басня царь и слоны
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Царь и слоны
Отзыв к рассказу басне Льва Толстого «Царь и слоны»
В сказке «Царь и слоны» есть скрытый подтекст. Она сложна для детского возраста, поэтому требует дополнительного объяснения со стороны взрослых. Всё то, что описывается автором, происходило в Индии. Эта страна находится далеко, имеет свои традиции и законы, поэтому многое для детей никак не связано с реальной действительностью, к которой они привыкли.
Сюжет рассказа про царя и слонов
Однажды царю вздумалось созвать к себе всех слепых людей в своём царстве-государстве. О чём думал царь, когда велел всем слепым описать его слонов. Незрячие люди хотели угодить своему государю, они стали ощупывать каждого слона. Каждый из присутствующих взялся за разную часть тела животного. В ход пошло всё: нога, хвост, спина, уши, хобот и клыки. Лев Толстой подробно передал следующий диалог между слепцами и царём. Правитель стал слушать замечания. И что же он услышал? Слепому, который ограничился ощупыванием ноги слона, заявил, что слон царя – это столб. Второй не согласился, назвав слонов вениками. Наверное, это было бы правдоподобно, так как ему достался хвост. Третьему ощупанный живот слона показался похожим на огромную кучу земли. Четвёртый, упрямо ходивший вокруг круглых и упругих боков животного, заявил, что слоны как стена. Спина показалась горой, уши платками, клыки слона стали рогами, а хобот превратился в толстую верёвку. По содержанию сказки слепые люди затеяли ссору, ведь каждый хотел, чтобы его утверждение было правильным.
Мораль
В каждой сказке, в каждой басне есть своя мораль. В прочитанном тексте она тоже присутствует. Достаточно вспомнить, что необходимо для того, чтобы иметь точное представление о ситуации и о предмете? Нужна полная картина, не однобокое суждение, а взгляд со всех сторон. Чтобы делать выводы, необходимо много информации, а мудрый русский народ недаром говорил: «Поспешишь – людей насмешишь». Почему всегда необходимо доверять только проверенным фактам? Потому что у любого человека в разной мере развито воображение. Если информации не хватает, а нужно составить целостное представление об объекте, то подключается фантазия и вымысел. Так и происходит рождение слухов, домыслов и сплетен. Чтобы у ребёнка формировалось верное суждение и видение предметов и ситуаций, ему следует указывать на достоверную информацию.
Такие книги полезно читать сообща, разбирая любую мелочь, которая смущает ребёнка и делает содержание и смысл всей сказки непонятной. Роль взрослого в понимании сложного текста велика и неоспорима.
Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Царь и слоны» онлайн бесплатно и без регистрации.
Один индийский царь велел собрать всех слепых и, когда они пришли, велел им показать своих слонов. Слепые пошли в конюшню и стали щупать слонов.
Один ощупал ногу, другой — хвост, третий — репицу, четвёртый — брюхо, пятый — спину, шестой — уши, седьмой — клыки, осьмой — хобот.
Потом царь позвал слепых к себе и спросил:
Один слепой сказал:
— Слоны твои похожи на столбы. — Этот слепой щупал ноги.
Другой слепой сказал:
— Они похожи на веники. — Этот щупал хвост.
— Они похожи на сучья. — Этот щупал репицу.
Тот, что щупал живот, сказал:
— Слоны похожи на кучу земли.
Тот, что щупал бока, сказал:
— Они похожи на стену.
Тот, что щупал спину, сказал:
— Они похожи на гору.
Тот, что щупал уши, сказал:
— Они похожи на платки.
Тот, что щупал голову, сказал:
— Они похожи на ступу.
Тот, что щупал клыки, сказал:
— Они похожи на рога.
Тот, что щупал хобот, сказал, что они похожи на толстую верёвку.
Рассказ «Царь и слоны»
Басня Льва Толстого «Царь и слоны» показывает, что выводы о вещи или предмете можно делать только имея полное представление о ней.
Один индийский царь собрал всех слепых в стране и велел показать им слонов. Но слепые могли их только ощупать, и каждому досталась определенная часть. Поэтому и представление о слонах у них сложилось совершенно разное. Но, чтобы угодить царю, каждый стал спорить и доказывать свою точку зрения.
Царь и слоны
Один индийский царь велел собрать всех слепых и, когда они пришли, велел им показать своих слонов. Слепые пошли в конюшню и стали щупать слонов.
Один ощупал ногу, другой — хвост, третий — репицу, четвёртый — брюхо, пятый — спину, шестой — уши, седьмой — клыки, осьмой — хобот.
Потом царь позвал слепых к себе и спросил:
Один слепой сказал:
— Слоны твои похожи на столбы. — Этот слепой щупал ноги.
Другой слепой сказал:
— Они похожи на веники. — Этот щупал хвост.
— Они похожи на сучья. — Этот щупал репицу.
Тот, что щупал живот, сказал:
— Слоны похожи на кучу земли.
Тот, что щупал бока, сказал:
— Они похожи на стену.
Тот, что щупал спину, сказал:
— Они похожи на гору.
Тот, что щупал уши, сказал:
— Они похожи на платки.
Тот, что щупал голову, сказал:
— Они похожи на ступу.
Тот, что щупал клыки, сказал:
— Они похожи на рога.
Тот, что щупал хобот, сказал, что они похожи на толстую верёвку.
И все слепые стали спорить и ссориться.
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие рассказы.
Какая главная мысль басни, рассказа Льва Толстого «Царь и слоны»?
Чему учит басня, сказка Льва Толстого «Царь и слоны»?
Какая мораль, смысл, анализ произведения, книги «Царь и слоны»?
В басне «Царь и слоны» речь идет о слепцах, которые по просьбе царя описывали на что похожи его слоны. Слепцы в силу своего недуга не могли полностью описать картину и все выдавали разные версии. Что вскоре привело слепцов к спорам и каждый отстаивал свое мнение.
Главная мысль басни заключается в том, что нельзя судить и делать выводы, когда у тебя мало информации. Для полной картины нужно учесть много фактов. Так и в жизни. Человек делает выводы поспешно и по всяким мелочам. Автор хочет сказать, что нельзя делать поспешных выводов, нужно все проверять и иметь нужный багаж информации. На самом деле человек не имея информации придумывает в своей голове разные варианты. Это и есть воображение.
Лев Толстой написал прекрасную басню «Царь и слоны». В этой басне царь собрал слепцов и велел им показать своих слонов. Слепцы щупали разные части слонов. Из-за этого у каждого из них сложилось свое представление о слоне. Общего мнения не было и поэтому они стали спорить друг с другом.
Главная мысль этой басни заключается в том, что нельзя по одной части судить о предмете в целом. Именно из-за того, что каждый слепец щупал одну часть слона, у них сложилось разное представление об этих животных.
Эта басня учит тому, что сначала надо изучить объект со всех сторон, все его свойства, а потом уже делать о нем вывод.
Басня Толстого «Волк в пыли» рассказывает нам о том, что волк захотел утащить овцу из стада. И чтобы они не почуяли его запах зашёл с ветра, куда несло пыль. Собака заметила его и сказала, что напрасно он в пыли ходит, ведь глаза заболят, а волк сказал, что у него они и так глаза болят, а пыль их лечит.
Мораль басни в том, что волк, чтобы добиться желаемого не боится и пыли, чтобы стянуть овцу, выдумав при этом, что она лечит его. Басня учит тому, что нужно всегда рассуждать и думать и не боятся вымазаться, чтобы добыть пропитание.
В этой короткой басне рассказывается о птичьей семье дергача. Его самка высиживала яйца, когда на поле пришли косцы. Дергач делает ошибочный вывод об их безопасности для самки и его потомства, но его самка не разделяет его беззаботности, она предчувствует беду. Беда и случается: косцы убивают самку и забирают ее яйца для забавы.
Думаю, что главная мысль басни следующая:
Не делай поспешных выводов из того, что видишь вокруг.
Лучше перестраховаться, чем потом потерять все.
Басня учит быть осторожным и предусмотрительным, если хочешь спасти свою жизнь. Не следует быть слишком беззаботным. Надо уметь оценить возможную опасность и принять меры по спасению своевременно.
Дергач проявил беспечность, сделав неправильные выводы о работе косцов. Он решил, что косцы пришли на луг убивать змей. А вот его самка была куда дальновидней, у нее были плохие предчувствия. Но она не захотела бросить свое будущее потомство, не улетела с гнезда. В результате погибла самка и были уничтожены яйца, а дергач остался один.
Тому, что суть того, чем является то или иное существо, зверь или человек, не изменишь ничем. Ни обучением, ни воспитанием. Внутри все равно останется естество, данное от предков.
Понятно, что под волком и ягненком подразумеваются люди. В определенных условиях каждый будет вести себя, как разумная личность, ограниченная этикой общества или состояния, в котором она сейчас пребывает. Но малейшее изменение условий или состояния и каждый показывает свою сущность. Одна только возможность совершить некое действие уже делит людей на тех, кто может его совершить и тех, кто не может.
Конечно, волков в человеческом обличье, всегда значительно меньше, чем жертв. Естественно, в стабильном равновесном мире, волки ограничены в своих действиях, необходимостью соблюдения правил. Но малейшее изменение устойчивости и она начинают диктовать свои правила, разрывая общество на части, превращая остальных в беспомощных жертв, воюя между собой. Требуется приход куда более сильного вожака, окруженного своей сильной стаей, чтобы начать диктовать условие волкам, вгоняя их в рамки общества, давая возможность овцам жить, а не только сидеть по углам, в молчании и страхе.
Естественно овцы, переставая принимать в расчет волков, но продолжая их подсознательно бояться, нападают. правильно. На того, кто навел порядок, считая, что он им что-то должен, не понимая, что убрав его, они снова окажутся во власти волков.
Урок литературы в 4 классе «Басни: Л. Толстой «Царь и слоны» и В.Шебзухов «Слон и пятеро слепых». «
Урок литературы в 4 классе
Тема: Басни: Л. Толстой « Царь и слоны» и В.Шебзухов «Слон и пятеро слепых».
Задание 1. Что такое басня?
Задание 2. Отгадайте загадку:
Лопоухая гора
На четырёх брёвнах идёт.
Пятое бревно на носу несёт.
Можно погладить и покататься,
Его нам можно не стесняться.
Большой и сильный очень зверь,
В его размеры ты поверь.
Есть уши большие и хвост небольшой,
И точно мы знаем, что он-то не злой.
Задание 3. Назовите слова-ассоциации с отгадкой.
Задание 4. Знакомство с текстом.
Басня «Царь и слоны».
Один индийский царь велел собрать всех слепых и, когда они пришли, велел им показать своих слонов. Слепые пошли и стали щупать слонов.
Потом царь позвал слепых к себе и спросил: «Каковы мои слоны»? Один слепой сказал: «Слоны твои похожи на столбы». Этот слепой щупал ……………. Другой слепой сказал: «Они похожи на веники». Этот щупал ………….. Тот, что щупал живот, сказал:
«Слоны похожи на кучу земли». Тот, что щупал ………. сказал:
«Они похожи на стену». Тот, что щупал ………, сказал:
«Они похожи на гору». Тот, что щупал ………., сказал:
«Они похожи на рога». Тот, что щупал …………., сказал:
толстую верёвку». И все слепые стали спорить и ссориться.
Задание 5. Ответьте на вопросы.
1. Какая главная мысль басни, рассказа Льва Толстого «Царь и слоны»?
2. Чему учит басня Льва Толстого «Царь и слоны»?
3 Рассмотрите нижнюю иллюстрацию и найдите несоответствия текста и рисунка.
Задание 6. Объясните смысл фразеологизмов.
Как вы думаете, для чего слону нужны большие уши?
А) Чтобы лучше слышать.
Б) Чтобы избавляться от излишков тепла и обмахиваться.
Г) Для подтверждения высокого статуса в стаде.
Задание 8. Придумайте своё окончание басни. _____________________________________________________________
Задание 9. «Слон и пятеро слепых» Владимир Шебзухов
С верёвкой пятеро слепых,
С одной — на всех, на пятерых,
Шагали что-то бормоча,
Касаясь ближнего плеча…
Шагающих окликнул зрячий:
«Слон вас раздавит, не иначе!
Пред вами встал он на пути…
Один слепой нащупал хобот,
Что у него вдруг вызвал хохот.
— Нас раздавить, КАНАТУ, сложно,
Что назван был «Гигантом» ложно.
Нащупав хвост рукою ловкой,
Другой назвал слона — ВЕРЁВКОЙ…
Живот потрогав, третий — «Верно!
«Слон» — ПРЕОГРОМНАЯ ЦИСТЕРНА!»
Сказал четвёртый, гладя ноги,
Что «Слон»— КОЛОННЫ НА ДОРОГЕ!
А уши названы — «ДОБРОМ»
Коль оказался «Слон»— КОВРОМ!
Порою в том беда учёного —
Цвет чёрный, отличив от белого,
А белый, отличив от чёрного —
— Как называется нравоучение в басне?
— О чём говорит мораль этой басни?
— Чем похожи и чем отличаются обе басни?
— Можно ли отнести мораль этой басни к первой басне?
Сказка «Царь и слоны» — Лев Толстой
Один индийский царь велел собрать всех слепых и, когда они пришли, велел им показать своих слонов. Слепые пошли в конюшню и стали щупать слонов.
Один ощупал ногу, другой — хвост, третий — репицу, четвёртый — брюхо, пятый — спину, шестой — уши, седьмой — клыки, осьмой — хобот.
Потом царь позвал слепых к себе и спросил:
Один слепой сказал:
— Слоны твои похожи на столбы. — Этот слепой щупал ноги.
Другой слепой сказал:
— Они похожи на веники. — Этот щупал хвост.
— Они похожи на сучья. — Этот щупал репицу.
Тот, что щупал живот, сказал:
— Слоны похожи на кучу земли.
Тот, что щупал бока, сказал:
— Они похожи на стену.
Тот, что щупал спину, сказал:
— Они похожи на гору.
Тот, что щупал уши, сказал:
— Они похожи на платки.
Тот, что щупал голову, сказал:
— Они похожи на ступу.
Тот, что щупал клыки, сказал:
— Они похожи на рога.
Тот, что щупал хобот, сказал, что они похожи на толстую верёвку.
И все слепые стали спорить и ссориться.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста сказки «Царь и слоны» и нажмите Ctrl+Enter.
Бродил однажды по горам волк. Три дня уже ничего не ел, совсем оголодал, бока ввалились, еле хвост. Читать текст полностью →
Жили-были мужик да баба. У них были две дочери: одна мужикова, другая бабова. Баба падчерицу свою. Читать текст полностью →
Жил когда-то бедняк. Как ни трудился он, как ни бился — всё никак не мог выбиться из нужды.
И вот. Читать текст полностью →
Летит овод, по сторонам поглядывает, а под кустиком в холодке комар сидит. Овод и говорит ему:
—. Читать текст полностью →