Прочитайте определите в чем суть жалобы укажите в тексте слова
Контрольная работа по русскому языку (9 класс)
Контрольная работа по русскому языку 9 класс
Данная работа составлена для апробации критериального оценивания знаний учащихся. Работа составлена с учетом уровней: 8 заданий базового уровня (1-8), 5 заданий продвинутого уровня (9-13) и 2 задания на функциональную грамотность.
1. Укажите ряд слов, в котором во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите его номер.
1) д…визия, с…лдат, отп…реть
2) к…сание, передв…жение, ст…пная
3) нат…реть, р…сток, подр…стает
4) об…щавший, г…лова, покл…ниться
2. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Запишите его номер.
1) контр…гра, сверх…нтересный, пред…стория
2) ра…чертили, в…трепенуться, не…держанный
3) об…ективный, под…ём, интерв…юер
4) пр…рекаться, пр…брежный, пр…возмочь
3. Укажите номер предложения, где нужно поставить тире.
1. Грачи это наши первые весенние гости.
2. Лёгким запахом веет полынь.
3. Сорока птица плутоватая.
4.У кукушонка грудка пёстренькая.
4. Укажите номер предложения, в котором нужно поставить две запятые.
1) Перед театром зажгли фонари и площадь сразу стала не только красивой но и по-праздничному яркой.
2) На сцене стояли прекрасные декорации и были расстелены ковры.
3) И актеры и режиссер были довольны спектаклем.
4) Зрители долго не хотели расходиться и аплодисментам не было конца.
5. Найди соответствие между словосочетанием и видом подчинительной связи.
6. Укажите языковой стиль, для которого характерны следующие речевые жанры: законы, приказы, заявления?
1) официально-деловой 2) разговорный 3) публицистический
7. Укажите номер ряда, в котором перечислены слова разговорного стиля.
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
8. Найдите соответствие между книжными стилями речи и их функциями.
А. Художественный стиль
1. Воздействовать на сознание
Б. Научно-популярный стиль
В. Публицистический стиль
3. Воздействовать на чувства
Г. Официально-деловой стиль
9. Из предложенных слов выпишите слово, в котором правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем. Подберите и запишите 2 слова с данной орфограммой.
Блистать, изложение, загорелась, ростовщик, примерять(платье)
10. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Запишите слова в два столбика, объясните свой выбор.
из-(ис-) (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).
12. Соотнесите название стиля речи с его признаками.
1. Этому стилю свойственна конкретность, точность, однозначность, доказательность.
2. В нём недопустимы приблизительные и абстрактные рассуждения. Это самый регламентированный стиль.
3. Ему свойственна особая взволнованность. Цель его – воздействие на читателя или слушателя. Используется экспрессивная лексика, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения и т.п.).
4. Его цель – создание художественного образа. В этом стиле создаются литературные произведения. Он также воздействует на читателя, но не через разум, а через эстетическое переживание.
5. В нем используется много разговорных слов (но не ругательств и т.п., так как это стиль литературного языка, а сленг, нецензурная брань лежат за его пределами).
13. Восстановите правильный порядок предложений так, чтобы получился текст. Подчеркните средства связи предложений в исправленном тексте.
1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке. 2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин». 3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян. 4. Он был очень точен в своих изображениях. 5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.
1. Прочитайте текст.
1) В различных уголках земного шара в пищу используют землю, точнее глину. 2) Некоторые коренные сибиряки, например, с удовольствием ели лакомства, приготовленные из каолина (вид глины) и оленьего молока. 3) На базарах наших южных соседей – иранцев – продают съедобную глину, жирную белую массу наподобие халвы. 4) В своё время в Италии было очень распространено кушанье «алика», смесь пшеницы и мергеля, добываемого около Неаполя. 5) Жители Сенегала любят употреблять в пищу зеленоватую глину. 6) Характерно, что американские негры, предки которых были вывезены из Сенегала, не забыли любимого лакомства. 7) И на новой родине они стараются отыскать подобные глины. 8)Едят и просто землю, конечно, обычные виды почв. 9) Особенно распространено «землеедение» среди некоторых племен, живущих в Колумбии, Венесуэле и Гвиане.
2. Прочитайте текст.
Вопрос 1. Определите стиль текста. Какой(ие) признак(и) данного стиля помог(ли) вам его определить?
Вопрос 2. Сформулируйте в 3-5 предложениях своё понимание добра и зла так, чтобы стиль вашего текста соответствовал прочитанному тексту.
Ключ и критерии оценивания
9. блистать (2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – указан правильный вариант ответа и даны верные примеры, 1 балл – указан правильный вариант ответа и не даны верные примеры. 0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует
10. 1) ис: исчерпать, испробовать, истратить, исследовать 2) из: издать, изведать. (2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – указано верное обоснование и все варианты ответов правильно написаны, 1 балл – указано верное обоснование и есть 1 несоответствие/1 ошибка, 0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует
11. Равнина, напоминающая застывшее море, дремала во мгле. ИЛИ Напоминающая застывшее море равнина дремала во мгле. (1-2 балла)
2 балла – предложение составлено верно, пунктуационных ошибок нет. 1 балл – предложение составлено верно, допущена одна пунктуационная ошибка. 0 баллов – предложение составлено не верно ИЛИ предложение составлено верно и допущено более одной пунктуационной ошибки ИЛИ ответа нет
12. 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г (1-2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – соответствие установлено верно, 1 балл – допущено две ошибки в соответствии, 0 баллов – допущено более двух ошибок при установлении соответствия, ИЛИ ответ отсутствует
13. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин». Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям. Он был очень точен в своих изображениях. (1-2 балла)
Критерии оценивания: 2 балла – верно определена последовательность предложений и подчеркнуты средства связи предложений. 1 балл – верно определена последовательность предложений и не подчеркнуты средства связи предложений, 0 баллов – другой вариант ответа, ИЛИ ответ отсутствует
Критерии оценивания (всего 4 балла): 4 балла – найдены оба предложения, 2 балла – найдено одно из предложений. 0 баллов – не найдены верные предложения, ИЛИ найдены неверные предложения, ИЛИ ответа нет
Примерный ответ: Глина используется в качестве косметики. Из глины делают посуду. Есть умельцы, умеющие мастерить из глины игрушки. Также глина является незаменимым компонентом в изготовлении кирпича.
Критерии оценивания (всего 6 баллов): 2 балла – наличие связного текста из 3-5 простых предложений, 1 балл – среди записанных предложений есть одно сложное предложение, ИЛИ допущена одна логическая ошибка, 0 баллов – ответа нет
2 балла – отсутствие пунктуационных ошибок. 1 балл – допущено 1-2 пунктуационные ошибки, 0 баллов – три и более пунктуационные ошибки
2 балла – отсутствие орфографических и грамматических ошибок, 1 балл – допущено 1-3 орфографические и грамматические ошибки, 0 баллов – 4 и более орфографических и грамматических ошибок
Вопрос 1. Примерный ответ: публицистический стиль, признаки: в первом предложении кратко изложена суть текста, ИЛИ названа тема текста, использование пословицы, градация (…одни склонились к тому… Другие возразили….)
Критерии оценивания (всего 4 балла):
2 балла – правильно определен стиль текста, 0 баллов – стиль текста определен неправильно, ИЛИ ответа нет
2 балла – указаны 2 и более признаков публицистического стиля, 1 балл – указан 1 признак публицистического стиля, 0 баллов – указаны признаки не публицистического стиля, ИЛИ ответа нет
Вопрос 2. Примерный ответ: Добро и зло всегда существовали и будут существовать. Если добрых слов и поступков станет больше, то люди будут вежливее и всем станет легче жить. Давайте же внимательнее и добрее относиться друг к другу!
Критерии оценивания (всего 6 баллов):
1 балл – наличие связного текста, 1 балл – отсутствие пунктуационных ошибок, 1 балл – отсутствие орфографических и грамматических ошибок, 3 балла – соответствие тексту публицистическому стилю
Результаты выполнения заданий первой части контрольной работы
Прочитайте определите в чем суть жалобы укажите в тексте слова
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)В 9-летнем возрасте я упивался одной книгой, о которой впоследствии на вопрос некоей анкеты: «Какая книга в вашем детстве произвела на вас наибольшее впечатление?» — я не колеблясь ответил: «Рыцари Круглого стола». (2)Это переведённое с английского популярное изложение народных сказаний, связанных с именем легендарного короля Артура и его рыцарей.
(3)В детстве я редко перечитывал книги, прочитав один раз, откладывал, принимался за другую. (4)Но эту, хоть и толстую, я перечитывал много раз, раскрывал посредине и опять читал о короле Артуре и его оруженосце Кее, о волшебнике Мерлине и о рыцаре Ланселоте и о его любви к королеве Джиневре.
(5)Книга «Рыцари Круглого стола» заставила меня о многом задуматься, под её влиянием я решил совершенствоваться, чтобы стать похожим на рыцаря. (6)Рыцари храбры, а я боялся темноты, боялся мальчишек с соседнего двора и чужих собак, поэтому я по вечерам нарочно забирался в тёмную комнату и там сидел и думал о подвигах Ланселота. (7)Позднее я приучил себя не бояться гусей, собак, и даже быков. (8)Рыцари терпеливы, и я стоически переносил голод. (9)А когда я ушибался, или у меня текла кровь из пальца, или рассаживалась коленка, я никогда не плакал, старался не капризничать.
(10)Рыцари никогда не врут. (11)А я врать привык, и исправить этот недостаток мне было очень трудно. (12)Время от времени я забывался и нарушал своё обещание, однако утешал себя, что делаю это «во спасение», чтобы не ябедничать, а рыцари не ябеды.
(13)Книга «Рыцари Круглого стола» оказала на меня благотворное влияние. (14)Несколько лет я жил её героями. (15)Существовал целый сказочный мир, куда я уходил в своих мечтах, перебирая в памяти различные эпизоды из этой книги.
Прочитайте определите в чем суть жалобы укажите в тексте слова
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
(1)Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку. (2)Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой.
(3)Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой, светлой комнате и, склонив голову набок, с умилением и с любопытством глядела на незнакомца, который сидел за столом и обедал. (4)Он ел и бросал ей кусочки… (5)Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, а она с голодухи всё это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса. (6)И чем больше она ела, тем сильнее чувствовался голод. (7)Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды.
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Каштанка была голодна? Запишите ответ.
Подтверждением, что Каштанка была голодна, является описание того, как много она ела и как съеденное лишь усиливало чувство голода.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4—6 текста. Запишите ответ.
В предложениях представлено повествование. Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
В предложениях 1—2 найдите слово со значением «в расстёгнутом виде». Выпишите это слово.
В предложении 1 есть слово «нараспашку», которое имеет значение «в расстёгнутом виде».
В предложениях 6—7 найдите антоним к слову «слабее» и выпишите его.
Антонимы — это слова с противоположным значением.
В предложении 6 есть слово «сильнее», которое является антонимом к слову «слабее».
Определим основную мысль текста.
Каштанка долго голодала, поэтому не могла наесться, когда её приютил незнакомец.
Прочитайте определите в чем суть жалобы укажите в тексте слова
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. (5)Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.
(6)Моя собака медленно приближалась к нему. (7)Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. (8)Весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (9)Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище! (10)Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (11)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (12)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. (13)Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.
(14)Мой Трезор остановился, попятился. (15)Видно‚ и он признал эту силу. (16)Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
(17)Да, не смейтесь. (18)Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. (19)Любовь‚ думал я, сильнее смерти и страха смерти. (20)Только любовью держится и движется жизнь.