биография васнецова для третьего класса
Рассказ для детей про художника В. М. Васнецова
РАССКАЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРО ХУДОЖНИКА В. М. ВАСНЕЦОВА
Виктор Михайлович родился в 1848 году, это было очень давно, с тех пор прошло уже более 150 лет. Это было так давно, что еще на свете не было ваших бабушек и дедушек. Виктор Михайлович родился в далекой русской деревне Лопьял Вятской губернии (показ картинки с изображением деревни).
Местность, где жил Васнецов, славилась своими мастерами и мастерицами, они разрисовывали ложки, мебель, игрушки (показ картинок с изображением Вятской росписи).
Вся красота, окружавшая Васнецова с детства, открыла в нем талант художника. Еще в детстве Виктор Михайлович Васнецов очень любил рисовать, он мечтал стать художником. Но раньше было очень сложно выбрать профессию по своему желанию, мальчики должны были получить ту профессию, которая была у отца, а отец Васнецова был священником, поэтому он пошел учиться в семинарию. Отец рассказывал ему про звезды, показывал созвездия. А еще отец учил его любить родную природу, родные деревни и города. Васнецов со своим отцом ходили по широким полям, по таежным глухим лесам, которые находились рядом с их деревней, ходили вдоль извилистых речек. Именно родная русская природа сильно повлияла на будущего художника. С детских лет Васнецов слышал былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках пели русские женщины.
Каждую свободную минуту в семинарии Васнецов рисовал. Рисование стало для него
главным делом в жизни. Он попросил отца разрешить ему уйти из семинарии и поехать учиться на художника. Отец разрешил, и Васнецов уехал в Санкт-Петербург, поступил там в Академию художеств. Виктор Михайлович за свою жизнь написал очень много картин, большинство из которых находятся в Москве в Третьяковской галерее и в Санкт-Петербурге в Русском музее.
Конспект итегрированной НОД «Знакомство с творчеством нашего земляка художника» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ № 54 детский сад «Теремок» г. Ковров. Уважаемые коллеги,.
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» Подготовила и провела воспитатель Киселева Евдокия Ивановна, г. Лиски Воронежская область. Цель. Развитие у детей связной речи. Задачи. Продолжать.
Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.
Конспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Творчество художника Юрия Васнецова» с презентацией В рамках проекта «Я, моя семья, мой город, моя страна» я познакомила воспитанников с творчеством некоторых известных писателей и художников,.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с творчеством художника-сказочника Виктора Васнецова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.
Рассказ для детей «Как помочь папе?» Пока мы сидим дома, ребята могут проводить часть время за чтением. Дорогие родители, предлагаю для ваших детей и подростков следующую реальную.
Проект «Знакомство детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина» Слайд 2. Актуальность проекта Когда в наших руках оказывается книга, наша главная задача — прочитать ее, получить нужную нам информацию.
Рассказ «Аты-баты, шли солдаты» для детей 7+ Рассказ, навеянный виденным АТЫ-БАТЫ, ШЛИ СОЛДАТЫВесна в городок пришла вовремя. И природа праздновала её приход. Яркое солнце слепило.
Рассказ для детей «Друг по объявлению» Рассказ для детей «Друг по объявлению» Сорокина АнжелаДень собак на МААМ. Однажды в Интернете на одном сайте я прочитала объявление в рубрике.
Занятие по ознакомлению детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова Творческое наследие знаменитого русского, советского художника Ю. А. Васнецова велико и разнообразно. Но именно детская книга принесла.
Виктор Васнецов краткая биография для детей
Васнецов Виктор Михайлович краткая биография расскажет о жизни и творчестве знаменитого русского художника для детей и взрослых.
Краткая биография Васнецова для детей
Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в многодетной семье сельского священника. Виктор с детства любил слушать народные сказки и песни, предания. Они и зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству.
Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но из-за отсутствия денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников туда принимали бесплатно. Однако тяга к искусству привела 19-летнего семинариста из Вятки в Петербург, в Академию Художеств.
Учась в Академии, молодой художник много работал (как гравер и рисовальщик, сотрудничал с рядом петербургских журналов.). С большим интересом создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе.
Летом 1881 года Васнецов писал этюды в Абрамцеве и начинает работать над картиной «Богатыри». Но лишь в 1898 году, Васнецов закончил эту картину.
С 1893 года Васнецов становится действительным членом Академии Художеств России.
В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую выставку, центральным произведением на ней становится картина «Богатыри».
Знаменитые картины Васнецова по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть.
Рассказ о жизни и творчестве Васнецова для 3 класса: что писать, где найти?
Литературное чтение 3 класс. Составь рассказ о жизни и творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова, используя опорные слова: годы жизни, создал много произведений на тему, мне больше всего нравиться, на ней изображено. Что написать? Где найти готовый рассказ о Васнецове?
Краткий рассказ о жизни и творчестве Виктора Михайловича Васнецова для 3 класса по литературному чтению:
План рассказа о В.М.Васнецове:
Творчество Васнецова можно отнести к былинно-историческом у, романтическому направлению живописи. Он создал много произведений на тему русского фольклора. Наиболее известные картины были написаны Васнецовым в период с 1880 по 1900 годы:
В следующий период жизни в творчестве Васнецова большее внимание уделяется религиозной тематике, он занимается росписью храмов, создает эскиз фасада Третьяковской галереи.
После Октябрьской революции продолжает работать над сказочными темами («Кощей Бессмертный», «Царевна лягушка»).
Мне больше всего нравится картина Виктора Васнецова «Аленушка», она написана в теплых тонах, Аленушка красивая, нежная, мечтательная, немного грустная. Картина создает у меня умиротворенное и мечтательное настроение, хочется сесть рядом с Аленушкой, полюбоваться лесом и спокойным озером.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) является одним из самых известных и популярных художников нашей страны, родился он в семье священика селе Лопьял Вятской губернии.
Так как отец являлся духовным лицом, то образование Виктор получал в духовном училище, а после того как его закончил, поступил дальше в духовную семинарию.
Его путь к рисованию начинается с уроков учителя гимназии Н.Г. Чернышева, даже отец отмечает его успехи и дает добро на уход из семинарии.
Он поступает в Петербуржскую академию художеств и учится у еще одного великого русского художника И.Н. Крамского.
Очень много у Васнецова в творчестве картин написанных по русским сказкам и именно они и являются самыми известными его работами.
Одна из них и является для меня самой интересной и красивой это работа мастера под названием «Витязь на распутье», что есть в этом произведение, картина очень загадочная и мрачная, но приковывает к себе внимание.
Рассказ о жизни и творчестве Васнецова (3 класс):
Виктор Михайлович родился 3 мая в селе Лопьял в Вятской губернии, годы жизни 1848 по 1926. Он получил образование в духовном училище и продолжил его в духовной семинарии. Еще во время обучения он стал брать уроки рисования у Н.Г.Чернышева, который был гимназическим учителем. Позднее будущий художник поступает в Петербуржскую академию художеств, до этого он прошел обучение в школе художеств у И.Н.Крамского.
Первые выставки картин Васнецова проходили еще во время обучения. Они экспонировались сначала в Академии, в 1869 году, а потом других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. В ранних работах была отмечена склонность художника к модерну.
В 1893 году Васнецов стал членом Академии художеств России и сотрудничал с Союзом русского народа. Он участвовал в иллюстрировании изданий, самым известным из которых можно назвать «Книгу русской скорби». На раннем этапе своего творчестве художник изображал бытовые сюжеты, которые видны в произведениях «Книжная лавочка», «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже».
Он создал много произведений на тему фольклор, история и религия. Одни из самых известных полотен живописца: «Иван-Царевич на Сером волке», «Богатыри», «Кощей бессмертный», «Аленушка» и др. Художник занимался стенной живописью, им украшены Владимирский собор, храм Воскресения в Санкт-Петербурге и храм Рождества Иоанна Предтечи в Пресне. Художник так же участвовал в разработке проектов архитектурных сооружений.
Рассказ о жизни художника Васнецова и о его творчестве удобнее всего составлять по плану:
Самые известные его работы.
В каком году умер художник.
Так как рассказ для 3-го класса, то я думаю, что он должен лишь в общих чертах пересказать жизнь художника, не вдаваясь в подробности.
Предлагаю следующий вариант (опорные слова выделены жирным):
Стоит отметить, что Виктор Васнецов известен не только как художник и иллюстратор, но как иконописец и декоратор. Более десяти лет он оформлял Владимирский собор в Киеве.
Виктор Михайлович Васнецов рисовал до последних дней. Умер он с кистью в руках в своей мастерской в Москве на 79-м году жизни. Это произошло уже не в России, а в СССР в 1926 году.
Творчество художника после его смерти было не забыто, оно было оценено как его современниками, так и следующими поколениями.
Из картин художника Васнецова мне больше всего нравится «Иван-царевич на сером волке». На ней изображен Иван-царевич, сидящий на большом сером волке. Рядом с ним сидит Елена Прекрасная. Когда я смотрю на эту картину, то мне кажется, что я оказываюсь в волшебной сказке. Я начинаю верить, что есть волки, которые умеют разговаривать, жар-птицы, живая и мертвая вода, и где-то находится тридевятое государство, где живет Иван-царевич и Елена Прекрасная.
Биография Виктора Васнецова
Всего получено оценок: 757.
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы. Васнецов также известен тем, что расписывал храмы в разных городах России.
Детство и юность
Васнецов Виктор Михайлович родился 3 [15] мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербургскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И. Н. Крамского.
Начало творческого пути
Еще во время обучения в академии картины молодого художника Васнецова начали экспонироваться. Впервые они были представлены в 1869 году сначала в Академии, а позже и в других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. Уже в раннем творчестве был заметен авторский почерк художника и его склонность к стилю модерна.
Особенности творчества
С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».
На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».
Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И. Е. Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.
Смерть. Памяти художника
Творческое наследие великого русского художника Васнецова, биография, которого обрывается 23 июля 1926 года в Москве, занимает весомое место в истории национального художественного искусства. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области. В последнем также находится памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым – выдающимся деятелям русского художественного искусства.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Художник русского народа: судьба Виктора Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы. Васнецов также известен тем, что расписывал храмы в разных городах России.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Детство и юность
Васнецов Виктор Михайлович родился 3 [15] мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербургскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И. Н. Крамского.
Рассказ о жизни и творчестве Васнецова для 3 класса: что писать, где найти?
Литературное чтение 3 класс. Составь рассказ о жизни и творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова, используя опорные слова: годы жизни, создал много произведений на тему, мне больше всего нравиться, на ней изображено. Что написать? Где найти готовый рассказ о Васнецове?
Краткий рассказ о жизни и творчестве Виктора Михайловича Васнецова для 3 класса по литературному чтению:
План рассказа о В.М.Васнецове:
Творчество Васнецова можно отнести к былинно-историческом у, романтическому направлению живописи. Он создал много произведений на тему русского фольклора. Наиболее известные картины были написаны Васнецовым в период с 1880 по 1900 годы:
В следующий период жизни в творчестве Васнецова большее внимание уделяется религиозной тематике, он занимается росписью храмов, создает эскиз фасада Третьяковской галереи.
После Октябрьской революции продолжает работать над сказочными темами («Кощей Бессмертный», «Царевна лягушка»).
Мне больше всего нравится картина Виктора Васнецова «Аленушка», она написана в теплых тонах, Аленушка красивая, нежная, мечтательная, немного грустная. Картина создает у меня умиротворенное и мечтательное настроение, хочется сесть рядом с Аленушкой, полюбоваться лесом и спокойным озером.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) является одним из самых известных и популярных художников нашей страны, родился он в семье священика селе Лопьял Вятской губернии.
Так как отец являлся духовным лицом, то образование Виктор получал в духовном училище, а после того как его закончил, поступил дальше в духовную семинарию.
Его путь к рисованию начинается с уроков учителя гимназии Н.Г. Чернышева, даже отец отмечает его успехи и дает добро на уход из семинарии.
Он поступает в Петербуржскую академию художеств и учится у еще одного великого русского художника И.Н. Крамского.
Очень много у Васнецова в творчестве картин написанных по русским сказкам и именно они и являются самыми известными его работами.
Одна из них и является для меня самой интересной и красивой это работа мастера под названием «Витязь на распутье», что есть в этом произведение, картина очень загадочная и мрачная, но приковывает к себе внимание.
Рассказ о жизни и творчестве Васнецова (3 класс):
Виктор Михайлович родился 3 мая в селе Лопьял в Вятской губернии, годы жизни 1848 по 1926. Он получил образование в духовном училище и продолжил его в духовной семинарии. Еще во время обучения он стал брать уроки рисования у Н.Г.Чернышева, который был гимназическим учителем. Позднее будущий художник поступает в Петербуржскую академию художеств, до этого он прошел обучение в школе художеств у И.Н.Крамского.
Первые выставки картин Васнецова проходили еще во время обучения. Они экспонировались сначала в Академии, в 1869 году, а потом других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. В ранних работах была отмечена склонность художника к модерну.
В 1893 году Васнецов стал членом Академии художеств России и сотрудничал с Союзом русского народа. Он участвовал в иллюстрировании изданий, самым известным из которых можно назвать «Книгу русской скорби». На раннем этапе своего творчестве художник изображал бытовые сюжеты, которые видны в произведениях «Книжная лавочка», «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже».
Он создал много произведений на тему фольклор, история и религия. Одни из самых известных полотен живописца: «Иван-Царевич на Сером волке», «Богатыри», «Кощей бессмертный», «Аленушка» и др. Художник занимался стенной живописью, им украшены Владимирский собор, храм Воскресения в Санкт-Петербурге и храм Рождества Иоанна Предтечи в Пресне. Художник так же участвовал в разработке проектов архитектурных сооружений.
Особенности творчества
С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».
На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».
Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И. Е. Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.
Художник русского народа: судьба Виктора Васнецова
Один известный человек сказал: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
Этим человеком был Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся художник XIX-XX вв., который показал всему миру душу русского народа и создал направление фольклорно-исторической живописи.
Детство и юношество
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопиял (Лопьял) Уржумского уезда Вятской губернии в семье потомственного священника Михаила Васильевича Васнецова. Через два года батюшка Михаил получил приход в селе Рябово этого же уезда, где и провел детство маленький Витя.
Священник Михаил Васильевич Васнецов, отец художника. Эскиз В.М. Васнецова
Семья жила так же, как и другие крестьяне, не отличаясь особым достатком. Виктор и его пять братьев помогали отцу вести хозяйство, так как их мать умерла очень рано.
Михаил Васильевич, будучи человеком образованным, души не чаял в своих детях и стремился развивать их разносторонне: обучение грамоте, арифметике, чтение научных журналов, рисование акварелью и резьба по дереву.
Суровая природа Вятского края, обособленный уклад жизни с сохранившимися обычаями, поверьями, деревенскими песнями и старинными сказками повлияли на формирование жизненного и художественного мировоззрения. Виктор и его младший брат Аполлинарий (тоже ставший впоследствии художником) сохранили а на протяжении всего своего творчества.
Аполлинарий Михайлович Васнецов
Хоть и замечал отец в своем сыне творческие наклонности, Михаил Васильевич не мог позволить Виктору учиться в художественной школе. Поэтому мальчику пришлось идти по стопам своих предков и поступить в 1858 году в духовное училище (как сыну священника ему предоставлялась учеба бесплатно). Окончив его в 1862 году, Васнецов поступает в духовную семинарию, где помимо Писания отрок начал изучать иконопись. На тот момент церковную живопись преподавал художник Николай Александрович Чернышев. Вместе с ним Виктор посещал городской музей, делая наброски с картин и скульптур.
Однажды дома у Николая Александровича Васнецов познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, ставший мальчику другом и наставником. Именно он рассказал юноше о Петербургской Академии художеств.
Васнецов, давно мечтавший стать художником, решил попытать счастье на вступительных экзаменах в кузницу знаменитых русских художников, но средств на поездку в столицу не было. И тогда Андриолли при посредничестве своего земляка, профессора Красинского, устроил лотерею в Вятке для богатых людей, на которой были распроданы все любительские картины молодого дарования. Юноша, собрав деньги таким образом, оставил предпоследний курс обучения в семинарии и с благословения ректора и Михаила Васильевича отправился в Петербург.
В 1867 году Васнецов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, но из-за застенчивости и неуверенности в собственных силах не стал узнавать результаты. Виктор был убежден в провале, но решил остаться в Петербурге, чтобы попытать счастье на следующий год. Бродя по городу в поисках жилья и работы, он случайно встретил брата профессора Красинского, который поддержал юношу и помог ему устроиться на должность рисовальщика в картографическое заведение. Одновременно Васнецов начал посещать школу поощрения художников на Бирже, где познакомился с молодым преподавателем И.Н. Крамским и его друзьями – студентами Академии – скульптором М.М. Антокольским и живописцем И.Е. Репиным.
Летом следующего года Виктор Михайлович отправился в Академию снова сдавать вступительные экзамены. И каково было его удивление, когда он узнал, что еще в прошлом году был зачислен в студенты!
В течение первого года обучения Васнецов получил серебряную медаль за ученические работы. Юноша сошелся с талантливыми художниками: А.И. Куинджи, В.Д. Поленовым, В.И. Суриковым и многими другими. Его старания и успехи были оценены знаменитым профессором П.П. Чистяковым. Успешную учебу Васнецов также совмещал с поступающими заказами на создание рисунков и иллюстраций к изданиям азбук, сказок и рассказов.
К сожалению, учебу пришлось на время оставить. В 1870 умер отец, и Виктору Михайловичу пришлось уехать в Рябово, чтобы помогать братьям. Вернулся в Петербург он не один, а со своим братом Аполлинарием. Жить в столице стало труднее, и студент вынужден сводить концы с концами. Из-за этого Виктор нерегулярно посещал занятия, а потом и вовсе забросил учебу. Не став держать выпускные экзамены, Васнецов в 1874 году в итоге получил удостоверение, что «состоял в числе учеников Академии».
Начало творческого пути
Достигнув больших успехов в книжной графике, Виктор Михайлович решил бросить силы на освоение такого направления, как критический реализм. Для этого в 1875 году он примкнул к созданному Товариществу передвижных художественных выставок. Также в нем состояли Крамской, Куинджи, Репин, Поленов, Суриков. Художники стремились отразить в своем творчестве тяжелую жизнь крестьян и горожан и показать социальные проблемы страны. Русская интеллигенция поддерживала рвение Товарищества приблизить искусство к простому народу.
Васнецов был одухотворен новой работой, ведь кому как не ему, выходцу из простого народа, прожившему все детство среди крестьян, известны тяготы такой жизни? Так появилась первая серия картин художника: «Нищие певцы (Богомольцы)», «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру». Глядя на многофигурные композиции, так и ощущается вся горечь нищей жизни и поучительная правда, а типажи отображают высокое мастерство автора.
Нищие певцы (Богомольцы). 1873
Книжная лавочка. 1876
С квартиры на квартиру. 1876
Но сам Виктор Михайлович остро ощущал нехватку знаний, поэтому с большой охотой откликнулся на приглашение Репина приехать к нему в Париж. Сам Илья Ефимович, блистательный выпускник Академии художеств, находился в поездке по Европе за счет учебного заведения.
Заручившись заказом на иллюстрации к книге Е.Н. Водовозовой «Жизнь европейских народов», Васнецов в марте 1876 отправился во Францию.
Поиски собственного стиля
Поселившись в Париже практически без денег, но с поддержкой друзей-художников, Виктор Михайлович с тщательностью и дотошностью изучал произведения Лувра и творения французских импрессионистов. Под их влиянием и создана картина во Франции «Акробаты на празднике в окрестностях Парижа». Полотно Васнецов в 1877 году выставил на ежегодном парижском Салоне, но без успеха. Вернувшись через год на Родину, живописец представил «Акробатов» на передвижной выставке, где император Александр III, впечатленный работой, приобрел картину для своей коллекции.
Акробаты на празднике в окрестностях Парижа. 1877
В ноябре 1878 года Васнецов женился на уроженке Вятской губернии Александре Владимировне Рязанцевой, дочке купца. Скромная образованная девушка, окончившая женские врачебные курсы в Петербургской медико-хирургической академии, посвятила себя супругу и семье, в которой родилось пятеро детей: Татьяна, Борис, Алексей, Михаил, Владимир. В этом же году художник был принят в Товарищество передвижников.
Портрет Александры Владимировны Васнецовой (Рязанцевой). 1878 (автор В.М. Васнецов).
В.М. Васнецов. Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника. 1897
В.М. Васнецов. Портрет Бориса Викторовича Васнецова, сына художника. 1889
В.М. Васнецов. Портрет сына, Алексея Викторовича Васнецова в боярском костюме. Этюд для портрета молодого Ивана Грозного.
В.М. Васнецов. Портрет Михаила Викторовича Васнецова. 1892
В.М. Васнецов. Портрет Владимира Викторовича Васнецова, сына художника. 1899
В 1878 Васнецов вместе с супругой и братом переехал из Петербурга в Москву. Город поразил художника своей красотой, и Виктор Михайлович с удовольствием делал зарисовки московской архитектуры.
Этнограф В.А. Дашков, будучи директором Московского публичного и Румянцевского музея сделал заказ Васнецову на создание ряда портретов знаменитых русских деятелей с сохранившихся гравюр. Таким образом, из-под руки живописца появились портреты таких исторических личностей, как патриарх Гермоген II, князь Д.М. Пожарский, учитель Петра I Н.М. Зотов и его друг Ф.Я. Лефорт. Благодаря этой работе Васнецов все больше погружался в атмосферу старины. Он имел возможность прикоснуться к историческим реликвиям и ощущать дыхание прошлых веков.
Важным и поворотным событием в жизни художника стало знакомство с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, прославившимся любителем и покровителем деятелей искусств. В подмосковной усадьбе Мамонтовых – Абрамцево – собирались художники, литераторы, ученые, обсуждавшие исторические события и изучая археологические находки. Это и подвигло Васнецова создать серию историко-былинных картин. Первым произведением из серии стала картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (на основе «Слова о полку Игореве»).
После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880
Но, к сожалению, данную работу критики осудили, а в обществе она вызвала неоднозначные реакции у зрителей. Лишь немногие, среди которых были Репин и профессор Чистяков, увидели в полотне самобытный образ, способный пробудить русскую душу и вызвать гордость.
Сказки из реальной жизни
Такая неоднозначная реакция на полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами» не заставила художника отказаться от своей идеи создания «сказочного» цикла картин. Увлечение фольклором и русской стариной все больше отражалось на творчестве Васнецова. Для рабочего кабинета Мамонтова была написана картина «Ковер-самолет».
На летние месяцы Васнецовы снимали усадьбу Ахтырка, что неподалеку от Абрамцево, благодаря чему тесно общались с семейством Мамонтовых. Братья-художники часто уходили в лес, где подолгу работали на плэнере. Старший размышлял над сюжетом сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке». И только случай позволил Виктору Михайловичу не только увидеть пейзаж для картины, но саму героиню.
Ахтырка. место усадьбы Васнецовых. 1879
Однажды он повстречал на лесной тропинке убитую горем босоногую крестьянку. Художник сделал наброски сжавшейся в комок девицы, а уже картину писал в своей московской мастерской. Так на свет появилась всем известная «Аленушка».
На Девятой передвижной выставке работа произвела неоднозначное впечатление: восхищение у простых зрителей и едкие замечания у критиков, среди которых был меценат П.М. Третьяков.
Однажды Мамонтов задумал построить на территории усадебного парка домовую церковь и предложил своим друзьям-художникам создать проект. Откликнулись Поленов, предложив вариант наподобие новгородского храма Спаса Нередицкого, и Васнецов, взяв за основу эскиза московское зодчество. Савва Иванович поддержал Виктора Михайловича, и уже в 1881-1882 была выстроена однокупольная церковь Спаса Нерукотворного. Особенность сооружения заключается в том, что помимо традиций московского зодчества, Васнецов воссоединил украшения майоликой ярославских храмов и резные узорчатые пояса под сводом крыши владимирских соборов. Иконостас и иконы создавали друзья Мамонтова: Поленов, Репин и сам автор. Виктор Михайлович еще создал парковую беседку в виде «избушки на курьих ножках», чем привел в неописуемый восторг детей мецената.
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве
Возвращение к былинам и сказкам
В 1882 году Васнецов продолжил работу над былинным циклом. Следующим произведением стал «Витязь на распутье», которого художник задумал еще много лет назад. Для создания Виктор Михайлович тщательно изучал экспозиции Оружейной палаты Кремля и книги из публичной библиотеки. Психологический и философский смысл картины, отражающий некоторые черты русского человека, поразила современников.
Витязь на распутье. 1882
В этом же году Виктору Михайловичу, погруженному в изучение фольклора и истории, поступил заказ на расписной фриз для Московского Исторического музея. Председатель Московского археологического общества А.С. Уваров, инициатор идеи, попросил художника отобразить первобытный строй человека. Мастер обратился за помощью к этнографам и антропологам, а в качестве первобытных людей ему позировали художники В.А. Серов и К.А. Коровин, часто гостившие у Мамонтовых. В итоге появился состоящий из двух фрагментов фриз «Каменный век».
Каменный век. Фрагмент фриза. 1882-1885
Каменный век. Фрагмент фриза. 1882-1885
Также параллельно историческому полотну художник представил сказочную картину «Три царевны подземного царства». В ее основе лежит сказка об Иванушке, спустившегося в подземное царство в поисках своей матери и повстречавшего трех девушек, олицетворяющих Золото, Драгоценный камень и Медь (Васнецов образ девушки-Меди поменял на Уголь, символизирующий энергию тепла и движения).
Три царевны подземного царства. 1884
Период храмовой росписи
Васнецов любил и стремился создавать масштабные и монументальные работы, поэтому спустя некоторое время написал письмо Прахову, предложив свои услуги по росписи киевского храма Святого князя Владимира. Но перед этим Виктор Михайлович отправился через Варшаву и Вену в Италию, чтобы увидеть фрески мастеров эпохи Возрождения. К концу лета художник вернулся в Киев и приступил к делу. К оформлению площади почти в три тысячи квадратных метра были привлечены и другие художники (М.В. Нестеров, М.А. Врубель, А.С. Мамонтов, братья Сведомские и другие), но стиль Васнецова был определяющим.
Храм был украшен тематическими фресками: «Крещение Руси», «Крещение князя Владимира», «Христос Вседержитель» (купол), «Единородный сын Слово Божие», «Радость праведных о Господе».
Крещение Руси. 1885-1896
Крещение князя Владимира. 1885-1896
Христос Вседержитель. 1885-1896
Единородный сын Слово Божие. 1885-1896
Радость праведных о Господе (левая часть триптиха). 1885-1896
Радость праведных о Господе (центральная часть триптиха). 1885-1896
Радость праведных о Господе (правая часть триптиха). 1885-1896
Успех храмовой росписи Васнецова был огромный. Образы и сюжеты обрели популярность и их в дальнейшем стали использовать во многих строящихся церквях России. Однако были и негативные отзывы о работах Виктора Михайловича (особенно в XX веке, когда появились открытия и исследования древнерусской иконы). Ярые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».
В 1891 Васнецов вернулся в Москву на постоянное место жительства. Он приобрел небольшой земельный участок в районе Мещанской улицы (в 3-м Троицком переулке) и принялся за строительство собственного дома. Хоть Виктор Михайлович и создал эскиз жилища, он нанял профессионального архитектора.
К тому времени мастер продолжил воплощение древнерусских сказок и былин. Представленная на Семнадцатой передвижной выставке картина «Иван-царевич на сером волке» получила восторженные отзывы от коллег и критиков.
Иван-царевич на сером волке. 1889
Слава Васнецова как талантливого русского художника достигла апогея. Виктор Михайлович был удостоен звания профессора живописи и избран действительным членом Петербургской Академии художеств.
Уже в новой мастерской художник выпустил очередную картину на древнерусскую мифологию «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», отражающую человеческую душу, в которой совмещены добро и зло, радость жизни и неизбежность смерти.
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896
Сценографический опыт Виктора Михайловича связан с открытием в 1884 году Частной оперы Мамонтова. В театре художник оформил декорации к опере «Русалка» А.С. Драгомыжского, опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова», по мотивам которой в 1899 году создал полотно «Снегурочка».
Остропсихологический образ царя в картине «Царь Иван Васильевич Грозный» Васнецов брал не с сохранившихся парсун и икон, а с Ф.И. Шаляпина в роли монарха в опере «Псковитянка» (декорации к ней также создал Виктор Михайлович совместно с Коровиным).
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
Центральным и, пожалуй, самой известным произведением Васнецова является полотно «Богатыри». Что интересно, от момента нанесения карандашного эскиза до готовой работы прошло тридцать лет! Для создания образов богатырей Виктор Михайлович прибегал к помощи реальных прототипов: Илья Муромец – с грузного владимирского крестьянина, Добрыня Никитич – симбиоз портретных образов В.Д. Поленова, собственного автопортрета и своего отца – священника Михаила, Алеша Попович – с тринадцатилетнего сына Мамонтова Андрея.
Конец XIX века позволил Васнецову снова прикоснуться к книжной иллюстрации и архитектуре для демонстрации своего художественного дара. По проекту мастера для Всемирной выставки в Париже построили Русский павильон, а найденные им архитектурные мотивы легли в основу фасада Третьяковской галереи.
К столетию со дня рождения А.С. Пушкина производили переиздания его сочинений. Для оформления «Песни о вещем Олеге» Васнецов создал книжные миниатюры «Встреча Олега с кудесником», «Прощание Олега с конем», «Олег у костей коня» и орнаменты, придающие изданию старорусский стиль.
Встреча Олега с кудесником. 1899
Прощание Олега с конем. 1899
Олег у костей коня. 1899
У такого художника, как Васнецов, атмосферой сказки окутаны не только сюжетные полотна, но и пейзажи. Картина «Северная земля» показывает все волшебство сурового русского края, любовь к которому мастер хранит в своем сердце всю жизнь.
Северная земля. 1899
Орнаменты и символизм – основа стиля
Отличительной особенностью картин Васнецова является большое внимание к деталям, орнаментам и элементам одежды. Это можно наблюдать в картине «Баян», где на условно прорисованном пейзаже красочно изображены доспехи и плащи богатырей и орнаменты на одежде Баяна.
Символизм прослеживается в мрачной картине «Баба-яга», центром которой является злобная старуха в ярко-красной юбке, уносящая вдаль испуганного мальчика. Цвет юбки выбран не случайно. Полотно написано в год начала Октябрьской революции – 1917, и своим творчеством Виктор Михайлович выразил свое отношение к событиям в стране. Художник, глубоко верующий и любивший патриархальный царский режим, так и не принял социалистический строй, но при этом страны не покинул, оставшись верным своим истокам.
Несмотря на происходившие события, Васнецов продолжал писать былинные и сказочные картины, но в них уже преобладал красный и багряный цвета, отражающие военные действия и пролитую кровь. Это видно в «Бою Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», где автор не показывает лица богатыря, а фигура олицетворяет отчаяние.
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1918
Тяжелые времена, перебои с продовольствием и нехватка холстов и красок не сломили желание Виктора Михайловича творить дальше. Только в его полотнах все больше прослеживалось отчаяние, драматизм и тревога за будущее, как, например, в картине «Царевна-лягушка».
Изменение настроения в творчестве
Советская власть начинала пропагандировать атеизм, а Васнецов в 1922 году становится руководителем реставрационных работ храма Святой Троицы на Самотечной улице.
В 1924 году отобранные комиссией полотна отправлены на выставку русского искусства в Америку, где имели успех. Виктор Михайлович продолжал создавать картины, но в них не было смелых и отважных героев, а сюжеты носили отрешенный и трагический характер, как в «Ковре-самолете», «Сивке-Бурке», «Царевне-Несмеяне», «Кощее Бессмертном», «Спящей красавице».
Кощей Бессмертный. 1917-1926
Закат эпохи сказки
Творчество Васнецова, раскрывшее в полной мере древнерусскую красоту и душу русского народа, дало зарождение такому направлению в искусстве как неорусский стиль. Картины живописца оказали огромное влияние на плеяду художников и стали основой для воплощения русских сказок и былин в кинематографе.
Портрет Виктора Михайловича Васнецова. Н. Д. Кузнецов, 1891
Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов скончался в своем доме за работой над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище, но после его разрушения его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.
Его творения являются национальным достоянием, хранящим всю душу и историю русского человека.
Алексей Саврасов
Картины этого русского художника уже отлично продавались, едва ему исполнилось 12 лет. Чуть позже он поступил в Московское училище живописи и мгновенно стал одним из лучших учеников. Поездка на Украину помогла Саврасову досрочно окончить училище и получить звание художника.
Картины «Камень в лесу» и «Московский Кремль» сделали из этого живописца академика в 24 года! Молодым талантом интересуется царская семья, а сам Третьяков покупает множество его работ для международных выставок. Среди них были «Зима», «Грачи прилетели», «Распутица» и другие.
Смерть двух дочерей и последующий развод сильно сказываются на Саврасове. Он много пьёт и вскоре умирает в больнице для бедных.
Михаил Врубель
Завершает наш список самых известных русских художников Михаил Врубель, который за свою жизнь создал множество шедевров в различных тематиках. Он занимался росписью Киевского храма, а позже в Москве принялся за создание своего знаменитого ряда «демонических» картин. Творческие метания этого художника не нашли должного понимания у его современников. Лишь спустя несколько десятков лет после смерти Михаила Врубеля искусствоведы отдали ему должное, а Церковь согласилась с его трактовками библейских событий.
К сожалению, личная жизнь художника стала причиной развития у него тяжёлой формы психических расстройств. Звание академика настигло его в доме для сумасшедших, откуда ему уже не судилось выйти. Тем не менее Михаил Врубель успел создать немало удивительных произведений искусства, которые достойны неподдельного восхищения. Среди них особенно стоит выделить картины «Демон сидящий», «Царевна-лебедь» и «Фауст».
Иван Айвазовский
Иван Айвазовский – один из самых знаменитых русских художников. Родился он в Феодосии. С детских лет Айвазовский проявлял свои невероятные творческие способности: он обожал рисовать и сам научился игре на скрипке.
В 12 лет юный талант начал учиться в Симферополе в академии живописи. Здесь он учился копировать гравюры и писать картины с натуры. Спустя год он сумел поступить в петербургскую Императорскую академию, хотя и не достиг ещё возраста 14 лет.
Долгое время художник ездил по Европе и жил в Италии, где его картины также были признаны по достоинству. Так молодой художник из Феодосии стал довольно известным и богатым человеком.
Позже Айвазовский вернулся на родину, где получил мундир Морского министерства и звание академика. Также художник побывал в Египте и присутствовал при открытии нового Суэцкого канала. Все свои впечатления художник описывал в картинах. К этому времени у него уже выработался свой неповторимый стиль и способность писать по памяти. Сложные элементы Айвазовский бегло зарисовывал в блокнот, чтобы позже перенести их на полотно. Всемирно известность ему принесли картины «Одесса», «Девятый вал» и «Чёрное море».
Последние годы жизни художник провёл в Феодосии, где построил себе дом в итальянском стиле. Чуть позже Айвазовский пристроил ещё к нему небольшую галерею, чтобы все могли свободно насладиться его удивительными картинами и утонуть в океане красок. Сегодня этот особняк всё также служит музеем и множество посетителей ежедневно приходит сюда, чтобы собственными глазами увидеть мастерство мариниста, который прожил долгую и счастливую жизнь.
4. Иван Шишкин
Иван Шишкин – один из самых известных российских художников-пейзажистов, который в своих картинах мог представить любой неприметный пейзаж в самом выгодном свете. Кажется, что сама природа играет на полотнах этого художника живыми красками.
Родился Иван Шишкин в 1832 году в Елабуге, который сегодня относится к Татарстану. Отец хотел, чтобы сын со временем занял пост городского чиновника, но Иван тяготел к рисованию. В возрасте 20 лет он уехал в Москву обучаться живописи. После успешного окончания Московской школы художеств, Шишкин поступил в Императорскую Академию в Петербурге.
Позже он долго путешествовал по Европе, зарисовывая удивительные пейзажи. В это время он создал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», которая принёсла ему огромную славу. После возвращения в Россию Шишкин продолжает творить с удвоенной энергией. По его словам, русская природа в несколько сот раз превосходит европейские пейзажи.
Василий Тропинин
Удивительная судьба была у великого русского хужожника-портретиста Василия Тропинина. Он был рождён в семье крепостных графа Маркова в 1780 году и только в возрасте 47 лет получил право быть свободным человеком. Ещё в детстве за маленьким Василием наблюдались склонности к рисованию, но граф отдал его учиться на кондитера. Позже его всё-таки отдают в Императорскую академию, где он проявляет свой талант во всей его красоте. За свои портреты «Кружевница» и «Нищий старик» Василий Тропинин был удостоен звания академика.
Андрей Рублев
Андрей Рублев – самый знаменитый русский художник-иконописец. Он родился в XV веке и оставил после себя большое наследие в виде икон «Троица», «Благовещение», «Крещение Господне». Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным украшал фресками множество храмов, а также писал иконы для иконостасов.
К сожалению, многие работы этого автора не сохранились до наших дней. Также туманна и биография Андрея Рублёва. Известно только, что он принял постриг в Троицко-Сергеевском монастыре и некоторое время жил там, а умер весной 1430 года.
Петров-Водкин Кузьма
Богатое наследие в мировой живописи сумел оставить после себя известный российский художник Петров-Водкин. Он родился в 1878 году в Хвалынске, а в свои юные годы собирался стать железнодорожником. Однако судьба сделала из него живописца с мировым именем.
Многим этот автор известен по картине «Купание красного коня», ставшей символом революции. Также к его наиболее известным работам относятся картины «Весна», «Утренний натюрморт» и «Смерть комиссара».
Исаак Левитан
Этот великий русский мастер пейзажей родился в Литве, но всю свою жизнь прожил в России. Неоднократно его еврейское происхождение причиняло ему множество унижений, но так и не заставило покинуть эту страну, которую он боготворил и восхвалял в своих картинах.
Уже первые пейзажи Левитана получили высокие оценки Перова и Саврасова, а сам Третьяков даже купил его картину «Осенний день в Сокольниках». Но в 1879 году Исаака Левитана вместе со всеми евреями выставляют из Москвы. Только огромными усилиями друзей и учителей ему удаётся вернуться в город.
В 1880-х годах художник написал множество потрясающих картин, сделавших его весьма известным. Это были «Сосны», «Осень» и «Первый снег». Но очередные унижения заставили автора снова покинуть Москву и уехать в Крым. На полуострове художник пишет целый ряд удивительных работ и значительно улучшает своё финансовое состояние. Это позволяет ему путешествовать по Европе и знакомиться с творчеством мировых мастеров. Вершиной творчества Левитана стала его картина «Над вечным покоем».