атилла вождь гуннов биография кратко
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Легендарный правитель гуннов Аттила, который создал державу, простиравшуюся от Волги до Рейна, родился около 406 г. в Паннонии, провинции Римской империи (ныне Задунайский край в Венгрии). Аттила был одним из самых успешных варварских правителей гуннской империи и известен в первую очередь своими успешными набегами на Восточную и Западную римские империи.
Пожалуй, нет другого человека во всей истории человечества, которого бы боялись настолько, как Аттилу. Он был известен под прозвищем «бич божий», поскольку оставлял только разруху и полное опустошение везде, где бы не появлялся. Аттила и его брат Бледа были названы соправителями гуннов в 434 году, после чего два брата занялись укреплением империи гуннов. Братья пытались расширить свою империю на востоке, напав на Персию, но потерпели поражение от Сасанидов.
С Восточной Римской империей сначала братья предпочли договориться «полюбовно», подписав с ней мирный договор, согласно условий которого Аттила и Бледа лично должны были платить римлянам 700 фунтов золота в год. Тем не менее, Аттила и его брат нарушили этот мирный договор и предприняли серию атак на Восточную Римскую империю, переправившись через реку Дунай.
После этого могущественный гунн обратил свое внимание на запад, в сторону Франции. Он собрал армию численностью полмиллиона и вторгся в Галлию (ныне Франция). Но здесь непобедимый, казалось, Аттила был разбит в битве при Шалоне в 451 году полководцем Западной Римской империи Аэцием, который объединил свои армии с с вестготами, чтобы противостоять вторжению варваров. В 452 году Аттила, оправившись от поражения, вторгся в северную Италию, заставив Валентиниана III бежать в Рим. После того, как «бич божий» разрушил много городов в Северной Италии, с ним лично встретился Папа Лев I и каким-то чудом убедил кровожадного завоевателя не идти на Рим.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Историк Иордан через сто лет после смерти Аттилы так передал описание его внешности и характера:
«Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения».
В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бич Божий (flagellum Dei) или Гнев Божий.
В более позднее время Аттилу стали рассматривать как символ дикого варварства, несущего одни только разрушения.
«Бич Божий» для христианских Римских империй – Восточной и Западной
За свою длительную историю Восточная и Западная Римские империи не часто сталкивались с таким грозным противником, как племена гуннов, и их воинственным вождем.
Аттила принадлежал к правящей династии многочисленного кочевого народа. После смерти своего дяди Руги (Ругилы) он вместе с братом Бледой наследовал царскую власть над племенами гуннов, которые пришли в Паннонию (современную Венгрию) из далеких волжских степей. Эта область была уступлена гуннам Западной Римской империей вместе с ее населением.
Совместное царское правление не было редкостью для того времени: один из соправителей руководил гражданской жизнью, другой становился главнокомандующим.
Аттиле досталось управление войском гуннов, прирожденных конных воинов. Вне всякого сомнения, это было призванием молодого царя-соправителя, горевшего желанием совершить не один завоевательный поход против своих соседей, прежде всего христианских империй. При этом Аттила тяготился тем, что ему приходилось делить власть с единокровным братом Бледой, который и не предполагал, какого конкурента имеет в лице Аттилы.
Совместное правление племянников царя Руги длилось с 434 по 445 год.
Чтобы не быть истребленными, этим народам приходилось присоединяться к гуннскому военному союзу. Более того, у всех у них был один общий противник в лице двух Римских империй. В скором времени Аттила превратился в могущественного властелина.
В Константинополе и Риме с тревогой наблюдали за тем, как на северных границах двух огромных империй христианского мира образовалось сильное государство «варваров». Правители Восточной и Западной Римских империй не могли не понимать, что рано или поздно полчища гуннов обрушатся на их державы. Вопрос был только во времени и в том, куда направит свою конную армию Аттила.
Особенно большую опасность воинственные гунны представляли для ближайшей к ним Римской империи – Восточной.
Для защиты от них в 413 году были построены новые крепостные стены вокруг Константинополя – «Феодосиевы стены», укреплена дунайская граница.
Свою резиденцию царь гуннов разместил в Верхней Венгрии, недалеко от современного города Токая.
Готский историк VI Иордан, служивший Риму и проживавший в этом городе, описывает столицу Аттилы со слов современного ему историка Прииска, входившего в состав посольства римского императора к варварам:
«…Переправившись через громадные реки… мы достигли селения, в котором стоял король Аттила; это селение… было подобно обширнейшему городу; деревянные стены его, как мы заметили, были сделаны из блестящих досок, соединение между которыми было на вид так крепко, что едва-едва удавалось заметить – и то при старании – стык между ними. Видны были и триклии (столовые древнеримского дома), протянувшиеся на значительное пространство, и портики, раскинутые во всей красоте. Площадь двора опоясывалось громадной оградой: ее величина сама свидетельствовала о дворце.
Это и было жилище короля Аттилы, державшего (в своей власти) весь варварский мир; подобное обиталище предпочитал он завоеванным городам».
В 443 и 447–448 годах Аттила обрушился на Восточную Римскую империю, совершив два удачных похода. Он разорил имперские провинции Нижнюю Мизию, Фракию, Иллирию – то есть всю северную часть Балканского полуострова. Войско гуннов дошло даже до столицы империи Константинополя, угрожая взять его штурмом.
Встреча Папы Льва с Атиллой
Обширная Восточная Римская империя оказалась не в состоянии противостоять степным полчищам завоевателей, а система пограничных крепостей и застав на горных перевалах Балканских гор просто не могла выдержать их натиска.
Для того времени это была огромная сумма, и императорская казна с большими потугами смогла выплатить первую годовую дань.
Однако Константинополю пришлось до поры до времени смириться, ибо в противном случае Восточную Римскую империю ожидало немедленное, новое вторжение гуннов.
О набегах гуннов во главе с бесстрашным Аттилой складывались легенды.
Они умело обходили препятствия и в любой момент могли оказаться в неприятельском тылу. Битвы гуннская конница начинала с того, что засыпала вражеские ряды тучами разящих стрел, которые выпускались всадниками на полном скаку. Только после того как неприятель оказывался сильно расстроенным, завязывались рукопашные схватки.
После смерти императора Феодосия II императрица Пульхерия и ее супруг Маркиан «в вежливых тонах» отказались платить гуннам огромную и непосильную дань золотом. Это был очень смелый шаг правителей Константинополя. В ожидании большой войны с варварами для защиты столицы империи стали стягивать из провинций значительные военные силы. Однако нового похода гуннов на Константинополь не последовало – их вождь Аттила обратил свой взор завоевателя уже на Западную Римскую империю.
Поводом для начала войны с этой империей послужил отказ царю Аттиле в руке Гонории, сестры западноримского императора Валентиана III. По другим данным, Гонория сама обратилась за помощью к Аттиле. Тот потребовал у ее венценосного брата не только руки девушки, но и в качестве приданого за ней – половину Западной Римской империи.
Однако к тому времени император Валентиан III успел заключить долговременный союз с королем вестготов Теодорихом I, имевшим многочисленную армию.
Аттила, естественно, узнал об этом, но такой военный союз его вовсе не устрашил. Собрав все свои силы, он выступил в начале 451 года из Паннонии в большой поход на запад. Древняя Европа еще не переживала такого нашествия варваров.
Риму казалось, что против него поднялись на войну все кочевые народы Придунавья и его далеких окраин: кроме гуннов в войске Аттилы были подвластные ему племена – гепиды, ругии, герулы, остготы, скиры, часть франков и другие.
По некоторым данным, войско Аттилы состояло из 500 тысяч конных воинов, что, по всей вероятности, является сильным преувеличением современников. Но в любом случае оно для той эпохи было огромным.
Стремительно пройдя через всю Германию, гунны и их союзники обрушились на Галлию, успешно перейдя полноводный Рейн. Большие реки не являлись для них серьезной преградой. Все, встречавшееся на их пути, предавалось опустошению и огню. Там, где проходили конные полчища «Бича Божьего», оставались пожарища и развалины.
Укрыться от кочевников можно было только в лесах или за крепостными каменными стенами городов-крепостей или феодальных замков. На овладение ими гунны не тратили время. Аттила, прекрасно усвоивший тактику конных набегов большими силами, старался не задерживаться долго на одном месте. В противном случае его конная армия утрачивала возможность внезапно напасть на врага и быстро одержать победу.
Однако гунны уже умели брать приступом крепости. В том походе на Западную Римскую империю войско Аттилы разорило Трир, Мец на Мозеле, Аррас и многие другие укрепленные города. Местные правители не решались на сражения в чистом поле с конными гуннами, предпочитая отсиживаться за стенами крепостей.
Вождь гуннов отвел свою армию от Орлеана и расположился походным лагерем на Каталуанской равнине вблизи города Труа, изготовившись к битве. Местность давала ему прекрасную возможность маневрировать многочисленной конницей.
Полководец Аэций и король Теодорих I не замедлили явиться на берега реки Марна. Здесь в 451 году и произошла знаменитая в мировой истории битва на Каталуанских полях между римлянами и их союзниками, с одной стороны, и гуннами и их союзниками – с другой. Под знаменами полководца Аэция, помимо собственно римлян сражались вестготы, франки, бургунды, саксы, аланы, жители Арморики – северо-западной области Галлии.
Сражение состоялось на обширной открытой равнине. Битва началась, как и ожидалось, яростными атаками конных лучников гуннов. Правый фланг и центр союзников с трудом выдержали натиск гуннов и устояли на месте, хотя варвары беспрерывно засыпали врага тучами стрел.
На правом же фланге воинственные вестготы в самый разгар сражения предприняли атаку и разбили противостоящего им противника. В той схватке погиб их любимый король Теодорих I. Решив не испытывать больше судьбу в этот день, Аттила был вынужден вернуться в свой лагерь. На Каталуанских полях он понес огромные потери в людях и конях. Римляне и вестготы не решились напасть на отходивших с поля битвы гуннов. Продолжение сражения могло обернуться для них поражением.
Вестготы, омраченные гибелью своего короля, отказались от продолжения борьбы. Не пошел на это и царь Аттила – он беспрепятственно вывел свою конную армию из Галлии в степи. Гунны ушли за Рейн в свои пределы, но при отходе им пришлось оставить часть своей военной добычи.
В следующем, 452 году, гунны снова предприняли поход на Западную Римскую империю.
Прорвавшись через пограничную укрепленную линию, они опустошили Северную Италию, разрушили города Аквилею, взяли большой и богатый торговый город Милан и подошли к самому Риму.
Горожане и римский гарнизон стали спешно готовиться к отражению штурма. Однако войск в самом городе оказалось мало, и поэтому среди римского населения началась настоящая паника из-за страха перед варварами, стоявшими на виду крепостных стен и порой подходивших к ним на дальность полета стрелы. Положение римлян было столь опасным, что Аэций даже советовал императору Валентиану III бежать из Италии в какую-нибудь отдаленную провинцию.
Аттила осадил было Вечный город, но немедленно штурмовать его не стал, согласился на мирные переговоры. Одной из причин этого стали многочисленные болезни в рядах его войска, от которых оно заметно сократилось. Но об этом в осажденном Риме не знали. Была и еще одна серьезная причина ухода гуннов из Италии – на Апеннинском полуострове свирепствовал голод.
Именем императора Валентиана III Римский Папа Лев I купил за большие деньги желанный мир у царя гуннского народа. После этого Аттила покинул Италию и ушел к себе в Паннонию на привольные венгерские равнины, распустив союзников по домам. По всей вероятности, он решил у себя дома собраться с силами для новых завоеваний.
Итальянский поход гуннов стал причиной появления на свет одного из красивейших городов современного мира – Венеции. Уцелевшие от погромов варваров жители Северной Италии бежали на острова и лагуны в северной части Адриатического моря, заселили их, и там в дальнейшем появилась знаменитая Венеция. Очень скоро она превратилась в один из богатейших купеческих городов Средиземноморья, обладавший многочисленным торговым и сильным военным флотом.
Со смертью царя Аттилы государство гуннов быстро утратило свое могущество. Его многочисленные сыновья-наследники не смогли сохранить мощь конной армии гуннов и воспрепятствовать вспыхнувшей межплеменной розни. Начались восстания покоренных племен, подавить которые у гуннов уже не было сил.
Царство Аттилы полностью распалось через двадцать лет после его загадочной смерти.
Такова была историческая судьба многих держав, основанных на авторитете и силе их создателя – великого завоевателя. Большинство гуннских племен ушло в Причерноморье, а оставшиеся гунны на Нижнем Дунае превратились в византийских федератов.
Аттила был великим полководцем.
Отличительной особенностью его тактики являлось умелое маневрирование конницы и сбережение воинов в сражениях благодаря искусству лучников. Его армия никогда не имела обременительных обозов, поскольку все необходимое им на войне гунны возили на лошадях. Ко всему прочему царь-завоеватель, помимо полководческого таланта, обладал еще и неукротимым боевым духом, который на войне передавался не только его воинам, но и союзникам.
Атилла из венгерского музея
Большинство историков считает Аттилу жестоким варваром, всю свою жизнь стремившимся сокрушить христианский мир.
Однако умалять или умалчивать его полководческие заслуги никто из них не решается. Римский историк Иордан, автор труда «О происхождении и деяниях готов», так писал о гуннском царе Аттиле:
«Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил на всех трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением».
Аттила, завоеватель Европы или божий бич с берегов Волги
Предводитель гуннов, прошедший в 5 веке кровавым походом от Поволжья до Рейна, не оставил после себя ничего, кроме страшной памяти.
Древний вождь гуннов Аттила — один из самых загадочных персонажей европейской истории. Про зловещего завоевателя слышали все, но никто не знает, когда и где он родился и от чего умер. По одной из версий, имя Аттила произошло от исковерканного «Итиль» — древнего названия Волги. То есть «Аттила» значит просто «Волжанин». На исторической сцене он появился в конце 440-х годов. Видевший его византиец Приск Панийский писал, что «его борода чуть тронута сединой». Из этого историки делают вывод, что будущий вождь гуннов родился в начале 5 века.
Гуннская орда появилась в восточной Европе во второй половине 4 века. Ученые считают, что местом изначального проживания этого народа были территории к северу от Китая, и отождествляют гуннов с упоминавшимся в китайских хрониках тюркским племенем хунну. Геополитические события в восточной Азии 3 века заставили хунну тронутся с обжитых мест и двинуться на запад. В пути племя покоряло и ассимилировало тибетские, сибирские и финские народы. Перевалив через Урал и Волгу, гунны подавили сопротивление причерноморских скифов и аланов. На несколько десятилетий нашествие остановилось у границ Восточной Римской империи.
Нашествие варваров, или кочевники против Византии
Присутствие неподалеку богатой Византии явно раздражало Аттилу, и в 447 году он вторгся в её балканские владения. Посланное против гуннов войско было разгромлено, и уже через несколько месяцев кочевой вождь смог диктовать свои условия гордым ромеям. Он потребовал от императора Феодосия две тонны золота в качестве контрибуции, плюс ежегодную дань в 700 килограммов драгоценного металла. Помимо этого гунны возвращали каждого пленного лишь за 12 золотых монет, а если кто-то убегал из плена домой без выкупа, то его полагалось вернуть назад в полон.
Гунны, захватившие балканские владения Византии, потребовали прекратить на этих территориях земледелие. Для переговоров в ставку Аттилы в 448 году были направлены дипломаты, среди которых находился Приск Панийский. В своих донесениях он подробно описал вождя гуннов. Аттила был невелик ростом, но физически очень крепок. Его большое круглое лицо украшали маленькие глазки, приплюснутый нос и редкая бороденка. Цвет его кожи утонченный византиец назвал «отвратительным», зато подчеркнул, что Аттила был неприхотлив в быту, презирал богатые украшения, а на пирах, в отличие от своих приближенных, ел из простой деревянной миски.
Про вторжение гуннов в Галлию источники сообщают скупо. Известно, что кочевники быстро захватили Мец, Кёльн, Труа и осадили Орлеан. Гунны уже почти додолбили стены своими таранами, как вдруг на помощь орлеанцам подошло соединенное войско римлян и вестготов. Аттила снял осаду и дал противнику генеральное сражение на Каталаунских полях. Где именно находились эти поля и когда точно произошла битва, — неизвестно. Историки предполагают, что сражение случилось в начале июля где-то в Шампани. Обе стороны понесли тяжелые потери. Обескровленные гунны укрылись в своем лагере, окружив его повозками. От окончательного разгрома спасло их лишь то, что в битве погиб король вестготов, а сменивший его сын больше опасался не гуннов, а собственных братьев. Пока в Галлии шли междоусобные разборки, Аттила отвел остатки своей армии за Дунай зализывать раны.
Следующим летом Аттила двинулся в сторону Италии. Обойдя Альпы по побережью, гунны захватили всю провинцию Венетия и штурмом взяли Медиоланум (современный Милан). Этот город всего несколько десятилетий назад был столицей Западной Римской империи. В одном из роскошных дворцов Аттила увидел фреску, на которой у подножия императорского трона валялись поверженные скифские вожди. Завоеватель приказал найти автора и заставил его переписать картину. Новый вариант демонстрировал практичность гуннского вождя. Теперь на троне сидел он сам, а императоры и правители завоеванных им стран не лежали связанные, а ссыпали к его ногам груды золота.
Летом 453 года гунны вновь вторглись в Галлию, стремительным броском добравшись до долины Луары. Здесь Аттила решил совместить полезное с приятным: дать отдых своим воинам и отпраздновать собственную свадьбу. Жен у него к тому времени имелось множество, но захотелось ещё одну. Завоевателю понравилась знатная германка Ильдико. Возможно, она была дочерью короля Бургундии. Никто не осмелился перечить Аттиле, и он забрал немецкую красавицу в свой гарем.
После пышной тризны тело Аттилы захоронили в трёх гробах — золотом, серебряном и железном. Чтобы охочие до драгоценных металлов осквернители могил не потревожили прах, всех рабов, участвовавших в погребении, убили. Сразу после смерти отца между многочисленными сыновьями Аттилы началась грызня за право управления созданным им государством. В результате этой междоусобицы всего через несколько лет огромная империя гуннов перестала существовать. В 469 году голову последнего короля гуннов, одного из сыновей Аттилы принесли императору Византии, страны, существованию которой всего 20 лет назад угрожал вождь кочевников. К концу 5 века остатки гуннов бесследно растворились среди некогда покоренных ими народов.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Многие события древнего мира до сих пор привлекают внимание историков. Причиной такого внимания обычно являются спорные вопросы, ответы на которые до сих пор не получены. К ним относится и вопрос о происхождении гуннов — союза воинственных варварских племен, который сформировался путем смешения различных этнических групп во II — IV веках на территории Великой Евразийской степи, Приуралья и Приволжья.
Василий Никитич Татищев, русский историк, тоже пытался определить принадлежность гуннов к какому-либо народу. Он писал, что угры и обры, называемые иностранными историками аварами и гуннами широко известны. Славянский летописец Нестор считал угров славянами, а обров — сарматами. Но в историческом Лексиконе их считали одним родом. Лично Татищев полагал, что среди угров и обров было много славян, присоединившихся вследствие гуннских завоеваний. Угры — значит обитающие у Кавказских гор от рек Куме, Терку до Сулака, т.е. имя дано по месту обитания, что происходило в древности достаточно часто. Сами себя угры называли куманами. Птолемей же упоминал угров в качестве матер, коноплен, сабочей и других племен. Татищев подчеркивает, что сам Птолемей в тех местах не бывал, а лишь перевел славянские источники и выдал их за свои труды. Плиний называл славян есседонами (исседонами), а Страленберг называл племена, живущие от Волги до гор и по Дону, ойгурами (уграми).
Иордан, будучи неприятелем угров и гуннов, по мнению Татищева, «сложил весьма смешную и глупую басню». Филимер, король готов, пришедший в Паннонию, выгнал из своего войска несколько колдуний, которые, прелюбодействуя с фавнами и лешими, породили гуннов.
Многие историки по незнанию домысливали и придумывали исторические факты, что, по мнению Татищева, с честью историка не согласуется. А Библию «прямо как ковер Мелитриссы употребляют, и на все, что только хотят, натягивают». Греки и римляне же многие имена переводили до приятного звучания в своем языке.
Кочевое общество варваров было очень динамичным, но их социальный строй – загадка. Письменность в обществе гуннов отсутствовала. Песни, которые гунны слагали о своем предводителе Атилле, со временем затерялись бы в истории, если бы не свидетельства римских и греческих путешественников и историков, но и в песнях отсутствуют данные об их происхождении. Степная кочевая жизнь и постоянные набеги не способствовали увековечиванию побед в письменных источниках. Кочевники не занимались ручным трудом, ремеслами и земледелием. Греческие мастера обменивались с гуннами своими изделиями, за которые те платили золотом, мехами или захваченными трофеями. Поэтому археологические раскопки ничего не дали, а все, что археологи находили, с тем же успехом можно приписать и скифам до или после правления Атиллы, римским и греческим мастерам. Например, в начале 40-х гг. XX века профессор Альфеди описал, как минимум, четыре предмета явно гуннской принадлежности. Венгерский же археолог Золтан определил их как римские, так как в местах, где располагались стоянки кочевников, были найдены только римские монеты. Остатки погребений гуннов находили в Закарпатье, Ростовской, Архангельской, Одесской, Николаевской и Херсонской областях, в Крыму и Феодосии. Поверх захоронений клали чучело коня. Множество подобных захоронений находят в России и Казахстане.
Все государства, находящиеся на территории стоянок гуннов: Россия, Украина, Польша, Болгария, Хорватия, Венгрия, Турция, Германия, Чувашия, Казахстан и многие другие, претендуют на родство с Атиллой и гуннами. И, скорее всего, все имеют для этого достаточно оснований.
С гуннами связывают Великое переселение народов. Великое переселение – это и Великое смешение родов и национальностей, да и в войске гуннов были люди различных кровей, многие присоединялись к Атилле, чтобы все вместе продолжать набеги. Облик полководца Атиллы древними источниками изображается по-разному, не говоря уже о его дальнейшей исторической интерпретации. То он похож на монгола, то на араба, то на голубоглазого и светловолосого воина (киммериец, скандинав, склавянин). Даже один из самых главных исторических источников, воевода Приск Паннийский, создал, по всей видимости, собирательный образ. Там, где отсутствовали реальные данные, добавил уже существующие стереотипы.
Атилла собрал «наемников» со всех завоеванных территорий для дальнейшего захвата и грабежа. Имя его осталось в истории лишь благодаря серии удачных набегов на Византию и Древний Рим, где уже существовали письменность и историки, которые и запечатлели историю набегов. Но запечатлели только с одной стороны. Со стороны тех, кого изрядно потрепали набеги гуннов. Со стороны тех, кто был вынужден платить дань страшным варварам и вряд ли испытывал к ним симпатию.
По концепции Г. Вирта (первый руководитель Аненербе), Атилла намеревался создать свое политическое государство, но хаотичность набегов, отсутствие военной логики и тактики, а также странные отношения с Римской империей не позволяют принять данную концепцию.
Аммиан Марцелин описывал воинов, чья жизнь без набегов немыслима, настроение переменчиво, они легко отказываются от своих намерений, обещаний и союзников, с которыми заключили перемирие. Это может и свидетельствовать о наличии нескольких объединений, не связанных между собой.
В бой они бросаются, выстроившись клином, издавая воинственный клич: «Хурра!». Ненадежны в слове, не имеют религии и суеверий, ограничивающих их в действиях, жестоки по отношению к побежденным, включая детей и женщин. Практически неразделимы со своими лошадьми, живут на них: едят, спят и заключают торговые сделки.
А ведь подобное единение с лошадью в истории уже происходило. В начале VII в. до н.э. у границ Китая появились неизвестные воины. Сражения они вели, слившись воедино со своими лошадьми, не соскакивая на землю, как это было принято. Настолько стремительными были их действия, настолько воины и кони казались едиными существами, почти фантастическими, что они дали начало легенде о кентаврах. Тысячи светлокожих, голубоглазых и белокурых воинов, которых китайцы прозвали жуну (сюнну), в течение двух тысячелетий сражались с миллионами китайцев. До тех пор, пока не появилась китайская стена. Воины, как и гунны позднее, умело пользовались луком. Профессор Дегинь, живущий в 18 веке, выдвинул гипотезу об идентичности гунну с сюнну. Но доказательств тождественности так и не обнаружили.
Гуннами также назывались все нашествия варваров с северо-востока после смерти Бича Божьего. Так позднее стали называть Атиллу в ранней средневековой литературе, где ему отводили роль варвара-разрушителя. На примерах борьбы с Бичом Божьим прославлялись деяния святых и совершались чудеса на благо укрепления веры.
Степные варвары досаждали более развитым государствам, и именно тогда их начинали замечать. Прекращались нападения, и легендарные воины «внезапно исчезали». Может быть, причина внезапных появлений и исчезновений кроется именно в этом? И тогда необходимо признать, что гунны – причина и результат Великого переселения.