бойцовский клуб история фильма
«Бойцовский клуб»: 15 фактов и историй, о которых вы не знали
09.07.2019
Поделиться
Даг Уинтемьют для ScreenRant; 4 марта 2018 года
С 1999 года «Бойцовский клуб» потрясает и шокирует зрителей всего мира. Хотя изначально коммерческий успех книги и кассовые сборы фильма не были столь впечатляющими, «Бойцовский клуб» стал одним из самых любимых и противоречивых проектов последних 20 лет, а также одним из самых непонятых.
Во многом потому, что, несмотря на популярность и бесконечную пересматриваемость фильма, до сих ведутся споры о его посыле. И это еще не все. «Бойцовский клуб» — фильм, выстроенный довольно хитро, и многочисленные сюжетные твисты запутывают зрителя, который может упустить довольно очевидные ходы и намеки.
Помимо фирменного визуального стиля, Финчер известен также замысловатыми нарративами. Чтобы усложнить все еще больше, режиссер любит использовать ненадежного рассказчика — прием, который, возможно, никогда не был столь эффективным, как в «Бойцовском клубе». А когда режиссерская манера Финчера наложилась на постмодернистский роман Чака Паланика, результат поставил многих в тупик.
По мере приближения 20-летнего юбилея этого ставшего классическим фильма интерес к нему закономерно возобновился. Возможно ли, что после стольких лет есть еще хоть что-то новое, что можно узнать о «Бойцовском клубе»? Да! Итак, давайте заполним некоторые пробелы.
Ниже 15 невероятных фактов и историй о «Бойцовском клубе».
15. Вдохновение
Работы Чака Паланика часто жестоки и гротескны, но, когда он впервые написал «Бойцовский клуб», о писателе мало что было известно. По словам Паланика, вдохновением для истории послужил его собственный опыт кемпинга. Когда Паланик попытался заставить «заткнуться» располагавшуюся неподалеку компанию, которая слишком громко веселилась, его жестоко избили.
Но настоящим вдохновением для «Бойцовского клуба» стало возвращение писателя на работу. Несмотря на следы побоев, коллеги Паланика даже не поинтересовались, что случилось: «Я думаю, они побоялись услышать ответ. Я понял, что, если вы паршиво выглядите, людям не хочется знать, чем вы занимаетесь в свободное время. Им не хочется слышать о вас плохое. И суть была в том, чтобы выглядеть настолько плохо, чтобы никто никогда не спросил о причине. В этом заключалась основная идея “Бойцовского клуба”».
14. Визуальный сдвиг в расстановке сил
На протяжении всего фильма персонаж Эдварда Нортона, Рассказчик, сражается с Тайлером Дерденом (Брэд Питт) за контроль над своим телом, даже не осознавая этого до конца. Чтобы визуализировать эту борьбу для зрителей, Нортон и Питт придерживались разных режимов питания и тренировок.
В интервью Yale Herald Нортон признался, что целью было, чтобы его герой выглядел все более слабым, а герой Питта — сильным. Как объяснил Нортон, «Брэд принял решение пойти противоположным путем, потому что Тайлер — это идеальное воплощение моего персонажа. Брэд становился все больше и сильнее на протяжении фильма, более накаченным, загорелым и красивым, пока я превращался в Голлума». К сожалению, эта тонкая визуальная метафора часто упускается зрителями из виду, потому что Питт привлекателен настолько, что большинство актеров в принципе на фоне него будут выглядеть как Смеагол.
13. Сколько прошло времени
Когда Рассказчик засыпает, он становится Тайлером Дерденом. Это точка перехода между двумя персонажами. По мере того как Тайлер становится, так сказать, более могущественным, он контролирует тело все дольше, судя по масштабам совершенного за эти временные отрезки. Но мы никак не можем оценить, насколько именно они продолжительные.
Ровно до момента автомобильной аварии. Когда Рассказчика вытаскивают из обломков, мы видим кровавую рану на его голове. В следующем кадре он уже лежит в постели, рана заживает, но все еще заметна. Фильм создает иллюзию, что прошла всего одна ночь. Наступает утро, Рассказчик просыпается и обнаруживает шквал активности в доме.
Неужели все произошло так быстро? Ну, не так чтобы. Посмотрите внимательно на голову Рассказчика. Рана почти зажила. Значит, прошло 2 недели как минимум.
12. Вступительные титры
Почему это было так важно?
Однажды в фильме Рассказчик говорит: «Преодолеть страх. Отсечь лишнее. Отвергнуть всё, что не имеет подлинной ценности. И скользить». Это одна из самых важных концепций «Бойцовского клуба». Ни Паланик, ни Финчер не призывают игнорировать страх. В конце концов, страх — это биологическая реакция. Смысл в том, чтобы признать страх, использовать и преодолеть его. Все в «Бойцовском Клубе» начинается с и является результатом страха.
11. Повторяющиеся персонажи
То, с какой эффективностью набираются новые участники Бойцовского клуба, является одним из наиболее туманных его аспектов. Так как вербовка, в основном, происходит, когда Тайлер контролирует тело, мы редко можем наблюдать за процессом. Тем не менее, число новобранцев и обезьян-космонавтов все время растет.
Фильм тонко намекает, как это происходит. Хотя вы, возможно, этого и не заметили, несколько человек, которых Рассказчик и Тайлер встречают на улицах, позже появляются в Бойцовском клубе. Длинноволосый мужчина из автобуса? В следующей сцене он уже дерется в Бойцовском клубе. Священник, которого облили водой? Он тоже в деле — его можно вычислить по кресту на шее.
10. Меняясь местами
Прежде чем Рассказчик знакомится с Дерденом, мы видим его в самолете: он сидит рядом с женщиной средних лет и рассказывает ей о своей работе. Затем он воображает авиакатастрофу. Очнувшись от своего видения, Рассказчик обнаруживает рядом с собой Тайлера. Эта перемена важна по нескольким причинам, которые в подробностях описаны на сайте jackdurden.com.
Суть в том, что переход от женщины к мужчине символизирует и запускает один из основных концептов фильма — кризис маскулинности. Кроме того, до встречи с гипермужественным Тайлером на Рассказчика оказало влияние знакомство с женственной Марлой Сингер.
Когда Тайлер занимает место той женщины в самолете, Рассказчик смотрит на знак аварийного выхода. Интересно, что на первых двух картинках на табличке изображена длинноволосая женщина в рубашке с длинными рукавами, открывающая запасной выход. Но на третьей картинке мы видим изменения: это уже, скорее, мужчина с короткими волосами и в футболке.
9. Замена багажа
Продолжая тему изменений. Похожий переход от женского к мужскому — а точнее, от Марлы к Тайлеру — происходит после сцены в самолете. Когда Рассказчик хочет забрать свой багаж, он узнает, что чемодан был конфискован из-за вибрации. Охранник объясняет, в чем проблема, — вы тоже можете вспомнить или догадаться.
Несмотря на настойчивость Рассказчика, что такого быть не может, в этом есть доля правды. На протяжении всего фильма мы видим одну и ту же «игрушку» дважды. Оба раза она принадлежит Марле. Итак, почему это важно? Потому что это нить, соединяющая багаж Рассказчика с Марлой. Но после встречи с Тайлером этот «женский» багаж исчезает. О, и посмотрите-ка, что появляется вместо него. На багажной ленте мы видим единственный предмет — грубо упакованную картонную коробку, почти наверняка принадлежащую Тайлеру Дердену.
8. Продавая джинсы
Чтобы добавить еще одну деталь в загадочное дело Марлы Сингер, вспомните сцену в прачечной. Если что, она происходит прямо перед тем, как Рассказчик знакомится с Тайлером в самолете. Рассказчик идет с Марлой в прачечную, чтобы распределить группы поддержки. Обратите внимание на то, что происходит дальше.
Марла открывает сушилки, которые называются — намек — «Speed Queen» («Королева скорости»). Из них она достает несколько пар джинсов, знаковый символ маскулинности. И что же она делает с этими джинсами? Продает их в комиссионном магазине. Не имеет значения, что это не джинсы Рассказчика или Марлы. Суть в том, что это мужские джинсы, а Марла присвоила их себе. Когда Рассказчик пытается пристыдить ее за это, она хватает его за промежность. У этой женщины точно все под контролем.
7. Лечение бессонницы
Во многих отношениях бессонница — отдельный герой «Бойцовского клуба». Тайлер Дерден «оживает» из-за бессонных ночей Рассказчика. Чак Паланик тоже страдает расстройством сна, поэтому бессонница стала частью его романа. Он даже описал множество методов борьбы с ней.
По словам Паланика, драка и проигрыш — стимуляторы сна: «Исследования показывают, что, когда боксер или рестлер проигрывает бой, уровень тестостерона в его организме резко падает. Метаболизм замедляется. Есть предположение, что таким образом организм препятствует вступлению в новую схватку до полного физического восстановления бойца».
Ледяная пещера, в которой Рассказчик находит свое животное-покровителя, — одна из ментальных тактик, призванных создать сонное состояние. Наконец, знаменитые очки Тайлера, блокирующие синий свет, обычно носят страдающие бессонницей люди, чтобы защитить процесс выработки мелатонина, помогающего контролировать циклы сна.
6. Тонкие намеки на воображаемых друзей
Процесс пересмотра «Бойцовского клуба» в поисках знаков, указывающих на связь между Рассказчиком и Тайлером, — самый потрясающий опыт, который только можно получить от просмотра фильма. Конечно, далеко не каждая сцена посвящена этому, но по всему фильму разбросано немало подсказок. Почти все намеки уже были вдоль и поперек изучены, но мы нашли несколько, которые вы могли пропустить.
5. Почему Тайлер выглядит так знакомо
Об этом писали уже столько раз, но почему бы снова не обозначить все те моменты, когда Рассказчик видит Тайлера Дердена до их непосредственного знакомства. Образ Тайлера мелькает несколько раз на протяжении фильма — всего 6 коротких появлений, 4 из которых Финчер называет «подсознательными Брэдами».
Первый раз мы замечаем Тайлера, когда Рассказчик изо всех сил пытается остаться в сознании на работе и стоит у копировального аппарата. Затем — когда Рассказчик посещает врача. Следующее появление — в первой группе поддержки. Последняя «вспышка» — когда Рассказчик наблюдает за Марлой в переулке. Еще раз мы видим Тайлера в приветственном видео одного из отелей — в правом углу экрана. Наконец, Дерден едет по встречному эскалатору в одном из аэропортов.
4. Ошибки, связанные с Митом Лоафом
Героя Роберта Полсона (Боба) играет легендарный рокер Мит Лоаф. Для этой роли он носил имитирующий полноту костюм, наполненный птичьим кормом для пущей реалистичности. Хотя он и был правдоподобным, костюм, весивший почти 40 кг, доставлял актеру немало проблем во время съемок, о чем подробно рассказывается в дополнительных материалах к фильму.
Например, во время съемок драк Лоафу был необходим кислородный баллон для восстановления. На самом деле, этот баллон можно заметить в одном из кадров, но неясно, оставлен он там намеренно или по ошибке. Но один момент точно получился случайно: с актера сползли штаны в сцене, когда участники «Проекта разгром» убегают из туалета ресторана, в котором угрожали политику.
3. Бумажная улица
Впервые мы видим слова «Бумажная улица», когда Тайлер вручает Рассказчику свою визитку, на которой написано «Paper Street Soap Co». Именно в этот момент Рассказчик узнает номер Дердена, чтобы потом позвонить ему и, следовательно, запустить основные события фильма. Позже мы видим и саму улицу, а также табличку с ее названием. Будь мы картографами, в миг бы разгадали эту загадку. Будь мы знакомы с терминологией составителей карт, возможно, нас было бы не так легко ввести в заблуждение.
Видите ли, бумажные улицы — это улицы, которые существуют на картах, но не в реальном мире. Издатели карт часто используют их как ловушки для нарушителей авторских прав. Если в другой карте тоже есть такая бумажная улица — улица-ловушка — издатель сразу понимает, что карта была украдена. Вот такой жирный намек прямо у нас под носом.
2. Бронхит Бонэм Картер
В анти-потребительском по посылу «Бойцовском клубе» есть множество символов общества потребления. Например, знаменитые «стаканчики Starbucks в каждом кадре». Это Финчер так развлекается. Курение — сюда же. В «Бойцовском клубе» оно повсюду. И не только сами сигареты, но также таблички «Не курить» и пепельницы. Все это тоже символы.
Но для Хелены Бонэм Картер это даром не прошло. «В конце съемок я показала Финчу свой снимок легких», — сказала она в одном интервью. — «Мне нужно было пройти обследование, потому что после 6 месяцев съемок — сюрприз-сюрприз! — я заработала бронхит. А Финчер снимает так много дублей — и все с курением. Он стал одержим этим. Дым должен был выглядеть строго определенным образом. Так что я просто всегда сидела там, на кладбище окурков».
1. Почему группы поддержки?
В начале фильма Рассказчик объясняет Марле, почему посещает группы поддержки. Он говорит: «Когда думают, что ты умираешь, тебя действительно слушают, а не просто…» А Марла заканчивает фразу: «…ждут своей очереди заговорить?». Помимо раскрытия мотивов персонажа, эта фраза сама по себе очень сильная — по нескольким причинам. А самое главное, она вновь обретает смысл в конце фильма.
В последние несколько минут фильма Рассказчик с пистолетом, приставленным к подбородку, говорит: «Тайлер, я хочу, чтобы ты действительно выслушал меня». И тот слушает, внимательно и спокойно. Такая внезапная перемена в Тайлере происходит, вероятно, потому что Рассказчик собирается покончить с собой. Другими словами, Дерден слушает, поскольку считает, что Рассказчик умирает.
Перевод Александры Веселовой специально для ИНОЕКИНО
Бойцовский клуб / Fight Club
США, Германия. 1999
Режиссер: Дэвид Финчер
В главных ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонэм Картер, Мит Лоаф, Джаред Лето
Сценарий: Джим Улс по одноименному роману Чака Паланика
Хронометраж: 139 минута
Феномен «Бойцовского клуба»: секреты создания романа и его экранизации и последствия их популярности
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Паланик открыл в себе литературное дарование в зрелом возрасте – после 30 лет. До этого он закончил факультет журналистики Орегонского университета, некоторое время работал корреспондентом, а потом устроился механиком на автомобильную фабрику. Чтобы отвлечься от повседневной рутины, Паланик посещал группы поддержки для неизлечимо больных. Этот факт позже найдет отражение в «Бойцовском клубе».
С такой же целью – чтобы отвлечься от тяжелой работы – он однажды отправился на писательские курсы Тома Спэнбауэра, и тот заметил склонность Паланика к литературному творчеству. Первым романом стала «Бессонница», эта книга так и не была дописана, хотя некоторые ее идеи – например, о раздвоении личности – автор позже использует в «Бойцовском клубе». Следующий роман «Невидимки» был отвергнут издателями за чрезмерный натурализм и цинизм. Словно в отместку издателям, третий роман Паланик делает еще более натуралистичным, вызывающим и мрачным. Это был «Бойцовский клуб». Как ни странно, на этот раз издатель согласился опубликовать роман.
«Бойцовский клуб» изначально был небольшим рассказом, сюжет которого позже вырос в полноценный роман. Идея «Бойцовского клуба» зародилась после того, как писатель однажды во время отдыха на природе ввязался в массовую драку. Когда он оттуда вернулся с побоями, никто из его коллег даже не поинтересовался, что с ним произошло.
На первый вопрос, который задали автору после издания романа: «Где на самом деле находится бойцовский клуб?», Паланик ответил, что подобной организации не существует и это плод его вымысла. Однако известно, что в юности автор был членом «Общества Какофонии» – группировки, участники которой в состоянии алкогольного опьянения забавлялись мелким хулиганством. Однако писатель подчеркивает, что сам не является прототипом Тайлера Дердена – альтер-эго главного героя: «Книга позволила сохранить самые дикие годы моей жизни. Но я никогда не был Тайлером Дерденом. Когда я дурачил кого-нибудь, напивался и попадал в переделки, я говорил людям, что меня зовут Ник. Так звали моего покойного украинского дедушку. Мой друг Джефф – реальный прототип Тайлера Дердена – проделывал ужасные вещи с едой, когда работал официантом на приемах в богатых отелях. Да почти ничего в книге не выдумано».
Изданный в 1996 г. роман имел невероятный успех и у критиков, и у рядовых читателей. В 1999 г. Дэвид Финчер приступил к его экранизации, которая стала настолько удачной, что даже Паланик назвал ее лучшей, чем сам роман. Главные герои книги, сыгранные Эдвардом Нортоном, Брэдом Питтом и Хеленой Бонэм Картер, на экране были настолько убедительными и жизнеподобными, что моментально превратились в культовых персонажей.
После выхода фильма начался массовый психоз, по Америке прокатилась волна «тайлердерденовских» восстаний: программисты запускали вирусы в компьютеры своих компаний, официанты портили еду посетителей ресторанов, по всей стране молодые люди организовывали собственные бойцовские клубы.
Об этих последствиях Паланик написал эссе «Обезьяньи привычки»: «Когда начались съемки «Бойцовского клуба», большие люди из Голливуда признавались мне: книга потому пользовалась таким успехом, что очень хотелось подражать ее героям. Например, они сами, подобно каким-нибудь рассерженным юным киномеханикам, стали вставлять порнокадры в обычные фильмы. Люди рассказывали мне о том, как они сморкались в гамбургеры, работая поварами в фаст-фудах. О том, как в аптеке меняли в коробках флаконы с краской для волос и приходили посмотреть, как люди, выкрасившие волосы в совершенно дикие оттенки, орали на менеджера по продажам. То было десятилетие «трансгрессивной прозы». Это были романы об изнывающих от скуки плохих парнях, которые пытаются сделать что-то такое, что даст им возможность почувствовать себя живыми людьми».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как снимали фильм «Бойцовский клуб»
“Бойцовский клуб” Дэвида Финчера не имел успеха в кинопрокате, но с годами приобрел культовый статус. Теперь невозможно представить себе, что руководство киностудии всячески противилось выходу фильма на экраны, а многие кинокритики подвергли картину разгрому.
Большое видится на расстоянии, а сама история создания “Бойцовского клуба” таит множество любопытных деталей и невероятных тайн, которыми мы рады с вами поделиться.
Автор Чак Паланик впервые придумал идею для “Бойцовского клуба” после того, как его избили в походе, когда он пожаловался некоторым соседним туристам на шум их радио. Вернувшись на работу, он с удивлением обнаружил, что никто не упоминает и не признает его травмы, вместо этого говоря такие банальные вещи, как “как прошел уик-энд?” Паланик пришел к выводу, что люди реагировали так потому, что если бы они спросили его, что произошло, то потребовалась бы определенная степень личного взаимодействия, а его коллеги по работе просто не заботились о том, чтобы общаться с ним на личном уровне. Именно его увлечение этой социальной “блокировкой” и легло в основу романа.
Чак Паланик заявил, что считает фильм лучше своего романа.
После предупреждения об авторских правах на DVD есть еще одно предупреждение. Это предупреждение от Тайлера Дердена, и только на секунду. “Если вы читаете это, то это предупреждение для вас”. Каждое прочитанное вами слово – бесполезный мелкий шрифт – это еще одна секунда вашей жизни”. Разве у тебя нет других дел? Неужели твоя жизнь настолько пуста, что ты, честно говоря, не можешь придумать лучшего способа провести эти моменты? Или ты настолько впечатлен авторитетом, что принимаешь на веру всех, кто на это претендует? Ты читаешь все, что должн читать? Ты думаешь обо всем, что ты должен думать? Покупаеш то, что тебе говорят, что ты должен хотеть? Выходи из своей квартиры. Познакомься с представителем противоположного пола. Прекрати излишние покупки и мастурбацию. Уходи с работы. Начни драку. Докажи, что ты жив. Если ты не претендуешь на свою человечность, ты станешь статистикой. Тебя предупредили… Тайлер”
Брэд Питт не был слишком заинтересован в создании фильма, пока Дэвид Финчер не появился на его пороге во время съемок фильма “Знакомьтесь, Джо Блэк” (1998), настаивая на том, чтобы они пошли выпить пива. Именно за этим пивом Финчер предложил Бойцовский клуб (1999), и Питт согласился прочитать сценарий.
Во время съемок фильма Хелена Бонэм Картер настояла на том, чтобы ее визажистка (Джули Пирс) наносила весь свой макияж на глаза левой рукой, потому что Бонэм-Картер чувствовала, что Марла не была человеком, который был бы особенно искусен в правильном нанесении макияжа.
В короткой сцене, когда Брэд Питт и Эдвард Нортон пьяны и бьют мячи для гольфа, они действительно пьяны, и мячи для гольфа летят прямо в борт грузовика общественного питания.
Когда рассказчик бьет Тайлера Дердена в ухо, Эдвард Нортон на самом деле бьет Брэда Питта в ухо. Сначала он собирался притвориться, что ударил его, но перед сценой Дэвид Финчер отвел Нортона в сторону и велел ему ударить его в ухо.
После того, как Нортон ударил его в сцене, вы можете видеть, как он улыбается и смеется, в то время как Питт испытывает боль.
На протяжении всего фильма Тайлер Дерден носит синие блокаторы, тип солнцезащитных очков, обычно используемых страдающими бессонницей, чтобы отфильтровать синий свет, который вреден для производства мелатонина, химического вещества, необходимого для сна.
Брэд Питт и Хелена Бонэм Картер провели три дня, записывая звуки оргазма для своих закадровых сексуальных сцен.
Когда Тайлер и рассказчик садятся в автобус, длинноволосый парень молча проталкивается мимо Тайлера, а затем говорит: “извините”, когда он проталкивается мимо рассказчика.
Во время репетиций Брэд Питт и Эдвард Нортон обнаружили, что они оба страстно ненавидят Новый Volkswagen Beetle, и для сцены, где Тайлер и рассказчик бьют машины бейсбольными битами, Питт и Нортон настаивали, чтобы одна из машин была Beetle. Как объясняет Нортон в комментарии к DVD, он ненавидит автомобиль, потому что Жук был одним из главных символов молодежной культуры и Свободы 60-х годов. Однако молодежь 60-х стала корпоративными боссами 90-х и переупаковала символ своей собственной молодости, продавая его молодежи другого поколения, как будто это ничего не значило. И Нортон, и Питт чувствовали, что такого рода корпоративная распродажа была именно тем, против чего выступал фильм.
Режиссер Дэвид Финчер изначально хотел включить в логотип 20th Century Fox однокадровую вспышку Тайлера Дердена, но юридический отдел студии не разрешил ему этого сделать. Затем он попытался включить изображение в логотип Regency Enterprises, но Арнон Милчан (президент Regency) также не позволил ему.
После того, как режиссер Дэвид Финчер закончил монтаж фильма, руководители студии были озадачены этим произведением и не знали, как его продать. Финчер хотел провести уникальную маркетинговую кампанию, которая отражала бы тему анти-коммерциализма фильма, но уже обеспокоенные возможной негативной реакцией на фильм, руководители Fox отказались продвигать идею Финчера. Вместо этого была развернута кампания, которая была построена в основном на присутствии Брэда Питта в фильме, а также сосредоточена на боевых действиях (которые играют второстепенную роль в самом фильме). Кампания была сильно раскритикована за то, что создавалось впечатление, что фильм в основном был просто о мужчинах, избивающих друг друга, полностью игнорируя комические и сатирические элементы повествования, а также за маркетинг фильма для неправильной аудитории. Дэвид Финчер был особенно возмущен, когда увидел рекламу фильма во время показа боев без правил.
По словам Хелены Бонэм Картер, она основывала свое исполнение Марлы Сингер на Джуди Гарланд на более поздних этапах своей жизни. Чтобы помочь ей войти в образ мыслей, режиссер Дэвид Финчер часто называл ее Джуди на съемочной площадке.
Продюсер Росс Грейсон Белл изначально хотел, чтобы Рассел Кроу сыграл Тайлера Дердена, но он был отвергнут коллегой-продюсером Артом Линсоном, который считал, что Брэд Питт был лучшим выбором. Белл с тех пор сказал, что он рад вмешательству Линсона, поскольку он не может представить себе никого, кто был бы так хорош в этой роли, как Питт.
В сцене, где Тайлер произносит вдохновляющую речь перед членами Бойцовского клуба, он говорит: “Мы все выросли на телевидении, чтобы верить, что однажды мы все станем миллионерами, богами кино и рок-звездами.”
Как только он говорит “рок-звезда”, он смотрит конкретно на персонажа по имени Ангельское Лицо, которого сыграл Джаред Лето. Джаред Лето основал группу Thirty Seconds to Mars в 1998 году. Их последний альбом стал платиновым.
Кортни Лав и Вайнона Райдер изначально рассматривались на роль Марлы Сингер, но в конце концов все свелось к Хелене Бонэм Картер и Риз Уизерспун. Режиссер Дэвид Финчер хотел Бонэм-Картер, но студия хотела более крупного имени и решила задействовать Уизерспун. Однако в конце концов Уизерспун отказалась от роли как “слишком мрачной”, и Бонэм-Картер попала в проект.
Во время съемок сексуальной сцены актеры Брэд Питт и Хелена Бонэм Картер позировали в 10 различных позах из Камасутры.
Строка фильма “Первое правило Бойцовского клуба – никому не говорить о Бойцовском клубе” попала на 27-е место в списке ста величайших цитат кино по версии журнала Premiere.