большой дворец в петергофе история

большой дворец в петергофе история. thumb0 379 388683. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb0 379 388683. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb0 379 388683. Большой петергофский дворец

Большой петергофский дворец

Центром петергофского Дворцово-паркового ансабля является Большой дворец, стоящий на краю естественной террасы высотой 16 м у Финского залива на границе Нижнего парка и Верхнего сада. Большой дворец связан в одно целое с Большим каскадом. Дворцовый фасад развернулся почти на 300 м вдоль края гряды, обработанной террасами.

Строительство Нагорных (Верхних) палат началось в 1714 г. по указу Петра I. В основу проекта лег схематический набросок Петра I. Возведение палат Петр поручает арх. И. Ф. Браунштейну. Вероятно, и расположение дворца на границе Верхнего сада и Нижнего парка определил сам император. Браунштейн был первым арх. Петергофа, но проработал в нем всего два года. Затем строительство продолжили арх-ры Жан Батист Леблон, Николо Микетти, Михаил Земцов. А завершил возведение Петергофского дворца выдающийся арх. Бартоломео Франческо Растрелли. Он превратил скромные первоначальные Верхние палаты в Большой дворец.

Одноэтажные двусветные галереи с вазами на балюстрадах связывают основную часть дворца с флигелями.

Южный фасад дворца, обращенный к старой Петергофской дороге, решен в традиционных формах русской усадебной архитектуры. Это П-образный объем, флигели которого образуют границы внутреннего двора. На черновых набросках, сделанных Петром I, видны следы этого дворового пространства, ограниченного каналами для отвода воды. На фронтоне со стороны Верхнего сада изображена голова богини весны Флоры среди цветов и орудий земледелия. Южный фасад дворца как бы охватывает Верхний сад.

Дворцом пользовались только в летнее время. Помещения первого этажа отводились для придворных и знатных гостей. Во втором этаже находились парадные залы, гостиные и жилые покои царской семьи.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388686. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388686. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388686. Большой петергофский дворец

Верхние палаты в Петергофе.
1717 г. грав. А. Ростовцева.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388694. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388694. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388694. Большой петергофский дворец

1724 г. Большой дворец.
грав. С.Коровина по черт. Н.Микетти. [22*]

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388695. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388695. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388695. Большой петергофский дворец

Большой дворец и Большой каскад.
1761 г. грав. М.Махаева. [22*]

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388685. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388685. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388685. Большой петергофский дворец

Панорама Петергофа серед.XVIII в.
Большой дворец и каскад.
грав. К.Челнокова и П.Артемьева по рис. М. Махаева.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388696. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388696. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388696. Большой петергофский дворец

Большой дворец и Большой каскад.
1773 г.
Аксонометрич.план П.Сент-Илера.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388697. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388697. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388697. Большой петергофский дворец

Большой дворец со стороны Верхнего сада.
1772 г.
Аксонометрич.план П.Сент-Илера.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388692. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388692. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388692. Большой петергофский дворец

1852 г. Садовников В.С.
Придворный выезд от главного подъезда
Большого дворца в Петергофе. акв.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388687. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388687. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388687. Большой петергофский дворец

Общий вид дворца и каскада.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388693. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388693. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388693. Большой петергофский дворец

План залов дворца.
1990 г. [17*]

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388701. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388701. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388701. Большой петергофский дворец

1910-е гг.
Дворец и каскад.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388700. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388700. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388700. Большой петергофский дворец

1910-е гг. Дворец
со стороны Верхнего парка.

Строительство

История создания Большого дворца насчитывает несколько этапов.

Первоначальный дворец построен и декорирован в 1714-1724 гг.
Возведение Нагорных (Верхних) палат началось в 1714 г. по указу Петра I. В основу проекта, составленного неизвестным архитектором, лег схематический набросок Петра I. Судя по наброску, Верхние палаты представляли собой небольшое сооружение, имели три этажа в центре и двухэтажные боковые ризалиты. Вероятно, и расположение дворца на границе Верхнего сада и Нижнего парка определил сам император. Строительство дворца первые два года проводилось под руководством арх. Иоганна Фридриха Браунштейна, ученика знаменитого немецкого зодчего Шлютера. К лету 1716 г здание было закончено и начались работы по внутренней отделке.

Одновременно с дворцом строился Большой каскад с гротом, сливными лестницами, фонтанами и скульптурой, который был задуман как своеобразный цоколь Верхних палат.

Осенью 1716 г., во время строительства грота стены дворца стали оседать, в них появились трещины. Укрепление стен здания и дальнейшие строительные и отделочные работы во дворце связаны с именем французского арх. Ж.-Б. А. Леблона (1679-1719), приглашенного в Россию Петром I. В 1716 г. Леблон приехал в Петергоф. Он спас строящийся дворец, скрепив его треснувшие стены железными связями и проложив дренажный канал, который предотвратил размыв фундамента.

Первое дошедшее до нас изображение Верхних палат относится к 1717 г. Это гравюра А. Ростовцева. Небольшое здание состояло из трех ризалитов. Центральный украшен фронтоном и пилястрами с коринфскими капителями. Углы боковых ризалитов на высоте двух этажей обработаны рустами. По длине Верхние палаты равны ширине Большого каскада.

Микетти превратил небольшие Верхние палаты в эффектное дворцовое здание. Средняя двухэтажная часть выделялась пилястрами, кованной решеткой балкона, скульптурными фронтонами. Галереи с вазами на балюстрадах соединяли его с флигелями.

Открытие загородной резеденции состоялось 15 августа 1723 г. Оно было отмечено первым большим праздником.
Первоначально дворец был выдержанный в сдержанном стиле петровского барокко.
28 января 1725 г. Петр I скончался, и резеденция была на время забыта: в правление Екатерины I (1725-1727) и Петра II (1727-1730) строительные работы не проводились.

В 1732 г. по его проекту русского арх. Михаила Григорьевича Земцова (1688-1743) к дворцу пристраивают два прямоугольных в плане одноэтажных деревянных жилых корпуса, поставленные вплотную к боковым флигелям Микетти.

Б.-Ф. Растрелли

Во второй четверти XVIII в. дворец перестал отвечать роскоши и блеску русского двора. Елизавете Петровне Петергоф обязан роскошной перестройкой Большого дворца. В 1745 г. начался второй период истории здания, связанный с именем арх. Франческо-Бартоломео Растрелли (1700-1771), сына итальянского скульптора Карло Растрелли.

Вдоль всего северного фасада дворца тянется анфилада парадных залов, гостиных и жилых комнат, которая начиналась в западной части здания Аванзалом (ныне Чесменским) и заканчивалась в его восточной части Голубой (Большой) гостиной. Ось анфилады с обеих сторон завершается окнами, что создает впечатление бесконечной протяженности. (см. Интерьеры) Главную роль в убранстве интерьеров Большого дворца играла деревянная золоченая резьба. Особое место в декоративном убранстве залов занимала живопись. В интерьерах, созданных Растрелли, достаточно большую роль играли зеркала и наборные паркеты. Отделка Большого дворца была закончена в 1755 г.
К 1755 г. строительство Большого дворца была завершено. Здание приобрело торжественный облик в стиле елизаветинского барокко.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388684. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388684. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388684. Большой петергофский дворец

Вступление на престол Екатерины II ознаменовалось рядом переделок и созданием новых интерьеров во дворце.

Первые изменения интерьеров Растрелли были осуществлены по проектам арх. Ж.-Б. Валлен-Деламота (1729-1800).

В 1763-1767 гг. он декорировал Портретный зал картинами и преобразовал «два покоя» в Китайсике кабинеты.

1770-е гг. история Большого петергофского дворца связаны с именем арх. Ю. М. Фельтена (1730-1801). В 1770-1773 гг. Фельтен дополнил отделку анфилады гостиных, использую приемы рококо. По проекту Фельтена в Большом петергофском дворце были заново отделаны Столовая, Тронный зал и Аванзал, где основным элементом отделки стала лепка, частично изменена отделка Будуара и Опочивальни на половине императрицы. Ее исполнили русские лепщики под руководством итальянского мастера Бернаскони. В декорировку залов были включены живописные портреты и сюжетные композиции. Фельтен создал проекты нового оформления парадных залов Большого дворца.

В начале XIX в. во дворце проводился ремонт, обновлялись позолота, ткани, реставрировалась живопись.

В 1845-1850 гг. по проектам и под руководством арх. А. И. Штакеншнейдера был надстроен третий этаж над восточным (садовым) флигелем дворца и устроены в нем апартаменты для дочери Николая I Ольги в связи с ее свадьбой с принцем Вюртембергским. Восточное крыло стало называться «половина княгини Ольги Николаевны. Композиция Большого дворца преобрела полную симметрию. Штакеншнейдер бережно обновил декор ряда гостиных, особенно в восточном крыле. Это была последняя перестройка дворца.
Восточный флигель дворца имел восемь помещений, оформленных в стиле «второго рококо». Они были богато украшены золоченой резьбой, ткаными шелками, изготовленными на московских шелкоткацких мануфактурах Кондрашева и Сапожниковых. В комнатах этой половины дворца была собрана коллекция русского фарфора. Так, специально для спальни на фарфоровом заводе в Петербурге были изготовлены рама к трюмо, камин и туалетный прибор. Бронза для интерьеров Восточного флигеля заказывалась фирме Шопена в Петербурге, мебель изготовляли мастерские Тура и Гамбса. После окончания празднеств, связанных с бракосочетанием дочери царя, помещения Восточного флигеля стали своего рода придворной гостиницей, летним местопребыванием иностранных гостей.

В 1883-1885 гг. мастерами фирмы Сан-Галли деревянные резные детали на куполах были заменены выбитыми из листов меди.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388698. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388698. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388698. Большой петергофский дворец

1927-1930 гг.
У Большого дворца. Петергоф.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388691. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388691. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388691. Большой петергофский дворец

1941 г.
Петергофский дворец.

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388688. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388688. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388688. Большой петергофский дворец

1944 г. Так выглядели Большой
дворец и Большой каскад. [22*]

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388689. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388689. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388689. Большой петергофский дворец

1944 г. Центральная часть дворца.
[22*]

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388699. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388699. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388699. Большой петергофский дворец

1952 г. Восстановление
Большого дворца. (oldspb.ru)

большой дворец в петергофе история. thumb 379 388690. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-thumb 379 388690. картинка большой дворец в петергофе история. картинка thumb 379 388690. Большой петергофский дворец

1956 г.
Начало работ по восстановлению
Большого дворца. [22*]

1917. После Великой Октябрьской социалистической революции

7 ноября 1917 г. вышло постановление Народного комиссариата просвещения за подписью А. В. Луначарского об охране памятников искусства и старины по бывшему министерству двора. Этим постановлением предусматривался строгий учет дворцового имущества и составление художественно-исторического каталога. В декабре для проведения этой работы комиссией по делам искусств при Наркомпросе была создана специальная Петергофская художественно-историческая комиссия. В течение зимы 1917-1918 г. параллельно с работами по каталогизации коллекций были возвращены на свои места оставшиеся в Петергофе предметы.
18 мая 1918 г. более 500 рабочих с развернутыми красными знаменами, революционными плакатами и оркестром прошли по залам бывшей императорской резиденции.
13 июля 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров «О конфискации имущества низложенного Российского императора и членов императорского дома». Художественные собрания Большого дворца стали пополняться за счет предметов бывших императорских и великокняжеских дворцов Знаменки, Михайловки, Стрельны, Ропши.
В ноябре 1921 г. из Москвы возвратились эвакуированные в 1917 г. дворцовые ценности. Несколько месяцев ушло на расстановку предметов по залам дворца.
В 1930-е гг. Петергоф превратился в один из крупнейших музейных центров страны. В 1940 г. число посетитетлей достигло 2 миллионов человек.

1941-1945. ВОв

Послевоенное восстановление

За огромную работу по воссозданию Большого дворца ряд реставраторов получил высокие награды и звания.

([20*], [22*], [ 197 ]. С. 62-111., [19*]. С. 37-64, и др. ) (текст Mary )

историко-художественным памятникам Ленинграда. 1941-1944. Город Петродворец. Дворцы и парки».

Источник

Большой Петергофский дворец

большой дворец в петергофе история. bolshoy dvorets4. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-bolshoy dvorets4. картинка большой дворец в петергофе история. картинка bolshoy dvorets4. Большой петергофский дворец

Большой дворец в Петергофе по праву считают архитектурной доминантой. Он органично связывает между собой два живописных парка – Верхний и Нижний, собирая воедино аллеи и фонтаны, дворцы и павильоны, окружающие его.

История дворца

Современный внешний облик ансамбля складывался больше полутора столетий. Первоначально идеи основателя Петергофа, Петра I, воплощали И.Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон и Н.Микетти. При жизни первого российского императора здесь было только невысокое двухэтажное здание под названием Нагорных палат, которое использовалось для проведения праздников и приёмов.

Расширение дворца началось с 1732 года, когда к нему, по проекту М.Земцова пристроили две галереи. Но менялись времена, а ними менялись вкусы и стили, и уже дочь Петра I, Елизавета Петровна, поклонница роскоши, поставила перед итальянским зодчим Ф.Б.Расстрелли непростую задачу – сохранив отцовское наследие, создать ансамбль в стиле модного в то время барокко.

В результате дворец «вырос» на один этаж, заметно расширилась центральная зона, к ней были пристроены одноэтажные галереи с Церковным и Гербовым корпусами по краям. Внутреннее убранство восхищало роскошью: золочёная резьба, многочисленные зеркала, изысканные светильники, оригинальные окна, роскошная меблировка. Всё это великолепие стало своеобразным обрамлением кабинета Петра I, который был оставлен почти без изменений и по-прежнему располагался в центре строения.

большой дворец в петергофе история. bolshoy dvorets. top. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-bolshoy dvorets. top. картинка большой дворец в петергофе история. картинка bolshoy dvorets. top. Большой петергофский дворец

Конец XVIII века был ознаменован пришествием более сдержанного, классицистического, стиля. В екатерининскую эпоху интерьеры дворца не раз перестраивался Ю.М.Фельтеном и Ж.Б.Валлен – Деламотом, приобретая черты простоты и изысканности.

В середине XIX века Большой Дворец становится выше ещё на один этаж – архитектор А.И.Штакеншнейдер, выполняя приказ императора Николая I, реконструирует восточную часть здания по случаю венчания дочери его Ольги, поэтому эта часть здания стала называться Ольгинской половиной.

большой дворец в петергофе история. bolshoy dvorets histr2 e1617536720339. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-bolshoy dvorets histr2 e1617536720339. картинка большой дворец в петергофе история. картинка bolshoy dvorets histr2 e1617536720339. Большой петергофский дворец Большой петергофский дворец, 1944г.

XX век стал роковым для дворца: после революции 1917 года представители дома Романовых здесь не появлялись. Сюда начали свозить ценности из других царских резиденций, вскоре была создана специальная Художественно-историческая комиссия, а еще через десять лет Петергоф превратился в один из крупнейших музейных центров Советского Союза.

Великая Отечественная война превратила многие помещения в руины, однако, ценой многолетнего кропотливого труда реставраторов с 1964 года один за другим начали открываться восстановленные залы.

Сегодня величественный дворец в Петергофе, хранящий в себе отпечатки нескольких художественно-архитектурных стилей, приглашает посетителей погрузиться в изысканный мир дворцовой роскоши дома Романовых.

Парадная лестница

Парадная лестница – достойная прелюдия к интерьерам дворца. Её расположение в западной части позволяет развернуть анфилады гостиных и залов по всей протяжённости фасада. Нижний ярус «привязан» к назначению первого этажа как подсобного. Верхний соединяет сразу два этажа – второй и третий.

Дневной свет, проникающий из многочисленных окон, позволяет рассмотреть лестницу во всём её великолепии. Вечером, по замыслу Растрелли, мерцание свечей, установленных в пристенных светильниках, должно было ещё зрительно увеличивать размеры лестничного пространства.

В отделке лестницы использована золочёная резьба, перила декорированы коваными решётками. Особенно нарядна многоцветная роспись стен, выполненная в 1751 году итальянцем А. Перезинотти.

Привлекают внимание плафоны, расписанные венецианским художником Б. Тариса. Верхняя площадка украшена позолоченными фигурами из дерева, которые олицетворяют времена года. Восхитительны резные парадные золоченые двери, ведущие в Танцевальный зал.

Танцевальный (купеческий) зал

Танцевальный зал – самое большое помещение во дворце, занимающее всё западное крыло. Обилие позолоты на бело-голубых стенах создает впечатление торжественности и великолепия. Посетителя, вступающего в него по великолепному наборному паркету, ошеломляет огромное пространство, и дело здесь не только в его размерах – 270 кв. м. Громадные окна, множество зеркал, наличие фальшивых зеркальных окон, которые отражают солнечный свет и усиливают освещение, создают иллюзию бесконечного объёма.

В простенках над зеркалами находятся круглые изображении – тондо, по мотивам произведений Овидия и Вергилия, выполненные Т. Валериани. Плавные переходы от потока к стенам декорированы живописными медальонами. Почти весь потолок занимает плафон, расписанный Б.Тарисия.

Интерьер этого зала создавался Растрелли в начале 1750-х годов. Во время Великой Отечественной войны он серьёзно пострадал – сегодня не все изображения являются подлинными, но они искусно восстановлены художниками-реставраторами В.Никифоровым и В.Корбаном в 1995 году.

Голубая приёмная

К Танцевальному залу примыкает помещение, которое получило свое название по отделке стен – они обиты голубой тканью. Первоначально в нём располагалась канцелярия. Сегодня здесь устроена музейная экспозиция: стены украшают картины кисти И. Айвазовского, в витринах располагаются экземпляры в стиле «ампир»: бронзовые изделия и вазы. Удачно вписывается в интерьер мебель середины XIX века.

Чесменский зал (аванзал)

В отличие от Голубой приёмной, в которой сохранилась исходная отделка, интерьер Чесменского зала, первоначально именовавшийся аванзалом, неоднократно претерпевал изменения. От Растрелли здесь остались паркет, зеркала, лепные орнаменты, плафон, барельефы и бело-жёлтая гамма в оформлении стен. Русский архитектор Ю. М. Фельтен перестроил его в 1770-х годах.

Причиной реконструкции послужило желание императрицы Екатерины II увековечить победу русского флота в Чесменском сражении в Русско-Турецкой войне, которая была одержана в июне 1770 года. Для этого немецкому художнику Я. Ф. Гаккерту была заказана серия живописных полотен. Огромные картины требовали помещения, которое могло бы соответствовать их размерам. Для этого был избран аванзал, оформленный в классицистическом стиле с минимальным декоративным оформлением.

Новый интерьер не повлиял на функциональное назначение помещения – перед началом дворцовых церемоний сюда стекались посланники, придворные, и высшая знать Российской империи. Великая Отечественная война полностью разрушила интерьер Чесменского зала, хотя картины удалось вывести. Сегодня, с некоторыми изменениями, обстановка помещения воссоздана.

Тронный зал

Роскошный зал площадью 330 кв. м, предназначенный для балов, концертов, торжественных приемов, разделил судьбу аванзала – его тоже реконструировал Ю. М. Фельтен, оставив лишь не имеющий аналогов паркет. Правда, в отличие от Ческменского зала, Тронный должен был прославлять императрицу Екатерину II.

Центральное место в нём занимает позолоченный и обитый красным бархатом трон – кресло работы начала XVIII века, предположительно сделанный по заказу А. Д. Меншикова для приёма в его дворце Петра I.

Над троном разместился парадный портрет царицы на лошади, созданный датчанином В. Эриксеном. Изображения родственников Петра I – Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, написанные художником Г. Бухгольцем – по замыслу Екатерины, были призваны напомнить о преемственности власти.

В этом зале всё символизирует могущество Российского государства: гигантская высота потолков, стены, декорированные лепниной из дубовых и лавровых гирлянд, массивные люстры на медных цепях с мириадами подвесок, отражающими свет из окон, расположенных в два яруса. На стенах развешены живописные полотна внушительных размеров.

Война не пощадила и это великолепное помещение – здесь не только были уничтожены интерьеры, но и разрушена северная стена, однако к 1969 году зал был полностью восстановлен.

Аудиенц-зал

В аудиенц-зале, примыкающем к Тронному, проводились государственные приёмы, а во время торжественных обедов, когда столы накрывались во всех помещениях дворца, здесь отводились места для придворных кавалерственных дам. Именно поэтому он получил второе название – «стас-дамская».

В отличие от Тронного зала, это помещение сохраняло аутентичный барочный интерьер, созданный Растрелли, до 1941 года. Узкое пространство зрительно расширяли множественные отражения зеркал на противоположных стенах, покрытых золочёной резьбой в виде девичьих головок, листвы, раковин, плодов и цветов.

Изящный плафон «Освобождённый Иерусалим», созданный итальянцем П. Балларии, был утрачен, как и всё убранство зала. Однако огромная реставрационная работа, выполненная художниками Л. Любимовым и В. Никифоровым в послевоенные годы, позволяет сегодня любоваться изысканными интерьерами Аудиенц-зала.

Белая столовая

Интерьер Белой столовой, созданный Растрелли, почти полностью переделал Ю. М. Фельтен, оставив нетронутым лишь паркет на полу. От золочёной барочной пышности не осталось ничего – светлые стены декорированы рельефными изображениями амуров, гирляндами из листьев и цветов.

«Изюминка» Белой столовой – печи, отделанные изысканными изразцами, а также люстра – самая большая из всех, которые были в русских дворцах. Как и другие светильники в столовой, она сделана из бронзы и декорирована хрустальными подвесками.

Сегодня в экспозиции этого зала представлен фаянсовый сервиз на тридцать персон, созданный в 1770 году англичанином Дж. Ведвутом, дополненный русским и богемским стеклом. Сервировка стола воспроизводит обстановку одного из многочисленных парадных обедов, которые устраивались в Белой столовой.

Китайские кабинеты

Две комнаты, напоминающие расписанные шкатулки, будто переносят посетителей дворца в Азию. Следуя моде, господствовавшей в России и Европе в XVIII веке, эти помещения были оформлены Ж. Б. Валлен-Деламотом в китайском стиле. На панелях, покрытых чёрным лаком и расписанных Ф. Власовым, изображены бытовые сцены из жизни Китая, драконы, восточные пейзажи и диковинные животные. Освещаются кабинеты фонариками с цветными стёклами.

Здесь представлена экспозиция изделий мастеров-эмальеров, лаковые шкатулки, мебель, инкрустированная перламутром, а также коллекции японского и китайского фарфора XVIII – XIX веков.

Картинный зал

Этот зал, расположенный между двумя китайскими кабинетами, считают своеобразной композиционной осью дворцового ансамбля. Его интерьер неоднократно перестраивался и менял свое назначение.

В начале XVIII века это было самое большое и торжественное дворцовое помещение, отделанное по проекту Ж.-Б.Леблона. По замыслу Петра I, зал должен был олицетворять могущество Российской империи. Позже, в 1750-х годах, интерьер был переделан по эскизам Растрелли в стиле барокко.

В 1764 г. Ж. Б. Валлен-Деламот предложил новое решение – стены сплошь покрыли картины с женскими портретами работы живописца П. Ротари, из-за чего зал получил название «Галерея Ротари». Здесь проходили карточные вечера и организовывали концерты для узкого круга придворных.

Куропаточная гостиная

Забавное название эта комната получила от рисунка на шёлке, использованного для обивки стен: на голубом фоне изображены пшеничные колосья, цветы и венки, среди которых прохаживаются маленькие птицы – куропатки.

Куропаточная гостиная – своеобразная прихожая перед женской половиной дворца. Как и другие помещения, она была оформлена в барочном стиле Растрелли и перестроена Ю. М. Фельтеном. Ранее здесь развешивали изображения лучших выпускниц Смольного института благородных девиц.

Сейчас, как напоминание о тех временах, находится копия портрета Екатерины Нелидовой, выполненного в XIX веке. В центре комнаты стоит арфа, сделанная в Лондоне в филиале фирмы по изготовлению музыкальных инструментов, принадлежащей С. Эрару. Гостиная была восстановлена одной первых во время послевоенных реставрационных работ.

Диванная

До 1770-х годов это помещение, оформленное Растрелли, было парадной опочивальней, в которой стояла огромная кровать. По заказу Екатерины II оно было оформлено заново в турецком стиле. Поводом послужил подарок, полученный императрицей от своего фаворита Г. А. Потёмкина – софы внушительных размеров. С этого времени комната стала называться Диванной.

Стены Диванной обиты шелками с изображением человеческих фигурок и сценок «из китайской жизни», над софой висит копия портрета Елизаветы Петровны в юном возрасте. Кроме того, в комнате находятся ваза XVIII века, золочёный столик в стиле барокко, небольшая скульптура из фарфора, изображающая любимую собачку Екатерины II.

Туалетная

Непосредственно к Диванной примыкает Туалетная комната. Здесь стены также задрапированы изысканным шёлком. Ткань была соткана на мануфактуре Сапожниковых в середине XIX века – на серебристом фоне изображены переливающиеся разными цветами листья, букеты сирени и цветы.

Тот же шёлк использован и для обивки золочёных стульев. Эта комната тоже украшена портретом Елизаветы Петровны, а также изящным фарфоровом туалетным набором в стиле рококо, сделанном в Петербурге в 1838 году.

Кабинет императрицы

Интерьер кабинета, находящегося за Туалетной, напоминает две предыдущие комнаты: яркий атлас с корзинами и букетами, использованный для обивки стен и мягких элементов мебели, золочёная деревянная резьба на панелях и дверях.

Штандартная

Первоначально интерьер комнаты создал Растрелли – золочёная резьба по дереву и стены, обитые шёлком. С середины XIX века панели и стены украшает ткань, изготовленная на московской мануфактуре И. Кондрашова (ныне воссоздана в мастерской под руководством А. Фейгиной).

Цветовая гамма шёлка – жёлтый фон с фиолетовыми разводами, гармонировала с цветом императорских штандартов, которые хранились здесь – отсюда произошло название комнаты.

В Штандартной находились замёна гвардейских полков, которые охраняли летнюю резиденцию императоров. Особое место в ней занимает ломберный стол, изготовленный мастером Н. Васильевым из двадцати пород дерева, а также портрет Петра I, на котором итальянский художник Я. Амигони изобразил его с богиней мудрости и ремесел Минервой.

Кавалерская

Помещение предназначалось для караула кавалергардов, охранявших покои императрицы, кроме того, здесь устраивались приёмы для офицеров высших чинов. Комната богато декорирована золочёной резьбой, стены задрапированы малиновым штофом.

Основная часть экспозиции Кавалерской комнаты была утрачена во время Великой Отечественной войны, и сегодня здесь представлены образцы мебели, изготовленной в Германии и Голландии, часы и фарфор XVIII века. Особое место занимает картина П. Рубенса «Апофеоз войны».

Большая голубая гостиная

До середины XIX века это помещение было семейной столовой. Голубая ткань, которой обиты стены, дала ей современное название. Её стены и потолки декорированы композицией из воинских атрибутов и вензелей Елизаветы Петровны, цветочных гирлянд и раковин.

Центром экспозиции гостиной является Банкетный сервиз на 250 персон, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века. Этот шедевр был вывезен в годы Великой Отечественной войны, и обнаружен в Восточной Пруссии, а затем возвращён на Родину. Кроме того, здесь находятся огромные вазы и люстры на 86 свечей, а также два шкафа, изысканно декорированные бронзой.

Секретарская

Интерьер этой комнаты был создан Растрелли, однако, полностью утрачен в войну, и воссоздан мастерской под руководством В.Жигунова. Сегодня белые двери и панели украшены золочёными вставками, стены обиты зелёным штофом. Здесь поражает огромная люстра, сделанная на Императорском фарфоровом заводе, рассчитанная на сорок восемь свечей.

На стенах висят картины итальянских и голландских живописцев. Комната имеет второе название – Предхорная, поскольку дверь из неё выходит на террасу, из которой можно попасть в домовую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

Коронная

Свое название комната получила в годы правления Павла I – здесь находилась подставка для императорской короны (стоянец), на которую её водружали во время пребывания императора в Петергофе.

Обстановка этого помещения очень похожа на убранство Диванной: стены обиты тонким китайской материей, рисунок которого изображает процесс производства шёлка. Интересна судьба этой ткани – она была спасена в 1941 году, в отличие от всего остального убранства Коронной.

Реставрация интерьера, созданного Ю. М. Фельтеном, была проведена в 1964 году по проекту Е. Казанской и В. Савкова. Сегодня здесь можно увидеть также изысканный плафон «Венера и Адонис» (автор неизвестен).

Дубовый кабинет и дубовая лестница

Дубовый кабинет Петра I – это комната квадратной формы с невысоким потолком, отделанная дубовыми панелями, восемь из которых аутентичны. Интерьер оформлен по проекту французского архитектора Ж-Б Леблона в 1720-х годах. Особый колорит помещению придают двери, украшенными изысканной резьбой, а также личные вещи Петра I: книги из его библиотеки, походный будильник и др.

Со времен основателя Петербурга существовала и лестница, декорированная дубовыми балясинами и другими резными элементами. Почти двести лет она бережно сохранялась, но в 1941 году выгорела почти полностью. В послевоенные годы была воссоздана по моделям скульптора Н. Оде.

Церковный и Гербовый корпуса. Особая кладовая

большой дворец в петергофе история. serkov petergof3. большой дворец в петергофе история фото. большой дворец в петергофе история-serkov petergof3. картинка большой дворец в петергофе история. картинка serkov petergof3. Большой петергофский дворец

Церковь святых апостолов Петра и Павла была построена в барочном стиле по проекту Растрелли и освящена в 1751 году. Во времена Елизаветы Петровны она была доступна для каждого жителя Петергофа, однако Николай I решил сделать её домовым храмом Романовых, и здесь проходили венчания и крещения членов царской семьи. Интересно, что ни одного отпевания в Петропавловском храме не было.

В 2011 году, после длительного перерыва, церковь была открыта. Сегодня здесь, наряду с пространством, используемым для богослужений, устроена небольшая экспозиция, посвящённая её истории.

«Корпус под гербом» Растрелли пристроил к главному зданию Большого Дворца в середине XVIII века. Как большинство его произведений, он выполнен в стиле барокко. В Гербовом корпусе проводились семейные торжества Романовых, встречи с и размещение высокопоставленных иностранных гостей и послов.

До начала Великой Отечественной войны в корпусе находилась библиотека, которая впоследствии была полностью уничтожена, но в 2003 году завершилась реставрация помещений, и здесь открылась экспозиция «Особая кладовая Петергофа». В ней воссозданы интерьеры и представлены экспонаты XVII – XX веков. На выставке можно увидеть одежду и предметы туалета, канцелярские приборы, посуду и личные вещи Романовых, а также изделия фирмы Фаберже.

Как добраться

Из Санкт-Петербурга добраться до Петергофа можно несколькими способами. Самый популярный вид транспорта – маршрутное такси:

Также добраться можно на электричке с Балтийского вокзала до станции «Новый Петергоф», далее – 3 км пешком (или на автобусах № 344, 348, 350, 351, 352, 355, 356) до Нижнего Парка.

Самый быстрый и комфортный способ добраться – метеор. Он отходит от причала на Адмиралтейской набережной, 2. Поездка на быстром теплоходе – это дополнительная экскурсия.

Виртуальное посещение дворца

С помощью интерактивной панорамы Вы можете не выходя из дома посетить Большой дворец в Петергофе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *