеличит количество рабочих и станет стимулом для развития смежных отраслей и роста доходов населения. Также изменения создадут хороший инвестиционный фон. Это играет немаловажную роль, если учитывать, что инвестиции в продукцию с высокой добавленной стоимостью дают самый высокий мультипликатор роста реального ВВП с коэффициентом 2–3, тогда как сырьевые проекты – около 1. Здесь стоит отметить, что не все компании уже перешли к новой модели более экологичного производства.
Инвестиции в проекты органического развития приводят к созданию продукции с высокой добавленной стоимостью.
Это должно улучшить конкурентоспособность российской продукции, создать новые рабочие места, а также потенциально мультиплицироваться на смежные отрасли. При этом некоторые компании, в частности «Норильский никель», все еще придерживаются прежней сырьевой модели развития. А переход к производству продукции с высокой добавленной стоимость мог бы благоприятно сказаться на корпорации: это позволило бы увеличить операционный доход минимум в 1,5 раза, обеспечить прочное лидерство России на растущих высокотехнологичных рынках.
Реализовать инновационное производство можно будет рамках новых центров экономического роста – кластеров, объединяющих производственный, научный и транспортно-логистический потенциал. Среди таких возможных центров, Абакано-Минусинский район. Район расположен невдалеке от крупных агломераций, в нем есть базовая инфраструктура, а также открытый доступ к ведущим промышленным и научно-техническим центрам Сибири.
С точки зрения экологии высок потенциал возобновляемых и безуглеродных источников энергии.
Кластеры потенциально могут решить проблемы и других регионов. К примеру, в Красноярском крае наблюдается недостаток трудовых ресурсов в удаленных северных районах региона, а также отток из края квалифицированных и амбициозных специалистов. Кроме того, регион развит непропорционально из-за чего, весь промышленный потенциал расположен на Севере края, а социальная инфраструктура требует модернизации. Кластеры должны будут устранить исторические диспропорции и создать новые точки роста. Исследователи предлагают решить проблему условий проживания, переселением персонала и членов их семей на юг Красноярского края и переход на вахтовый метод работы.
«Транссиб 2.0»
Главным рычагом для развития региона должно стать улучшение транспортной инфраструктуры макрорегиона. Эксперты предполагают, что в Сибири может быть сформирована международная транспортная сеть, соединяющая страны Востока и Запада. Нововведение сможет оптимизировать транспортные потоки между странами, а также обеспечит высокое качество логистических услуг в России. Среди потенциальных проектов в этом направлении создание «Нового шелкового пути» (транспортный коридор между 30 странами), а также установление железнодорожного сообщения с Индией.
Как считают аналитики, активировать ресурсы Ангаро-Енисейского макрорегиона поможет модернизация Транссибирской магистрали и создание на ней логистических центров — буквально создание «Транссиба 2.0». Сейчас общая протяженность участков с критическим уровнем загрузки (более 90%) на маршруте составляет более половины пути. Авторы проекта «Транссиб 2.0» предлагают строительство инфраструктуры для движения ускоренных контейнерных поездов, сооружение современных логистических центров на всей протяженности пути и созданием не менее десяти новых особых экономических зон (реализация с 2021-2023 годов). Для создания и эксплуатации инфраструктуры будет необходимо создание нового логистического оператора, обслуживающего особые экономические зоны по модели 4PL. Кроме того, авторы проекта предлагают увеличить использование локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ) в качестве альтернативы электрификации БАМа.
В случае реализации, проект «Транссиб 2.0» сможет обеспечить пропускную способности для грузов с высокой добавленной стоимостью и контейнерных поездов.
Использование новых технологий смогут гарантировать доставку грузов за 4 суток от границы с Китаем до границы с Белоруссией и примерно за 7 суток между Пекином и Берлином. Доставка грузов с Урала и Сибири до портов сократится до 2 суток, а перевозка пассажиров между крупными региональными центрами будет занимать от трех до пяти часов. Модернизация Транссибирской магистрали приведет к увеличит транзитный поток между ЕС и КНР через Россию в 4 раза до 2 млн ДФЭ.
Среди масштабных следствий инициативы: улучшение стратегического положения России на международной арене, ускорение газификации регионов, а также рост потенциала промышленности в труднодоступных регионах. Стоимость проекта 1 326 млрд. рублей без учета НДС.
Особые экономические зоны
Согласно проекту, особые экономические зоны предполагается создавать в регионах, которые будут получать наибольшую выгоду от «Трансссиба 2.0». Создание специальных экономических условий сможет привлечь инвесторов, занятых в сфере глубокой переработки сырья и ориентированных на поставки в другие регионы страны и на экспорт. За 15 лет ОЭЗ смогут суммарно увеличить экспорт на 1,2 млн ДФЭ, при условии что производство будет наполовину ориентировано на экспорт. При этом особые экономические зоны не только будут привлекать инвесторов, но и сами по себе станут крупными производственно-логистическими центрами для транспортировки сырья и материалов, а также готовой продукции в другие регионы страны и на экспорт.
Согласно проекту, типовая структура ОЭЗ будет включать в себя: транспортно-логистический центр; производственные площадки; административные корпуса управляющей компании; инженерные сооружения.
Для функционирования центов авторы проекта хотят использовать «лучшие практики» законодательства для развития территорий. В частности, будет создана экосистема для бизнеса, а все вопросы будут предполагают решать по системе «одного окна», когда инвестор по всем вопросам взаимодействует только с одной административной инстанцией. Усиленный «входной контроль» (проверка соответствия проекта установленным требованиям) обеспечит для инвесторов мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий в течение 10-15 лет. Облегчит ведение бизнеса также упрощение таможенного администрирования в экономической зоне. Для резидентов будет предоставлять ускоренное возмещение НДС и стимулы по имущественным налогам. Кроме того, компании-резиденты смогут получить беспрепятственный доступ к закупкам сырья для переработки на внутреннем рынке и по внутренним ценам.
Как это будет реализовано
Авторы проекта, считают что потенциально «Транссиб 2.0» может стать самым экологически «чистым» проектом в мире, кроме того, за десять лет вполне может дать российской экономике более 5,5 трлн руб. прироста добавленной стоимости и 1,2 трлн дополнительных доходов в федеральный бюджет. Создание экономических зон в свою очередь к 2035 обеспечит производство продукции высоких переделов на сумму более 300 млрд руб. в год, а также сможет привлечь до 1 трлн руб. внебюджетных инвестиций.
Для строительства новой железнодорожной инфраструктуры и управления на новых территориях с особыми условиями развития, авторы проекта предлагают создать отдельную от ОАО «РЖД» единую управляющую компании. Уход от «РЖД» должен обеспечить рост конкуренции и эффективность перевозок.
Новая компания должна будет выступить концессионером при строительстве новой инфраструктуры, ее владельцем и оператором железнодорожных перевозок на маршруте. Компания будет также выполнять ряд функций на разных этапах строительства и эксплуатации нового пути от экспертизы проектной документации и организации, до управление подвижным составом на маршруте «Транссиб 2.0». Кроме того, компании придется управлять новыми экономическими зонами.
Для строительства новой железнодорожной инфраструктуры также потребуется заключение концессионного соглашения с Единой управляющей компанией. Согласно предварительным оценкам, в случае заключения такого соглашения пул заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минтранс, Минэкономразвития, Росжелдор, Росимущество и др.) будет обязан выполнять ряд обязательств. В частности, предоставить управляющей компании необходимые земельные участки; согласовать строительство, утверждать документы о переводе земель из одной категории в другую, а также документации по планировке территории на основании таких документов и др. Также, согласно документу, единая управляющая компания будет владеть новой инфраструктурой 99 лет.
В чем проблема
Несмотря на широкие перспективы развития, авторы проекта отмечают, что предпринимаемые усилия для развития Ангаро-Енисейского макрорегиона недостаточны. Работу существенно тормозит отсутствие стратегического планирования. Как указывают аналитики, более чем два года с момента принятия Стратегии пространственного развития РФ стратегия округа не разработана, а основные усилия по реализации ключевых проектов связаны только с КИП «Енисейская Сибирь».
Проблемой является отсутствие единого центра принятия решений по вопросам развития макрорегиона: на данный момент они находятся в ведении широкого круга госструктур разного уровня. Для реализации проекта необходима разработка средне- и долгосрочной Стратегии развития макрорегиона, а также тщательный мониторинг ее реализации. Среди других требований: изменение системы управления макрорегионом, установление четкой иерархии целей и задач, а также индикаторов их достижения, возложение ответственности региональных властей за достижение этих целей, а также обсуждение стратегии и результатов ее исполнения с представителями региональных властей, бизнеса, экспертов, общественности.
Авторы доклада предлагают создать единый центр управления развития округом, ядром которого является Корпорация развития макрорегиона, которая могла бы поддерживать взаимодействие с органами управления, институтами, участвующими в развитии макрорегиона, и инвесторами.
Ускорить формирование нового экономического центра в Сибири, помимо уже упомянутых строительства «Транссиба 2.0» и создания особых экономических зон, также могли предоставление государственных гарантий для инвесторов и активизация работы институтов развития в макрорегионе. Кроме того, сработало бы и предоставление стимулов для привлечения населения в макрорегион, а также создание условий для переезда молодых специалистов, равно как и формирование там комфортной среды проживания, ведь главная цель «Русского ковчега» — это люди.