баграт i царь абхазии

Баграт I

Баграт I (? — 893, Абхазия) — царь Абхазии в 861—873 и 887—893 годах из династии Аносидов. Сын царя Дмитрия II, потерял трон после узурпации власти Иоанном Шавлиани. Долгое время жил при дворе византийских императоров, в 887 году вернулся в Абхазию, казнил царя Адарнасэ (сына Иоанна) и вернул себе трон. Как и его предки, титуловался царем абхазов и картвелов.

Семья

Был женат на дочери царя Тао-Кларджети Гуарама Багратиони. Отец — Дмитрий II. Брат — Тинен. Сын — Константин.

баграт i царь абхазии. 40px Wiki letter w.svg. баграт i царь абхазии фото. баграт i царь абхазии-40px Wiki letter w.svg. картинка баграт i царь абхазии. картинка 40px Wiki letter w.svg. Баграт I (? — 893, Абхазия) — царь Абхазии в 861—873 и 887—893 годах из династии Аносидов. Сын царя Дмитрия II, потерял трон после узурпации власти Иоанном Шавлиани. Долгое время жил при дворе византийских императоров, в 887 году вернулся в Абхазию, казнил царя Адарнасэ (сына Иоанна) и вернул себе трон. Как и его предки, титуловался царем абхазов и картвелов.

См. также

Ссылки

Леон II • Феодосий II • Дмитрий II • Георгий I • Иоанн Шавлиани (узурпатор) • Адарнасэ • Баграт I • Константин III • Георгий II • Леон III • Дмитрий III • Феодосий III

Полезное

Смотреть что такое «Баграт I» в других словарях:

Баграт — Баграт: Баграт I царь Абхазии в 861 873 и 887 893 годах из династии Аносидов Баграт III: Баграт III царь объединенной Грузии (975 7 мая 1014). Сын Гургена II, представитель династии Багратионов Баграт III царь Имеретии с 1510 года, из династии… … Википедия

Баграт VI — ბაგრატ VI Царь Грузии 1466 1478 … Википедия

Баграт IV — Куропалат ბაგრატ IV … Википедия

Багратіон — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються … Орфографічний словник української мови

Баграт V Слепой — ბაგრატ V 11 й Царь Имеретии 1660 1661 … Википедия

Баграт III — ბაგრატ III … Википедия

Баграт III (царь Имеретии) — Баграт III ბაგრატ III Царь Имеретии 1510 1565 Предше … Википедия

Баграт VII — ბაგრატ VII Царь Картли 1615 1619 Предшест … Википедия

Баграт Камсаракан — 2 й князь 1090 е 1117 &#160 … Википедия

Источник

Баграт I (царь Абхазии)

Смотреть что такое «Баграт I (царь Абхазии)» в других словарях:

Баграт III (царь Имеретии) — Баграт III ბაგრატ III Царь Имеретии 1510 1565 Предше … Википедия

Баграт — Баграт: Баграт I царь Абхазии в 861 873 и 887 893 годах из династии Аносидов Баграт III: Баграт III царь объединенной Грузии (975 7 мая 1014). Сын Гургена II, представитель династии Багратионов Баграт III царь Имеретии с 1510 года, из династии… … Википедия

Баграт III — ბაგრატ III … Википедия

Баграт I — (? 893, Абхазия) царь Абхазии в 861 873 и 887 893 годах из династии Аносидов. Сын царя Дмитрия II, потерял трон после узурпации власти Иоанном Шавлиани. Долгое время жил при дворе византийских императоров, в 887 году вернулся в Абхазию, казнил… … Википедия

Георгий I (царь Грузии) — Георгий I გიორგი I … Википедия

Александр V (царь Имеретии) — Александр V ალექსანდრე V Царь Имеретии 1720 1741 … Википедия

Соломон I (царь Имеретии) — Соломон I სოლომონ I … Википедия

Список грузин — Грузины народ картвельской группы, живущий в центральной и западной части Кавказа. В список включаются грузины, оставившие заметный след в истории, культуре, науке Грузии, России и других государств. В скобках указаны принадлежность к… … Википедия

Кутаиси — У этого термина существуют и другие значения, см. Кутаис (значения). Город Кутаиси груз. ქუთაისი Изображение Флаг Ге … Википедия

Источник

arshba.ru

Хронология ‹ Библиотека ‹ Правители Абхазии

баграт i царь абхазии. crown. баграт i царь абхазии фото. баграт i царь абхазии-crown. картинка баграт i царь абхазии. картинка crown. Баграт I (? — 893, Абхазия) — царь Абхазии в 861—873 и 887—893 годах из династии Аносидов. Сын царя Дмитрия II, потерял трон после узурпации власти Иоанном Шавлиани. Долгое время жил при дворе византийских императоров, в 887 году вернулся в Абхазию, казнил царя Адарнасэ (сына Иоанна) и вернул себе трон. Как и его предки, титуловался царем абхазов и картвелов.

ПРАВИТЕЛИ АБХАЗИИ
обобщённая версия до распада царства 1246 г. [1]

Версии правителей Абхазии:

ПО «ДИВАНУ АБХАЗСКИХ ЦАРЕЙ»

Составлен по инициативе царя Баграта II (978-1015). (См.: Сообщения средневековых грузинских письменных источников об Абхазии. Сухуми, 1986. С. 16-17).

ПО ВАХУШТИ БАГРАТИОНИ

ПО ДОСИФЕЮ НОТАРА (ИЛИ НАТАРА)

Досифей — иерусалимский патриарх (1669-1771). (См. : Гулиа Д. История Абхазии. [2-е издание] // Гулиа Д. Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. 6. /На русском яз./. Сухуми, 1986. С. 177).

1. Анос.
2. Гозар.
3. Юстиниан.
4. Филиктиос.
5. Капаруки.
6. Деметрэ I.
7. Феодосий I.
8. Константин I.
9. Федор I.
10. Константин II.
11. Леон I, правил 45 лет.
12. Феодосий II, 27 лет.
13. Деметрэ II, 26 лет.
14. Георгий I Агцупский.
15. Панкрас I, 12 лет.
16. Константин I, 12 лет.
17. Георгий II, 45 лет.
18 Леон II, 10 лет.
19. Деметрэ III, 8 лет.
20. Феодосий III Выжженный глаз, 3 года.
21. Антарнас—Давид.
22. Панкрас II, племянник Антарнаса, с 992 г., 30 лет.
23. Давид, 12 лет.

(См.: Гулиа Д. История Абхазии. [2-е издание] // Гулиа Д. Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. 6. /На русском яз./. Сухуми, 1986. С. 176).

1. Леон I.
2. Леон II.
3. Феодосий I.
4. Георгий I Ахетупский.
5. Иоанн.
6. Адарнасе.
7. Баграт I.
8. Константин.
9. Георгий II.
10. Деметрэ.
11. Леон III.
12. Феодосий II (III).
13. Баграт II.

Автор приводит имена лишь нескольких царей, правивших в конце IX-X вв. (См.: Жордания Ф. Хроника абхазских царей // Духовный вестник Грузинского экзархата. №№ 13-14. Тифлис, 1902. С. 1-25).
Константин (умер в 908 г.).
Баграт, сын Константина и брат царя Георгия I (908—[?]).
Георгий (умер в 966 г.).
Леон, сын Георгия (соправитель старого отца: 60-е гг. IX в.).
Деметрэ (Дмитрий) (умер в 981 г.).
Феодосий (981-984 гг.).
Баграт III (985—[?]).

(См.: Takaichvili Е. Les Sources des notices du patriarch e de Jerusalem Dosithee sur les rois d’Apkhazie // Journ. As. C. 210/1927/. P. 357-368. Kollautz A. Abasgia. Abhazya Tarihi’nin Bizans Donemi’ne Ait Belgeleri/Qeviren Bahriye Qetebi. Istambul, 2000. S. 28. Гулиа Д. История Абхазии. [2-е издание] // Гулиа Д. Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. 6. /На русском яз./. Сухуми, 1986. С. 177).

Анос.
Гозар.
Иствинэ.
Финиктиос.
Барук.
Дмитрий I.
Феодосий I.
Константин I.
Федор.
Константин II.
Леон I 749.
Феодосий II [791—818].
Деметрэ II 854.
Георгий I Агцупский 855.
Адарнасе 855.
Баграт I 865.
Константин III 895.
Георгий II 947.
Леон II 967.
Дмитрий III 973.
Феодосий III Выжженный глаз 976. Баграт II 985.
Георгий III 1017.

Автор дает список абхазских царей от Леона I до Баграта II с указанием годов правления. (См.: Гулиа Д. История Абхазии. [2-е издание] // Гулиа Д. Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. 6. /На русском яз./ Сухуми, 1986. С. 182).

Леон I (746-791).
Феодосий II (791-818).
Деметрэ II (818-854).
Георгий I (854—861).
Баграт I (861-873).
Константин III (873-912).
Георгий II (912-957).
Леон II (957-967).
Дмитрий III (967-975).
Феодосий III (975-978).
Баграт II (978-1014).

Автор перечисляет царей, правивших с 735г., т. е. продолжает список правителей, указанных в «Диване абхазских царей». Таким образом, по счету Леон I является десятым царем. (См.: Toumanoff С. Chronology of the Kings of Abasgia // Le Museon,
69/1956/. P. 73-90).

Леон I (736-766/67).
Леон II (766/67-810/11).
Феодосий II (810/1 1-836/37).
Дмитрий II (836/37-871/72).
Георгий I (871/72-877/78).
Иоанн (877/78—[879]).
Адарнасе (879-887).
Баграт I (887-899).
Константин III (899-915/16).
Георгий II (915/16-959/60).
Леон III (959/60-968/69).
Дмитрий III (968/69-975/76).
Феодосий III (975/76-978).
Баграт III [II] (978-1014).

Исследователь приводит имена всех известных в истории правителей отдельных абхазских этнополитических образований и царей объединенного Абхазского царства. Опираясь на многие источники, он составил самую полную хронику абхазских царей первого тысячелетия нашей эры. (См.: Чачхалиа Д. Хроника абхазских царей. Статьи. Заметки. Дополнение. М., 1999. С. 3-39).

Источник

§05. Абхазия в XI–XIII вв.

«Царство абхазов и картлийцев». Активная восточная политика Абхазского царства вела к присоедеинению большей части Западного и Центрального Закавказья. Этот процесс завершился созданием «царства абхазов и картлийцев». Название же «Грузия» появляется в русских источниках с XV в.

Гурандухт и её сын Баграт. Поворотным моментом в истории Абхазского царства стал 975 г. У скончавшегося царя Дмитрия не было детей. Единственным наследником абхазского престола оказался его брат, слепой Феодосий. Он не пользовался авторитетом и был слабовольным. Поэтому за три года его правления «разорилась страна и изменились система и порядок управления, учреждённые первыми царями», – так писала «Летопись Грузии». И вот тогда в политическую игру вмешалась сестра Феодосия, Гурандухт, дочь выдающего абхазского царя Георгия II. Эта умная и волевая женщина, по инициативе абхазского двора и верных ему феодалов, впервые становится правительницей Картли. Затем она сыграла важную роль в становлении «царства абхазов и картлийцев». Так, на золотой напрестольной Бедийской чаше имя Гурандухт из царского рода Леонидов фигурирует рядом с именем сына Баграта, отец которого, Гурген, был одним из видных тао-кларджетских владетелей из царского рода Багратидов. Словом, Баграт унаследовал престол по абхазской материнской линии, что и хотел подчеркнуть в составленном им самим «Диване абхазских царей». Всё это способствовало мирному переходу власти от одной царской династии к другой. В результате Картли присоединился к Абхазскому царству безболезненно, так как Баграт III «являлся наследником Абхазии и Картли».

В деле его воцарения также принимали участие тао-кларджетский куропалат Давид и армянский царь Смбат. В 975–978 гг. происходили первые шаги к образованию «царства абхазов и картлийцев». И лишь 1008 г., когда скончался отец Баграта, Гурген, можно считать фактическим итогом его образования.

О своеобразной ситуации, в которой рождалось «царство абхазов и картлийцев», говорит оформление монет Баграта III. На лицевой стороне имеется трёхстрочная и круговая арабская надпись мусульманского содержания: «Мухаммед – посланник бога» и круговая грузинская надпись: «Христе, возвеличь Баграта, царя абхазов». Это было данью выражения той ведущей роли, которую сыграло Абхазское царство в данном процессе. И в дальнейшем в титулатуре царей Багратидов до середины XIII в. сохранилось на первом месте имя абхазов. Кутаиси оставался столицей до XII в., пока затем ею не стал Тифлис. Не случайно Баграт III избрал своей усыпальницей Бедийский собор, находящийся на территории собственно Абхазии. По этому поводу «Летопись Картли» сообщала следующее: «Этот же великий царь построил Бедийский храм и учредил (там) епископальную кафедру, заменил им Гудаквское епископство, пожертвовал много сёл во всех ущельях и землях, обеспечил полным распорядком, нарядил церковь всевозможными украшениями, освятил и посадил там епископа. Если кто-либо изъявит желание испытать и разуметь степень величия его, пусть в первую очередь узреет великолепие Бедийской церкви и по ней поймёт, что не было другого (подобного) царя в Картли и Абхазии».

баграт i царь абхазии. karta12 13. баграт i царь абхазии фото. баграт i царь абхазии-karta12 13. картинка баграт i царь абхазии. картинка karta12 13. Баграт I (? — 893, Абхазия) — царь Абхазии в 861—873 и 887—893 годах из династии Аносидов. Сын царя Дмитрия II, потерял трон после узурпации власти Иоанном Шавлиани. Долгое время жил при дворе византийских императоров, в 887 году вернулся в Абхазию, казнил царя Адарнасэ (сына Иоанна) и вернул себе трон. Как и его предки, титуловался царем абхазов и картвелов.

Наименования «Абхазия» и «абхазы» в разноязычных письменных источниках употреблялись тогда в трёх смыслах, которые означали: собственно Абхазию и абхазскую феодальную народность, Западную Грузию и её обитателей, всю Грузию с её населением в целом.

Политика Баграта III. Баграт III первые два года посвятил внутренним делам своего царства. Затем нанёс поражение восставшим картлийским феодалам, где установил личное правление. Для этого он перевёз мать в Кутаиси. Позднее он присоединил к своим владениям Триалети, Кахети и Эрети. Много сил отдал борьбе за Тао, родную вотчину. В этом ему пришлось столкнуться с византийским императором Василием II Болгаробойцем, тоже имевшим на данную территорию свои права. Проблему решили дипломатическим путём, предоставив формальную зависимость «царству абхазов и картлийцев» от Византии. Союз с Византией помог Баграту III вести активную политику на Востоке. Он умер в Тао, но, согласно его завещанию, был захоронен в Бедийском храме (1014 г.).

Территория собственно Абхазии входила в состав «царства абхазов и картлийцев» в виде трёх отдельных административных единиц, воеводств (эриставств): Бедийское (туда входила южная часть Абхазии, часть Очамчирского, Ткуарчальский и Гальский районы); Цхумское (включало северную часть Очамчирского района, территорию Гальского, Сухумского, частично Гудаутского районов); Абхазское эриставство простиралось дальше на запад, вплоть до Никопсии. При царице Тамаре (1184­–1213 гг.) произошло объединение Бедийского и Цхумского воеводств по этнографическому признаку, так как оба они были населены абхазами.

Шервашидзе (Чачба). Во главе объединённого Цхумского эриставства стал феодальный род Шервашидзе (Чачба), который впоследствии также возглавлял независимое Абхазское княжество. Конечно, Шервашидзе появились на политической арене значительно раньше. Есть предание, что данный род происходит от правящей династии Ширванского княжества (на территории Сев. Азербайджана) – Ширван-шахов. Существует также мнение, что фамилию Шервашидзе (в частности, её абхазскую форму Чачба) можно связать с Отаго Чачас-дзе, который участвовал в осаде Анакопии в 40-х г. ХI в. Имя Отаго вполне можно сравнить с именем Дотагод Шервашидзе – более позднего цхумского эристава. В эпоху феодализма вообще практиковалась среди владетельных родов передача из поколения в поколение «излюбленных» имён, характерных для данного рода. В народе говорят, что Ачба на старом языке – «князь», а Чачба (так называют по-абх. Шервашидзе) – «над князем князь».

«Царство абхазов и картлийцев» не было строго централизованным государством, чему не соответствовала экономическая база. Поэтому местные феодалы, в том числе и абхазские, часто стремились к сепаратизму.

События у стен Анакопии. В династической борьбе между Багратом IV (1027–1072 гг.) и его младшим братом Дмитрием, мать которого была осетинка Алда, центром заговора оказалась Анакопия, главная крепость Абхазии. Можно полагать, что в антиправительственном заговоре принимали активное участие и отдельные абхазские феодалы. Но Дмитрий не рискнул оставаться там и отправился в Византию, которой сдал Анакопию в 1033 г. В 1045 г. он сделал новую вылазку против своего старшего брата, но ничего из этого не получилось. Через год Баграт осадил Анакопию. Осадой руководил абхазский эристав Отаго Чачасдзе со своим местным ополчением. Окончательно крепость была отвоёвана позднее. Сепаратистские настроения со стороны абхазов имели место и при других царях: Давиде Строителе (1089–1125 гг.) и его дочери Тамаре. Однако известны факты участия абхазских феодалов в Дидгорской (1121 г.) и Басианской (1203 г.) битвах.

Одним из показателей роли абхазов в «царстве абхазов и картлийцев» было также наречение царицей Тамарой грузинского царевича Георгия (правил в 1213–1222 гг.) вторым именем «Лаша», что означает на «апсарском», абхазском языке, «просветитель вселенной».

Город Цхум. Тогда главным городом Цхумского эриставства был Цхум (так стал называться Себастополис в XI в.), важный приморский центр и, возможно, одна из царских резиденций. Здесь иногда проводила свой отдых царица Тамара. Цитаделью города был замок Баграта, который, скорее всего, принадлежал роду Шервашидзе-Чачба. Основу денежного обращения в то время составляли монеты византийских императоров и абхазо-картлийских царей. Так, в с. Лыхны (совр. Гудаутский район) был найден клад из 70 золотых и серебряных монет, а в Цебельде – из 106 серебряных монет (подражаний арабским диргемам рубежа X–XI вв.), отчеканенных в Тифлисе.

Большинство надписей XI–XIII вв., обнаруженных на территории Абхазии, выполнены на грузинском языке. Они, правда, появляются здесь с XI в., но ещё долго вместе с ними продолжают бытовать на стенах отдельных храмов и греческие надписи. Грузинский язык получил распространение в основном среди абхазских феодалов и известной части торгово-ремесленного населения городов. Разговорным же языком коренного населения, собственно Абхазии, оставался абхазский.

В Абхазии XI–XIII вв. продолжали развиваться одни из важнейших видов древней «промышленности»: гончарное и железообрабатывающее производства. О местном гончарном ремесле говорят печи, «рачки», керамический брак, пифосы, кувшины, художественно оформленная столовая (поливная) посуда, кухонная керамика и т. д. О кузнечном ремесле – железный шлак, предметы вооружения (кинжалы, сабли, наконечники стрел и т. д.). Главными центрами городского ремесла были средневековые города Цхум и Анакопия. Деревенское ремесло уступало городскому. Другие различные изделия и украшения завозились сюда из Крыма, Константинополя и Восточного Закавказья.

Жизнь и культура абхазов. Абхазские феодалы жили во дворцах и замках (Лыхны, Уаз-абаа, Замок Баграта и др.). Крестьяне расселялись небольшими хуторами. В низинах получает распространение ближневосточный тяжёлый плуг. Падает значение отгонного скотоводства, зато процветает охотничий промысел. Простые люди, хотя и были христианами, но на горных перевалах не забывали о Духе гор и оставляли ему в качестве дани какой-нибудь металлический предмет, особенно наконечники железных стрел. Тысячами они найдены, например, на Напре и Дзыне – древних святилищах абхазов.

В Абхазии XI–XIII вв. строятся фортификационные сооружения (крепости, замки). Примером созидательного мастерства может послужить второй строительный слой Анакопийской крепости, Замок Баграта и др. Интересен сам по себе Беслетский арочный мост, в архитектуре которого прослеживаются и византийские черты. В это время происходит смена акцента с абхазско-аланской церковной архитектурной школы византийского зодчества на восточнозакавказскую. Поэтому даже на некоторых абхазских храмах IX–X вв. позднее появляются грузинские надписи. Так, в одном из них, в Лыхненском, сообщается о комете Галлея в 1066 году.

Территория Абхазии, в отличие от Грузии, не подверглась опустошительным набегам со стороны турок-сельджуков в 1080 г., хорезмского шаха Джелал-эд-дина (1225–1228 гг.) и монголов (1243–1245 гг.). Эти внешние и другие внутренние причины способствовали началу распада «царства абхазов и картлийцев». В результате во второй половине XIII в. образовался ряд царств и княжеств, в том числе и Абхазское. Развернулась междоусобная война между владетельными князьями Абхазии Шервашидзе (Чачба) и Мегрелии Дадиани за Цхумское (т.е. Сухумское) воеводство.

В целях безопасности князья Шервашидзе перенесли свою резиденцию в Лыхны. Эта борьба продолжалась на протяжении всего XIV в. и даже, несмотря на династические браки и временные затишья. Тогда в Западном Закавказье сформировалось новое политическое мегрельское образование Сабедиано, в которое вошли бывшие Бедийское и Цхумское воеводства. Позднее земли эти были вновь возвращены абхазами.

Во второй половине XIII в. в черноморских водах Абхазии стал появляться генуэзский торговый флот. Наступала новая эпоха в истории Абхазии.

Источник

Царство Багратидов

К концу Х века восточная политика Абхазского царства, объективно ведущая к объединению значительной части западного и центрального Закавказья, завершилась созданием нового государства — «царства абхазов и картвелов», позднее известного как объединенное грузинское царство. В русских источниках название «Гурзия», «Гурзынская земля» (т. е. Грузия и грузинская земля) появляется с ХV века. Происходит оно от арабо-сирийского «Гурз» (Гурдж), в свою очередь восходящего к арабо-иранскому названию «Гюрджистан» (страна волков, от персидского «горг» — волк), связанному с древнеперсидским «Вркан». Было бы, вероятно, более верным использовать термины грузинских средневековых источников («Матиане Картлисай» и др.), где фигурируют абхазы (в широком смысле) и карты как основное население царства Багратидов. К названию «Картли» восходит современное самоназвание грузин «картвели» и их страны «Сакартвело». В абхазском языке и сегодня вместо наименования Тбилиси используется топоним «Карт» (Город) отражающий истинную этнополитическую номенклатуру.

Термины «Абхазия» и «абхазы» в грузинских летописях ХI-ХIII веков употреблялись в трех значениях, обозначавших собственно Абхазию и абхазскую народность, современную Западную Грузию и ее обитателей, объединенное грузинское царство и его население в целом. Последнее значение является отражением той видной роли, которую сыграло Абхазское царство в создании «царства абхазов и картвелов».

В 975 году н. э. по инициативе абхазского двора и верных ему феодалов Картлия (предмет раздора в течение длительного времени) становится владением сестры Феодосия Слепого Гурандухт. Использовав феодальный потенциал Картлии, правящие круги Абхазского царства спустя три года добиваются свержения Феодосия, его трон передают сыну Гурандухт Баграту и тем самым практически присоединяют к этому царству Картлию, добившись мирным путем того, чего не могли достичь силой.

События 975–978 гг. следует расценивать, с одной стороны, как удачу в деле захвата соседних территорий и укрепления Абхазского царства, а с другой — как первые шаги к образованию качественно нового феодального государства, позже ставшего известным как «Грузинское». Абхазские цари, расширяя то силой, то с помощью политических интриг границы своих владений, заботились, прежде всего, о своем личном благе и могуществе. Их еще не волновали вопросы национального (в современном смысле слова) приоритета, а соответствующие моменты (язык официальных документов, церковная соподчиненность, архитектурные школы и т. д.) — как проявления реальной жизни, обращенной больше в настоящее, зависели от конкретной ситуации. Поэтому до начала Х века Кутаис оставался столицей «царства абхазов и картвелов», а титулатура грузинских Багратидов до середины ХIII века сохраняла на первом месте имя абхазов как дань памяти об их выдающейся роли в объединении страны. Об этой роли свидетельствует и то, что своей усыпальницей Баграт I избрал не какой-нибудь христианский центр в Восточной Грузии, а Бедийский собор на территории собственно Абхазии.

Царь абхазов Баграт III (978–1014) первые два года посвятил внутренним делам своего царства. Затем, нанеся поражение восставшим картлийским феодалам, Баграт вывез свою мать Гурандухт в Кутаис, установив в Картлии личное правление. Позднее он присоединил к своим владениям Триалети, Эретию и Кахетию. Много сил отняла борьба за область Тао (древнеармянский Тайк), которая была родовой вотчиной Баграта. Здесь объединенному картлийско-абхазо-аланскому войску противостояла кларджетско-армянская армия.

После смерти в 1001 году Давида Куропалата, завещавшего Тао-Кларджетское царство Византии, Баграту пришлось противостоять самому императору Василию II Болгаробойцу, вступившему в Тао во главе многочисленного войска. Вопрос был решен дипломатическим путем, определившим формальную зависимость царства абхазов и картвелов от Византии. Василий II оказал великолепный прием Баграту и его отцу Гургену, присвоив первому титул куропалата, второму — магистра империи. В результате Тао осталось за Багратом, а остальная часть царства Давида вошла в состав Византийского государства под названием «Иберийский Катепанат». Умер Баграта в Тао, откуда его тело было перевезено в Бедию и захоронено там согласно его завещанию.

Преемником Баграта был его сын Георгий I (1014–1027), которому пришлось заново завоевывать Кахетию и Эретию. Попытка Георгия усилить свои позиции на юге окончилась неудачей. Последовавшие одно за другим карательные вторжения императора Василия I в. Восточное Закавказье вынудили «царя абхазов и картвелов» подписать мирный договор, по которому он, подтвердив формальную зависимость своего государства от Византии, выдал на три года в заложники своего сына Баграта и уступил империи крепости и владения Тао-Кларджетии. Георгий был женат дважды: первый раз на армянской царевне Мариам, а второй — на дочери осетинского царя Алде.

В девятилетнем возрасте вступил на престол «царства абхазов и картвелов» Баграт IV (1027–1072). Правление Баграта IV ознаменовалось дальнейшим усилением зависимости «царства абхазов и картвелов» от Византии. Вслед за опустошительными вторжениями войск императора Константина VII со стороны верховьев Куры и Чорохского ущелья последовал дипломатический нажим его преемника Романа III Аргира. Он с почетом принял в Константинополе царицу Мариам, приехавшую сюда с миссией «искать мира и единения (с империей), а также добиваться чина куропалата для своего сына, как того требовали обычай и порядок в их (царском) доме, и привезти для сына жену». Роман III удовлетворил все эти «желания»: скрепил договор о единстве и «взаимной любви» золотой печатью, присвоил звание куропалата Баграгу IV и дал в жены ему свою племянницу царевну Елену. Она привезла с собой византийских мастеров, завершивших благоустройство Кутаисского собора. Вскоре, однако, Елена умерла.

Вторичная женитьба Баграта на осетинской царевне Борене усилила позиции антивизантнйской партии. Провизантийски же на строенные феодалы сгруппировались вокруг проживавших в Анакопии царевича Дмитрия — сводного брата Баграта и его матери Алды. Нерешительность болезненного императора Михаила IV помешала осуществлению этого заговора, и Дмитрий скрылся в Константинополе, передав Анакопию около 1033 года Византии. Следующий ее император Константин IХ Мономах поддержал антибагратовские выступления тбилисского эмира и картлийских феодалов во главе с Липаритом, введя в Восточное Закавказье греческое войско во главе с царевичем Дмитрием. И лишь ценой передачи власти в Картлии феодалу Липариту удалось заставить Дмитрия вернуться в Константинополь.

Расширив свое влияние в юго-восточном направлении, где ему как сыну армянской царевны армянские феодалы передали свою древнюю столицу Ани с девятью крепостями, весной 1045 года Баграт осадил Анакопию. Одновременно ему удалось на короткое время овладеть Тифлисом. Последовавшие за этим энергичные действия Византии нарушили завоевательные планы Баграта. Присоединив к себе Анийское царство, империя вновь направила в Картлию царевича Дмитрия. В этих условиях осаду Анакопии пришлось снять. Более трех десятилетий владели крепостью византийцы. Они достроили воротную башню, возвели башню в цитадели, отремонтировали храм на вершине горы, посвятив его святому Федору. О строительной деятельности в Анакопии сообщают надписи 1046 года, найденные там еще в конце ХIХ века.

Войско Дмитрия, состоявшее из византийских наемников, в числе которых были франки, русские, варяги и представители других европейских народов, нанесло поражение войску Баграта и форсировало Лихский хребет с востока. Лишь внезапная кончина Дмитрия помогла Баграту удержаться у власти. Затем с помощью византийцев и армян нанес Баграту еще одно тяжелое поражение правитель Картлии Липарит. На этот раз «царя абхазов и картвелов» спасли тюрки-сельджуки, внезапно разгромившие войско Липарита и взявшие его в плен.

Освободившись, Липарит не только вернул себе с помощью византийцев свои прежние владения, в том числе и Тифлис, но и на стоял на высылке Баграта, его матери и сестры Марты на три года в Константинополь. Затем Липарит короновал малолетнего сына Баграта Георгия в храме Руиси (Картлия), оставив его при себе в качестве воспитанника. Власть «царя абхазов и картвелов» сузилась до округа Кутаиса, где правила сестра Баграта Гурандухт.

Вторгшиеся вслед за этим полчища турок-сельджуков вновь вытеснили Баграта из Восточного Закавказья, и Баграту пришлось выдать замуж за сельджукского султана свою племянницу — дочь его сестры и брата армянского царя Квирике. Стремясь заручиться поддержкой Византии, Баграт в том же 1065 году выдал свою дочь Марту (Мариам) за Михаила — сына императора Константина Х Дуки. В 1068 году султан Алп-Арслан вновь опустошил Восточное и Центральное Закавказье, а некоторые его отряды форсировали Лихский хребет, дойдя до восточных предместий Кутаиса. Баграт осуществил несколько ответных набегов, в одном из которых принял участие брат жены «царя абхазов и картвелов», осетинский царь Дорголел с 40 тысячами своих воинов. Баграт IV скончался в Картлии. Тело было отвезено в Чкондиди (современный Мартвили) и захоронено в соборе, построенном Леоном III в. Х веке.

Георгий II. Сын Баграта Георгий (1072–1089), характеризовался летописцами как «человек грозный и самый щедрый из всех абхазских царей, хлебосольнее всех людей, наездник и стрелок отменный». Начало его царствования характеризуется восстаниями кахетинских, сванских и иных феодалов, захвативших Кутаис и царскую казну, опустошивших Мегрелию и другие районы «царства абхазов и картвелов». Не успел Георгий с помощью подарков усмирить непокорных, как тюрки-сельджуки, руководимые султаном Мелик-Шахом, опустошили Картлию и другие восточнозвкавказские области.

Положение Георгия облегчалось тем, что его сестра Марта последовательно была женой двух императоров — Михаила VII Дуки и Никифора III Вониата. В условиях глубокого кризиса, переживаемого империей в те годы, держать в Анакопии антигеоргиевский гарнизон было бессмысленно. «А вслед за этим, — отмечал летописец, — милость божья вернула крепости, отторгнутые греками силой. Отобрал (царь Георгий) у греков Анакопию — главную крепость Абхазии». Георгию были переданы и многие другие крепости на территории южнокартвельских княжеств, после ухода византийцев захваченные тюрками.

В 1080 году, преследуя Георгия, тюрки оккупировали Аджарию, район Кутаиса и Мегрелию (Чкондиди), а с наступлением зимы перешли в Восточное Закавказье, превратив его в свои зимние стоянки и летние пастбища. Георгию пришлось признать себя побежденным и отправиться в иранский город Исфахан для личного выражения своей покорности султану. Формально власть «царей абхазов и картвелов» практически была вновь ограничена пределами Колхиды. В 1089 году феодалы свергли Георгия, Передали престол его шестнадцатилетнему сыну Давиду.

Давид IV. Царь Давид, по Прозвищу Строитель (1189–1125), на первых порах, согласно источникам, «царство Абхазское имел в очень уменьшенном виде, и было (оно) незначительным; и из-за пленений и вышеупомянутых бедствий (он располагал) малочисленным отрядом воинов, и те тоже были запуганы от многократных обращен в бегство врагом, безлошадные и безоружные не знающие способов сражения с турка и больно трусливые». Однако внешнеполитическая ситуация оказалась для Давида благоприятной. В Византии, продолжавшей оставаться крупнейшей христианской державой того времени, наступил период стабильного развития, возглавлявшегося династией Комнинов, с которой Давид породнился, выдав замуж за одного из ее представителей свою дочь Кату. Одновременно распалось государство сельджуков и началась эпоха крестовых походов, поднявших престиж христианских государств в ближневосточном регионе.

В процессе беспрерывных более чем тридцатилетних войн Давиду удалось освободить большую часть Закавказья от тюрок, включив ее в Рамки единого государства. Среди важнейших событий этого периода — подобная византийской реорганизация церкви как опоры царской власти, женитьба Давида на дочери кипчакского (половецкого) князя Гурандухт и переселение в Центральное Закавказье 45 тысяч кипчакских семей, победоносная Дидгорская битва с сельджуками, где на стороне Давида сражались кипчаки, картвелы, армяне, абхазы и западноевропейские крестоносцы, в том числе до 200 французских рыцарей. В том же 1121 году на территории собственно Абхазии произошли некие смуты. Источник сообщает: «И той же зимой прибыл (царь Давид) в Абхазию до шел до Пицунды привел в порядок дела тамошние: достойных милости помиловал, а виновных схватил и наказал». Крайним западным пределом Царства грузинских Багратидов в эпоху Давида считалась Никойсия (позднейший Цандрипш).

В 1122 году Давид взял Штурмом Тифлис. Этот город, 400 лет служивши важнейшей опорой мусульманских владык на Закавказье, вновь сделался столицей христианского государства, обеспечив вместе с тем более тесное сближение со странами мусульманского Востока. Присоединение Ширвана с городом Шамахой и древнеармянского города Ани с округой сделали «царство абхазов и картвелов» крупнейшим христианским многоязычным федеративным политическим образованием в истории средневекового Закавказья. Среди построек эпохи Давида наиболее значителен Гелатский монастырь вблизи Кутаиса. В архитектуре Гелати отмечается ряд черт, сближающих его с восточно-византийским зодчеством.

Дмитрий I. При преемнике Давида, его сыне Дмитрии (1125–1156), «царство абхазов и картвелов утратило часть завоеваний Давида. Сельджуки вновь захватили Анийское царство и Ганджу. Оставив этот пункт, Дмитрий увез с собой в Гелати городские ворота. Остальное время заняла борьба за престол с братом Вахтангом и старшим сыном Давидом. Последнему в 1155 году удалось на время овладеть троном и постричь отца в монахи. Давид умер, не процарствовав и года.

Георгий III. В царствование младшего сына Дмитрия Георгия (1156–1184) усилилась тенденция считать царство Багратидов преемником Византии в Закавказье. Георгий отбил у сельджуков Ани, древнюю столицу Армении Двин, христианскую часть Ширвана, подавив заговор феодалов во главе с племянником Дмитрием. Последний был схвачен, подвергнут «телесному наказанию от чего и умер. Георгий был женат на осетинской царевне Гурандухт. Он сам короновал свою единственную дочь Тамару и правил с ней затем совместно шесть лет. Летопись сообщает, что в царствование Георгия III собственно Абхазия «пребывала в спокойствии».

Царица Тамара. В единоличное царствование Тамары (1184–1213) «царство абхазов и картвелов» достигло максимальных размеров и мощи. Однако заложенная Давидом IV централизация уже пошла на убыль: знать определила и личную судьбу Тамары, сначала выдав ее замуж за русского князя Юрия Боголюбского, а затем за связанного с ней кровным родством осетинского царевича Давида Сослана. Следующее пятилетие ушло на борьбу с отправленным в Византию Юрием Боголюбским, дважды безуспешно вторгавшимся в Закавказье. В первом случае его поддержал и Вардан Дадиани, наместник Тамары между Лихским хребтом и Никопсией. Как сказано в источнике, Дадиани с этой целью «собрал всю Сванетию, Абхазию, Мегрелию, Гурию…» Войска Тамары затем почти два десятилетия вели кровопролитные завоевания окрестных областей и стран, одерживая победы над иранскими, турецкими, армянскими, византийскими феодальными владыками.

В 1208 году, после смерти Сослана, Тамара сделала своим соправителем сына Георгия, которому при рождении дали второе имя — Лаша. Это имя, как отмечает летописец, «с языка апсаров переводится как просветитель вселенной». Таким образом, еще в конце ХII века при дворе «царей абхазов и картвелов» был хорошо известен и пользовался уважением язык предков современных абхазов (апсаров — апсуа). Собственно абхазы принимали участие во встрече азербайджанских правителей в Тифлисе, в Басианском, Шамхорском и других сражениях. Согласно источникам, царица Тамара в летние месяцы часто отправлялась в Колхиду, в том числе и в Цхум (современный Сухум), где «приводила в порядок дела», охотилась, отдыхала. В этот период во главе Цхумского воеводства, как тогда называлась современная Абхазия, стоял феодал Дотагод Шарвашис-дзе. Похоронена Тамара в родовой усыпальнице в Гелати.

Георгий IV Лаша. Сын Тамары (1213–1222) много лет потратил на усмирение периодически восстававших Ганджи, Нахичевани, Эрзерума и других центров. Весть о победах Георгия дошла до римского папы Гонория III, который предложил ему участвовать в очередном крестовом походе. Однако в 1220 году у восточных границ объединенного царства появилось 20-тысячнное войско монголов, посланных Чингисханом. Первое сражение монголы у Лаши выиграли, от второго уклонились. Собственно абхазы упоминаются среди участников сражения за Ганджу. Сообщают источники и о том, что Лаша в летние месяцы неоднократно охотился в «Цхуме и в Абхазии».

Русудан. Лашу на престоле сменила его младшая сестра Русудан (1222–1245). В 1225 году восточные области «царства абхазов и картвелов» были опустошены хорезмийским шахом Джелал-эд-Дином, после Болнисского сражения полностью отторгнувшим эту территорию от западных районов государства. Русудан вынуждена была бежать в Кутаис, где, как сообщает летопись, «призвала все войска свои — абхазов, Дадиано-Бедианов, рачинского воеводу и католикоса Абхазии, и провозгласили (они) царем Давида, сына Русудан, благословили на царство в Кутаиси и возложили ему на голову корону». Произошло это в 1230 году, когда Давиду было пять лет. Коронация «на царство в Кутаиси» и первое упоминание в этой связи «абхазского католикоса» является показателем не только начала распада «царства абхазов и картвелов», но и осуществившегося тогда же восстановления равного по полномочиям Мцхетскому католикосату нового церковного организма с центром в Пицунде.

Дальнейшие попытки Русудан восстановить государство в прежних границах были безуспешными: началось вторжение монголов. В 1243 году Русудан признала верховную власть хана Батыя. Монгольские войска разместились в Восточном Закавказье, Русудан была обязана ежегодно выплачивать 50 тыс. золотых, а ее сына Давида VI отправили к великому хану монголов для утверждения на престоле. «Царство абхазов и картвелов» было разделено монголами на восемь думенов (провинций), в один из которых наряду с собственно Абхазией вошли Мегрелия, Гурия, Аджария и Сванетия. По грубым подсчетам того времени, население всей этой области, попавшей под начало Дадиани, составляло 60 тыс. человек и должно было выставлять 10 тыс. воинов.

Собственно абхазы упоминаются среди участников сражения с Джелал-эд-Дином в 1228 году. Интересно, что когда в 1243 году объединенная грузино-монгольская армия Русудан вторглась в Малую Азию, то сопротивление ей оказал Эрзинкский султанат, войско которого возглавлял «прославленный абхазец» Дардын Шервашис-дзе. Судя по всему, представители феодальной верхушки Абхазского воеводства в тот период вышли из повиновения Русудан. «Пребывающие дальше всех» абхазские феодалы приняли участие и в антимонгольском заговоре 1247 года.

«Это царство,- писал Хетум,- разделяется на две части. Одна часть называется Грузия, а другая — Апвас (Абхазия). Там всего было два царя, один из которых, т. е. грузинский царь, подчиняется самодержцу Азии, а абхазский царь силен народами и неприступными твердынями, поэтому ни самодержец Азии, ни монголы не могли взять его под свое иго…».

Место собственно Абхазии и абхазов в истории объединенного «царства абхазов и картвелов» достаточно ясно определяется источниками. Знакомство с языком абхазов при дворе грузинских царей, тридцатилетнее господство византийской администрации в Анакопийской округе в ХI веке, титулатура продолжавших политику династии Леонидов абхазо-картвельских царей («царь абхазов», византийские звания и т. д.), участие абхазских феодалов и воинов во всех важнейших событиях истории «царства абхазов и картвелов» ХI-ХIII веков, в том числе и их периодический сепаратизм по отношению к центральной власти, другие факты отражают индивидуальность абхазов, наличие у них собственного языка, политической ориентации и лидеров.

Абхазо-картвельское царство не являлось строго централизованным государством. Его экономическая база не позволяла основательно скрепить политическое единство. Не было капитальных дорог и строго очерченных границ, определявшихся обычно теми пунктами, до которых доходили царские отряды. После ухода последних, завоеванные области часто становились независимыми.

Сидевшие на местах вельможи стремились использовать любые возможности для нарушения единства и освобождения от власти царя. Сепаратистские тенденции были характерной чертой феодальной верхушки, в том числе и абхазских владетелей.

Как полагают, в ХI-ХII веках общественно-экономический строй населения приморских районов собственно Абхазии принял основные формы развитого феодализма. Параллельно завершилось и формирование абхазской феодальной народности. Если на рубеже Х-ХI веков эта территория была еще разделена между тремя воеводствами — Абхазским (включавшим историческую Абасгию и часть Джигетии-Зихии между Анакопией и Никопсией), Цхумским (объединившим территорию бывших Апсилии и Мисимини) и Бедийским (охватившим восточные районы Апсилии и Мисиминии и западные области древней Лазики), то в ХII веке первые два образования сливаются в одно воеводство с центром в Цхуме (современный Сухум). В источниках эпохи царицы Тамары это воеводство выступает сложившимся образованием с собственными администрацией, столицей и языком. Поэтому юридическое оформление этого единства логичнее отнести ко времени Давида Строителя, точнее к 1121 году, когда он «схватил и наказал» в окрестностях Пицунды скорее всего представителей администрации Абхазского воеводства.

Во главе Цхумского воеводства стояли представители рода Шервашидзе-Чачба. Двойное оформление их фамилии является, скорее всего, результатом скрещения двух родов, первоначально имевших различное происхождение. Второй вариант этой фамилии (Чачас-дзе) известен с середины ХI века (полководец Отаго Чачас-дзе, возглавлявший осаду Анакопии). Первый деятель из рода абхазских Шервашидзе упоминается в эпоху царицы Тамары. Свое происхождение князья Шервашидзе ведут от восточнозакавказских Ширван-шахов, владения которых были завоеваны Давидом Строителем.

Главную организующую роль в регионе играл город Цхум (ныне Сухум), который в грузинских источниках фигурирует не только как административный центр Цхумского воеводства, но и как главный город «Апшилети», т. е. Апсилии. Кварталы города располагались на левом берегу реки Беслетки, где в конце ХI-ХIII веках стояло множество деревянных строений, разделенных переулками, соединявшими пристань, торговую площадь и кладбище. Во время эпизодических раскопок на этой территории обнаружены крупные сосуды для хранения жидких и сыпучих продуктов (пифосы-ахапшьа), местная и привозная кухонная и столовая посуда, в том числе чаши, тарелки, кувшины, светильники, покрытые разноцветной поливой, завозившиеся сюда византийскими торговцами из Крыма, Константинополя, Трапезунда и Восточного Закавказья. В городе работали свои гончары, плотники, каменщики, кузнецы и т. д.

В случае опасности горожане укрывались в укреплении на соседней возвышенности, когда-то известном под названиями Цхум и Акуа, а ныне носящем имя Баграта. От города в глубь страны вели дороги и тропы, соединявшие его с довольно многочисленны ми монастырями, феодальными поместьями и сельскими усадьбами в окрестностях. Среди других населенных пунктов, игравших важную роль в экономике и культуре края, следует назвать портовые городки в Анакопии, Питиунте, Никопсии Зиганисе, а также епископские центры в Лыхны, Мокве, Бедии и ряд других.

В конце XIII века Цхум из центра крупной области «царства абхазов и картвелов» превратился в периферийный городок Сабедиано. Однако выгодное географическое положение и развертывание генуэзской торговли и после утраты статуса резиденции Шеваршидзе сохранило за ним положение крупнейшего городского поселения в регионе. Городу возвращается его древнее имя — Себастополис.

Помимо Себастополиса на побережье нынешней Абхазии были основаны и другие фактории генуэзцев — Какари (Гагра), Санта-София (Алахадзы), Пецонда (Пицунда), Каво-ди-Буксо (Гудаута), Никоффа (Анакопия), Таманса (Тамыш) и др. В административном отношении все эти колонии были подченены городу Каффе (современная Феодосия в Крыму) — главному центру генуэзцев в Черноморье.

Генуэзцы ввозили в Абхазию множество разнообразных товаров, среди которых преобладали промышленные изделия и редкие предметы быта и роскоши. Генуэзкая торговая экспансия в целом активизировала хозяйственную деятельность местного населения, способствовала развитию ремесел, развивала экономические, политические и культурные связи между различными районами кавказского побережья и развитыми центрами Европы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *