бугабашская икона божьей матери история
Храм великомученика Димитрия Солунского
В посёлке Восточный
7 декабря — Бугабашская икона Божией Матери
Эта икона, высеченная на камне, – единственная из всех чудотворных икон Уфимской епархии, сохранившихся в подлиннике.
По иконографии относится к типу Одигитрия и повторяет Смоленскую икону Божией Матери. Рядом с Богородицей изображены Василий Великий (справа) и Николай Чудотворец (слева).
Как гласят народные предания, явилась икона в чувашском селе Бугабаш Уфимской губернии во второй половине ХIX века.
Чудотворная икона Смоленской Божией Матери избрала Своим уделом чувашскую деревню Бугабаш Уфимской губернии, а в ней Богородицкий Одигитриевский женский монастырь. В этом богатом различными наречиями крае Милосердная Богоматерь собирает под Своим Покровом людей разных национальностей православного вероисповедания.Точная дата явления Святой иконы пока не установлена и невстречается в печатных трудах, но народные предания относят это знаменательное событие ко второй половине 19 века. Образ Смоленской Божией Матери Одигитрии известен в русском Православии прежде всего как Путеводительницы и Покровительницы воинства. К Ее помощи и защите не раз прибегали русские воины в трудные дни нашествия иноземных захватчиков на землю Российскую, и Она всегда спасала наши города и веси от чужеземных врагов. Оказывает Она свою всемилостивую помощь и в других бедах. Возможно, потому в народных сказаниях среди крестьян-бугабашцев и среди тех, кто общался с последними монахинями Богородицкого Одигитриевского монастыря села Бугабаша, до сих пор передается из поколения в поколение устное предание о явлении чудотворной иконы Смоленской Божией Матери.
Во второй половине 19 века возвращался солдат Тит Петрович Табаков из чувашской деревни Бугабаш, находившейся в имении земского врача Филиппа Стельмаховича, с фронта через Смоленскую землю. (Имеется в виду, видимо, Русско-турецкая война 1877-78 гг. на Балканах, где русские войска покорили Шипку). И решил Тит Табаков со своими несколькими однополчанами посетить Святое место, где находилась икона Смоленской Божией Матери, поклониться Ее образу, поблагодарить за победу и за то, что возвращаются домой в полном здравии. На память решили со святого места, из реки Смоленки, взять по камешку. Присмотрел себе Тит недалеко от берега небольшой камешек, наклонился, взял его, а камень-то довольно увесистым оказался и размеров с добрую толстую книгу. Камень неровный, горбатый, вроде каравая хлеба.
Обман зрения как бы получился. Бросил его Тит, хотел другой, поменьше выбрать, и тут же потемнело у него в глазах. Протер их, все равно ничего не видит, зрения лишился. Испугался, попросил товарищей найти камень. Нашли, подали ему — и прозрел. Положил Тит этот чудо-камень в котомку, и тронулись солдаты в путь.
Дорога к дому была не близкой, многие версты шли пешком. Стал Тит уставать, слабеть от скудной пищи. Чтобы облегчить свою котомку, решил расстаться с камнем. Выложил его на привале, и пошли однополчане дальше. Но облегчения Тит не получил, ачерез короткое время снова потерял зрение. Почувствовал что-то в этом неладное, упросил товарищей вернуться к привалу, забрал камень обратно — и снова прозрел. Вернулся Тит в свою деревню, достал из котомки дорогой камешек, бережно обернул в тряпицу и положил на дно сундука.
Прошло много лет. Тит Петрович уже был женат, уже и пятеро детей росли — два сына и три дочери. Серый камень со Смоленской земли все эти годы так и лежал в сундуке, пока однажды в весенний праздник Николая Чудотворца не собрались жители деревни Бугабаш пойти крестным ходом на Святой родник в Николо-Березовку, что на Каме. Собрался вместе со всеми и Тит Табаков и тут вспомнил о смоленском камне и решил освятить его на Святом роднике. Достал сверток из сундука, развернул тряпицу — и глазам не верит: на камне рисунок проявился.
Стал всматриваться: лик Богородицы Смоленской Одигитрии с Предвечным Младенцем на левой руке. По бокам Божией Матери и Спасителя два каких-то угодника стоят.
После крестного хода и освящения камня поставил Тит образ Пресвятой Богородицы на Божницу, а ночью видит сон: является к нему Богородица и просит, чтобы он обратился с сим Образом на камне за благословением к Уфимскому епископу — поставить на земле бугабашской женский монастырь. Тит стал объяснять, что не сможет он с таким трудным делом справиться: и малограмотен, и опыта никакого нет, земли и денегне знает где взять. А Богородица на все доводы Тита медленно, по слогам, чуть вытянув губы в трубочку, пообещала: «По-мо-гу». Проснулся Тит, рассказал сон жене. Та стала отговаривать, ссылаясь на то, что своей земли у них мало, с неекормиться надо, да и сыновей отделять придется, денег и вовсе негде взять. К тому же, мало ли что во сне приснится. Согласился Тит с женой. Прошло некоторое время, опять явилась Божия Матерь Титу Табакову во сне, напомнила о разговоре. Стал Титснова свои доводы приводить, оправдываться. И снова Богородица медленно, по слогам произнесла: «Про-кор-млю… По-мо-гу…»
Теперь уже не было у Тита сомнения, что именно Царица Небесная явилась ему во сне. Поехал он с сим каменным Образом в Уфу к Владыке, с душевным трепетом все рассказал. Владыка пригласил каменотеса, и тот высек по намеченному рисунку объемный Образ. Вместе со Смоленской Божией Матерью и Младенцем проявились и святые угодники: со стороны Богоматери — Василий Великий, со стороны Спасителя — Николай Чудотворец. Икона получилась по высоте сантиметров 30, по ширине — 22-24. Примерно на расстоянии трех четвертей от нижнего края — небольшой рисунок. Изображение Божией Матери поясное. Лик ее скорбен, между бровей залегли морщинки. Знала Царица Небесная, какая судьба постигнет Россию и Божии церкви в скором будущем, и не могла скрыть своей печали. Возвращаясь из Уфы, Тит Табаков вместе с благословением епископа на строительство монастыря привез с собою ещедесять монахинь — православных чувашек — насельниц будущего монастыря. Помог в богоугодном деле земский врач Филипп Стельмахович, он выделил 30 десятин земли и средства на строительство церкви и монастыря. Внесли свой вклад и верующие окрестных деревень.
Освящен был монастырь в конце 19 века и стал именоваться Богородицким Одигитриевским, а храм воздвигнут воимя Смоленской Божией Матери. Одна из дочерей Тита Табакова постриглась в монахини. И с тех пор из поколения в поколение из рода Табаковых кто-либо из девушек принимал иноческий постриг. Последней из этого рода была монахиня Августа (в миру Александра). От святой иконы с первых дней ее освящения на Никольском роднике стали происходить различные чудеса. Она исцеляла от болезней, лечила бесноватых. Особенно заметная помощь была в глазных недугах, недаром Тит Табаков терял зрение, когда расставался с чудесным камнем. В дни крестных ходов с чудотворной иконой там, где служились молебны, прекращались засухи, эпидемии, пожары. Шли к ней на поклонение русские, мордва, чуваши, марийцы, татары, украинцы. Приход расширялся, материальное положение его улучшалось. У монастыря были свои угодья: пашни, фруктовый сад, озеро, в котором водилось много рыбы, были ферма с коровами,лошади. Монахини всегда содержали и воспитывали при себе девочек-сирот.
Насельницы занимались шитьем, рукоделием, чеканкой и воспитанниц приучали к этому. Монахини сами сделали для своей любимой чудотворной иконы Смоленской Божией Матери на камне серебряно-позолоченный оклад, венцы над Богородицей и Спасителем украсили драгоценными разноцветными камешками. Слава о чудотворениях иконы все больше и дальше распространялась вокруг. К престольному празднику в Бугабаш стекалось множество народа. Теперь служба уже велась на двух языках — чувашском и церковно-славянском. После октябрьского переворота монастырь закрыли. Безбожники, пришедшие к власти, храм опечатали, а Святыню, надругавшись над ней, бросили в подвал. С иконы содрали оклад, разбили кирпичами каменные лики, выкололи им глаза. Выкрал из подвала Святой образ Василий Петрович Павлов, тоже из рода Табаковых. Икону прятали в погребе, потом в сусеке с зерном, в других местах. В 50-х годах храм и монастырь разрушили, и в наши дни только остатки фундамента напоминают о них.
Своего избранного места, села Бугабаш, несмотря на его скромность, Царица Небесная не хочет покидать и не меняет ни на какие роскошные храмы. До 1917 года икону пытались забрать в уфимские церкви. Поставят Ее вечером на аналой, приходят утром — она на полу. А священникам снится Божия Матерь и строго говорит: «Верните Меня в Бугабаш на Мое явленное место!» После войны икону попросили в церковь села Костеева, километрах в 20 от Бугабаша. Но и там она не захотела остаться. Был как-то слепой крестьянке Феодоре из Бугабаша сон: сходит с горы к родному селу Сама Богородица и говорит: «Возьмите меня оттуда, я в Бугабаше явлена. Каждый раз, как вы приходите в Костеево молиться в праздники, я вас потом до полдороги в обратный путь провожаю». Снилась Она и костеевцам, и в 1961 году они сами принесли Святыню в Бугабаш. Чудесный образ долгое время находился в доме Таисии Филипповой, из рода Табаковых.
Чудотворную икону не раз пытались украсть. Но никому это не удавалось. Каждый раз воры подкидывали ее то в дровяную поленницу, то на подоконник, то на крыльцо, а порой не успевали и через порог дома перенести, как чудным образом ее обнаруживали. В последние годы испорченные безбожниками лики святых на иконе восстанавливаются сами по Промыслу Божию. И в день празднования в честь Чудотворной Бугабашской иконы, которое совершается 10 августа вместе со Смоленским образом, со всех уголков страны стекается к ней множество людей со своими прошениями в скорбях и болезнях. Есть свидетельства исцеления людей от слепоты, устроения дальнейшего жизненного пути после молитвы у Чудотворного образа, избавления от смерти некрещенного человека и множество других свидетельств. Всем подает помощь Матерь Божия.
Храм Державной иконы Божией Матери г. Ижевск
Официальный сайт прихода
Поездка к Бугабашской иконе Божией Матери
Бугабашская иконв Божией Матери
Празднуется 10 августа.
Бугабашская икону Божьей Матери представляет собой обычный камень-валун, приблизительно 35 x 25 см., на котором, согласно преданиям, чудесным образом проступил лик Пресвятой Богородицы и двух святых. Справа от неё изображен Василий Великий, а слева — Николай Чудотворец. Необычному внешнему виду святыни соответствует такое же необычное предание о её явления людям.
Точной даты её появления история не сохранила, но, предположительно, это случилось во второй половине XIX века. Возвращался с русско-турецкой войны 1877-78 годов, солдат по имени Тит Петрович Табаков (по другой версии не солдат, а 16-и летний парень). Его путь пролегал через Смоленскую губернию, где на берегу реки Смоленки он с товарищами разбил лагерь. Уходя, он решил взять на память из реки, небольшой камень. Нагнувшись и подняв, он с удивлением увидел, что вытащил из воды настоящий булыжник. Решив выбрать для дороги полегче, он выбросил первый камень, потянулся за другим и неожиданно понял что ослеп. Позванные им товарищи подали ему первый камень, и Тит чудесным образом прозрел. Пришлось нести его домой, в родное село Бугульбаш. Однажды ночью, к нему во сне явилась Богородица, дала ему несколько указаний на счет Волшебного камня и пообещала помощь. Достав камень, старый солдат увидел, что на нем проступили святые лики. С этим камнем Тит отправился в Уфу к Владыке. Владыка повелел лучшему каменотесу создать из камня икону и дал распоряжения на счет Бугабашево. Тит вернулся обратно уже в сопровождении нескольких монахинь, имевших твердое намерение основать в селе женский монастырь.
Освящен монастырь был в 1900 году и стал именоваться Богородицким Одигитриевским. После революции монастырь был разорен, икона была обезображена и утратила драгоценный оклад. Камень выкрал и с угрозой для себя сохранил дома, один из крестьян (кстати, потомок Тита Табакова).В последние годы испорченные безбожниками лики святых на иконе восстанавливаются сами по Промыслу Божию.
В настоящее время икона вернулась в Бугабашский Богородице-Одигитриевский женский монастырь, который находится в стадии строительства.
Наши паломнические поездки в это святое место начались не так давно, всего год назад, но думаю станут традиционными.
СМОЛЕНСКАЯ БУГАБАШСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона вырезана из камня. Иконографический тип «Одигитрия», список со Смоленской иконы Божией Матери. Рядом с Пресвятой Богородицей справа изображен свт. Василий Великий, слева свт. Николай Чудотворец. Единственная из четырёх главных чудотворных икон Уфимской епархии, она не была уничтожена в годы советской власти, а сохранялась среди верующих села Бугабашево.
[ Дальше. ]
Долгое время икона сохранялась жительницей этого села Таисией Филипповой. Пользуясь доступностью иконы, её неоднократно пытались увезти в 1990-е годы. После беседы Владыки Никона с Таисией икона была передана епархии с просьбой молитв о хранительнице и ее детях. Владыка Никон благословил изготовить золотую ризу из золотых украшений, пожертвованных верующими в храмы города Уфы. Икона на камне была перевезена в Уфу в Сергиевский собор, где и пребывает по сие время. Как великая святыня в большие праздники она бывает выносима для поклонения народу.
История появления Бугабашевской чудотворной иконы и даже возникновения монастыря овеяны легендами и мифами. В газете «Уфимские епархиальные ведомости», в «самиздатовских» брошюрах печатались разные версии её появления. Бытовали рассказы о русско-турецкой войне и принесении возвращающимися в Уфимскую губернию солдатами каменной иконы из речки Смоленки, ходил слух о том, что каменную икону нашли в местном ручье и т.д. Между тем как подлинная история явления иконы не где-нибудь, а в Казанской губернии близ Седмиозерной пустыни и появления нашего монастыря давным-давно была изложена уездным миссионером священником Гавриилом Тихоновым на страницах «Уфимских епархиальных ведомостей» в № 17 за 1913 год.
Сведения эти записаны со слов священника села Чукаева о. Игнатия Охотина, который в начале возникновения Бугабашевской общины был священником в селе Писареве.
Лет 30 тому назад переселились в Белебеевский уезд чуваши из Казанской губернии и основали деревню Бугабаш. По-чувашски «Буга-пус», значит — голова, или вершина речки Буги. Основателем женской общины был чувашенин деревни Бугабашева Тит Петров. Этот чувашенин, слабый здоровьем, еще будучи в Казанской губернии, ходил на богомолье в Седмиозерную пустынь (в 18 верстах от г. Казани), где находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Тита Петрова на богомолье сопровождал слепой звонарь — послушник Казанского Спасо-Преображенскаго монастыря Герасимов (ныне монах того же монастыря о. Гермоген).
Пробыв в Седмиозерной пустыни несколько дней в посте и усердной молитве, богомольцы уже собирались домой. Но Тит Петров пожелал взять с собою что-либо на память об этой священной пустыне. С этою мыслью он ходил по берегу монастырского озера. И вот Тит Петров увидел перед собою камень и сказав: — возьму вот хотя бы этот камень на молитвенную память об этой святой пустыне, — поднял его с чувством благоговения с земли и положил за пазуху, как великую драгоценную святыню. Но, к его чрезвычайному удивлению, камень этот через некоторое время (как ему почудилось), как будто зашевелился. Тут же он вынул камень и заметил, что на нём имеются какие-то изображения, которых он сам не смог разобрать. Как бы то ни было, Тит Петров этот камень с неизвестными для него изображениями хранил, как драгоценную святыню.
Впоследствии, при помощи знающих людей, чуваши разобрали, что на этом камне святые лики: посредине изображение Божией Матери с Младенцем Иисусом, а по сторонам изображения Св. Василия Великого и Св. Николая Мирликийскаго Чудотворца. Через некоторое время после этого события Тит Петров вместе с другими чувашами переселился из Казанской губернии в Белебеевский уезд.
По рассказам Тита Петрова от этой Св. иконы совершались чудеса. Но они никем не были удостоверены. Прибегающие с верою и усердной молитвою многие исцелялись: потерявшие зрение получали зрение, нервно больные (кликуши и бесноватые) выздоравливали, тяжко больные и слабые здоровьем получали здесь исцеление.
Слава об этой Св. иконе распространилась далеко по всей окрестности Бугабаша, и многие начали стекаться сюда на поклонение этой святыне. Перед святой иконой молились и прикладывались к ней с чувством живой веры и глубокого благоговения с твердой надеждой получить себе помощь через эту святую икону. Тит Петров погружал эту святую икону в чистую воду и этой водою окроплял себя и других.
В ответ на хлопоты Тита Петровича епархиальное начальство разрешило ему основать чувашскую женскую общину. Это было при преосвященном Антонии. В первое время, по получении разрешения на открытие Бугабашевской чувашской женской общины во имя Смоленской иконы Божией Матери, церковные богослужения совершались в доме Тита Петрова; впоследствии он этот дом пожертвовал под молитвенный дом общины.
Существует несколько инная версия появления иконы.
Так, во второй половине XIX века возвращался солдат Табаков Тит Петрович, уроженец чувашской деревни Бугабаш, находившейся в имении земского врача Филиппа Стельмаховича, с фронта через смоленскую землю.(Имеется в виду, видимо, Русско-турецкая война 1877-78 гг. на Балканах, где русские войска покорили Шипку). Он решил с товарищами посетить Святое место, где находилась икона Смоленской Божией Матери, поклониться ее образу, поблагодарить за победу. Решили на память из реки взять по камешку. Тит присмотрел себе камушек, взял, а он большой,увесистый, размером с книгу. Хотел другой взять, поменьше. А этот большой бросил, но неожиданно ослеп. Попросил товарищей достать прежний камень. Взял камень, сразу прозрел.
Когда возвращался домой, устал нести камень, выбросил. И опять стал слепнуть. Товарищи Тита вернулись, взяли камень и отдали ему, после чего он снова прозрел. Вернулся Тит в свою деревню, достал из котомки дорогой камешек, бережно обернул в тряпицу и положил на дно сундука.
Проснулся Тит, рассказал сон жене. Та стала отговаривать, ссылаясь на то, что своей земли у них мало, с неекормиться надо, да и сыновей отделять придется, денег и вовсе негде взять. К тому же, мало ли что во сне приснится. Согласился Тит с женой.
Прошло некоторое время, опять явилась Божия Матерь Титу Табакову во сне, напомнила о разговоре. Стал Титснова свои доводы приводить, оправдываться. И снова Богородица медленно, по слогам произнесла: «Про-кор-млю. По-мо-гу. »
Теперь уже не было у Тита сомнения, что именно Царица Небесная явилась ему во сне. Поехал он с сим каменным Образом в Уфу к Владыке, с душевным трепетом все рассказал.
Освящен был монастырь в конце 19 века и стал именоваться Богородицким Одигитриевским, а храм воздвигнут воимя Смоленской Божией Матери.
Одна из дочерей Тита Табакова постриглась в монахини. И с тех пор из поколения в поколение из рода Табаковых кто-либо из девушек принимал иноческий постриг. Последней из этого рода была монахиня Августа (в миру Александра).
От святой иконы с первых дней ее освящения на Никольском роднике стали происходить различные чудеса. Она исцеляла от болезней, лечила бесноватых. Особенно заметная помощь была в глазных недугах, недаром Тит Табаков терял зрение, когда расставался с чудесным камнем. В дни крестных ходов с чудотворной иконой там, где служились молебны, прекращались засухи, эпидемии, пожары. Шли к ней на поклонение русские, мордва, чуваши, марийцы, татары, украинцы.
Приход расширялся, материальное положение его улучшалось. У монастыря были свои угодья: пашни,
фруктовый сад, озеро, в котором водилось много рыбы, были ферма с коровами,лошади. Монахини всегда содержали и воспитывали при себе девочек-сирот.
Насельницы занимались шитьем, рукоделием, чеканкой и воспитанниц приучали к этому. Монахини сами сделали для своей любимой чудотворной иконы Смоленской Божией Матери на камне серебряно-позолоченный оклад, венцы над Богородицей и Спасителем украсили драгоценными разноцветными камешками.
После октябрьского переворота монастырь закрыли. Безбожники, пришедшие к власти, храм опечатали, а Святыню, надругавшись над ней, бросили в подвал. С иконы содрали оклад, разбили кирпичами каменные лики, выкололи им глаза. Выкрал из подвала Святой образ Василий Петрович Павлов, тоже из рода Табаковых. Икону прятали в погребе, потом в сусеке с зерном, в других местах. В 50-х годах храм и монастырь разрушили, и в наши дни только остатки фундамента напоминают о них.
Празднование явления Бугабашской иконы Божией матери. Женский монастырь. Село Бугабашево
После войны икону попросили в церковь села Костеева, километрах в 20 от Бугабаша. Но и там она не захотела остаться. Был как-то слепой крестьянке Феодоре из Бугабаша сон: сходит с горы к родному селу Сама Богородица и говорит: «Возьмите меня оттуда, я в Бугабаше явлена. Каждый раз, как вы приходите в Костеево молиться в праздники, я вас потом до полдороги в обратный путь провожаю». Снилась Она и костеевцам, и в 1961 году они сами принесли Святыню в Бугабаш. Чудесный образ долгое время находился в доме Таисии Филипповой, из рода Табаковых. Чудотворную икону не раз пытались украсть. Но никому это не удавалось. Каждый раз воры подкидывали ее то в дровяную поленницу, то на подоконник, то на крыльцо, а порой не успевали и через порог дома перенести, как чудным образом ее обнаруживали.
В последние годы испорченные безбожниками лики святых на иконе восстанавливаются сами по Промыслу Божию. И в день празднования в честь Чудотворной Бугабашской иконы, которое совершается 10 августа вместе со Смоленским образом, со всех уголков страны стекается к ней множество людей со своими прошениями в скорбях и болезнях. Есть свидетельства исцеления людей от слепоты, устроения дальнейшего жизненного пути после молитвы у Чудотворного образа, избавления от смерти некрещенного человека и множество других свидетельств. Всем подает помощь Матерь Божия.
Бугабашская икона божьей матери история
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
О БУГАБАШСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Бугабашская икона Божией Матери (День памяти – 7 декабря) – единственная из чудотворных икон Уфимской епархии, сохранившаяся в годы советской власти в подлиннике. Вырезана из камня, иконографический тип «Одигитрия», список со Смоленской иконы Божией Матери. Рядом с Пресвятой Богородицей справа изображен святитель Василий Великий, слева – святитель Николай Чудотворец. Чудотворная икона Смоленской Божией Матери избрала Своим уделом чувашскую деревню Бугабаш, а в ней Богородицкий Одигитриевский женский монастырь.
Согласно версии явления иконы: во второй половине XIX века возвращался с фронта через Смоленскую землю солдат из чувашской деревни Бугабаш Тит Петрович Табаков (видимо, после Русско-турецкой войны 1877–78 гг.). И решил он с товарищами посетить святое место, где находилась икона Смоленской Божией Матери – поклониться, поблагодарить за победу. На память решили взять по камешку из реки Смоленки. Присмотрел себе Тит недалеко от берега небольшой камешек, взял, а он оказался размером с толстую книгу, похожий по форме на каравай хлеба. Бросил, хотел взять другой, но неожиданно ослеп. Попросил товарищей найти прежний камень и, взяв его, прозрел.
По дороге домой, устав нести тяжелый камень, Тит решил выбросить его, но через некоторое время опять стал слепнуть. Товарищи вернулись назад, нашли камень и отдали Титу. Он снова прозрел, камня больше не выкидывал, а вернувшись домой, положил его на дно сундука. Прошло много лет. Собрались как-то весной жители деревни пройти крестным ходом в Николо-Березовку, и решил он взять камень – освятить его на Святом источнике. Достал, а на камне проявился рисунок. Стал всматриваться: лик Богородицы Одигитрии с Младенцем. По бокам – святые.
После крестного хода и освящения камня Тит поставил образ Пресвятой Богородицы на божницу, а ночью ему приснился сон: явилась Богородица и просит идти за благословением к Уфимскому епископу – основать в Бугабаше женский монастырь. Он говорит Ей, что нет денег, а Она в ответ пообещала помочь. Тит поехал в Уфу к епископу и все рассказал. Владыка пригласил каменотеса, тот высек по намеченному рисунку объемный Образ, по сторонам которого проявились святые Василий Великий и Николай Чудотворец. Тит возвратился домой и с иконой привез десять монахинь – Владыка благословил основать монастырь. Освящен был монастырь в 1900 году и стал именоваться Богородицким Одигитриевским.
От святой иконы с первых дней ее освящения на Никольском роднике стали происходить различные чудеса. Она исцеляла от болезней, лечила бесноватых. Особенно заметная помощь была в глазных недугах, недаром Тит Табаков терял зрение, когда расставался с чудесным камнем. В дни крестных ходов с чудотворной иконой там, где служились молебны, прекращались засухи, эпидемии, пожары.
В августе 1929 года монастырь был ликвидирован советской властью и разорен. За содействие и приверженность местному монастырю и церкви были арестованы братья Архип Титович и Егор Титович Табаковы (дети Тита Петровича Табакова – основателя монастыря). После закрытия монастыря, чудотворная икона долгое время сохранилась у жительницы деревни Бугабаш Таисии Филипповой. В 2005 году преосвященный архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон благословил временно перенести святой образ в кафедральный собор г. Уфа. На пожертвования верующих для иконы была изготовлена золотая риза. Одновременно, владыка Никон приступил к возрождению Бугабашского монастыря.
27 декабря 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие женского монастыря в честь Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери. Игуменией монастыря стала монахиня Моисея (Ракитина). Трудами матушки Моисеи и прихожан началось активное восстановление монастыря. Были построены деревянные храмы в честь преподобного Серафима Саровского и преподобного Сергия Радонежского, сестринский и игуменский дома, а также другие монастырские постройки.
В 2014 году игумения Моисея оставила монастырь по состоянию здоровья. По ходатайству преосвященного епископа Нефтекамского и Бирского Амвросия, решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля 2014 года (журнал №84, п. 5), Игуменией монастыря была назначена монахиня Виталия (Сандалова). Трудами монахинь и трудников монастырь возрождается.