биография митрополита илариона алфеева
Митрополит Иларион Алфеев
Вклад, который внес этот человек в христианскую культуру, поистине поражает своими масштабами. И на сегодняшний день Митрополит Иларион Алфеев не перестает вдохновлять людей своей жизнью.
Биография
Митрополит Иларион родился в СССР, в городе Москве, 24 июля 1966 года. Настоящее мирское имя — Григорий Валериевич Алфеев, является одним из самых образованных епископов на сегодняшний день. В этом человеке совмещены: мудрость, талант и невероятная преданность своему служению.
Образование и начало службы в церкви
Воспитанием и развитием ребенка занималась одинокая мать — Валерия Алфеева. По профессии была писательницей. Отец — Валерий Григорьевич Дашевский имел докторскую степень в математических и физических науках. Однако по злосчастному стечению обстоятельств достаточно рано покинул семью и погиб. Дедушка Илариона — Григорий Маркович Дашевский был создателем нескольких книг, повествующих о гражданской войне в Испании, скончался во время Великой Отечественной войны в боевых действиях задолго до рождения внука.
О других известных церковных деятелях:
Музыкальное образование получил в Гнесинской музыкальной школе, где учился играть на скрипке и писать различные композиции. Духовное же образование и развитие началось в 11 лет, когда Иларион впервые принял крещение. После чего в 15 лет стал лектором в Московском храме на Успенской Вражке.
А уже в 17 лет занял пост иподиакона, где был под покровительством митрополита Волоколамского и Питирима Юрьевского. Благодаря грамотности и причастию к церковному служению подрабатывал в издательстве Московского патриархата.
Окончив музыкальную школу в 1984 году, будущий митрополит поступил в Московскую консерваторию, где учился на факультете композиторского искусства. Его преподавателем был Алексей Николаев — народный артист РСФСР.
Попав в армию в 1984 году, он 2 года служил в войсках пограничной службы, музыкантом в оркестре духовых инструментов.
Через год после демобилизации в январе 1987 года, покинул консерваторию для того, чтобы поступить в Виленский монастырь. На протяжении полугода был послушником, после чего 19 июня того же года, был пострижен и посвящен в монашество и спустя 2 дня был удостоен чести рукоположения в иеродиакона. Посвящали же его Виленский архиепископ и Литовский Викторин. В августе получил должность иеромонаха, рукоположил его епископ Уфимский и Стерлитамакский Анатолий.
С 1988 по 1990 год служил настоятелем в Смоленской церкви в селе Колайняй и Титувенай. 1990 год оказался очень насыщенным событиями временем. Именно в этом году Иларион был назначен настоятелем в другой собор, который находился в Благовещенске. И в этом же году принял участие в работе Поместного храма, избрал его на этот пост митрополит Ленинградского Алексия. Был также удостоен высказать речь о взаимоотношениях Русской православной церкви за границей.
Годом ранее в 1989 году стал выпускником Московской духовной семинарии, после чего пошел учиться дальше и спустя 2 года окончил уже академию, где получил степень кандидата богословия. И в 1993 году завершил обучение в аспирантуре в Московской духовной академии.
Учась в семинарии, он параллельно был преподавателем гомилетики, греческого языка, богословия и Нового Завета, в духовной академии.
Благодаря хорошему образованию и стремлению к знаниям, получил возможность отправиться на стажировку в Оксфордский университет. Руководителем его докторской диссертации в учебном заведении стал митрополит Диоклийский Каллиста, темой для работы была: «преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание». Помимо этого, по выходным служил на приходах Сурожской епархии.
Диссертацию он все-таки защитил и в 1995 году получил докторскую степень в области философии. И в этом же году начал работу в Московском Патриархате. После чего до 2000 года писал книги, читал лекции в университетах США и в Великобритании и получил еще одну докторскую степень в Париже.
Епископство
В 2001 году,27 декабря Священный синод игумен назначили его Керченским епископом по строению в сан архимандрита. 7 января следующего года дело было закончено.
И 14 января был совершен, хиротонисан в епископа. Совершали митрополиты, архиепископы и епископы из них: Сергиевский Василий, Германский Феофан, Дмитровский Александр и другие.
Во время приезда в Сурожскую епархию был начат конфликт по поводу нового викария, коим был назначен епископ Иларион. Волну негодования представил старший викарий-епископ Василий. Недовольства заходили дальше и в мае 2002 года, архиерей — митрополит Антоний Сурожский вышел с речью, порицая действия Илариона. Однако, стоит отметить, что в речи звучали и положительные отзывы, Антоний упоминал дарования нового епископа, его образование. И в то же время дал ему 3 месяца на то, чтобы укрепить доверие к своей личности и продолжать служить по тем законам, которые были написаны полвека назад.
Иларион не согласился с протестными обвинениями и выступил с соответствующей речью. Где в какой-то степени упрекалась литургия в лондонском Соборе. Летом 2002 года, по вердикту Синода, Иларион лишился места в епархии. Его место занял архиепископ Анатолий. Покинув епархию, Алфеев написал очерк, где отметил, что дни, проведенные в Сурожской епархии, были для него невероятно тяжелыми. Очерк называется: «Сурожская смута».
В октябре 2008 года Иларион был рассмотрен как епископ Православной церкви в Америке. Предложили подобный выбор митрополит Герман и священнослужители. Основанием выбора Алфеева стала выдержка из статьи Фомы Хопко — декан Свято-Владимирской семинарии. Он описывал Илариона, как личность образованную, надежную. Он молод и имеет большой опыт в качестве лектора в различных сферах, как образовательных, так и духовных.
Православная церковь в Америке достаточно двояко высказалось об Иларионе. Такое отношение у служителей вызвал спор в Сурожской епархии. Однако, получив такое предложение, Алфеев отказался встать на пост. В ответном письме он ответил, что должность должен занять американец. Высказывание Илариона поддержал Московский патриархат.
Благодаря усердному служению, на сегодняшний день он занимает должности:
И это далеко не все предприятия, где он принимает активное участие.
Общественно-политическая деятельность
Согласно словам Алфеева, нести евангелие и возвещать христианство с каждым днем становится сложнее. Говорить о христианской системе ценностей почти невозможно. Ненависть между традиционалистами и либералами возрастает. По мнению епископа, решить проблему поможет объединение церквей. Союз православных, протестантских, католических и других церквей — откроет новые границы для защиты традиционных ценностей.
В октябре 2007 года Иларион оставил свой пост на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне. Данный жест был сделан в знак возражения против вердикта Константинопольского Патриархата присоединить к православному посольству представителя из Эстонии. Однако возражение епископа не повлияло на выбор Патриархата.
Музыкальная деятельность
Свои композиторские способности Иларион смог проявить в написании христианских гимнов и псалмов. «Страсти по Матфею» — один из шедевров, созданных епископом, обрел популярность не только в России, но и за ее пределами. Данная композиция была исполнена более 50 раз в 15 городах Российской Федерации, в регионах Украины, а также в США, Греции, Италии, Сербии, Турции и др. После исполнения в зале слышались овации, аудитория была очарована.
Еще одним громким произведением стала «Рождественская Оратория». Премьера композиции прошла в Вашингтоне, публика приняла ее не менее восторженно. Помимо США, музыка прозвучала и в городах России. СМИ не обошли стороной творчество Алфеева и отметили его в различных источниках.
Интересно! Известный исполнитель Евгений Нестеренко отметил, что Иларион стал композитором-новатором, ведь он единственный, кому удалось наполнить ораторию Баха православным духом. Очень много известных музыкантов лестно отзывалось о творениях епископа, некоторые высказывали мнение о том, что вскоре это станет новым жанром и займет свое место в мировой музыкальной культуре.
Заметим, что и были негативные высказывания в адрес творчества Алфеева. Петр Поспелов приравнял его музыку к деревенской, которая лишь переписана на более цивилизованный лад. Другой критик Борис Филановский признавал его творчество, как фальшь и плохая попытка стилизации великих произведений. Однако критика никогда не останавливала столь одаренного человека. Негодования и неодобрительные высказывания всегда шли в ногу с Иларионом. Но он и по сей день является одним из самых выдающихся личностей.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл благословил перенесение празднования Собора Кольских святых
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев Григорий Валериевич)
Дата рождения: 24 июля 1966 г.
Страна: Россия Биография:
Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви
Родился 24 июля 1966 г. в Москве.
В 1973-84 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.
В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.
В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.
В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.
19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.
19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина епископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием рукоположен во иеромонаха.
В 1988-90 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунаса.
В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.
В 1991-93 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-93 гг. преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете.
В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.
С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. до начала 2002 г. возглавляя секретариат по межхристианским связям.
В 1995-97 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).
В 1996-2004 гг. — член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.
В 1997-99 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания).
На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.
Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 г. избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.
7 января 2002 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом возведен в сан архимандрита.
Хиротонисан 14 января 2002 г. за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей.
Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях.
Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.
1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.
24 августа 2005 г. удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».
Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.
В связи с назначением председателем ОВЦС МП епископ Иларион освобожден от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе. Также решением Синода назначен ректором Общецерковной аспирантуры (журнал № 20).
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 апреля 2009 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.
Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (журнал № 42).
С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.
С 13 января 2010 г. — член Попечительского совета фонда «Русский мир».
Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 100) назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. (журнал № 114) назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.
Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 98) назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России.
Возглавляет диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки РФ.
Ученые звания и степени:
Председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», председатель редакционной коллегии журнала «Церковь и время» (Москва), председатель редакционной коллегии журнала «Богословские труды» (Москва).
1989 г. — Московская духовная семинария (заочно).
1991 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).
1993 г. — аспирантура Московской духовной академии.
1995 г. — Оксфордский университет (доктор философии).
Научные труды, публикации:
Публикации
Автор более 1000 публикаций, в том числе монографий по Новому Завету, патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.
Среди книг митрополита Илариона: «Таинство веры. Введение в догматическое богословие» (1996), «Жизнь и учение св. Григория Богослова» (1998), «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» (1998), «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание» (1998), «Православное богословие на рубеже эпох» (1999), «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров»» (в 2-х томах, 2002), «Во что верят православные христиане. Катехизические беседы» (2004), «Православие» (в 2-х томах, 2008-2009), «Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание» (2009), «Иисус Христос. Жизнь и учение» (в 6-ти томах, 2016-2017), «Проповеди» (в 3-х томах, 2016-2018), «Апостол Павел. Биография» (2017), «Апостол Петр. Биография» (2018), «Благодать и закон. Толкование на Послание апостола Павла к Римлянам» (2018).
Музыкальные произведения
Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, симфонии «Песнь восхождения» для хора и оркестра, оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.
ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)
В миру Алфеев Григорий Валерьевич, родился 24 июля 1966 года в городе Москве.
С 1973 по 1984 год учился в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных по классу скрипки и композиции.
В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке города Москвы. С 1983 года иподиаконствовал у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.
В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории.
С 1984 по 1986 год служил в армии.
В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов мужской монастырь.
19 июня того же года был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Илариона Нового в соборе Святого Духа Виленского Свято-Духова монастыря наместником монастыря архимандритом Никитой (Якеровичем) [1].
21 июня 1987 года был рукоположен во иеродиакона в том же соборе того же монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым).
19 августа того же года был рукоположен во иеромонаха в Пречистенском кафедральном соборе города Вильнюса архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (Кузнецовым).
В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
В 1993 году был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Уэра) (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учёбу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.
В 1995-1997 годах преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 году читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).
Еп. Иларион (Алфеев) |
С января 1996 года состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке).
Являлся заместителем главного редактора журнала «Церковь и время».
В 1997-1999 годах читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания).
На Пасху 2000 года возведён в сан игумена в Свято-Троицком храме в Хорошеве города Москвы митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым).
27 декабря 2001 года избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии постановлением Священного Синода.
7 января 2002 года возведён в сан архимандрита в Смоленском Успенском кафедральном соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.
31 марта 2009 года освобождён от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности, также назначен ректором новообразованной Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также освобождён от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе.
Архиеп. Иларион (Алфеев) |
20 апреля 2009 года возведён в сан архиепископа в связи с назначением на пост, предполагающий постоянное участие в работе Священного Синода, и за усердное служение Церкви Божией в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) [3].
27 мая того же года назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей [4].
18 августа того же года назначен настоятелем московского Черниговского патриаршего подворья – храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.
В 2010 году избран почётным доктором Российского государственного социального университета и почётным профессором Русской христианской гуманитарной академии [8].
22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [9] по должности.
В 2012 году, после нескольких лет членства в редколлегии журнала «Богословские труды», был назначен её председателем указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла [11].
24 декабря 2015 года назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России [13].
Несёт многочисленные общецерковные послушания, представляя Русскую Православную Церковь на различных международных и межхристианских форумах: является членом Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного Совета Церквей, Президиума богословской комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», Постоянной комиссии по взаимоотношениям между Православными Церквами и ВСЦ, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Всемирным Альянсом Реформатских Церквей, Постоянной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, Постоянной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии. Член редакционной коллегии журналов «Церковь и время» (Москва), «Вестник Русского христианского движения» (Париж-Москва), «Studia Monastica» (Барселона), научно-исторической серии «Византийская библиотека» (Санкт-Петербург).
Награды, членства
Сочинения
Автор более 400 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.
Автор музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, «Страстей по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра, симфонии для хора и оркестра «Песнь восхождения» на слова псалмов.