кола р21 что это
Трасса Р21 “Кола”
Автомагистраль М-18 «Кола» (на данный момент Р-21) соединяет между собой Северную столицу и город Борисоглебск, который находится на границе с Норвегией. Это самый кратчайший путь к Северному сиянию.
Название
Названа автомагистраль Р-21 не в честь популярного во всем мире газированного напитка, а благодаря реке Кола, которая протекает по Кольскому полуострову. По пути автолюбителю смогут насладиться видами лесов тайги и тундры, большими горами и перевалами, а также большим количество различных озер и различных водоемов.
Общие сведения
Общая протяженность автомагистрали «Кола» на данный момент составляет 1592 километра. Каждый год ее длина уменьшается из-за постоянных работ по спрямлению шоссе. С его помощью автомобилисты могут достаточно быстро добраться из Санкт-Петербурга в административный центр Мурманской области – город Мурманска. Строительство началось во второй половине прошлого века, нынешние очертания у автомагистрали появились в 1986 году.
Более 5 лет назад – в 2014 году появился информационный портал, главная цель которого информировать автолюбитель о состоянии федеральных шоссе, которые находятся в Северо-Западной части РФ. По всей автомагистрали расположены фото- и видео-камеры, одна часть из которых следит за погодой, а другая фиксирует проведение различных ремонтных работ и работ по реконструкции автодорожного полотна. Также своевременно отображается информация об установленных ограничениях на скорость.
Во время пути многие автолюбители останавливаются неподалеку от горных массивов и строят небольшие башенки из камней. Считается, что они приносят удачу как по время движения, так и в жизни. По этой причине во время движения можно увидеть множество таких «тотемов» по обеим сторонам шоссе.
Маршрут
Общая протяженность шоссе составляет 1592 километра, содержит в себе автомагистраль А138 и небольшой отрезок Р10. Является частью европейской Е10. Соединяет между собой Карелию, Мурманскую и Ленинградскую области.
Шоссе берет свое начало в Северной столице. На выезде из города автомагистраль достаточно широкая – четыре полосы. Через 150 километров встретится маленький город Сясьтрой. Если есть время остановится в нем можно насладиться видом Ладожское озеро. Многим оно известно как Дорога жизни, соединяющая находящийся во время Великой Отечественной войны блокадный Ленинград и противоположный берег. Является самым крупным пресным водоемом в Европе.
Через три с половиной часа пути следующая остановка – столица Карелии, город Петрозаводск. В нем пересекаются сразу пять морей, а рядом находится Онежское озеро, в котором находится огромное количество островов, в него же впадает более полусотни рек. Оно привлекает любителей порыбачить и просто отдохнуть большое количество людей со всей страны.
Далее шоссе идет на север, с обеих сторон находятся потрясающие виды природы. Отрезок пути имеет протяженность около 800 километров, поэтому перед выездом из Карелии лучше заправить автомобиль и хорошенько отдохнуть. Неподалеку от Кандалакша находится населенный пункт Умба, рядом с которым расположена прекраснейшая панорама, состоящая из хвойных деревьев и красивого залива.
Если есть свободное время, после Кандалакши можно свернуть в город Кировск. В нем находится много горнолыжных курортов европейского уровня и горный массив Хибины. Планировать путешествие по Р-21 «Кола» стоит только ради посещения этих гор.
До следующего красивого места ехать порядка 460 километров. Остановка – поселок Териберка, рядом с которым находится тундра, особенно красивая осенью. Можно сделать множество фотографий – растительность окрашена всеми цветами радуги. Любители творчества режиссера Звягинцева могут походить по знакомым местам – именно в Териберки снимали фильм «Левиафан». Отдельного внимания достойны рестораны, подающие блюда из крабов и кладбище кораблей.
В последнем крупном населенном пункте перед концом пути (городе Мурманск) также находится большое количество достопримечательностей. Там расположен атомный ледокол Ленин, построенный первым в мире, а также большое количество памятников. По городу просто интересно гулять. Далее дорога движется в сторону Борисоглебска, где и заканчивается, переходя в европейскую автомагистраль Е10.
Многие автолюбители от Мурманска берут курс на город Заполярный, отрезок пути составляет 150 километров. В конечной точке можно насладиться видом северного сияние, которое завораживает любого человека.
Состояние
Качество автополотна на шоссе «Кола» на высоком уровне, благодаря чему в путь можно отправляться на любом автомобиле. Внедорожник пригодится тем, кто хочет забрать поглубже в дикую природу – в лес или на гору. Иногда на автомагистраль выходят дикие животные, к этому нужно быть готовым. На некоторых участках шоссе может отсутствовать освещение, поэтому требуется всегда внимательно следить за дорогой.
Реконструкция
Автомагистраль Р21 реконструируется каждый год. Сейчас идет реализация проекта по модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Общее окончание работ планируется на 2024 год, но часть обновленного отрезка шоссе будет открыто уже в 2021 году.
Заправки
Один из недостатков Р-21 «Кола» – не очень большое количество АЗС в пути. По этой причине на каждой заправке лучше заливать полный бак, а также везти с собой одну или несколько канистр с топливом (в зависимости от свободного места. В таком случае риск заглохнуть по середине шоссе будет сведен к минимуму.
В окрестностях Санкт-Петербурга находится всего четыре заправки, расположенные на 26, 46, 137 и 187 километрах. Представлены они компаниями Газпромнефть, Башнефтьпродукт и Лукойл. В Карелии ситуация аналогичная – всего четыре АЗС, местоположение – 404, 478, 716, 860 километры. На финальном участке пути заправок и вовсе три – 1260 и 1263 километры.
Заключение
Автомагистраль Р-21 «Кола» используется автолюбителями для того, чтобы насладиться красотой северо-западной части России. С ее помощью также можно отправиться в Европу, шоссе переходит в Е10 как раз на границе с Норвегией.
Путь к северному сиянию или самая главная дорога к русскому северу — трасса Р-21 «Кола»
Федеральная трасса Р-21 «Кола» названа в честь реки, протекающей на Кольском полуострове. Берет она свое начало в Санкт-Петербурге, пересекает северный полярный круг и тянется до поселка Борисоглебский близ границы с Норвегией. Это самая северная в мире скоростная автомобильная дорога, длинна ее составляет 1592 км, и она считается одной из красивейших дорог России.
Свое второе название «Путь к северному сиянию» имеет, потому что это самый короткий путь в Заполярье европейской части России. И в сезон тут можно увидеть северное сияние. Эту фотографию, кстати, я делал недалеко от границы Норвегии и Мурманской области.
Трасса начинается в Петербурге и огибает Ладожское озера с южной и восточной стороны. Этот участок дороги, кстати, меня совершенно не впечатлил
Поэтому рекомендовал бы проехать Ладогу с западной и северной части по другой трассе «Сортавала». А-121
В конечном счете «Сортавала» и «Кола» сходятся вместе около поселка городского типа Пряжа в Карелии. Сама трасса очень хорошего качества и регулярно ремонтируется
Участок трассы по Карелии показался идеально прямым
Кстати, на трассе не так много заправок, поэтому советую не игнорировать редкие станции, т.к. до следующей можно уже и не доехать.
Чем дальше на север уходит дорога, тем больше зачаровывает пейзаж: таежные сосны и ели постепенно сменяются редколесьем лесотундры и кустарниками тундры.
Не забудьте остановиться и сфотографироваться около стелы «Полярный круг»
После пересечения полярного круга и границы Мурманской области виды резко меняются.
Плоские и ровные участки уступают место серпантинам и перевалам. И взору открываются виды могущественных Хибин
В Хибины, кстати, тоже советую заехать через дорогу на Кировск и Апатиты
Дальше проезжаем Мончегорск. Этот промышленный город, со стороны выглядевший просто адом. Трубы, выжженая тундра, на которой ничего не растет.
По этой трассе я проезжал летом и осенью. Виды, конечно, в разные времена года отличаются до неузнаваемости.
Осенью мне понравилось намного больше, однообразная зелень сменяется яркими красками.
Траффик, кстати, на трассе достаточно свободный. И с обгонами фур проблем особых не возникало
Еще немного и мы в Мурманске, но на Мурманске трасса не заканчивается
а пересекает Кольский залив и тянется дальше в сторону Норвегии. Это второй по величине мост за Полярным кругом, его длина через Кольский залив 1 километр 611 метров 65 сантиметров и 5 миллиметров.
Мне кажется, самая живописная часть трассы «Кола» начинается именно за Кольским заливом
Иногда возникало ощущение, что я попал в Норвегию, по которой путешествовал несколько лет назад.
На реке Титовка проходим КПП, это уже приграничная зона. Дальше поворот на полуострова Рыбачий и Средний, а если ехать прямо, то Норвегия.
Ну как вам путешествие по трассе «Кола»? Можем поставить ее в ряд самых красивых трасс России?
О моих актуальных путешествиях можно узнать инстаграма
Трасса P-21 «Кола» Санкт-Петербург — Мурманск
Р-21 «Кола» (до 2018 года одновременно применялся прежний учётный номер М-18) — автомобильная дорога общего пользования федерального значения Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — Борисоглебский (граница с Норвегией).
Трасса с хорошим дорожным покрытием и множеством живописных видов. По всей протяженности дороги в достаточном количестве присутствуют кафе, стоянки. Трасса проходит своевременный ремонт на испортившихся участках, также реконструируют мосты через водные преграды. На отдельных участках, где движение ограничено одной полосой, могут стоять реверсивные светофоры. Заторы не образуются благодаря небольшому трафику.
КОЛИЧЕСТВО ПОЛОС
Первые 50 км от Санкт-Петербурга идет 4 полосы, далее 2 полосы для движения, по одной в каждую сторону. На отдельных участках предусмотрена дополнительная полоса для обгона.
СОСТОЯНИЕ
Качество дорожного покрытия не создает трудностей для проезда. Дорога регулярно ремонтируется и содержится в хорошем состоянии. Единственное замечание — это качество обочин, на которых образуются небольшие щербины. Желательно съезжать с дороги аккуратно, предварительно сбросив скорость.
ЗАПРАВКИ
26 км — Лукойл (в/из Санкт-Петербурга, кафе (по правой и левой сторонам))
137 км — Лукойл (в Санкт-Петербург)
139 км — Газпром (из Санкт-Петербурга)
186 км — Лукойл (из Санкт-Петербурга)
1322 км — Лукойл (в Мурманск)
Автодорога «Кола» включила в себя бывшую автодорогу А138 Мурманск — Печенга и участок бывшей дороги Р10 Лиинахамари — граница с Финляндией.
Из Петербурга в Заполярье. Путешествие по трассе «Кола» – главной дороге русского Севера
Текст: Алексей Сабельский; фото: Александр Кириллов
29 января 2020 года. Последнее обновление: 1 июня 2020 года
Автодорога Р-21 «Кола» длиной более 1,5 тысяч километров пересекает Ленинградскую область, Республику Карелия, Полярный круг, Кольский полуостров и несколько природных зон. Она соединяет Санкт-Петербург и Мурманск – крупнейший заполярный город-порт в мире. Ее можно назвать главной дорогой русского Севера.
Корреспондент Настоящего Времени Алексей Сабельский и фотограф Александр Кириллов убедились, что это еще и одна из самых живописных дорог России. В то же время природная красота соседствует с бедностью и нежеланием людей оставаться жить на Севере.
Еще в середине XX века до Мурманска можно было добраться только по грунтовке. Асфальтовое полотно начали строить в начале 1960-х, а завершили спустя 20 лет, в 1981 году. За качественное покрытие, слабую загруженность и виды эту дорогу полюбили российские автопутешественники. Но окружающее пространство до сих пор мало похоже на туристический рай.
От Санкт-Петербурга «Кола» устремляется сначала на восток и пересекает Неву, потом огибает Ладожское озеро, мимо Новой Ладоги. Путешественников чаще привлекает находящаяся на реке Волхов Старая Ладога. Она находится в нескольких километрах к югу от «Колы». Некоторые историки называют Старую Ладогу первой резиденцией Рюрика, которого новгородцы призвали на княжение в 862 году. Другие исследователи считают, что Ладога была лишь временной, хоть и затянувшейся на два года, остановкой князя на пути в Новгород.
В 1703 году появился не только Санкт-Петербург, но и Новая Ладога. Большинство жителей Ладоги, которая превратилась в Старую Ладогу, переехало в новый город, и гипотетическая древнейшая столица Руси стала селом.
Далее дорога ведет мимо Сясьстроя, где поворачивает на север, в Карелию.
Лагерная республика
Республика Карелия целиком состоит из диких таежных пейзажей и депрессивных городов. Часть из них получили приставку «моно-«. Исключение составляет лишь столица республики Петрозаводск, которая выглядит как типичный региональный центр европейской части России.
При упоминании советской лагерной системы в первую очередь возникают ассоциации с Колымой и сибирскими лагерями. Но Карелия тоже была крупным центром лагерной жизни. Перед началом Второй мировой войны в тюрьмах и лагерях Карелии находилось 86 тысяч заключенных. Всего же в Карелии по переписи 1939 года жило около 469 тысяч человек.
Под Мурманском рухнул единственный железнодорожный мост, который соединял регион с остальной Россией
1 июня 2020 года в Мурманске на северо-западе России обрушился железнодорожный мост через реку Кола.
В 1930-е годы подневольный труд определил дальнейшее экономическое развитие республики. Заключенные строили целлюлозно-бумажный комбинат в Сегеже, морской порт в Беломорске, гидроэлектростанции, лесозавод в Медвежьегорске, никелевый комбинат в Мончегорске Мурманской области и другие объекты. Стройка, которую знают все, – Беломорско-Балтийский канал, или просто Беломорканал.
Но в нулевые годы самым известным городом Карелии стала Кондопога – 30-тысячный моногород, жизнь которого зависит от благополучия местного целлюлозно-бумажного комбината. В 2006 году здесь начались массовые беспорядки после убийства двух человек группой мужчин из чеченской диаспоры. Унимать протестующих приехал ОМОН из Петрозаводска.
Кондопога
Кондопога
Центральное управление БелБалтЛага находилось в Медвежьегорске, на северо-западном побережье Онежского озера. Сейчас в этом городе живет 14 тысяч человек и в городской черте до сих пор действует исправительная колония. Возможно, из-за близости к лагерным понятиям у части жителей сформировался специфический юмор.
На въезде в город со стороны «Колы» (3 км от дороги) расположена лавка Александра Бобылева. Он утверждает, что в прошлом был крупным предпринимателем, но вследствие произвола властей все потерял. Теперь он торгует фермерскими и промысловыми продуктами: форелью, раками и мясом. Александр повесил объявления скабрезного содержания о том, что мусорить разрешается, но только если человек не дорожит своей репутацией в соответствии с местными понятиями.
Медвежьегорск
Медвежьегорск
– Ну смотрите, разве видите вы здесь хоть один окурок? – отвечает он на недоумение корреспондента Настоящего Времени.
В 12 километрах к востоку от Медвежьегорска находится захоронение Сандармох. Во времена Большого террора здесь расстреляли и захоронили более 9,5 тысяч человек: спецпоселенцев, строителей Беломорско-Балтийского канала, заключенных и репрессированных. Недавно вокруг этого места разгорелись дискуссии о допустимости поиска советских военнопленных, убитых финскими войсками. Член общества «Мемориал» Юрий Дмитриев раскритиковал эту идею как попытку дискредитировать мемориал.
Жители Медвежьегорска рассказывают, что школьниками многие из них ежегодно ездили в Сандармох убирать территорию и слушали в школе рассказы о жертвах Большого террора.
«Люди приезжают ухаживать за этим местом. Мы со школы ездили сюда каждый год и занимались уборкой – субботник устраивали. Нам на уроках рассказывали о событиях, которые здесь происходили, о том, что заключенных расстреливали: выстраивали в шеренги перед ямой», – вспоминает жительница Медвежьегорска Екатерина Муранова.
«Есть ощущение, что возвращается то время, но это не только здесь, а по всей стране так. Людей ущемляют в основных, базовых правах: свобода мысли, свобода самовыражения, свобода слова. Даже в Конституции написано, что человек имеет право выражать свои мысли свободно. Но в реальности за любое неправильное слово получаешь тюремные сроки и штрафы», – рассуждает она.
«Доставай все, что у тебя есть». Как анархистку и молодую мать из Карелии обвиняют в «оправдании терроризма»
Безлюдный север
Участок пути через Карелию длиннее, чем представляешь его перед поездкой. Особенно между городами Медвежьегорск и Кандалакша. Редкий транспорт, бесконечная тайга и 500 километров ровного асфальта убаюкивают и заставляют останавливаться, чтобы взбодриться. Скрашивают путь озера, реки и рукотворные каменные коридоры. Последние особенно популярны у туристов. На скалах и камнях можно прочитать приветы со всех уголков страны. Что любопытно, не нашлось ни одного матерного слова. Очень часто встречаются пирамидки из камней, иногда очень большие, сделанные дорожниками с помощью экскаватора. Особенно много их у знака «Полярный круг» на севере Карелии.
Беломорск
Беломорск
Север Карелии безлюден. Редкие населенные пункты находятся в стороне от трассы. Крупнейший сервис бронирования гостиниц Booking.com не знает города Сегежа и при соответствующем запросе показывает результаты поиска по соседнему Беломорску.
Из Беломорска и Кеми можно отправиться на Соловки, благодаря которым эта часть Карелии и интересна туристам. Повидать Спасо-Преображенский монастырь и вернуться обратно на теплоходе стоит более 3000 рублей. Сами же города не похожи на крупные туристические центры. Растянувшись на несколько километров вдоль дороги от «Колы» до Белого моря, Кемь встречает гаражами и грудами старого строительного материала. Рядом с ними стоят новые дома, построенные для переселяющихся из ветхого жилья. Жители Кеми остаются на малой родине неохотно. С 1992 года население города снизилось с 18 до 10 тысяч человек. Они работают в пищевой отрасли и обслуживающим персоналом на транспорте и в энергетике.
Кемь
Кемь
Кемь
«Кто хочет работать, тот работу всегда найдет, – считает хозяин одного из гостевых домов на берегу Белого моря в Кеми. – Возможности есть, а если только говорить, как все плохо, то ничего хорошего не выйдет».
Он лично встречает гостей даже в час ночи, дожидаясь их в кафе-столовой. А с утра он уже на работе и сам занимается уборкой комнат. Вокруг гостевого дома – ярко-зеленый газон, неподалеку стоит свежее здание. Подобный бизнес можно найти в каждом карельском городке, и он резко контрастирует с окружающим пространством.
Два региона – два мира
Наличие людей на трассе «Кола» ей, скорее, вредит, считает житель Старой Руссы Николай Захаров: «Нигде, как в Карелии на трассе «Кола», я не видел таких обочин. Все тонет в мусоре и, извините, говне. Даже на трассе М-4 «Дон» ситуация с мусором лучше. Мы, бывает, останавливаемся, чтобы переночевать в палатке, но поставить ее иногда просто некуда».
Николай десять лет подряд ездит на Кольский полуостров, чаще всего на машине. У него свой маленький бизнес: каждое лето работает гидом и водит туристов в походы по Хибинам, Ловозерским тундрам, к побережью Белого моря и в окрестности Териберки. В 2019 году он впервые сел за руль и проехал трассу от Санкт-Петербурга до Мурманска за рулем своей «четверки».
«Лично для меня трасса «Кола» – это большой и приятный путь на Кольский полуостров, который я люблю всей душой. В моей памяти дорога отождествляется с Кольским полуостровом, и к ней я проникся всеми фибрами души. Каждый год я ее воспринимаю по-новому. Я начал ездить по ней десять лет назад еще не за рулем. В 2010 году она была вся в ремонте, и когда мы ехали, то постоянно стояли в пробках. В итоге ее сделали, мы поехали по новой, гладкой трассе. И в 2019 году я наконец-то впервые проехал ее за рулем и смог оценить ее как водитель», – говорит Николай.
Карелию гид недолюбливает и называет «чрезмерно раскрученной» по сравнению с более живописным Кольским полуостровом.
Первый довольно крупный город Мурманской области – Кандалакша. За ним как раз начинается Кольский полуостров и резко меняется пейзаж. Окружающее пространство все больше напоминает Крайний Север: средняя тайга резко сменяется зоной северной тайги, а на возвышениях – лесотундрой. Вскоре перед глазами возникают Хибины и Мончетундры. Между ними, мимо Мончегорска, и пролегает дальнейший путь. До Мурманска остается совсем немного.
Мончегорск
Мончегорск
Мончегорск
Внешний вид дикой природы Кольского полуострова обманчив. Кольский – это не только красивые пейзажи, но и грязные производства. Жители Норвегии у границы с Россией страдают от вредных выбросов производства никеля в городе Заполярный. Но заметнее всего влияние производства на природу в районе Мончегорска: выжженная земля и мертвый лес напротив корпусов предприятия Кольской горно-металлургической компании, «дочки» «Норникеля».
Осенний Кольский удивляет капризной погодой. И чем севернее, тем капризнее. Каждые полчаса дождь сменяется солнцем или порывами ветра, а на сопках уже в сентябре идет снег. В окрестностях Мурманска тучи ходят низко и нередко стелются туманом между сопками, очень часто возникает радуга.
Мурманск
Мурманск
Мурманск
Мурманск
Мурманск
«Кола», мягко говоря, не изобилует заправками, поэтому лучше заправляться наперед, не дожидаясь опустошения бака. Особенно остро этот вопрос стоит в Териберке: 120 километров преимущественно на северо-восток от «Колы» и окрестностей Мурманска – и ни одной АЗС. Местные жители не против помочь нуждающимся – по цене 100 рублей за литр. Но если повезет, можно познакомиться и с теми, кто зальет несколько литров по себестоимости.
«Живой Левиафан задавит Териберку». Как живет поселок спустя пять лет после выхода фильма Звягинцева
Прообразом города Прибрежный в «Левиафане» стало село Териберка, о котором благодаря фильму и скандалу вокруг него узнали многие россияне. Корреспондент Алексей Сабельский и фотограф Александр Кириллов побывали в поселке и посмотрели, как там живут люди спустя пять лет после выхода культового фильма
Идентичность, депопуляция и заброшки
Недавно избранный губернатор Мурманской области Андрей Чибис во время избирательной кампании использовал лозунг «На Севере – жить», который стали раскручивать как новый бренд территории. Но жить пока не очень получается. За последние 30 лет регион потерял треть населения. Меньше миллиона человек проживало уже в 1998 году, а сейчас численность населения не достигает и 750 тысяч.
Как и из любого региона Крайнего Севера, из Мурманской области люди стремятся уехать целыми семьями. Благодаря той же «Коле», железной дороге и авиасообщению связи с регионом можно не рвать, поэтому решиться легко. Уезжают в другие города Северо-Запада и центрального региона России, в Подмосковье и Санкт-Петербург. Едут не столько за работой (она есть и в Мурманске), сколько за солнцем и летом. Особенно стремительно пустеют небольшие города, поселки и бывшие ЗАТО. Старые производственные и складские помещения, сараи и жилые дома вокруг Мурманска, вдоль дороги «Кола» и побережья Баренцева и Белого морей превращаются в груду металла и строительных материалов.
Апатиты и Кировск
Апатиты и Кировск
Апатиты и Кировск
Апатиты и Кировск
И поэтому тем более удивительно, что уехавшие даже в раннем возрасте продолжают ощущать себя частью Севера, всячески подчеркивая приспособленность к условиям сурового климата. Дождливый Санкт-Петербург для них – южный город. Свое присутствие северяне обозначают, например, наклейками на машинах: с медведями, северным сиянием и указанием города, из которого они родом. Нередко такие машины можно увидеть в Санкт-Петербурге, а в городах Мурманской области это массовое явление.
Тем временем дорога, пересекая новую красивую развязку на окраине областной столицы, поворачивает на запад, идет по северной тайге, тундре (иногда абсолютно голой) и сопкам. За 200 км километров до границы с Норвегией, где и заканчивается Р-21, есть только один туалет с придорожным кафе – в поселке Старая Титовка. Пропустил его – терпи до Норвегии.
Мы – телеканал «Настоящее Время». Мы делаем яркие видео, рассказываем о важных новостях и злободневных темах, готовим интересные репортажи и передачи – смотрите нас на спутнике, в кабельных сетях и в интернете. Каждый день мы присылаем дайджест всего, что нужно знать, одним письмом, а также превращаем цифры в понятные истории.