биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни

Биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни

биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. iMNTv rFThUs rQd1JnHr2GIjfr ZxOENBy9NgSJjrSqlEF VuyT41cU3CYWe5cqDJwyGr L1SDEzhcSQarn4UtE. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни фото. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни-iMNTv rFThUs rQd1JnHr2GIjfr ZxOENBy9NgSJjrSqlEF VuyT41cU3CYWe5cqDJwyGr L1SDEzhcSQarn4UtE. картинка биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. картинка iMNTv rFThUs rQd1JnHr2GIjfr ZxOENBy9NgSJjrSqlEF VuyT41cU3CYWe5cqDJwyGr L1SDEzhcSQarn4UtE. Биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни».

биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. iMNTv rFThUs rQd1JnHr2GIjfr ZxOENBy9NgSJjrSqlEF VuyT41cU3CYWe5cqDJwyGr L1SDEzhcSQarn4UtE. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни фото. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни-iMNTv rFThUs rQd1JnHr2GIjfr ZxOENBy9NgSJjrSqlEF VuyT41cU3CYWe5cqDJwyGr L1SDEzhcSQarn4UtE. картинка биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. картинка iMNTv rFThUs rQd1JnHr2GIjfr ZxOENBy9NgSJjrSqlEF VuyT41cU3CYWe5cqDJwyGr L1SDEzhcSQarn4UtE. Биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни».

Светлана Карлова запись закреплена
В помощь учителям русского языка и литературы

Биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни».

В средней школе ученики начинают изучать такой предмет, как литература. И особенного много учебных часов отводится на изучение жизни и творчества великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Значимость вклада этого поэта, прозаика и драматурга в русскую литературу сложно недооценивать – во-первых, Пушкин известен как создатель русского литературного языка, а, во-вторых, в своих произведениях он удивительным образом сочетал мотивы русской культуры и быта с общечеловеческими мотивами.

И поскольку творчество писателя неразрывно связано с его биографией, рекомендуется рассматривать и анализировать многие стихотворения, поэмы и повести с привязкой к его жизненному пути.
Начинать нужно с 5 класса.
В этом году я взяла малышей ( 5 класс).
Проблема №1. Дети не могут пересказать биографию писателя.

Источник

Иван Бунин. Гармония страдания

(“Жизнь Арсе­ньева”. Худо­же­ствен­ный мир. Пафос. Жанр — авто­био­гра­фия лири­че­ского героя.
Инстинкт истины. Твор­че­ский космос)

“…Что года
Горе­стей, изгна­нья! Неземное
Серд­цем он запом­нил навсегда”.

“Князь Все­слав”. 1916 г. И. Бунин

“Наше время пре­кло­нит колени только перед тем худож­ни­ком, кото­рого жизнь есть луч­ший ком­мен­та­рий на его тво­ре­ния, а тво­ре­ния — луч­шее оправ­да­ние его жизни”

В. Г. Белинский

“Одним сло­вом, его все­гда надо было пони­мать как-то очень сложно…” (И. Л. Тол­стой, слова об отце)

И. Бунин. “Осво­бож­де­ние Толстого”

Твор­че­ство И. А. Бунина пока еще больше иссле­до­ва­ний ему посвя­щен­ных. Так все­лен­ная все­гда больше наших пред­став­ле­ний о ней. Датой сво­его рож­де­ния, 1870 год, он непо­сред­ственно свя­зан с рус­ской лите­ра­ту­рой XIX века; годы его твор­че­ской зре­ло­сти сов­па­дают с пери­о­дом озна­чен­ным как “сереб­ря­ный век” рус­ской лите­ра­туры; дата созда­ния его послед­них про­из­ве­де­ний и его кон­чины, 1953 год, поз­во­ляет при­чис­лить его к нашим совре­мен­ни­кам, к пред­ста­ви­те­лям рус­ской лите­ра­туры “нашего века”.

Белин­ский отме­чал: “В Пуш­кине вся пред­ше­ство­вав­шая ему изящ­ная лите­ра­тура рус­ская; прежде чем он стал само­быт­ным и наци­о­наль­ным поэтом-масте­ром, он был поклон­ни­ком и уче­ни­ком пред­ше­ство­вав­ших ему поэтов и все сде­лан­ное ими усвоил в свою соб­ствен­ность, явивши кра­соты и досто­ин­ства, кото­рых они не являли, и, не повто­ривши их недо­стат­ков. И поэтому есть живая, орга­ни­че­ская связь между Ломо­но­со­вым и Пуш­ки­ным, как между при­чи­ною и ее след­ствием” [1] (Кур­сив мой. – А. С.). Слова, выде­лен­ные кур­си­вом, вполне можно отне­сти и к И. А. Бунину, и к его твор­че­ству. И вполне можно пред­по­ло­жить, что между Пуш­ки­ным и Буни­ным тоже суще­ствует “живая, орга­ни­че­ская связь”. Речь идет не о сопо­став­ле­нии уровня худо­же­ствен­ных воз­мож­но­стей этих двух писа­те­лей, но именно об орга­ни­че­ской связи этих имен. И осо­знав эту связь, мы будем иметь воз­мож­ность осо­знать зна­че­ние и задачи лите­ра­тур­ного про­цесса совре­мен­но­сти, как след­ствие раз­ви­тия рус­ской лите­ра­туры “золо­того века”, и далее — осо­знать пути раз­ви­тия лите­ра­туры “буду­щего века” в направ­ле­нии явля­ю­щимся орга­нич­ным для всей рус­ской лите­ра­туры. Отме­тим, что “золо­той век” рус­ской лите­ра­туры — это не только явле­ние Пуш­кина, но и обре­те­ние “Слова о полку Иго­реве…”. Однако “живая, орга­ни­че­ская связь” между лите­ра­тур­ной куль­ту­рой “Слова…” и куль­ту­рой совре­мен­ной “золо­тому веку” была утра­чена. В силу этого рус­ская лите­ра­тура не яви­лась след­ствием “Слова…”. Воз­можно, ли пред­по­ло­жить, что связь между “золо­тым” и “нашим” веком лите­ра­туры также может быть утра­чена? Ведь содер­жа­ние нашей куль­туры послед­них деся­ти­ле­тий суще­ственно отли­ча­лось от содер­жа­ния куль­туры “золо­того века”… И не есть ли твор­че­ство И. А. Бунина, в какой — то мере, “под­сказка” нашему веку рус­ской лите­ра­туры не только для сохра­не­ния живой связи рус­ской лите­ра­туры, но и для раз­ви­тия ее в орга­нич­ном направ­ле­нии? Более того, по мне­нию автора дан­ной работы, Бунин в своем твор­че­стве исхо­дил не только из куль­туры “золо­того века”, но соче­тал с ней и куль­туру “Слова о полку…” — в пред­ла­га­е­мом иссле­до­ва­нии этому вопросу уде­лено опре­де­лен­ное вни­ма­ние. Таким обра­зом, изу­че­ние твор­че­ства Бунина может дать воз­мож­ность осмыс­ле­ния лите­ра­тур­ного про­цесса на каче­ственно новом уровне. Вполне веро­ятно, что изу­че­ние твор­че­ства И. А. Бунина есть, пока еще не осо­знан­ная “нашим веком” лите­ра­туры, необ­хо­ди­мость… Под­твер­жде­нием тому может слу­жить все воз­рас­та­ю­щее вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей и то, что в рабо­тах посвя­щен­ных И. А. Бунину при­сут­ствует стрем­ле­ние постиг­нуть не только мас­штабы, но и его сущ­ность его творчества.

“Жизнь Арсе­ньева” — это твор­че­ское вопло­ще­ние зре­лого Бунина, сфор­ми­ро­вав­ше­гося писа­теля, Бунина, про­жив­шего на земле и в лите­ра­туре более полу­века. Тема про­из­ве­де­ния открыто выне­сена в загла­вие — “Жизнь… “. Что как не раз­мыш­ле­ния писа­теля над этой глав­ной темой спо­собно наи­бо­лее полно выра­зить и фило­со­фию его твор­че­ства, и его миро­воз­зре­ние? В 1947 году Бунин напи­шет сти­хо­тво­ре­ние, оза­глав­лен­ное сло­вами “Боже­ствен­ной коме­дии” Данте “Зем­ную жизнь, пройдя до поло­вины… “(на языке ори­ги­нала). “Дни вечно памят­ные мне…” ска­жет он и о днях созда­ния “Жизни Арсе­ньева” в том числе… Поло­вина зем­ной жизни ста­но­вится для Бунина тем рубе­жом, с кото­рого он пыта­ется осо­знать само поня­тие “жизнь”. Однако, “Жизнь Арсе­ньева” ока­зы­ва­ется не только и не столько ито­гом… И даже в том слу­чае если бы это про­из­ве­де­ние было лишь чер­той полу­ве­ко­вого бытия, то все равно, любой кри­ти­че­ский ана­лиз, не при­ни­ма­ю­щий во вни­ма­ние “Жизнь Арсе­ньева”, был бы по попро­сту непо­лон. Жизнь Арсе­ньева не есть жизнь Бунина, но путь к пости­же­нию и Бунина-худож­ника, и Бунина-чело­века без пости­же­ния “Жизни Арсе­ньева” невозможен.

Вопрос, что для кри­ти­че­ского ана­лиза худо­же­ствен­ного про­из­ве­де­ния явля­ется глав­ным, на чем, в первую оче­редь, должно быть сосре­до­то­ченно вни­ма­ние иссле­до­ва­теля, веро­ятно, не имеет бес­спор­ного, одно­знач­ного ответа. Рас­смат­ри­вать худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние необ­хо­димо, если это воз­можно, с пози­ций самого про­из­ве­де­ния, руко­вод­ству­ясь теми зако­нами, кото­рым оно соот­вет­ствует. Объ­ект нашего иссле­до­ва­ния — “Жизнь Арсе­ньева”, Жизнь… Если пред­по­ло­жить, что мир зем­ного бытия есть чье-то про­из­ве­де­ние (по зако­нам “Жизни Арсе­ньева” такое пред­по­ло­же­ние вполне пра­во­мерно), то, тогда жизнь чело­века, есть не что иное, как позна­ние внут­рен­него мира этого про­из­ве­де­ния. Позна­ние не зави­си­мое от воли чело­века. Будучи явлен в жизнь, он вынуж­ден позна­вать ее, то есть ее Внут­рен­ний мир, хочет он того, или не хочет. Таковы законы бытия. Иссле­до­ва­тель в этом отно­ше­нии более сво­бо­ден. Он может выби­рать и автора, и про­из­ве­де­ние. Однако, выбрав, иссле­до­ва­тель вынуж­ден суще­ство­вать в про­стран­стве худо­же­ствен­ного про­из­ве­де­ния по тем же зако­нам, что и чело­век в про­стран­стве зем­ного бытия. Конечно, иссле­до­ва­тель волен сосре­до­то­чить свое вни­ма­ние на какой-либо одной сто­роне про­из­ве­де­ния, но можно ли постиг­нуть часть не постиг­нув основы? Подоб­ная парал­лель “худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние” — “жизнь чело­века” может быть под­верг­нута сомне­нию. Тем не менее, в нашем слу­чае, худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние — есть вопло­ще­ние жизни чело­века. И, сле­до­ва­тельно, в дан­ной работе такое сопо­став­ле­ние вполне естественно.

Все выше ска­зан­ное, веро­ятно, нельзя счи­тать обос­но­ва­нием избран­ного направ­ле­ния дан­ного иссле­до­ва­ния, пред­ло­жен­ная работа сама по себе одно­вре­менно явля­ется и этим обоснованием.

Пред­по­ло­жим, что наше крат­кое вступ­ле­ние лишь обо­зна­чен­ный повод для раз­го­вора о твор­че­стве И. А. Бунина.

Источник

Биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни

биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. uy8n7g VJeQBigvn g8C68z00wckGPSYbtrKEEfBQICDJ6q6gv9C p. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни фото. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни-uy8n7g VJeQBigvn g8C68z00wckGPSYbtrKEEfBQICDJ6q6gv9C p. картинка биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. картинка uy8n7g VJeQBigvn g8C68z00wckGPSYbtrKEEfBQICDJ6q6gv9C p. Биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни».

биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. uy8n7g VJeQBigvn g8C68z00wckGPSYbtrKEEfBQICDJ6q6gv9C p. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни фото. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни-uy8n7g VJeQBigvn g8C68z00wckGPSYbtrKEEfBQICDJ6q6gv9C p. картинка биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. картинка uy8n7g VJeQBigvn g8C68z00wckGPSYbtrKEEfBQICDJ6q6gv9C p. Биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни».

Светлана Дидыченко запись закреплена
В помощь учителям русского языка и литературы

Биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни».

В средней школе ученики начинают изучать такой предмет, как литература. И особенного много учебных часов отводится на изучение жизни и творчества великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Значимость вклада этого поэта, прозаика и драматурга в русскую литературу сложно недооценивать – во-первых, Пушкин известен как создатель русского литературного языка, а, во-вторых, в своих произведениях он удивительным образом сочетал мотивы русской культуры и быта с общечеловеческими мотивами.

И поскольку творчество писателя неразрывно связано с его биографией, рекомендуется рассматривать и анализировать многие стихотворения, поэмы и повести с привязкой к его жизненному пути.
Начинать нужно с 5 класса.
В этом году я взяла малышей ( 5 класс).
Проблема №1. Дети не могут пересказать биографию писателя.

Источник

Биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни

биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. P zTIyEEjQoITAdla83DpGYSm7G5jKZpYEGA8Xm2Odg ezqLZS7rOTaiHAwCKcWigfTJ8gA0ezcurzqJg6hkHeNS. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни фото. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни-P zTIyEEjQoITAdla83DpGYSm7G5jKZpYEGA8Xm2Odg ezqLZS7rOTaiHAwCKcWigfTJ8gA0ezcurzqJg6hkHeNS. картинка биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. картинка P zTIyEEjQoITAdla83DpGYSm7G5jKZpYEGA8Xm2Odg ezqLZS7rOTaiHAwCKcWigfTJ8gA0ezcurzqJg6hkHeNS. Биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни».

биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. P zTIyEEjQoITAdla83DpGYSm7G5jKZpYEGA8Xm2Odg ezqLZS7rOTaiHAwCKcWigfTJ8gA0ezcurzqJg6hkHeNS. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни фото. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни-P zTIyEEjQoITAdla83DpGYSm7G5jKZpYEGA8Xm2Odg ezqLZS7rOTaiHAwCKcWigfTJ8gA0ezcurzqJg6hkHeNS. картинка биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. картинка P zTIyEEjQoITAdla83DpGYSm7G5jKZpYEGA8Xm2Odg ezqLZS7rOTaiHAwCKcWigfTJ8gA0ezcurzqJg6hkHeNS. Биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни».

Татьяна Рощенко запись закреплена
В помощь учителям русского языка и литературы

Биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни».

В средней школе ученики начинают изучать такой предмет, как литература. И особенного много учебных часов отводится на изучение жизни и творчества великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Значимость вклада этого поэта, прозаика и драматурга в русскую литературу сложно недооценивать – во-первых, Пушкин известен как создатель русского литературного языка, а, во-вторых, в своих произведениях он удивительным образом сочетал мотивы русской культуры и быта с общечеловеческими мотивами.

И поскольку творчество писателя неразрывно связано с его биографией, рекомендуется рассматривать и анализировать многие стихотворения, поэмы и повести с привязкой к его жизненному пути.
Начинать нужно с 5 класса.
В этом году я взяла малышей ( 5 класс).
Проблема №1. Дети не могут пересказать биографию писателя.

Источник

Иван Бунин. Гармония страдания

К 145-летию писателя. Публикация литературно-художественного исследования. Часть 1

Вторая редакция, июль 2014 года, без изменения содержания, с разбивкой по главам и комментариями, дополнительной необязательной главой

(«Жизнь Арсеньева». Художественный мир. Пафос.

Инстинкт истины. Творческий космос)

биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. 1780. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни фото. биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни-1780. картинка биография писателя есть лучший комментарий на его творчество а творение лучшее оправдание его жизни. картинка 1780. Биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни».«. Что года

Горестей, изгнанья! Неземное

Сердцем он запомнил навсегда»

( «Князь Всеслав», 1916 г.)

И.А. Бунин

В. Г. Белинский

«Одним словом, его всегда надо было понимать как-то очень сложно. » (И.Л. Толстой, слова об отце)

И.А. Бунин, «Освобождение Толстого»

Глава Первая,

вступительная, в которой предлагаются некоторые предварительные условия умного воззрения на Русскую литературу и книгу «Жизнь Арсеньева»

Причина и следствие Русской литературы

Творчество И.А. Бунина пока еще больше исследований ему посвященных. Так вселенная всегда больше наших представлений о ней. Датой своего рождения, 1870 год, он непосредственно связан с русской литературой XIX века; годы его творческой зрелости совпадают с периодом означенным как «серебряный век» русской литературы; дата создания его последних произведений и его кончины, 1953 год, позволяет причислить его к нашим современникам, к представителям русской литературы «нашего века».

«Дни вечно памятные мне. »

Предположим, что мир земного бытия есть художественное произведение

Все выше сказанное, вероятно, нельзя считать обоснованием избранного направления, предложенная работа сама по себе одновременно является и этим обоснованием. Предположим, что наше краткое вступление лишь обозначенный повод для разговора о творчестве И.А. Бунина.

Процесс творчества имеет аналогию с процессом деторождения

Нужно нам узнать истинные начала нашей природы

Рассказы «Зеркало» и «Восемь лет» (ранее печатавшийся также под заглавием «В хлебах», «Сон Обломова-внука», «Далекое»), как отмечено автором в позднейших публикациях, являются вариантами «Жизни Арсеньева»[3]

Гоголь, ознакомившись с появившимся в печати отрывком из «Семейной хроники», писал Аксакову: «Мне кажется, что если бы вы стали диктовать кому-нибудь воспоминания прежней жизни вашей и встречи со всеми людьми, с которыми случилось вам встретиться, с верными описаниями характеров их, вы бы усладили много этим последние дни ваши, а между тем доставили бы детям своим много полезных в жизни уроков, а всем соотечественникам лучшее познание русского человека. Это не безделица и не маловажный подвиг в нынешнее время, когда так нужно нам узнать истинные начала нашей природы. «. Слова, выделенные курсивом, вряд ли позволяют говорить о случайности. И Аксаков своим опытом, и Толстой своим гением ощутили затаенную в эпохе и необходимость, и возможность постижения «истинных начал. природы» человека.

В предощущении Гоголя лишь проявилась закономерность возникновения трилогий Аксакова и Толстого. Но начала «празамысла» не только в Гоголе.

История души человеческой

«Освобождение Толстого» второй том «Жизни Арсеньева»

Итак «Жизнь Арсеньева» и органическое следствие русской литературы, и этап ее развития (последнее требует более серьезных доказательств, и они будут представлены по ходу работы). Для нашего исследования это предположение дает возможность объяснять Художественный мир «Жизни Арсеньева», не только исходя из творчества Бунина, но и учитывая традиции и опыт русской литературы.

Исследовательское пространство данной работы и посвящено, в первую очередь, попытке постигнуть таинства Художественного мира «Жизни Арсеньева», его невидимую структуру, а не ее внешние проявления. «Художник не может описать, не связав отдельных частей, не выделив одни и не оставив в тени другие. Художник дает сложное соотношение элементов, дает какое-то движение их»[21]. Именно на определении соотношения элементов Художественного мира «Жизни Арсеньева», на постижение законов их движения сосредоточенно внимание предлагаемого исследования.

Определив Художественный мир «Жизни Арсеньева» в целом, как космическое пространство, необходимо представить и конкретное значение, и место Художественного мира в тексте «Жизни Арсеньева».

Сюжет и Событие

(экскурс в бессюжетное Русской литературы)

Так что же такое бессюжетность «Жизни Арсеньева»? Развитие традиций «телефонной книги», или все-таки русской литературы? На этом стоит остановится подробнее.

Ни Аксаков, ни Толстой, ни есть открытие «бессюжетного» в русской литературе. Белинский пишет о романе Пушкина «Евгений Онегин»: «Многие находили и теперь еще находят, что тут нет никакого содержания. «[32], то есть и сюжета тоже? И далее: «Один великий критик даже печатано сказал, что в «Онегине» нет целого, что это просто поэтическая болтовня о том, о сем, а больше ни о чем»[33]. Сравним это мнение с дневниковой записью Бунина: «. начать книгу, о которой мечтал Флобер. «Книгу ни о чем», без всякой внешней связи, где бы излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось видеть в этом мире, чувствовать, думать, любить, ненавидеть. » (27 октября/9 ноября 1921 г.)[34]. Обратим внимание: Бунин понимает «Книгу ни о чем», как Книгу о жизни. Дата дневниковой записи свидетельствует, что она сделана в непосредственной близости от дня рождения Бунина, через год после того, как он объявил о замысле «Жизни Арсеньева». Что такое «Жизнь Арсеньева», как не Книга о жизни? Однако за долго до этого Бунин писал Телешову (1899 год): «К черту сюжеты, не тужься выдумывать, а пиши, что видел. «[35]. Письмо Миролюбову 1901 год: «Это у нас еще старых вкусов много все «случай», «событие» давай»[36].

Наблюдения ума зрелого над самим собою. Четыре эпохи развития

1. «Младенчество свое я вспоминаю с тихой печалью» (II часть, I книги, стр. 9).

2. «Детство стало понемногу связывать меня с жизнью. » (III часть, I книги, стр. 11)

3. «Так начались мои отроческие годы. » (XVI часть I книги, стр. 40)

4. «Это было уже начало юности. » (XV часть II книги, стр. 92)

Учитывая все сказанное можно обратиться уже к непосредственному рассмотрению элементов Художественного мира «Жизни Арсеньева» и законов их движения.

Глава Вторая,

Первые строки «Жизни Арсеньева»

Русская литература о Бессмертии души

«Пируйте же, пока еще мы тут!

Увы, наш круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто дальний сиротеет;

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея

Мы близимся к началу своему. «[53],

«. в искре небесной прияли мы жизнь,

Нам памятно небо родное,

В желании счастья мы вечно к нему

Стремимся неясным желаньем. «

Сокровенная душа, которая всегда чудится человеческой душе в мире, окружающем ее

Детство стало понемногу связывать меня с жизнью

«Детство стало понемногу связывать меня с жизнью. «. Обратим внимание на слово «связывать». Значение его не только соединять, но и лишать свободы, ограничивать возможность действия. Сравним с «Освобождением Толстого». Бунин цитирует строки «Первых воспоминаний» Толстого и, далее, пишет:

— Подчинение и потом опять освобождение.

В чем главное отличие одной человеческой жизни от другой? Не в той ли или иной мере ее «подчинения» и «освобождения»? И вот рождается человек, который на всю жизнь запоминает боль, жалость, грусть, испытанную им на самом пороге «подчинения», при переходе «вниз», и вообще нечто такое, что недоступно обычной человеческой памяти:

Вот первые мои воспоминания (которые я не умею поставить по порядку, не зная, что было прежде, что после, о некоторых даже не знаю, было ли то во сне или на Яву). Вот они: я связан; мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать, и я кричу, плачу. И памятны мне не крик мой, не страдание, но сложность противоречивость впечатления. Мне хочется свободы, она никому не мешает, и я, кому сила нужна, я слаб, а они сильны. (конец цитаты)[61].

Не так ли желает свободы душа, попав в полон земной плоти? Далее Бунин продолжает уже от себя: «»Связывают». Впоследствии он будет неустанно все больше «развязываться», стремится назад, к «привычному от вечности»[62].

Образ матери. Правда зрения

В Художественном мире «Жизни Арсеньева» образ матери занимает особое место. В отличие от отца, например, которого герой «. не только заметил и почувствовал, но и разглядел. «[68], мать он не разглядывает. Она для него так же ясна и необъяснима, как Бог, и он так же чувствует ее. Вероятно, не случайно и то, что из Мира людей, мать наиболее близко расположена к Богу. Впервые касаясь образа матери, в конце IV части книги I, автор открывает нам одну из особенностей построения Художественного мира «Жизни Арсеньева». В сжатом текстовом пространстве соседствуют первое впечатление о явлении или предмете и глубокое знание о нем. Такое соединение позволяет дать мгновенную с точки зрения восприятия картину явления или сущности предмета. Если следовать предложенному нами образу вселенского, космического строения Художественного мира «Жизни Арсеньева», то эффект этот можно представить следующим образом: при взгляде на ночное небо, мы видим «тесноту «звезд, кажется, что все они расположены рядом, на самом же деле расстояние между ними огромно. Так же огромно, как расстояние от первого ощущения матери до горькой муки непонимания: «Ужели та, чей безглазый череп, чьи серые кости лежат где-то там, в кладбищенской роще захолустного русского города, на дне безымянной могилы, ужели это она, которая некогда качала меня на руках?» В том случае, когда мы смотрим на небо и видим две расположенных рядом звезды, мы имеем дело с оптическим эффектом именуемом «обман зрения». В Художественном же мире «Жизни Арсеньева» подобное видение дает совершенно обратный эффект, который можно назвать «правдой зрения», или «объективностью восприятия» Эффект этот не есть открытие Бунина, он, в какой-то мере присутствует в любом воспоминании, однако, лишь у Бунина подобный эффект доведен до уровня значимой части Художественного мира.

«Взгляни на звезды: много звезд

В безмолвии ночном

Горит, блестит кругом луны

Ту назови своей звездой,

Что с думою глядит

И взору шлет ответный взор,

Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира (К Галатам, 4:3)

Русская литература. Мир природы. Языческое и христианское. Мера соотношения

(экскурс в якобы «пантеистическое» Русской литературы)

Валентина Зандер (Калашникова): Иногда видели его в дальней пустыньке, куда он уходил для более уединенной молитвы; видели, как он, сидя у своей старой келии, кормил огромного медведя. В пустыни, в лесу преподобный принимал людей, сидя на завалинке своей хижины. Творил он также молитву и в лесу перед Ликом Богоматери, поставленным на вековой сосне. [87]. То есть, уходя в Мир природы, о. Серафим Саровский, чувствовал себя ближе к Богу (но тоже чувствует и герой «Жизни Арсеньева»).

Запомним сам этот принцип: «поглощение», далее мы к нему еще вернемся, и обозначим некоторые закономерности.

Бог Игорю из плена путь кажет. Освобождение князя Игоря. из плена язычества?

Теперь обратимся к литературе. «Слово о полку Игореве. » традиционно считается сочетающим в себе языческую и христианскую культуру. Каково существо этого сочетания?

Нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни

«Пока человек естества не пытал

Горнилом, весами и мерой

Но детски вещаньям природы внимал,

Ловил ее знаменья с верой;

Покуда природу любил он, она

Любовью ему отвечала:

О нем дружелюбной заботы полна,

Язык для него обретала»[94].

Несомненно, что Баратынский говорит о том языке природы, который был ведом и автору «Слова о полку. «. Важно, с каких позиций оценивать этот язык. И «вран», и «волк» предупреждают человека. Но что такое эти предупреждения в своем существе?

«В пустыне безлюдной он не был одним,

Не чуждая жизнь в ней дышала.

Но чувство презрев, он доверил уму;

Вдался в суету изысканий.

И сердце природы закрылось ему,

И нет на земле прорицаний»[95]

Основательность наших предположений можно подтвердить и примерами из творчества Тютчева. Стихотворение Баратынского «Приметы» создано в 1839 году. А Тютчев в 1835 пишет:

Не то, что мните вы, природа:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. [98]

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

У Толстого, в одной из ранних редакций «Детства. «, 16 глава имеет название: «Что я увидел в зеркале и секли ли нас в детстве». Что же видит в зеркале герой Толстого? «Я увидел в зеркале белокурого мальчика. с припомаженными висками и торчащими вихрами на макушке. Вид этого мальчика в зеркале был мне очень неприятен. Володя смотрел на меня. Он, верно, понял, что мне должно быть неприятно знать, что я дурен»[102]. Видно, что внешность имеет для героя Толстого более серьезное значение, чем для героя «Жизни Арсеньева». Почему? У Толстого более история становления человека, чем его души. И осознание героем своего облика есть более осознание внешности, что и важно для человека, чем осознание плоти, как оболочки души. И поскольку речь идет только о внешнем, момент узнавания героем себя в зеркале у Толстого незначим и исключен им из окончательной редакции романа. У Бунина же наоборот рассказ «Зеркало» есть среди «давних набросков «Жизни Арсеньева» «(таков подзаголовок рассказа). Впечатления героя от своей внешности в рассказе нет вообще. Информационное поле рассказа почти полностью посвящено таинству зеркала. Герой рассказа даже начинает отсчет своего сознательного бытия от того момента как осознал свое отражение в зеркале. Для героя «Жизни Арсеньева» тоже важен сам момент осознания тела, лишь, как оболочки души, означающий этап формирования Личности.

Знакомство с Миром интеллектуальным позволяет Арсеньеву осознать временную и пространственную беспредельность бытия. От рыцарского блеска Средневековой Европы до первобытного зноя Африки. Обратим внимание, что для Толстого в годы «его высшей мудрости не осталось ни града, ни отечества, ни мира. » Арсеньев постигает в обратной последовательности и первоначально ему открывается именно весь мир, отечество будет уже потом. Закономерность соблюдается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *