балаклава музей подводных лодок история создания
Музей подводных лодок в Балаклаве
Балаклава музей подводных лодок
Город Балаклава находится на южной окраине Крыма, недалеко от большего города-порта Севастополя. В мировую историю попало Балаклавское сражение 1854 года, одно из самых жарких сражений Крымской войны. Именно здесь 25 октября, Британская империя «Легкая Бригада» сделала свою знаменитую, обреченную на провал, высадку морского десанта для последней отчаянной попытки войти в порт Севастополя.
Географические координаты музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма GPS: N 44.497362, E 33.596749.
Эта идея стала главным атомным проектом СССР Лаврентия Берии. По приказу Берии провели растянувшиеся на годы исследования Крыма, прежде чем в конечном итоге решили остановиться на тихой бухте Балаклавы. Бухта врезаясь в береговую линию делает поворот почти под углом 90 градусов, что с моря делает ее практически незаметной, а шторм и непогода разбиваются о прибрежные скалы, делая бухту абсолютно тихой.
Между тем, сам город Балаклава стал одним из самых закрытых мест в СССР. Вход в Балаклаву был так ограничен, что даже родственники рабочих не смогли посетить город, не предоставивших обширную документацию, подтверждающую их обоснованность для въезда.
База подводных лодок в Балаклаве интенсивно использовалась в течение всего периода холодной войны. В тесном сотрудничестве с Черноморским флотом, дислоцированного в Севастополе. Во время кубинского ракетного кризиса, размещение США ракет «Геркулес» в Турции, спровоцировали СССР ответить ядерным вооружением в Кубе, а также привести в боевую готовность подводные лодки в Балаклаве в ожидании приказа о контратаках на Турцию.
Вплоть до распада Советского Союза, объект в Балаклаве оставался одним из сильнейших сдерживающих факторов СССР, чтобы играть против своих врагов в Европе.
В отличие от многих подобных объектов, секретный объект базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР. Он оставался в использовании до 1993 года. Последняя русская подводная лодка выплыла из Балаклавской бухты в 1996 году. В течении долгого времени комплекс был не охраняемым, подвергался постоянному разграблению.
Весь комплекс состоит из изогнутых тоннелей и огромных отсекающих дверей, которые были нацелены в случае ядерного удара гасить ударную волну.
На базе не только размещались подводные лодки, а еще были влажные и сухие доки, ремонтные мастерские, торпедные склады и конечно же арсенал ядерных боеголовок. Хотя база подводных лодок Балаклава была предназначена для размещения и защиты всех сотрудников доков, но в случае необходимости в ней могли укрыться и жители всего города.
В музее находится целый зал посвященный истории подводных лодок и морскому флоту, макеты кораблей, части вырезанные из подводных лодок и много всего прочего.
В одной из частей музея осталась надпись на стене той эпохи: «Не все говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!»
Музей подводных лодок в Балаклаве одна из потрясающих воображения достопримечательностей Крымского полуострова, один из самых посещаемый музеев Севастополя и Балаклавы.
Музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма
Музей подводных лодок в Балаклаве
В истории Балаклава известна кровопролитным и горячим сражением 1954 года в Крымской войне. В 1957 году на территории города с военным портом построили базу подводных лодок.
Монументальный парк располагался под землёй и принадлежал к категории секретных, поэтому ему дали неброское название «объект 825 ГТС». Сейчас на территории этой базы оборудован музей, привлекающий в Балаклаву тысячи любителей военной истории.
Музей на базе секретного объекта
Музей подводных лодок находится в южной части Крымского полуострова. Исторический и культурный объект разместился в тонком перешейке Балаклавской бухты.
Напротив него, на другом берегу залива, находятся интересные места, которые тоже рекомендуется посетить туристу — руины фортификации Чембало и красивая набережная Назукина.
Подземный музейный комплекс испещряет собой внутреннюю часть горы Таврос и имеет 2 выхода: к Балаклавской бухте и морю. Он был открыт в 2003 году, спустя 10 лет после ликвидации подземной базы. Сейчас музей подводных лодок является одним из наиболее необычных мест в Крыму и включает в себя сразу несколько любопытных объектов:
Сегодня экскурсии по бывшей секретной базе подводных лодок проводятся на отдельных участках. Тем не менее, у посетителей есть возможность оценить впечатляющие масштабы этого места.
Раньше с воздуха военный комплекс не был виден совсем. Можно было заметить только бетонированные участки, на которых сооружались муляжи жилых домов и зелени.
Сегодня бывшие арсеналы и цеха переоборудованы под тематические и экспозиционные залы. Действует 2 экскурсионных маршрута.
Отдых в Крыму «всё включено». Подробнее
Звоните: 8 800 775 15 41 (бесплатно по России)
История создания подземной экспозиции
Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, был создан на месте засекреченной советской базы. Строительство объекта началось в 50-е годы XX столетия, а крымский город был выбран для него неслучайно. Именно здесь дислоцируется Черноморский флот, охраняющий государственные границы.
Вопросами ядерного вооружения в то время занимался Лаврентий Берия. Именно ему Сталин поручил подыскать место для сооружения секретной базы. Берия сделал акцент на Балаклавской бухте, которая была скрыта от посторонних глаз и располагалась вблизи севастопольской военно-морской базы Черноморского флота.
Строительство подземного объекта в Балаклаве начали в 1953 году. В этот период город уже получил статус закрытого. Строительный процесс был закамуфлирован под сооружение ГТС, а впоследствии эта аббревиатура стала частью названия секретной военной базы.
В 1961 году объект ввели в эксплуатацию. На его площадях размещали и ремонтировали подводные лодки, хранили боезапасы для них, занимались сборкой субмарин. В течение 30 лет здесь базировалась 155 бригада подлодок.
В 1993 году военный объект закрыли и ликвидировали. Только после этого местные жители узнали, что здесь располагалась военная база, а не городская телефонная станция. В 2003 году на месте военного секретного объекта открыли Балаклавский музей подводных лодок.
Интересные экспозиции
Музей подводных лодок представляет большой интерес для гостей Балаклавы. Здесь размещено много ценных военных экспонатов, в числе которых есть даже настоящая подлодка. Она пришвартована около подземного причала в центральной штольне.
Сооружения бывшего секретного объекта являются центральными достопримечательностями музея и оформлены в виде тематических экспозиций. Подземные коммуникации занимают площадь около 5 тысяч кв.м. и представляют собой настоящий лабиринт внутри горы. Аварийное состояние многих залов базы не позволяет заходить туда даже сотрудникам музея.
Экскурсионный маршрут пролегает через центральный тоннель протяжённостью 500 м. В его центре есть проходной канал для подводных субмарин. В этом же тоннеле разместился и сухой док, в котором раньше ремонтировали подводные лодки.
Находясь в музее подводных лодок в Балаклаве, обязательно посетите следующие интересные объекты:
Посетив подземные экспозиции и сооружения музея, вы можете выйти в арсенальный дворик, где размещены образцы торпед и мин, а также находится стоянка самолёта ЯК-38 с вертикальным взлётом и посадкой.
Правила посещения и цена экскурсий
Посещение музея подводных лодок — платное. Стоимость билета составляет:
В соответствии с правилами посещения на военный объект нельзя заходить детям младше 5-ти лет.
График работы музея: среда-воскресенье. Обеденный перерыв здесь начинается в 1255 и заканчивается в 1325. В ноябре-апреле музей открыт для посетителей с 1000 до 1600. На протяжении всего лета и первой половины осени учреждение работает с 1000 до 1700.
Ходить по объекту без экскурсовода нельзя. Экскурсии проводятся группами от 10-ти человек, поэтому нужно ждать, когда наберётся достаточное количество людей.
Внутри запрещено вести профессиональную фотосъёмку и видеосъёмку.
Поскольку бункер находится в горной скале, в залах довольно прохладно. Поэтому возьмите с собой на экскурсию тёплую одежду.
Как добраться до Музея подлодок в Балаклаве
Место расположения достопримечательности — Балаклавская бухта, что в 17 км от центра Севастополя. Добраться сюда можно на общественном и личном транспорте.
Добравшись к данному пункту, нужно пересесть на маршрут №№ 99, 94 или 9, проехать до остановки «Оболонь», повернуть вправо и дойти к западной части Балаклавской бухты. Пеший путь занимает 10-15 минут.
Аналогичное путешествие можно совершить на собственном автомобиле, ориентируясь на координаты карты или автомобильный навигатор.
Странная история Музея подводных лодок в Балаклаве: разграблен или создан?
Главное печатать, печатать и ещё раз печатать. Бросился перечитывать. Знал наверняка, что Украина не могла разграбить музей в Мурманске или на Тихоокеанском флоте, в Штаты её бы к музеям не подпустили для разграбления. В Киеве и Львове таких музеев я не помню. Где же тот музей?
Газету нашел, почитал. Классная статья, высокопрофессиональная. Но некоторые неточности есть. Когда ельциновская клика сдала без боя в полное владение Украине Крым и Севастополь, на их территории не было музеев подводных лодок. Были воинские части и объекты Черноморского флота. Среди них и штольни в Балаклаве. Вот они и были брошены на произвол судьбы и разграбление. Передача объекта городу подразумевала и передачу денежных средств на его содержание. Такой передачи не было, а город жил на «подсосе», без достаточных дотаций из столицы, которую Севастополю «назначили» партийные чиновники. Уникальный и очень разнообразный станочный парк был вывезен в неизвестном направлении. Местные «металлурги» несколько лет с опаской смотрели на золотые горы черного металла штолен, думая, что на охрану напороться можно. Первые сталкеры робко вырубали люки канализационных колодцев. Чуть позже взялись за стальные двери кабинетов и подсобных помещений, за лестничные марши. В товар пошли трубы коммуникаций и вентиляционные магистрали. Самой ценной добычей были кабельные трассы, содержащие огромное количество меди.
И только в 2003 году власти смогли договориться об остановке разграбления ворьем наследия укрытия. Первоначально о музее и речи не было. Но огромный интерес к подземному объекту привел к решению о создании подземного музея фортификационных сооружений. Открыт он был 1 июня 2003 года.
В газетной статье есть слова «…с доков вывезли всё… оборудование с драгметаллами», которые вызывают вопрос о количестве доков. Док был и остался единственным. О наличии на нем драгметаллов можно только догадываться.
Июньская прогулка под землей
Купил билет за 700 рублей (при пенсии в 14000 р.) и получил наушник и брелок электронного гида. Решение оригинальное. Стоишь при входе – слышишь комментарий о входных дверях. Шаг ступил в коридор – прошлое позади, слушай про коридор. Назад ни шагу. Звуковые эффекты инсталляции, пыхтелки, кряхтелки, стрелялки, взрывалки, скрежеталки просто оглушают. Авторы этого деяния явно перестарались, отвлекая гостей от основной информации.
Исчезла экспозиция о создателях этого уникального подземного сооружения. О строителях Строительного управления №528 упоминает только траурная косая доска до входа в подземелье. На ней перечень фамилий и ни слова о трудовом подвиге сотрудников. Будто их и не было. Трудно было найти сведения о проходчиках? Нов фондах музея они были вплоть до 2021 года. А потом пропали? Или новые «хозяева музея» сочли их излишне сентиментальными. Короче, зал о строителях демонтирован уже в 2021 году.
За минувший год до неузнаваемости преобразилась шлюзовая камера. Масштаб объекта сразу потерялся. Транспортный коридор стал вестибюлем присутственного места в столице отдаленной волости. Удивляет обилие клеток и решеток, которыми младые авторы экспозиции решили закрыть от возможных вандалов среди посетителей музея самые ценные экспонаты – пачки с печеньем, сгущенку, тушенку, воздушный фильтр. Эти раритеты из середины прошлого века охраняются особо от голодных экскурсантов. А сытые гости чувствуют себя слегка озадаченными: «Печеньки от нас директор музея спрятал за решетку»? Реально в заводе таких решеток не было. Это – болезненная фантазия нынешних историкотворцев о голодном прошлом наших отцов и дедов.
Коли музей назвали музеем подводных лодок, то нужно хотя бы несколько из них показать. Но лодок в музее пока еще нет. Для очарования гостей сделали черные коробки с малюсенькими модельками, подсветили их с соответствующей скромностью. Может гриф секретности лежит на советских подводных лодках? Нет. Хотелось новаторам что-то свое в истории подводного кораблестроения сказать. Вот и создали экспозиции не лучше прежней, но явно дороже.
На придоковой площадке появился кинозал с размазанной картинкой на экране. Гости внимания ему не оказывают. Рассмотреть и услышать что-то очень сложно. Есть спускаемый модуль космического аппарата «Союз», обгоревший и облупившийся. Какое отношение он имеет к музею подводных лодок? Никакого! А внимание экскурсантов уже отвлечено.
Прогулка вдоль подземного канала входит в программу экспозиции. Есть помещения, куда ординарных посетителей музея не пускают. Залы для избранных. Есть туалет с фотографиями подводных лодок 14-й дивизии. Это самое лучшее для них место?
От прежней экспозиции сохранился зал-коридор «Преступление перед человечеством». Содержательная и важная экспозиция, за несколько лет тщательно собранная по крупицам из различных источников, сегодня забита какофонией жутких звуков.
Исчезла необъяснимым образом экспозиция, посвященная героическому ратному пути 14-й дивизии подводных лодок, базировавшейся в Балаклаве. А штольня-укрытие создавалась как раз для неё. Может нет экспонатов? Но ветераны 14-й бригады передали в музей огромное количество экспонатов, приборов с подводных лодок, личных вещей, наград, фотографий и документов. И они раньше экспонировались, но внезапно стали «старьем» и, в лучшем случае, перекочевали в запасники.
В звуковом тексте сопровождения диктора электронного экскурсовода есть ошибки. Нужно было вычитать тексты, а потом прослушать исполнение диктора? С числительными и их склонениями творится ерунда на уровне начальной школы. В титрах фильма про подводную лодку 644-го проекта есть строки: «При скорости в 10 узлов запас хода уменьшался до 10 миль». А как это следует понимать?
Заслуживает похвалы наличие туалетов на входе и выходе из музея, в придоковом зале. В этом же зале под потолком висит чей-то винт. Может быть, Карлсон штанишками зацепился за балку, пролетая над каналом, но не вернулся за ними?
Назначение зала у выхода из подземелья, в котором размещена экспозиция с оригами под потолком и плошками-свечками вдоль стен, объяснить трудно. Едва ли это лучший символ памяти о подводниках.
Бесплатным правом посещения музея теперь может пользоваться большая группа людей от Героев Советского Союза до детей от 3 до 7 лет. Таких категорий посетителей, как пенсионеры и школьники в списке льготников нет. Есть сомнения, что кто-то из местных пенсионеров с пенсией в 14 тысяч рублей с большой радостью отдаст 700 рублей за входной билет. Это 1\20 часть месячной пенсии или полуторосуточное довольствие севастопольского пенсионера. Да и вопрос о патриотическом воспитании севастопольских школьников путем приобщения к истории подводного флота отпал сам собой по причине дороговизны билетов. Нет никакого послабления и для местного населения.
Главный вывод: Герой романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова Фагот так оценил высказывание другого героя: «Поздравляю вас, гражданин соврамши!» За адвоката Украины меня не держите. С ней у меня особые счеты. Вернемся к заголовку статьи. Как Украина могла разграбить музей подводных лодок, если до её прихода такого музея не было? Если при властвовании Украины такой музей был создан и передан в полной сохранности стараниями его сотрудников российским властям? В статье упоминается Виктор Ющенко, при президентстве которого, якобы, был разграблен «музей». Но он руководил Украиной с 2005 по 2010 года и не имел к подземному заводу никакого отношения. К его приходу музей уже функционировал и активно пополнял экспозиции. Современниками разорения штолен были президенты Леонид Кравчук (1991-1994гг.) и Леонид Кучма (1994-2005гг.). При втором из них музей и создавался. Автор газетной статьи не удосужился даже эти даты сопоставить. А зря!
Подземный музей в Балаклаве – рассекреченная тайна Империи
Военные подземелья Крыма
Эта статья является продолжением рассказа о военных возможностях Крымского полуострова, изложенных в материале «Непотопляемый авианосец России». Крым защищал родину не только на земле, в небесах и на море, но и под землей. Сегодня некогда секретные объекты, на подходе к которым можно было получить пулю без предупреждения, стали общедоступны.
Объект 825 ГТС и 820 РТБ. «Музей холодной войны»
В СССР было принято решение о постройке трех подземных укрытий для подводных лодок – на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах. Первой стройка началась в Балаклаве. Режим секретности был резко ужесточен. В некоторые послевоенные периоды Севастополь был «закрытым городом», т.е. для того, чтобы въехать в город, нужно было иметь пропуск, а для того, чтобы попасть в Балаклаву (с 1957 года имеет статус части Севастополя) нужен был другой, специальный пропуск. Въезд в Балаклаву был возможен только миновав два КПП.
Музей Алларда Пирсона в Нидерландах продолжит хранить коллекцию скифского золота и передаст её одной из сторон спора после окончательного урегулирования вопроса судом. Пока у претендующих на экспонаты сторон есть возможность обжаловать решение апелляционной инстанции в Верховном суде Нидерландов.
Объект получился громадным! На глубине 126 метров от поверхности горы можно было разместить 9 малых или 7 средних дизель-электрических лодок вместе с экипажами. Здесь было все для ремонта и технического обслуживания подводных лодок: мастерские, склады, был даже подземный сухой док! Был свой склад ядерных боеприпасов, были казармы для размещения экипажей подводных лодок.
Автономность подземного комплекса составляла 30 суток. Сам комплекс разделен на две основные части – объект 825 ГТС (гидротехническое сооружение) и объект 820 РТБ (ремонтно-техническая база). Общая площадь всех помещений внутри скалы – 19 820 кв.м. Длина морского канала в скале – 608 метров, из них рабочая – 505 метров, ширина канала от 10 до 24 метров, глубина – 8 метров. Сухой док под землей имел длину 102 метра, ширину 8 метров и глубину 8 метров. Объект 825 ГТС предназначался для базирования подводных лодок проектов А615, 613, 613В, 633, 633В и 644.
Однако технический прогресс сыграл с подземной базой злую шутку. Дело в том, что дизель-электрические подводные лодки следующего поколения (те самые знаменитые «Варшавянки») имели большие размеры, чем перечисленные типы подводных лодок. Они просто не могли зайти на подземную базу из-за своих габаритов! Так что в 80-х годах объект 825 ГТС по своему прямому назначению уже не использовался, хотя формально в строю база находилась до 1994 года.После развала СССР, независимая Украина долго не хотела брать на баланс этот объект, а его металлические конструкции потихоньку разворовывали. Только с июня 2003 года там был организован Филиал Центрального музея вооруженных сил Украины. После 2014 года в подземной базе расположился Военно-исторический музей фортификационных сооружений (ВИМФС). Музей очень интересный, и, если кто-то из читателей будет в Севастополе, посетите, не пожалеете!
Желание «залезть поглубже в скалу» появилась не только у военных моряков, но и в береговой обороне.
Уголовное дело возбуждено в связи с кражей военного фортификационного укрепления «Панцирь-2ПУ» массой более 70 тонн в Ленинградской области. При этом сооружение было списано в 2019 году.
Комплекс ввели в строй 30 августа 1957 года.
Несколько слов стоит сказать и о втором подземном стационарном комплексе. Строительство «Объекта 101» началось в 1955 году на острове Кильдин в полутора километрах от мурманского берега Кольского полуострова. Он состоял из двух стартовых площадок, удаленных друг от друга на 8 километров. Главным отличием «Объекта 101» от «Объекта 100» было то, что на Кильдине не пробивали штольни в глубине скал, а открытым способом выкапывали траншеи глубиной до 6 метров. В каждой траншее во всю длину (до 100 метров) и высоту делали из бетона короб прямоугольной формы, поделенный на отсеки. Затем этот короб присыпали землей. Отверстия, через которые проникали подземные воды, заделывали жидким стеклом. Первый пуск самолета-снаряда на Кильдине состоялся 16 октября 1957 года.
Стационарный комплекс П-35 получил название «Утес». Из крупных изменений стала замена пусковой установки (та часть, которая находится под землей, а перед стартом поднимается на поверхность). Судьба и дальше была благосклонна к «Объекту 100». После развала СССР «Объект 100» перешел Украине. Один дивизион был разграблен полностью. Второй же был законсервирован и чудом сохранился. После вхождения Крыма в состав России, этот дивизион расконсервировали и восстановили. Немногие верили, что «Сотку» удастся оживить. Но это удалось и сейчас «Объект 100» входит в состав береговой обороны Черноморского флота. Посетить его, по понятным причинам, нельзя.
В 1992 году, с развалом СССР, практически завершенный объект оказался заброшен, а его единственными хозяевами стали мародеры. Финансировать такой масштабный проект стало некому, да и у Украины, собственно, не было ни одной атомной субмарины, в состав флота входила только одна дизель-электрическая подводная лодка «Запорожье». В результате ЗКП ЧФ подвергся безжалостному демонтажу.
В рамках одной статьи невозможно рассказать о всех знаменитых военных подземных сооружений Крыма. На полуострове есть мемориал «Батарея №30» (немецкое название «Maxim Gorki I»). Она была разрушена во время второй битвы за Севастополь. Есть вторая батарея №30. построенная после войны с двумя трехорудийными башнями с линейного корабля «Фрунзе». Её вывели из боевого состава, но она полностью сохранила свою боеспособность При разделе Черноморского флота батарея осталась в составе российского Черноморского флота. Если первая батарея – это музей, то на вторую можно попасть на экскурсию. Есть и знаменитая Керченская крепость (спроектировал и построил которую легендарный военный инженер Эдуард Тотлебен), одна из трех самых мощных морских крепостей Российской империи.
Тема военных укреплений в Крыму – необъятна для исследований.