бердяев н а смысл истории н а бердяев м 1990

Бердяев н а смысл истории н а бердяев м 1990

Николай Бердяев СМЫСЛ ИСТОРИИ

Русская мысль в течение XIX века была более всего занята проблемами философии истории. На построениях философии истории формировалось наше национальное сознание. Не случайно в центре наших духовных интересов стояли споры славянофилов и западников о России и Европе, о Востоке и Западе. Еще Чаадаевым и славянофилами была задана русской мысли тема по философии истории, ибо загадка России и ее исторической судьбы была загадкой философии истории. Построение религиозной философии истории есть, по-видимому, призвание русской философской мысли. Самобытная русская мысль обращена к эсхатологической проблеме конца, она окрашена апокалиптически. В этом – отличие ее от мысли Запада. Но это и придает ей прежде всего характер религиозной философии истории. Я всегда особенно интересовался проблемами философии истории. Мировая война и революция обострили этот интерес и направили мои занятия преимущественно в эту сторону. У меня созрел план книги по основным проблемам религиозной философии истории, который был положен в основание лекций, прочитанных в Москве в Вольной Академии Духовной Культуры в течение зимы 1919- 1920 гг. Записи этих лекций положены были в основание этой книги. Прилагаю к книге написанную в 1922 г. статью «Воля к жизни и воля к культуре», которая очень существенна для моей концепции философии истории.

ГЛАВА I. О сущности исторического. Значение предания

Исторические катастрофы и переломы, которые достигают особенной остроты в известные моменты всемирной истории, всегда располагали к размышлениям в области философии истории, к попыткам осмыслить исторический процесс, построить ту или иную философию истории. Так бывало всегда в прошлом Первая замечательная философия истории, которая была построена в христианский период всемирной истории, философия истории Блаженного Августина, в значительной степени предрешившая дальнейшие построения философии истории, совпала с одним из самых катастрофических моментов всемирной истории – с крушением античного мира и падением Рима. Та своеобразная философия истории, которая была в дохристианскую эру, эта первая философия истории, которую знает человечество,- книга пророка Даниила, также связана с исключительно катастрофическими событиями в судьбе еврейского народа. После великой французской революции, после Наполеоновских войн мысль человеческая тоже обратилась к построениям в области философии истории, к попыткам так или иначе постигнуть и осмыслить исторический процесс. В миросознании Ж.де-Местра и Бональда немалую роль играет философия истории Я думаю, что не может быть особенных споров о том, что не только Россия, но и вся Европа и весь мир вступают в катастрофический период своего развития. Мы живем во времена грандиозного исторического перелома. Началась какая-то новая историческая эпоха. Весь темп исторического развития существенно меняется. Он не таков, каким был до начала мировой войны и последовавших за мировой войной русской и европейской революций,-он существенно иной. И темп этот не может быть назван иначе, как катастрофическим. Открылись вулканические источники в исторической подпочве. Все заколебалось, и у нас получается впечатление особенно интенсивного, особенно острого движения «исторического». Я думаю, что это острое чувство особенно важно для того, чтобы мысль человеческая и сознание человеческое обратились к пересмотру основных вопросов философии истории, к попыткам построить по-новому философию истории. Мы вступаем в эпоху, когда к этим проблемам будет обращено сознание человеческое более, чем оно было обращено до сих пор. На этих вопросах я и думаю сосредоточиться. Но, прежде чем перейти к самому существу основных вопросов философии истории, или, вернее, метафизики истории, я должен сделать введение, посвященное анализу сущности «исторического».

Источник

Бердяев н а смысл истории н а бердяев м 1990

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Источник

бердяев н а смысл истории н а бердяев м 1990. nocover. бердяев н а смысл истории н а бердяев м 1990 фото. бердяев н а смысл истории н а бердяев м 1990-nocover. картинка бердяев н а смысл истории н а бердяев м 1990. картинка nocover. Николай Бердяев СМЫСЛ ИСТОРИИ

Русская мысль в течение XIX века была более всего занята проблемами философии истории. На построениях философии истории формировалось наше национальное сознание. Не случайно в центре наших духовных интересов стояли споры славянофилов и западников о России и Европе, о Востоке и Западе. Еще Чаадаевым и славянофилами была задана русской мысли тема по философии истории, ибо загадка России и ее исторической судьбы была загадкой философии истории. Построение религиозной философии истории есть, по-видимому, призвание русской философской мысли. Самобытная русская мысль обращена к эсхатологической проблеме конца, она окрашена апокалиптически. В этом – отличие ее от мысли Запада. Но это и придает ей прежде всего характер религиозной философии истории. Я всегда особенно интересовался проблемами философии истории. Мировая война и революция обострили этот интерес и направили мои занятия преимущественно в эту сторону. У меня созрел план книги по основным проблемам религиозной философии истории, который был положен в основание лекций, прочитанных в Москве в Вольной Академии Духовной Культуры в течение зимы 1919- 1920 гг. Записи этих лекций положены были в основание этой книги. Прилагаю к книге написанную в 1922 г. статью «Воля к жизни и воля к культуре», которая очень существенна для моей концепции философии истории.

ГЛАВА I. О сущности исторического. Значение предания

Исторические катастрофы и переломы, которые достигают особенной остроты в известные моменты всемирной истории, всегда располагали к размышлениям в области философии истории, к попыткам осмыслить исторический процесс, построить ту или иную философию истории. Так бывало всегда в прошлом Первая замечательная философия истории, которая была построена в христианский период всемирной истории, философия истории Блаженного Августина, в значительной степени предрешившая дальнейшие построения философии истории, совпала с одним из самых катастрофических моментов всемирной истории – с крушением античного мира и падением Рима. Та своеобразная философия истории, которая была в дохристианскую эру, эта первая философия истории, которую знает человечество,- книга пророка Даниила, также связана с исключительно катастрофическими событиями в судьбе еврейского народа. После великой французской революции, после Наполеоновских войн мысль человеческая тоже обратилась к построениям в области философии истории, к попыткам так или иначе постигнуть и осмыслить исторический процесс. В миросознании Ж.де-Местра и Бональда немалую роль играет философия истории Я думаю, что не может быть особенных споров о том, что не только Россия, но и вся Европа и весь мир вступают в катастрофический период своего развития. Мы живем во времена грандиозного исторического перелома. Началась какая-то новая историческая эпоха. Весь темп исторического развития существенно меняется. Он не таков, каким был до начала мировой войны и последовавших за мировой войной русской и европейской революций,-он существенно иной. И темп этот не может быть назван иначе, как катастрофическим. Открылись вулканические источники в исторической подпочве. Все заколебалось, и у нас получается впечатление особенно интенсивного, особенно острого движения «исторического». Я думаю, что это острое чувство особенно важно для того, чтобы мысль человеческая и сознание человеческое обратились к пересмотру основных вопросов философии истории, к попыткам построить по-новому философию истории. Мы вступаем в эпоху, когда к этим проблемам будет обращено сознание человеческое более, чем оно было обращено до сих пор. На этих вопросах я и думаю сосредоточиться. Но, прежде чем перейти к самому существу основных вопросов философии истории, или, вернее, метафизики истории, я должен сделать введение, посвященное анализу сущности «исторического».

Источник

Реферат: Н.А. Бердяев «Смысл истории»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

по произведению Н.А. Бердяева «Смысл истории»

Основные положения произведения

Ключевые понятия и их толкование

Бердяев Н.А. родился в дворянской семье, в Киеве, в 1874 году. В четырнадцать лет у Николая появился интерес к философии, он начал читать Шопенгауэра, Гегеля, Канта. Так как большинство его предков были военными, Николая Бердяева отправили учиться в кадетский корпус, но военная обстановка ему не понравилась и он перешел в университет Святого Владимира в Киеве. В университете он был ярым сторонником марксизма, за участие в студенческой демонстрации его даже арестовали и выслали в Вологду.

В 1903 году отошел от марксизма, сблизился с православными русскими философами. Позже участвовал в создании философско-религиозного общества «Памяти Владимира Соловьева». В 1909году публиковался в сборнике статей, основная идея его статьи заключалась в том, что России следует обратиться к традициям русской философии, а не гнаться за модными западными течениями. В 1914 году выпустил книгу «Смысл творчества», где говорил о том, что творение мира еще не окончено, что Бог нуждается в человеке, как в партнере, чтобы этот мир доделать. Официальная церковь двояко относилась к его философии: с одной стороны, его поощряли, как религиозного философа, а с другой – ему не доверяли, так как он призывал пересмотреть отношения человека с Богом.

За всю жизнь он написал сорок три книги и примерно пятьсот статей. Стал известен всему миру как крупнейший религиозный философ, в Европе и Америке был оценен гораздо выше, чем в России.

Основные положения произведения

Труд «Смысл истории» был написан в 1923г. Как считал сам автор, а позже и критики, эта книга стала важнейшим наследием Бердяева. В ней он рассматривал историю человечества по эпохам. Бердяев был религиозным философом, поэтому многие размышления касаются конфессий, формировавших мышление и историческое восприятие человека. К сожалению, этот философ не был оценен по достоинству своими соотечественниками. В России и среди русской эмиграции его ценили гораздо меньше, чем в Европе и Америке.

Философию в целом, и философию истории в особенности, всегда стимулировали человеческие катастрофы и катаклизмы. Например, во время падения Рима, а как следствие крушения всей античной культуры, свою философию истории начал строить Блаженный Августин. Наполеоновские войны, великая французская революция породили таких исторических философов, как Ж. де Местр и Бональд. Бердяев считал (в момент написания книги), что Россия, Европа, да и весь мир входят в какую-то новую эпоху, время исторического перелома. Он попытался стать философом, чьи мысли отображали бы понимание истории того времени.

Н.А. Бердяев предавал большое значение мифу, он считал, что миф всегда играл особую роль в истории. История и есть миф. Миф – не выдумка, а события, сохранившиеся в народной памяти. По Шеллингу мифология – изначальная человеческая история. Любая великая эпоха насыщена мифами. Например, великая французская революция, которая произошла относительно недавно – вся её история насыщена мифами, и мифы эти поддерживались в течение долгого времени. Только поздние историки начали разрушать их (например, Тэн в своей истории революции). И чем дальше эпоха удалена во времени от современности, тем больше о ней мифов. Исторические мифы имеют огромное значение, в мифе содержится передающийся в народной памяти рассказ не только об истории (событиях, фактах, датах), но и о роли человека в истории. Историю нужно рассматривать в совокупности с человеком: нельзя выделить человека из истории, нельзя выделить историю из человека. Правильно понять историю можно лишь осознав равенство между своей собственной исторической судьбой и судьбой человечества. Но это не значит, что миф не стоит критиковать с исторической точки зрения, Бердяев лишь указывает на его внутреннюю ценность, он говорит, что в предании содержится символика судьбы народа.

Бердяев вспоминает то время, когда он был приверженцем материалистического понимания истории, он проверял это понимание на судьбах разных народов. Ему еще тогда казалось, что с материалистической точки зрения, еврейский народ уже давно должен был прекратить свое существование, и что существование его есть чудесное явление, которое указывает на особое предназначение этого народа. Маркс, который был типичным евреем, в своем учении, пытался поднять старую библейскую идею спасения, только в новой форме и в иной исторической атмосфере. Если раньше избранным народом, призванным спасти и освободить этот мир, были израйлитяне, теперь это пролетариат.

В еврейском народе впервые была создана возможность для философии истории, но сама философия истории, как область духовного познания и как форма восприятия мира, свойственна только христианству. Оно дало идею однократности и неповторимости событий. Христианская история человечества отличается от истории языческого мира тем, что в ней произошел какой-то сдвиг: человек стал освобождаться и от демонов природы, и от подавленности Богом, который раньше воспринимался как далекая и грозная сила, контакт с которой опасен для человека.

Бердяев в своем труде рассуждает о важнейших, по его мнению, эпохах человечества. В эпоху средневековья царствовал аскетизм: духовные силы человека не растрачивались, а концентрировались. Это и дало возможность эпохе возрождения стать такой плодовитой. Весь Ренессанс был подготовлен Средневековьем. В эпоху возрождения ищут новые формы: с одной стороны, возвращаясь к античности, а с другой – обращаясь к природе. Современные историки признают, что Ренессанс есть столкновение двух начал – христианского и языческого. В эту эпоху не просто повторилось античное творчество, оно как бы выразилось в новом содержании. Гуманизм завершает Ренессанс. Даже из названия видно, что гуманизм ставит человека в центр. Но это течение отрицает, что человек есть образ и подобие Божие. Он возносит человека и одновременно его принижает, отрицая его божественную природу. Парадокс – эпоха возрождения началась с того, что человек обратился к природе, стал искать в ней вдохновение, совершенные формы. Но дальнейшее развитие ренессанса и гуманизма оторвало человека от природы так, как никогда раньше.

Гуманизм переходит в антигуманизм. Чтобы это доказать, Бердяев анализирует двух очень разных философов, двух людей, имеющих разные взгляды на мир, один из которых размышлял о вершинах индивидуальной духовной культуры, другой – о социальной среде и массах. Фридрих Ницше и Карл Маркс. У Ницше конец гуманизму кладет идея сверхчеловека. Здесь человек воспринимается как стыд и позор во имя сверхчеловека. Он отрицает идею христианства о ценности человеческой души. Видна потребность в сверхчеловеческом. Маркс тоже воюет против гуманистических идей: он насаждает жестокость. Жестокость к человеку, к ближнему, во имя создания «сверхчеловеческого» коллективизма.

Конец Ренессанса связан также с процессом демократизации. Вхождение культуры в массы и масс в культуры отрицательно на ней сказывается. Бердяев считает, что и гуманизм и ренессанс по своей природе аристократичны: Людовик Четырнадцатый говорил, что государство – это он. Революционный народ тоже сказал, что государство – это он, но это совсем разные вещи.

Еще одна важная тема, поднятая Бердяевым в этом произведении – отношения человека и природы. Бердяев говорит, что природа и во времена христианства страшила людей – за взаимодействие с природой человека могли признать черным магом. Христианство отвернулось от природы. Как следствие – природу стали механизировать, она больше не являлась живым организмом. Раньше ритм жизни человека соответствовал природному, теперь же произошел резкий переход к машинному укладу жизни. Природа постепенно покоряется человеку, и это изменяет его самого. Машина становится посредником между человеком и природой. Она помогает человеку покорять природу, но при этом и покоряет человека, давая ему не только свободу, но и делая зависимым. В «Смысле истории» Бердяев только лишь обозначил эту проблему, варианты ее решения он предложил в одной из своих статей, посвященных этой тематике, гораздо позже – в сороковых годах.

Варианты он видел следующие:

o человечество погибнет в атомной войне, столкнутся капиталистический и социалистический лагеря;

o будет введен всеобщий тоталитарный режим, управляемый государством с помощью машин;

o человек внутренне преобразится. Дух победит технику, человек перестанет относиться к природе потребительски, изменится отношение человека и к природе и к окружающим людям.

Бердяев считал, что третий выход из перечисленных и будет истинной победой культуры.

В заключении, хочется напомнить: многие критики считали, что Бердяев опоздал с призывами вернуться к прошлому, что бердяевская философия была бы хороша для девятнадцатого века, а не для двадцатого. Критиковали его и за то, что он считал гуманизм явлением аристократичным, то есть пропагандировал классовую дискриминацию.

Бердяев в своей книге «Смысл истории» рассмотрел разные эпохи в жизни человечества. По его мнению, ориентироваться стоит на эпоху возрождения: время творческого подъема, когда человек был повернут к христианству, и одновременно с этим, черпал силы в природе. Но для того, что бы настал Ренессанс, нужно повторить Средневековье: жить аскетично, дабы собраться с силами. В этом Бердяев видел будущее России.

Ключевые понятия произведения

o Ноумен (греч. noumenon) — термин, означающий в противоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность. Платон, впервые применивший этот термин (в диалоге “Тимей”), понимал под Н. реальность, как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания.

o Эсхатология (греч. eschatos— последний и logos — учение, слово) — религ. учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основе Э. лежат древн. представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведникам. В развитой форме Э. присуща иудаизму, христианству, исламу. Эсхатологические настроения распространялись особенно широко во время социальных и политических кризисов (Иудея — 1 в. н. э., Германия — 15—16 вв., Англия — 16—17 вв., Россия—конец 17—начало 18 в. и т. д.). В настоящее время Э. стала одной из ведущих тем религиозной футурологии, края избирательно ассимилирует идеи современной западной прогностики об ограниченности прогресса цивилизации, его исторических пределах, грядущих экологической и демографической катастрофах.

Список использованной литературы

1.Бердяев Н.А. «Смысл истории», По изданию:»Мысль» 1990 (с издания YMCA PRESS, Paris, 1969). М.: Мысль, 1990.

2.Зеньковский В.В. История русской философии,. Л., 1991

3.Бердяев Н.А. «Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной философии», 1910

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Н.А. Бердяев «Смысл истории»
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 12:32:37 22 января 2011 Похожие работы
Просмотров: 4878 Комментариев: 23 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать