биография юона константина федоровича
Константин Фёдорович Юон, биография и картины
Биография:
В возрасте 17 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где и проучился 6 лет. В число его педагогов по специальности входили такие именитые мэтры, как Касаткин, Савицкий и Архипов. После завершения обучения молодой художник трудился в мастерской Валентина Серова, а затем открыл собственную студию. В ней он преподавал с 1900 года в течение 17 лет, работая с Дудиным.
В числе учеников, познававших азы мастерства у Юона, были такие известные впоследствии лица, как Куприн, Фаворский, Вера Мухина, Колли, Терпсихоров, братья Веснины и многие другие.
Сфера интересов мастера не ограничивалась только преподаванием и живописью. В 1903 году он принял участие в создании «Союза русский художников», входил в объединение «Мир искусства». С 1907 года много времени уделял разработке и созданию театральных декораций, в частности, участвовал в работе над «Русскими сезонами» Дягилева.
До революции в творчестве Юона присутствовало много лирических мотивов, отсылок в исторической Руси, пейзажей с панорамами городов, изображения церквей и монастырей. После революции художник остался в стране, в то время как его брат эмигрировал в Германию, а затем в Швейцарию, на историческую родину семьи.
В творчестве мастера после революции не могли не появиться очевидные изменения. В нем появляются космические мотивы, которые одними искусствоведами трактуются как символы «светлого будущего», а другими – как конец прошедшей эпохи. Примером таких полотен могут быть картины «Новая планета» и «Люди». При оценке мотивов их создания и значения стоит учитывать тот факт, что в 20-30 годы в обществе был очень высокий интерес к новым технологиям и к космосу в частности. Так что причина может быть в общем стремлении к познанию неизвестного, подхлестнутого радикальными изменениями в жизни общества.
1925 год ознаменовался вступлением художника в Ассоциацию художников революционной России. В 1948 году он на два года стал директором НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств Советского Союза, продолжал писать картины и создавать графические работы, а также оформлять театральные постановки. С 1952 по 1955 год служил профессором в Московском художественном институте имени Сурикова, в других профильных учебных заведениях. С 1957 года являлся первым секретарем Правления Союза Художников СССР.
После себя художник оставил не только живописные и графические полотна, но и несколько книг, а также декорации к многочисленным театральным представлениям, принимал участи в создании кинофильма и мультипликационного фильма.
Биография юона константина федоровича
В километре от границы Зеленограда находится деревня Лигачёво. Полвека прожил в ней замечательный русский художник Константин Юон. Именно Лигачёво он запечатлел на пейзажах, знакомых каждому со школьных лет — название деревни прямо упомянуто в двадцати его картинах. А привела художника в наши края большая любовь — единственная на всю жизнь. Эта статья создана благодаря поддержке клуба друзей «Зеленоград.ру».
Судьба редко бывает щедра к художникам, выстилая им жизненный и творческий путь «красной дорожкой». Константин Юон — один из таких счастливчиков, на редкость удачливый и в творчестве, и в личной жизни.
Он родился 24 октября 1875 года в Москве в обеспеченной семье. Его отец Теодор Фридрих Юон (чьи предки приехали в Россию из Швейцарии) был директором компании по страхованию имущества, мать Эмилия Алексеевна — музыкант-любитель. В доме обожали музыку и театр, устраивали домашние концерты и спектакли, для которых сами писали тексты и шили костюмы, расписывали декорации. Из 11 детей в этой семье Константин был не единственным дарованием. Его брат Павел стал известным композитором, которого называли «русским Брамсом».
В 1898 году Константин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первый успех пришёл к нему ещё в студенческие годы — работы Юона с выставок быстро раскупались. Его живописная манера сложилась под влиянием уроков Константина Коровина и Валентина Серова, в чьей мастерской начинающий художник проработал два года после училища. Вместе с Серовым Юон отправлялся на пленэр в Середниково — в имение Веры Фирсановой, одной из крупнейших землевладелиц дореволюционной Москвы. Как-то на зимнем бале-маскараде два молодых весельчака Валентин Серов и Константин Юон указали Фирсановой на влюбленного в неё гвардейского поручика Ганецкого, ставшего её вторым мужем.
Благодаря хозяйке, Середниково в те годы было настоящим центром культурной жизни Подмосковья. Здесь постоянно гостили выдающийся скрипач Юлий Конюс и композитор Сергей Рахманинов, здесь давал благотворительные концерты близкий друг Фирсановой Фёдор Шаляпин. А Серов и Юон писали здесь этюды в великолепном Середниковском парке и окрестностях.
Подмосковное село Лигачёво, стоявшее напротив Середниково, на другом берегу реки Горетовки, манило Юона «очень русской», трогательной и простой природой. Сюда 25-летний Константин часто ездил на этюды. Однажды в 1900 году, работая у реки на пленэре, художник увидел, как от Горетовки, неся на плече коромысло с полными вёдрами, неспешно поднималась в гору девушка с роскошной длинной косой. Красавица, пленившая живописца с первого взгляда, оказалась местной крестьянкой — Клавдией Никитиной. Спустя некоторое время Клавдия стала женой Юона.
Этот «неравный брак» послужил причиной затяжного конфликта художника с родителями. Они сочли женитьбу сына унизительным мезальянсом. Внук живописца Олег Юон, основываясь на семейных преданиях, писал: «Разгневанный отец, узнав о женитьбе, выгнал деда из дома и в течение ряда лет не принимал у себя». Константин не раз пытался примирить родственников со своим выбором, но оскорбленные родители избегали встреч с непокорным наследником и даже, завидев его на улице, переходили на другую сторону.
«Правда, доброта характера и красота моей бабушки Клавдии Алексеевны сделали своё дело, и впоследствии она была любимой невесткой», — добавляет Олег Юон.
Константин
Федорович Юон
Биография и информация
Биография Константина Юона: счастливое детство и первые картины
Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, придерживавшейся типичного для своего времени жизненного уклада московских интеллигентов. Образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Счастливое, благополучное детство в теплой любящей атмосфере – вполне уместное определение.
Поиск своего пути
Слава и любовь (не только народная)
Конец столетия обозначен для Константина Юона официальным признанием – в те годы таковым считалось приобретение картин Третьяковской галереей. Константин Юон успешно лавирует между петербургским «Миром искусства» и московским Союзом русских художников. Он участвует в выставках обоих объединений, но при этом остается сам по себе, ни к кому не примыкая. В какой-то момент ощутив, как столичный круговорот заставляет его терять себя самого, Константин Юон отправляется путешествовать по России: Нижний Новгород, Сергиев Посад, позднее – Ростов, Псков. Особое для него место – подмосковное село Лигачево. Юону там хорошо писалось, позже он там построил дом. А главное – именно в Лигачеве он встретил крестьянку Клавдию Никитину, на которой вскоре женился и прожил с ней долгую и счастливую жизнь. Отец художника пришел в ярость от такого мезальянса и несколько лет не пускал сына на порог. Но постепенно красота и добрый нрав невестки смягчили родительское сердце.
Потрясенный событиями «Кровавого воскресенья» 1905 года Юон уехал за границу, где участвовал в знаменитой выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым и был избран членом парижского Осеннего салона. С этого времени он регулярно занимался в том числе и созданием театральных декораций.
Советский художник Константин Юон: как изменились картины художника
Отношение Юона к революции несколько двусмысленно, по крайней мере, на взгляд потомков. Он был признан в СССР. Устраивались персональные выставки картин Константина Юона, художник много преподавал (в своей студии, потом в ленинградской Академии художеств и Московском институте имени Сурикова), работал как декоратор. Неоднократно награждался, был лауреатом Сталинской премии, возглавлял НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, был первым секретарем правления Союза художников.
При этом многие церкви на картинах художника Юона, в том числе знаменитые «Купола и ласточки», написаны в годы активной борьбы с церковью. Как же так получилось? И как ему удавалось всё совместить? Собственно, с этого биографию Константина Юона мы и начали: ему здорово повезло в жизни. Ему удалось найти себя, свой путь, встретить свою любовь и прожить плодотворную счастливую жизнь в эпоху серьезных общественных треволнений, оставив потомкам множество оттенков пронзительного неба и такого разного снега на своих картинах и, конечно, купола и ласточек.
Русский художник Константин Юон
Константин Федорович Юон (12 октября 1875 — 11 апреля 1958) — русский художник, график, художник сценограф.
Родился 12 (24) октября 1875 года в Москве в швейцарско-немецкой семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.
Живописная манера Константина Юона сложилась под влиянием уроков Костантина Коровина иВалентина Серова. Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза». Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики. В конце 1900-х — начале 1910-х оформлял оперные постановки Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже.
После революции Константин Юон был одним из инициаторов создания школ изобразительного искусства при Московском отделении народного образования. В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра.
После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. В 1920-х — 1950-х оКонстантин Юон создал ряд портретов, картин на темы истории революции и современной ему жизни, в которых придерживался реалистической традиции. Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма». Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую ценность во всем творческом наследии мастера.
1912 Автопортрет Константина Юона. Х., м. 54х36. ГРМ
Константин Юон — баловень фортуны
Константин Федорович Юон (Konstantin Fyodorovich Yuon; родился 24 октября 1875-го — умер 11 апреля 1958-го) — выдающийся российский, а также советский художник конца XIX-XX вв. В своем творчестве Константин Юон часто обращался к деревенским мотивам и древнерусской архитектуре, писал пейзажи, пронизанные удивительным прозрачным светом. Картины живописца выполнены в реалистическом стиле, которому он не изменял, хотя и жил в эпоху авангарда. Творческая биография мастера сложилась на редкость удачно: ему посчастливилось отыскать верную дорогу и не утратить оптимизма в суровую эпоху перемен.
Биография Константина Юона
Константин Юон родился 24 октября 1875 г. в Москве. Необычной фамилией он обязан отцу, швейцарцу по происхождению. Интеллигентная семья отличалась радушием и с удовольствием принимала у себя многочисленную родню. Однажды кто-то из гостей дома показал маленькому Косте, как надо смешивать краски, и мальчик «заболел» рисованием. Вопрос о будущей профессии был решен однозначно. В 1892 году юношу приняли в МУЖВЗ, на курс к Николаю Алексеевичу Касаткину.
Константин Юон учился у таких признанных мастеров, как Константин Аполлонович Савицкий и Абрам Ефимович Архипов. Он всегда отличался завидным усердием, много трудился, принимал участие в выставках. На одной из них Илья Ефимович Репин увидел работу молодого художника и произнес: «Весело!». Константин Федорович всю жизнь этим очень гордился.
По окончании курса молодой человек остался в училище еще на 2 года, чтобы поработать в мастерской у Валентина Александровича Серова. В 1890-х он много путешествовал по Европе, но экзотические красоты оставили живописца равнодушным. Ничто не могло поколебать его приверженности неяркому среднерусскому пейзажу. Правда, картины из серии «Ноктюрны» и знаменитый «Голубой куст» стали своеобразной «данью» модным течениям в искусстве. Но, отдав ее, Константин Федорович немедленно возвратился к излюбленным панорамным пейзажам и пресловутым березкам. Впрочем, впоследствии он иногда все же прибегал к символизму.
Конец XIX века ознаменовался триумфом — работы мастера были приобретены Третьяковской галереей. Живописец разрывался между «Миром искусства» и Союзом русских художников, так ни к кому окончательно и не примкнув.
В 1900-м художник открыл собственную студию, где преподавал вплоть до Октябрьской революции 1917 года вместе с Иваном Осиповичем Дудиным. Среди его учеников — целая плеяда известных личностей: Александр Васильевич Куприн, Василий Алексеевич Ватагин, братья Веснины, архитектор Николай Джемсович Колли, скульптор Вера Игнатьевна Мухина, историк балета Юрий Алексеевич Бахрушин и другие.
В 1907 году Константин Юон отправился в Париж, где работал декоратором в театре. Сергей Павлович Дягилев поручил ему оформление постановки оперы «Борис Годунов» с участием Федора Ивановича Шаляпина.
После Октябрьской революции художник остался на родине. Его мнение о свершившемся перевороте и его последствиях весьма спорно: картина «Новая планета», которую критики сочли «образом нового мира», была отнюдь не жизнеутверждающей и рождала в зрителе ощущение катастрофы космического масштаба. Зато люди у живописца получались живыми, настоящими. Он не перестал писать церкви: легендарные «Купола и ласточки» созданы в период безжалостной войны с религией.
Репрессии и нужда благополучно миновали счастливчика. В 1925 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России. В 1948-1950 годах Константин Федорович Юон работал директором НИИ изобразительных искусств РАХ, находя время для занятий театральными декорациями и графикой.
Добившийся признания в ранней молодости, обласканный советской властью, Константин Юон прожил долгую и счастливую жизнь. Он до последних дней вносил свой вклад в культурную жизнь страны, много писал и преподавал сразу в нескольких учебных заведениях. Скончался живописец в 11 апреля 1958 года, его могила находится на 4-м участке Новодевичьего кладбища.
Самые известные картины Константина Юона
Для работ Константина Федоровича Юона характерен тонкий лиризм. Нарядная русская зима с ее хрустальным воздухом, городские пейзажи, сияющие купола храмов и памятники древнего зодчества завораживают зрителя. Среди лучших картин Константина Юона:
Львиная доля работ посвящена Москве, которую художник любил безгранично. Познакомьтесь с творчеством Константина Юона и других великих живописцев на сайте Very Important Lot. Приглашаем ценителей искусства поучаствовать в тематических аукционах, недорого купить картины напрямую у современных художников и обогатить свои коллекции предметами антиквариата.