код фнн что это такое
Каталог предметов снабжения Вооруженных Сил России как объект межведомственного информационного взаимодействия
В рамках научно-деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2019» состоялся круглый стол на тему «Роль и место каталога предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации в системе управления жизненным циклом оборонной продукции».
Тема дискуссии представляется актуальной, поскольку в настоящее время активно развивается система управления жизненным циклом оборонной продукции, происходит внедрение технологий компьютерного проектирования и электронного моделирования, переход к разработке конструкторской документации на ВВСТ в виде электронных документов. Все это обусловливает необходимость иметь единую информационную платформу, базовым элементом которой служит идентификатор предмета снабжения. На сегодняшний день нет единого понимания, какой именно информационный массив предметов снабжения следует выбрать как эталонный. При этом единственным наиболее достоверным и нормативно закрепленным источником информации об образцах вооружения и военной техники, их составных частях, комплектующих и материалах является каталог предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Система каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации изначально (с 1994 года) создавалась как самостоятельная система, организационно относящаяся к Министерству обороны Российской Федерации. Поэтому даже когда в 2017 году постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2017 г. №145 фактически была отменена федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (ФСКП), работа по ведению каталога предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации не прекратилась.
В настоящий момент правовую основу ее функционирования составляют:
– введенный с 1 октября 2017 г. «Порядок организации работ по каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации»;
– приказ Минпромторга и министра обороны РФ от 29 июня 2017 г., регламентирующий порядок взаимодействия министерств при разработке, производстве и применении ЭКБ для РЭА ВВТ;
– действующие нормативно-технические документы системы каталогизации предметов снабжения ВС РФ: 17 военных стандартов ГОСТ РВ 0044-001 – 0044-019, 10 рекомендаций по каталогизации Р 50.5.001 – Р 50.5.009, Р 5.1.039-2002;
– классификационная основа каталога ‑ Единый кодификатор предметов снабжения ЕКПС ЕК 001-2014.
В настоящее время каталог содержит сведения о предметах снабжения ВС РФ и насчитывает около 400 000 позиций. В каталоге содержатся следующая важнейшая информация:
– данные о разработчике (изготовителях, поставщиках) предметов снабжения ВС РФ;
– данные о составе и входимости, что позволяет полностью прослеживать кооперацию;
– непосредственно сами каталожные описания – набор установленных органами военного управления тактико-технических характеристик и их значений. Этот набор формируется на основе специальных форматов описаний предметов снабжения (СФО) – это нормативный документ Минобороны России, содержащий систематизированный перечень характеристик, присущих однородной группировке продукции. Описание однотипных предметов снабжения при помощи единого перечня характеристик дает возможность провести сопоставительный анализ однородных предметов снабжения, в результате чего можно выявлять образцы, составные части и комплектующие с наилучшими тактико-техническими характеристиками или, наоборот, устаревшие предметы снабжения. Иными словами, можно управлять номенклатурой предметов снабжения;
– иллюстрационные материалы, которые помогают правильно идентифицировать и классифицировать предметы снабжения, а кроме того, делают сам каталог более наглядным и привлекательным.
Средняя скорость пополнения каталога на сегодняшний день составляет порядка 10 000 позиций в год (это около 25 позиций ежедневно), и по мере наполнения каталога растет интерес к его использованию (рис. 1).
Рис. 1. Динамика наполнения каталога предметов снабжения ВС РФ за период 2015–2019 гг.
На сегодняшний день в число основных потребителей каталога входят:
– заказывающие и довольствующие органы военного управления;
– научно-исследовательские организации Минобороны России, использующие каталог при формировании предложений в проект государственного оборонного заказа: в целях исключения дублирования новых разработок, а также при разработке проектов технических заданий на новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
– организации промышленности: в целях формирования кооперации, определения надежных поставщиков составных частей и комплектующих, а также в качестве рекламы своей продукции для новых потребителей и поиска рынка сбыта.
В соответствии с Регламентом взаимодействия между Минобороны России и Федеральной службой охраны Российской Федерации от 21 июля 2016 г. сведения из каталога предметов снабжения ВС РФ ежегодно передаются в государственную автоматизированную систему оценки финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа (ГАС ГОЗ).
Кроме того, с учетом того, что ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России выполняет функции Межгосударственного центра каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), сведения из каталога предметов снабжения ВС РФ используются для наполнения Межгосударственного каталога предметов снабжения вооруженных сил государств-членов ОДКБ.
Рис. 2. Участники информационного взаимодействия
На круглом столе форума «Армия-2019» обсуждались проблемные вопросы, связанные с нормативно-правовым обеспечением системы каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации, с применением каталога в практике обоснования и реализации государственной программы вооружения, использованием его в целях информационной поддержки системы управления жизненным циклом оборонной продукции, и, конечно, вопросы создания Федеральной системы каталогизации продукции.
Интегрированные структуры и организации оборонно-промышленного комплекса делились своим опытом организации работ по каталогизации своей продукции. Но особо остро обсуждался вопрос межведомственного информационного взаимодействия в части обмена каталожными данными о предметах снабжения в отсутствие Федеральной системы каталогизации, на котором хотелось бы остановиться подробнее.
Проведенный анализ первого года реализации новой государственной программы вооружения на 2018–2027 гг. показал наличие ряда проблем, обусловленных недостаточной информированностью организаций оборонно-промышленного комплекса о существующих образцах вооружения и военной техники, их составных частях и комплектующих, электро-радиоизделий (ЭРИ), электронной компонентной базы (ЭКБ) и материалов, в том числе, отечественного производства. Информационный вакуум создает трудности для организаций промышленности в поиске надежных поставщиков составных частей и комплектующих при проведении мероприятий по производству, ремонту и сервисному обслуживанию образцов вооружения и военной техники.
Выход из сложившейся ситуации организации промышленности находят в использовании различных частных промышленных каталогов. Однако такие каталоги не позволяют решать задачи в полном объеме (как исполнителям ГОЗ, так и органам военного управления) при планировании и контроле хода реализации ГОЗ, поскольку главная цель частных промышленных каталогов – реклама выпускаемой производителями продукции.
Основные причины следующие:
– неполнота и недостаточность сведений о номенклатуре выпускаемой продукции и составных частях изделий, имеющих самостоятельную поставку в сферу эксплуатации;
– отсутствие стандартного описания продукции. Информация из различных каталогов, даже по родственным изделиям, в большинстве случаев несопоставима как по форме, так и по содержанию. Однотипную продукцию зачастую описывают различные наборы показателей, что затрудняет проведение сравнительного анализа и оценки качества;
– неполный охват каталогами всех видов и уровней разукрупнения продукции и отсутствие единой системы проведения работ по созданию и применению каталогов;
– использование устаревших и ошибочных данных о продукции и ее изготовителях (вследствие эпизодического характера выпуска каталогов) и др.
Это создает потребителю затруднения в том, чтобы сделать обоснованный выбор продукции, для которого необходима всесторонняя оценка затрат как на ее приобретение, так и на обеспечение ее эксплуатации.
Так, например, в интересах АО «Объединенная судостроительная корпорация» создана информационно-справочная система ведения базы данных запасных частей, инструментов и принадлежностей к продукции военного назначения. На сегодняшний день база данных системы содержит информацию примерно о 350 тыс. позиций ЗИП по 36 проектам кораблей и подводных лодок. Информационное взаимодействие таких частных каталогов, как в АО «ОСК», с каталогом предметов снабжения ВС РФ позволило бы синхронизировать оба информационных массива и увеличить объем каталога предметов снабжения ВС РФ за счет новых сведений.
Однако такое взаимодействие возможно только при соблюдении ряда условий:
Только при соблюдении всех этих условий возможна организация межведомственного информационного взаимодействия. К сожалению, далеко не все ведомственные каталоги, включая каталог АО «ОСК», содержат информацию о предметах снабжения, описанную по единым правилам, то есть в соответствии со стандартными форматами описаний. Это обусловливает необходимость проведения работ по каталогизации предметов снабжения ВС РФ в соответствии с правилами Минобороны России (ГОСТ РВ 0044–015-2012). И получается, что желание взаимодействовать вроде бы есть, но на практике наладить сотрудничество не удается.
Однако есть и положительный опыт информационного взаимодействия. В соответствии с Решением о порядке организации обмена каталожными данными предметов снабжения экспортируемой продукции военного назначения в интересах формирования разделов каталога предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным заместителем министра обороны Российской Федерации Ю. Борисовым 27 июня 2014 г., между ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России и ОАО «Рособоронэкспорт» реализуется информационное взаимодействие по обмену сведениями о предметах снабжения, которое преследует две цели. Первая – пополнение каталога предметов снабжения ВС РФ за счет каталогизации предметов снабжения экспортируемой продукции военного назначения. Вторая – снижение нагрузки на организации промышленности по выполнению работ по каталогизации экспортируемой продукции, которая закупается для нужд Минобороны России, то есть снимается необходимость проведения «двойной» каталогизации.
Следует отметить, что отечественный идентификатор предмета снабжения ФНН (федеральный номенклатурный номер) по своей структуре соответствует аналогичному идентификатору в системе каталогизации НАТО – NSN (NATO Stock Number) – это 13-значный номер, где первые четыре цифры означают класс предмета снабжения в соответствии с классификатором.
Таким образом, можно сказать, что в части экспортируемой продукции (которая также закупается и для нужд Минобороны России) каталог предметов снабжения ВС РФ гармонизирован с системой каталогизации НАТО, но в то же время он независимый. Справедливости ради нужно отметить, что, учитывая различную терминологию, используемую в названии классов Единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд (ЕК 001-2014) и классификатора НАТО (AcodP-2, AcodP-3), порой возникают сложности при классификации предметов снабжения. Эту задачу можно решить путем уточнения структуры каталога предметов снабжения ВС РФ и включения новых уникальных наименований.
Что касается практики использования информационных ресурсов каталога предметов снабжения ВС РФ в интересах федеральных органов исполнительной власти, других органов государственного управления, госкорпораций, интегрированных структур и прочих организаций, – здесь работа может быть построена двумя способами.
Первый заключается в периодическом экспорте каталога предметов снабжения ВС РФ во внешнюю автоматизированную систему, где в случае необходимости к предметам снабжения подгружаются дополнительные атрибуты. Так, например, органы исполнительной власти, чья деятельность связана с мониторингом цен на предметы снабжения ВС РФ, могут в своей системе вести необходимые стоимостные характеристики. Главное – идентификатор предметов снабжения ВС РФ будет единым: это федеральный номенклатурный номер (ФНН). По такому принципу реализовано информационное взаимодействие с государственной автоматизированной системой оценки финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа (ГАС ГОЗ).
Этот программный комплекс позволяет интегрировать в единую сеть всех участников процесса каталогизации предметов снабжения ВС РФ и дать им возможность не только наполнять каталог предметов снабжения ВС РФ в соответствии с установленными Минобороны России правилами, но и эффективно решать различные прикладные задачи. Это может быть поиск необходимой информации, проведение в автоматизированном режиме сопоставительного анализа предметов снабжения ВС РФ по различным характеристикам и выбор наилучших по заданным требованиям.
В целом использование ФНН как единственного идентификатора предметов снабжения позволит упростить решение многих задач, связанных с планированием и реализацией ГОЗ, а именно:
– контроль реализуемости программ и планов развития системы вооружения (государственная программа вооружения, государственный оборонный заказ, государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса, планы импортозамещения и др.), а также их согласованное планирование;
– повышение достоверности и полноты исходных данных, используемых для построения военно-технических и военно-экономических прогнозов, лежащих в основе программных и плановых документов развития системы вооружения;
– информированность организаций оборонно-промышленного комплекса о существующих предметах снабжения ВС РФ, их составных частях и комплектующих, РЭА и ЭКБ, включая таковые отечественного производства;
– поиск проверенных ближайших поставщиков запасных частей и комплектующих за счет использования единого уникального идентификатора ФНН (сокращение затрат и сроков на поставку, сокращение номенклатуры).
В заключение нужно отметить следующее. Несмотря на то, что различные ведомства, органы государственной власти, военного управления, госкорпорации, интегрированные структуры решают свои частные задачи с использованием своих частных информационных ресурсов, конечная цель у всех одна – повышение обороноспособности страны. И эту цель возможно достичь только при совместном использовании информационных ресурсов, к которым можно отнести каталог предметов снабжения ВС РФ, при организации эффективного межведомственного информационного взаимодействия. Под эффективностью понимается высокая скорость обмена достоверными данными при низких трудозатратах на подготовку экспортируемой информации и обработку импортируемой. Только в этом случае решения о межведомственном информационном обмене, зафиксированные на бумаге, будут реализовываться в повседневной деятельности.
И.П. Андрейков, начальник отдела ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России
А.А. Пьянков, заместитель начальника отдела ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России
1 Область применения
— требования к организации работ по присвоению ФНН;
— порядок присвоения и контроля за присвоением ФНН;
— порядок обмена информацией о присвоенных ФНН между участниками Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.
Положения настоящих рекомендаций применяют при проведении работ по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.
2 Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 51725.0-2001 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Комплекс нормативных документов по каталогизации. Общие положения
ГОСТ Р 51725.2-2001 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Термины и определения
3 Определения, обозначения и сокращения
3.1 В настоящих рекомендациях применены термины и определения, приведенные в ГОСТ Р 51725.2.
3.2 В настоящих рекомендациях использованы следующие обозначения и сокращения:
4 Общие положения
4.1 ФНН присваивают с целью однозначной идентификации продукции в ФСКП, как ПС для федеральных государственных нужд.
4.2 ФНН представляет собой тринадцатиразрядный цифровой код, присваиваемый после идентификации ПС, состоящий из трех блоков и имеющий следующую структуру:
4.2.1 Первые четыре разряда ФНН соответствуют номеру класса предметов снабжения, установленному в ЕКПС по Р 50.5.002 [ 1 ].
5 Порядок присвоения ФНН
5.1 ФНН присваивают:
— центры каталогизации государственных заказчиков;
— Федеральный центр каталогизации.
5.2 Перечень федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку и ведение разделов федерального каталога продукции, устанавливается в ЕКПС.
5.3 Центр каталогизации государственного заказчика может назначать ФНН только тем ПС, которые соответствуют классам ЕКПС, за которые он назначен ответственным федеральным органом исполнительной власти.
5.4 Федеральный центр каталогизации присваивает ФНН для классов ЕКПС, которые закреплены за Госстандартом России.
5.5 Спорные вопросы по отнесению ПС, подлежащих каталогизации, к конкретным классам ЕКПС, возникающие между центрами каталогизации государственных заказчиков, решаются Федеральным центром каталогизации.
5.6 Федеральный центр каталогизации распределяет между центрами каталогизации государственных заказчиков серии непересекающихся учетных номеров идентификации ПС для присвоения им ФНН.
5.7 Исходной информацией для присвоения ФНН является КО, разрабатываемое в соответствии с требованиями Р 50.5.003 [ 2 ].
5.7.1 Перед присвоением ФНН КО должно пройти входной контроль, при котором проводят проверку наличия в КО значений характеристик ПС, в соответствии с требованиями СФО.
5.7.2 По результатам входного контроля КО центр каталогизации государственного заказчика (Федеральный центр каталогизации) принимает решение о:
— запросе дополнительных уточняющих сведений;
— возврате на доработку КО, как не соответствующего установленным требованиям.
5.8 Процесс присвоения ФНН включает следующие этапы:
— проверку правильности выбора утвержденного наименования ПС;
— проверку правильности классификации ПС;
— проведение сопоставительного анализа ПС;
— присвоение учетного номера идентификации ПС.
5.8.1 Проверку правильности выбора утвержденного наименования предмету снабжения осуществляют согласно Р 50.5.007 [ 3 ].
При отсутствии подходящего (совпадающего по определению) утвержденного наименования ПС в Перечне утвержденных наименований предметов снабжения, центр каталогизации готовит и направляет в Федеральный центр каталогизации предложения по дополнению Перечня утвержденных наименований предметов снабжения и разработке СФО.
5.8.2 Проверку правильности классификации ПС осуществляют с использованием ЕКПС. Если в процессе проверки центр каталогизации определил принадлежность ПС к классу ЕКПС, закрепленному за другим центром каталогизации, КО должно быть направлено для присвоения ПС ФНН в этот центр каталогизации.
5.8.3 При сопоставительном анализе заявленного для каталогизации ПС проводят его сравнение с аналогичными ПС, учтенными в Федеральном каталоге продукции. При сопоставительном анализе поиск аналогичных ПС проводят ссылочным и (или) описательным методами.
5.8.3.1 При ссылочном методе анализ проводят путем сравнения сведений о каталогизируемом ПС с данными зарегистрированных ПС в соответствующем разделе Федерального каталога по следующим характеристикам:
— ссылочный номер (обозначение чертежа, шифр, индекс, марка, исполнение и др.);
— ссылочный документ (стандарт, технические условия);
— сведения о предприятии-изготовителе (поставщике).
5.8.3.2 При описательном методе сопоставительный анализ проводят по всем характеристикам, установленным в СФО.
5.8.3.3 По результатам сопоставительного анализа принимают решение о:
— присвоении ПС нового ФНН в случае, если в Федеральном каталоге продукции не выявлено его взаимозаменяемых аналогов;
— распространении на ПС ФНН, ранее присвоенного взаимозаменяемому аналогу;
— отказе в присвоении ФНН.
5.8.3.4 В случае отказа в присвоении ФНН центр каталогизации государственного заказчика должен сообщить заявителю причины или запросить необходимую для идентификации дополнительную информацию о ПС.
Причинами отказа в присвоении ФНН могут быть следующие:
— ПС не является объектом самостоятельной поставки государственному заказчику;
— ПС ранее государственным заказчиком не закупался и не планируется к закупкам в течение года;
— информация о характеристиках ПС требует подтверждения от его разработчика или изготовителя.
5.8.4 Присвоение учетного номера идентификации ПС является заключительным этапом процесса присвоения ФНН.
5.9 Информация о вновь присвоенных ФНН и ранее присвоенных ФНН, распространенных на новые ПС, должна регистрироваться в соответствующих разделах Федерального каталога продукции.
6 Порядок обмена информацией о присвоенных ФНН и контроля за присвоением ФНН
6.1 Сведения о ПС, которым центром каталогизации присвоены ФНН, должны направляться в Федеральный центр каталогизации для формирования сводной части Федерального каталога продукции. Срок представления сведений должен быть не более месяца с момента присвоения ФНН.
6.3 Если какие-либо сведения из указанных в 6.2 являются государственной или коммерческой тайной, состав направляемых данных может быть ограничен по согласованию между центром каталогизации государственного заказчика и Федеральным центром каталогизации.
6.4 Федеральный центр каталогизации в течение месяца после получения от центра каталогизации государственного заказчика сведений о присвоенных ФНН проводит проверку:
— правильности отнесения идентифицированных ПС к классам ЕКПС;
— соответствия использованных наименований перечню утвержденных наименований ПС;
— правильности примененных для идентификации ПС ссылочных документов по указателям действующих нормативных документов по стандартизации;
— дублирования для одинаковых ПС вновь присвоенных ФНН с присвоенными ранее и включенными в Федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд.
6.5 По результатам проверки и согласования сведений о присвоении ФНН, полученных от центра каталогизации государственного заказчика, Федеральный центр каталогизации сообщает центру каталогизации:
— о согласовании присвоения ФНН;
— об отказе в согласовании присвоения ФНН, как дублирующего ранее присвоенный ФНН аналогичному ПС;
— о принятии (или отклонении) предложений центра каталогизации государственного заказчика по включению новых наименований в перечень утвержденных наименований ПС;
— о необходимости уточнения сведений об идентифицированном ПС в части ссылочных номеров, ссылочных документов, предприятий-изготовителей (поставщиков).
6.6 Публикация и использование вновь присвоенных центром каталогизации ФНН до получения согласования от Федерального центра каталогизации не допускается.
6.8 Федеральный центр каталогизации предоставляет центру каталогизации государственного заказчика необходимую информацию из Федерального каталога продукции для проведения работ по присвоению ФНН.
6.9 Порядок обмена информацией между центрами каталогизации одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти может регламентироваться внутриведомственными и межведомственными положениями, разработанными с учетом требований ГОСТ Р 51725.0.
ПРИЛОЖЕНИЕ
(справочное)
Библиография
Ключевые слова: Федеральная система каталогизации продукции, предмет снабжения, федеральный номенклатурный номер предмета снабжения, каталожное описание предмета снабжения
Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Федеральные номенклатурные номера предметов снабжения. Правила присвоения
Обозначение: | Р 50.5.005-2002 |
Название рус.: | Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Федеральные номенклатурные номера предметов снабжения. Правила присвоения |
Статус: | действует |
Дата актуализации текста: | 05.05.2017 |
Дата добавления в базу: | 01.09.2013 |
Дата введения в действие: | 01.01.2003 |
Утвержден: | 18.04.2002 Госстандарт России (Russian Federation Gosstandart 157-ст) |
Опубликован: | ИПК Издательство стандартов (2002 г. ) |
Ссылки для скачивания: |