биография ирины антоновой директора пушкинского

Ирина Антонова

Биография

Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Детство и юность

Ирина Александровна появилась на свет в начале прошлого века, 20 марта 1922 года. Коренная москвичка росла в доме, где царила атмосфера любви к прекрасному. Ее мать Ида Михайловна Хейфиц в молодости окончила Харьковскую консерваторию, играла на фортепиано. Но из-за Гражданской войны так и не реализовала себя в музыке.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 01 FkSZkNu. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-01 FkSZkNu. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 01 FkSZkNu. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.Ирина Антонова в детстве с родителями / «Славия»

Отец Александр Александрович — участник революции 1917 года, дослужившийся до директора Института экспериментального стекла. Однако, несмотря на технический склад ума, обожал театр. Известно, что мужчина даже играл в спектакле, поставленном по произведению Максима Горького «На дне». Будучи ребенком, дочь часто ходила с родителями в театры, знакомилась с балетом и оперой.

Когда девочке исполнилось 7 лет, случился переезд в Германию. Ее отца отправили в Берлин для работы в советском торговом представительстве. В чужой стране школьнице пришлось освоить немецкий язык. После она даже читала классиков Фридриха Шиллера и Иоганна Гете в оригинале.

С приходом к власти нацистов семья вернулась на родину (1933 год). В Москве девушка продолжила учиться в школе. Ей хорошо давались точные науки, и ученица даже думала о поступление в МГУ на механико-математический факультет.

Однако увлечение искусством предопределило дальнейшую биографию выпускницы. Она отдала документы в Институт философии, литературы и истории. Правда, через год вуз закрыли (к слову, он вообще просуществовал только 7 лет), а факультеты присоединили к МГУ.

Во время Великой Отечественной войны Антонова трудилась медсестрой, а после получила диплом и должность в ГМИИ. Параллельно коренная москвичка училась в аспирантуре. Предметом научных исследований стала итальянская живопись эпохи Возрождения.

Карьера

За годы работы в ГМИИ Ирина Александровна поднялась вверх по карьерной лестнице, став старшим научным сотрудником. А в 1961-м заняла пост директора. Руководить Пушкинским музеем в эпоху некоего застоя, связанного с партийной идеологией, было непросто.

Однако новый директор, несмотря на закон цензуры, демонстрировала смелость и новаторство — начала организовывать выставки западноевропейских художников, к примеру, Анри Матисса. Кроме того, с ее легкой руки стали проводиться музыкальные вечера. На них звучали произведения композиторов, творчество которых партия не жаловала, — Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского, Альфреда Шнитке. В 60-х годах доктор искусствоведения ввела Випперовские чтения.

В начале 70-х годов Антонова занялась полной реорганизацией экспозиций и залов. В этот период стартовали беспрецедентные для того времени выставки — в одном и том же помещении находились работы как отечественных, так и зарубежных деятелей. Свет увидели забытые и отложенные в запасниках картины из коллекций Сергей Щукина и Ивана Морозова.

Вскоре искусствовед наладила плотное сотрудничество с западными «очагами» культуры. К концу 70-х годов в здании ГМИИ гости впервые увидели картины художников из Нью-Йорка.

Период перестройки в стране совпал с расцветом музея. Выставки «Россия – Италия», «Пикассо», «Москва – Париж», «Модильяни», организованные директором, приобретали масштаб мирового значения. Впервые на территории СССР были представлены картины Казимира Малевича и Василия Кандинского. Гостями ГМИИ становились такие выдающиеся личности, как король и королева Нидерландов, Джон Рокфеллер, Хуан Карлос, Франсуа Миттеран.

Источник

Биография ирины антоновой директора пушкинского

Биография Ирины Александровны Антоновой

Ирина Александровна Антонова (20 марта 1922 года — 30 ноября 2020 года) возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с февраля 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена президентом музея.

Будучи не только музейным, но и общественным деятелем, с 1992 года И.А. Антонова являлась почетным членом Международного совета музеев, академиком Российской академии образования, Российской академии художеств, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заслуженным деятелем искусств РФ.

И.А. Антонова награждена орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степеней (полный кавалер ордена).

Лауреат Государственной премии РФ 1995 года.

Также она являлась командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», командором ордена Искусств и литературы (Франция), кавалером ордена Почетного легиона.

За вклад, внесенный в развитие культурного сотрудничества между Японией и Россией, И.А. Антоновой был присужден орден Восходящего солнца (Золотая и Серебряная звезды).

И.А. Антонова выступала инициатором и возглавляла рабочую группу по подготовке концепции развития музея, создания Музейного городка, о котором мечтал его основатель Иван Владимирович Цветаев. По предложению Ирины Александровны к участию в работе по реконструкции музея был привлечен один из крупнейших мировых архитекторов, имеющий большой опыт в области современной музейной архитектуры, сэр Норман Фостер (Великобритания).

Под руководством И.А. Антоновой была разработана программа мероприятий к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2012 году, получившая поддержку и финансирование Правительства РФ. Энергично осуществляя реализацию этой программы, Антонова руководила деятельностью музея по магистральным направлениям, включая проектирование и капитальное строительство, издательскую и выставочную программу, информационное обеспечение музейной деятельности. Благодаря ее инициативе в последние годы издан ряд систематических каталогов коллекций музея («Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV–XX веков» в 2-х тт., «Французский рисунок конца XIX — XX века», «Коптские ткани», «Собрание живописи. Германия, Австрия, Швейцария XV–XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция XVIII–XX века», «Итальянский рисунок» в 3-х тт. и др.), осуществлен ряд масштабных выставочных проектов, завоевавших огромный зрительский интерес: «Встреча с Модильяни» (2007), «Тёрнер. 1775–1851» (2008), «Футуризм. Радикальная революция» (2008), «Пикассо в Москве» (2010), «Сальвадор Дали» (2011), «Кандинский и „Синий всадник“» (2011), «Караваджо» (2011), «Воображаемый музей. К 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина» (2012), «1000 лет золота инков» (2013) и многие другие.

Высокая репутация И.А. Антоновой в музейном сообществе позволила музею представить у себя уникальные шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые чрезвычайно редко выдаются за рубеж. Это «Антея» Пармиджанино (Музей Каподимонте, Неаполь, 2007), «Святое семейство» Мантеньи (Государственные собрания Дрездена, 2009), «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана (Галерея Палатина, Флоренция, 2008), «Дама с единорогом» Рафаэля (Галерея Боргезе, Рим, 2011), картины Караваджо из собраний Италии и Ватикана (2011), произведения прерафаэлитов из музеев и частных коллекций Великобритании и США (2013), шедевры Тициана из музейных собраний восьми городов Италии (2013).

При деятельном участии Антоновой был создан Попечительский совет музея.

Особое внимание Ирина Александровна уделяла работе детского центра «Мусейон».

По инициативе Ирины Александровны с 1967 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина ежегодно проводится научная конференция «Випперовские чтения», посвященная памяти выдающегося искусствоведа Б.Р. Виппера. Особенность чтений — комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок музея.

Существенным вкладом в художественную жизнь России стали «Декабрьские вечера» (с 1998 — «Декабрьские вечера Святослава Рихтера») — уникальный фестиваль искусств, возникший по инициативе С.Т. Рихтера и И.А. Антоновой и проводимый ежегодно с 1981 года. Его особенность — объединение в пределах одного пространства и времени пластических и музыкальных искусств.

На протяжении многих лет И.А. Антонова вела преподавательскую работу (отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, Институт кинематографии, аудитория ГМИИ им. А.С. Пушкина, цикл лекций в Институте восточных языков в Париже и т.д.). Кроме того, всю свою творческую жизнь она успешно занималась популяризацией ГМИИ им. А.С. Пушкина: она — автор более 100 публикаций (каталожных и альбомных статей, сценариев научно-популярных фильмов, телевизионных передач и т.д.).

Занимаясь активной общественной деятельностью, И.А. Антонова вносила значительный вклад в развитие культурных связей с зарубежными странами. Будучи членом Международного совета музеев, в течение 12 лет исполняла обязанности вице-президента ИКОМ. С 1992 года — Почетный член этой авторитетной международной организации.

И.А. Антонова ушла из жизни 30 ноября 2020 года.

Источник

Ирина Александровна Антонова

Фото Все

биография ирины антоновой директора пушкинского. 45324. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-45324. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 45324. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 234234233. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-234234233. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 234234233. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 4323223432. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-4323223432. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 4323223432. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 5422323. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-5422323. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 5422323. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Видео Все

биография ирины антоновой директора пушкинского. mqdefault. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-mqdefault. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка mqdefault. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

биография ирины антоновой директора пушкинского. mqdefault. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-mqdefault. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка mqdefault. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Ирина Антонова. Мой герой

биография ирины антоновой директора пушкинского. mqdefault. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-mqdefault. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка mqdefault. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

О возрасте, Раневской и Сикстинской Мадонне: эксклюзивное интервью Ирины Антоновой

Ирина Антонова — биография

Ирина Антонова — известный искусствовед, специализируется на итальянской живописи эпохи Возрождения. Доктор искусствоведения, награждена двумя Государственными премиями РФ. Ветеран ВОВ.

Ее называли «Железной леди» Пушкинского музея, ведь Ирина Антонова 52 года занимала кресло директора этого культурного центра, и очень много сделала для его развития и процветания. Она довольна своей жизнью, так как считает, что прожила ее не зря, что все свои силы отдала любимому делу. Ведь для человека очень важно не просто приносить пользу людям, но и при этом испытывать удовольствие от того, что делаешь.

Детство

Родилась Ирина Антонова в Москве 20 марта 1922 года. Ее родители были страстными любителями искусства. Отца звали Александр Антонов, в прошлом революционер, работал в качестве простого электрика на корабле, но всеми силами души стремился к миру искусства, в частности, к театру. Мама — Ида Антонова (в девичестве Хейфиц), играла на фортепиано, и именно она передала дочери любовь к музыке. Отец не просто любил театр, его приглашали в любительские постановки. Кроме этого ему нравилось стеклопроизводство, и в последующем это хобби стало делом всей его жизни — Александр дослужился до должности директора Института экспериментального стекла.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 542324. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-542324. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 542324. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.Ирина Антонова

Благодаря новой работе отца семейство перебралось в Германию в 1929 году, где они прожили до 1933 года. Ирина овладела немецким языком настолько, что свободно читала произведения классиков немецкой литературы в оригинале. После того, как власть в Германии перешла в руки нацистов, Антоновы вернулись в СССР.

Училась Ирина хорошо, с легкостью постигая все предметы. Она мечтала стать студенткой мехмата МГУ, но любовь к миру искусства пересилила, и девушка поступила в ИФЛИ (Институт истории, философии и литературы). Это учебное заведение работало семь лет, в самом начале войны его закрыли, а студентов присоединили к МГУ. Антонова успела окончить только первый курс, потом поступила на медицинские курсы и до самой победы трудилась в госпитале.

После окончания войны Ирина восстановилась в вузе, окончила его, теперь уже в качестве студентки МГУ. После получения начала свою трудовую биографию в Пушкинском музее, поступила в аспирантуру, находившуюся при нем. Антонова стала специалистом по итальянскому искусству эпохи Возрождения.

В 1961-м старший научный сотрудник музея им.Пушкина Ирина Антонова была назначена на должность директора этого музея, и проработала в этом качестве 52 года. 10 июля 2013 года она уволилась, и ее кресло заняла искусствовед Марина Лошак.

Карьера

Практически все время директора музея было посвящено работе, хотя в годы застоя она сталкивалась с массой трудностей. В те годы от искусства требовалось одно — прославлять идеи КПСС. Поэтому ей приходилось прикладывать много усилий не только при управлении музеем, но и в организации выставок. Цензуру, к сожалению, никто не отменял.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 233232 1. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-233232 1. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 233232 1. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.Ирина Антонова с Брежневым в 1981 году

В 60-е годы прошлого века нужна была определенная смелость и новаторские качества, чтобы продвигать современное западное искусство, которое власти страны Советов не только не приветствовали, а откровенно отвергали. Антонова осмелилась ослушаться саму Екатерину Фурцеву, Министра культуры СССР, пошла в разрез с политикой КПСС и сумела организовать выставки искусств современных художников — Матисса, Тышлера. Именно она содействовала проведению музыкальных вечеров в музее, на которых звучали произведения композиторов Шнитке, Стравинского, Рахманинова, творчество которых отвергало руководство Советского Союза.

В 60-е годы Ирина придумала такое культурное мероприятие, как Випперовские чтения, таким образом она почтила память своего учителя и по совместительству бывшего директора Пушкинского музея Виппера Б.Р.

В 70-е годы Антонова принялась полностью реорганизовывать залы и экспозиции своего детища.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 3242323. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-3242323. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 3242323. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.Ирина Антонова в музее

Ее старания закончились тем, что в одном зале музея расположились картины и советских художников и их зарубежных коллег. Посетителям музея выпала уникальная возможность сравнить творчество разных художественных школ и сделать свои выводы.

В 1974-м по настоянию директора музея проинспектировали все запасники музея, достали оттуда все полотна зарубежных художников, которые раньше находились в частных коллекциях Ивана Морозова и Щукина. На протяжении десятков лет они находились в запасниках, и только благодаря Антоновой переместились в отреставрированные помещения второго этажа музея.

К концу 70-х годов музей им.Пушкина начал достаточно плотно сотрудничать с западными выставками и музеями. Антонова провела колоссальную работу для того, чтобы самые большие музеи мира, такие, как нью-йоркский «Метрополитен», смогли продемонстрировать полотна выдающихся художников советским посетителям.

В 80-90-х годах прошлого века музей им.Пушкина вышел на совершенно новый уровень. Теперь в нем проводились выставки, по масштабу приравненные к мировым. Выставка под названием «Москва-Париж» получила статус события 20-го века, потому что впервые в ней участвовали картины художников Кандинского и Малевича, уже давно запрещенных в Союзе.

Ирина Антонова часто сопровождала экспонаты своего музея, которые отправлялись в разные страны. Эти поездки расширяли ее кругозор, сопутствовали знакомствам с известными людьми. Много выдающихся людей приезжало и к ней в музей, Антонова организовывала экскурсии по Пушкинскому музею для Рокфеллера, Миттерана, Хуана Карлоса, Ширака, Оппенгеймера, короля и королевы Нидерландов.

Антонова старалась привлечь в музей как можно больше посетителей, поэтому постоянно придумывала новые мероприятия, способные заинтересовать публику. Именно она придумала сочетание музыки и изобразительного искусства, которое впоследствии вылилось в проведение «Декабрьских вечеров» на пару с пианистом Рихтером.

Антонова и Рихтер играли в Пушкинском музее, и вскоре его уже воспринимали не только как музей, а настоящий островок музыки и искусства. Мировая общественность высоко оценила этот прогресс, понравилась новинка и жителям СССР.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 54232. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-54232. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 54232. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.Пушкинский музей

Самой скандальной выставкой за всю историю Пушкинского музея стала экспозиция, получившая название «Золото Трои». По мнению многих западных и российских искусствоведов, Антонова этой выставкой запятнала свою биографию. Ее обвиняли в том, что она замалчивала правду о золоте Трои, которое в 1945 году вывезли из побежденной Германии. До этого СССР уверял все мировое сообщество, что не имеет к этим событиям вообще никакого отношения.

В Советском Союзе и так много о чем умалчивалось, но до этого все, что имело историческую ценность, возвращалось туда, откуда его привезли. Яркий пример этого — Дрезденская галерея.

Тот факт, что золото достали из запасного фонда и представили публике, лишний раз подтверждал, что новое правительство России более открыто, чем руководство СССР.

В 1998-м отпраздновали столетний юбилей закладки первого камня при строительстве музея им.Пушкина. Тогда, в 1898 году, эту церемонию посетил император Николай II. По случаю празднования юбилея Большой театр дал грандиозный концерт, на котором присутствовали лучшие исполнители страны.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 432323 1. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-432323 1. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 432323 1. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 53324. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-53324. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 53324. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 234523. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-234523. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 234523. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Исключительно стараниями Антоновой музей им.Пушкина вскоре занял свое достойное место в ряду с Эрмитажем, Лувром, Прадо, Метрополитен, Британским музеем.

Новый век принес и значительные перемены в жизни театра. Он стал заметно больше, теперь на его территории открылись музеи частных коллекций, импрессионистов, Детского центра. Однако Антонова считает, что этого ничтожно мало. Особенно, если учесть тот факт, что коллекция музея состоит из свыше 600 тысяч самых различных произведений, при этом в залах есть возможность разместить только 1,5 % от общего количества экспонатов. Директор музея считает, чтобы обеспечить ему полноценную работу, нужно отстроить настоящий музейный городок.

Правительство выделило средства на расширение музея, поэтому стоит надеяться на то, что в ближайшем будущем он превратится в настоящий городок культуры и искусства.

Личная жизнь

Ирина вышла замуж за искусствоведа Евсея Ротенберга, доктора наук, сотрудника Института истории искусствоведения. В 1954 году у них родился сын Борис, который стал одновременно гордостью и самой большой печалью супругов. Он рос очень талантливым мальчуганом, радовал родных своими успехами, развивался гармоничной личностью. Его все считали поздним, так как Ирина родила его в 32 года.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 342234432. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-342234432. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 342234432. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.Ирина Антонова с Евсеем Ротенберг

Борис заболел, когда ему исполнилось семь лет. Это омрачило личную жизнь Ирины и ее мужа, с тех самых пор женщина поняла, что нет ничего более важного, чем здоровый ребенок, а все остальное не идет ни в какое сравнение с этим несчастьем. Антонова находила для сына самых лучших специалистов, но это не помогало, Борис навсегда остался в инвалидном кресле. Ирина волнуется только об одном — кто возьмет на себя заботы о сыне после ее смерти. В этом году ей исполнилось 98 лет, но она по-прежнему остается такой же активной и целеустремленной. К слову сказать, ее мама прожила 100 лет и 5 месяцев.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 42332424. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-42332424. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 42332424. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.Ирина Антонова с мужем и сыном

В июле 2013 года она уволилась из музея по собственному желанию. Теперь она занимает должность президента этого музея, и также активно, как и раньше, участвует в его жизни. Ирина Антонова одна из советников президента РФ.

Заслуги

Ирина Антонова стала автором свыше сотни публикаций, внесла огромный вклад в развитие культурного наследия России. Эти заслуги не остались незамеченными. Антонова награждена орденами Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством» всей степеней, Трудового Красного Знамени. Помимо этого кавалер итальянского ордена «За заслуги» и французского ордена Командора искусства и литературы. Является действительным членом Мадридской и Российской академий.

Параллельно с работой в музее, Антонова преподавала в Париже, в институте восточных языков, читала лекции по искусствоведению в МГУ и Институте кинематографии.

На протяжении двенадцати лет занимала должность вице-премьера совета музеев при ЮНЕСКО, теперь ей присвоено звание почетного члена.

Несмотря на достаточно преклонный возраст, Антонова часто посещает концерты, спектакли и цирковые представления. Два раза в неделю бывать на культурных мероприятиях — именно такую привычку привили ей родители с раннего детства. А еще она с удовольствием водит машину, которую называет не иначе, как крепость.

Ссылки

Источник

Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова: главное о 97-летней «железной женщине»

Хроника

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova post. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova post. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova post. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Ирина Александровна Антонова — настоящая легенда: она всю жизнь руководила одним из лучших музеев страны — Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сейчас Антоновой 97 лет, и она по-прежнему активно работает, занимая должность президента музея. У нее репутация «железной леди», при этом о ней отзываются как об очень интеллигентном и жизнелюбивом человеке.

Недавно рассказ о жизни Ирины Александровны уже появился в блогах на «Сплетнике», и мы решили узнать еще больше подробностей о биографии этой легендарной персоны.

Ирина Антонова родилась в Москве. Ее отец был электриком, при этом, как она говорит, «прошел путь от монтера до человека, который получил высшее образование, но с младенческих лет любил литературу, музыку, театр». В свое время Александр Антонов возглавил Институт экспериментального стекла. В начале столетия вступил в большевистскую партию, и его дочь говорит, что была «очень советским ребенком»:

Была уверена, что живу в великой стране, которая строит великое будущее.

Мать Антоновой из Литвы. Она училась в Харьковской консерватории, прекрасно пела — даже оперные арии. Поскольку отец тоже любил музыку, с детства Ирина Александровна слышала в доме классику:

Отец покупал пластинки. В конце 20-х — начале 30-х мы жили в Германии несколько лет, папа работал в посольстве, и мы были завалены пластинками Тосканини и других.

Отец дружил с директором Большого театра Малиновской. Мы сидели в Большом очень часто. Точнее, я не столько сидела, сколько спала за ложей. Первый акт я выдерживала, но мне было шесть-семь лет.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 11. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 11. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 11. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.
Ирина Антонова с родителями

Познакомились родители Антоновой на войне, а потом вместе переехали в Москву:

Мама работала наборщицей в типографии. Ей приходилось работать и по ночам. А мы тогда как раз жили с ней одни, без папы. И мне, трехлетней, снились сны, как мама уходит от меня вслед за солдатами. Это был синдром одиночества маленького ребенка. Мы с мамой были большие подруги. Она умерла, когда ей было больше 100 лет. До последнего была на ногах,

— рассказала Антонова в интервью изданию «Только звезды».

В какой-то момент у отца Ирины Александровны появилась другая семья, в ней тоже родилась дочка — Галина. Впоследствии она стала известной художницей по стеклу. В детстве девочки три года провели вместе, когда их отца отправили по работе в Берлин.

А потом отец вернулся в нашу семью, но я всегда чувствовала напряженность в отношениях родителей,

— говорит Ирина Александровна.

Антонова в детстве мечтала стать балериной или артисткой цирка, но поступила на искусствоведческое отделение в Институт философии, литературы и истории, который через год после ее поступления объединили с МГУ. Во время войны она работала медсестрой.

В первый послевоенный год Ирина Александровна пришла работать научным сотрудником в ГМИИ имени Пушкина, окончив учебу.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 9. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 9. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 9. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

О своих впечатлениях от нового места работы она рассказывает:

Когда я пришла работать в музей, сказала себе: «Долго я здесь не задержусь». Я любила искусство, но в 1945 году музей был пустой: картин на стенах не было, стояли ящики, еще не распечатанные. Только холод и весьма пожилой персонал — многим тогда было лет по пятьдесят. Я подумала: «Неужели они будут моими подружками? Какой кошмар!».

Через 16 лет работы в музее Антонова была назначена его директором.

В числе своих поводов для гордости на этом посту Антонова называет выставку 1981 года «Москва — Париж». В интервью для «Известий» она вспоминает:

Люди и не подозревали обо всех этих Малевичах, Филоновых и прочих. Это было открытие самих себя. Я вас уверяю, публика приходила не столько на французов, сколько на наше искусство. Был великий праздник, никто просто не верил, что это возможно.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 10. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 10. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 10. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

По мнению Антоновой, ни одной выставке пока не удалось превзойти по популярности «Москву — Париж». В традиционной рубрике журнала Esquire «Правила жизни» Ирина Александровна говорила:

Вопрос, где делать выставку «Москва — Париж», обсуждался в Центре Помпиду. Фраза тогдашнего директора Третьяковки стала почти крылатой: «Через мой труп». Примерно так же отреагировала Академия художеств. Но я сказала следующее: «Знаете, коллеги, у нас такая подпорченная репутация из-за международных выставок, что эту я бы взяла на себя». Все облегченно вздохнули. С моей стороны это уже был поступок.

Как отмечает российский Vogue, Ирина Александровна к тому же была первой, благодаря кому моду в нашей стране приравняли к искусству: в 2007 году рядом с Давидом работы Микеланджело публике представили наряды Chanel, в 2011-м — показали выставку, посвященную Dior.

В целом Антонова всегда придерживалась принципа: публике нужно видеть великое искусство разных эпох, нельзя ее «кормить только одним каким-то продуктом»:

Конечно, надо показывать современное. Но мы это и делали: мы первыми показали Энди Уорхола, Марка Шагала, Сальвадора Дали, Билла Виолу, Йозефа Бойса. Мы сделали «Москву — Париж», «Москву — Берлин». Я уж не говорю о Пикассо, которого мы показывали с 1956 года вопреки всему. Наша сила в том, что, опираясь на все мировое искусство, мы выискиваем те новые явления, которые считаем нужным показать публике. И должны за них отвечать. Ведь мы это искусство рекомендуем, музеефицируем, включаем в орбиту великой истории культуры. Поэтому мы должны быть очень разборчивы. В этом разница между музеем и галереей. Когда что-либо новое показывает музей, на мой взгляд, это предполагает особую ответственность.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 12. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 12. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 12. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Ирина Александровна признается: она не жалеет, что вся ее жизнь оказалась связана с ГМИИ.

Я думаю, что музей — это фантастическое создание, это удивительный организм, особенно такой музей, в котором работаю я, — музей мирового искусства, где перед вами проходит вся мировая история искусства, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем. Это дает каждому человеку, который долго работает в музее, как мне кажется, специальное измерение внутреннее: он соотносит себя со всем миром.

Летом 2013 года Антонова покинула пост директора ГМИИ по собственному желанию. Она говорит в интервью «Собеседнику», что на это у нее была «причина личного характера», но не скрывает, что на ее решение повлияла и ситуация с разделом коллекции Музея нового западного искусства. Еще в 1948 году по указу Сталина музей был ликвидирован как вредящий «воспитанию советского человека». Собрание музея перевезли в Пушкинский, но потом разделили: часть коллекции осталась там, часть переехала в Эрмитаж.

Антонова называет это катастрофой, поскольку произошел «раздел единой коллекции великого музея»:

А в результате Москва лишилась первого в мире музея современного искусства. Первого, потому что он был создан в 1923‑м, на пять лет раньше знаменитого нью-йоркского Museum of Modern Art. Когда я в 2012 году изложила проблему на встрече президента Владимира Путина с деятелями культуры, он, как мне показалось, отнесся к ней с пониманием.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 7. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 7. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 7. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 5. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 5. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 5. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Однако призывы Антоновой к восстановлению музея ни к чему не привели. По ее словам, та ситуация вызвала в ней «естественное отвращение», и вскоре она приняла решение уйти со своей должности. Но не стала отвергать предложение занять должность президента ГМИИ из-за нежелания покидать свой музей окончательно.

На этой должности, как говорит Антонова, свободного времени у нее стало еще меньше, появилось больше новых, интересных для нее проектов — научных, просветительских. Она продолжает вести лекции — в том числе специализированный курс для людей старше 55 лет. К тому же в музее постоянно проходят выставки, и в организации каждой Ирина Александровна принимает активное участие.

При этом она не боится выражать несогласие с решениями руководства ГМИИ. Так, в интервью трехлетней давности для ТАСС выразила свою позицию:

Проводится масса абсолютно ненужных, лишних выставок. Количество их зашкаливает. 40 выставок в год, 50. Куда столько? Ни один серьезный музей мира этого не делает. Три-четыре крупные выставки — норма.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 4. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 4. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 4. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.
На открытии выставки работ английского художника Уильяма Тернера: Ирина Антонова, Светлана Медведева, Александр Авдеев, Алишер Усманов и Ирина Винер

Ирина Александровна говорит, что, несмотря на ее довольно жесткий характер, в коллективе музея у нее никогда не было ни с кем конфликтов. По поводу того, что ее называют «железной леди», она высказалась в интервью для «Известий» так:

Просто я старалась никогда не врать моим коллегам, а когда говоришь, что думаешь, это не может всем нравиться. Но я понимала, что отвечаю за музей и должна добиваться результата, а потому настаивала. Помимо удовольствия я получаю за свою работу деньги — значит, должна делать дело. Но никто из-за меня не ушел из музея.

Взгляды на современное искусство

Ирина Александровна воздерживается от того, чтобы строго критиковать современных авторов, но говорит, что далеко не все, что представляется как искусство, она считает таковым:

Большое количество сегодняшних произведений на самом деле искусством не являются. Это какое-то другое измерение — тоже, если хотите, творческое, в том смысле, что придуманное, но это явление не художественное. Да, разумеется, я могу, как все люди, ошибаться, но я доверяю своему восприятию, которое прошло все-таки очень длинный путь. И моя задача — отделить искусство от неискусства.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 1. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 1. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 1. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Что касается восприятия искусства современным поколением, то Ирина Александровна говорит, что ее расстраивает одно: мы живем в «век репродукций», лишаясь прямого контакта с произведениями художников:

Знаю многих людей, кто судит о выставках по телепередачам, они говорят: ну мы же все видели, чего нам туда идти. Вот это прискорбно. Люди отвыкли от прямого общения с искусством, а всякая репродукция ущербна изначально. Поскольку для глубокого погружения и понимания искусства важно абсолютно все: манера и техника письма, цвет и насыщение полотна, которые никакой копией не передаются адекватно, размер подлинника и материал — мрамор, например, или бронза. Я уже не говорю, как важна атмосфера, особенно если это фреска или скульптура, которая стоит на площади в городе и рассчитана на небо, на погодные изменения.

По словам Ирины Александровны, она из тех людей, которые, разглядывая картину или слушая мелодию, могут растрогаться до слез:

Если глубоко погрузиться в мир, изображенный на полотне, можно даже всплакнуть, расчувствовавшись. Это из области сильного художественного переживания.

Так, рассказывает Антонова, она не смогла сдержать слез, разглядывая одну из картин Вермеера, такие же чувства вызывают у нее музыкальные шедевры — будь то Шестая симфония Чайковского, Адажиетто Малера или My Way Фрэнка Синатры.

Вот я бы хотела, чтобы, когда умру, сыграли эту мелодию,

— говорит она о легендарной песне американского певца.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 8. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 8. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 8. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

По словам Ирины Александровны, когда тебе уже исполнилось 95, «можно уже не говорить ничего либо только чистую правду». Она признается, что в своем возрасте стала смотреть на мир совершенно по-новому, не так, как пару десятилетий назад. И считает, что долгие годы жизни — это дар, которым важно правильно распорядиться:

Если человек покидает грешную землю в 70, это нормально. Мой папа, например, прожил 72 года, а мама ровно 100. Было время заявить о себе, сделать что-то полезное для других. Все, что сверх 70, — вроде бы премия, бонус. Как распорядиться этим подарком? Лучше с умом. Обязательная программа закончилась, начинается произвольное катание,

— говорит Антонова в беседе с корреспондентом ТАСС. В том же интервью 2017 года она признается, что не боится умереть, а в жизнь после смерти не верит, называя себя убежденной атеисткой:

Да, живу долго, но не собираюсь жить вечно. Жизнь имеет смысл, пока работает голова и есть физические силы, чтобы следить за собой. Но могу вам честно сказать: мой возраст мне нравится. Только очень не хватает мужа.

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 6. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 6. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 6. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Муж Ирины Антоновой Евсей Иосифович Ротенберг скончался в 2011 году в 91-летнем возрасте. Он тоже учился в ИФЛИ, где был одним из лучших студентов. Ирина Александровна рассказывала:

Его невозможно было застать без книги. Много читал и много смотрел — и это сделало его одним из самых глубоко разбирающихся в искусстве людей. Он — мой второй университет.

Они познакомились в ГМИИ, когда Антонова там уже работала. Брак продлился 64 года:

Конечно, мы и ссорились, и ругались, иногда весьма основательно. Но покинуть друг друга — нет, такого вопроса никогда не вставало. Он — счастливый шанс в моей жизни.

Антонова признается, что ей бы очень хотелось поговорить сейчас с супругом на самые разные темы, «начиная с последних событий в мире искусства и заканчивая избранием Трампа президентом».

Сын пары Борис — инвалид с детства, всю жизнь он жил с родителями. Сейчас Ирина Александровна живет с Борисом одна, ухаживать за ним помогает няня.

Я давно, с 1964 года, вожу машину, в субботу еду на рынок, в магазин, покупаю продукты, привожу домой и готовлю сама. Методы у меня скоростные, выработанные жизнью, которые обеспечивают мне возможность все это быстро делать,

биография ирины антоновой директора пушкинского. 20201001 antonova 1 3. биография ирины антоновой директора пушкинского фото. биография ирины антоновой директора пушкинского-20201001 antonova 1 3. картинка биография ирины антоновой директора пушкинского. картинка 20201001 antonova 1 3. Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Желаем нашей героине крепкого здоровья и такой же, как сейчас, бодрости духа!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *